Судебные решения, арбитраж
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 28 марта 2006 г. Дело N А19-12032/05-53-Ф02-1180/06-С2
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Соколовой Л.М.,
судей: Воробьевой Н.М., Кулакова В.И.,
при участии в судебном заседании:
представителя Главного финансового управления Иркутской области - Клеофастова Б.П. (доверенность от 30 декабря 2005 года N 08-35/585),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области на решение от 20 октября 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 19 декабря 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-12032/05-53 (суд первой инстанции: Рукавишникова Е.В.; суд апелляционной инстанции: Ибрагимова С.Ю., Архипенко А.А., Матинина Л.Н.),
Жилищно-строительный кооператив N 32 (ЖСК N 32) обратился в суд с иском к Иркутской области в лице Главного финансового управления (ГФУ) Иркутской области о взыскании убытков, причиненных невозмещением расходов по предоставлению льгот в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" за 2002, 2003, 2004 годы в размере 241634,08 рубля, к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании убытков, причиненных невозмещением расходов по предоставлению льгот в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" за 4 квартал 2004 года в размере 28682,67 рубля, в соответствии с Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" за 4 квартал 2004 года в размере 5413,38 рубля.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец увеличил исковые требования о взыскании убытков, причиненных невозмещением расходов по предоставлению льгот в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", до 250970,14 рубля, включив задолженность по компенсации льгот на оплату услуг следующих поставщиков: муниципального унитарного предприятия "Производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства" (далее - МУП "ПУ ВКХ") в размере 7654,50 рубля, общества с ограниченной ответственностью (ООО) "Петр и Компания" в размере 1681,56 рубля.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 13.10.2005 по делу N А19-12032/05-53 требование истца, заявленное к муниципальному образованию "Город Иркутск" и Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области о взыскании убытков, причиненных невозмещением расходов по предоставлению льгот в соответствии с Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" за 4 квартал 2004 года в размере 5413,38 рубля, выделено в отдельное производство.
Суд первой инстанции рассмотрел иск к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации и Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области в части требования о взыскании убытков, причиненных невозмещением расходов по предоставлению льгот в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 20 октября 2005 года исковые требования удовлетворены: взыскано в пользу ЖСК N 32 с Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области за счет казны Иркутской области 250970,14 рубля расходов, связанных с реализацией Федерального закона "О ветеранах"; с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ЖСК N 32 взыскано 28682,67 рубля расходов, связанных с реализацией Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Постановлением апелляционной инстанции от 19 декабря 2005 года решение оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Главное финансовое управление Иркутской области обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 20 октября 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 19 декабря 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-12032/05-53.
ГФУ Иркутской области считает, что истцом не доказаны противоправное поведение, причинная связь между противоправным поведением и причиненным вредом, а также вина ГФУ Иркутской области и что незаконное бездействие с его стороны отсутствует.
В кассационной жалобе указано, что судом не были применены положения "Порядка возмещения расходов на реализацию отдельных льгот, установленных Федеральным законом "О ветеранах", утвержденного постановлением губернатора Иркутской области от 13.04.2004 N 219-п.
По мнению заявителя кассационной жалобы, в решение необоснованно включена сумма в размере 34622,79 рубля, которая подлежит уплате непосредственно организациям, поставщикам коммунальных услуг, а не ЖСК N 32. Сумма фактически понесенных и некомпенсированных затрат ЖСК N 32 составляет 216347,35 рубля, что, по мнению ГФУ Иркутской области, подтверждается материалами дела.
В возражениях на кассационную жалобу ЖСК N 32 отклонил доводы заявителя, ссылаясь на их необоснованность.
ЖСК N 32 заявил о рассмотрении дела без участия его представителя.
Присутствующий в судебном заседании представитель заявителя кассационной жалобы поддержал ее доводы.
