Судебные решения, арбитраж
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 05 мая 2008 года
Полный текст постановления изготовлен 13 мая 2008 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей И.Ю. Григорьевой, Д.Н. Рылова при ведении протокола судебного заседания судьей Е.В. Желтоуховым,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г. Иркутска на решение арбитражного суда Иркутской области от 23 января 2008 года по делу N А19-15892/07-27, принятое судьей Колосовым В.И.,
при участии:
- от заявителя: не было;
- от заинтересованного лица: не было;
- установил:
Заявитель, Морозова Татьяна Борисовна, обратился с требованием к Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г. Иркутска о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации юридического лица, ООО "ЖСК "Альтера", об обязании налогового органа осуществить государственную регистрацию юридического лица.
Решением суда первой инстанции от 23 января 2008 года Требования Морозовой Т.Б. удовлетворены.
Решение Инспекции ФНС по Правобережному округу г. Иркутска об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" необходимых для государственной регистрации документов от 28.09.2007 г. признано незаконным как не соответствующее Федеральному закону от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Суд первой инстанции обязал Инспекцию ФНС по Правобережному округу г. Иркутска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Морозовой Татьяны Борисовны - осуществить государственную регистрацию общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-строительная компания "Альтера".
Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего.
Судом установлено, что все необходимые для государственной регистрации документы были представлены заявителем в надлежащий налоговый орган.
Довод ответчика со ссылкой на ч. 3 ст. 288, ч. 2 ст. 671 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 3.3 Методических разъяснений по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица, утвержденных Приказом Федеральной налоговой службы России от 01.11.2004 N САЭ-3-09/16@, о том, что по адресу, указанному заявителем (г. Иркутск, ул. Степана Разина, 19-24) находится жилое помещение, принадлежащее заявителю, поэтому государственная регистрация ООО "ЖСК "Альтера" будет неправомерной, суд первой инстанции посчитал несостоятельным по следующим основаниям.
Согласно п. п. 3.1, 3.3 Методических разъяснений по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица, если в пункте 2.1 Заявления о государственной регистрации юридического лица при создании знаком "V" отмечен адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа или иного органа, заполняется пункт 2.2; далее заполняются пункты 2.3 и 2.4. При заполнении пункта 2.3 заявления о государственной регистрации юридического лица при создании следует отличать место нахождения постоянно действующего исполнительного органа, иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, от домашнего адреса физического лица, представляющего соответствующий орган, или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности. Адрес (место нахождения) юридического лица указывается в соответствии с его учредительными документами. Кроме того, следует учитывать, что в соответствии с ч. 2 ст. 671 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может использовать жилое помещение только для проживания граждан.
Таким образом, адрес (место нахождения) постоянно - действующего исполнительного органа общества может не совпадать с фактическим размещением имущественного комплекса и производственных помещений юридического лица.
В силу ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Согласно материалам дела единоличным исполнительным органом общества является генеральный директор.
В соответствии с заявлением Морозовой Т.Б., представленным в налоговый орган, адресом (местом нахождения) постоянно действующего исполнительного органа ООО "ЖСК "Альтера" является - г. Иркутск, ул. Степана Разина, 19-24.
Доказательств недостоверности сведений о месте нахождения постоянно действующего исполнительного органа ООО "ЖСК "Альтера" Инспекцией не представлено.
Ссылка ответчика на ч. 3 ст. 17 Жилищного кодекса Российской Федерации, ч. 2 ст. 288 и ч. 2 ст. 671 Гражданского кодекса Российской Федерации судом не принимается, поскольку данные нормы права не регулируют спорные правоотношения, а лишь указывают на назначение жилого помещения и предусматривают право юридического лица на использование жилых помещений только для проживания граждан.
Факт регистрации по адресу: г. Иркутск, ул. Степана Разина, 19-24, кроме ООО "ЖСК "Альтера" других юридических лиц, не может являться основанием для отказа заявителю в государственной регистрации юридического лица, так как действующее законодательство не содержит запрета на регистрацию нескольких постоянно действующих исполнительных органов различных юридических лиц по одному адресу.
