Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом; Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Выбор способа управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 16 апреля 2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 апреля 2009 г.
Пятый арбитражный апелляционный суд,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Сахалинская коммунальная компания"
на решение от 30 декабря 2008 года
судьи К.
по делу N А59-6159/2008-С19 Арбитражного суда Сахалинской области,
по заявлению ОАО "Сахалинская коммунальная компания"
к Административной комиссии г. Южно-Сахалинска
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 11.11.2008 года N 2161,
открытое акционерное общество "Сахалинская коммунальная компания" (далее - ОАО "Сахалинская коммунальная компания", Общество, Заявитель) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании незаконным и отмене Постановления Административной комиссии города Южно-Сахалинска (далее - Административная комиссия, Административный орган) от 11.11.2008 г. N 2161 по делу об административном правонарушении.
Решением от 30 декабря 2008 года суд отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований. В решении суд указал, что материалами дела подтверждается тот факт, что Заявителем были нарушены положения пунктов 7.1.1, 3.2, 3.3.3 "Правил благоустройства и санитарного содержания территории городского округа "город Южно-Сахалинск", утвержденных решением городского собрания от 27.06.2007 года N 743/35-07-3, а также указал, что подтверждается факт наличия вины Общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 21 Закона Сахалинской области от 29.03.2004 N 490 "Об административных правонарушениях в Сахалинской области".
Не согласившись в вынесенным решением, Заявитель обратился в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а также не полное исследование обстоятельств дела, просит решение от 30 декабря 2008 года по делу N А59-6159/2008-С19 отменить и прекратить производство по делу.
В апелляционной жалобе Заявитель указал, что судом были неверно истолкованы положения "Правил благоустройства и санитарного содержания территории городского округа "город Южно-Сахалинск", утвержденных решением городского собрания от 27.06.2007 года N 743/35-07-3 в части определения лиц, ответственных за санитарное состояние придомовых территорий. Указанные правила устанавливают единые нормы и требования в сфере благоустройства, обязательные для всех юридических лиц независимо от форм собственности, ведомственной принадлежности и физических лиц, являющихся пользователями или владельцами земель, застройщиками, собственниками, владельцами или арендаторами зданий, строений и сооружений.
По мнению Общества, поскольку земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, входит в состав общего имущества собственников жилых помещений в доме, а ОАО "Сахалинская коммунальная компания" является организацией, оказывающей услуги по содержанию общего имущества многоквартирного дома, и не является собственником данного имущества, то сбор и вывоз мусора, произведенного жильцами многоквартирных домов, - это обязательство Общества по договору управления многоквартирным домом, а не публичная обязанность. Руководствуясь изложенным, Заявитель считает, что он не является лицом, ответственным за санитарное состояние придомовых территорий.
Заявитель указал, что в нарушение ст. 170 АПК РФ в решении суда не указаны мотивы, по которым суд отклонил доводы Общества об отсутствии оснований для привлечения лица к административной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору гражданско-правового характера, доводы в части неверной квалификации Административным органом вменяемого Заявителю административного правонарушения, а также доводы о нарушении порядка возбуждения административного производства.
Кроме того, ссылаясь на п. 2 ст. 12, ст. 39 Жилищного кодекса РФ, п. 16 "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, пп. 3 ч. 1 ст. 1.3 КоАП РФ, Заявитель указал, что законодательство субъектов Российской Федерации не может устанавливать ответственность за нарушение правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а нарушение Обществом "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года N 491, не образует состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 21 Закона Сахалинской области от 29.03.2004 N 490 "Об административных правонарушениях в Сахалинской области".
В Пятый арбитражный апелляционный суд поступило заявление, в котором Общество просит судебное заседание по делу N А59-6159/2008-С19 провести в отсутствие своего представителя.
Административная комиссия, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в судебное заседание не направила, отзыв на апелляционную жалобу ОАО "Сахалинская коммунальная компания" в материалы дела не представила.
Принимая во внимание неявку сторон, коллегия на основании ст. 156 АПК РФ рассмотрела дело в их отсутствие по имеющимся в деле документам.
Из материалов дела коллегией установлено следующее.
