Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.12.2012 ПО ДЕЛУ N А35-145/2012

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 декабря 2012 г. по делу N А35-145/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2012 года
Постановление в полном объеме изготовлено 04 декабря 2012 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Михайловой Т.Л.,
судей: Ольшанской Н.А.,
Скрынникова В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску на решение Арбитражного суда Курской области от 17.09.2012 по делу N А35-145/2012 (судья Ольховиков А.Н.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания города Курска" (ОГРН 1084632006326/ ИНН 4632094924) к инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску об оспаривании решений и требования,
при участии в судебном заседании:
от налогового органа: Симоненковой А.Е., ведущего специалиста-эксперта юридического отдела по доверенности от 12.01.2012 N 07-16/000361.
от налогоплательщика: представители не явились, имеются доказательства надлежащего извещения,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания города Курска" (далее - общество "Управляющая компания города Курска", общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Курской области с требованиями к инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительными решений от 14.10.2011 N 2780 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" и N 334 "Об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению" и требования об уплате налогов от 17.12.2011 N 20880. Также общество просило суд обязать инспекцию устранить допущенные нарушения его прав и интересов.
Решением Арбитражного суда Курской области от 17.09.2012 заявленные требования удовлетворены, решения инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску от 14.10.2011 N 2780 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" и N 334 "Об отказе в возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению", а также требование об уплате налогов от 17.12.2011 N 20880 признаны недействительными.
Налоговый орган, не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, обратился с апелляционной жалобой на него, в которой ставит вопрос об отмене состоявшегося судебного акта, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, и просит принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества.
В обоснование апелляционной жалобы налоговый орган ссылается на то, что налогоплательщик не вправе претендовать на вычет налога на добавленную стоимость, предъявленного подрядными организациями в отношении стоимости работ по капитальному ремонту, не включенных в налогооблагаемую базу по налогу на добавленную стоимость и не предъявленных к оплате собственникам жилья, так как в этом случае у него отсутствует такой объект налогообложения, как реализация подрядных работ.
С выводом Арбитражного суда Курской области о том, что выполняемые операции по капитальному ремонту многоквартирных домов являются объектом обложения налогом на добавленную стоимость, и они учтены обществом в налоговой базе в порядке, установленном абзацем 2 пункта 2 статьи 154 Налогового кодекса - по фактическим ценам реализации выполненных работ собственникам квартир в многоквартирных жилых домах, налоговый орган не согласен.
По мнению налогового органа, оплата собственниками помещений пяти процентов от стоимости капитального ремонта не является льготной ценой, установленной Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон от 21.07.2007 N 185-ФЗ, Закон N 185-ФЗ) и не может рассматриваться применительно к статье 154 Налогового кодекса Российской Федерации как реализация с применением государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям, поскольку данный Закон такой льготы не предоставляет, а устанавливает только порядок оплаты стоимости капитального ремонта.
Также инспекция указывает, что общество не осуществляло и безвозмездную передачу результатов работ (услуг), поскольку данные работы (услуги) оплачены за счет средств бюджетного финансирования. Фактически общество "Управляющая компания города Курска" убытков не несет и в налогооблагаемую базу по налогу на добавленную стоимость не включает стоимость работ, выполненных за счет средств бюджета.
На этом основании налоговый орган полагает, что у налогоплательщика отсутствовали основания для получения налогового вычета по тем работам, которые оплачены подрядчикам за счет средств бюджета.
Общество в представленном отзыве возразило против доводов апелляционной жалобы, считая решение суда области законным и обоснованным, а жалобу инспекции - не подлежащей удовлетворению.
При этом общество указало, что реализация населению услуги по капитальному ремонту образует объект налогообложения и им соблюдены все требования статей 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации для принятия входного налога на добавленную стоимость к вычету.
В судебное заседание представители общества, извещенного о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, не явились. В силу статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание надлежащим образом извещенного лица или его представителя не препятствует рассмотрению дела, в связи с чем дело было рассмотрено в отсутствие не явившегося лица.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве на жалобу, заслушав пояснения представителя инспекции, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда первой инстанции следует оставить без изменения.