Дело рассмотрено в порядке, определяемом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив правильность применения норм материального и норм процессуального права, соответствие выводов Арбитражного суда Иркутской области фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам при рассмотрении дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Согласно исковому заявлению, материально-правовым требованием указано требование о взыскании убытков в виде недополученных доходов в размере 250970,14 рубля (с учетом уточнений), возникших в связи с предоставлением льгот гражданам по Федеральному закону "О ветеранах", и 28682,67 рубля расходов, связанных с реализацией Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Основанием иска указано неисполнение ответчиком в полном объеме обязанности по возмещению расходов, связанных с предоставлением в 2002 - 2004 годах льгот по оплате жилья и коммунальных услуг во исполнение Федерального закона "О ветеранах" и Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Как следует из материалов дела, ЖСК N 32 в 2002 - 2004 годах при осуществлении своей деятельности во исполнение Федерального закона "О ветеранах", Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предоставлял льготы по оплате жилья и коммунальных услуг лицам, имеющим право на льготное обеспечение.
Расходы, понесенные истцом в связи с предоставлением льгот на основании Федерального закона "О ветеранах", Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", не были возмещены в полном объеме, в связи с чем истец обратился в суд за взысканием убытков в размере 250970,14 рубля с Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области, в размере 28682,67 рубля с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Удовлетворяя исковые требования в заявленной сумме, Арбитражный суд Иркутской области исходил из того, что истец в период с 2002 по 2004 годы при осуществлении своей производственной деятельности во исполнение Федерального закона "О ветеранах" предоставлял льготы ветеранам при оплате жилья и коммунальных услуг, в связи с чем понес определенные расходы, подлежащие возмещению за счет субъекта Российской Федерации, поскольку обязанность по компенсации реальных расходов, понесенных в связи с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг ветеранам, вытекает из прямого указания закона и возложена на субъект Российской Федерации - Иркутскую область.
В связи с неисполнением Иркутской областью обязательств по финансированию льгот в рамках реализации Федерального закона "О ветеранах" расходы истца по предоставлению льгот по оплате жилья и коммунальных услуг не были возмещены. При этом Арбитражный суд Иркутской области руководствовался статьями 8, 15, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 10, 14, 15, 16, 18, 21, 22 Федерального закона "О ветеранах".
Взыскивая с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации 28682,67 рубля расходов, связанных с реализацией Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Арбитражный суд Иркутской области также исходил из того, что истец доказал предоставление им льгот по оплате жилья и коммунальных услуг в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Обязанность по возмещению данных расходов возложена законом на Российскую Федерацию.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает данные выводы правомерными и обоснованными.
Пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу этого Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа проверяет законность и обоснованность судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы.
В подтверждение факта причинения убытков и их размера истец представил расчет суммы иска; акты сверки расчетов по предоставленным льготам на оплату жилья и коммунальных услуг в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", подписанные истцом и Департаментом социальной защиты населения Комитета по делам горожан администрации г. Иркутска; списки лиц-льготополучателей с указанием фамилии, имени, отчества, документа, на основании которого была предоставлена льгота, места проживания.
Согласно справке Главного управления социальной защиты населения Иркутской области от 28.07.2005, в соответствии с результатами проведенной проверки установлено, что все представленные по спискам льготополучатели найдены в базе данных Главного управления социальной защиты населения Иркутской области; тарифы на жилищно-коммунальные услуги за заявленный период согласованы с отделом цен г. Иркутска; вместе с тем указано, что суммы затрат в размере 25286,73 рубля (задолженность перед фирмой "Энергосбыт" открытого акционерного общества (ОАО) "Иркутскэнерго" и открытым акционерным обществом (ОАО) "Сибирьтелеком") включены истцом необоснованно.
Договор N 1128 от 10.12.2001 на отпуск и потребление тепловой энергии и горячей воды, заключенный между ОАО "Иркутскэнерго" и ЖСК N 32; договор N 50036 от 23.10.2003 на оказание услуг, заключенный между ЖСК N 32 и ОАО "Сибирьтелеком"; договор N 826 от 12.01.2001 на отпуск воды и прием сточных вод, заключенный между ЖСК N 32 и МУП "ПУ ВКХ"; договор N П2005-0245 от 01.01.2005 о предоставлении услуг на вывоз твердых бытовых отходов, заключенный ЖСК N 32 и ООО "Петр и Компания", не содержат льготных условий оплаты. Расчеты по указанным договорам осуществлялись истцом в полном объеме без учета предоставленных в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" льгот. Данный факт подтвержден материалами дела и третьими лицами (ОАО "Иркутскэнерго", ОАО "Сибирьтелеком", МУП "ПУ ВКХ", ООО "Петр и Компания") не оспаривается.
