Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом; Выбор способа управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2009 года
постановление изготовлено в полном объеме 03 ноября 2009 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего В.И. Новоселова
судей В.П. Богатырева, Т.Я. Шабалковой
рассмотрев в открытом судебном заседании при участии представителей сторон:
- от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Центральная": Е.А. Кремер по доверенности от 01.08.2008;
- от государственной жилищной инспекции Алтайского края представители не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;
- кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Центральная" на решение от 28.05.2009 Арбитражного суда Алтайского края (судья Н.М. Дружинина) и постановление от 27.07.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи И.И. Бородулина, Е.Г. Шатохина, В.А. Журавлева) по делу N А03-4896/2009 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Центральная" к Государственной жилищной инспекции Алтайского края об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Центральная", г. Бийск (далее по тексту - ООО "УК "Центральная", Общество, заявитель) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Алтайского края о признании незаконным и отмене постановления государственной жилищной инспекции Алтайского края (далее по тексту - жилищная инспекция, административный орган, заинтересованное лицо) по делу N 04-09/44 от 10.04.2009 о привлечении заявителя к административной ответственности в виде штрафа в размере 42 000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ).
Заявленные требования мотивированы тем, что Общество не является субъектом вмененного административного правонарушения, в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ.
Решением от 28.05.2009 Арбитражного суда Алтайского края, заявленные Обществом требования удовлетворены частично. Постановление административного органа от 10.04.2009 N 04-09/44 государственной жилищной инспекции Алтайского края по данному административному делу признано незаконным и отменено в части размера административного штрафа, который снижен до 40 000 руб.
Данное решение суда первой инстанции оставлено без изменения постановлением от 27.07.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда.
В кассационной жалобе Общество просит отменить принятые по делу судебные акты и принять по делу новый судебный акт о признании незаконным оспариваемого постановления административного органа.
По мнению заявителя жалобы, судебными инстанциями неправильно применены нормы материального и процессуального права, не были полно и всесторонне исследованы представленные доказательства, поэтому выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела.
В отзыве на кассационную жалобу государственная жилищная инспекция Алтайского края просит обжалуемые административным органом судебные акты оставить без изменения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав представителя заявителя кассационной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения арбитражными судами норм материального и процессуального права, исходя из доводов кассационной жалобы, не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Арбитражными судами установлено и следует из материалов дела, что в соответствии с приказом руководителя жилищной инспекцией от 27.03.2009 N 216-И была проведена внеплановая проверка Общества по вопросу текущего содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном жилом доме N 81 по улице Красноармейской в г. Бийске.
Управление данным многоквартирным домом осуществляется с 01.09.2008 обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Центральная" на основании протокола N 1 собрания собственников данного жилого дома от 17.03.2008 и заключенных договоров с собственниками жилых помещений. Приложениями к вышеуказанному договору управления многоквартирным домом определены перечни обеспеченных тарифом работ, услуг по содержанию общего имущества и реестра расценок на платные услуги.
В ходе вышеуказанной проверки выявлено ненадлежащее содержание вышеуказанного жилого дома управляющей компанией, выразившееся в нарушении Обществом требований пунктов 2.6.2, 3.2.18, 3.2.2, 3.3.1, 3.3.4, 3.3.5, 4.16, 4.17, 4.2.1.3, 4.2.1.6, 4.2.1.14, 4.2.1.15, 4.2.3.4, 4.2.3.16, 4.2.4.2, 4.6.1.1, 4.6.1.2, 4.6.1.3, 4.6.1.25, 4.6.4.1, 4.6.4.6, 4.7.1, 4.8.1, 4.8.1.2, 4.8.14, 5.2.22, 5.3.1, 5.3.2, 5.3.4, 5.6.6, 5.7.2 Правил и норм эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, пунктов 4.1.6, 4.1.7 договора управления многоквартирным домом от 01.09.2008, пункта 1.1 части 1 раздела 1, пункта 1.2 части 1 раздела 1, пункта 2.1 части 2 раздела 1, пункта 3.3 части 3 раздела 1, пункта 4.9 части 4 раздела 1, пункта 5.7 части 5 раздела 1, пункта 1 раздела 2, пункта 2 раздела 2, пункта 4 раздела 2, пункта 5 раздела 2, пункта 6 раздела 2, пункта 9 раздела 2, пункта 10 раздела 2, пункта 12 раздела 2, пункта 11 раздела 2, пункта 14 раздела 2 Приложения к указанному договору, пунктов 10а, 10б, 10г, 10д, 10е, 11б, 11в, 11з Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее по тексту - Правила N 491).