Как следует из материалов дела, 15.04.2011 общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания города Курска" представило в инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Курску уточненную налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2009 года, на основании которой с налоговой базы по реализации товаров (работ, услуг) 237 340 228 руб. им исчислен налог на добавленную стоимость в сумме 42 721 241 руб.; налоговый вычет определен в сумме 46 676 435 руб.; итого налог исчислен к возмещению из бюджета в сумме 3 955 194 руб.
По итогам проведения камеральной налоговой проверки представленной декларации налоговым органом был составлен акт камеральной проверки от 29.07.2011 N 18386.
Начальник инспекции, рассмотрев акт проверки N 18386, вынес решение от 14.10.2011 N 2780 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушение", которым было отказано в привлечении общества к налоговой ответственности и, в то же время, установлено нарушение обществом статей 171, 172 Налогового кодекса, выразившееся в неправомерном, по мнению налогового органа, заявлении обществом "Управляющая компания города Курска" вычетов по налогу на добавленную стоимость в сумме 5 525 000 руб.
Одновременно инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Курску было принято решение от 14.10.2011 N 334 "Об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению", которым обществу отказано в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 3 955 194 руб.
Основанием для отказа в предоставлении налогоплательщику вычета по налогу на добавленную стоимость в сумме 3 955 194 руб. и для отказа в возмещении налога на добавленную стоимость послужил вывод налогового органа о неправомерном предъявлении обществом "Управляющая компания города Курска" к налоговому вычету налога на добавленную стоимость, уплаченного им контрагентам - подрядчикам за выполненные работы по капитальному ремонту многоквартирных жилых домов, за счет денежных средств, полученных обществом за оказанные им услуги по капитальному ремонту многоквартирных домов, находящихся в управлении, из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ.
Решения инспекции Федеральной налоговой службы от 14.10.2011 N 2780 об отказе в привлечении к ответственности и N 334 об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость были обжалованы налогоплательщиком в вышестоящий налоговый орган.
Решениями управления Федеральной налоговой службы по Курской области от 02.12.2011 N 733 и от 27.04.2012 N 181 решения инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску от 14.10.2011 N 2780 и N 334 оставлены без изменения, а в удовлетворении жалоб налогоплательщика отказано.
На основании решения от 14.10.2011 N 2780 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" налоговым органом было выставлено налогоплательщику требование от 17.12.2011 N 20880.
Полагая, что решения инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску от 14.10.2011 N 2780 и N 334, а также требование об уплате налогов от 17.12.2011 N 20880 не основаны на нормах действующего законодательства и нарушают его права и законные интересы, общество обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Рассматривая спор, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Основным видом деятельности общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания города Курска" является предоставление услуг по управлению жилищным фондом.
Статьей 2.4 Устава общества "Управляющая компания города Курска" к уставным видам деятельности отнесены, в частности, выполнение функций управляющей организации; управление недвижимым имуществом; управление эксплуатацией жилого и нежилого фонда; осуществление строительных и ремонтных работ, в том числе капитального характера; оказание бытовых услуг населению.
Между комитетом жилищно-коммунального хозяйства города Курска (уполномоченный орган) и обществом "Управляющая компания города Курска" (получатель) были заключены Соглашения о долевом финансировании капитального ремонта многоквартирных жилых домов от 24.03.2009, в соответствии с которыми комитетом на отдельный счет общества были перечислены денежные средства Фонда содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства, областного и городского бюджетов в суммах 1 770 509 руб. и 10 420 467 руб.
Для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, на проведение которых было предоставлено целевое финансирование в виде субсидий, обществом "Управляющая компания города Курска" (заказчик), во 2 квартале 2009 года были заключены договора подряда с ремонтными организациями, которыми по результатам выполнения подрядных работ за 2 квартал 2009 года были составлены акты выполненных работ и в адрес общества "Управляющая компания города Курска" выставлены счета-фактуры на их оплату с выделенным в них налогом на добавленную стоимость.
