Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 09.12.2009 N Ф10-4868/09 ПО ДЕЛУ N А54-866/2009С17

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 декабря 2009 г. N Ф10-4868/09

Дело N А54-866/2009С17

Резолютивная часть постановления изготовлена 08.12.2009.
Постановление изготовлено в полном объеме 09.12.2009.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ООО "Рязанская региональная компания по реализации газа" на решение Арбитражного суда Рязанской области от 15.06.2009 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2009 по делу N А54-866/2009С17,
установил:

Товарищество собственников жилья "Зеленый сад" (далее - ТСЖ "Зеленый сад") обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "Рязанская региональная компания по реализации газа" (далее - ООО "Рязанская региональная компания по реализации газа") об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора поставки газа N 17-4-3269/09 от 15.11.2008 по п. п. 2.1, 2.2, 5.1.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 15.06.2009 спорные условия договора поставки N 17-4-3269/09 от 15.11.2008 приняты в редакции покупателя, а, именно:
2.1 - "годовой объем поставки газа составляет 0,294320 млн. куб. м.",
- 2.2 - "суточный договорный объем поставки газа (суточная норма поставки газа) в 2009 составляет (куб. м.): объект - АТП N N 1, 2, ул. Советской Армии, 19, корпус 1, январь - 1450, февраль - 1600, март - 1400, апрель - 855, май - 320, июнь - 223, июль - 223, август - 250, сентябрь - 255, октябрь - 592, ноябрь - 1050, декабрь - 1400";
- 5.1 - "предназначаемый для реализации населению газ отпускается покупателю по розничным ценам для населения, утверждаемым Правительством Рязанской области в установленном законом порядке".
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2009 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов арбитражного суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, ООО "Рязанская региональная компания по реализации газа" обратилось в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит об отмене принятых судебных актов.
Представители сторон в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом. В порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный кассационный суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено арбитражным судом, между ООО "Рязанская региональная компания по реализации газа" (поставщик) и ТСЖ "Зеленый сад" (покупатель) заключен договор поставки газа N 17-4-3269/08 от 09.10.2007, в соответствии с условиями которого поставщик в период с 01.01.2008 по 31.12.2008 обязался поставлять покупателю для населения - физических лиц, проживающих в жилом фонде, находящемся в управлении покупателя, газ для хозяйственно-бытовых нужд и местного отопления, а покупатель - оплачивать поставщику стоимость газа по регулируемой розничной цене, устанавливаемой Правительством Рязанской области.
В договоре N 17-4-3269/09 от 15.11.2008 условия, касающиеся цены на газ, а также режима и порядка поставки газа, были ООО "Рязанская региональная компания по реализации газа" изменены.
Несогласованность сторонами редакций п. п. 2.1, 2.2, 5.1 договора послужила основанием для обращения ТСЖ "Зеленый сад" в арбитражный суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В силу названной правовой нормы гражданские права и обязанности возникают, в частности, из договоров.
При квалификации правоотношений участников данного спора суд обоснованно характеризовал их, как вытекающими из обязательств по договору энергоснабжения.
В соответствии со ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В силу ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 307 от 23.05.2006 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, регулирующие отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Действие настоящих Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.
Согласно п. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В соответствии с п. 1, 2 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.
Вышеназванными Правилами установлен аналогичный порядок расчета размера платы за коммунальные услуги.
В силу п. 3 указанных Правил исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
По смыслу действующего законодательства ТСЖ "Зеленый сад" отвечает признакам исполнителя коммунальных услуг и в силу ст. 135 ЖК РФ не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов ее членов.
В соответствии с п. 8 Правил условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
В силу п. 15 Правил, размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Таким образом, в упомянутой норме имеется прямое указание законодателя на приобретение исполнителем коммунальных услуг у ресурсоснабжающей организации по тарифам, установленным для граждан.
Следовательно, редакция п. 2.1 договора, предложенная ТСЖ "Зеленый сад", соответствует вышеназванным нормам.
Учитывая изложенное, арбитражный суд, утверждая п. 2.1 договора, правомерно определил предмет договора как поставку газа покупателю для населения - физических лиц, проживающих в жилом фонде, находящемся в управлении у покупателя, и потребляющих газ для хозяйственно-бытовых нужд и местное отопление.
Довод заявителя кассационной жалобы о необоснованном исключении из п. 2.1 условия о наименовании товара, являющимся существенным для данного вида договора, отклоняется ввиду следующего.
В соответствии со ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
В силу ст. 431 Гражданского кодекса Российской Федерации при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Согласно ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Условие о предмете относится к существенным условиям договора энергоснабжения.
Анализируя содержание п. 2.1 договора, суд пришел к обоснованному выводу о том, что условие о предмете договора в рассматриваемом случае является согласованным.
Определяя редакцию п. 5.1, предусматривающего отпуск предназначенного для реализации газа населению по розничным ценам для населения, утвержденным Правительством Рязанской области в установленном порядке, суд правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 332 от 15.04.1995 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на газ и сырье для его производства" розничные цены на газ, реализуемый населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств), утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Приказом Федеральной службы по тарифам N 194-Э/12 от 23.11.2004 утверждены Методические указания по регулированию цен на газ, реализуемый населению, которые разработаны в целях установления единого для всех регионов Российской Федерации порядка формирования розничных цен на газ, реализуемый населению и во исполнение "Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021.
Согласно данным указаниям розничные цены, устанавливаемые в соответствии с настоящими Методическими указаниями, применяются на объемы газа, реализуемые населению, а также жилищно-строительным кооперативам, товариществам собственников жилья и другим подобным организациям (далее - население) для потребления с использованием местных бытовых приборов, за исключением объемов газа, используемых для центрального отопления и на коммерческие цели.
В случае, если поставка газа населению осуществляется в том числе для центрального отопления, включая потребление газа крышными и иными котельными, розничные цены применяются только на цели, указанные в п. 3, при условии наличия раздельного учета газа, используемого для центрального отопления. При этом в случае отсутствия раздельного учета газа розничные цены применяются на объем газа, используемый на цели, указанные в п. 3, определенный по утвержденным в установленном порядке нормируемым удельным показателям потребления газа, с учетом перечня бытовых приборов и других характеристик газопотребления.
Таким образом, розничные цены применяются к объемам газа, реализуемым для населения.
Постановлением Правительства Рязанской области N 355 от 29.12.2008 "О розничных ценах на газ природный, реализуемый населению" утверждены розничные цены на газ для населения, в том числе для ТСЖ.
По смыслу названной нормы товарищества собственников жилья, приобретающие газ для бытовых нужд населения, относятся к числу покупателей газа по розничным ценам.
С учетом вышеизложенного, как правильно указал арбитражный суд, установление для такого субъекта правоотношений, как товарищество собственников жилья, цен на газ, исходя из регулируемой оптовой цены на газ и платы за снабженческо-сбытовые услуги, установленных в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, является неправомерным.
Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом рассмотрения судами первой и апелляционной инстанций и им дана надлежащая правовая оценка, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных актов.
Применительно к фактическим обстоятельствам дела доводы заявителя кассационной жалобы сводятся, прежде всего, к переоценке имеющихся в деле доказательств, получивших уже оценку со стороны нижестоящих инстанций. Однако такого рода переоценка доказательств в силу требований ч. 2 ст. 287 АПК РФ находится за пределами компетенции кассационного суда, если это не обусловлено конкретными нарушениями норм процессуального права.
Руководствуясь ст. 287 п. 1 ч. 1, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:

решение Арбитражного суда Рязанской области от 15.06.2009 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2009 по делу N А54-866/2009С17 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)