Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.12.2009 ПО ДЕЛУ N А78-3943/2009

Разделы:
Управление многоквартирным домом; Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Выбор способа управления многоквартирным домом; Договор управления многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 декабря 2009 г. по делу N А78-3943/2009


Резолютивная часть постановления объявлена 10.12.2009.
Полный текст постановления изготовлен 17.12.2009.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скажутиной Е.Н.,
судей Капустиной Л.В., Григорьевой И.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Красильниковой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа закрытого административно-территориального образования п. Горный на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 22 октября 2009 года по делу N А78-3943/2009 по иску 36 Квартирно-эксплуатационной части к Администрации городского округа закрытого административно-территориального образования п. Горный, третье лицо - Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства городского округа закрытого административно-территориального образования поселка Горный об обязании заключить договор, обязании организовать работы (суд первой инстанции: Олейник В.Ф.)
при участии в судебном заседании:
от истца - не явился, извещен,
от ответчика - Голубь О.Н., представитель по доверенности от 09.09.2009 г.,
от третьего лица - не явился, извещен,

установил:

истец - 36 Квартирно-эксплуатационная часть (далее 36 КЭЧ) обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к Администрации городского округа закрытого административно-территориального образования п. Горный (далее Администрация ЗАТО п. Горный) и с учетом уточнения иска в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и отказа от иска в части требований об обязании организовать работы, просило обязать ответчика заключить договор на отпуск и потребление тепловой энергии, горячей воды, холодной воды и водоотведения на жилые дома, расположенные по адресу: Забайкальский край, Улетовский район, п. Горный, ул. Дружбы, дома N 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 166, 167, 168, 169, 170, 171, 172, 173, 174, 175, 176, 177, 179, 180, 181; ул. Солнечная, дома N С-3, С-4, С-5, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 140, 141, 141, 143, 144, 145, 146, 147, 148, 149; ул. Молодежная, дома N N 22, 23, 24, 25, 165 в редакции 36 Квартирно-эксплуатационной части.
Исковые требования предъявлены на основании статей 426, 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 307.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 22 октября 2009 года исковые требования удовлетворены. В части требований об обязании Администрации городского округа закрытого административно-территориального образования п. Горный организовать работу по обеспечению в границах городского округа населения тепло-, водоснабжением, водоотведением производство по делу прекращено.
С решением не согласна Администрация ЗАТО п. Горный, которая в апелляционной жалобе просит отменить обжалуемый судебный акт как принятый с нарушением и неправильным применением норм материального права.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что у Администрации ЗАТО п. Горный отсутствует обязанность по заключению договора на отпуск и потребление тепловой энергии, горячей воды, холодной воды и водоотведения на жилые дома муниципального жилого фонда, поскольку: во-первых, не является исполнителем коммунальных услуг по отношению к гражданам нанимателям и собственникам жилых помещений; во-вторых: в муниципальном жилом фонде находится только часть жилых помещений в указанных многоквартирных домах, остальные жилые помещения находятся в Федеральной собственности и оперативном управлении истца, что составляет 63,15% от жилого фонда ЗАТО п. Горный; в -третьих, истец, являясь ресурсоснабжающей организацией принимает оплату за предоставленные коммунальные услуги с населения; в -четвертых, администрация ЗАТО п. Горный начала работу по проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации; в-пятых, администрация ЗАТО п. Горный создала муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства п. Горный в целях охранного управления имуществом; в-шестых, в предлагаемом к подписанию договоре истец не указывает количество свободных (пустующих) квартир, что исключает возможность для возложения в соответствии с пунктом 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации на администрацию расходов на содержание указанных жилых помещений.
В отзыве на апелляционную жалобу истец отклонил доводы последней.
Истец известил суд о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Представитель ответчика в судебном заседании апелляционную жалобу поддержал, ссылаясь на доводы, изложенные в ней.
Третье лицо, будучи извещенным о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, своего представителя в суд не направил.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, неявка лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие, если они были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей пределы и полномочия апелляционной инстанции.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, в совокупности и взаимосвязи с собранными по делу доказательствами, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, истец - 36 квартирно-эксплуатационная часть района СибВОоказывает услуги по отпуску тепловой энергии, горячей воды, холодной воды и водоотведению на жилые дома, расположенные по адресу: Забайкальский край, Улетовский район, п. Горный, ул. Дружбы, дома N 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 166, 167, 168, 169, 170, 171,172, 173, 174, 175, 176, 177, 179, 180, 181; ул. Солнечная, дома N С-3, С-4, С-5, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 140, 141, 141, 143, 144, 145, 146, 147, 148, 149; ул. Молодежная, дома N 22, 23, 24, 25, 165.
В соответствии с Распоряжениями Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Читинской области от 16.01.2007 N 31 и от 14.03.2007 N 435 утвержден акт приема-передачи имущества в муниципальную собственность.
В состав передаваемого имущества вошли жилые дома, расположенные по адресу: Забайкальский край, Улетовский район, п. Горный, ул. Дружбы, дома N 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 166, 167, 168, 169, 170, 171, 172, 173, 174, 175, 176, 177, 179, 180, 181; ул. Солнечная, дома N С-3, С-4, С-5, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 140, 141, 141, 143, 144, 145, 146, 147, 148, 149; ул. Молодежная, дома N 22, 23, 24, 25, 165.
