Судебные решения, арбитраж
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Самарской области, г. Самара
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 июня 2009 года
по делу N А55-2099/2009
по заявлению Департамента управления имуществом городского округа Самара к Государственной жилищной инспекции Самарской области, г. Самара, при участии третьего лица - закрытого акционерного общества "Предприятие тепловых сетей - Сервис", г. Самара о признании недействительным постановления от 16 января 2009 г. N 1617/1467/2,
установил:
Департамент управления имуществом городского округа Самара (далее - департамент) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Самарской области, г. Самара, при участии третьего лица - закрытого акционерного общества "Предприятие тепловых сетей - Сервис", г. Самара о признании недействительным постановления от 16 января 2009 г. N 1617/1467/2 о привлечении к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 40 000 руб.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 16 апреля 2009 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 июня 2009 г. решение суда первой инстанции отменено. Признано незаконным и отменено постановление Государственной жилищной инспекции Самарской области, г. Самара от 16 января 2009 г. N 1617/1467/2.
В кассационной жалобе Государственная жилищная инспекция Самарской области, г. Самара (далее - жилищная инспекция, административный орган) просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, сославшись на нарушение судом норм материального права.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что постановление по делу об административном правонарушении вынесено законно и обосновано, процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было.
В соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, установила следующее.
Из материалов дела усматривается, что 24 декабря 2008 г., на основании распоряжения от 10 декабря 2008 г., жилищной инспекцией была проведена проверка использования, сохранности и содержания жилого дома по адресу: г. Самара, ул. Куйбышева, 76. В ходе проверки выявлены нарушения пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 (далее - Правила), пункта 4.6.1.1, пункта 4.6.1.2, пункта 4.6.1.10 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 г. N 170, а именно: загнивание, прогибы деревянных балок, обрешетки крыши (чердачное помещение), неисправность металлического кровельного покрытия (наличие сквозных отверстий).
Административным органом 24 декабря 2009 г. по результатам проверки составлен акт N 1467/2.
Постановлением от 16 января 2009 г. N 1617/1467/2, вынесенным на основании протокола об административном правонарушении от 24 декабря 2008 г. N 5510, жилищная инспекция привлекла департамент к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 40 000 руб.
В соответствии со статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Субъектом данного правонарушения является лицо, на которое возложены функции по содержанию и ремонту жилых домов.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с пунктом 12 Правил собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирными домами.
Как усматривается из материалов дела, в результате проведенного конкурса закрытое акционерное общество "Предприятие тепловых сетей - Сервис" как управляющая организация, взяло на себя бремя надлежащего содержания и ремонта многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Куйбышева 76.
В соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация за плату обязана оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, предоставлять коммунальные услуги собственникам и пользующимся помещениями в этом доме лицам. Согласно пунктам 2, 39 и 42 Правил, управляющие организации несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством. Контроль за содержанием общего имущества осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 3.1.2 договора управления многоквартирными домами от 23 мая 2008 г., заключенного департаментом и закрытым акционерным обществом "Предприятие тепловых сетей - Сервис", управляющая организация обязана оказывать услуги по содержанию и выполнять работы по ремонту общего имущества в многоквартирных домах в соответствии с условиями проведенного конкурса и Приложениями N 2 к настоящему договору. В указанном приложении содержится перечень обязательных работ и услуг по содержанию и ремонту общество имущества.
В соответствии с пунктом 3.1.4 договора управляющая организация осуществляет начисление и сбор платы за содержание, ремонт и коммунальные услуги. В силу пункта 3.1.22 договора управляющая организация направляет собственнику при необходимости предложения о проведении капитального ремонта имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, на закрытое акционерное общество "Предприятие тепловых сетей - Сервис", как на управляющую организацию возложена обязанность по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома по адресу: г. Самара, ул. Куйбышева, 76.
Суд первой инстанции сделал вывод о том, что департамент является ответственным лицом за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, ответственным за соблюдение правил и норм содержания и ремонта жилых домов, находящихся в муниципальной собственности. В обосновании данного вывода суд сослался на то, что в соответствии с пунктом "г" статьи 47 Устава городского округа Самара Самарской области, принятого решением Думы городского округа Самара от 10 июля 2006 г. N 294, департамент распоряжается муниципальным имуществом, заключает и исполняет соответствующие договоры; в соответствии с пунктом "л" указанной статьи осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью имущества городского округа Самара, а в случае нарушения установленного порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом принимает необходимые меры в соответствии с действующим законодательством, но департаментом не были приняты меры по соблюдению правил и норм по содержанию указанного многоквартирного дома.