Поскольку реальные расходы от предоставления гражданам льгот в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" понес ЖСК N 32, то и возмещение убытков, возникших от предоставления указанных льгот, должно быть произведено именно ЖСК N 32.
Арбитражный суд Иркутской области установил, что размер и стоимость оказанных за заявленный период услуг ветеранам, а также размер не возмещенных истцу расходов от предоставления льгот, предусмотренных Федеральным законом "О ветеранах", подтверждены надлежащими доказательствами. Ответчик, оспаривая иск, доказательств, подтверждающих иную стоимость оказанных ветеранам услуг, не представил.
Также Арбитражный суд Иркутской области пришел к выводу, что истец недополучил по вине субъекта Российской Федерации - Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области (пункт 1.1 Положения о Главном финансовом управлении Иркутской области) - стоимость оказанных им в 2002 - 2004 годах услуг.
Статьей 781 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оказанные услуги оплачиваются по цене, установленной в договоре возмездного оказания услуг.
Вместе с тем государством принимаются определенные социальные меры, направленные на поддержку отдельных категорий граждан. В связи с этим Федеральным законом "О ветеранах" (статьи 14 - 22) установлено, что ветераны войны и труда имеют льготы по оплате жилья и коммунальных услуг.
Следуя предписанию закона, истец в 2002 - 2004 годах оказал услуги данной категории граждан по заниженной цене, в связи с чем понес определенные расходы.
Выделенные на указанные цели бюджетные средства не компенсировали в полном объеме реальные расходы истца. Суды первой и апелляционной инстанций обоснованно и правомерно пришли к выводу, что в этой части материальные потери являются для истца убытками.
Пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Федеральный закон "О ветеранах" не предусматривает возмещение убытков в меньшем размере (в объеме финансирования).
В соответствии с подпунктами "а", "б" пункта 2 части 1 статьи 10 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции, действовавшей в 2002 - 2004 годах (до 22.08.2004)) расходы на реализацию прав и льгот, установленных для ветеранов данным Федеральным законом, возмещаются за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. За счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации возмещаются расходы на оплату жилья в домах независимо от вида жилищного фонда, коммунальных услуг, услуг за пользование радио и коллективной телевизионной антенной, приобретение и доставку топлива ветеранам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, независимо от вида жилищного фонда.
Названным Законом также не предусмотрена возможность неполного компенсирования расходов, понесенных по его исполнению.
Порядок возмещения расходов, указанных в статье 10 Федерального закона "О ветеранах", утверждается соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Расходы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот гражданам, имеющим право на льготное обеспечение, учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и имеют целевое назначение (пункт 2 статьи 10 названного Закона).
В соответствии со статьей 11 Бюджетного кодекса Российской Федерации на территории Иркутской области образование и расходование денежных средств осуществляются на основании закона субъекта.
Законом Иркутской области от 28.12.2001 N 26/72-оз "Об областном бюджете на 2002 год", Законом Иркутской области от 28.12.2002 N 65-оз "Об областном бюджете на 2003 год", Законом Иркутской области от 24.12.2003 N 74-оз "Об областном бюджете на 2004 год" установлено, что в 2002 - 2004 годах из Фонда компенсаций субсидии на реализацию Федерального закона "О ветеранах" предоставляются за счет средств областного бюджета.
Утвержденный объем субсидий, выделенный муниципальному образованию "Город Иркутск" из областного бюджета в 2002 году на финансирование Федерального закона "О ветеранах", составил 107185000 рублей (Закон Иркутской области "Об областном бюджете на 2002 год" от 28.12.2001 N 26/72-оз); объем субсидий, выделенный муниципальному образованию "Город Иркутск" из областного бюджета в 2003 году на финансирование Федерального закона "О ветеранах", составил 118536000 рублей (Закон Иркутской области от 28.12.2002 N 65-оз "Об областном бюджете на 2003 год"); объем субсидий, выделенный муниципальному образованию "Город Иркутск" из областного бюджета в 2004 году на финансирование Федерального закона "О ветеранах", составил 115713000 рублей (Закон Иркутской области от 24.12.2003 N 74-оз "Об областном бюджете на 2004 год").