По результатам проверки должностным лицом жилищной инспекции в отношении управляющей компании составлен протокол от 07.04.2009 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.22 КоАП РФ.
На основании данного протокола заместителем руководителя административного органа вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 04-09/44 от 10.04.2009 о назначении Обществу административного наказания в виде штрафа в размере 42 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Принимая решение, суд первой инстанции исходил из подтверждения материалами дела тех обстоятельств, что Общество является ответственным за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: дом N 81 по улице Красноармейской в г. Бийске.
Кроме того, арбитражным судом установлено, что содержание данного жилого дома осуществляется управляющей компанией (Обществом) с нарушением требований 4.6.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда. Обществом не представлено доказательств о принятии всех зависящих от нее мер по содержанию жилого дома в надлежащем состоянии согласно вышеуказанным Правилам.
Вместе с тем, арбитражный суд, проанализировав основания для назначения Обществу наказания в виде штрафа, пришел к выводу о снижении назначенного заявителю размера штрафа с 42 000 руб. до 40 000 руб.
Данное решение суда первой инстанции оставлено без изменения судом апелляционной инстанции.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения решение суда первой и постановление апелляционной инстанций, исходит из установленных арбитражными судами обстоятельств дела и следующих норм материального и процессуального права.
Согласно статье 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений влечет применение ответственности в виде наложения административного штрафа.
Субъектом данного правонарушения является лицо, на которое возложены функции по содержанию и ремонту жилых домов.
Требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда закреплены в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее по тексту - Правила N 170).
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (часть 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ).
Арбитражными судами установлено и материалами дела подтверждается, что собственники жилых помещений, расположенных в многоквартирном доме по адресу: г. Бийск, ул. Красноармейская, 81 заключили договор управления многоквартирным домом от 01.09.2008 с обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Центральная", из содержания которого следует, что управляющая компания принимает на себя обязательство по управлению указанным домом.
Так, согласно пункту 4.1.2 договора управляющая компании обязуется самостоятельно или с привлечением со специалистов организовать, проводить работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома. В приложении N 1 к данному договору указано, что управляющая компания осуществляет управление многоквартирном доме, организует работы по содержанию и ремонту дома (л. д 54-59 том 1).
В силу пунктов 2, 39 и 42 Правил N 491, управляющие организации несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством. Контроль за содержанием общего имущества осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции. Управляющая компания и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Пунктом 10 указанных Правил предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
Содержание общего имущества согласно пункту 11 Правил N 491 в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; освещение помещений общего пользования; обеспечение установленных законодательством Российской Федерации температуры и влажности в помещениях общего пользования; уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества; сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме; меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности; содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
В рассматриваемом случае управляющая компания, получающая от жителей плату за техническое содержание, включая и текущий ремонт дома, расположенного по адресу: г. Бийск, ул. Красноармейская, д. 81 (л.д. 107 том 1), обязано было соблюдать положения законодательства, определяющего требования и порядок обслуживания и текущий ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Факт нарушения Обществом пунктов 2.6.2, 3.2.18, 3.2.2, 3.3.1, 3.3.4, 3.3.5, 4.1.6, 4.1.7, 4.2.1.3, 4.2.1.6, 4.2.1.14, 4.2.1.15, 4.2.3.4, 4.2.3.16, 4.2.4.2, 4.6.1.1, 4.6.1.2, 4.6.1.3, 4.6.1.25, 4.6.4.1, 4.6.4.6, 4.7.1, 4.8.1, 4.8.1.2, 4.8.14, 5.2.22, 5.3.1, 5.3.2, 5.3.4, 5.6.6, 5.7.2 Правил N 170, пунктов 4.1.6, 4.1.7 договора управления многоквартирным домом от 01.09.2008, пункта 1.1 части 1 раздела 1, пункта 1.2 части 1 раздела 1, пункта 2.1 части 2 раздела 1, пункта 3.3 части 3 раздела 1, пункта 4.9 части 4 раздела 1, пункта 5.7 части 5 раздела 1, пункта 1 раздела 2, пункта 2 раздела 2, пункта 4 раздела 2, пункта 5 раздела 2, пункта 6 раздела 2, пункта 9 раздела 2, пункта 10 раздела 2, пункта 12 раздела 2, пункта 11 раздела 2, пункта 14 раздела 2 Приложения к указанному договору, пунктов 10а, 10б, 10г, 10д, 10е, 11б, 11в, 11з Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 при технической эксплуатации общего имущества в многоквартирном доме N 81 по улице Красноармейской в г. Бийске арбитражными судами установлен и подтверждается материалами дела.
Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства, свидетельствующие о том, что Общество приняло все зависящие от него меры по выполнению функций по содержанию общего имущества в указанном многоквартирном жилом доме и его текущий ремонт либо доказательств тому, что данная обязанность возложена на иное лицо, в материалах дела отсутствуют и не представлены заявителем.
Напротив, арбитражные суды проанализировали поступление денежных средств на счет Общества в период с 01.12.2007 по 31.03.2009 (отчет N 81) и пришли к выводу о наличии денежных средств на проведение текущего ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Более того, арбитражными судами установлено и материалами дела подтверждаются факты нарушения содержания общего имущества в данном многоквартирном доме со стороны Общества, которые не требуют значительных затрат на ремонт (уборка чердачных помещений от мусора, закрытие чердачных люков, закрытие электрощитков и распределительных коробок, уличное освещение).
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод об установлении административным органом факта административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, совершенного Обществом.
Суд кассационной инстанции считает, что судебные инстанции всесторонне и полно исследовали материалы дела, им дана надлежащая правовая оценка, применены нормы материального права, подлежащие применению.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, соответствуют обстоятельствам дела.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанции, и в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции не имеется оснований для их переоценки.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
решение от 28.05.2009 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 27.07.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-4896/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 03.11.2009 ПО ДЕЛУ N А03-4896/2009
Разделы:Управление многоквартирным домом; Выбор способа управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 ноября 2009 г. по делу N А03-4896/2009
резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2009 года
постановление изготовлено в полном объеме 03 ноября 2009 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего В.И. Новоселова
судей В.П. Богатырева, Т.Я. Шабалковой
рассмотрев в открытом судебном заседании при участии представителей сторон:
- от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Центральная": Е.А. Кремер по доверенности от 01.08.2008;
- от государственной жилищной инспекции Алтайского края представители не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;
- кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Центральная" на решение от 28.05.2009 Арбитражного суда Алтайского края (судья Н.М. Дружинина) и постановление от 27.07.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи И.И. Бородулина, Е.Г. Шатохина, В.А. Журавлева) по делу N А03-4896/2009 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Центральная" к Государственной жилищной инспекции Алтайского края об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Центральная", г. Бийск (далее по тексту - ООО "УК "Центральная", Общество, заявитель) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Алтайского края о признании незаконным и отмене постановления государственной жилищной инспекции Алтайского края (далее по тексту - жилищная инспекция, административный орган, заинтересованное лицо) по делу N 04-09/44 от 10.04.2009 о привлечении заявителя к административной ответственности в виде штрафа в размере 42 000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ).
Заявленные требования мотивированы тем, что Общество не является субъектом вмененного административного правонарушения, в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ.
Решением от 28.05.2009 Арбитражного суда Алтайского края, заявленные Обществом требования удовлетворены частично. Постановление административного органа от 10.04.2009 N 04-09/44 государственной жилищной инспекции Алтайского края по данному административному делу признано незаконным и отменено в части размера административного штрафа, который снижен до 40 000 руб.
Данное решение суда первой инстанции оставлено без изменения постановлением от 27.07.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда.
В кассационной жалобе Общество просит отменить принятые по делу судебные акты и принять по делу новый судебный акт о признании незаконным оспариваемого постановления административного органа.
По мнению заявителя жалобы, судебными инстанциями неправильно применены нормы материального и процессуального права, не были полно и всесторонне исследованы представленные доказательства, поэтому выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела.
