Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 30 октября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 ноября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Махмутовой Г.Н., Афанасьева И.Н.,
в отсутствие:
истца - извещен, не явился,
ответчика - извещен, не явился,
третьего лица - извещено, не явилось,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" в лице филиала "Астраханьэнерго", г. Астрахань,
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 05.05.2012 (судья Рыбников А.Н.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2012 (председательствующий судья Тимаев Ф.И., судьи Никитин А.Ю., Телегина Т.Н.),
по делу N А06-7687/2011
по исковому заявлению открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" в лице филиала "Астраханьэнерго", г. Астрахань (ИНН 6164266561, ОГРН 1076164009096) к обществу с ограниченной ответственностью "Жилищник-26" г. Астрахань (ИНН 3018311108, ОГРН 1053002325793) о взыскании неосновательного обогащения в сумме 37 202 руб. 90 коп., с участием третьего лица - открытого акционерного общества "Астраханская энергосбытовая компания", г. Астрахань (ИНН 3017041554, ОГРН 1053000000041),
установил:
открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" в лице филиала "Астраханьэнерго" (далее - ОАО "МРСК Юга", истец) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Жилищник-26" (далее - ООО "Жилищник-26", ответчик) о взыскании неосновательного обогащения в сумме 37 202 руб. 90 коп. в виде неучтенного потребления электроэнергии.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 05.05.2012, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2012, в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ОАО "МРСК Юга" обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, как незаконные, ссылаясь на то, что оплата за электрическую энергию по спорному объекту в период расчета энергосбытовой компанией с ответчика не взималась и относилась на потери сетевой организации, что привело к возникновению у ОАО "МРСК Юга" дополнительных незапланированных потерь и причинило ущерб на общую сумму 37 202 руб. 90 коп.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает ее не подлежащей удовлетворению.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и подтверждается материалами дела, ООО "Жилищник-26" предоставляет услуги по техническому обслуживанию жилых многоквартирных домов по адресам: г. Астрахань, ул. Димитрова, д. 3, 5, 5/2, 7/2, ул. Химиков, д. 7/1, 6, ул. Магистральная, д. 32, 30. Вышеперечисленные дома имеют форму управления - непосредственное управление.
Собственники жилых помещений заключили договоры на установку и обслуживание домофонов.
При проверке состояния энергоустановок 12.07.2011, 14.07.2011 в многоквартирных жилых домах по адресам: г. Астрахань, ул. Димитрова, д. 3, 5, ул. Химиков, д. 1/1, 7, 7/1, ул. Магистральная, д. 30/1, 30/2, 32, 34, 34/1, 34/2, 34/3, 34/5, 36, 36/1 уполномоченными представителями сетевой организации выявлены факты бездоговорного потребления электрической энергии путем подключения токоприемников к сетям ОАО "МРСК Юга" без заключения договора энергоснабжения, о чем составлены акты о неучтенном потреблении электрической энергии от 12.07.2011 N 093-0019, 093-0020, от 14.07.2011 N 093-0011, 093-0008, 093-0012, 093-0015.
По данным актам осуществлен расчет стоимости объема бездоговорного потребления электрической энергии, который составил: по акту от 12.07.2011 N 093-0019 5376 кВт-ч на сумму 15 966 руб. 72 коп.; по акту от 12.07.2011 N 093-0020 2419 кВт-ч на сумму 7185 руб. 02 коп.; по акту от 14.07.2011 N 093-0012 1892 кВт-ч на сумму 5620 руб. 29 коп.; по акту от 14.07.2011 N 093-0011 84 кВт-ч на сумму 401 руб. 89 коп.; по акту от 14.07.2011 N 093-0015 2703 кВт-ч на сумму 8028 руб. 98 коп.
Полагая, что сетевая организация понесла дополнительные ненормативные потери в связи с бездоговорным потреблением ответчиком электрической энергии, ОАО "МРСК Юга" обратилось в арбитражный суд для взыскания неосновательного обогащения с ответчика.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из следующего.
