Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом; Выбор способа управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 09.02.2011 года
Полный текст постановления изготовлен 16.02.2011 года
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Л.А. Тутубалиной,
судей Т.В. Федосеевой, Л.В. Завирюха,
при участии в заседании:
от истца Федина Л.А. дов. от 31.01.2011, Сергеев В.Ю., дов. от 10.01.2010,
от ответчика Самохин А.А., дов. от 01.02.2011
от третьего лица Мариничева А.В., дов. от 27.04.2010,
рассмотрев 09.02.2011 года в судебном заседании кассационную жалобу истца ТСЖ "Большая Черемушкинская, д. 25, к. 1 - 5"
на решение от 04.06.2010 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Маненковым А.Н.,
постановление от 29.09.2010 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Басковой С.О., Крыловой А.Н., Пирожковым Д.В.
по иску ТСЖ "Большая Черемушкинская, д. 25, к. 1 - 5"
к ФГУП "Государственный научный центр Российской Федерации - Институт Теоретической и Экспериментальной Физики",
об обязании передать документацию
третье лицо: ОАО "Атомспецкомсервис"
установил:
Товарищество собственников жилья "Большая Черемушкинская, д. 25, к. 1 - 5" обратилось в Арбитражный суд города Москвы к Федеральному государственному унитарному предприятию "Государственный научный центр Российской Федерации - Институт Теоретической и Экспериментальной Физики" об обязании в течение четырнадцати дней с момента вынесения решения передать ТСЖ "Большая Черемушкинская, д. 25, к. 1 - 5" техническую и иную документацию, предусмотренную пунктом 1.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России N 170 от 27.09.2003, а также иную документацию, предусмотренную пунктами 24, 26 Правил содержания общего имущества многоквартирного жилого дома, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 491 от 13.08.2006, а именно: документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества; документы (акты) о приемке результатов работ; акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям; копию кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра; выписку из Реестра, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом; заверенную уполномоченным органом местного самоуправления копия градостроительного плана хмельного участка по установленной форме (для многоквартирных домов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществлялись на основании разрешения на строительство, полученного после установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка); документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременении, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременении, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута); проектную документацию (копии проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии); иные связанные с управлением многоквартирным домом документы, перечень которых установлен решением общего собрания собственников; план участка в масштабе 1:1000 - 1:2000 с жилыми зданиями и сооружениями, расположенными на нем; проектно-сметную документацию и исполнительные чертежи на каждый дом; акты приемки жилых домов от строительных организаций; акты технического состояния жилого дома на передачу жилищного фонда другому собственнику; схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло-, газо-, электроснабжения и др.; паспорта на каждый жилой дом, квартиру и земельный участок; исполнительные чертежи контуров заземления (для зданий, имеющих заземление); сметы, описи работ на текущий и капитальный ремонт; акты технических осмотров; журналы заявок жителей; протоколы измерения сопротивления электросетей; протоколы измерения вентиляции.
Требования истца мотивированы тем, что Товарищество собственников жилья "Большая Черемушкинская, д. 25, к. 1 - 5" является управляющей организацией и внесено в Единый реестр управления многоквартирными домами города Москвы с выдачей свидетельства N 93-19-11-08-1-2772 от 25.11.2008. Ответчик, ранее управлявший домом, уклоняется от передачи документов, необходимых для обслуживания дома.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 04.06.2010 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2010 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
Суды исходили из того, что общим собранием собственников от 28.01.2010 и 29.03.2010 с количеством голосов более 50 процентов от общего числа голосов, новой управляющей организацией избрано Открытое акционерное общество "Атомспецкомсервис", в связи с чем у истца отсутствуют основания для получения документации. При этом, суды отклонили довод истца, что ответчик не имеет права на организацию и проведение общих собраний собственников, сославшись на статью 18 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", указав, что каких-либо ограничений на совершение унитарным предприятием действий в отношении имущества, находящегося на праве хозяйственного ведения, применительно к выбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, законодательством не установлено. Также суды посчитали, что ответчик ранее не являлся управляющей компанией спорных домов, а обязанность по передаче документации в силу пункта 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации лежит на управляющей компании.
В кассационной жалобе истец просит решение и постановление отменить, направить дело на новое рассмотрение.
Кассатор указывает, что судами неправильно применены нормы права, не применены статьи 45, 48 Жилищного кодекса Российской Федерации, неправильно применена статья 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, что судами ошибочно сделан вывод о том, что ответчик не управлял спорными домами до создания собственниками ТСЖ.
