Судебные решения, арбитраж
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 03.06.2009 года.
Решение в полном объеме изготовлено 10.06.2009 года.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Куклиной Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Куклиной Л.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания "Жилищное Управление"
к Службе государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области
о признании незаконным и отмене постановления N 1-42/09 от 04.03.2009
при участии в заседании:
от заявителя: Анисимова Е.В. - представитель по доверенности
от административного органа, принявшего оспариваемое решение: Старостина Е.И. - представитель по доверенности
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания "Жилищное Управление" (далее заявитель, общество) обратилось с требованием о признании незаконным и отмене постановления Службы государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области (далее ответчик, административный орган, Служба жилищного контроля) N 1-42/09 от 04.03.2009 о привлечении к административной ответственности по ст. 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).
Заявитель в судебном заседании требования поддержал, повторив доводы, изложенные в заявлении. В обоснование доводов указал, что общество не является субъектом вменяемого ему административного правонарушения.
Ответчик в судебном заседании требование не признал, считает привлечение заявителя к административной ответственности законным.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, суд установил следующее.
В период с 06.02.2009 по 12.02.2009 Службой государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области, на основании приказа N 151спр-п от 30.01.2009 в отношении ООО "Управляющая Компания "Жилищное Управление" проведено плановое мероприятие по контролю за соблюдением правил содержания и ремонта жилых домов. В ходе проверки был обследован жилой фонд, расположенный по адресу: Иркутская область, г. Ангарск, 8 микрорайон - дома 18, 91; 10 микрорайон - дома 41, 45; 85 квартал - дом 21; 86 квартал - дома 7, 40.
В результате проверки были выявлены нарушения правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений, выразившиеся в нарушении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, а именно:
- - в нарушение п. п. 4.1.1, 4.1.3, 4.10.2.1 Правил установлено замачивание грунта основания и фундамента и конструкций подвала (слив теплоносителя из системы отопления на грунт в подвальном помещении - г. Ангарск, 8 микрорайон, д. 18; подвальное помещение затоплено хоз. фекальными стоками - г. Ангарск, 10 микрорайон, д. 41);
- - в нарушение п. 5.2.22 отсутствие теплоизоляции на трубах отопления в тамбурах - 8 микрорайон, д. 91, подъезд N 3, N 4; 10 микрорайон, д. 41, подъезд N 5; 86 квартал, д. 40, подъезды N 3, N 4;
- - в нарушение п. п. 5.2.18, 5.2.19 частично не отревизирована запорная арматура системы отопления в подвальном помещении (на стояках) - 10 микрорайон, д. 45; 86 квартал, д. 7;
- - в нарушение п. п. 4.8.1, 3.2.2, 4.8.4 неисправное состояние лестниц (выбоины в полу на лестничной площадке) - 85 квартал, д. 21, подъезды N 1, N 2.
Факт правонарушения зафиксирован в акте проверки N 151/09-2 от 12.02.2009.
По факту правонарушения 18.02.2009 составлен протокол об административном правонарушении N 151/09-2, на основании которого и других материалов, постановлением N 1-42/09 от 04.03.2009 ООО "Управляющая Компания "Жилищное Управление" привлечено к административной ответственности по ст. 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Заявитель, полагая, что указанным постановлением нарушены его права и законные интересы, обратился в Арбитражный суд Иркутской области с требованием о признании его незаконным и отмене.
Исследовав материалы дела, суд пришел к выводу, что оспариваемое постановление законно и оснований для его отмены не имеется, исходя из следующего.
В соответствии с частями 6, 7 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
Объективную сторону указанного правонарушения составляет нарушение правил и норм содержания и ремонта жилых домов (помещений). Субъектом данного правонарушения является лицо, ответственное за содержание жилых домов и (или) жилых помещений.
В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания и ремонта данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором. Помимо текущего содержания и ремонта жилого помещения (жилого дома) его собственник несет обязанности по капитальному ремонту жилого помещения (жилого дома), не допуская ускоренного износа конструкций дома и его домового оборудования, преждевременного обветшания дома, бесхозяйственного отношения к нему, соблюдая нормы и правила технической эксплуатации дома, принимая меры защиты от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491 (далее Правила) общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:
а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;
б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;
в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом;
г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;
д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам;
е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
Пунктом 11 Правил предусмотрено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя:
а) осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан;
б) освещение помещений общего пользования;
в) обеспечение установленных законодательством Российской Федерации температуры и влажности в помещениях общего пользования;
г) уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества;
д) сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме;
е) меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности;
ж) содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества;
з) текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
На основании пункта 16 Правил надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается:
а) собственниками помещений: путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации; путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом), - в соответствии со статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации;
б) товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (при управлении многоквартирным домом): путем членства собственников помещений в указанных организациях - в соответствии с разделами V и VI Жилищного кодекса Российской Федерации; путем заключения собственниками помещений, не являющимися членами указанных организаций, договоров о содержании и ремонте общего имущества с этими организациями - в соответствии с пунктом 2 статьи 138 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Таким образом, обязанностью управляющей организации по договору управления многоквартирным домом является оказание услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
Согласно статье 2.2 Устава ООО "Управляющая компания "Жилищное управление" к основным видам деятельности общества относится управление, эксплуатация, обслуживание и контроль за состоянием жилищного фонда, выполнение работ по содержанию в надлежащем санитарно-техническом состоянии общего имущества многоквартирных домов, капитальный ремонт жилищного фонда всех форм собственности.
