Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 03.12.2012 N Ф09-11176/12 ПО ДЕЛУ N А07-7515/2012

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 декабря 2012 г. N Ф09-11176/12

Дело N А07-7515/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 декабря 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сухановой Н.Н.,
судей Татариновой И.А., Поротниковой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Центр" (ИНН 0274109257, ОГРН 1060274006363; далее - товарищество, ТСЖ "Центр") на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2012 по делу N А07-7515/2012 Арбитражного суда Республики Башкортостан.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняла участие представитель инспекции - Курбанова Н.Ф. (доверенность от 19.10.2011 N 12561).

ТСЖ "Центр" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к государственной жилищной инспекции Республики Башкортостан (далее - инспекция, контролирующий орган) о признании недействительным предписания от 17.04.2012 N 130-12-035-073.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: открытое акционерное общество "Газ-Сервис" (далее - общество "Газ-Сервис"), Комитет по управлению муниципальной собственностью администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, администрация городского округа г. Уфа Республики Башкортостан.
Решением суда от 20.06.2012 (судья Крылова И.Н.) заявленные требования удовлетворены.
При этом суд исходил из правомерного возложения обязанности по заключению договора на техническое обслуживание газоиспользующего оборудования на ТСЖ "Центр". Вместе с тем суд указал, что контролирующий орган при вынесении обжалуемого предписания вышел за пределы своей компетенции, в связи с чем пришел к выводу о признании недействительным оспариваемого предписания.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2012 (судьи Плаксина Н.Г., Арямов А.А., Костин В.Ю.) решение суда отменено. В удовлетворении заявленных требований ТСЖ "Центр" о признании недействительным предписания инспекции отказано.
Апелляционный суд исходил из того, что оспариваемое предписание соответствует закону и пришел к выводу о том, что оснований для удовлетворения заявленных требований у суда первой инстанции не имелось.
В кассационной жалобе товарищество, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права и, выражая несогласие с выводами суда, просит обжалуемый судебный акт отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции. Заявитель жалобы указывает, что согласно извещению от 01.10.2007 N 1 застройщиком МУП "ИСК г. Уфы" передан на баланс ТСЖ "Центр" жилой дом, при этом согласно акту приема-передачи жилого дома от 01.10.2007 наружный и внутренний газопроводы находятся на балансе предприятия "Уфагаз", на настоящий момент наружный и внутренний газопроводы на баланс ТСЖ "Центр" не переданы.
При вынесении решения применены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491; в настоящее время вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 06.06.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
ТСЖ "Центр" поясняет, что договоры на поставку коммунальной услуги "газоснабжение" с собственниками жилых помещений им не заключались, подачу газоснабжения оно не производило, поскольку договоры на услугу "газоснабжение" собственники жилых помещений заключают самостоятельно непосредственно с обществом "Газ-Сервис", обходя ТСЖ "Центр". Общество "Газ-Сервис" является ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальной услуги "газоснабжение".
По мнению заявителя кассационной жалобы, ТСЖ "Центр" не обязано заключать договор на обслуживание внутридомового газового оборудования, поскольку является ненадлежащим лицом, в отношении которого выдано предписание об устранении выявленных нарушений.
Кроме того, товарищество указывает на то, что инспекция при вынесении обжалуемого предписания вышла за пределы своей компетенции.
В отзыве на кассационную жалобу общество "Газ-Сервис" отклоняет доводы заявителя. По его мнению, оспариваемое предписание не содержит неясностей; товарищество как организация, ответственная за содержание общего имущества в многоквартирном доме и предоставление коммунальных услуг надлежащего качества, обязано своевременно заключать договоры.

