Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом; Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Выбор способа управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2010 г.
Полный текст постановления изготовлен 26 ноября 2010 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Усаниной Н.А.,
судей Бородулиной И.И., Журавлевой В.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Аникушиной Ю.Н. с использованием средств аудиозаписи
при участии в заседании:
от заявителя: Валеев М.Т. по доверенности от 06.09.2008 г., Герасимова А.В. по доверенности от 01.12.2009 г.
от заинтересованного лица: без участия
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Управдом"
на решение Арбитражного суда Томской области
от 08 октября 2010 года по делу N А67-5233/2010 (судья Захаров О.В.)
по заявлению с ограниченной ответственностью "Управдом"
к Государственной жилищной инспекции Томской области
о признании недействительным постановления N 105 от 29.04.2010 о назначении административного наказания
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управдом" (далее по тексту ООО "Управдом", общество, заявитель, апеллянт) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции по Томской области (далее - жилищная инспекция, административный орган) о признании недействительными постановления N 105 от 29.04.2010 о назначении административного наказания.
Решением Арбитражного суда Томской области от 08.10.2010 по делу N А67-5233/2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Управдом" обратилось в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права: поскольку между собственниками помещений в многоквартирном доме и обществом заключен договор об оказании услуг в порядке статьи 264 Жилищного кодекса РФ, ни законом, ни договором на общество не возложена обязанность по содержанию имущества, не перечисленного в договоре, в том числе, по удалению снега с крыши.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Государственная жилищная Инспекция Томской области в порядке ст.ст. 122, 123 АПК РФ извещена о времени и месте судебного разбирательства, 23.11.2010 г. от начальника Инспекции поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя Инспекции с указанием на поддержание доводов, изложенных в отзыве, представленном в арбитражный суд Томской области.
Суд, в соответствии с ч. 1 ст. 266, ч. 3 ст. 156 АПК РФ, при отсутствии возражений представителей заявителя на рассмотрение дела в отсутствие представителя Государственной жилищной Инспекции Томской области, определил рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя Государственной жилищной Инспекции Томской области.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей ООО "Управдом", суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Томской области не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 13.04.2010 государственным жилищным инспектором Томской области в отношении ООО "Управдом" возбуждено дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 КоАП РФ.
16.04.2010 Государственным жилищным инспектором Томской области составлен протокол N 108 об административном правонарушении в совершении ООО "Управдом" нарушений требований пунктов 2.1.1, 2.2.1, 4.6.1.23, 4.6.4.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, ответственность за которые предусмотрена ст. 7.22 КоАП РФ.
16.04.2010 Государственным жилищным инспектором Томской области вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении.
29.04.2010 начальником Государственной жилищной инспекции Томской области по результатам рассмотрения материалов дела N 108 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.22 КоАП РФ, возбужденного в отношении ООО "Управдом", вынесено постановление N 105 о назначении административного наказания в виде наложения административного штрафа в размере сорока тысяч рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из подтверждения материалами дела наличия события административного правонарушения и вины Общества в его совершении, указав, что несмотря, на отсутствие упоминания в Приложении N 3 к договору об оказании услуг по содержанию многоквартирного дома в составе общего имущества кровли здания, поименованное там имущество невозможно содержать в исправном состоянии без очистки от снега и наледи кровли, вследствие чего на ООО "Управдом" распространяются обязанности, предусмотренные п. 4.6.1.23 Правил и норм эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 10.
Седьмой арбитражный апелляционный суд, поддерживая выводы суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из правильно установленных арбитражным судом фактических обстоятельств дела, и следующих норм права.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьей 7.22 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, Правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
Субъектом данного правонарушения является лицо, на которое возложены функции по содержанию и ремонту жилых домов.
В силу статьи 39 Жилищного кодекса РФ, Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества) предусмотрено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
В соответствии с пунктом 42 Правил содержания общего имущества, управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Пунктом 1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного Комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила и нормы технической эксплуатации), установлено, что Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Согласно ст. 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Таким образом, действующими нормативными правовыми актами на организации, принявшие на себя обязательства по содержанию имущества многоквартирного дома, возложена обязанность по соблюдению при осуществлении их деятельности установленных Правил и норм технической эксплуатации.
