Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.08.2008 ПО ДЕЛУ N А09-112/2008-7

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 августа 2008 г. по делу N А09-112/2008-7


Резолютивная часть объявлена 29 августа 2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 августа 2008 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Тиминской О.А.,
судей Стахановой В.Н., Тучковой О.Г.,
по докладу судьи Тиминской О.А.,
рассмотрев апелляционные жалобы МО "Злынковское городское поселение", МО "Вышковское городское поселение"
на решение Арбитражного суда Брянской области
от 23.05.2008 г. по делу N А09-112/2008-7 (судья А.А. Кожанов), принятое
по иску ОАО "Брянские коммунальные системы"
к МО Злынковский муниципальный район в лице администрации Злынковского района
о взыскании 3209,28 руб.
к МО "Злынковское городское поселение в лице Злынковской городской администрации
о взыскании 21213,42 руб.
к МО "Вышковское городское поселение в лице Вышковской поселковой администрации
о взыскании 18709,98 руб.
при участии:
от истца: Макеев А.В. - представитель (дов. N 72-П-4 от 20.02.2008 г. - пост.),
от ответчиков: не явились
установил:

Открытое акционерное общество "Брянские коммунальные системы" обратилось в Арбитражный суд Брянской области с иском к:
- - МО Злынковский муниципальный район в лице администрации Злынковского района о взыскании 3209,28 руб.;
- - МО "Злынковское городское поселение" в лице Злынковской городской администрации о взыскании с казны муниципального образования 21213,42 руб.;
- - МО "Вышковское городское поселение" в лице Вышковской поселковой администрации о взыскании с казны муниципального образования 18709,96 руб.
Решением суда от 23.05.2008 г. исковые требования удовлетворены полностью.
Не согласившись с принятым судебным актом, МО "Злынковское городское поселение" и МО "Вышковское городское поселение" обратились в апелляционную инстанцию с жалобами.
Ответчики, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, своих представителей в заседание апелляционной инстанции не направили, податели апелляционных жалоб представили ходатайства о рассмотрении жалоб в их отсутствие, в связи с чем апелляционная инстанция находит возможным провести судебное разбирательство без участия ответчиков в порядке ст. ст. 266, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб и отзыва на них, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции в связи со следующим.
Судом установлено, что ОАО "Брянские коммунальные системы" производят поставку тепловой энергии (отопления) в частные жилые дома города Злынка, расположенные по адресам:
- пл. Свободы, 27А,
- ул. Коммунальная, 18,
- ул. Щорса, 2,
и поселка городского типа Вышков Злынского района по адресам:
- ул. Школьная, 3,
- ул. Клубная площадь, 5-1,
- ул. Клубная площадь, 5-2,
- ул. Кооперативная, 6-1.
Постановлением Правления Комитета по тарифообразованию Брянской области от 16.12.2005 г. N 17/5-т тариф на тепловую энергию, отпускаемую ОАО "Брянские коммунальные системы" по Новозыбковскому району, утвержден на период с 11.07.2006 г. по 31.12.2006 г. в размере 860,51 руб. Гкал (с НДС).
Постановлением Управления Комитета государственного регулирования тарифов Брянской области N 1/1-т от 13.11.2006 г., тариф на тепловую энергию, вырабатываемую котельными ОАО "Брянские коммунальные системы" утвержден на период с 01.01.2007 г. по 31.12.2007 г. в размере 987,03 руб./Гкал (с НДС).
Постановлением Администрации Злынковского района N 381 от 22.12.2005 г. с 01.01.2006 г. тарифы для населения, проживающего в домах, отапливаемых котельными МЭС составляют:
- - тариф на теплоснабжение в размере 13,77 руб./кв. м общей площади жилья;
- - тариф на услуги горячего водоснабжения в размере 129 руб./чел. в месяц при отсутствии приборов учета потребления горячей воды;
- - тариф на услуги горячего водоснабжения при наличии приборов учета в размере 42,07 руб./кв. м горячей воды.
Размер оплаты для населения г. Злынска по указанным адресам, исходя из установленного тарифа на 2006 г., составил 30013 руб. Разница в тарифах за 2006 г. - 3209,28 руб.
Постановлением Злынковской городской администрации N 153 от 27.12.2006 г. с 01.01.2007 г. тарифы для населения города, проживающего в домах, отапливаемых котельными ОАО "БКС" составляют:
- - тариф на теплоснабжение в размере 15,79 руб./кв. м общей площади жилья;
- - тариф на услуги горячего водоснабжения в размере 148,05 руб./чел. в месяц при отсутствии приборов учета потребления горячей воды;
- - тариф на услуги горячего водоснабжения при наличии приборов учета в размере 48,28 руб./кв. м горячей воды.
Размер оплаты для населения г. Злынска по указанным адресам, исходя из установленного тарифа на 2007 г., составил 32817,96 руб. Разница в тарифах за 2007 г. - 21 213,42 руб.
Решением Вышковского поселкового совета народных депутатов N 119 от 25.12.2006 г. с 01.01.2007 г. утверждены тарифы на теплоснабжение для жителей пгт. Вышков в размере 15,79 руб. за кв. м общей площади.
За 2007 год в дома, находящиеся по указанным адресам поселка городского типа Вышков отпущено тепловой энергии на сумму 59050,24 руб. Размер оплаты для населения, исходя из установленного тарифа на 2007 год составил 40340,28 руб. Разница в тарифах за 2007 год - 18709,96 руб.
Всего за 2006 - 2007 г.г. по указанным адресам г. Злынска и пгт. Вышкова убытки ресурсоснабжающей организации составили 43132,66 руб.
Поскольку заявление ОАО "Брянские коммунальные системы" о компенсации Злынковской городской администрацией выпадающих доходов от предоставления тепловой энергии по тарифам, не обеспечивающих издержки теплоснабжающей организации, в добровольном порядке оставлено без исполнения, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался ст. ст. 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, по правилам которых вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 г. N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", в редакции, действовавшей в спорный период, государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (за исключением тепловой энергии, вырабатываемой организациями, поставляющими электрическую энергию на оптовый рынок) осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением администрации Брянской области от 24.08.2006 г. N 512 и Положением о Комитете государственного регулирования тарифов Брянской области, утвержденным Постановлением администрации Брянской области от 13.09.2006 г. N 561, эти полномочия возложены на Комитет.