Проверив законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции не нашел оснований для его отмены.
В соответствии с п. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с п. 2 ст. 161 Жилищного кодекса собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Судами установлено, что собственниками помещений многоквартирного дома N 97 по ул. Чернышевского в г. Уфе избран способ управления многоквартирным домом - ТСЖ "Центр".
В силу ст. 39 Жилищного кодекса правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающим соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме (п. 10 Правил).
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда утверждены Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), согласно которому обязанностью организации, осуществляющей техническое обслуживание жилищного фонда, является проведение комплекса работ по поддержанию в исправном состоянии зданий и инженерных систем в течение установленного срока службы, а также организация и планирование текущего и капитального ремонта.
Согласно п. 4 Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 26.06.2009 N 239 (далее - Порядок N 239), техническое обслуживание ВДГО включает в себя техническое обслуживание и ремонт наружных и внутренних домовых газопроводов сети газопотребления, а также техническое обслуживание и ремонт бытового газоиспользующего оборудования. Минимальный объем работ по обслуживанию ВДГО для обеспечения его исправного и работоспособного состояния, указанный в приложении N 1 к Порядку N 239, включает в себя и техническое обслуживание газоиспользующего оборудования.
В соответствии с положениями Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (далее - Правила поставки газа), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549, наличие договора на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования является обязательным условием для заключения с потребителем договора на поставку газа.
В соответствии с п. 13 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам обязанность обеспечить готовность к предоставлению коммунальных услуг внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, находящихся в жилом помещении многоквартирного дома или в жилом доме (далее - внутриквартирное оборудование) и предназначенных для предоставления коммунальных услуг, возлагается на собственников помещений в многоквартирном доме, собственников жилых домов, а также на привлекаемых ими исполнителей и иных лиц в соответствии с договором.
Пунктом 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам на юридических лиц, предоставляющих коммунальные услуги, возложена обязанность предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах, надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором.
Согласно подпункту "к" пункта 21 Порядка поставки газа абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние внутридомового газового оборудования, своевременно заключать договор о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерском обеспечении.
В соответствии с подпункту "б" пункта 13 Правил поставки газа населению отсутствие договора о техническом обслуживании ВДГО может повлечь отказ поставщика в заключении договора поставки газа.
В соответствии с абз. 9 п. 5.5.6 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна своевременно заключать договоры со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт внутренних устройств газоснабжения.
Судами установлено, что ТСЖ "Центр" как организация ответственная за содержание общего имущества в многоквартирном доме и предоставление коммунальных услуг надлежащего качества обязана заключить договор со специализированной организацией на техническое обслуживание газоиспользующего оборудования.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства согласно положениям ст. 9, 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции установлено, что в предписании в графе "краткое описание (существо) выявленного нарушения" указано на отсутствие договора на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования, входящего в состав общедомового имущества собственников жилых помещений многоквартирного дома N 97 по ул. Чернышевского в г. Уфе.
В графе "предписываемые меры по устранению выявленного нарушения" предписано заключить договор и представить его в инспекцию, срок исполнения - 20.04.2012.
Таким образом, оспариваемое предписание содержит четкую формулировку относительно конкретных действий, которые необходимо совершить ТСЖ "Центр" для устранения нарушения.
Ссылка ТСЖ "Центр" на то, что договоры на услугу "газоснабжения" товарищество заключать не должно, судом кассационной инстанции не принимается, поскольку противоречит установленным обстоятельствам дела.
Довод товарищества о том, что инспекция при вынесении обжалуемого предписания вышла за пределы своей компетенции, судом кассационной инстанции отклоняется в силу следующего.
Согласно п. 1.1 Положения о государственной жилищной инспекции Республики Башкортостан, утвержденного Указом Президента Республики Башкортостан от 26.06.2010 N УП-367, Госжилинспекция является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции региональный государственный жилищный надзор. Должностные лица Госжилинспекции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда.
Судом установлено, что товарищество должно своевременно заключать договоры со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт ВДГО; контролирующий орган, выдавая предписание об устранении нарушения путем заключения такого договора в случае его отсутствия, не превысил свои полномочия; в предписании не указывается на конкретную специализированную организацию, с которой необходимо заключить договор на техническое обслуживание ВДГО, что можно квалифицировать как понуждение к заключению договора, принципы ст. 421, 445 Гражданского кодекса Российской Федерации не нарушены.
Таким образом, выводы суда о соответствии оспариваемого предписания требованиям законодательства правильные.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции обоснованно отменил решение суда и принял судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Доводы ТСЖ "Центр", изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судом фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2012 по делу N А07-7515/2012 Арбитражного суда Республики Башкортостан оставить без изменения, кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Центр" - без удовлетворения.

Председательствующий
Н.Н.СУХАНОВА

Судьи
И.А.ТАТАРИНОВА
Е.А.ПОРОТНИКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)