Однако, как следует из Положения "О порядке управления и распоряжения муниципальным жилищным фондом городского округа Самара", утвержденного решением Думы городского округа Самара от 28 мая 2009 г. N 754 в компетенцию департамента не входит содержание и ремонт жилых домов и жилых помещений.
В соответствии со статьей 45 Устава городского округа Самара, права собственника в отношении муниципального имущества осуществляют Глава городского округа Самара и департамент управления имуществом городского округа Самара.
Согласно Положению "О Департаменте городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара", утвержденного решением Думы городского округа Самара от 31 июля 2008 г. N 637, постановлением Главы городского округа Самара от 30 мая 2008 г. N 374 "Об утверждении реестра муниципальных услуг городского округа Самара" ответственным за организацию содержания муниципального жилищного фонда является департамент городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара.
В соответствии с постановлением Главы городского округа Самара от 07 августа 2008 г. N 605 "Порядок предоставления субсидий товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам либо управляющим организациям, выбранным собственниками помещений в многоквартирных домах, на долевое финансирование капитального ремонта многоквартирных домов" главным распорядителем средств на капитальный ремонт многоквартирных домов является Департамент городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара.
Из оспариваемого постановления жилищной инспекции следует, что департаменту вменено нарушение требования пунктов 4.6.1.1, 4.6.1.2, 4.6.1.10 "Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 г. N 170, т.е. невыполнение текущего ремонта.
Вместе с тем, из данного постановления не следует, что на департамент возложена ответственность по содержанию данного многоквартирного дома, а выполнение текущего ремонта входит в обязанности управляющей организации.
В части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Кроме того, как правильно указал суд апелляционной инстанции о времени и месте вынесения постановления по делу об административном правонарушении департамент был уведомлен путем указания в протоколе на необходимость явки 16 января 2009 г. с 09 часов 00 минут до 13 часов 00 минут, между тем, по смыслу статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должно быть указано точное время, а не промежуток времени.
Из постановления от 16 января 2009 г. N 1617/1467/2 усматривается, что оно вынесено в отсутствие законного представителя департамента, кроме того, в нем не указано время вынесения, что является нарушением процессуальных прав департамента.
Таким образом, доводы кассационной жалобы не опровергают правильность сделанных судом апелляционной инстанции и подтвержденных материалами дела выводов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 июня 2009 г. по делу N А55-2099/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Самарской области, г. Самара - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 10.09.2009 ПО ДЕЛУ N А55-2099/2009
Разделы:Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 сентября 2009 г. по делу N А55-2099/2009
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Самарской области, г. Самара
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 июня 2009 года
по делу N А55-2099/2009
по заявлению Департамента управления имуществом городского округа Самара к Государственной жилищной инспекции Самарской области, г. Самара, при участии третьего лица - закрытого акционерного общества "Предприятие тепловых сетей - Сервис", г. Самара о признании недействительным постановления от 16 января 2009 г. N 1617/1467/2,
установил:
Департамент управления имуществом городского округа Самара (далее - департамент) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Самарской области, г. Самара, при участии третьего лица - закрытого акционерного общества "Предприятие тепловых сетей - Сервис", г. Самара о признании недействительным постановления от 16 января 2009 г. N 1617/1467/2 о привлечении к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 40 000 руб.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 16 апреля 2009 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 июня 2009 г. решение суда первой инстанции отменено. Признано незаконным и отменено постановление Государственной жилищной инспекции Самарской области, г. Самара от 16 января 2009 г. N 1617/1467/2.
В кассационной жалобе Государственная жилищная инспекция Самарской области, г. Самара (далее - жилищная инспекция, административный орган) просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, сославшись на нарушение судом норм материального права.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что постановление по делу об административном правонарушении вынесено законно и обосновано, процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было.
В соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, установила следующее.
Из материалов дела усматривается, что 24 декабря 2008 г., на основании распоряжения от 10 декабря 2008 г., жилищной инспекцией была проведена проверка использования, сохранности и содержания жилого дома по адресу: г. Самара, ул. Куйбышева, 76. В ходе проверки выявлены нарушения пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 (далее - Правила), пункта 4.6.1.1, пункта 4.6.1.2, пункта 4.6.1.10 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 г. N 170, а именно: загнивание, прогибы деревянных балок, обрешетки крыши (чердачное помещение), неисправность металлического кровельного покрытия (наличие сквозных отверстий).
Административным органом 24 декабря 2009 г. по результатам проверки составлен акт N 1467/2.
Постановлением от 16 января 2009 г. N 1617/1467/2, вынесенным на основании протокола об административном правонарушении от 24 декабря 2008 г. N 5510, жилищная инспекция привлекла департамент к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 40 000 руб.
В соответствии со статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Субъектом данного правонарушения является лицо, на которое возложены функции по содержанию и ремонту жилых домов.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с пунктом 12 Правил собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирными домами.