ОАО "Сахалинская коммунальная компания" зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной ИФНС N 1 по Сахалинской области 25.04.2005 года, о чем внесена соответствующая запись в Единый государственный реестр юридических лиц и выдано свидетельство серии 65 N 000192009.
19.09.2008 года старшим специалистом отдела санитарной очистки города Департамента городского хозяйства администрации г. Южно-Сахалинска с участием мастера ЖКЦ "Север" на основании приказа начальника Департамента городского хозяйства администрации г. Южно-Сахалинска N 60 от 02.09.2008 была проведена проверка исполнения "Правил благоустройства и санитарного содержания территории городского округа "Город Южно-Сахалинск", утвержденных решением городского собрания от 27.06.2007 года N 743/35-07-3, в том числе, проверка санитарного состояния контейнерных площадок, обслуживаемых ЖКЦ "Север" открытого акционерного общества "Сахалинская коммунальная компания", расположенных в плн. р. Новоалександровск г. Южно-Сахалинска.
В ходе проверки было установлено неудовлетворительное санитарное состояние двадцати четырех контейнерных площадок, выразившееся в значительных объемах мусора (более 1 м куб.). Данное обстоятельство было зафиксировано в акте от 23.09.2008 г. и протоколе осмотра места совершения административного правонарушения от 19.09.20008 г., на основании которых заместителем прокурора г. Южно-Сахалинска 26.09.2008 г. было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, совершенном Обществом, выразившемся в нарушении пунктов 7.1.1, 3.3.3, 3.2 "Правил благоустройства и санитарного содержания территории городского округа "город Южно-Сахалинск", утвержденных решением городского собрания от 27.06.2007 г. N 743/35-07-3 (далее Правила благоустройства), ответственность за которое предусмотрена ст. 21 Закона Сахалинской области от 29.03.2004 г. N 490 "Об административных правонарушениях в Сахалинской области" (далее - Закон Сахалинской области N 490).
Рассмотрев вышеуказанные документы, иные материалы административного дела, Административная комиссия г. Южно-Сахалинска 11 ноября 2008 года вынесла постановление N 2161 о привлечении ОАО "Сахалинская коммунальная компания" к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 21 Закона Сахалинской области N 490, в виде штрафа в размере 20.000 рублей за нарушение пунктов 7.1.1, 3.3.3, 3.2 Правил благоустройства.
Не согласившись с указанным постановлением Административной комиссии, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ одним из поводов к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В соответствии с п. 7.1.1 Правил благоустройства юридические, должностные лица и граждане должны соблюдать чистоту и поддерживать порядок на всей территории города, в том числе и на территориях частных домовладений. Пунктом 3.2 Правил благоустройства установлено, что юридические лица, иные хозяйствующие субъекты, осуществляющие свою деятельность на территории города, обязаны следить за санитарным состоянием прилегающей территории, не допускать наличия мусора на закрепленном земельном участке, территории, в том числе образующегося после стихии. Согласно п. 3.3.3 указанных Правил переполнение контейнеров мусором, складирование ТБО и КГМ (более 1,0 куб. м) на площадке под установку контейнеров и рядом с ней не допускается.
Согласно ч. 1 ст. 21 Закона Сахалинской области от 29.03.2004 N 490 "Об административных правонарушениях в Сахалинской области" нарушение правил благоустройства и санитарного содержания территорий населенных пунктов Сахалинской области влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от трех тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Как следует из протокола N конкурса N 4 по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами МО ГО "город Южно-Сахалинск", Общество является управляющей компанией, оказывающей собственникам многоквартирных домов, расположенных в плн. р. Новоалександровск города Южно-Сахалинска, услуги по содержанию и ремонту общего имущества жилых домов, в том числе услуги по уборке мусора на контейнерных площадках для мусоросборников.
Материалами дела: протоколом осмотра места совершения административного правонарушения от 19.09.20008 г., актом от 23.09.2008 г. подтверждается тот факт, что Общество в нарушении пунктов 7.1.1, 3.2, 3.3.3 Правил благоустройства допустило на контейнерных площадках, находящихся в его обслуживании, переполнение мусорных контейнеров. Данное обстоятельство Обществом не оспаривается.