ОАО "МРСК Юга" является территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории города Астрахани и Астраханской области, а также приобретающей электрическую энергию для собственных нужд и компенсации потерь электрической энергии в принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании электрических сетях.
ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" в качестве гарантирующего поставщика осуществляет на территории города Астрахани и Астраханской области поставку электрической энергии на основании заключенных в установленном порядке договоров энергоснабжения.
Согласно пункту 151 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила N 530), под бездоговорным потреблением электрической энергии понимается потребление электрической энергии, осуществляемое юридическими или физическими лицами в отсутствие заключенного в установленном порядке договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и (или) с использованием энергопринимающих устройств, присоединенных к электрической сети сетевой организации с нарушением установленного порядка технологического присоединения энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям.
Потребление электроэнергии в отсутствие заключенного в порядке, установленном пунктами 62, 63 Правил N 530 договора энергоснабжения, само по себе при условии технологического присоединения энергопринимающих устройств в надлежащем порядке не свидетельствует о факте бездоговорного потребления электрической энергии в значении пункта 151 Правил N 530. При этом наличие или отсутствие между сторонами договорных отношений (при отсутствии договора-документа) устанавливается судом с учетом конкретных обстоятельств дела.
Делая вывод о бездоговорном потреблении электрической энергии фактически гражданами, проживающими в домах, находящихся на обслуживании ответчика, необходимо учитывать требования статей 540, 546 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пункта 64 Правил N 530, в соответствии с которыми наличие письменного договора энергоснабжения с гражданином-потребителем необязательно, а договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Согласно статье 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Кроме того, в силу пункта 89 Правил N 530 исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и в соответствии с указанными Правилами приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях.
При этом количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 530 исполнители коммунальных услуг входят в круг покупателей электрической энергии.
Исполнитель коммунальной услуги - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы (пункт 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307).
Из пунктов 2 и 9 статьи 161, пункта 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) следует, что на управляющую организацию по договору управления многоквартирным домом возлагаются обязанности по оказанию услуг и выполнению работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлению коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлению иной направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности. Управление одним домом может осуществляться только одной управляющей организацией.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 11 "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения.
Согласно пунктам 4 и 7 статьи 155 ЖК РФ наниматели и собственники жилых помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят управляющей организации плату за жилое помещение (содержание и ремонт) и коммунальные услуги.
Получение ответчиком статуса управляющей организации влечет за собой возникновение у нее статуса исполнителя коммунальных услуг с одновременным осуществлением функций по подаче в жилые помещения коммунальных ресурсов и обслуживанию внутридомовых инженерных систем.
Как установлено судами, ответчик принял на себя обязательство только по приобретению электрической энергии на нужды мест общего пользования многоквартирных жилых домов.
В рассматриваемом случае собственники жилых помещений приняли решение о непосредственном управлении многоквартирными домами и для организации содержания, технического обслуживания и ремонта общего имущества жилых домов заключили договоры с ответчиком.
Собственники жилых помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление многоквартирным домом, а также собственники жилых домов вправе приобретать электрическую энергию непосредственно у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) в соответствии с Правилами N 307 и жилищным законодательством Российской Федерации. При этом определение объемов поставленной электрической энергии осуществляется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.
Расчет же объема бездоговорного потребления электрической энергии истец произвел в соответствии с пунктом 155 Правил N 530, то есть исходя из расчета полного (24 ч/сутки) использования всей мощности присоединенных энергопринимающих устройств.
Согласно пункту 155 Правил N 530 объем бездоговорного потребления электрической энергии по общему правилу определяется исходя из расчета полного использования всей мощности присоединенных энергопринимающих устройств за весь период, истекший с даты предыдущей контрольной проверки технического состояния объектов электросетевого хозяйства в месте, где осуществляется бездоговорное потребление, но не более чем за три года.
