Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.12.2010 ПО ДЕЛУ N А43-10628/2010

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 декабря 2010 г. по делу N А43-10628/2010


Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 декабря 2010 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ершовой О.А.,
судей Вечканова А.И., Малышкиной Е.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Логиновой Ю.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Морской", г. Володарск, на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 21.09.2010 по делу N А43-10628/2010, принятое судьей Горобец Н.В., по иску муниципального унитарного предприятия "Коммунсервис" Володарского района, г. Володарск, к товариществу собственников жилья "Морской", г. Володарск, о взыскании 15 906 руб. 09 коп.,
при участии:
- от заявителя - Носовой Т.Н. по доверенности от 07.06.2010 N 1;
- от истца - Карастелевой Н.П. по трудовому договору от 26.12.2005,

установил:

муниципальное унитарное предприятие "Коммунсервис" Володарского района, г. Володарск, обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к товариществу собственников жилья "Морской", г. Володарск, о взыскании 15 870 руб. 12 коп. долга за предоставление услуг центрального отопления и горячего водоснабжения и пени в размере 35 руб. 97 коп. за период с 13.04.2010 по 21.04.2010 согласно представленному расчету по условиям пункта 4.2 договора N 35 от 01.08.2008.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 21.09.2010 удовлетворены исковые требования. Взыскано с товарищества собственников жилья "Морской" в пользу муниципального унитарного предприятия "Коммунсервис" 15 906 руб. 09 коп., 15 870 руб. 12 коп. долга, 35 руб. 97 коп. пени; а также 2000 руб. расходов по государственной пошлине.
Не согласившись с принятым решением, ТСЖ "Морской" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить принятое решение в полном объеме в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заявитель указывает на то, что разногласия у сторон возникли по применению тарифов на горячее водоснабжение. Вместе с тем суд первой инстанции неполно исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, и не применил нормы материального права, подлежащие применению. Суд не учел положения пункта 15 постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О предоставлении коммунальных услуг гражданам". Также считает, что суд неправомерно применил пункт 17 указанных Правил. Полагает, что суд не принял во внимание то обстоятельство, что истец поставляет тепловую энергию путем централизованного снабжения ответчика тепловой энергией для отопления и горячего водоснабжения, при этом тепловая энергия уже подается в горячей воде.
В судебном заседании представитель заявителя доводы, изложенные в жалобе, поддержал. Просит решение суда отменить, вынести по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
Истец в судебном заседании доводы жалобы отклонил. Считает решение суда законным и обоснованным, просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 07.12.2010 до 10:30.
После перерыва судебное заседание продолжено при участии представителей сторон, которые свои позиции по делу поддерживают.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы заявителя апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о наличии оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 01.01.2008 договор на предоставление услуг центрального отопления и горячего водоснабжения N 35, в соответствии с пунктом 2.1 которого предприятие (истец) обязуется отпустить потребителю (ответчику) через присоединенную сеть согласованное количество тепловой энергии в соответствии с графиком ее подачи в течение срока действия настоящего договора, а потребитель обязуется полностью и своевременно оплачивать принятую энергию по ценам и в порядке, определенных сторонами в условиях настоящего договора.
Предприятие отпускает потребителю согласно температурному графику тепловую энергию в горячей воде на границе раздела балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности в размере установленного лимита 1148,23 Гкал/год, в том числе:
- - на отопление 700,23 Гкал/год при Т ср. н. в. -4,4 С в период отопительного сезона;
- - на горячее водоснабжение 448 Гкал/год в течение года (п. 2.2 договора).
Согласно пункту 3.1 договора предприятие обязано производить учет отпущенной тепловой энергии на основании показаний расчетных приборов и в соответствии с "Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя", а при их отсутствии на основании максимальных тепловых нагрузок с учетом фактической среднемесячной температуры наружного воздуха и нормативной усредненной температуры внутреннего воздуха отапливаемых объектов и продолжительности работы теплопотребляющих установок потребителя.
В соответствии с пунктом 4.1 договора оплата за предоставленные предприятием услуги производится в течение 10 дней с момента получения счета.
Не оплачен в полном объеме только счет-фактура N 227 от 31.03.2010 на сумму 170 536 руб. 65 коп. Оплата произведена частично в размере 154 666 руб. 53 коп., что подтверждается платежным поручением N 18 от 12.04.2010.
Сумма задолженности составляет 15 870 руб. 12 коп.
Разница возникла из-за разногласий сторон по договору в части оплаты стоимости за горячее водоснабжение.
Как указали представители сторон, 30.07.2007 в доме N 8 по ул. Мичурина г. Володарска, находящимся на обслуживании ТСЖ "Морской", был установлен коллективный прибор учета горячего водоснабжения, производящий учет не только фактического объема потребленного коммунального ресурса (вода), но и количества потребленной тепловой энергии, которая была затрачена на подогрев воды до нормативной температуры. С этого времени все расчеты по данному договору между МУП "Коммунсервис" Володарского района и ТСЖ "Морской" производятся согласно показаниям вышеуказанного прибора учета.
МУП "Коммунсервис", выставляет ТСЖ "Морской" счета на оплату за каждую составляющую отдельно.
За тепловую энергию в соответствии с решением Региональной службы по тарифам Нижегородской области N 45/6 от 27.11.2009 по тарифу на тепловую энергию в сумме 858 руб. 28 коп. (без НДС) за Гкал.
За холодную воду согласно постановлению администрации Володарского муниципального района от 30.11.2009 "Об утверждении тарифов организаций коммунального комплекса на 2010 по водоснабжению и водоотведению" N 596, по тарифу для МУП "Коммунсервис" на водоснабжение - 19 руб. 73 коп. (без НДС).
Ответчик оплачивал ГВС на основании постановления администрации Володарского муниципального района от 30.11.2009 N 597 "Об утверждении тарифов организаций коммунального комплекса на горячее водоснабжение на 2010 год", согласно которому тариф для МУП "Коммунсервис" на ГВС установлен в сумме 57,88 руб. /м3.
Суд первой инстанции на основании пункта 17 Правил N 307 пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку при применении тарифов, включающих в себя 2 и более составляющие, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается в виде суммы платежей по каждой из этих составляющих.
Суд апелляционной инстанции считает данный вывод суда ошибочным и основанным на неполном выяснении обстоятельств дела и неправильном применении норм материального права.