Факт выполнения подрядчиками работ по капитальному ремонту жилых домов и выставления ими обществу "Управляющая компания города Курска" счетов-фактур на оплату выполненных работ с выделенными суммами налога на добавленную стоимость был установлен налоговым органом при проведении камеральной проверки и не оспаривается им.
Оплата выполненных работ по капитальному ремонту, произведена обществом "Управляющая компания города Курска" частично (5% стоимости работ) за счет средств собственников квартир в многоквартирных жилых домах, частично (95% стоимости работ) за счет денежных средств, выделенных обществу из бюджета в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ.
Выполненные работы по капитальному ремонту приняты обществом от подрядчика, отражены в бухгалтерском учете и переданы собственникам квартир.
В налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2009 года общество включило выручку от реализации работ по капитальному ремонту многоквартирных жилых домов, поступившую от собственников квартир в этих домах, в налоговую базу для исчисления налога. Суммы субсидий на капитальный ремонт, поступившие из бюджета, в налогооблагаемую базу по налогу на добавленную стоимость включены не были.
В состав налоговых вычетов по налогу обществом была включена сумма налога на добавленную стоимость, выставленная подрядными организациями, осуществлявшими капитальный ремонт.
В силу статьи 143 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания города Курска" является плательщиком налога на добавленную стоимость.
В соответствии со статьей 146 Налогового кодекса объектом обложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Статьей 153 Налогового кодекса установлено, что в целях налогообложения налогом на добавленную стоимость налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в соответствии с главой 21 Кодекса в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).
При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.
Порядок определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг) для исчисления налога на добавленную стоимость регулируется статьей 154 Налогового кодекса, пунктом 1 которой установлено, что налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.
Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 154 Налогового кодекса при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Суммы субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.
На основании статьи 162 Налогового кодекса налоговая база, определенная в соответствии со статьями 153 - 158 Кодекса, увеличивается на суммы полученных за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Пунктом 1 статьи 171 Налогового кодекса налогоплательщику предоставлено право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном статьей 166 Кодекса, на установленные данной статьей налоговые вычеты.
На основании пункта 2 статьи 171 Кодекса, вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса; товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
В соответствии со статьей 172 Налогового кодекса вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Основанием для уменьшения подлежащих уплате сумм налога на установленные налоговые вычеты являются, в соответствии со статьей 168, 169 Налогового кодекса, счета-фактуры, выставленные поставщиками при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), расчетные документы и первичные учетные документы, в которых соответствующая сумма налога выделена отдельной строкой.
При этом, под первичными учетными документами понимаются документы, оформленные в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Согласно пунктам 1, 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете" первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа; дату составления документа; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи указанных лиц.
Пунктом 2 статьи 173 Налогового кодекса установлено, что в случае, если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса и увеличенную на суммы налога, восстановленного в соответствии с пунктом 3 статьи 170 настоящего Кодекса, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения, подлежит возмещению налогоплательщику.
Порядок возмещения налога определен статьей 176 Налогового кодекса, из которой следует, что после представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном статьей 88 настоящего Кодекса.
По окончании проверки в течение семи дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм, если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах.
В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов составляется акт налоговой проверки в соответствии со статьей 100 Кодекса, по результатам рассмотрения которого руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Одновременно с этим решением должны быть приняты также: решение о возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению; решение об отказе в возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению; решение о возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению, и решение об отказе в возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению.
Из изложенных правовых норм следует, что денежные средства на компенсацию затрат, понесенных налогоплательщиком в связи с реализацией товаров (работ, услуг) по регулируемым или льготным ценам, - субсидии, поступившие налогоплательщику из бюджета, не подлежат включению в налоговую базу в целях исчисления налога на добавленную стоимость.
Вместе с тем право налогоплательщика на применение налогового вычета по налогу на добавленную стоимость не зависит от осуществления фактических расчетов с контрагентами и возникает при соблюдении следующих условий: товары, работы и услуги должны быть приобретены для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации и поставлены на учет; у налогоплательщика имеются счета-фактуры и первичные документы с выделенной в них отдельной строкой суммой налога на добавленную стоимость. Данные документы должны соответствовать требованиям, предусмотренным статьями 169 Налогового кодекса и 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", содержать непротиворечивую и достоверную информацию, подтверждать реальность совершения налогоплательщиком соответствующих хозяйственных операций.