Таким образом, бездействие ОАО "Сахалинская коммунальная компания" образует состав административного правонарушения в виде нарушения правил благоустройства и санитарного содержания территорий населенных пунктов Сахалинской области, предусмотренного п. 1 ст. 21 Закона Сахалинской области N 490.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из материалов дела следует, что у Общества имелась возможность для соблюдения Правил благоустройства, обратного Заявителем не доказано. Следовательно, Административная комиссия правомерно привлекла Общество к административной ответственности в виде штрафа в размере 20.000 руб.
Довод апелляционной жалобы о том, что Административным органом было неверно квалифицировано административное правонарушение, совершенное Обществом, коллегия отклоняет, как необоснованный и не подтвержденный материалами дела.
Довод апелляционной жалобы о том, что ОАО "Сахалинская коммунальная компания" не может быть лицом, ответственным за санитарное состояние придомовых территорий, поскольку не является собственником общего имущества многоквартирного дома, а свои обязанности по вывозу мусора выполняет в соответствии с договором управления многоквартирным домом, коллегия отклоняет.
В соответствии с п. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, в том числе - управление управляющей организацией. Об управлении домом управляющей компанией заключается договор в соответствии со ст. 162 ЖК РФ. По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая компания) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно п. 16 "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, собственники помещений в многоквартирном доме обеспечивают надлежащее содержание общего имущества путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией в соответствии с ч. 5 ст. 161, ст. 162 ЖК РФ. Пунктом 11 указанных Правил установлено, что сбор и вывоз твердых бытовых отходов включается в перечень услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, обязанность по своевременному вывозу мусора и содержание контейнерных площадок в надлежащем состоянии является обязанностью ОАО "Сахалинская коммунальная компания", делегированной ему собственниками общего имущества многоквартирных домов в соответствии с условиями договоров управления многоквартирными домами.
То обстоятельство, что указанная обязанность является не публичной, а установленной гражданско-правовым договором, не свидетельствует о том, что Общество вправе не исполнять требования пунктов 7.1.1, 3.2, 3.3.3 Правил благоустройства, которые в соответствии с п. 1.1 данных Правил являются обязательными для всех юридических лиц.
Руководствуясь изложенным, коллегия отклоняет довод апелляционной жалобы об отсутствии оснований для привлечения Заявителя к административной ответственности.
Довод апелляционной жалобы о нарушении Административным органом порядка возбуждения административного производства, выразившемся в том, что материалы административного дела были направлены в прокуратуру, коллегия отклоняет, как противоречащий ст. 24.2, 25.11, 28.4 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что нарушение Обществом "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года N 491, не образует состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 21 Закона Сахалинской области от 29.03.2004 N 490 "Об административных правонарушениях в Сахалинской области", коллегия также отклоняет, поскольку Постановлением N 2161 по делу об административном правонарушении ОАО "Сахалинская коммунальная компания" было привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 21 указанного Закона Сахалинской области, не за нарушение Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года N 491, а за нарушение пунктов 7.1.1, 3.2, 3.3.3 "Правил благоустройства и санитарного содержания территории городского округа "город Южно-Сахалинск", утвержденных решением городского собрания от 27.06.2007 г. N 743/35-07-3.
Руководствуясь изложенным, коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что в действиях Общества имеются все признаки состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 21 Закона Сахалинской области от 29.03.2004 N 490 "Об административных правонарушениях в Сахалинской области", при этом Административным органом соблюдена процедура привлечения Общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения. В связи с изложенным требования Общества о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии г. Южно-Сахалинска от 11 ноября 2008 года N 2161 удовлетворению не подлежат.
В соответствии с пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Учитывая, что суд первой инстанции при рассмотрении дела правильно применил нормы материального и процессуального права, коллегия считает вынесенное решение законным, обоснованным и не находит оснований к его отмене.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Сахалинской области от 30 декабря 2008 года по делу N А59-6159/2008-С19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев через арбитражный суд, принявший решение.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.04.2009 N 05АП-411/2009 ПО ДЕЛУ N А59-6159/2008-С19
Разделы:Управление многоквартирным домом; Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Выбор способа управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 апреля 2009 г. N 05АП-411/2009
Дело N А59-6159/2008-С19
Резолютивная часть постановления оглашена 16 апреля 2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 апреля 2009 г.