В соответствии с пунктом 156 Правил N 530 стоимость выявленного объема бездоговорного потребления электрической энергии взыскивается с лица, осуществлявшего бездоговорное потребление электрической энергии, сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергопринимающие устройства указанного лица, на основании акта о неучтенном потреблении электрической энергии по действующему на дату взыскания тарифу на электрическую энергию для соответствующей категории потребителей, включающему стоимость электрической энергии, услуг по передаче электрической энергии, а также услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей, и размер платы за которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит государственному регулированию.
Судами установлено также, что истец определяет объем обязательств граждан (жителей жилых домов) не по приборам учета или нормативам потребления, как это предусмотрено нормами действующего законодательства (пунктом 88 Правил N 530, пунктом 7, разделом 3 Правил N 307), а расчетным путем по всей мощности энергопринимающих устройств (пункт 155 Правил N 530).
Квалификация истцом рассматриваемых правоотношений по потреблению электрической энергии жителями многоквартирных домов в качестве бездоговорного потребления влечет необходимость применения положений пункта 155 Правил N 530, предусматривающего расчет стоимости бездоговорного потребления исходя из расчета полного использования всей мощности присоединенных энергопринимающих устройств, что значительно превышает объем электроэнергии, фактически потребленной жителями многоквартирных домов, и определенный по приборам учета или по нормативам потребления.
Исходя из принципа защиты добросовестности, необходимости учета фактических взаимоотношений сторон и обеспечения защиты, прав и интересов потребителей коммунальных услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства, квалификация при данных обстоятельствах фактического потребления коммунальных услуг в качестве бездоговорного не является правомерной.
Согласно позиции ответчика на потребленную электроэнергию за места общего пользования в домах, включенных в договор между ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" и ООО "Жилищник-26", ежемесячно подаются срочные донесения и производится соответствующая оплата. Кроме того, в жилых многоквартирных домах по адресам: г. Астрахань, ул. Димитрова, д. 3,5, 5/2, 7/2 установлены счетчики на места общего пользования и бездоговорное потребление электроэнергии в указанных домах невозможно. На основании показаний счетчиков ежемесячно подаются срочные донесения в ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" и, соответственно, производится ежемесячная оплата.
В соответствии с пунктом 7 Правил N 307 при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.
Собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Судами учтено, что потери электроэнергии во внутридомовых электрических сетях определяются исполнителем коммунальных услуг как разность между объемом электрической энергии, приобретенным на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей, объемом использования электрической энергии на общедомовые нужды и объемом оказанных потребителям коммунальных услуг электроснабжения. Однако ответчик не является потребителем коммунальной услуги ни в силу закона, ни в силу договора.
Сетевая организация на основании Правил N 530 вправе взыскать с лица, осуществлявшего бездоговорное потребление электрической энергии и энергопринимающие устройства которого присоединены к ее сетям, стоимость выявленного объема бездоговорного потребления электрической энергии.
Между тем, как установлено судами, ответчик в спорный период находился в фактических договорных отношениях с третьим лицом - ресурсоснабжающей организацией по поводу снабжения электрической энергией мест общего пользования многоквартирных жилых домов.
Таким образом, правомерен вывод судов о том, что у истца, как сетевой организации, не возникло право на получение от ответчика по делу (абонента ресурсоснабжающей организации) оплаты электрической энергии мест общего пользования, поставленной в многоквартирные жилые дома.
В силу пункта 152 Правил N 530 по факту выявленного безучетного потребления электрической энергии или бездоговорного потребления электрической энергии составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии, на основании которого осуществляются расчеты за потребленную таким образом электрическую энергию. При составлении акта о неучтенном потреблении электрической энергии должен присутствовать потребитель или лицо, осуществляющее бездоговорное потребление электрической энергии, либо его представитель.
