Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Постановление изготовлено в полном объеме 06 февраля 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкасской Г.Н.,
судей Вербенко Т.Л., Сирота Е.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации г. Ижевска (далее - администрация) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 10.08.2011 по делу N А71-5361/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2011 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель администрации - Соловьева Э.Ф. (доверенность от 19.12.2011 N 01-30-6903).
Общество с ограниченной ответственностью "Лидер Дом" (ИНН: 1834039624, ОГРН: 1071840001639; далее - общество "Лидер Дом", истец) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к администрации о взыскании задолженности за капитальный ремонт в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Ижевск, ул. Союзная, 21, за период с 01.08.2008 по 31.05.2011 в сумме 68 101 руб. 28 коп.
Решением суда от 10.08.2011 (судья Конькова Е.В.) исковые требования удовлетворены, с администрации в пользу общества "Лидер Дом" взыскано 68 101 руб. 28 коп. долга.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2011 (судьи Назарова В.Ю., Масальская Н.Г., Рубцова Л.В.) решение суда изменено, сумма долга взыскана с муниципального образования "город Ижевск" в лице администрации г. Ижевска за счет казны муниципального образования.
В кассационной жалобе администрация просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права. Заявитель указывает, что обществом "Лидер Дом" работы по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Ижевск ул. Союзная, N 21 по не производились решение общего собрания собственников помещений дома о проведении капитального ремонта не принималось, из представленного протокола общего собрания собственников спорного дома неясно, с какого времени вводится плата за капитальный ремонт. По мнению заявителя, администрация имеет отличия от иных собственников помещений в многоквартирном доме, поскольку финансирование муниципальных нужд осуществляется исходя из соответствующего бюджета муниципального образования "Город Ижевск". Согласно ст. 65 Бюджетного кодекса Российской Федерации формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, исполнение которых должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов. Ответчик, ссылается на постановление администрации от 29.09.2009 N 941, принятое во исполнение норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, которым определен перечень документов, обязательных для предоставления в Управление ЖКХ администрации г. Ижевска для решения вопросов о порядке финансирования и сроках возмещения расходов.
Как установлено судами и следует из материалов дела, администрация является собственником жилых помещений (квартир N 1, 2, 17, 29, 35, 54, 57, 59, 64), расположенных в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Ижевск, ул. Союзная, 21.
Общество с ограниченной ответственностью "ЖРП ИжСантехмонтаж" (с 31.08.2010 переименовано в общество "Лидер Дом") осуществляет управление вышеуказанным многоквартирным домом на основании заключенного между ним и собственниками данного дома договора об управлении многоквартирным домом от 20.04.2008. Согласно условиям данного договора истец обязуется предоставлять услуги по содержанию и управлению жилым домом, а собственники и наниматели жилых помещений обязуются производить оплату за жилое помещение и предоставленные коммунальные услуги, установленные разделом 4 названного договора, в порядке и сроки, определяемые договором.
Ссылаясь на неисполнение администрацией обязанности по внесению платы за капитальный ремонт, общество "Лидер Дом" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды исходили из того, что законом установлена обязанность собственника по содержанию общего имущества и несению бремени расходов на его содержание.
Выводы суда апелляционной инстанции являются правильными, соответствующими обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
В силу ч. 1 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя плату за пользование жилым помещением (плата за наем), плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
На основании ч. 1, 3 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома принимается с учетом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта. Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома.
Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном названным Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании (ч. 5 ст. 46 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 7 протокола от 20.04.2008 N 34/8 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Ижевск, ул. Союзная, д. 21, собственники данного дома приняли решение вносить плату за капитальный ремонт и установили ставку ежемесячного платежа за капитальный ремонт в размере федерального стандарта.
Поскольку обязанность по внесению платы за капитальный ремонт общего имущества ответчиком не исполнена, суды правомерно удовлетворили исковые требования общества "Лидер Дом".
Отклоняя ссылку ответчика на установленный в постановлении администрации от 29.09.2009 N 941 порядок, суд апелляционной инстанции исходил из того, что данное обстоятельство не освобождает ответчика от обязанности вносить плату на капитальный ремонт, установленную общим собранием собственников дома в соответствии с федеральными стандартами, утвержденных постановлениями Правительства Российской Федерации от 26.06.2007 N 405, от 18.12.2008 N 960.
Суды пришли к выводу, что отсутствие отдельного договора долевого финансирования капитального ремонта многоквартирного дома между истцом и ответчиком не освобождает последнего от обязанности по оплате расходов на капитальный ремонт. Ответчик несет бремя расходов наравне с иными собственниками помещений данного дома.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, поскольку по существу направлены на переоценку доказательств, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
В связи с тем, что решение изменено постановлением суда апелляционной инстанции, оставлению без изменения подлежит судебный акт арбитражного апелляционного суда.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2011 по делу N А71-5361/2011 Арбитражного суда Удмуртской Республики оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации г. Ижевска - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 06.02.2012 N Ф09-9389/11 ПО ДЕЛУ N А71-5361/2011
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 февраля 2012 г. N Ф09-9389/11
Дело N А71-5361/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2012 г.Постановление изготовлено в полном объеме 06 февраля 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкасской Г.Н.,
судей Вербенко Т.Л., Сирота Е.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации г. Ижевска (далее - администрация) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 10.08.2011 по делу N А71-5361/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2011 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель администрации - Соловьева Э.Ф. (доверенность от 19.12.2011 N 01-30-6903).