В отзыве на кассационную жалобу государственная жилищная инспекция Алтайского края просит обжалуемые административным органом судебные акты оставить без изменения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав представителя заявителя кассационной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения арбитражными судами норм материального и процессуального права, исходя из доводов кассационной жалобы, не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Арбитражными судами установлено и следует из материалов дела, что в соответствии с приказом руководителя жилищной инспекцией от 27.03.2009 N 216-И была проведена внеплановая проверка Общества по вопросу текущего содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном жилом доме N 81 по улице Красноармейской в г. Бийске.
Управление данным многоквартирным домом осуществляется с 01.09.2008 обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Центральная" на основании протокола N 1 собрания собственников данного жилого дома от 17.03.2008 и заключенных договоров с собственниками жилых помещений. Приложениями к вышеуказанному договору управления многоквартирным домом определены перечни обеспеченных тарифом работ, услуг по содержанию общего имущества и реестра расценок на платные услуги.
В ходе вышеуказанной проверки выявлено ненадлежащее содержание вышеуказанного жилого дома управляющей компанией, выразившееся в нарушении Обществом требований пунктов 2.6.2, 3.2.18, 3.2.2, 3.3.1, 3.3.4, 3.3.5, 4.16, 4.17, 4.2.1.3, 4.2.1.6, 4.2.1.14, 4.2.1.15, 4.2.3.4, 4.2.3.16, 4.2.4.2, 4.6.1.1, 4.6.1.2, 4.6.1.3, 4.6.1.25, 4.6.4.1, 4.6.4.6, 4.7.1, 4.8.1, 4.8.1.2, 4.8.14, 5.2.22, 5.3.1, 5.3.2, 5.3.4, 5.6.6, 5.7.2 Правил и норм эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, пунктов 4.1.6, 4.1.7 договора управления многоквартирным домом от 01.09.2008, пункта 1.1 части 1 раздела 1, пункта 1.2 части 1 раздела 1, пункта 2.1 части 2 раздела 1, пункта 3.3 части 3 раздела 1, пункта 4.9 части 4 раздела 1, пункта 5.7 части 5 раздела 1, пункта 1 раздела 2, пункта 2 раздела 2, пункта 4 раздела 2, пункта 5 раздела 2, пункта 6 раздела 2, пункта 9 раздела 2, пункта 10 раздела 2, пункта 12 раздела 2, пункта 11 раздела 2, пункта 14 раздела 2 Приложения к указанному договору, пунктов 10а, 10б, 10г, 10д, 10е, 11б, 11в, 11з Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее по тексту - Правила N 491).
По результатам проверки должностным лицом жилищной инспекции в отношении управляющей компании составлен протокол от 07.04.2009 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.22 КоАП РФ.
На основании данного протокола заместителем руководителя административного органа вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 04-09/44 от 10.04.2009 о назначении Обществу административного наказания в виде штрафа в размере 42 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Принимая решение, суд первой инстанции исходил из подтверждения материалами дела тех обстоятельств, что Общество является ответственным за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: дом N 81 по улице Красноармейской в г. Бийске.
Кроме того, арбитражным судом установлено, что содержание данного жилого дома осуществляется управляющей компанией (Обществом) с нарушением требований 4.6.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда. Обществом не представлено доказательств о принятии всех зависящих от нее мер по содержанию жилого дома в надлежащем состоянии согласно вышеуказанным Правилам.
Вместе с тем, арбитражный суд, проанализировав основания для назначения Обществу наказания в виде штрафа, пришел к выводу о снижении назначенного заявителю размера штрафа с 42 000 руб. до 40 000 руб.
Данное решение суда первой инстанции оставлено без изменения судом апелляционной инстанции.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения решение суда первой и постановление апелляционной инстанций, исходит из установленных арбитражными судами обстоятельств дела и следующих норм материального и процессуального права.
Согласно статье 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений влечет применение ответственности в виде наложения административного штрафа.
Субъектом данного правонарушения является лицо, на которое возложены функции по содержанию и ремонту жилых домов.
Требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда закреплены в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее по тексту - Правила N 170).
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (часть 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ).
Арбитражными судами установлено и материалами дела подтверждается, что собственники жилых помещений, расположенных в многоквартирном доме по адресу: г. Бийск, ул. Красноармейская, 81 заключили договор управления многоквартирным домом от 01.09.2008 с обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Центральная", из содержания которого следует, что управляющая компания принимает на себя обязательство по управлению указанным домом.