Как установлено судами, акты о неучтенном потреблении электрической энергии подписаны электриком Тарасовым А.Н., не являющимся сотрудником ООО "Жилищник-26", и не имеющим полномочий подписывать какую-либо документацию. Ответственным за электрическое хозяйство согласно приказу от 10.10.2010 N 41 является генеральный директор ООО "Жилищник-26" Кулаков Николай Владимирович. Уполномоченное лицо не было заблаговременно предупреждено о проверке по выявлению неучтенного потребления электроэнергии и с актами не ознакомлено, в связи с чем акты не были признаны судами надлежащим доказательством, подтверждающим факт неучтенного потребления электроэнергии ответчиком.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ при отсутствии приборов учета размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Действовавшая в спорном периоде редакция названной нормы предусматривала, что норматив потребления коммунальных услуг по электроснабжению утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Аналогичный порядок определения размера платы за электроснабжение с учетом норматива потребления соответствующей коммунальной услуги при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета установлен пунктом 19 Правил N 307.
Согласно пункту 26 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме, учитываются при установлении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей.
Аналогичная позиция выражена Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в определении от 25.07.2011 N ВАС-9493/11.
Из изложенного следует, что в силу действующего законодательства расчет объема энергопотребления, использованный истцом, не применим к спорным правоотношениям.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума от 11.10.2011 N 5514/11, действующее законодательство предусматривает установление норматива в виде единой величины, то есть без выделения в его составе отдельной строкой норматива потребления электрической энергии внутри жилого помещения, нормативных технологических потерь, а также нормативов потребления электрической энергии на общедомовые нужды.
Расчет, соответствующий вышеизложенным нормам, истцом не представлен.
Таким образом, стоимость внутридомового энергопотребления, оплата которого является обязанностью граждан, урегулированной нормами ЖК РФ и Правил N 307, подлежит исчислению с применением одного из способов расчета, предусмотренного данными правовыми актами, что исключает возможность ее определения по мощности энергопринимающих устройств (Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.07.2001 N ВАС-9493/11 по делу N А04-6935/2009).
Доводы кассационной жалобы правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций, основанных на нормах права и материалах дела, не опровергают.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 05.05.2012 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2012 по делу N А06-7687/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Т.Н.ФЕДОРОВА
Судьи
Г.Н.МАХМУТОВА
И.Н.АФАНАСЬЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 07.11.2012 ПО ДЕЛУ N А06-7687/2011
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 ноября 2012 г. по делу N А06-7687/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 30 октября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 ноября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Махмутовой Г.Н., Афанасьева И.Н.,
в отсутствие:
истца - извещен, не явился,
ответчика - извещен, не явился,
третьего лица - извещено, не явилось,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" в лице филиала "Астраханьэнерго", г. Астрахань,
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 05.05.2012 (судья Рыбников А.Н.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2012 (председательствующий судья Тимаев Ф.И., судьи Никитин А.Ю., Телегина Т.Н.),
по делу N А06-7687/2011
по исковому заявлению открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" в лице филиала "Астраханьэнерго", г. Астрахань (ИНН 6164266561, ОГРН 1076164009096) к обществу с ограниченной ответственностью "Жилищник-26" г. Астрахань (ИНН 3018311108, ОГРН 1053002325793) о взыскании неосновательного обогащения в сумме 37 202 руб. 90 коп., с участием третьего лица - открытого акционерного общества "Астраханская энергосбытовая компания", г. Астрахань (ИНН 3017041554, ОГРН 1053000000041),
установил:
открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" в лице филиала "Астраханьэнерго" (далее - ОАО "МРСК Юга", истец) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Жилищник-26" (далее - ООО "Жилищник-26", ответчик) о взыскании неосновательного обогащения в сумме 37 202 руб. 90 коп. в виде неучтенного потребления электроэнергии.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 05.05.2012, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2012, в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ОАО "МРСК Юга" обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, как незаконные, ссылаясь на то, что оплата за электрическую энергию по спорному объекту в период расчета энергосбытовой компанией с ответчика не взималась и относилась на потери сетевой организации, что привело к возникновению у ОАО "МРСК Юга" дополнительных незапланированных потерь и причинило ущерб на общую сумму 37 202 руб. 90 коп.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает ее не подлежащей удовлетворению.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и подтверждается материалами дела, ООО "Жилищник-26" предоставляет услуги по техническому обслуживанию жилых многоквартирных домов по адресам: г. Астрахань, ул. Димитрова, д. 3, 5, 5/2, 7/2, ул. Химиков, д. 7/1, 6, ул. Магистральная, д. 32, 30. Вышеперечисленные дома имеют форму управления - непосредственное управление.