Состав суда был изменен в порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, председательствующий судья Д.И. Плюшков заменен на судью Л.А. Тутубалину.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 02.02.2011 до 09.02.2011.
После перерыва в судебное заседание не явился представитель третьего лица.
В заседании суда кассационной инстанции представитель истца поддержал кассационную жалобу по изложенным в ней доводам.
Мотивированных отзывов на кассационную жалобу ответчиком и третьим лицом не представлено. В судебном заседании представители ответчика и третьего лица настаивали на необоснованности жалобы и оставлении в силе судебных актов, ссылаясь на их законность и обоснованность.
Заслушав стороны, оценив изложенные в кассационной жалобе доводы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов судов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции считает кассационную жалобу подлежащей удовлетворению, судебные акты подлежащими отмене, по следующим основаниям.
Согласно пункту 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
Судами правильно установлено, что ответчик владеет рядом жилых и нежилых помещений на праве хозяйственного ведения в спорных жилых домах по адресу: Москва, ул. Большая Черемушкинская, дом 25, корп. 1, 2, 3, 4, 5.
Однако, вывод судов об отсутствии оснований требовать документы у ответчика, как у одного из собственников помещений не мотивирован ссылками на конкретные документы.
Собственником помещений ответчик не является, он владеет помещениями на указанном выше вещном праве хозяйственного ведения.
Этот вывод судом сделан без исследования вопроса об управлении ответчиком домом до создания ТСЖ. Суду надлежало выяснить, избирался ли собственниками помещений в доме до создания ТСЖ иной способ управления, в том числе управление управляющей компанией с момента введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, обязывающего собственников определить способ управления домом, либо ранее, выполнял ли ответчик до создания собственниками помещений Товарищества собственников жилья функции эксплуатации, содержания, управления и ремонта дома и обеспечения жильцов коммунальными ресурсами. Поскольку обязательства организаций, ранее отвечавших за управление, эксплуатацию, содержание и ремонт домов, в силу статьи 18 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" от 29.12.2004 N 189-Федерального закона сохранялись до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса Российской Федерации, а в силу статьи 9 этого Закона действие раздела VIII распространяется также на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров управления многоквартирными домами.
Вывод судов об отсутствии у истца оснований для истребования документов в силу избрания собственниками иной управляющей организации основан на ошибочном толковании статьи 18 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", ошибочном утверждении об отсутствии в законодательстве ограничений на совершение унитарным предприятием действий в отношении находящегося на праве хозяйственного ведения имущества применительно к выбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, а также на основании решений общего собрания собственников от 28.01.2010 и 29.03.2010
При этом, судами не учтено, что спорные вопросы регулируются Жилищным кодексом Российской Федерации.
Нормы Жилищного кодекса Российской Федерации являются специальными и подлежат преимущественному применению при регулировании жилищных правоотношений.
В силу статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов.
Внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе любого из собственников.
При этом необходимо учитывать, что в силу пункта 3 статьи 48 Жилищного кодекса Российской Федерации количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме.
Согласно статье 48 Жилищного кодекса Российской Федерации правом голосования на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, обладают собственники помещений в данном доме. Голосование на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме осуществляется собственником помещения в данном доме как лично, так и через своего представителя.
Представитель собственника помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме действует в соответствии с полномочиями, основанными на указаниях федеральных законов, актов уполномоченных на то государственных органов или актов органов местного самоуправления либо составленной в письменной форме доверенности на голосование. Доверенность на голосование должна содержать сведения о представляемом собственнике помещения в соответствующем многоквартирном доме и его представителе (имя или наименование, место жительства или место нахождения, паспортные данные) и должна быть оформлена в соответствии с требованиями пунктов 4 и 5 статьи 185 Гражданского кодекса Российской Федерации или удостоверена нотариально.
Собственником помещений, находящихся во владении ответчика на праве хозяйственного ведения, является Российская Федерация.
В соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В силу пункта 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Судами не приведены нормы федеральных законов, актов уполномоченных на то государственных органов (Правительства Российской Федерации, Федерального агентства по управлению государственным имуществом), предоставляющих ответчику право представлять интересы собственника, голосовать от имени собственника жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме на общих собраниях при принятии решений.
