Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ ОТ 30.06.2009 ПО ДЕЛУ N А26-4927/2009

Разделы:
Управление многоквартирным домом; Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Выбор способа управления многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 30 июня 2009 г. по делу N А26-4927/2009



Резолютивная часть решения объявлена 29 июня 2009 года.
Полный текст решения изготовлен 30 июня 2009 года.
Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Таратунина Р.Б., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ильющенко О.В., рассмотрел в открытом судебном заседании с участием от заявителя: Мозолевской А.С. (доверенность от 11.01.2009 N 6), дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилфонд-Служба" (далее - Общество) о признании незаконным и отмене постановления N 54 о назначении административного наказания, вынесенного 21.05.2009 начальником Государственной жилищной инспекции Республики Карелия
установил:

оспариваемым постановлением заявитель привлечен к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде взыскания 50000 рублей штрафа за нарушение правил содержания и ремонта жилых домов. В частности, ООО "Жилфонд-Служба" наказано за то, что в доме N 45 по улице Калинина в городе Петрозаводске не обеспечило надлежащее содержание общего имущества: кровли, электротехнических устройств, мест общего пользования, входных дверей подъездов, придомовой территории.
Несогласие с названным решением Общество обосновывает следующим.
По договору от 31.12.2007 выполнение комплекса работ по содержанию и ремонту общего имущества дома предоставлено ООО "Зарека-Сервис".
ООО "Жилфонд-Служба" не было уведомлено о проведении мероприятий по контролю.
Представитель Общества не явился на составление протокола об административном правонарушении 08.05.2009, поскольку посчитали извещение ошибочно направленным.
По уважительным причинам ООО "Жилфонд-Служба" не могло обеспечить участие своего представителя при рассмотрении дела об административном правонарушении, в связи с чем рассмотрение дела в его отсутствие существенно нарушило права привлекаемого лица.
В судебном заседании Мозолевская А.С. названную позицию поддержала.
Судом установлено, что согласно пункту 1 Положения о государственной жилищной инспекции Республики Карелия Инспекция является структурным подразделением Государственного комитета Республики Карелия по реформированию жилищно-коммунального хозяйства и входит в Систему органов государственной жилищной инспекции Российской Федерации, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1994 N 1086.
Поэтому в соответствии со статьями 40 и 43 - 44 АПК РФ ответчиком по настоящему делу является Государственная жилищная инспекция государственного комитета Республики Карелия по реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Инспекция).
Отзыва на заявление ответчик не представил.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ судебное заседание проведено в отсутствие представителя Инспекции.
Суд установил следующие обстоятельства.
В Едином государственном реестре юридических лиц общество с ограниченной ответственностью "Жилфонд-Служба" зарегистрировано за основным государственным регистрационным номером 1051000006617.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) одним из способов управления многоквартирным домом является управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3 статьи 161 ЖК РФ).
По результатам общего собрания, проводившегося 20.04.2008 в форме заочного голосования, собственники помещений в доме N 45 по улице Калинина в городе Петрозаводске заключили с ООО "Жилфонд-Служба" договор управления сроком на один год, а также утвердили перечень и стоимость работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома.
Следовательно, Общество обязалось на возмездной основе организовать выполнение работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества этого дома.
В связи с обращением жильцов указанного дома должностным лицом Инспекции на основании распоряжения от 24.03.2009 N 102 в отношении Общества было проведено внеплановое мероприятие по контролю.
По результатам проверочных мероприятий составлен акт от 26.03.2009 N 102/1, в котором отражено, что на потолке пятого этажа имеются следы протечек, в чердачном помещении наблюдаются множественные протечки и затекание талых вод вдоль стыков плит перекрытия, на первом и втором этажах отсутствуют лампы освещения, в электрощитах имеются оголенные провода, на входных дверях всех подъездов не имеется табличек с обозначением номеров подъездов и номеров квартир, снег на придомовой территории убран некачественно, песчаной смесью дорожки не подсыпаны.
08.04.2009 по данным обстоятельствам в отношении Общества проверяющим лицом был составлен протокол N 000049 о совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 КоАП РФ.
Определением от 09.04.2009 протокол был возвращен для устранения недостатков.
08.05.2009 в отношении заявителя по вышеназванным обстоятельствам повторно составлен протокол N 000049 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.22 КоАП РФ.
Общество ходатайствовало об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении, определением от 21.05.2009 в удовлетворении данного ходатайства было отказано, дело рассмотрено в отсутствие представителя привлекаемого лица.
При разрешении спора суд руководствуется следующим.
Статьей 7.22 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
Субъектом данного правонарушения является лицо, ответственное за содержание жилых домов и (или) жилых помещений.
Объективная сторона вмененного заявителю правонарушения выражается в бездействии, нарушающем правила содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
В соответствии с частью 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
"Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
Как следует из подпункта "а" пункта 1 "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме", состав общего имущества определяется собственниками помещений в многоквартирном доме в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества.
Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с частью 3 статьи 162 ЖК РФ в договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны: состав общего имущества в многоквартирном доме, в отношении которого будет осуществляться управление; перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок определения цены договора.
В пункте 2 "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме" указаны составные части общего имущества.
Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
Названное положение корреспондирует к пункту 17 "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме", в соответствии с которым собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
Таким образом, из совокупности названных норм следует, что вопросы содержания того или иного имущества, относящегося к общему имуществу в многоквартирном доме, в том числе производство затрат на ремонт общего имущества или обеспечение его надлежащей эксплуатации, решаются только собственниками помещений в многоквартирном доме.
Волеизъявление собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам содержания общего имущества реализуется одним из способов, указанных в части 2 статьи 161 ЖК РФ.
Оценив установленные обстоятельства с учетом вышеприведенных правовых норм, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с подпунктами "а , б, д, е" пункта 2 и пунктом 7 "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме" в состав общего имущества входят: межквартирные лестничные площадки, чердаки, крыши, электрическое оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры), земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства, внутридомовая система электроснабжения, состоящая, в том числе из этажных щитков, осветительных установок помещений общего пользования, сетей (кабелей).
В силу подпунктов "б, в, ж, з" пункта 11 "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме" содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: освещение помещений общего пользования, обеспечение установленных законодательством Российской Федерации температуры и влажности в помещениях общего пользования, текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Надлежащее содержание общего имущества может быть обеспечено собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 ЖК РФ (подпункт "а" пункта 16 "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме").
В состав работ по содержанию общего имущества собственники помещений дома N 45 по улице Калинина в городе Петрозаводске включили (приложение N 1 к договору): в зимнее время уборку территории (земельного участка) от снега и подсыпка песком, освещение мест общего пользования (обслуживание и ремонт светильников), мелкий ремонт и укрепление входных дверей.
В перечень работ по текущему ремонту общего имущества собственники помещений включили (приложение N 2 к договору): ремонт кровли, замену светильников с лампами накаливания, ремонт поэтажных щитов.
Заявитель не отрицает наличие у себя обязанности выполнять указанные работы.
Работы управляющей организации должны соответствовать требованиям "Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" (утверждены постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170), согласно которым организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования; воздухообмен и температурно-влажностный режим, препятствующие конденсатообразованию и переохлаждению чердачных перекрытий и покрытий (пункт 4.6.1.1); освещенность искусственным светом лестничных клеток по установленным нормам (пункт 3.2.6); установку табличек с указанием номеров подъездов и квартир на входных дверях подъездов (пункт 3.5.2); уборку придомовой территории, а в случае гололеда и скользкости с посыпанием песком тротуаров и пешеходных дорожек (пункт 3.6.8); эксплуатацию этажных щитков (пункт 5.6.2).
Вместе с тем, материалами дела, в том числе письмами жильцов и актом проверки, подтверждается невыполнение Обществом вышеназванных обязанностей.
Суд принимает во внимание, что участвовавшая 08.04.2009 при составлении протокола об административном правонарушении представитель ООО "Жилфонд-Служба" Якушкина О.Л. не высказывала возражений по существу установленных обстоятельств.
Общество ссылается на то, что кровля требует проведения капитального ремонта. Однако, по мнению суда, указанный довод не имеет значения для дела, поскольку по договору управления заявитель принял на себя обязанность осуществлять текущий ремонт и, следовательно, должен обеспечить надлежащее состояние кровли.
Также необоснованна ссылка на договор с ООО "Зарека-Сервис", поскольку указанная организация не является стороной по договору управления многоквартирным домом.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Основываясь на изложенном, суд считает правильным вывод Государственной жилищной инспекции о совершении ООО "Жилфонд-Служба" вмененного правонарушения.
Суд не усматривает оснований реагировать в отношении назначенного наказания, поскольку материалами дела (решение Арбитражного суда Республики Карелия от 10.11.2008 по делу N А26-5618/2008) подтверждается обоснованность взыскания штрафа в максимальном размере.
Приводимые в заявлении доводы судом отклоняются по той причине, что процессуальных нарушений, а равно и нарушений гарантированных законом процессуальных прав привлекаемого лица, носящих существенный характер и самостоятельно влекущих отмену оспариваемого постановления, в рамках административной процедуры допущено не было.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176 и 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:

признать вынесенное в городе Петрозаводске начальником Государственной жилищной инспекции Государственного комитета Республики Карелия по реформированию жилищно-коммунального хозяйства постановление N 54 от 21 мая 2009 года о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Жилфонд-Служба" (место нахождения: г. Петрозаводск, ул. Мерецкова, д. 16, основной государственный регистрационный номер 1051000006617) к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законным и обоснованным.
В удовлетворении требования отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу.
Судья
Р.Б. ТАРАТУНИН
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)