Пятый арбитражный апелляционный суд,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Сахалинская коммунальная компания"
на решение от 30 декабря 2008 года
судьи К.
по делу N А59-6159/2008-С19 Арбитражного суда Сахалинской области,
по заявлению ОАО "Сахалинская коммунальная компания"
к Административной комиссии г. Южно-Сахалинска
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 11.11.2008 года N 2161,
установил:
открытое акционерное общество "Сахалинская коммунальная компания" (далее - ОАО "Сахалинская коммунальная компания", Общество, Заявитель) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании незаконным и отмене Постановления Административной комиссии города Южно-Сахалинска (далее - Административная комиссия, Административный орган) от 11.11.2008 г. N 2161 по делу об административном правонарушении.
Решением от 30 декабря 2008 года суд отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований. В решении суд указал, что материалами дела подтверждается тот факт, что Заявителем были нарушены положения пунктов 7.1.1, 3.2, 3.3.3 "Правил благоустройства и санитарного содержания территории городского округа "город Южно-Сахалинск", утвержденных решением городского собрания от 27.06.2007 года N 743/35-07-3, а также указал, что подтверждается факт наличия вины Общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 21 Закона Сахалинской области от 29.03.2004 N 490 "Об административных правонарушениях в Сахалинской области".
Не согласившись в вынесенным решением, Заявитель обратился в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а также не полное исследование обстоятельств дела, просит решение от 30 декабря 2008 года по делу N А59-6159/2008-С19 отменить и прекратить производство по делу.
В апелляционной жалобе Заявитель указал, что судом были неверно истолкованы положения "Правил благоустройства и санитарного содержания территории городского округа "город Южно-Сахалинск", утвержденных решением городского собрания от 27.06.2007 года N 743/35-07-3 в части определения лиц, ответственных за санитарное состояние придомовых территорий. Указанные правила устанавливают единые нормы и требования в сфере благоустройства, обязательные для всех юридических лиц независимо от форм собственности, ведомственной принадлежности и физических лиц, являющихся пользователями или владельцами земель, застройщиками, собственниками, владельцами или арендаторами зданий, строений и сооружений.
По мнению Общества, поскольку земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, входит в состав общего имущества собственников жилых помещений в доме, а ОАО "Сахалинская коммунальная компания" является организацией, оказывающей услуги по содержанию общего имущества многоквартирного дома, и не является собственником данного имущества, то сбор и вывоз мусора, произведенного жильцами многоквартирных домов, - это обязательство Общества по договору управления многоквартирным домом, а не публичная обязанность. Руководствуясь изложенным, Заявитель считает, что он не является лицом, ответственным за санитарное состояние придомовых территорий.
Заявитель указал, что в нарушение ст. 170 АПК РФ в решении суда не указаны мотивы, по которым суд отклонил доводы Общества об отсутствии оснований для привлечения лица к административной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору гражданско-правового характера, доводы в части неверной квалификации Административным органом вменяемого Заявителю административного правонарушения, а также доводы о нарушении порядка возбуждения административного производства.
Кроме того, ссылаясь на п. 2 ст. 12, ст. 39 Жилищного кодекса РФ, п. 16 "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, пп. 3 ч. 1 ст. 1.3 КоАП РФ, Заявитель указал, что законодательство субъектов Российской Федерации не может устанавливать ответственность за нарушение правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а нарушение Обществом "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года N 491, не образует состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 21 Закона Сахалинской области от 29.03.2004 N 490 "Об административных правонарушениях в Сахалинской области".
В Пятый арбитражный апелляционный суд поступило заявление, в котором Общество просит судебное заседание по делу N А59-6159/2008-С19 провести в отсутствие своего представителя.
Административная комиссия, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в судебное заседание не направила, отзыв на апелляционную жалобу ОАО "Сахалинская коммунальная компания" в материалы дела не представила.