Анализ данных норм Кодекса свидетельствует о том, что в федеральных законах, актах уполномоченных на то государственных органов должны содержаться конкретные указания на то, что лицо является представителем собственника для осуществления полномочий собственника по участию в управлении многоквартирным домом с правом голосования за собственника.
Отсутствие такого запрета в Федеральном законе "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" от 14.11.2002 N 161-ФЗ не порождает у лица, владеющего помещениями в многоквартирном доме на праве хозяйственного ведения, права представлять собственника и голосовать на собраниях собственников, собраниях членов ТСЖ от имени собственника.
Равно отсутствует в материалах дела доверенность на осуществление таких полномочий собственника.
Вывод суда о полномочности общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах от 28.01.2010, от 29.03.2010, которыми избрана иная управляющая организация, сделан без учета указанных положений Жилищного кодекса Российской Федерации, а потому не может быть поддержан судебной коллегией суда кассационной инстанции.
Учитывая, что именно указанные выводы судов положены в основу судебных актов, последние подлежат отмене в соответствии с частями 1, 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, как принятые при неправильном применении норм материального права, при несоответствии выводов судов установленным обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, что могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Так как для принятия обоснованного и законного решения требуется исследование и оценка доказательств, а также иные процессуальные действия, установленные для рассмотрения дела в суде первой инстанции, что невозможно в суде кассационной инстанции в силу его полномочий, дело в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 названного Кодекса подлежит передаче на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
При новом рассмотрении дела арбитражному суду первой инстанции следует учесть изложенное, установить юридически значимые обстоятельства, в том числе осуществлял ли ответчик эксплуатацию дома до избрания ТСЖ, полномочность общих собраний собственников с учетом указанных положений Жилищного кодекса Российской Федерации, с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследовать и оценить доказательства в их совокупности и взаимной связи, проверить доводы лиц, участвующих в деле, и при правильном применении норм материального права и соблюдении норм процессуального права принять законное и обоснованное решение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 04 июня 2010 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29 сентября 2010 года по делу N А40-11179/10-158-108 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Председательствующий судья
Л.А.ТУТУБАЛИНА
Судьи
Т.В.ФЕДОСЕЕВА
Л.В.ЗАВИРЮХА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 16.02.2011 N КГ-А40/17531-10 ПО ДЕЛУ N А40-11179/10-158-108
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом; Выбор способа управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 февраля 2011 г. N КГ-А40/17531-10
Дело N А40-11179/10-158-108
Резолютивная часть постановления объявлена 09.02.2011 года
Полный текст постановления изготовлен 16.02.2011 года
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Л.А. Тутубалиной,
судей Т.В. Федосеевой, Л.В. Завирюха,
при участии в заседании:
от истца Федина Л.А. дов. от 31.01.2011, Сергеев В.Ю., дов. от 10.01.2010,
от ответчика Самохин А.А., дов. от 01.02.2011
от третьего лица Мариничева А.В., дов. от 27.04.2010,
рассмотрев 09.02.2011 года в судебном заседании кассационную жалобу истца ТСЖ "Большая Черемушкинская, д. 25, к. 1 - 5"
на решение от 04.06.2010 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Маненковым А.Н.,
постановление от 29.09.2010 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Басковой С.О., Крыловой А.Н., Пирожковым Д.В.
по иску ТСЖ "Большая Черемушкинская, д. 25, к. 1 - 5"
к ФГУП "Государственный научный центр Российской Федерации - Институт Теоретической и Экспериментальной Физики",
об обязании передать документацию
третье лицо: ОАО "Атомспецкомсервис"
установил:
Товарищество собственников жилья "Большая Черемушкинская, д. 25, к. 1 - 5" обратилось в Арбитражный суд города Москвы к Федеральному государственному унитарному предприятию "Государственный научный центр Российской Федерации - Институт Теоретической и Экспериментальной Физики" об обязании в течение четырнадцати дней с момента вынесения решения передать ТСЖ "Большая Черемушкинская, д. 25, к. 1 - 5" техническую и иную документацию, предусмотренную пунктом 1.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России N 170 от 27.09.2003, а также иную документацию, предусмотренную пунктами 24, 26 Правил содержания общего имущества многоквартирного жилого дома, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 491 от 13.08.2006, а именно: документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества; документы (акты) о приемке результатов работ; акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям; копию кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра; выписку из Реестра, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом; заверенную уполномоченным органом местного самоуправления копия градостроительного плана хмельного участка по установленной форме (для многоквартирных домов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществлялись на основании разрешения на строительство, полученного после установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка); документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременении, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременении, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута); проектную документацию (копии проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии); иные связанные с управлением многоквартирным домом документы, перечень которых установлен решением общего собрания собственников; план участка в масштабе 1:1000 - 1:2000 с жилыми зданиями и сооружениями, расположенными на нем; проектно-сметную документацию и исполнительные чертежи на каждый дом; акты приемки жилых домов от строительных организаций; акты технического состояния жилого дома на передачу жилищного фонда другому собственнику; схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло-, газо-, электроснабжения и др.; паспорта на каждый жилой дом, квартиру и земельный участок; исполнительные чертежи контуров заземления (для зданий, имеющих заземление); сметы, описи работ на текущий и капитальный ремонт; акты технических осмотров; журналы заявок жителей; протоколы измерения сопротивления электросетей; протоколы измерения вентиляции.