Собственники жилых помещений заключили договоры на установку и обслуживание домофонов.
При проверке состояния энергоустановок 12.07.2011, 14.07.2011 в многоквартирных жилых домах по адресам: г. Астрахань, ул. Димитрова, д. 3, 5, ул. Химиков, д. 1/1, 7, 7/1, ул. Магистральная, д. 30/1, 30/2, 32, 34, 34/1, 34/2, 34/3, 34/5, 36, 36/1 уполномоченными представителями сетевой организации выявлены факты бездоговорного потребления электрической энергии путем подключения токоприемников к сетям ОАО "МРСК Юга" без заключения договора энергоснабжения, о чем составлены акты о неучтенном потреблении электрической энергии от 12.07.2011 N 093-0019, 093-0020, от 14.07.2011 N 093-0011, 093-0008, 093-0012, 093-0015.
По данным актам осуществлен расчет стоимости объема бездоговорного потребления электрической энергии, который составил: по акту от 12.07.2011 N 093-0019 5376 кВт-ч на сумму 15 966 руб. 72 коп.; по акту от 12.07.2011 N 093-0020 2419 кВт-ч на сумму 7185 руб. 02 коп.; по акту от 14.07.2011 N 093-0012 1892 кВт-ч на сумму 5620 руб. 29 коп.; по акту от 14.07.2011 N 093-0011 84 кВт-ч на сумму 401 руб. 89 коп.; по акту от 14.07.2011 N 093-0015 2703 кВт-ч на сумму 8028 руб. 98 коп.
Полагая, что сетевая организация понесла дополнительные ненормативные потери в связи с бездоговорным потреблением ответчиком электрической энергии, ОАО "МРСК Юга" обратилось в арбитражный суд для взыскания неосновательного обогащения с ответчика.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из следующего.
ОАО "МРСК Юга" является территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории города Астрахани и Астраханской области, а также приобретающей электрическую энергию для собственных нужд и компенсации потерь электрической энергии в принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании электрических сетях.
ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" в качестве гарантирующего поставщика осуществляет на территории города Астрахани и Астраханской области поставку электрической энергии на основании заключенных в установленном порядке договоров энергоснабжения.
Согласно пункту 151 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила N 530), под бездоговорным потреблением электрической энергии понимается потребление электрической энергии, осуществляемое юридическими или физическими лицами в отсутствие заключенного в установленном порядке договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и (или) с использованием энергопринимающих устройств, присоединенных к электрической сети сетевой организации с нарушением установленного порядка технологического присоединения энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям.
Потребление электроэнергии в отсутствие заключенного в порядке, установленном пунктами 62, 63 Правил N 530 договора энергоснабжения, само по себе при условии технологического присоединения энергопринимающих устройств в надлежащем порядке не свидетельствует о факте бездоговорного потребления электрической энергии в значении пункта 151 Правил N 530. При этом наличие или отсутствие между сторонами договорных отношений (при отсутствии договора-документа) устанавливается судом с учетом конкретных обстоятельств дела.
Делая вывод о бездоговорном потреблении электрической энергии фактически гражданами, проживающими в домах, находящихся на обслуживании ответчика, необходимо учитывать требования статей 540, 546 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пункта 64 Правил N 530, в соответствии с которыми наличие письменного договора энергоснабжения с гражданином-потребителем необязательно, а договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Согласно статье 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Кроме того, в силу пункта 89 Правил N 530 исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и в соответствии с указанными Правилами приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях.
При этом количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 530 исполнители коммунальных услуг входят в круг покупателей электрической энергии.
Исполнитель коммунальной услуги - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы (пункт 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307).