В соответствии с частью 1 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации, энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединительную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Согласно части 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными фактического учета энергии.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной правовой нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 были утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, регулирующие отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
В силу статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.
Из содержания пункта 2 статьи 23 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" следует, что цены (тарифы) на тепловую и электрическую энергию, на услуги по передаче тепловой и электрической энергии подлежат государственному регулированию.
В соответствии с пунктом 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее Правила N 307), размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
При применении тарифов, включающих в себя 2 и более составляющие (в частности, расчет стоимости фактически потребленного объема коммунальных ресурсов и расчет стоимости их подачи), размер платы за коммунальные услуги рассчитывается в виде суммы платежей по каждой из этих составляющих (п. 17 Правил N 307).
Согласно пункту 3 Правил N 307 "коммунальные услуги" - деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях; "коммунальные ресурсы" - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, бытовой газ в баллонах, тепловая энергия, твердое топливо, используемые для предоставления коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 6 Правил N 307 состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, под которой понимается наличие в многоквартирном доме или жилом доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставлять потребителю следующие коммунальные услуги: холодное водоснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение либо до водоразборной колонки; горячее водоснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение; водоотведение - отвод бытовых стоков из жилого помещения по присоединенной сети; электроснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя электрической энергией надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение; газоснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя газом надлежащего качества, подаваемым в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение, а также продажа бытового газа в баллонах; отопление - поддержание в жилом помещении, отапливаемом по присоединенной сети, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к настоящим Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления
Особенности ценообразования в отношении товаров и услуг организаций коммунального комплекса, связанных с горячим водоснабжением, установлены пунктами 47 - 49 постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 "Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса".
Согласно пункту 47 Основ ценообразования тарифы на горячую воду и надбавки к тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, исходя из двух условий:
- - осуществление организацией коммунального комплекса непосредственного производства горячей воды;
- - оказание организацией коммунального комплекса услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения.
При этом, если теплоноситель (горячая вода) используется организацией коммунального комплекса непосредственно для оказания услуг по горячему водоснабжению и данная организация является непосредственным производителем горячей воды, то для нее устанавливается тариф на горячую воду.
Утверждение тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с пунктами 1, 6, 7 части 2 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
В соответствии с приложением N 2 к Правилам N 307 при расчете исполнителем коммунальных услуг размера платы за коммунальные услуги применяется тариф на горячую воду (руб. /куб. м).
Согласно абзацу 2 пункта 7 Правил собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям.
Пунктом 22 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
Как следует из материалов дела и пояснений сторон, истец является генерирующей организацией, которая вырабатывает непосредственно тепловую энергию в горячей воде, которую поставляет через системы центрального отопления.
Администрацией Володарского муниципального района от 30.11.2009 N 597 "Об утверждении тарифов организаций коммунального комплекса на горячее водоснабжение на 2010 год" для МУП "Коммунсервис" на 2010 год установлен тариф на ГВС в сумме 57,88 руб. /м3, который должен применяться при расчетах с населением.
Ссылка истца на пункт 17 Правил N 307 является несостоятельной, поскольку согласно данному пункту оплата фактически потребленного количества тепловой энергии возможна только при применении двуставочных тарифов, включающих в себя постоянную составляющую ставку тарифа за мощность и переменную составляющую - ставку тарифа на тепловую энергию.
Расчет же на приготовление горячей воды предусмотрен пунктом 18 Правил N 307, согласно которому при приготовлении горячей воды с использованием внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома (при отсутствии централизованного приготовления горячей воды) размер платы за горячее водоснабжение рассчитывается исходя из показаний приборов учета и соответствующих тарифов на холодную воду и топливо, используемые для приготовления горячей воды.
Таким образом, расчет, исходя из тарифов на холодную воду и топливо, может применяться только при наличии в жилом доме систем для приготовления горячей воды. При наличии централизованной системы отопления и горячего водоснабжения такой расчет является неправомерным.
В соответствии с разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлении от 05.10.2007 N 57, ТСЖ не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ. Соответствующие обязательства ТСЖ перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами - членами ТСЖ, в связи с чем при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам), например, услуг по энергоснабжению, ТСЖ оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции считает требования истца неправомерными и не подлежащими удовлетворению как в части взыскания суммы основного долга, так и пени.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит отмене на основании пунктов 1, 3, 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по госпошлине относятся на истца.
Руководствуясь статьями 110, 176, 269 - 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 21.09.2010 по делу N А43-10628/2010 отменить, апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Морской", г. Володарск Нижегородской области, удовлетворить.
В удовлетворении исковых требований муниципального унитарного предприятия "Коммунсервис", г. Володарск Нижегородской области, отказать.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия "Коммунсервис", г. Володарск Нижегородской области, в пользу товарищества собственников жилья "Морской", г. Володарск Нижегородской области, 2000 (две тысячи) рублей 00 копеек в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия через Арбитражный суд Нижегородской области.
Председательствующий судья
О.А.ЕРШОВА
Судьи
А.И.ВЕЧКАНОВ
Е.Л.МАЛЫШКИНА














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)