При наличии у налогоплательщика документов, подтверждающих его право на налоговый вычет, налоговый орган не вправе отказать ему в таком вычете и обязан, проведя камеральную проверку представленных документов, принять решение о возмещении налога из бюджета.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник должен нести бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Согласно статьям 30, 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники жилых помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме и обязаны поддерживать данные помещения в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ними, а также соблюдать правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Пунктом 1 статьи 153 Жилищного кодекса на граждан и организации возлагается обязанность своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение (подпункт 5 пункта 2 статьи 153 Жилищного кодекса).
При этом, в соответствии с пунктом 2 статьи 154 Жилищного кодекса, плата за жилое помещение для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 1 статьи 156 Жилищного кодекса плата за содержание и ремонт жилья устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Пунктом 7 данной статьи предусмотрено, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложения управляющей организации на общем собрании собственников помещений в таком доме.
Решение общего собрания собственников помещений об оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома принимается с учетом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта (пункт 2 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 159 Жилищного кодекса предусмотрено, что в случае, если расходы граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, то им предоставляются субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Право на субсидии в соответствии с пунктом 2 статьи 159 Жилищного кодекса имеют, в частности, собственники жилых помещений.
Статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии предоставляются из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, из местного бюджета в случаях и порядке, предусмотренных нормативными актами соответствующего уровня. При этом нормативные акты, регулирующие предоставление субсидий, должны определять:
- 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
- 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
- 3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В соответствии с пунктом 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Пункт 2 статьи 161 Жилищного кодекса обязывает собственников помещений в многоквартирном доме выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
- 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
- 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
- 3) управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно пункту 37 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, надлежащее содержание общего имущества обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.
На основании пункта 2 статьи 162 Жилищного кодекса по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
При этом в силу пункта 1 части 1 статьи 165 Кодекса для обеспечения условий для управления многоквартирными домами органы местного самоуправления могут предоставлять управляющим организациям, товариществам собственников жилья либо жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов.
В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан и стимулирования реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий на основании Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" создана государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (пункт 1 статьи 3, пункт 1 статьи 4 Закона).
Реализация указанных целей достигается Фондом, в частности, путем предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда на основании заявок (подпункт 3 пункта 2 статьи 4 Закона N 185-ФЗ).
Условия предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда закреплены в главе 5 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ.
В частности, согласно подпунктам 5, 6 пункта 1 статьи 14 названного Закона, в случае подачи заявки Фонд предоставляет финансовую поддержку за счет своих средств при условии наличия нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации или муниципальных правовых актов, предусматривающих предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме (в том числе путем перечисления таких субсидий на имеющиеся или открываемые получателями субсидий банковские счета), а также предусматривающих предоставление установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации иных мер социальной поддержки гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме.
Подпунктом 10 пункта 1 статьи 14 Закона N 185-ФЗ в качестве условия предоставления финансовой поддержки предусмотрено наличие региональной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, утвержденной в соответствии со статьей 15 Закона N 185-ФЗ.
Статьей 18 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ установлено, что обязательным условием предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда является долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) бюджета муниципального образования, находящегося на территории указанного субъекта Российской Федерации и претендующего на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда. Объем долевого финансирования определяется соответственно субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием.
При этом, в силу пункта 6 статьи 20 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ, участие в финансировании капитального ремонта многоквартирного дома собственников жилых помещений определяется в размере не менее чем пять процентов общего объема средств, предоставляемых на проведение капитального ремонта многоквартирного дома.
Во исполнение Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" администрацией Курской области было принято постановление от 29.05.2008 N 157 "О разработке адресной программы Курской области по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2008 год", в соответствии с которым (пункты 1, 3) были утверждены:
- - государственный заказчик адресной программы - комитет жилищно-коммунального хозяйства Курской области; перечень муниципальных образований Курской области, которые соответствуют установленным Федеральным законом "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" условиям предоставления финансовой поддержки и могут претендовать на участие в программе;
- - условия и критерии включения многоквартирных домов в программу;
- - перечень документов, прилагаемых к заявке муниципального образования Курской области на участие в программе;
- - методику расчета размера финансовой поддержки на проведение капитального ремонта многоквартирного дома в рамках программы.