Требования истца мотивированы тем, что Товарищество собственников жилья "Большая Черемушкинская, д. 25, к. 1 - 5" является управляющей организацией и внесено в Единый реестр управления многоквартирными домами города Москвы с выдачей свидетельства N 93-19-11-08-1-2772 от 25.11.2008. Ответчик, ранее управлявший домом, уклоняется от передачи документов, необходимых для обслуживания дома.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 04.06.2010 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2010 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
Суды исходили из того, что общим собранием собственников от 28.01.2010 и 29.03.2010 с количеством голосов более 50 процентов от общего числа голосов, новой управляющей организацией избрано Открытое акционерное общество "Атомспецкомсервис", в связи с чем у истца отсутствуют основания для получения документации. При этом, суды отклонили довод истца, что ответчик не имеет права на организацию и проведение общих собраний собственников, сославшись на статью 18 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", указав, что каких-либо ограничений на совершение унитарным предприятием действий в отношении имущества, находящегося на праве хозяйственного ведения, применительно к выбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, законодательством не установлено. Также суды посчитали, что ответчик ранее не являлся управляющей компанией спорных домов, а обязанность по передаче документации в силу пункта 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации лежит на управляющей компании.
В кассационной жалобе истец просит решение и постановление отменить, направить дело на новое рассмотрение.
Кассатор указывает, что судами неправильно применены нормы права, не применены статьи 45, 48 Жилищного кодекса Российской Федерации, неправильно применена статья 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, что судами ошибочно сделан вывод о том, что ответчик не управлял спорными домами до создания собственниками ТСЖ.
Состав суда был изменен в порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, председательствующий судья Д.И. Плюшков заменен на судью Л.А. Тутубалину.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 02.02.2011 до 09.02.2011.
После перерыва в судебное заседание не явился представитель третьего лица.
В заседании суда кассационной инстанции представитель истца поддержал кассационную жалобу по изложенным в ней доводам.
Мотивированных отзывов на кассационную жалобу ответчиком и третьим лицом не представлено. В судебном заседании представители ответчика и третьего лица настаивали на необоснованности жалобы и оставлении в силе судебных актов, ссылаясь на их законность и обоснованность.
Заслушав стороны, оценив изложенные в кассационной жалобе доводы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов судов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции считает кассационную жалобу подлежащей удовлетворению, судебные акты подлежащими отмене, по следующим основаниям.
Согласно пункту 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
Судами правильно установлено, что ответчик владеет рядом жилых и нежилых помещений на праве хозяйственного ведения в спорных жилых домах по адресу: Москва, ул. Большая Черемушкинская, дом 25, корп. 1, 2, 3, 4, 5.
Однако, вывод судов об отсутствии оснований требовать документы у ответчика, как у одного из собственников помещений не мотивирован ссылками на конкретные документы.
Собственником помещений ответчик не является, он владеет помещениями на указанном выше вещном праве хозяйственного ведения.
Этот вывод судом сделан без исследования вопроса об управлении ответчиком домом до создания ТСЖ. Суду надлежало выяснить, избирался ли собственниками помещений в доме до создания ТСЖ иной способ управления, в том числе управление управляющей компанией с момента введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, обязывающего собственников определить способ управления домом, либо ранее, выполнял ли ответчик до создания собственниками помещений Товарищества собственников жилья функции эксплуатации, содержания, управления и ремонта дома и обеспечения жильцов коммунальными ресурсами. Поскольку обязательства организаций, ранее отвечавших за управление, эксплуатацию, содержание и ремонт домов, в силу статьи 18 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" от 29.12.2004 N 189-Федерального закона сохранялись до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса Российской Федерации, а в силу статьи 9 этого Закона действие раздела VIII распространяется также на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров управления многоквартирными домами.