В соответствии с пунктом 2.1.1. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, эксплуатирующим организациям следует проводить плановые осмотры жилых зданий: общие, в ходе которых проводится осмотр здания в целом, включая конструкции, инженерное оборудование и внешнее благоустройство; частичные - осмотры, которые предусматривают осмотр отдельных элементов здания или помещений. После ливней, ураганных ветров, обильных снегопадов, наводнений и других явлений стихийного характера, вызывающих повреждения отдельных элементов зданий, а также в случае аварий на внешних коммуникациях или при выявлении деформации конструкций и неисправности инженерного оборудования, нарушающих условия нормальной эксплуатации, должны проводиться внеочередные (неплановые) осмотры.
Согласно пункту 4.6.1.23 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, эксплуатирующие организации обязаны своевременно удалять наледь и сосульки с кровель.
Судом первой инстанции установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается заявителем, что общество необходимых осмотров не производило, наледь и сосульки с крыши не удаляло.
В связи с этим, на основании изложенных норм права, принимая во внимание, что факт неисполнения указанных обязанностей подтверждается материалами дела, судом первой инстанции обоснованно сделан вывод о подтверждении материалами дела факта совершения правонарушения и вины общества.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод заявителя об отсутствии его обязанности по соблюдению требований правил по содержанию крыши здания ввиду отсутствия на то указания в договоре об оказании услуг по содержанию общего имущества.
Следуя материалам дела, в соответствии с протоколом заседания счетной комиссии от 28.10.2007, собственниками помещений в многоквартирном доме по ул. Северный Городок, 50 в г. Томске выбран способ управления многоквартирным домом, предусмотренный статьей 164 Жилищного кодекса РФ - непосредственное управление.
Согласно решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 29.12.2009, в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, передаваемому на обслуживание в соответствии с пунктом 1.4. договора об оказании услуг по содержанию имущества многоквартирного дома, крыша жилого дома не включена.
Вместе с тем, из имеющихся в материалах дела копий договоров на оказание услуг по содержанию имущества многоквартирного дома по ул. Северный Городок, 50 в г. Томске, счета-извещения за ЖУ следует, что в соответствии с пунктом 2.1.1. договора, общество взяло на себя обязательства по соблюдению при осуществлении своей деятельности действующих правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, а за очистку крыши от снега требовало с жильцов соответствующую оплату.
В силу пункта 1 статьи 164 ЖК РФ, при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, собственники помещений в таком доме заключают на основании решений общего собрания указанных собственников. При этом все или большинство собственников помещений в таком доме выступают в качестве одной стороны заключаемых договоров.
Согласно пункту 1 статьи 161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Технические правила и нормы содержания жилых помещений, правила по их эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции, обеспечению их сохранности установлены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Государственного Комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 и Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.
В Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с обслуживающей организацией.
Таким образом, государство, исходя из баланса частных и публичных интересов, в нормативном порядке определило уровень состояния жилых домов, который необходимо поддерживать за счет средств собственников силами обслуживающих организаций и образовало орган, компетентный контролировать соблюдение установленных требований - государственную жилищную инспекцию, Положение о которой утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1994 N 1086.
Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
На основании изложенного, принимая во внимание, что Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда установлена обязательность производства работ по очистке крыши как условие обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан, сохранности имущества физических, юридических лиц, а материалами дела подтверждается невыполнение обществом этой обязанности, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии в действиях ООО "Управдом" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 КоАП РФ.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии с ч. 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем, уплаченная ООО "Управдом" при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина в размере 2000 рублей подлежит возврату Обществу.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Томской области от 08 октября 2010 года по делу N А67-5233/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Управдом" из федерального бюджета государственную пошлину, уплаченную за подачу апелляционной жалобы в размере 2000 рублей по платежному поручению N 507 от 18.10.2010 г.
Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.11.2010 N 07АП-9897/10 ПО ДЕЛУ N А67-5233/2010
Разделы:Управление многоквартирным домом; Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Выбор способа управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 ноября 2010 г. N 07АП-9897/10
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2010 г.