Решением Думы городского округа ЗАТО п. Горный от 18.06.2009 N 37 принято Положение о приватизации жилищного фонда в городском округе ЗАТО поселок Горный и указанное выше недвижимое имущество внесено в реестр муниципальной собственности (недвижимое имущество), находящейся в ведении администрации ЗАТО п. Горный.
Истец как ресурсоснабжающая организация направил в адрес ответчика как собственника общего имущества многоквартирного дома договор на оказание коммунальных услуг.
Ответчик письмом от 06.04.2009 уведомил истца об отказе заключить предложенный истцом договор, ссылаясь на то, что истец не является потребителем коммунальных услуг.
Отказ ответчика от подписания проекта договора, предложенного истцом, явился основанием для обращения истца в суд с рассматриваемым иском.
Арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о том, что пункт 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 307, распространяется на отношения, между 36 Квартирно-эксплуатационной части и Администрацией городского округа ЗАТО п. Горный и возлагает на последнего обязанность заключить с истцом как с ресурсоснабжающей организацией договор на отпуск и потребление тепловой энергии, горячей воды, холодной воды и водоотведения на жилые дома, находящиеся в собственности ответчика.
С выводами суда первой инстанции суд апелляционной инстанции согласиться не может.
В силу пункта 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В соответствии со статьей 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с пунктом 2 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекают из существа обязательства.
Порядок предоставления коммунальных услуг гражданам, регулируется Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307(далее - Правила N 307),.
Согласно пункту 3 Правил N 307, под коммунальными услугами понимается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях. При этом потребителем коммунальных услуг признается гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Исполнителем коммунальных услуг могут являться юридические лица независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальные предприниматели, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Таким образом, статус исполнителя коммунальных услуг является следствием выбора способа управления собственниками помещений в многоквартирном доме.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с пунктом 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, в договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны в том числе перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация.
Таким образом, предоставление коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирном доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам является обязанностью управляющей организации по договору управления многоквартирным домом.
Пунктом 49 Правил N 307 установлено, что исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах.
Изложенное означает, исполнитель коммунальных услуг в свою очередь во исполнение договоров с жильцами дома, обязуется заключать договоры о предоставлении коммунальных услуг с соответствующими ресурсоснабжающими организациями, права и обязанности, по которым возникают у собственника жилых помещений и соответствующей ресурсоснабжающей организации. При этом ресурсоснабжающая организация должна предоставить коммунальные услуги, а исполнитель - организовать их предоставление.
Пунктом 4 Правил N 307 установлено, что коммунальные услуги предоставляются потребителю на основании договора, заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Несмотря на то, что указанные в настоящем судебном акте жилые дома переданы в муниципальную собственность ЗАТО п. Горный, большая часть жилых помещений переданного жилого фонда находится в федеральной собственности и оперативном управлении 36 КЭЧ.
Кроме того, из пояснений ответчика следует, что из переданного в муниципальную собственность жилого фонда часть его уже передана в порядке приватизации в собственность граждан.
Таким образом, энергопринимающие устройства в многоквартирных домах находятся в долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме.
Судом апелляционной инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что до настоящего времени собственники помещений не выбрали способ управления многоквартирными домами и не заключили с 36 КЭЧ договор на поставку коммунальных услуг. О необходимости и существующей возможности заключения такого договора собственникам известно.
Материалами дела также подтверждается, что Администрация ЗАТО п. Горный полномочиями по управлению помещениями в многоквартирных домах, поименованных выше, не обладает.
Таким образом, поскольку ответчик не является исполнителем коммунальных услуг, он не является и лицом, обязанным в силу подпункта "в" пункта 49 Правил N 307, заключать договор поставки коммунального ресурса, то есть выступать абонентом по данному договору.
Вместе с тем, Администрация ЗАТО п. Горный не бездействует, а осуществляет определенные меры для разрешения сложившейся ситуации, путем организации конкурса по выбору управляющей организации.
Как усматривается из материалов дела, 36 КЭЧ является ресурсоснабжающей организацией и фактически является и исполнителем коммунальной услуги, принимая от потребителей, в т.ч. жильцов указанных многоквартирных домов плату за коммунальные услуги. В данном случае отсутствие заключенных с собственниками жилых помещений договоров не может являться основанием для необеспечения их коммунальными ресурсами.
При изложенных обстоятельствах исковые требования удовлетворению не подлежат.
Оплаченная ответчиком при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина в размере 2000 рублей подлежит возврату из федерального бюджета на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 названного кодекса, ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Забайкальского края от 22 октября 2009 года по делу N А78-3943/2009 отменить, принять новый судебный акт.
В удовлетворении иска отказать.
Возвратить Администрации городского округа закрытого административно-территориального образования п. Горный из средств федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 рублей.
Выдать справку на возврат.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление апелляционной инстанции может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в двухмесячный срок.
Председательствующий
Е.Н.СКАЖУТИНА

Судьи:
Л.В.КАПУСТИНА
И.Ю. ГРИГОРЬЕВА
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)