Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего: М.Н. Лаврентьевой
судей: А.В. Харланова В.П. Меркулова
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Новосибирской области о признании противоречащим федеральному закону пункта 3 статьи 15 Закона Новосибирской области от 17.10.02 г. N 57-ОЗ "О государственной поддержке населения Новосибирской области при предоставлении жилищно-коммунальных услуг" по кассационному представлению прокурора, участвовавшего в деле, на решение Новосибирского областного суда от 29 декабря 2003 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Меркулова В.П., заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда обоснованным, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
3 октября 2002 г. Новосибирским областным Советом депутатов был принят Закон "О государственной поддержке населения Новосибирской области при предоставлении жилищно-коммунальных услуг" 17.10.2002 г. Закон подписан главой администрации Новосибирской области, 19.11.2002 г. опубликован в газете "Ведомости Новосибирского областного Совета депутатов" N 45.
Пунктом 3 статьи 15 Закона области установлено, что муниципальные стандарты уровня платежей населения за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги и максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг в совокупном семейном доходе не могут превышать соответствующих областных стандартов.
Прокурор Новосибирской области обратился в Новосибирский областной суд с заявлением о признании противоречащим данного положения Закона области ст. 2, п. 2 ст. 6, ст. 7, п. 1 ст. 31 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ст. ст. 15, 15.2 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", ссылаясь на то, что регулирование цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги осуществляется органами местного самоуправления, и установление оспариваемым положением Закона области ограничений муниципальных стандартов областными стандартами является нарушением интересов муниципальных образований. Кроме того, в соответствии со ст. 15.2 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики" стандарты оплаты жилья и коммунальных услуг могут быть ограничены только пределами федерального стандарта. Использование регионального стандарта в качестве предельного уровня при установлении муниципальных стандартов федеральный законодатель не предусматривает.
Решением Новосибирского областного суда от 29 декабря 2003 года постановлено: в удовлетворении заявления прокурору Новосибирской области отказать.
В кассационном представлении ставится вопрос об отмене решения суда ввиду неправильного применения норм материального и процессуального закона.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для его удовлетворения.
В соответствии с ч. 5 ст. 15 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики" органы государственной власти субъектов РФ вправе устанавливать региональные стандарты оплаты жилья и коммунальных услуг.
Анализ ст. 15 п. 3 Закона Новосибирской области от 17.10.02 г. N 57-ОЗ "О государственной поддержке населения Новосибирской области при предоставлении жилищно-коммунальных услуг" в совокупности с положениями ст. 138 - 140 Бюджетного Кодекса РФ и содержанием раздела 4 вышеназванного Закона области, а также ст. ст. 3 и 34 Закона Новосибирской области "Об областном бюджете Новосибирской области на 2003 год" и ст. 5 п. 4 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" свидетельствует о том, что оспариваемая норма не противоречит действующему законодательству, права и интересы местного самоуправления не нарушаются, а реализуется предусмотренная федеральным законодательством финансовая помощь местным бюджетам на возмещение затрат на предоставление адресной помощи (субсидий) гражданам при оплате жилищно-коммунальных услуг.
При таких обстоятельствах вывод суда об отказе в удовлетворении заявления прокурора сделан правильно, что убедительно мотивировано в решении суда.
Доводы, изложенные в кассационном представлении, не опровергают выводов суда.
Стандарты оплаты жилья и коммунальных услуг ежегодно устанавливаются Правительством Российской Федерации в целях определения размера финансовой помощи, оказываемой бюджетам субъектов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета.
Во исполнение постановлений правительства областные стандарты устанавливаются в целях определения размера финансовой помощи из областного бюджета местным бюджетам, органы местного самоуправления обязаны обеспечивать выполнение областных стандартов за счет средств, передаваемых из областного бюджета.
Таким образом, осуществление затрат местных бюджетов на обеспечение областных стандартов оспариваемым Законом области не предусматривается, а муниципальные стандарты ежегодно устанавливаются органами местного самоуправления на финансовый год.
Оспариваемая норма не противоречит ст. 15.2 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики", поскольку последняя не запрещает принятие или установление региональных стандартов.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, не установлено.
Определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 19.06.03 г., которым оставлено без изменения решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 19.06.03 г., не имеет для настоящего дела преюдициального значения, поскольку названные судебные акты не содержат выводов о неприменении п. 3 ст. 15 Закона области.
Ссылка суда на п. 25 ч. 2 ст. 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", вступающих в силу с 01.01.2005 года, связана с обстоятельствами о необходимости приведения законодательных актов субъектов Российской Федерации в соответствие с указанным законом, а выводы суда о признании оспариваемой нормы не противоречащей закону основан на анализе действующего законодательства.
Оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в кассационном представлении, не имеется.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
решение Новосибирского областного суда от 29 декабря 2003 года оставить без изменения, а кассационное представление прокурора, участвовавшего в деле, - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 31.03.2004 N 67-Г04-2
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 31 марта 2004 г. N 67-Г04-2
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего: М.Н. Лаврентьевой
судей: А.В. Харланова В.П. Меркулова
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Новосибирской области о признании противоречащим федеральному закону пункта 3 статьи 15 Закона Новосибирской области от 17.10.02 г. N 57-ОЗ "О государственной поддержке населения Новосибирской области при предоставлении жилищно-коммунальных услуг" по кассационному представлению прокурора, участвовавшего в деле, на решение Новосибирского областного суда от 29 декабря 2003 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Меркулова В.П., заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда обоснованным, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
3 октября 2002 г. Новосибирским областным Советом депутатов был принят Закон "О государственной поддержке населения Новосибирской области при предоставлении жилищно-коммунальных услуг" 17.10.2002 г. Закон подписан главой администрации Новосибирской области, 19.11.2002 г. опубликован в газете "Ведомости Новосибирского областного Совета депутатов" N 45.
Пунктом 3 статьи 15 Закона области установлено, что муниципальные стандарты уровня платежей населения за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги и максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг в совокупном семейном доходе не могут превышать соответствующих областных стандартов.
Прокурор Новосибирской области обратился в Новосибирский областной суд с заявлением о признании противоречащим данного положения Закона области ст. 2, п. 2 ст. 6, ст. 7, п. 1 ст. 31 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ст. ст. 15, 15.2 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", ссылаясь на то, что регулирование цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги осуществляется органами местного самоуправления, и установление оспариваемым положением Закона области ограничений муниципальных стандартов областными стандартами является нарушением интересов муниципальных образований. Кроме того, в соответствии со ст. 15.2 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики" стандарты оплаты жилья и коммунальных услуг могут быть ограничены только пределами федерального стандарта. Использование регионального стандарта в качестве предельного уровня при установлении муниципальных стандартов федеральный законодатель не предусматривает.
Решением Новосибирского областного суда от 29 декабря 2003 года постановлено: в удовлетворении заявления прокурору Новосибирской области отказать.
В кассационном представлении ставится вопрос об отмене решения суда ввиду неправильного применения норм материального и процессуального закона.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для его удовлетворения.
В соответствии с ч. 5 ст. 15 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики" органы государственной власти субъектов РФ вправе устанавливать региональные стандарты оплаты жилья и коммунальных услуг.
Анализ ст. 15 п. 3 Закона Новосибирской области от 17.10.02 г. N 57-ОЗ "О государственной поддержке населения Новосибирской области при предоставлении жилищно-коммунальных услуг" в совокупности с положениями ст. 138 - 140 Бюджетного Кодекса РФ и содержанием раздела 4 вышеназванного Закона области, а также ст. ст. 3 и 34 Закона Новосибирской области "Об областном бюджете Новосибирской области на 2003 год" и ст. 5 п. 4 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" свидетельствует о том, что оспариваемая норма не противоречит действующему законодательству, права и интересы местного самоуправления не нарушаются, а реализуется предусмотренная федеральным законодательством финансовая помощь местным бюджетам на возмещение затрат на предоставление адресной помощи (субсидий) гражданам при оплате жилищно-коммунальных услуг.
При таких обстоятельствах вывод суда об отказе в удовлетворении заявления прокурора сделан правильно, что убедительно мотивировано в решении суда.
Доводы, изложенные в кассационном представлении, не опровергают выводов суда.
Стандарты оплаты жилья и коммунальных услуг ежегодно устанавливаются Правительством Российской Федерации в целях определения размера финансовой помощи, оказываемой бюджетам субъектов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета.
Во исполнение постановлений правительства областные стандарты устанавливаются в целях определения размера финансовой помощи из областного бюджета местным бюджетам, органы местного самоуправления обязаны обеспечивать выполнение областных стандартов за счет средств, передаваемых из областного бюджета.
Таким образом, осуществление затрат местных бюджетов на обеспечение областных стандартов оспариваемым Законом области не предусматривается, а муниципальные стандарты ежегодно устанавливаются органами местного самоуправления на финансовый год.
Оспариваемая норма не противоречит ст. 15.2 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики", поскольку последняя не запрещает принятие или установление региональных стандартов.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, не установлено.
Определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 19.06.03 г., которым оставлено без изменения решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 19.06.03 г., не имеет для настоящего дела преюдициального значения, поскольку названные судебные акты не содержат выводов о неприменении п. 3 ст. 15 Закона области.
Ссылка суда на п. 25 ч. 2 ст. 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", вступающих в силу с 01.01.2005 года, связана с обстоятельствами о необходимости приведения законодательных актов субъектов Российской Федерации в соответствие с указанным законом, а выводы суда о признании оспариваемой нормы не противоречащей закону основан на анализе действующего законодательства.
Оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в кассационном представлении, не имеется.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Новосибирского областного суда от 29 декабря 2003 года оставить без изменения, а кассационное представление прокурора, участвовавшего в деле, - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)