Из пунктов 2 и 9 статьи 161, пункта 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) следует, что на управляющую организацию по договору управления многоквартирным домом возлагаются обязанности по оказанию услуг и выполнению работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлению коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлению иной направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности. Управление одним домом может осуществляться только одной управляющей организацией.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 11 "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения.
Согласно пунктам 4 и 7 статьи 155 ЖК РФ наниматели и собственники жилых помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят управляющей организации плату за жилое помещение (содержание и ремонт) и коммунальные услуги.
Получение ответчиком статуса управляющей организации влечет за собой возникновение у нее статуса исполнителя коммунальных услуг с одновременным осуществлением функций по подаче в жилые помещения коммунальных ресурсов и обслуживанию внутридомовых инженерных систем.
Как установлено судами, ответчик принял на себя обязательство только по приобретению электрической энергии на нужды мест общего пользования многоквартирных жилых домов.
В рассматриваемом случае собственники жилых помещений приняли решение о непосредственном управлении многоквартирными домами и для организации содержания, технического обслуживания и ремонта общего имущества жилых домов заключили договоры с ответчиком.
Собственники жилых помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление многоквартирным домом, а также собственники жилых домов вправе приобретать электрическую энергию непосредственно у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) в соответствии с Правилами N 307 и жилищным законодательством Российской Федерации. При этом определение объемов поставленной электрической энергии осуществляется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.
Расчет же объема бездоговорного потребления электрической энергии истец произвел в соответствии с пунктом 155 Правил N 530, то есть исходя из расчета полного (24 ч/сутки) использования всей мощности присоединенных энергопринимающих устройств.
Согласно пункту 155 Правил N 530 объем бездоговорного потребления электрической энергии по общему правилу определяется исходя из расчета полного использования всей мощности присоединенных энергопринимающих устройств за весь период, истекший с даты предыдущей контрольной проверки технического состояния объектов электросетевого хозяйства в месте, где осуществляется бездоговорное потребление, но не более чем за три года.
В соответствии с пунктом 156 Правил N 530 стоимость выявленного объема бездоговорного потребления электрической энергии взыскивается с лица, осуществлявшего бездоговорное потребление электрической энергии, сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергопринимающие устройства указанного лица, на основании акта о неучтенном потреблении электрической энергии по действующему на дату взыскания тарифу на электрическую энергию для соответствующей категории потребителей, включающему стоимость электрической энергии, услуг по передаче электрической энергии, а также услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей, и размер платы за которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит государственному регулированию.
Судами установлено также, что истец определяет объем обязательств граждан (жителей жилых домов) не по приборам учета или нормативам потребления, как это предусмотрено нормами действующего законодательства (пунктом 88 Правил N 530, пунктом 7, разделом 3 Правил N 307), а расчетным путем по всей мощности энергопринимающих устройств (пункт 155 Правил N 530).
Квалификация истцом рассматриваемых правоотношений по потреблению электрической энергии жителями многоквартирных домов в качестве бездоговорного потребления влечет необходимость применения положений пункта 155 Правил N 530, предусматривающего расчет стоимости бездоговорного потребления исходя из расчета полного использования всей мощности присоединенных энергопринимающих устройств, что значительно превышает объем электроэнергии, фактически потребленной жителями многоквартирных домов, и определенный по приборам учета или по нормативам потребления.
Исходя из принципа защиты добросовестности, необходимости учета фактических взаимоотношений сторон и обеспечения защиты, прав и интересов потребителей коммунальных услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства, квалификация при данных обстоятельствах фактического потребления коммунальных услуг в качестве бездоговорного не является правомерной.
Согласно позиции ответчика на потребленную электроэнергию за места общего пользования в домах, включенных в договор между ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" и ООО "Жилищник-26", ежемесячно подаются срочные донесения и производится соответствующая оплата. Кроме того, в жилых многоквартирных домах по адресам: г. Астрахань, ул. Димитрова, д. 3,5, 5/2, 7/2 установлены счетчики на места общего пользования и бездоговорное потребление электроэнергии в указанных домах невозможно. На основании показаний счетчиков ежемесячно подаются срочные донесения в ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" и, соответственно, производится ежемесячная оплата.
