Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 февраля 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Драбо Т.Н. и Трифоновой Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Кавказрегионгаз" (ИНН 2632082700, ОГРН 1062632033760) - Лукьянчикова М.И. (доверенность от 16.02.2011 N 104-11) и Еременко А.Е. (доверенность от 16.02.2011 N 105-11), в отсутствие заинтересованного лица - Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия-Алания (ИНН 1515909328, ОГРН 1061515005166) и третьего лица - Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, рассмотрев кассационную жалобу Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия-Алания на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2010 по делу N А61-772/2010 (судьи Семенов М.У., Белов Д.А., Марченко О.В.), установил следующее.
ООО "Кавказрегионгаз" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия-Алания (далее - служба по тарифам) от 04.03.2010 N 2.
Решением Арбитражного суда Северная Осетия Алания от 09.07.2010 (судья Бекоева С.Х.) в удовлетворении заявленного требования отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Ростехрегулирование) от 02.12.2009 N 4399 "Об утверждении температурных коэффициентов на первое полугодие 2010 года" (далее - приказ N 4399) не подлежал применению на территории Республики Северная Осетия-Алания, поскольку на момент вынесения оспариваемого предписания не прошел процедуру опубликования и регистрации, установленные для нормативных правовых актов.
Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2010 решение от 09.07.2010 отменено, заявление удовлетворено.
Суд указал, что официальное опубликование и регистрация приказа N 4399 в Министерстве юстиции Российской Федерации не имеет практического значения и его применение осуществляется не вопреки, а в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307). Температурный коэффициент не является элементом тарифного регулирования и направлен на определение физического параметра - объема фактически потребленного газа.
В кассационной жалобе служба по тарифам просит постановление апелляционного суда от 12.11.2010 отменить.
По мнению подателя жалобы, приказ N 4399 является нормативно-правовым актом и до его официального опубликования - 01.03.2010 и регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации не должен был применяться. Суд апелляционной инстанции применил закон, не подлежащий применению, - Положение о Федеральной службе по тарифам, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 332, и необоснованно пришел к выводу о превышении службой по тарифам своих полномочий.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить без изменения постановление суда апелляционной инстанции, полагая, что оно принято в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, общество является поставщиком газа на территории Республики Северная Осетия-Алания и на основании приказа N 4399 при расчетах за газ с потребителями, приборы учета которых не имеют корректоров по температуре и давлению, использовало в целях определения фактически потребленного объема газа соответствующие температурные коэффициенты.
Служба по тарифам выставила в адрес общества предписание от 04.03.2010 N 2, в котором указала, что приказ N 4399 считается не вступившим в силу, в связи с чем предписано прекратить применение температурных коэффициентов на территории Республики Северная Осетия-Алания при начислении оплаты за газ населением, а ранее учтенные (с 01.01.2010) при начислении оплаты за газ значения предложено пересчитать в пользу потребителей. О результатах исполнения предписания проинформировать до 17.03.2010.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании указанного предписания недействительным.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта и устанавливает его соответствие закону (иному нормативному правовому акту), а также устанавливает, нарушает ли этот акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности. Основанием для признания ненормативного правового акта недействительным является несоответствие его закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда, обоснованно удовлетворил заявление общества.
В силу пункта 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 утверждены единые правила оплаты коммунальных услуг, в том числе и по газоснабжению, при заключении договоров по оказанию данных услуг (далее - Правила). Пунктом 16 Правил определено, что при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета. В случае использования потребителем приборов учета газа без температурной компенсации показания этих приборов учета используются в расчетах за газ с использованием температурных коэффициентов, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере технического регулирования и метрологии (пункт 94 Правил).
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2007 N ГКПИ 07-184, оставленным без изменения определением кассационной коллегии от 03.07.2007 N КАС07-288, пункт 94 Правил признан соответствующим действующему законодательству.
В силу статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации, энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Из смысла указанных норм следует, что учет объема газа должен соответствовать фактическому потреблению.