В соответствии с постановлением администрации Курской области от 29.05.2008 N 157, в целях финансового и организационного обеспечения проведения капитального ремонта многоквартирных домов в муниципальных образованиях Курской области, выполнивших установленные Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ условия предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, администрация Курской области постановлением от 07.06.2008 N 170 утвердила Адресную программу Курской области по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2008 - 2010 годы и рекомендовала органам местного самоуправления муниципальных образований предусматривать финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов в соответствии с жилищным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности и утвержденной Адресной программой Курской области по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2008 год.
Во исполнение данного постановления администрацией города Курска было принято постановление от 07.06.2008 N 1287 "Об утверждении Адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в городе Курске на 2008 - 2009 годы" и постановление от 29.07.2008 N 1673 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий на долевое финансирование муниципальной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в городе Курске и Порядка выплаты товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом либо собственниками помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется выбранной собственниками помещений управляющей организацией, средств на долевое финансирование капитального ремонта многоквартирного дома".
В соответствии с пунктами 1, 3 постановления от 29.07.2008 N 1673 субсидией признаются денежные средства, предоставляемые получателям субсидий (товариществам собственников жилья, жилищно-строительным кооперативам, управляющим организациям, выбранным собственниками помещений в многоквартирных домах для их управления), которые поступили от субъекта Российской Федерации и бюджета муниципального образования город Курск на проведение капитального ремонта многоквартирных домов.
Данные субсидии, согласно указанному постановлению, носят целевой характер и могут быть использованы только на: ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, в том числе с установкой приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа); ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости - ремонт лифтовых шахт; ремонт крыш; ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах; утепление и ремонт фасадов; разработку проектной документации для капитального ремонта; проведение государственной экспертизы проектной документации для капитального ремонта в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Получатели субсидий не вправе пользоваться и распоряжаться средствами, перечисленными на банковские счета на проведение капитального ремонта многоквартирных домов на цели, не предусмотренные пунктом 3 настоящего Порядка (пункт 14 постановления).
Пунктом 9 постановления установлено, что перечисление субсидии из бюджета города Курска осуществляется на основании заключенного соглашения. Комитет ЖКХ в порядке, установленном для исполнения бюджета муниципального образования город Курск, в течение пяти рабочих дней со дня поступления документов, предусмотренных пунктом 8 настоящего Порядка, перечисляет средства на отдельный банковский счет в кредитной организации получателям субсидий.
Контроль за расходованием получателями вышеуказанных субсидий осуществляется комитетом ЖКХ города Курска (пункт 20 постановления) на основе сбора и анализа отчетности о ходе выполнения капитального ремонта многоквартирного дома, предоставляемой получателем субсидий распорядителю субсидий, а именно, отчет о ходе реализации региональной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в городе Курске (оперативная еженедельная информация, квартальный отчет, годовой отчет) и отчет о расходовании средств Фонда и средств бюджета муниципального образования город Курск на реализацию региональной адресной программы (до 2-го числа месяца, следующего за отчетным) (пункт 16 постановления).
Из изложенных правовых норм следует, что денежные средства, выделяемые из бюджетов различных уровней в установленном Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ порядке для финансирования капитального ремонта многоквартирных домов, являются субсидиями, выделяемыми собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в региональную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, через созданные ими (товарищества собственников жилья, кооперативы) или выбранные (управляющая организация) организации для управления многоквартирным домом.
Правовую основу выделения субсидий в рассматриваемом случае составляют статьи 156, 158, 159 Жилищного кодекса, устанавливающие принципы формирования платы за содержание и ремонт жилых помещений в многоквартирном доме, включающей в себя, в том числе, плату за капитальный ремонт многоквартирного дома, и ограничивающие ее размер максимально допустимой долей расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, статья 20 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ, определяющая размер участия собственников жилых помещениях в многоквартирных домах в капитальном ремонте дома как 5% общей стоимости ремонта, а также подзаконные акты уполномоченных органов управления и местного самоуправления Курской области и г. Курска, определяющие порядок участия в софинансировании капитального ремонта многоквартирных жилых домов, порядок включения жилых домов в региональную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, порядок предоставления субсидий на проведение капитального ремонта многоквартирных жилых домов.