В соответствии с пунктом 7 Правил N 307 при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.
Собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Судами учтено, что потери электроэнергии во внутридомовых электрических сетях определяются исполнителем коммунальных услуг как разность между объемом электрической энергии, приобретенным на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей, объемом использования электрической энергии на общедомовые нужды и объемом оказанных потребителям коммунальных услуг электроснабжения. Однако ответчик не является потребителем коммунальной услуги ни в силу закона, ни в силу договора.
Сетевая организация на основании Правил N 530 вправе взыскать с лица, осуществлявшего бездоговорное потребление электрической энергии и энергопринимающие устройства которого присоединены к ее сетям, стоимость выявленного объема бездоговорного потребления электрической энергии.
Между тем, как установлено судами, ответчик в спорный период находился в фактических договорных отношениях с третьим лицом - ресурсоснабжающей организацией по поводу снабжения электрической энергией мест общего пользования многоквартирных жилых домов.
Таким образом, правомерен вывод судов о том, что у истца, как сетевой организации, не возникло право на получение от ответчика по делу (абонента ресурсоснабжающей организации) оплаты электрической энергии мест общего пользования, поставленной в многоквартирные жилые дома.
В силу пункта 152 Правил N 530 по факту выявленного безучетного потребления электрической энергии или бездоговорного потребления электрической энергии составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии, на основании которого осуществляются расчеты за потребленную таким образом электрическую энергию. При составлении акта о неучтенном потреблении электрической энергии должен присутствовать потребитель или лицо, осуществляющее бездоговорное потребление электрической энергии, либо его представитель.
Как установлено судами, акты о неучтенном потреблении электрической энергии подписаны электриком Тарасовым А.Н., не являющимся сотрудником ООО "Жилищник-26", и не имеющим полномочий подписывать какую-либо документацию. Ответственным за электрическое хозяйство согласно приказу от 10.10.2010 N 41 является генеральный директор ООО "Жилищник-26" Кулаков Николай Владимирович. Уполномоченное лицо не было заблаговременно предупреждено о проверке по выявлению неучтенного потребления электроэнергии и с актами не ознакомлено, в связи с чем акты не были признаны судами надлежащим доказательством, подтверждающим факт неучтенного потребления электроэнергии ответчиком.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ при отсутствии приборов учета размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Действовавшая в спорном периоде редакция названной нормы предусматривала, что норматив потребления коммунальных услуг по электроснабжению утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Аналогичный порядок определения размера платы за электроснабжение с учетом норматива потребления соответствующей коммунальной услуги при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета установлен пунктом 19 Правил N 307.
Согласно пункту 26 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме, учитываются при установлении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей.
Аналогичная позиция выражена Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в определении от 25.07.2011 N ВАС-9493/11.
Из изложенного следует, что в силу действующего законодательства расчет объема энергопотребления, использованный истцом, не применим к спорным правоотношениям.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума от 11.10.2011 N 5514/11, действующее законодательство предусматривает установление норматива в виде единой величины, то есть без выделения в его составе отдельной строкой норматива потребления электрической энергии внутри жилого помещения, нормативных технологических потерь, а также нормативов потребления электрической энергии на общедомовые нужды.
Расчет, соответствующий вышеизложенным нормам, истцом не представлен.
Таким образом, стоимость внутридомового энергопотребления, оплата которого является обязанностью граждан, урегулированной нормами ЖК РФ и Правил N 307, подлежит исчислению с применением одного из способов расчета, предусмотренного данными правовыми актами, что исключает возможность ее определения по мощности энергопринимающих устройств (Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.07.2001 N ВАС-9493/11 по делу N А04-6935/2009).
Доводы кассационной жалобы правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций, основанных на нормах права и материалах дела, не опровергают.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 05.05.2012 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2012 по делу N А06-7687/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Т.Н.ФЕДОРОВА
Судьи
Г.Н.МАХМУТОВА
И.Н.АФАНАСЬЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)