Принимая во внимание неявку сторон, коллегия на основании ст. 156 АПК РФ рассмотрела дело в их отсутствие по имеющимся в деле документам.
Из материалов дела коллегией установлено следующее.
ОАО "Сахалинская коммунальная компания" зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной ИФНС N 1 по Сахалинской области 25.04.2005 года, о чем внесена соответствующая запись в Единый государственный реестр юридических лиц и выдано свидетельство серии 65 N 000192009.
19.09.2008 года старшим специалистом отдела санитарной очистки города Департамента городского хозяйства администрации г. Южно-Сахалинска с участием мастера ЖКЦ "Север" на основании приказа начальника Департамента городского хозяйства администрации г. Южно-Сахалинска N 60 от 02.09.2008 была проведена проверка исполнения "Правил благоустройства и санитарного содержания территории городского округа "Город Южно-Сахалинск", утвержденных решением городского собрания от 27.06.2007 года N 743/35-07-3, в том числе, проверка санитарного состояния контейнерных площадок, обслуживаемых ЖКЦ "Север" открытого акционерного общества "Сахалинская коммунальная компания", расположенных в плн. р. Новоалександровск г. Южно-Сахалинска.
В ходе проверки было установлено неудовлетворительное санитарное состояние двадцати четырех контейнерных площадок, выразившееся в значительных объемах мусора (более 1 м куб.). Данное обстоятельство было зафиксировано в акте от 23.09.2008 г. и протоколе осмотра места совершения административного правонарушения от 19.09.20008 г., на основании которых заместителем прокурора г. Южно-Сахалинска 26.09.2008 г. было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, совершенном Обществом, выразившемся в нарушении пунктов 7.1.1, 3.3.3, 3.2 "Правил благоустройства и санитарного содержания территории городского округа "город Южно-Сахалинск", утвержденных решением городского собрания от 27.06.2007 г. N 743/35-07-3 (далее Правила благоустройства), ответственность за которое предусмотрена ст. 21 Закона Сахалинской области от 29.03.2004 г. N 490 "Об административных правонарушениях в Сахалинской области" (далее - Закон Сахалинской области N 490).
Рассмотрев вышеуказанные документы, иные материалы административного дела, Административная комиссия г. Южно-Сахалинска 11 ноября 2008 года вынесла постановление N 2161 о привлечении ОАО "Сахалинская коммунальная компания" к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 21 Закона Сахалинской области N 490, в виде штрафа в размере 20.000 рублей за нарушение пунктов 7.1.1, 3.3.3, 3.2 Правил благоустройства.
Не согласившись с указанным постановлением Административной комиссии, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ одним из поводов к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В соответствии с п. 7.1.1 Правил благоустройства юридические, должностные лица и граждане должны соблюдать чистоту и поддерживать порядок на всей территории города, в том числе и на территориях частных домовладений. Пунктом 3.2 Правил благоустройства установлено, что юридические лица, иные хозяйствующие субъекты, осуществляющие свою деятельность на территории города, обязаны следить за санитарным состоянием прилегающей территории, не допускать наличия мусора на закрепленном земельном участке, территории, в том числе образующегося после стихии. Согласно п. 3.3.3 указанных Правил переполнение контейнеров мусором, складирование ТБО и КГМ (более 1,0 куб. м) на площадке под установку контейнеров и рядом с ней не допускается.
Согласно ч. 1 ст. 21 Закона Сахалинской области от 29.03.2004 N 490 "Об административных правонарушениях в Сахалинской области" нарушение правил благоустройства и санитарного содержания территорий населенных пунктов Сахалинской области влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от трех тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Как следует из протокола N конкурса N 4 по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами МО ГО "город Южно-Сахалинск", Общество является управляющей компанией, оказывающей собственникам многоквартирных домов, расположенных в плн. р. Новоалександровск города Южно-Сахалинска, услуги по содержанию и ремонту общего имущества жилых домов, в том числе услуги по уборке мусора на контейнерных площадках для мусоросборников.
Материалами дела: протоколом осмотра места совершения административного правонарушения от 19.09.20008 г., актом от 23.09.2008 г. подтверждается тот факт, что Общество в нарушении пунктов 7.1.1, 3.2, 3.3.3 Правил благоустройства допустило на контейнерных площадках, находящихся в его обслуживании, переполнение мусорных контейнеров. Данное обстоятельство Обществом не оспаривается.