Таким образом, суд первой инстанции посчитал требования заявителя о признании незаконным решения Инспекции об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" необходимых для государственной регистрации документов от 28.09.2007 г. и обязании Инспекции осуществить государственную регистрацию ООО "ЖСК "Альтера" подлежащими удовлетворению.
Суд первой инстанции взыскал с налогового органа 10 000 руб. судебных расходов, из 50000 руб. заявленных к взысканию.
Налоговый орган, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявил апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права, в удовлетворении требований заявителю отказать.
Представитель налогового органа в судебное заседание не явился, представленным ходатайством просит рассмотреть дело в их отсутствии.
Из апелляционной жалобы налогового органа следует, что согласно представленным в регистрирующий орган заявителем Морозовой Т.Б. решения и устава ООО "ЖСК "Альтера" единоличным исполнительным органом Общества является генеральный директор, однако представленный в качестве адреса постоянно действующего исполнительного органа адрес: г. Иркутск, ул. Степана Разина, 19, 24 не является адресом постоянно действующего исполнительного органа, поскольку является жилым помещением.
Таким образом, адрес, указанный в представленном заявлении не является местом нахождения исполнительного органа данного юридического лица, так как предполагаемый генеральный директор ООО "ЖСК "Альтера" Ключник А.В. по указанному адресу не проживает.
Кроме того, как указано налоговым органом адрес, предполагаемый заявителем в качестве места нахождения юридического лица- г. Иркутск, ул. Степана Разина, 19, 24 является адресом массовой регистрации. По данному адресу находятся такие организации, как Творческо-производственное предприятие "Литера", ООО "ПродЭко-Сиб", ООО "ФларинЛесФарм", ООО "Байкальская компания самоцветов", ООО "Геолого-промышленная компания",- где учредителем также является Морозова Т.Б., что свидетельствует о массовой регистрации по данному адресу.
Также налоговый орган не согласен с выводами суда первой инстанции и о взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя, поскольку, по его мнению, Морозова Т.Б. является аффилированным лицом с ИОКА "Буянов, Морозова и партнеры" и по договору на оказание услуг юридической помощи адвоката N Р-31/10-2007 от 31.10.2007 г., заключенному с ИОКА "Буянов, Морозова и партнеры" она является выгодоприобретателем по договору.
По данному договору кроме представления интересов заявителя предусмотрены другие услуги оказываемые адвокатом Буяновым Р.В.
Тюленев А.В. является работником ИОКА "Буянов, Морозова и партнеры", поэтому взыскание расходов на оплату услуг представителя неправомерно.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, уведомление N 1373367, N 1373350.
Отзыва заявитель не представил.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом, в порядке ст. ст. 122, 123 АПК РФ.
Согласно п. 2 ст. 200 АПК РФ, неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, изучив представленные материалы, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом и следует из материалов дела, решением от 28.09.2007 налоговый (регистрирующий) орган, рассмотрев полученные 24.09.2007 документы, представленные для государственной регистрации юридического лица - ООО "Жилищно-строительная компания "Альтера", отказал заявителю в государственной регистрации в связи с непредставлением определенных п. "а" ст. 12 Закона N 129-ФЗ документов.
Основанием для отказа послужило мнение регистрирующего органа об указании в заявлении о государственной регистрации ООО "ЖСК "Альтера" недостоверных сведений об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, каковым является помещение, расположенное по адресу: г. Иркутск, ул. Степана Разина 19-24, относящееся к жилым помещениям и принадлежащее Морозовой Т.Б.
Поскольку заявление о государственной регистрации, по мнению налогового органа, содержит недостоверные сведения, что нарушает подпункт "а" пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации и свидетельствует о непредставлении заявления по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации N 439 от 19.06.2002, оно считается не представленным.
По мнению суда апелляционной инстанции, выводы арбитражного суда Иркутской области являются соответствующими установленным по данному делу фактическим обстоятельствам и основанными на правильном применении норм материального права.
В соответствии с частями 4 и 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со статьей 51 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.
Отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, установленных законом.