Из материалов дела и пояснений лиц, участвующих в деле, следует, что муниципальным образованием "Город Иркутск" полученные суммы на исполнение Федерального закона "О ветеранах" распределены в полном объеме.
Выделенные из областного бюджета денежные средства в полном объеме не компенсировали материальные потери, полученные истцом в результате исполнения Федерального закона "О ветеранах", в части предоставления услуг категории граждан, имеющих право на льготную оплату жилья и коммунальных услуг.
Таким образом, в 2002 - 2004 годах в бюджете Иркутской области не была заложена необходимая для выплаты компенсации сумма. Невключение в план бюджета соответствующего года компенсационных выплат в достаточном размере не может служить основанием для освобождения от обязанности надлежащего исполнения законов Российской Федерации.
В силу статей 124, 125 Гражданского кодекса Российской Федерации субъекты Российской Федерации выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений. От имени субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Уставом Иркутской области от 19.01.1995 (с последующими изменениями) установлена система органов исполнительной власти области во главе с администрацией - постоянно действующим высшим органом исполнительной власти области.
В соответствии со статьей 38 Устава к основным полномочиям администрации Иркутской области отнесено распоряжение средствами областного бюджета.
Статьей 17 Закона Иркутской области от 18.05.1996 N 33-оз "Об организации и деятельности администрации Иркутской области" (с последующими изменениями) установлено, что полномочия администрации в конкретных сферах управления осуществляются структурными подразделениями администрации, образование, реорганизация и ликвидация которых производятся постановлениями губернатора Иркутской области.
На основании постановления губернатора Иркутской области от 27.03.2002 N 233-п "Об утверждении положения о Главном финансовом управлении Иркутской области" исполнительным органом области, осуществляющим управление областными финансами, является Главное финансовое управление области.
С учетом вышеизложенного следует признать обоснованным и правомерным вывод Арбитражного суда Иркутской области о том, что денежные средства в размере 250970,14 рубля, составляющие расходы от предоставления льгот, предусмотренных Федеральным законом "О ветеранах", подлежат взысканию с субъекта Российской Федерации - Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области - за счет казны Иркутской области.
Между тем выделенные на указанные цели бюджетные средства не компенсировали в полном объеме реальные расходы истца.
Федеральным законом "О ветеранах" возмещение предприятию расходов по предоставлению лицам, имеющим право на льготное обеспечение, в меньшем размере, чем фактически оно понесло, не предусмотрено.
Арбитражный суд Иркутской области установил, что из имеющихся в материалах дела документов (договоров, платежных документов, отчетов о предоставлении льгот, актов сверок объемов льгот) усматривается, что истец предоставил льготы ветеранам по оплате жилья и коммунальных услуг, в связи с чем понес расходы, которые не были компенсированы в полном объеме.
Отклоняется довод заявителя кассационной жалобы об исполнении своих обязанностей в пределах объема финансирования и лимита бюджетных обязательств, поскольку невключение в план бюджета соответствующего года компенсационных выплат в достаточном размере не может служить основанием для освобождения от обязанности надлежащего исполнения законов Российской Федерации.
Довод Главного финансового управления Иркутской области о том, что истцом не доказан размер понесенных расходов, не соответствует материалам дела.