Полный текст постановления изготовлен 26 ноября 2010 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Усаниной Н.А.,
судей Бородулиной И.И., Журавлевой В.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Аникушиной Ю.Н. с использованием средств аудиозаписи
при участии в заседании:
от заявителя: Валеев М.Т. по доверенности от 06.09.2008 г., Герасимова А.В. по доверенности от 01.12.2009 г.
от заинтересованного лица: без участия
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Управдом"
на решение Арбитражного суда Томской области
от 08 октября 2010 года по делу N А67-5233/2010 (судья Захаров О.В.)
по заявлению с ограниченной ответственностью "Управдом"
к Государственной жилищной инспекции Томской области
о признании недействительным постановления N 105 от 29.04.2010 о назначении административного наказания
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управдом" (далее по тексту ООО "Управдом", общество, заявитель, апеллянт) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции по Томской области (далее - жилищная инспекция, административный орган) о признании недействительными постановления N 105 от 29.04.2010 о назначении административного наказания.
Решением Арбитражного суда Томской области от 08.10.2010 по делу N А67-5233/2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Управдом" обратилось в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права: поскольку между собственниками помещений в многоквартирном доме и обществом заключен договор об оказании услуг в порядке статьи 264 Жилищного кодекса РФ, ни законом, ни договором на общество не возложена обязанность по содержанию имущества, не перечисленного в договоре, в том числе, по удалению снега с крыши.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Государственная жилищная Инспекция Томской области в порядке ст.ст. 122, 123 АПК РФ извещена о времени и месте судебного разбирательства, 23.11.2010 г. от начальника Инспекции поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя Инспекции с указанием на поддержание доводов, изложенных в отзыве, представленном в арбитражный суд Томской области.
Суд, в соответствии с ч. 1 ст. 266, ч. 3 ст. 156 АПК РФ, при отсутствии возражений представителей заявителя на рассмотрение дела в отсутствие представителя Государственной жилищной Инспекции Томской области, определил рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя Государственной жилищной Инспекции Томской области.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей ООО "Управдом", суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Томской области не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 13.04.2010 государственным жилищным инспектором Томской области в отношении ООО "Управдом" возбуждено дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 КоАП РФ.
16.04.2010 Государственным жилищным инспектором Томской области составлен протокол N 108 об административном правонарушении в совершении ООО "Управдом" нарушений требований пунктов 2.1.1, 2.2.1, 4.6.1.23, 4.6.4.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, ответственность за которые предусмотрена ст. 7.22 КоАП РФ.
16.04.2010 Государственным жилищным инспектором Томской области вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении.
29.04.2010 начальником Государственной жилищной инспекции Томской области по результатам рассмотрения материалов дела N 108 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.22 КоАП РФ, возбужденного в отношении ООО "Управдом", вынесено постановление N 105 о назначении административного наказания в виде наложения административного штрафа в размере сорока тысяч рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из подтверждения материалами дела наличия события административного правонарушения и вины Общества в его совершении, указав, что несмотря, на отсутствие упоминания в Приложении N 3 к договору об оказании услуг по содержанию многоквартирного дома в составе общего имущества кровли здания, поименованное там имущество невозможно содержать в исправном состоянии без очистки от снега и наледи кровли, вследствие чего на ООО "Управдом" распространяются обязанности, предусмотренные п. 4.6.1.23 Правил и норм эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 10.
Седьмой арбитражный апелляционный суд, поддерживая выводы суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из правильно установленных арбитражным судом фактических обстоятельств дела, и следующих норм права.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьей 7.22 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, Правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
Субъектом данного правонарушения является лицо, на которое возложены функции по содержанию и ремонту жилых домов.
В силу статьи 39 Жилищного кодекса РФ, Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества) предусмотрено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
В соответствии с пунктом 42 Правил содержания общего имущества, управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Пунктом 1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного Комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила и нормы технической эксплуатации), установлено, что Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Согласно ст. 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Таким образом, действующими нормативными правовыми актами на организации, принявшие на себя обязательства по содержанию имущества многоквартирного дома, возложена обязанность по соблюдению при осуществлении их деятельности установленных Правил и норм технической эксплуатации.