Вывод судов об отсутствии у истца оснований для истребования документов в силу избрания собственниками иной управляющей организации основан на ошибочном толковании статьи 18 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", ошибочном утверждении об отсутствии в законодательстве ограничений на совершение унитарным предприятием действий в отношении находящегося на праве хозяйственного ведения имущества применительно к выбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, а также на основании решений общего собрания собственников от 28.01.2010 и 29.03.2010
При этом, судами не учтено, что спорные вопросы регулируются Жилищным кодексом Российской Федерации.
Нормы Жилищного кодекса Российской Федерации являются специальными и подлежат преимущественному применению при регулировании жилищных правоотношений.
В силу статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов.
Внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе любого из собственников.
При этом необходимо учитывать, что в силу пункта 3 статьи 48 Жилищного кодекса Российской Федерации количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме.
Согласно статье 48 Жилищного кодекса Российской Федерации правом голосования на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, обладают собственники помещений в данном доме. Голосование на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме осуществляется собственником помещения в данном доме как лично, так и через своего представителя.
Представитель собственника помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме действует в соответствии с полномочиями, основанными на указаниях федеральных законов, актов уполномоченных на то государственных органов или актов органов местного самоуправления либо составленной в письменной форме доверенности на голосование. Доверенность на голосование должна содержать сведения о представляемом собственнике помещения в соответствующем многоквартирном доме и его представителе (имя или наименование, место жительства или место нахождения, паспортные данные) и должна быть оформлена в соответствии с требованиями пунктов 4 и 5 статьи 185 Гражданского кодекса Российской Федерации или удостоверена нотариально.
Собственником помещений, находящихся во владении ответчика на праве хозяйственного ведения, является Российская Федерация.
В соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В силу пункта 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Судами не приведены нормы федеральных законов, актов уполномоченных на то государственных органов (Правительства Российской Федерации, Федерального агентства по управлению государственным имуществом), предоставляющих ответчику право представлять интересы собственника, голосовать от имени собственника жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме на общих собраниях при принятии решений.
Анализ данных норм Кодекса свидетельствует о том, что в федеральных законах, актах уполномоченных на то государственных органов должны содержаться конкретные указания на то, что лицо является представителем собственника для осуществления полномочий собственника по участию в управлении многоквартирным домом с правом голосования за собственника.
Отсутствие такого запрета в Федеральном законе "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" от 14.11.2002 N 161-ФЗ не порождает у лица, владеющего помещениями в многоквартирном доме на праве хозяйственного ведения, права представлять собственника и голосовать на собраниях собственников, собраниях членов ТСЖ от имени собственника.
Равно отсутствует в материалах дела доверенность на осуществление таких полномочий собственника.
Вывод суда о полномочности общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах от 28.01.2010, от 29.03.2010, которыми избрана иная управляющая организация, сделан без учета указанных положений Жилищного кодекса Российской Федерации, а потому не может быть поддержан судебной коллегией суда кассационной инстанции.
Учитывая, что именно указанные выводы судов положены в основу судебных актов, последние подлежат отмене в соответствии с частями 1, 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, как принятые при неправильном применении норм материального права, при несоответствии выводов судов установленным обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, что могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Так как для принятия обоснованного и законного решения требуется исследование и оценка доказательств, а также иные процессуальные действия, установленные для рассмотрения дела в суде первой инстанции, что невозможно в суде кассационной инстанции в силу его полномочий, дело в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 названного Кодекса подлежит передаче на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
При новом рассмотрении дела арбитражному суду первой инстанции следует учесть изложенное, установить юридически значимые обстоятельства, в том числе осуществлял ли ответчик эксплуатацию дома до избрания ТСЖ, полномочность общих собраний собственников с учетом указанных положений Жилищного кодекса Российской Федерации, с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследовать и оценить доказательства в их совокупности и взаимной связи, проверить доводы лиц, участвующих в деле, и при правильном применении норм материального права и соблюдении норм процессуального права принять законное и обоснованное решение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 04 июня 2010 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29 сентября 2010 года по делу N А40-11179/10-158-108 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Председательствующий судья
Л.А.ТУТУБАЛИНА
Судьи
Т.В.ФЕДОСЕЕВА
Л.В.ЗАВИРЮХА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)