В то же время в силу статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги на тепловую энергию для населения, проживающего в жилищном фонде всех форм собственности, утверждается органами местного самоуправления.
В п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации "О порядке и условиях оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг" от 30.07.2004 г. N 392 предусмотрено, что органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и органы местного самоуправления при принятии решений об установлении тарифов на коммунальные услуги, определяемых в соответствии с региональными стандартами оплаты жилья и коммунальных услуг, одновременно должны устанавливать порядок возмещения разницы между платежами за жилье и коммунальные услуги.
Правительство Российской Федерации в п. 3 Постановления от 26.08.2004 г. N 441 "О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья на 2005 год" указало органам государственной власти субъектов Российской Федерации при установлении региональных стандартов оплаты жилья и коммунальных услуг и органам местного самоуправления при установлении цен на содержание и ремонт жилья, а также тарифов на коммунальные услуги в жилых помещениях исходить из необходимости возмещения экономически обоснованных затрат организаций на предоставление жилищно-коммунальных услуг населению с учетом заключения независимой экспертизы и стандартов качества таких услуг.
Из вышеупомянутых постановлений Комитета по тарифообразованию Брянской области N 17/5-т от 16.12.2005 г., N 1/1-т от 13.11.2006 г., постановления Злынковской городской администрации N 153 от 27.12.2006 г., постановления администрация Злынковского района N 381 от 22.12.2005 г., решения Вышковского поселкового совета народных депутатов N 119 от 25.12.2006 г. следует, что органами местного самоуправления установлены льготные тарифы для населения по оплате теплоэнергии, однако в них отсутствует указание на выделение средств для возмещения разницы в тарифах.
Правительство Российской Федерации в Постановлении от 29.08.2005 г. N 541 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения коммунальных услуг" установило федеральный стандарт уровня платежей граждан в размере 100 процентов экономически обоснованных затрат на содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг.
Пунктом 1 постановления администрации Брянской области от 25.01.2006 г. N 30 "О региональных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг" на территории Брянской области в 2006 году установлен стандарт уровня платежей граждан в размере 100 процентов экономически обоснованных затрат на содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг. Пунктом 2 указанного постановления органам местного самоуправления муниципальных образований области рекомендовано при установлении цен за содержание, ремонт жилого помещения и тарифов на коммунальные услуги в жилых помещениях исходить из необходимости обеспечения 100 процентов возмещения экономически обоснованных затрат организаций на предоставление жилищно-коммунальных услуг населению. Установление тарифов для населения в муниципальном образовании ниже уровня региональных стандартов не может служить основанием для предоставления дополнительной финансовой помощи из областного бюджета.
Следовательно, в силу прямого указания нормативных правовых актов Злынковская городская администрация, администрация Злынковского района и Вышковская поселковая администрация должны были обеспечить возмещение экономически обоснованных затрат организации, предоставляющей населению соответствующие услуги.
Данная позиция отражена в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6820/08 от 11.06.2008 г.
Между тем, в рамках настоящего спора, Злынковская городская администрация, администрация Злынковского района и Вышковская поселковая администрация не представили доказательств, подтверждающих исполнение возложенных на них обязанностей.
Согласно пункту 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 г. N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов является публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов. При этом в случае удовлетворения исков в резолютивной части решения суда должно указываться о взыскании денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования.
Суд первой инстанции, установив причинно-следственную связь убытков истца с неправомерным бездействием Злынковской городской администрации, администрации Злынковского района и Вышковской поселковой администрации, пришел к обоснованному выводу о взыскании сумм долга за счет казны этих муниципальных образований.
Ссылка апелляционных жалоб на то, что обязательство по финансированию расходов истца может возникнуть у органов местного самоуправления только при наличии заключенного между сторонами договора не основан на положениях п. 2 ст. 307 ГК РФ.
Согласно нормам указанной статьи одним из оснований возникновения обязательства может являться и причинение вреда, наличие которого и было установлено в ходе рассмотрения настоящего дела.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам п. 4 ст. 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, не выявлено.
Руководствуясь ст. ст. 269 п. 1, 271 АПК РФ, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение суда первой инстанции от 23.05.2008 г. по делу N А09-112/2008-7 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Центрального округа в г. Брянске в двухмесячный срок со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
О.А.ТИМИНСКАЯ
Судьи
В.Н.СТАХАНОВА
О.Г.ТУЧКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)