Также подлежит отклонению довод заявителя кассационной жалобы о том, что судом не были применены положения "Порядка возмещения расходов на реализацию отдельных льгот, установленных Федеральным законом "О ветеранах", утвержденного постановлением губернатора Иркутской области от 13.04.2004 N 219-п, так как он не соответствует фактическим обстоятельствам.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что Арбитражным судом Иркутской области правильно определены характер спорных взаимоотношений, основания возникновения обязательств, основания применения ответственности в связи с их неисполнением, определенной истцом как убытки, субъекты ответственности, размер убытков. Решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции приняты с соблюдением норм материального и норм процессуального права, в связи с чем подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
Решение от 20 октября 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 19 декабря 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-12032/05-53 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 28.03.2006 N А19-12032/05-53-Ф02-1180/06-С2 ПО ДЕЛУ N А19-12032/05-53
Разделы:ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 28 марта 2006 г. Дело N А19-12032/05-53-Ф02-1180/06-С2
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Соколовой Л.М.,
судей: Воробьевой Н.М., Кулакова В.И.,
при участии в судебном заседании:
представителя Главного финансового управления Иркутской области - Клеофастова Б.П. (доверенность от 30 декабря 2005 года N 08-35/585),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области на решение от 20 октября 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 19 декабря 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-12032/05-53 (суд первой инстанции: Рукавишникова Е.В.; суд апелляционной инстанции: Ибрагимова С.Ю., Архипенко А.А., Матинина Л.Н.),
УСТАНОВИЛ:
Жилищно-строительный кооператив N 32 (ЖСК N 32) обратился в суд с иском к Иркутской области в лице Главного финансового управления (ГФУ) Иркутской области о взыскании убытков, причиненных невозмещением расходов по предоставлению льгот в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" за 2002, 2003, 2004 годы в размере 241634,08 рубля, к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании убытков, причиненных невозмещением расходов по предоставлению льгот в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" за 4 квартал 2004 года в размере 28682,67 рубля, в соответствии с Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" за 4 квартал 2004 года в размере 5413,38 рубля.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец увеличил исковые требования о взыскании убытков, причиненных невозмещением расходов по предоставлению льгот в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", до 250970,14 рубля, включив задолженность по компенсации льгот на оплату услуг следующих поставщиков: муниципального унитарного предприятия "Производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства" (далее - МУП "ПУ ВКХ") в размере 7654,50 рубля, общества с ограниченной ответственностью (ООО) "Петр и Компания" в размере 1681,56 рубля.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 13.10.2005 по делу N А19-12032/05-53 требование истца, заявленное к муниципальному образованию "Город Иркутск" и Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области о взыскании убытков, причиненных невозмещением расходов по предоставлению льгот в соответствии с Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" за 4 квартал 2004 года в размере 5413,38 рубля, выделено в отдельное производство.
Суд первой инстанции рассмотрел иск к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации и Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области в части требования о взыскании убытков, причиненных невозмещением расходов по предоставлению льгот в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 20 октября 2005 года исковые требования удовлетворены: взыскано в пользу ЖСК N 32 с Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области за счет казны Иркутской области 250970,14 рубля расходов, связанных с реализацией Федерального закона "О ветеранах"; с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ЖСК N 32 взыскано 28682,67 рубля расходов, связанных с реализацией Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Постановлением апелляционной инстанции от 19 декабря 2005 года решение оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Главное финансовое управление Иркутской области обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 20 октября 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 19 декабря 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-12032/05-53.
ГФУ Иркутской области считает, что истцом не доказаны противоправное поведение, причинная связь между противоправным поведением и причиненным вредом, а также вина ГФУ Иркутской области и что незаконное бездействие с его стороны отсутствует.
В кассационной жалобе указано, что судом не были применены положения "Порядка возмещения расходов на реализацию отдельных льгот, установленных Федеральным законом "О ветеранах", утвержденного постановлением губернатора Иркутской области от 13.04.2004 N 219-п.
По мнению заявителя кассационной жалобы, в решение необоснованно включена сумма в размере 34622,79 рубля, которая подлежит уплате непосредственно организациям, поставщикам коммунальных услуг, а не ЖСК N 32. Сумма фактически понесенных и некомпенсированных затрат ЖСК N 32 составляет 216347,35 рубля, что, по мнению ГФУ Иркутской области, подтверждается материалами дела.
В возражениях на кассационную жалобу ЖСК N 32 отклонил доводы заявителя, ссылаясь на их необоснованность.
ЖСК N 32 заявил о рассмотрении дела без участия его представителя.
Присутствующий в судебном заседании представитель заявителя кассационной жалобы поддержал ее доводы.