Как усматривается из материалов дела, в результате проведенного конкурса закрытое акционерное общество "Предприятие тепловых сетей - Сервис" как управляющая организация, взяло на себя бремя надлежащего содержания и ремонта многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Куйбышева 76.
В соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация за плату обязана оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, предоставлять коммунальные услуги собственникам и пользующимся помещениями в этом доме лицам. Согласно пунктам 2, 39 и 42 Правил, управляющие организации несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством. Контроль за содержанием общего имущества осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 3.1.2 договора управления многоквартирными домами от 23 мая 2008 г., заключенного департаментом и закрытым акционерным обществом "Предприятие тепловых сетей - Сервис", управляющая организация обязана оказывать услуги по содержанию и выполнять работы по ремонту общего имущества в многоквартирных домах в соответствии с условиями проведенного конкурса и Приложениями N 2 к настоящему договору. В указанном приложении содержится перечень обязательных работ и услуг по содержанию и ремонту общество имущества.
В соответствии с пунктом 3.1.4 договора управляющая организация осуществляет начисление и сбор платы за содержание, ремонт и коммунальные услуги. В силу пункта 3.1.22 договора управляющая организация направляет собственнику при необходимости предложения о проведении капитального ремонта имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, на закрытое акционерное общество "Предприятие тепловых сетей - Сервис", как на управляющую организацию возложена обязанность по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома по адресу: г. Самара, ул. Куйбышева, 76.
Суд первой инстанции сделал вывод о том, что департамент является ответственным лицом за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, ответственным за соблюдение правил и норм содержания и ремонта жилых домов, находящихся в муниципальной собственности. В обосновании данного вывода суд сослался на то, что в соответствии с пунктом "г" статьи 47 Устава городского округа Самара Самарской области, принятого решением Думы городского округа Самара от 10 июля 2006 г. N 294, департамент распоряжается муниципальным имуществом, заключает и исполняет соответствующие договоры; в соответствии с пунктом "л" указанной статьи осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью имущества городского округа Самара, а в случае нарушения установленного порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом принимает необходимые меры в соответствии с действующим законодательством, но департаментом не были приняты меры по соблюдению правил и норм по содержанию указанного многоквартирного дома.
Однако, как следует из Положения "О порядке управления и распоряжения муниципальным жилищным фондом городского округа Самара", утвержденного решением Думы городского округа Самара от 28 мая 2009 г. N 754 в компетенцию департамента не входит содержание и ремонт жилых домов и жилых помещений.
В соответствии со статьей 45 Устава городского округа Самара, права собственника в отношении муниципального имущества осуществляют Глава городского округа Самара и департамент управления имуществом городского округа Самара.
Согласно Положению "О Департаменте городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара", утвержденного решением Думы городского округа Самара от 31 июля 2008 г. N 637, постановлением Главы городского округа Самара от 30 мая 2008 г. N 374 "Об утверждении реестра муниципальных услуг городского округа Самара" ответственным за организацию содержания муниципального жилищного фонда является департамент городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара.
В соответствии с постановлением Главы городского округа Самара от 07 августа 2008 г. N 605 "Порядок предоставления субсидий товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам либо управляющим организациям, выбранным собственниками помещений в многоквартирных домах, на долевое финансирование капитального ремонта многоквартирных домов" главным распорядителем средств на капитальный ремонт многоквартирных домов является Департамент городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара.
Из оспариваемого постановления жилищной инспекции следует, что департаменту вменено нарушение требования пунктов 4.6.1.1, 4.6.1.2, 4.6.1.10 "Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 г. N 170, т.е. невыполнение текущего ремонта.
Вместе с тем, из данного постановления не следует, что на департамент возложена ответственность по содержанию данного многоквартирного дома, а выполнение текущего ремонта входит в обязанности управляющей организации.
В части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Кроме того, как правильно указал суд апелляционной инстанции о времени и месте вынесения постановления по делу об административном правонарушении департамент был уведомлен путем указания в протоколе на необходимость явки 16 января 2009 г. с 09 часов 00 минут до 13 часов 00 минут, между тем, по смыслу статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должно быть указано точное время, а не промежуток времени.
Из постановления от 16 января 2009 г. N 1617/1467/2 усматривается, что оно вынесено в отсутствие законного представителя департамента, кроме того, в нем не указано время вынесения, что является нарушением процессуальных прав департамента.
Таким образом, доводы кассационной жалобы не опровергают правильность сделанных судом апелляционной инстанции и подтвержденных материалами дела выводов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 июня 2009 г. по делу N А55-2099/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Самарской области, г. Самара - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)