ГОСТом 2939-63 "Газы. Условия для определения объема", утвержденным 16.04.1963 Госстандартом СССР, установлены условия для определения объема газов. ФГУП ВНИИМС Ростехрегулирования 10.01.2007 утверждена Типовая методика выполнения измерений счетчиками газа без температурной компенсации МИ 2721-2007. Рекомендация предназначена для приведения объема газа по показаниям счетчиков без корректоров к значениям температуры и давления по ГОСТ 2939 с использованием поправочных (температурных) коэффициентов. Отмечено, что поправочные коэффициенты применяют в соответствии с подпунктом 94 пункта XII "Особенности газоснабжения потребителей по присоединенной сети" постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".
Таким образом, температурные коэффициенты применяются в силу их установления постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 и лишь в случае использования потребителем приборов учета газа без температурной компенсации; сами коэффициенты утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере технического регулирования и метрологии.
Запрет на использование температурных коэффициентов может относиться только к действиям по применению коэффициентов, не утвержденных уполномоченным органом.
В силу пункта 5 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" и пункта 7 постановления Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 N 294 "О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии" Ростехрегулирование не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации.
Приказом Ростехрегулирования от 21.08.2006 N 2266 утверждение температурных коэффициентов возложено на заместителя руководителя Ростехрегулирования В.Н. Крутикова.
Температурные коэффициенты, в частности, для Республики Северная Осетия-Алания установлены приказом Ростехрегулирования от 02.12.2009 N 4399.
При таких обстоятельствах, запрет применения на территории Республики Северная Осетия-Алания температурных коэффициентов при начислении оплаты за газ не соответствует Жилищному кодексу Российской Федерации, Гражданскому кодексу Российской Федерации и постановлению Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307. В данном случае официальное опубликование и регистрация в Министерстве юстиции Российской Федерации приказа Ростехрегулирования N 4399 по сути не освобождает уполномоченный орган от применения спорных температурных коэффициентов.
Нормы права при рассмотрении дела применены судом апелляционной инстанции правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2010 по делу N А61-772/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 28.02.2011 ПО ДЕЛУ N А61-772/2010
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 февраля 2011 г. по делу N А61-772/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 февраля 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Драбо Т.Н. и Трифоновой Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Кавказрегионгаз" (ИНН 2632082700, ОГРН 1062632033760) - Лукьянчикова М.И. (доверенность от 16.02.2011 N 104-11) и Еременко А.Е. (доверенность от 16.02.2011 N 105-11), в отсутствие заинтересованного лица - Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия-Алания (ИНН 1515909328, ОГРН 1061515005166) и третьего лица - Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, рассмотрев кассационную жалобу Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия-Алания на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2010 по делу N А61-772/2010 (судьи Семенов М.У., Белов Д.А., Марченко О.В.), установил следующее.
ООО "Кавказрегионгаз" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия-Алания (далее - служба по тарифам) от 04.03.2010 N 2.
Решением Арбитражного суда Северная Осетия Алания от 09.07.2010 (судья Бекоева С.Х.) в удовлетворении заявленного требования отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Ростехрегулирование) от 02.12.2009 N 4399 "Об утверждении температурных коэффициентов на первое полугодие 2010 года" (далее - приказ N 4399) не подлежал применению на территории Республики Северная Осетия-Алания, поскольку на момент вынесения оспариваемого предписания не прошел процедуру опубликования и регистрации, установленные для нормативных правовых актов.
Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2010 решение от 09.07.2010 отменено, заявление удовлетворено.
Суд указал, что официальное опубликование и регистрация приказа N 4399 в Министерстве юстиции Российской Федерации не имеет практического значения и его применение осуществляется не вопреки, а в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307). Температурный коэффициент не является элементом тарифного регулирования и направлен на определение физического параметра - объема фактически потребленного газа.
В кассационной жалобе служба по тарифам просит постановление апелляционного суда от 12.11.2010 отменить.
По мнению подателя жалобы, приказ N 4399 является нормативно-правовым актом и до его официального опубликования - 01.03.2010 и регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации не должен был применяться. Суд апелляционной инстанции применил закон, не подлежащий применению, - Положение о Федеральной службе по тарифам, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 332, и необоснованно пришел к выводу о превышении службой по тарифам своих полномочий.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить без изменения постановление суда апелляционной инстанции, полагая, что оно принято в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, общество является поставщиком газа на территории Республики Северная Осетия-Алания и на основании приказа N 4399 при расчетах за газ с потребителями, приборы учета которых не имеют корректоров по температуре и давлению, использовало в целях определения фактически потребленного объема газа соответствующие температурные коэффициенты.