Дело рассмотрено в порядке, определяемом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив правильность применения норм материального и норм процессуального права, соответствие выводов Арбитражного суда Иркутской области фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам при рассмотрении дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Согласно исковому заявлению, материально-правовым требованием указано требование о взыскании убытков в виде недополученных доходов в размере 250970,14 рубля (с учетом уточнений), возникших в связи с предоставлением льгот гражданам по Федеральному закону "О ветеранах", и 28682,67 рубля расходов, связанных с реализацией Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Основанием иска указано неисполнение ответчиком в полном объеме обязанности по возмещению расходов, связанных с предоставлением в 2002 - 2004 годах льгот по оплате жилья и коммунальных услуг во исполнение Федерального закона "О ветеранах" и Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Как следует из материалов дела, ЖСК N 32 в 2002 - 2004 годах при осуществлении своей деятельности во исполнение Федерального закона "О ветеранах", Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предоставлял льготы по оплате жилья и коммунальных услуг лицам, имеющим право на льготное обеспечение.
Расходы, понесенные истцом в связи с предоставлением льгот на основании Федерального закона "О ветеранах", Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", не были возмещены в полном объеме, в связи с чем истец обратился в суд за взысканием убытков в размере 250970,14 рубля с Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области, в размере 28682,67 рубля с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Удовлетворяя исковые требования в заявленной сумме, Арбитражный суд Иркутской области исходил из того, что истец в период с 2002 по 2004 годы при осуществлении своей производственной деятельности во исполнение Федерального закона "О ветеранах" предоставлял льготы ветеранам при оплате жилья и коммунальных услуг, в связи с чем понес определенные расходы, подлежащие возмещению за счет субъекта Российской Федерации, поскольку обязанность по компенсации реальных расходов, понесенных в связи с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг ветеранам, вытекает из прямого указания закона и возложена на субъект Российской Федерации - Иркутскую область.
В связи с неисполнением Иркутской областью обязательств по финансированию льгот в рамках реализации Федерального закона "О ветеранах" расходы истца по предоставлению льгот по оплате жилья и коммунальных услуг не были возмещены. При этом Арбитражный суд Иркутской области руководствовался статьями 8, 15, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 10, 14, 15, 16, 18, 21, 22 Федерального закона "О ветеранах".
Взыскивая с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации 28682,67 рубля расходов, связанных с реализацией Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Арбитражный суд Иркутской области также исходил из того, что истец доказал предоставление им льгот по оплате жилья и коммунальных услуг в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Обязанность по возмещению данных расходов возложена законом на Российскую Федерацию.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает данные выводы правомерными и обоснованными.
Пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу этого Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа проверяет законность и обоснованность судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы.
В подтверждение факта причинения убытков и их размера истец представил расчет суммы иска; акты сверки расчетов по предоставленным льготам на оплату жилья и коммунальных услуг в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", подписанные истцом и Департаментом социальной защиты населения Комитета по делам горожан администрации г. Иркутска; списки лиц-льготополучателей с указанием фамилии, имени, отчества, документа, на основании которого была предоставлена льгота, места проживания.
Согласно справке Главного управления социальной защиты населения Иркутской области от 28.07.2005, в соответствии с результатами проведенной проверки установлено, что все представленные по спискам льготополучатели найдены в базе данных Главного управления социальной защиты населения Иркутской области; тарифы на жилищно-коммунальные услуги за заявленный период согласованы с отделом цен г. Иркутска; вместе с тем указано, что суммы затрат в размере 25286,73 рубля (задолженность перед фирмой "Энергосбыт" открытого акционерного общества (ОАО) "Иркутскэнерго" и открытым акционерным обществом (ОАО) "Сибирьтелеком") включены истцом необоснованно.
Договор N 1128 от 10.12.2001 на отпуск и потребление тепловой энергии и горячей воды, заключенный между ОАО "Иркутскэнерго" и ЖСК N 32; договор N 50036 от 23.10.2003 на оказание услуг, заключенный между ЖСК N 32 и ОАО "Сибирьтелеком"; договор N 826 от 12.01.2001 на отпуск воды и прием сточных вод, заключенный между ЖСК N 32 и МУП "ПУ ВКХ"; договор N П2005-0245 от 01.01.2005 о предоставлении услуг на вывоз твердых бытовых отходов, заключенный ЖСК N 32 и ООО "Петр и Компания", не содержат льготных условий оплаты. Расчеты по указанным договорам осуществлялись истцом в полном объеме без учета предоставленных в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" льгот. Данный факт подтвержден материалами дела и третьими лицами (ОАО "Иркутскэнерго", ОАО "Сибирьтелеком", МУП "ПУ ВКХ", ООО "Петр и Компания") не оспаривается.