Согласно пункту 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных данным Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов или представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Перечень документов, представляемых при государственной регистрации создаваемого юридического лица, определенный в статье 12 названного закона, является исчерпывающим и включает: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации; решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации; учредительные документы юридического лица; документ об оплате государственной пошлины.
Пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" предусмотрено, что заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии). О получении документов регистрирующим органом заявителю выдается расписка с указанием перечня документов.
Как следует из материалов дела (л.д. 10), такая расписка выдана Морозовой Т.Б. 24.09.2007 за вх. N 5832. Из содержания расписки следует, что в числе других документов было подано заявление о государственной регистрации юридического лица при создании.
В заявлении о государственной регистрации, представленном Морозовой Т.Б. в разделе 2.3 (л.д. 39) указан адрес ООО "ЖСК "Алтера": 664025, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Степана Разина, дом 19, квартира 24.
Данный адрес совпадает с адресом места регистрации ООО "ФларинЛесФарм", ООО ПродЭко- Сиб". Между тем, названное обстоятельство не может свидетельствовать о несоответствии поданного заявления требованиям действующего законодательства либо об отсутствии сведений о местонахождении юридического лица, поскольку действующее законодательство не содержит запрета на регистрацию нескольких постоянно действующих исполнительных органов различных юридических лиц по одному адресу.
Таким образом, довод налогового органа о том, что названный адрес является адресом массовой регистрации, не имеет правового значения.
Кроме того, адрес (место нахождения) постоянно действующего органа может не совпадать с фактическим размещением имущественного комплекса и производственных помещений юридического лица.
В соответствии с пунктом 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Согласно пункту 2 статьи 8 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Ссылка налогового органа на пункт 2 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 288 и пункт 2 статьи 671 Гражданского кодекса Российской Федерации апелляционным судом не принимается, поскольку указанные нормы допускают использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение, запрещает размещения в жилых помещениях промышленных производств.
Доказательств, нарушения указанных ограничений налоговым органом не представлено.
Таким образом, суд первой инстанции в соответствии со ст. 71 АПК РФ дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к правильному выводу об удовлетворении требований заявителя.
В связи с указанным, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
Согласно ст. 110 НК РФ, расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
Согласно Определению Конституционного суда РФ от 21.12.2004 N 454-О, обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя, и тем самым - на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации. Именно поэтому в части 2 статьи 110 АПК Российской Федерации речь идет, по существу, об обязанности суда установить баланс между правами лиц, участвующих в деле.
Вместе с тем, вынося мотивированное решение об изменении размера сумм, взыскиваемых в возмещение соответствующих расходов, суд не вправе уменьшать его произвольно, тем более если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов.
В связи с указанным, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции дав полную и всестороннюю оценку всем обстоятельствам относительно взыскания судебных расходов в соответствии со ст. 71 АПК РФ и имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности пришел к правильному выводу о частичном удовлетворении требований заявителя.
Доказательств чрезмерности взыскиваемых с налогового органа расходов заявитель апелляционной жалобы не представил.
Взаимоотношения заявительницы с ИОКА "Буянов, Морозова и партнеры", оказавшей ей услугу также не свидетельствует о чрезмерности взысканной суммы судебных расходов.
Ссылка налогового органа на то, что по договору на оказание юридических услуг от 31.10.2007 г. заявительнице оказывались услуги не связанные с рассмотрением данного дела не подтверждается, в связи с тем, что данный договор в п. 1.1 указывает предметом поручения данный спор.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции не находит законных оснований для удовлетворения апелляционной жалобы налогового органа.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
постановил:
Решение арбитражного суда Иркутской области от 23 января 2008 года по делу N А19-15892/07-27 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г. Иркутска из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размер 1000 руб. по платежному поручению N 73 от 28.02.2008 г., выдав справку.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.