Общество с ограниченной ответственностью "Лидер Дом" (ИНН: 1834039624, ОГРН: 1071840001639; далее - общество "Лидер Дом", истец) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к администрации о взыскании задолженности за капитальный ремонт в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Ижевск, ул. Союзная, 21, за период с 01.08.2008 по 31.05.2011 в сумме 68 101 руб. 28 коп.
Решением суда от 10.08.2011 (судья Конькова Е.В.) исковые требования удовлетворены, с администрации в пользу общества "Лидер Дом" взыскано 68 101 руб. 28 коп. долга.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2011 (судьи Назарова В.Ю., Масальская Н.Г., Рубцова Л.В.) решение суда изменено, сумма долга взыскана с муниципального образования "город Ижевск" в лице администрации г. Ижевска за счет казны муниципального образования.
В кассационной жалобе администрация просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права. Заявитель указывает, что обществом "Лидер Дом" работы по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Ижевск ул. Союзная, N 21 по не производились решение общего собрания собственников помещений дома о проведении капитального ремонта не принималось, из представленного протокола общего собрания собственников спорного дома неясно, с какого времени вводится плата за капитальный ремонт. По мнению заявителя, администрация имеет отличия от иных собственников помещений в многоквартирном доме, поскольку финансирование муниципальных нужд осуществляется исходя из соответствующего бюджета муниципального образования "Город Ижевск". Согласно ст. 65 Бюджетного кодекса Российской Федерации формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, исполнение которых должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов. Ответчик, ссылается на постановление администрации от 29.09.2009 N 941, принятое во исполнение норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, которым определен перечень документов, обязательных для предоставления в Управление ЖКХ администрации г. Ижевска для решения вопросов о порядке финансирования и сроках возмещения расходов.
Как установлено судами и следует из материалов дела, администрация является собственником жилых помещений (квартир N 1, 2, 17, 29, 35, 54, 57, 59, 64), расположенных в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Ижевск, ул. Союзная, 21.
Общество с ограниченной ответственностью "ЖРП ИжСантехмонтаж" (с 31.08.2010 переименовано в общество "Лидер Дом") осуществляет управление вышеуказанным многоквартирным домом на основании заключенного между ним и собственниками данного дома договора об управлении многоквартирным домом от 20.04.2008. Согласно условиям данного договора истец обязуется предоставлять услуги по содержанию и управлению жилым домом, а собственники и наниматели жилых помещений обязуются производить оплату за жилое помещение и предоставленные коммунальные услуги, установленные разделом 4 названного договора, в порядке и сроки, определяемые договором.
Ссылаясь на неисполнение администрацией обязанности по внесению платы за капитальный ремонт, общество "Лидер Дом" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды исходили из того, что законом установлена обязанность собственника по содержанию общего имущества и несению бремени расходов на его содержание.
Выводы суда апелляционной инстанции являются правильными, соответствующими обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
В силу ч. 1 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя плату за пользование жилым помещением (плата за наем), плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
На основании ч. 1, 3 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома принимается с учетом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта. Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома.
Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном названным Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании (ч. 5 ст. 46 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 7 протокола от 20.04.2008 N 34/8 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Ижевск, ул. Союзная, д. 21, собственники данного дома приняли решение вносить плату за капитальный ремонт и установили ставку ежемесячного платежа за капитальный ремонт в размере федерального стандарта.
Поскольку обязанность по внесению платы за капитальный ремонт общего имущества ответчиком не исполнена, суды правомерно удовлетворили исковые требования общества "Лидер Дом".
Отклоняя ссылку ответчика на установленный в постановлении администрации от 29.09.2009 N 941 порядок, суд апелляционной инстанции исходил из того, что данное обстоятельство не освобождает ответчика от обязанности вносить плату на капитальный ремонт, установленную общим собранием собственников дома в соответствии с федеральными стандартами, утвержденных постановлениями Правительства Российской Федерации от 26.06.2007 N 405, от 18.12.2008 N 960.
Суды пришли к выводу, что отсутствие отдельного договора долевого финансирования капитального ремонта многоквартирного дома между истцом и ответчиком не освобождает последнего от обязанности по оплате расходов на капитальный ремонт. Ответчик несет бремя расходов наравне с иными собственниками помещений данного дома.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, поскольку по существу направлены на переоценку доказательств, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
В связи с тем, что решение изменено постановлением суда апелляционной инстанции, оставлению без изменения подлежит судебный акт арбитражного апелляционного суда.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2011 по делу N А71-5361/2011 Арбитражного суда Удмуртской Республики оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации г. Ижевска - без удовлетворения.
Председательствующий
ЧЕРКАССКАЯ Г.Н.
Судьи
ВЕРБЕНКО Т.Л.
СИРОТА Е.Г.
ЧЕРКАССКАЯ Г.Н.
Судьи
ВЕРБЕНКО Т.Л.
СИРОТА Е.Г.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)