Следовательно, бюджетные средства, полученные обществом "Управляющая компания города Курска" от комитета жилищно-коммунального хозяйства города Курска на основании соглашений о долевом финансировании капитального ремонта многоквартирных домов, подпадают под понятие субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с реализацией налогоплательщиком товаров (работ, услуг, в данном случае - услуг по капитальному ремонту многоквартирных домов) с учетом льгот, предоставляемых собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в региональную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов (статья 78 Бюджетного кодекса).
Таким образом, суд области пришел к правильному выводу о том, что в данном случае налоговая база должна определяться в соответствии с пунктом 2 статьи 154 Налогового кодекса как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации, т.е. без учета денежных средств, поступивших из бюджета в качестве субсидий.
В то же время, следует учитывать, что применительно к формированию налогоплательщиком, реализующим товары (работы, услуги) по регулируемым ценам, своей налоговой обязанности по налогу на добавленную стоимость по правилам статьи 154 Налогового кодекса и к использованию налоговых вычетов по правилам статей 171, 172 Налогового кодекса, источник поступления денежных средств для компенсации расходов (убытков) налогоплательщика, связанных с реализаций таких товаров (работ, услуг), не имеет правового значения.
Налоговым кодексом не предусмотрено ограничений права на налоговые вычеты для организаций, реализующих товары (работы, услуги) по регулируемым ценам и получающих в связи с этим субсидии за счет бюджетных средств.
С учетом изложенного, вывод налогового органа об отсутствии у общества "Управляющая компания города Курска" права на предъявление в 2 квартале 2009 года к вычету сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных подрядчикам за выполненные работы по капитальному ремонту, и использованных для оказания соответствующих услуг населению, противоречит нормам налогового законодательства, в связи с чем отклоняется судом апелляционной инстанции ввиду его несостоятельности.
Также апелляционной коллегией отклоняется и утверждение налогового органа о том, что работы по капитальному ремонту жилых домов, оплаченные за счет средств, выделяемых из бюджета, не были реализованы обществом "Управляющая компания города Курска" собственникам помещений в жилых домах, так как последние не производили их оплату. Данное обстоятельство, по мнению налогового органа, свидетельствует об отсутствии у общества объекта налогообложения налогом на добавленную стоимость, а, следовательно, и об отсутствии у него права на налоговый вычет.
Статьей 39 Налогового кодекса (пункт 1) реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
На основании статьи 146 Налогового кодекса объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализации предметов залога и передачу товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
Одновременно в пункте 3 статьи 39 Налогового кодекса содержится перечень операций, не признаваемых реализацией, в пункте 2 статьи 146 Налогового кодекса - перечень операций, не признаваемых объектами налогообложения, а в статье 149 Налогового кодекса - операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения).
Поскольку операции по реализации работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в том числе, капитальному ремонту, не указаны ни в пункте 3 статьи 39 Налогового кодекса в качестве операций, не признаваемых реализацией, ни в пункте 2 статьи 146 Налогового кодекса в качестве операций, не признаваемых объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость, то утверждение налогового органа об отсутствии в рассматриваемом случае реализации не основано на нормах налогового законодательства.
С 01.01.2010, в связи с внесением Федеральным законом от 28.11.2009 N 287-ФЗ изменений и дополнений в статью 149 Налогового кодекса, реализация работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) при условии приобретения работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме указанными налогоплательщиками у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги), на что указано в подпункте 30 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса (в редакции Федерального закона от 28.11.2009 N 287-ФЗ).
В силу положений пункта 5 статьи 149 Налогового кодекса налогоплательщик, осуществляющий указанные операции, вправе отказаться от освобождения их от налогообложения, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту учета в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование.