Таким образом, бездействие ОАО "Сахалинская коммунальная компания" образует состав административного правонарушения в виде нарушения правил благоустройства и санитарного содержания территорий населенных пунктов Сахалинской области, предусмотренного п. 1 ст. 21 Закона Сахалинской области N 490.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из материалов дела следует, что у Общества имелась возможность для соблюдения Правил благоустройства, обратного Заявителем не доказано. Следовательно, Административная комиссия правомерно привлекла Общество к административной ответственности в виде штрафа в размере 20.000 руб.
Довод апелляционной жалобы о том, что Административным органом было неверно квалифицировано административное правонарушение, совершенное Обществом, коллегия отклоняет, как необоснованный и не подтвержденный материалами дела.
Довод апелляционной жалобы о том, что ОАО "Сахалинская коммунальная компания" не может быть лицом, ответственным за санитарное состояние придомовых территорий, поскольку не является собственником общего имущества многоквартирного дома, а свои обязанности по вывозу мусора выполняет в соответствии с договором управления многоквартирным домом, коллегия отклоняет.
В соответствии с п. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, в том числе - управление управляющей организацией. Об управлении домом управляющей компанией заключается договор в соответствии со ст. 162 ЖК РФ. По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая компания) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно п. 16 "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, собственники помещений в многоквартирном доме обеспечивают надлежащее содержание общего имущества путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией в соответствии с ч. 5 ст. 161, ст. 162 ЖК РФ. Пунктом 11 указанных Правил установлено, что сбор и вывоз твердых бытовых отходов включается в перечень услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, обязанность по своевременному вывозу мусора и содержание контейнерных площадок в надлежащем состоянии является обязанностью ОАО "Сахалинская коммунальная компания", делегированной ему собственниками общего имущества многоквартирных домов в соответствии с условиями договоров управления многоквартирными домами.
То обстоятельство, что указанная обязанность является не публичной, а установленной гражданско-правовым договором, не свидетельствует о том, что Общество вправе не исполнять требования пунктов 7.1.1, 3.2, 3.3.3 Правил благоустройства, которые в соответствии с п. 1.1 данных Правил являются обязательными для всех юридических лиц.
Руководствуясь изложенным, коллегия отклоняет довод апелляционной жалобы об отсутствии оснований для привлечения Заявителя к административной ответственности.
Довод апелляционной жалобы о нарушении Административным органом порядка возбуждения административного производства, выразившемся в том, что материалы административного дела были направлены в прокуратуру, коллегия отклоняет, как противоречащий ст. 24.2, 25.11, 28.4 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что нарушение Обществом "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года N 491, не образует состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 21 Закона Сахалинской области от 29.03.2004 N 490 "Об административных правонарушениях в Сахалинской области", коллегия также отклоняет, поскольку Постановлением N 2161 по делу об административном правонарушении ОАО "Сахалинская коммунальная компания" было привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 21 указанного Закона Сахалинской области, не за нарушение Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года N 491, а за нарушение пунктов 7.1.1, 3.2, 3.3.3 "Правил благоустройства и санитарного содержания территории городского округа "город Южно-Сахалинск", утвержденных решением городского собрания от 27.06.2007 г. N 743/35-07-3.
Руководствуясь изложенным, коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что в действиях Общества имеются все признаки состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 21 Закона Сахалинской области от 29.03.2004 N 490 "Об административных правонарушениях в Сахалинской области", при этом Административным органом соблюдена процедура привлечения Общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения. В связи с изложенным требования Общества о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии г. Южно-Сахалинска от 11 ноября 2008 года N 2161 удовлетворению не подлежат.
В соответствии с пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Учитывая, что суд первой инстанции при рассмотрении дела правильно применил нормы материального и процессуального права, коллегия считает вынесенное решение законным, обоснованным и не находит оснований к его отмене.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Сахалинской области от 30 декабря 2008 года по делу N А59-6159/2008-С19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев через арбитражный суд, принявший решение.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)