В соответствии с пунктом 2.1.1. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, эксплуатирующим организациям следует проводить плановые осмотры жилых зданий: общие, в ходе которых проводится осмотр здания в целом, включая конструкции, инженерное оборудование и внешнее благоустройство; частичные - осмотры, которые предусматривают осмотр отдельных элементов здания или помещений. После ливней, ураганных ветров, обильных снегопадов, наводнений и других явлений стихийного характера, вызывающих повреждения отдельных элементов зданий, а также в случае аварий на внешних коммуникациях или при выявлении деформации конструкций и неисправности инженерного оборудования, нарушающих условия нормальной эксплуатации, должны проводиться внеочередные (неплановые) осмотры.
Согласно пункту 4.6.1.23 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, эксплуатирующие организации обязаны своевременно удалять наледь и сосульки с кровель.
Судом первой инстанции установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается заявителем, что общество необходимых осмотров не производило, наледь и сосульки с крыши не удаляло.
В связи с этим, на основании изложенных норм права, принимая во внимание, что факт неисполнения указанных обязанностей подтверждается материалами дела, судом первой инстанции обоснованно сделан вывод о подтверждении материалами дела факта совершения правонарушения и вины общества.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод заявителя об отсутствии его обязанности по соблюдению требований правил по содержанию крыши здания ввиду отсутствия на то указания в договоре об оказании услуг по содержанию общего имущества.
Следуя материалам дела, в соответствии с протоколом заседания счетной комиссии от 28.10.2007, собственниками помещений в многоквартирном доме по ул. Северный Городок, 50 в г. Томске выбран способ управления многоквартирным домом, предусмотренный статьей 164 Жилищного кодекса РФ - непосредственное управление.
Согласно решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 29.12.2009, в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, передаваемому на обслуживание в соответствии с пунктом 1.4. договора об оказании услуг по содержанию имущества многоквартирного дома, крыша жилого дома не включена.
Вместе с тем, из имеющихся в материалах дела копий договоров на оказание услуг по содержанию имущества многоквартирного дома по ул. Северный Городок, 50 в г. Томске, счета-извещения за ЖУ следует, что в соответствии с пунктом 2.1.1. договора, общество взяло на себя обязательства по соблюдению при осуществлении своей деятельности действующих правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, а за очистку крыши от снега требовало с жильцов соответствующую оплату.
В силу пункта 1 статьи 164 ЖК РФ, при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, собственники помещений в таком доме заключают на основании решений общего собрания указанных собственников. При этом все или большинство собственников помещений в таком доме выступают в качестве одной стороны заключаемых договоров.
Согласно пункту 1 статьи 161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Технические правила и нормы содержания жилых помещений, правила по их эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции, обеспечению их сохранности установлены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Государственного Комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 и Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.
В Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с обслуживающей организацией.
Таким образом, государство, исходя из баланса частных и публичных интересов, в нормативном порядке определило уровень состояния жилых домов, который необходимо поддерживать за счет средств собственников силами обслуживающих организаций и образовало орган, компетентный контролировать соблюдение установленных требований - государственную жилищную инспекцию, Положение о которой утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1994 N 1086.
Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
На основании изложенного, принимая во внимание, что Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда установлена обязательность производства работ по очистке крыши как условие обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан, сохранности имущества физических, юридических лиц, а материалами дела подтверждается невыполнение обществом этой обязанности, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии в действиях ООО "Управдом" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 КоАП РФ.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии с ч. 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем, уплаченная ООО "Управдом" при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина в размере 2000 рублей подлежит возврату Обществу.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Томской области от 08 октября 2010 года по делу N А67-5233/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Управдом" из федерального бюджета государственную пошлину, уплаченную за подачу апелляционной жалобы в размере 2000 рублей по платежному поручению N 507 от 18.10.2010 г.
Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
Н.А.УСАНИНА
Н.А.УСАНИНА
Судьи
И.И.БОРОДУЛИНА
В.А.ЖУРАВЛЕВА
И.И.БОРОДУЛИНА
В.А.ЖУРАВЛЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)