Председательствующий судья
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ
Судьи
И.Ю.ГРИГОРЬЕВА
Д.Н.РЫЛОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.05.2008 N 04АП-759/2008 ПО ДЕЛУ N А19-15892/07-27
Разделы:ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 мая 2008 г. N 04АП-759/2008
Дело N А19-15892/07-27
Резолютивная часть постановления объявлена 05 мая 2008 года
Полный текст постановления изготовлен 13 мая 2008 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей И.Ю. Григорьевой, Д.Н. Рылова при ведении протокола судебного заседания судьей Е.В. Желтоуховым,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г. Иркутска на решение арбитражного суда Иркутской области от 23 января 2008 года по делу N А19-15892/07-27, принятое судьей Колосовым В.И.,
при участии:
- от заявителя: не было;
- от заинтересованного лица: не было;
- установил:
Заявитель, Морозова Татьяна Борисовна, обратился с требованием к Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г. Иркутска о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации юридического лица, ООО "ЖСК "Альтера", об обязании налогового органа осуществить государственную регистрацию юридического лица.
Решением суда первой инстанции от 23 января 2008 года Требования Морозовой Т.Б. удовлетворены.
Решение Инспекции ФНС по Правобережному округу г. Иркутска об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" необходимых для государственной регистрации документов от 28.09.2007 г. признано незаконным как не соответствующее Федеральному закону от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Суд первой инстанции обязал Инспекцию ФНС по Правобережному округу г. Иркутска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Морозовой Татьяны Борисовны - осуществить государственную регистрацию общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-строительная компания "Альтера".
Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего.
Судом установлено, что все необходимые для государственной регистрации документы были представлены заявителем в надлежащий налоговый орган.
Довод ответчика со ссылкой на ч. 3 ст. 288, ч. 2 ст. 671 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 3.3 Методических разъяснений по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица, утвержденных Приказом Федеральной налоговой службы России от 01.11.2004 N САЭ-3-09/16@, о том, что по адресу, указанному заявителем (г. Иркутск, ул. Степана Разина, 19-24) находится жилое помещение, принадлежащее заявителю, поэтому государственная регистрация ООО "ЖСК "Альтера" будет неправомерной, суд первой инстанции посчитал несостоятельным по следующим основаниям.
Согласно п. п. 3.1, 3.3 Методических разъяснений по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица, если в пункте 2.1 Заявления о государственной регистрации юридического лица при создании знаком "V" отмечен адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа или иного органа, заполняется пункт 2.2; далее заполняются пункты 2.3 и 2.4. При заполнении пункта 2.3 заявления о государственной регистрации юридического лица при создании следует отличать место нахождения постоянно действующего исполнительного органа, иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, от домашнего адреса физического лица, представляющего соответствующий орган, или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности. Адрес (место нахождения) юридического лица указывается в соответствии с его учредительными документами. Кроме того, следует учитывать, что в соответствии с ч. 2 ст. 671 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может использовать жилое помещение только для проживания граждан.
Таким образом, адрес (место нахождения) постоянно - действующего исполнительного органа общества может не совпадать с фактическим размещением имущественного комплекса и производственных помещений юридического лица.
В силу ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Согласно материалам дела единоличным исполнительным органом общества является генеральный директор.
В соответствии с заявлением Морозовой Т.Б., представленным в налоговый орган, адресом (местом нахождения) постоянно действующего исполнительного органа ООО "ЖСК "Альтера" является - г. Иркутск, ул. Степана Разина, 19-24.
Доказательств недостоверности сведений о месте нахождения постоянно действующего исполнительного органа ООО "ЖСК "Альтера" Инспекцией не представлено.
Ссылка ответчика на ч. 3 ст. 17 Жилищного кодекса Российской Федерации, ч. 2 ст. 288 и ч. 2 ст. 671 Гражданского кодекса Российской Федерации судом не принимается, поскольку данные нормы права не регулируют спорные правоотношения, а лишь указывают на назначение жилого помещения и предусматривают право юридического лица на использование жилых помещений только для проживания граждан.
Факт регистрации по адресу: г. Иркутск, ул. Степана Разина, 19-24, кроме ООО "ЖСК "Альтера" других юридических лиц, не может являться основанием для отказа заявителю в государственной регистрации юридического лица, так как действующее законодательство не содержит запрета на регистрацию нескольких постоянно действующих исполнительных органов различных юридических лиц по одному адресу.
