Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.04.2012 ПО ДЕЛУ N А13-6665/2011

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 апреля 2012 г. по делу N А13-6665/2011


Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 апреля 2012 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Пестеревой О.Ю., судей Виноградовой Т.В. и Потеевой А.В. при ведении протокола с применением аудиозаписи секретарем судебного заседания Левинской А.С.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Районная управляющая компания" Капустиной Ж.Б. по доверенности от 11.01.2012, от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Вологодской области Черновой Л.И. по доверенности от 10.01.2012,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Районная управляющая компания" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 2 февраля 2012 года по делу N А13-6665/2011 (судья Савенкова Н.В.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Районная управляющая компания" (ОГРН XXXXXXXXXXXXX; далее - общество; ООО "Районная управляющая компания") обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Вологодской области (далее - инспекция, налоговый орган, МИФНС N 10) о признании недействительными решений от 20.07.2011 N 24015/258, N 24014/259, N 24016/260, N 24017/261, от 21.07.2011 N 24019/263, N 24018/262, от 10.08.2011 N 24131/290, N 24132/291 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 2 февраля 2012 года по делу N А13-6665/2011 признаны недействительными решения налогового органа от 20.07.2011 N 24014/259 в части начисления штрафных санкций по статье 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) в сумме 204 293 рублей 30 копеек, от 20.07.2011 N 24016/260 в части начисления штрафных санкций по статье 119 НК РФ в размере 202 450 рублей 60 копеек, по пункту 1 статьи 122 Кодекса в сумме 125 613 рублей 60 копеек, от 20.07.2011 N 24017/261 в части начисления штрафных санкций по статье 119 НК РФ в размере 251 816 рублей 60 копеек, по пункту 1 статьи 122 Кодекса в сумме 160 336 рублей 80 копеек, от 21.07.2011 N 24019/263 в части начисления штрафных санкций по статье 119 НК РФ в размере 219 008 рублей 50 копеек, по пункту 1 статьи 122 НК РФ в сумме 139 900 рублей 60 копеек, от 21.07.2011 N 24018/262 в части начисления штрафных санкций по статье 119 Кодекса в размере 247 057 рублей 40 копеек, по пункту 1 статьи 122 НК РФ в сумме 157 905 рублей 20 копеек, от 10.08.2011 N 24131/290 в части начисления штрафных санкций по статье 119 Кодекса в размере 217 714 рублей, по пункту 1 статьи 122 НК РФ в сумме 114 399 рублей 40 копеек, от 10.08.2011 N 24132/291 в части начисления штрафных санкций по статье 119 Кодекса в размере 194 925 рублей 20 копеек, по пункту 1 статьи 122 НК РФ в сумме 124 131 рубля 40 копеек. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Общество с решением суда в отказанной части не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его в названной части отменить и принять в данной части новый судебный акт. В обоснование своей позиции ссылается на то, что на протяжении 2006 - 2010 годов уплачивало налоги в порядке и сроки, предусмотренные главой 26.2 НК РФ.
Налоговый орган в отзыве и его представитель в судебном заседании с доводами жалобы не согласились, считают решение суда законным и обоснованным.
Заслушав объяснения сторон, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, ООО "Районная управляющая компания" 03.03.2011 представило в МИФНС N 10 налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС, налог) за 1 - 4 кварталы 2008 года, 1 - 3 кварталы 2009 года.
Инспекция провела камеральные налоговые проверки общества на основе названных деклараций, по результатам которой составлены акты от 17.06.2011 N 16864-16857, от 06.07.2011 N 16989, от 07.07.2011 N 16998.
Рассмотрев акты камеральной налоговой проверки от 17.06.2011 N 16864-16857, от 06.07.2011 N 16989, от 07.07.2011 N 16998, начальник инспекции принял решения от 20.07.2011 N 24015/258, N 24014/259, N 24016/260, N 24017/261, от 21.07.2011 N 24019/263, N 24018/262, от 10.08.2011 N 24131/290, N 24132/291 о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 122, статье 119 Кодекса в виде штрафов в общей сумме 2 457 864 рублей 60 копеек, предложении уплатить недоимку по налогу в общей сумме 5 655 490 рублей, пени в общей сумме 1 430 776 рублей 13 копеек.
В порядке главы 19 НК РФ ООО "Районная управляющая компания" обратилось с жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Вологодской области, которое решением от 28.09.2011 N 14-09/011336@ утвердило решения инспекции от 20.07.2011 N 24015/258, N 24014/259, N 24016/260, N 24017/261, от 21.07.2011 N 24019/263, N 24018/262, от 10.08.2011 N 24131/290, N 24132/291.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными вышеназванных решений инспекции.