Служба по тарифам выставила в адрес общества предписание от 04.03.2010 N 2, в котором указала, что приказ N 4399 считается не вступившим в силу, в связи с чем предписано прекратить применение температурных коэффициентов на территории Республики Северная Осетия-Алания при начислении оплаты за газ населением, а ранее учтенные (с 01.01.2010) при начислении оплаты за газ значения предложено пересчитать в пользу потребителей. О результатах исполнения предписания проинформировать до 17.03.2010.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании указанного предписания недействительным.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта и устанавливает его соответствие закону (иному нормативному правовому акту), а также устанавливает, нарушает ли этот акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности. Основанием для признания ненормативного правового акта недействительным является несоответствие его закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда, обоснованно удовлетворил заявление общества.
В силу пункта 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 утверждены единые правила оплаты коммунальных услуг, в том числе и по газоснабжению, при заключении договоров по оказанию данных услуг (далее - Правила). Пунктом 16 Правил определено, что при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета. В случае использования потребителем приборов учета газа без температурной компенсации показания этих приборов учета используются в расчетах за газ с использованием температурных коэффициентов, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере технического регулирования и метрологии (пункт 94 Правил).
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2007 N ГКПИ 07-184, оставленным без изменения определением кассационной коллегии от 03.07.2007 N КАС07-288, пункт 94 Правил признан соответствующим действующему законодательству.
В силу статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации, энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Из смысла указанных норм следует, что учет объема газа должен соответствовать фактическому потреблению.
ГОСТом 2939-63 "Газы. Условия для определения объема", утвержденным 16.04.1963 Госстандартом СССР, установлены условия для определения объема газов. ФГУП ВНИИМС Ростехрегулирования 10.01.2007 утверждена Типовая методика выполнения измерений счетчиками газа без температурной компенсации МИ 2721-2007. Рекомендация предназначена для приведения объема газа по показаниям счетчиков без корректоров к значениям температуры и давления по ГОСТ 2939 с использованием поправочных (температурных) коэффициентов. Отмечено, что поправочные коэффициенты применяют в соответствии с подпунктом 94 пункта XII "Особенности газоснабжения потребителей по присоединенной сети" постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".
Таким образом, температурные коэффициенты применяются в силу их установления постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 и лишь в случае использования потребителем приборов учета газа без температурной компенсации; сами коэффициенты утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере технического регулирования и метрологии.
Запрет на использование температурных коэффициентов может относиться только к действиям по применению коэффициентов, не утвержденных уполномоченным органом.
В силу пункта 5 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" и пункта 7 постановления Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 N 294 "О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии" Ростехрегулирование не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации.
Приказом Ростехрегулирования от 21.08.2006 N 2266 утверждение температурных коэффициентов возложено на заместителя руководителя Ростехрегулирования В.Н. Крутикова.
Температурные коэффициенты, в частности, для Республики Северная Осетия-Алания установлены приказом Ростехрегулирования от 02.12.2009 N 4399.
При таких обстоятельствах, запрет применения на территории Республики Северная Осетия-Алания температурных коэффициентов при начислении оплаты за газ не соответствует Жилищному кодексу Российской Федерации, Гражданскому кодексу Российской Федерации и постановлению Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307. В данном случае официальное опубликование и регистрация в Министерстве юстиции Российской Федерации приказа Ростехрегулирования N 4399 по сути не освобождает уполномоченный орган от применения спорных температурных коэффициентов.
Нормы права при рассмотрении дела применены судом апелляционной инстанции правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2010 по делу N А61-772/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Л.Н.ВОЛОВИК
Л.Н.ВОЛОВИК
Судьи
Т.Н.ДРАБО
Л.А.ТРИФОНОВА
Т.Н.ДРАБО
Л.А.ТРИФОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)