Таким образом, суд первой инстанции посчитал требования заявителя о признании незаконным решения Инспекции об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" необходимых для государственной регистрации документов от 28.09.2007 г. и обязании Инспекции осуществить государственную регистрацию ООО "ЖСК "Альтера" подлежащими удовлетворению.
Суд первой инстанции взыскал с налогового органа 10 000 руб. судебных расходов, из 50000 руб. заявленных к взысканию.
Налоговый орган, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявил апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права, в удовлетворении требований заявителю отказать.
Представитель налогового органа в судебное заседание не явился, представленным ходатайством просит рассмотреть дело в их отсутствии.
Из апелляционной жалобы налогового органа следует, что согласно представленным в регистрирующий орган заявителем Морозовой Т.Б. решения и устава ООО "ЖСК "Альтера" единоличным исполнительным органом Общества является генеральный директор, однако представленный в качестве адреса постоянно действующего исполнительного органа адрес: г. Иркутск, ул. Степана Разина, 19, 24 не является адресом постоянно действующего исполнительного органа, поскольку является жилым помещением.
Таким образом, адрес, указанный в представленном заявлении не является местом нахождения исполнительного органа данного юридического лица, так как предполагаемый генеральный директор ООО "ЖСК "Альтера" Ключник А.В. по указанному адресу не проживает.
Кроме того, как указано налоговым органом адрес, предполагаемый заявителем в качестве места нахождения юридического лица- г. Иркутск, ул. Степана Разина, 19, 24 является адресом массовой регистрации. По данному адресу находятся такие организации, как Творческо-производственное предприятие "Литера", ООО "ПродЭко-Сиб", ООО "ФларинЛесФарм", ООО "Байкальская компания самоцветов", ООО "Геолого-промышленная компания",- где учредителем также является Морозова Т.Б., что свидетельствует о массовой регистрации по данному адресу.
Также налоговый орган не согласен с выводами суда первой инстанции и о взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя, поскольку, по его мнению, Морозова Т.Б. является аффилированным лицом с ИОКА "Буянов, Морозова и партнеры" и по договору на оказание услуг юридической помощи адвоката N Р-31/10-2007 от 31.10.2007 г., заключенному с ИОКА "Буянов, Морозова и партнеры" она является выгодоприобретателем по договору.
По данному договору кроме представления интересов заявителя предусмотрены другие услуги оказываемые адвокатом Буяновым Р.В.
Тюленев А.В. является работником ИОКА "Буянов, Морозова и партнеры", поэтому взыскание расходов на оплату услуг представителя неправомерно.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, уведомление N 1373367, N 1373350.
Отзыва заявитель не представил.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом, в порядке ст. ст. 122, 123 АПК РФ.
Согласно п. 2 ст. 200 АПК РФ, неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, изучив представленные материалы, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом и следует из материалов дела, решением от 28.09.2007 налоговый (регистрирующий) орган, рассмотрев полученные 24.09.2007 документы, представленные для государственной регистрации юридического лица - ООО "Жилищно-строительная компания "Альтера", отказал заявителю в государственной регистрации в связи с непредставлением определенных п. "а" ст. 12 Закона N 129-ФЗ документов.
Основанием для отказа послужило мнение регистрирующего органа об указании в заявлении о государственной регистрации ООО "ЖСК "Альтера" недостоверных сведений об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, каковым является помещение, расположенное по адресу: г. Иркутск, ул. Степана Разина 19-24, относящееся к жилым помещениям и принадлежащее Морозовой Т.Б.
Поскольку заявление о государственной регистрации, по мнению налогового органа, содержит недостоверные сведения, что нарушает подпункт "а" пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации и свидетельствует о непредставлении заявления по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации N 439 от 19.06.2002, оно считается не представленным.
По мнению суда апелляционной инстанции, выводы арбитражного суда Иркутской области являются соответствующими установленным по данному делу фактическим обстоятельствам и основанными на правильном применении норм материального права.