Проверкой установлено, что основными видами деятельности ООО "Районная управляющая компания" являются: управление недвижимым имуществом, управление эксплуатацией жилого фонда, учет и техническая инвентаризация недвижимого имущества, предоставление прочих услуг (взыскание платежей по счетам).
В налоговых декларациях по НДС за 1 - 4 кварталы 2008 года, 1-3 кварталы 2009 года обществом заявлена льгота по НДС - исключены из налогообложения операции по реализации коммунальных услуг, предоставленных управляющей компанией.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы, то есть определенные преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере, при наличии оснований и в порядке, установленных законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 23, пунктом 1 статьи 80 Кодекса налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление, составленное в электронном виде и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи, налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
То есть налогоплательщик, претендующий на применение льготы, обязан направить в налоговый орган соответствующую налоговую декларацию и подтвердить право на льготу, представив доказательства, подтверждающие наличие у него права на налоговую льготу.
Таким образом, на налогоплательщике лежит обязанность по представлению доказательств в обоснование правомерности применения им льгот по налогам.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ определено, что объектом налогообложения по НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
Согласно подпункту 30 пункта 3 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) на территории РФ реализация работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме указанными налогоплательщиками у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги).
Положения данного подпункта введены Федеральным законом от 28.11.2009 N 287-ФЗ (далее - Закон N 287-ФЗ), на основании статьи 2 которого указанная поправка вступила в силу с 01.01.2010.
В соответствии с пунктом 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, содержание общего имущества включает в себя: осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 данных Правил ответственными лицами; освещение помещений общего пользования; обеспечение температуры и влажности в помещениях общего пользования; уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества; сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов; меры пожарной безопасности; содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Таким образом, от налогообложения НДС освобождаются операции по реализации вышеуказанных работ (услуг) по содержанию, а также ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляемые управляющими организациями и ТСЖ по стоимости, соответствующей стоимости приобретения этих работ (услуг) у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги).
Вместе с тем в рассматриваемом случае льгота заявлена за 1 - 4 кварталы 2008 года, 1 - 3 кварталы 2009 года, в то время как Закон N 287-ФЗ обратной силы не имеет.
При таких обстоятельствах обществу обоснованно доначислен НДС в сумме 5 655 490 рублей, начислены в пени в сумме 1 430 776 рублей 13 копеек, оно правомерно привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122, статье 119 Кодекса в виде штрафов в общей сумме 2 457 864 рублей 60 копеек.
Суд первой инстанции уменьшил размер штрафа до 98 312 рублей, установив наличие смягчающих ответственность обстоятельств, в свою очередь оснований для освобождения общества от налоговой ответственности в полном объеме и неначисления пеней не имеется по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, с 20.09.2006 ООО "Районная управляющая компания" ошибочно применяло упрощенную систему налогообложения (далее - УСН).
Уведомлением от 06.10.2006 N 1358 налоговая инспекция сообщила обществу о возможности применения УСН с указанной даты.
В соответствии с пунктом 8 статьи 75 НК РФ не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым (отчетным) периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания такого документа).
Пункт 8 статьи 75 Кодекса (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ) применяется в отношении письменных разъяснений, данных уполномоченными органами после 31.12.2006.
По настоящему делу уведомление налогового органа выдано 06.10.2006, то есть до введения в действие пункта 8 статьи 75 НК РФ.
Кроме того, указанный документ не является письменным разъяснением о порядке исчисления, уплаты налога, так как в силу главы 26.2 Кодекса переход на УСН осуществляется в добровольном порядке, носит заявительный характер.
Также материалами дела не подтверждается наличие обстоятельств, исключающих привлечение общества к ответственности за совершение налогового правонарушения (статья 109 НК РФ).
По сообщению представителя налогового органа переплата по налогу по УСН отсутствует, поскольку произведен зачет в уплату других налогов.
Учитывая вышеизложенное, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его изменения или отмены, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.
Поскольку в удовлетворении апелляционной жалобы ООО "Районная управляющая компания" отказано, расходы по госпошлине с инспекции в его пользу взысканию не подлежат.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 2 февраля 2012 года по делу N А13-6665/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Районная управляющая компания" - без удовлетворения.
Председательствующий
О.Ю.ПЕСТЕРЕВА
Судьи
Т.В.ВИНОГРАДОВА
А.В.ПОТЕЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)