Поскольку реальные расходы от предоставления гражданам льгот в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" понес ЖСК N 32, то и возмещение убытков, возникших от предоставления указанных льгот, должно быть произведено именно ЖСК N 32.
Арбитражный суд Иркутской области установил, что размер и стоимость оказанных за заявленный период услуг ветеранам, а также размер не возмещенных истцу расходов от предоставления льгот, предусмотренных Федеральным законом "О ветеранах", подтверждены надлежащими доказательствами. Ответчик, оспаривая иск, доказательств, подтверждающих иную стоимость оказанных ветеранам услуг, не представил.
Также Арбитражный суд Иркутской области пришел к выводу, что истец недополучил по вине субъекта Российской Федерации - Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области (пункт 1.1 Положения о Главном финансовом управлении Иркутской области) - стоимость оказанных им в 2002 - 2004 годах услуг.
Статьей 781 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оказанные услуги оплачиваются по цене, установленной в договоре возмездного оказания услуг.
Вместе с тем государством принимаются определенные социальные меры, направленные на поддержку отдельных категорий граждан. В связи с этим Федеральным законом "О ветеранах" (статьи 14 - 22) установлено, что ветераны войны и труда имеют льготы по оплате жилья и коммунальных услуг.
Следуя предписанию закона, истец в 2002 - 2004 годах оказал услуги данной категории граждан по заниженной цене, в связи с чем понес определенные расходы.
Выделенные на указанные цели бюджетные средства не компенсировали в полном объеме реальные расходы истца. Суды первой и апелляционной инстанций обоснованно и правомерно пришли к выводу, что в этой части материальные потери являются для истца убытками.
Пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Федеральный закон "О ветеранах" не предусматривает возмещение убытков в меньшем размере (в объеме финансирования).
В соответствии с подпунктами "а", "б" пункта 2 части 1 статьи 10 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции, действовавшей в 2002 - 2004 годах (до 22.08.2004)) расходы на реализацию прав и льгот, установленных для ветеранов данным Федеральным законом, возмещаются за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. За счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации возмещаются расходы на оплату жилья в домах независимо от вида жилищного фонда, коммунальных услуг, услуг за пользование радио и коллективной телевизионной антенной, приобретение и доставку топлива ветеранам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, независимо от вида жилищного фонда.
Названным Законом также не предусмотрена возможность неполного компенсирования расходов, понесенных по его исполнению.
Порядок возмещения расходов, указанных в статье 10 Федерального закона "О ветеранах", утверждается соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Расходы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот гражданам, имеющим право на льготное обеспечение, учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и имеют целевое назначение (пункт 2 статьи 10 названного Закона).
В соответствии со статьей 11 Бюджетного кодекса Российской Федерации на территории Иркутской области образование и расходование денежных средств осуществляются на основании закона субъекта.
Законом Иркутской области от 28.12.2001 N 26/72-оз "Об областном бюджете на 2002 год", Законом Иркутской области от 28.12.2002 N 65-оз "Об областном бюджете на 2003 год", Законом Иркутской области от 24.12.2003 N 74-оз "Об областном бюджете на 2004 год" установлено, что в 2002 - 2004 годах из Фонда компенсаций субсидии на реализацию Федерального закона "О ветеранах" предоставляются за счет средств областного бюджета.
Утвержденный объем субсидий, выделенный муниципальному образованию "Город Иркутск" из областного бюджета в 2002 году на финансирование Федерального закона "О ветеранах", составил 107185000 рублей (Закон Иркутской области "Об областном бюджете на 2002 год" от 28.12.2001 N 26/72-оз); объем субсидий, выделенный муниципальному образованию "Город Иркутск" из областного бюджета в 2003 году на финансирование Федерального закона "О ветеранах", составил 118536000 рублей (Закон Иркутской области от 28.12.2002 N 65-оз "Об областном бюджете на 2003 год"); объем субсидий, выделенный муниципальному образованию "Город Иркутск" из областного бюджета в 2004 году на финансирование Федерального закона "О ветеранах", составил 115713000 рублей (Закон Иркутской области от 24.12.2003 N 74-оз "Об областном бюджете на 2004 год").