Так, согласно пункту 4.1.2 договора управляющая компании обязуется самостоятельно или с привлечением со специалистов организовать, проводить работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома. В приложении N 1 к данному договору указано, что управляющая компания осуществляет управление многоквартирном доме, организует работы по содержанию и ремонту дома (л. д 54-59 том 1).
В силу пунктов 2, 39 и 42 Правил N 491, управляющие организации несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством. Контроль за содержанием общего имущества осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции. Управляющая компания и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Пунктом 10 указанных Правил предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
Содержание общего имущества согласно пункту 11 Правил N 491 в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; освещение помещений общего пользования; обеспечение установленных законодательством Российской Федерации температуры и влажности в помещениях общего пользования; уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества; сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме; меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности; содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
В рассматриваемом случае управляющая компания, получающая от жителей плату за техническое содержание, включая и текущий ремонт дома, расположенного по адресу: г. Бийск, ул. Красноармейская, д. 81 (л.д. 107 том 1), обязано было соблюдать положения законодательства, определяющего требования и порядок обслуживания и текущий ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Факт нарушения Обществом пунктов 2.6.2, 3.2.18, 3.2.2, 3.3.1, 3.3.4, 3.3.5, 4.1.6, 4.1.7, 4.2.1.3, 4.2.1.6, 4.2.1.14, 4.2.1.15, 4.2.3.4, 4.2.3.16, 4.2.4.2, 4.6.1.1, 4.6.1.2, 4.6.1.3, 4.6.1.25, 4.6.4.1, 4.6.4.6, 4.7.1, 4.8.1, 4.8.1.2, 4.8.14, 5.2.22, 5.3.1, 5.3.2, 5.3.4, 5.6.6, 5.7.2 Правил N 170, пунктов 4.1.6, 4.1.7 договора управления многоквартирным домом от 01.09.2008, пункта 1.1 части 1 раздела 1, пункта 1.2 части 1 раздела 1, пункта 2.1 части 2 раздела 1, пункта 3.3 части 3 раздела 1, пункта 4.9 части 4 раздела 1, пункта 5.7 части 5 раздела 1, пункта 1 раздела 2, пункта 2 раздела 2, пункта 4 раздела 2, пункта 5 раздела 2, пункта 6 раздела 2, пункта 9 раздела 2, пункта 10 раздела 2, пункта 12 раздела 2, пункта 11 раздела 2, пункта 14 раздела 2 Приложения к указанному договору, пунктов 10а, 10б, 10г, 10д, 10е, 11б, 11в, 11з Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 при технической эксплуатации общего имущества в многоквартирном доме N 81 по улице Красноармейской в г. Бийске арбитражными судами установлен и подтверждается материалами дела.
Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства, свидетельствующие о том, что Общество приняло все зависящие от него меры по выполнению функций по содержанию общего имущества в указанном многоквартирном жилом доме и его текущий ремонт либо доказательств тому, что данная обязанность возложена на иное лицо, в материалах дела отсутствуют и не представлены заявителем.
Напротив, арбитражные суды проанализировали поступление денежных средств на счет Общества в период с 01.12.2007 по 31.03.2009 (отчет N 81) и пришли к выводу о наличии денежных средств на проведение текущего ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Более того, арбитражными судами установлено и материалами дела подтверждаются факты нарушения содержания общего имущества в данном многоквартирном доме со стороны Общества, которые не требуют значительных затрат на ремонт (уборка чердачных помещений от мусора, закрытие чердачных люков, закрытие электрощитков и распределительных коробок, уличное освещение).
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод об установлении административным органом факта административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, совершенного Обществом.
Суд кассационной инстанции считает, что судебные инстанции всесторонне и полно исследовали материалы дела, им дана надлежащая правовая оценка, применены нормы материального права, подлежащие применению.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, соответствуют обстоятельствам дела.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанции, и в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции не имеется оснований для их переоценки.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 28.05.2009 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 27.07.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-4896/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
В.И.НОВОСЕЛОВ
Судьи
В.П.БОГАТЫРЕВ
Т.Я.ШАБАЛКОВА
В.И.НОВОСЕЛОВ
Судьи
В.П.БОГАТЫРЕВ
Т.Я.ШАБАЛКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)