С учетом изложенного, у налогового органа отсутствовали основания для выделения из общей суммы налога, уплаченной обществом своим контрагентам в цене приобретенных товаров (работ, услуг) в 2 квартале 2009 года, суммы налога, приходящегося на работы по капитальному ремонту, которые оплачены за счет денежных средств собственников квартир и за счет денежных средств, поступивших из бюджета, и для признания в указанной связи неправомерно предъявленным налогоплательщиком к вычету налога на добавленную стоимость в сумме 5 525 000 руб. по тому основанию, что данный вычет приходится на операции, не являющиеся объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.
Отклоняя довод налогового органа о том, что предоставление налогового вычета приведет к двойному возмещению налога на добавленную стоимость, суд первой инстанции правомерно указал следующее.
В силу статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Получение субсидий не является самостоятельной экономической операцией - реализацией по смыслу статьи 146 Налогового кодекса.
В связи с этим, при получении денежных средств общество "Управляющая компания города Курска" не включает их в налогооблагаемую базу по налогу на добавленную стоимость. При этом, расплачиваясь бюджетными денежными средствами с подрядными организациями, уплачивает налог на добавленную стоимость. Следовательно, налогоплательщик имеет право на его возмещение.
Поступившие бюджетные денежные средства, как и средства, получаемые от потребителей оказываемых услуг по управлению многоквартирным домом, израсходованы обществом на уставные цели -оказание услуг по капитальному ремонту.
Каких-либо доказательств выделения этих средств непосредственно для возмещения сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных контрагентам, инспекцией не представлено.
Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено ограничение права на налоговые вычеты для организаций, реализующих товары (работы, услуги) по регулируемым ценам и получающих в связи с этим субсидии, в случае оплаты коммунальных ресурсов за счет бюджетных средств, а также средств населения; право налогоплательщика на налоговый вычет не ставится в зависимость от источника поступления этих денежных средств.
Следовательно, вывод налогового органа об отсутствии у общества "Управляющая компания города Курска" права на предъявление к вычету сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных за работы по капитальному ремонту, и использованных для оказания соответствующих услуг населению, противоречит нормам налогового законодательства.
Исходя из изложенного, апелляционная коллегия считает обоснованным решение суда области, которым решения инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску от 14.10.2011 N 2780 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" и N 334 "Об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению" были признаны недействительными.
Также судом первой инстанции обоснованно признано недействительным требование от 17.12.2011 N 20880.
В силу пункта 9 статьи 101 Налогового кодекса решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение. В случае подачи апелляционной жалобы на решение налогового органа в порядке, предусмотренном статьей 101.2 Налогового кодекса, указанное решение вступает в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом полностью или в части.
Согласно пункту 3 статьи 101.3 Кодекса на основании вступившего в силу решения лицу, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, направляется в установленном статьей 69 Кодекса порядке требование об уплате налога (сбора), соответствующих пеней, а также штрафа в случае привлечения этого лица к ответственности за налоговое правонарушение.
При этом в силу пункта 2 статьи 70 Налогового кодекса вынесение налоговым органом по результатам налоговой проверки решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности влечет за собой обязанность налогового органа направить ему в десятидневный срок требование об уплате налогов, пеней и штрафа.
Как следует из материалов дела, на основании решения от 14.10.2011 N 2780 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" налоговым органом было выставлено требование от 17.12.20211 N 20880.
В связи с тем, что судом первой инстанции признано недействительным решение от 14.10.2011 N 2780, послужившее основанием для выставления требования, то требование от 17.12.2011 N 20880 также обоснованно признано судом первой инстанции недействительным.
Обстоятельства рассматриваемого дела установлены судом области верно. Выводы, сделанные судом, соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Нормы материального и процессуального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся, в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В указанной связи апелляционная коллегия не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Учитывая результат рассмотрения дела, и руководствуясь подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, в силу которого налоговый орган освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 16, 17, 110, 112, 258, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Курской области от 17.09.2012 по делу N А35-145/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий судья
Т.Л.МИХАЙЛОВА

Судьи
Н.А.ОЛЬШАНСКАЯ
В.А.СКРЫННИКОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)