Из материалов дела и пояснений лиц, участвующих в деле, следует, что муниципальным образованием "Город Иркутск" полученные суммы на исполнение Федерального закона "О ветеранах" распределены в полном объеме.
Выделенные из областного бюджета денежные средства в полном объеме не компенсировали материальные потери, полученные истцом в результате исполнения Федерального закона "О ветеранах", в части предоставления услуг категории граждан, имеющих право на льготную оплату жилья и коммунальных услуг.
Таким образом, в 2002 - 2004 годах в бюджете Иркутской области не была заложена необходимая для выплаты компенсации сумма. Невключение в план бюджета соответствующего года компенсационных выплат в достаточном размере не может служить основанием для освобождения от обязанности надлежащего исполнения законов Российской Федерации.
В силу статей 124, 125 Гражданского кодекса Российской Федерации субъекты Российской Федерации выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений. От имени субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Уставом Иркутской области от 19.01.1995 (с последующими изменениями) установлена система органов исполнительной власти области во главе с администрацией - постоянно действующим высшим органом исполнительной власти области.
В соответствии со статьей 38 Устава к основным полномочиям администрации Иркутской области отнесено распоряжение средствами областного бюджета.
Статьей 17 Закона Иркутской области от 18.05.1996 N 33-оз "Об организации и деятельности администрации Иркутской области" (с последующими изменениями) установлено, что полномочия администрации в конкретных сферах управления осуществляются структурными подразделениями администрации, образование, реорганизация и ликвидация которых производятся постановлениями губернатора Иркутской области.
На основании постановления губернатора Иркутской области от 27.03.2002 N 233-п "Об утверждении положения о Главном финансовом управлении Иркутской области" исполнительным органом области, осуществляющим управление областными финансами, является Главное финансовое управление области.
С учетом вышеизложенного следует признать обоснованным и правомерным вывод Арбитражного суда Иркутской области о том, что денежные средства в размере 250970,14 рубля, составляющие расходы от предоставления льгот, предусмотренных Федеральным законом "О ветеранах", подлежат взысканию с субъекта Российской Федерации - Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области - за счет казны Иркутской области.
Между тем выделенные на указанные цели бюджетные средства не компенсировали в полном объеме реальные расходы истца.
Федеральным законом "О ветеранах" возмещение предприятию расходов по предоставлению лицам, имеющим право на льготное обеспечение, в меньшем размере, чем фактически оно понесло, не предусмотрено.
Арбитражный суд Иркутской области установил, что из имеющихся в материалах дела документов (договоров, платежных документов, отчетов о предоставлении льгот, актов сверок объемов льгот) усматривается, что истец предоставил льготы ветеранам по оплате жилья и коммунальных услуг, в связи с чем понес расходы, которые не были компенсированы в полном объеме.
Отклоняется довод заявителя кассационной жалобы об исполнении своих обязанностей в пределах объема финансирования и лимита бюджетных обязательств, поскольку невключение в план бюджета соответствующего года компенсационных выплат в достаточном размере не может служить основанием для освобождения от обязанности надлежащего исполнения законов Российской Федерации.
Довод Главного финансового управления Иркутской области о том, что истцом не доказан размер понесенных расходов, не соответствует материалам дела.
Также подлежит отклонению довод заявителя кассационной жалобы о том, что судом не были применены положения "Порядка возмещения расходов на реализацию отдельных льгот, установленных Федеральным законом "О ветеранах", утвержденного постановлением губернатора Иркутской области от 13.04.2004 N 219-п, так как он не соответствует фактическим обстоятельствам.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что Арбитражным судом Иркутской области правильно определены характер спорных взаимоотношений, основания возникновения обязательств, основания применения ответственности в связи с их неисполнением, определенной истцом как убытки, субъекты ответственности, размер убытков. Решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции приняты с соблюдением норм материального и норм процессуального права, в связи с чем подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 20 октября 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 19 декабря 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-12032/05-53 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Л.М.СОКОЛОВА
Л.М.СОКОЛОВА
Судьи:
Н.М.ВОРОБЬЕВА
В.И.КУЛАКОВ
Н.М.ВОРОБЬЕВА
В.И.КУЛАКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)