В соответствии с частями 4 и 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со статьей 51 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.
Отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, установленных законом.
Согласно пункту 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных данным Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов или представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Перечень документов, представляемых при государственной регистрации создаваемого юридического лица, определенный в статье 12 названного закона, является исчерпывающим и включает: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации; решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации; учредительные документы юридического лица; документ об оплате государственной пошлины.
Пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" предусмотрено, что заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии). О получении документов регистрирующим органом заявителю выдается расписка с указанием перечня документов.
Как следует из материалов дела (л.д. 10), такая расписка выдана Морозовой Т.Б. 24.09.2007 за вх. N 5832. Из содержания расписки следует, что в числе других документов было подано заявление о государственной регистрации юридического лица при создании.
В заявлении о государственной регистрации, представленном Морозовой Т.Б. в разделе 2.3 (л.д. 39) указан адрес ООО "ЖСК "Алтера": 664025, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Степана Разина, дом 19, квартира 24.
Данный адрес совпадает с адресом места регистрации ООО "ФларинЛесФарм", ООО ПродЭко- Сиб". Между тем, названное обстоятельство не может свидетельствовать о несоответствии поданного заявления требованиям действующего законодательства либо об отсутствии сведений о местонахождении юридического лица, поскольку действующее законодательство не содержит запрета на регистрацию нескольких постоянно действующих исполнительных органов различных юридических лиц по одному адресу.
Таким образом, довод налогового органа о том, что названный адрес является адресом массовой регистрации, не имеет правового значения.
Кроме того, адрес (место нахождения) постоянно действующего органа может не совпадать с фактическим размещением имущественного комплекса и производственных помещений юридического лица.
В соответствии с пунктом 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Согласно пункту 2 статьи 8 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Ссылка налогового органа на пункт 2 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 288 и пункт 2 статьи 671 Гражданского кодекса Российской Федерации апелляционным судом не принимается, поскольку указанные нормы допускают использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение, запрещает размещения в жилых помещениях промышленных производств.
Доказательств, нарушения указанных ограничений налоговым органом не представлено.
Таким образом, суд первой инстанции в соответствии со ст. 71 АПК РФ дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к правильному выводу об удовлетворении требований заявителя.
В связи с указанным, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
Согласно ст. 110 НК РФ, расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
Согласно Определению Конституционного суда РФ от 21.12.2004 N 454-О, обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя, и тем самым - на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации. Именно поэтому в части 2 статьи 110 АПК Российской Федерации речь идет, по существу, об обязанности суда установить баланс между правами лиц, участвующих в деле.
Вместе с тем, вынося мотивированное решение об изменении размера сумм, взыскиваемых в возмещение соответствующих расходов, суд не вправе уменьшать его произвольно, тем более если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов.
В связи с указанным, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции дав полную и всестороннюю оценку всем обстоятельствам относительно взыскания судебных расходов в соответствии со ст. 71 АПК РФ и имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности пришел к правильному выводу о частичном удовлетворении требований заявителя.
Доказательств чрезмерности взыскиваемых с налогового органа расходов заявитель апелляционной жалобы не представил.
Взаимоотношения заявительницы с ИОКА "Буянов, Морозова и партнеры", оказавшей ей услугу также не свидетельствует о чрезмерности взысканной суммы судебных расходов.
Ссылка налогового органа на то, что по договору на оказание юридических услуг от 31.10.2007 г. заявительнице оказывались услуги не связанные с рассмотрением данного дела не подтверждается, в связи с тем, что данный договор в п. 1.1 указывает предметом поручения данный спор.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции не находит законных оснований для удовлетворения апелляционной жалобы налогового органа.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
постановил:
Решение арбитражного суда Иркутской области от 23 января 2008 года по делу N А19-15892/07-27 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г. Иркутска из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размер 1000 руб. по платежному поручению N 73 от 28.02.2008 г., выдав справку.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.
Председательствующий судья
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ
Судьи
И.Ю.ГРИГОРЬЕВА
Д.Н.РЫЛОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)