Как следует из материалов дела, собственниками помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресам: г. Ангарск, 8 микрорайон, дома 18, 91; 10 микрорайон, дома 41, 45; 85 квартал, дом 21; 86 квартал, дома 7, 40 с ООО "ГОРОД" и ООО "Управляющая Компания "Жилищное Управление" были заключены договоры управления указанными многоквартирными домами N 47 от 26.08.2005, N 63 от 31.08.2008, N 28 от 16.08.2005, N 54 от 28.08.2005, N 90 от 31.07.2005, N 2 от 30.07.2005, N 68 от 28.07.2005, согласно которым ООО "ГОРОД" и ООО "Управляющая Компания "Жилищное Управление" обязались организовать работы по управлению, содержанию и ремонту общего имущества данных домов.
На основании решения совместного общего собрания участников ООО "Управляющая Компания "Жилищное Управление" и учредителя ООО "ГОРОД" (протокол N 3/04 от 26.09.2007) 01.10.2007 произошла реорганизация ООО "ГОРОД" в форме присоединения к ООО "Управляющая Компания "Жилищное Управление" (свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц от 31.10.2007 серии 38 N 002794305) (ГРН 2073801077117).
Согласно статье 58 ГК РФ, ООО "Управляющая Компания "Жилищное Управление" является правопреемником ООО "ГОРОД" по всем правам и обязанностям. Таким образом, с 01.11.2007 ООО "Управляющая Компания "Жилищное Управление" приступило к обслуживанию и тех многоквартирных домов, с собственниками помещений которых ООО "ГОРОД" заключало договоры управления.
В соответствии с п. 3.1.1 вышеуказанных договоров управляющая организация обязуется от имени и за счет собственников заключать соответствующие договоры о поставке жилищно-коммунальных услуг, необходимых для жизнеобеспечения собственников (и членов их семей), а также для поддержания многоквартирного дома в надлежащем техническом и санитарном состоянии:
- - договоры по бесперебойному предоставлению собственникам жилищно-коммунальных и иных услуг (эксплуатация и техническое обслуживание антенн коллективного пользования; предоставление услуг по дератизации и дезинсекции; электроснабжение мест общего пользования);
- - договоры об обеспечении функционирования всех инженерных систем и оборудования дома (лифтов, вентиляционных каналов, систем отопления, водоснабжения, систем дымоудаления, мусоропровода, внутридомовых электрических сетей, в том числе сетей, питающих электроприемники квартир до входных зажимов квартирных электросчетчиков) в пределах установленных норм;
- - договоры о техническом обслуживании нежилого помещения (помещений) собственников;
- - договоры о техническом обслуживании дома, которое включает в себя: наладку инженерного оборудования, работы по устранению аварийного состояния строительных конструкций и инженерного оборудования, технические осмотры отдельных элементов и помещений дома, планово-предупредительные ремонты внутридомовых сетей, подготовку дома и его инженерных сетей к сезонной эксплуатации, санитарное содержание лестничных клеток, мусоропроводов и придомовых территорий;
- - договоры аренды на общее имущество в многоквартирном доме (подвалы, проходные подъезды).
Согласно пункту 3.1.2 управляющая организация обязуется осуществлять следующие виды услуг по управлению:
- - принимать от собственников заявки, включая заявки аварийного характера, и направлять их в соответствующие организации для принятия мер, в том числе незамедлительных (в случае аварии), осуществлять контроль за их исполнением;
- - представлять интересы собственников перед исполнителями; осуществлять контроль, оценку качества, объемов и сроков предоставления услуг (работ), с правом подписания актов выполненных работ; уведомлять исполнителей о нарушениях их обязательств перед собственниками по качеству, объемам и срокам оказания услуг (работ); фиксировать выявленные нарушения в установленном порядке;
- - требовать от исполнителей устранения за их счет выявленных нарушений, возмещения в полном объеме убытков и вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу собственников вследствие допущенного нарушения;
- - своевременно ставить в известность собственников об изменении ставок оплаты за жилое помещение, а также об изменении тарифов на коммунальные услуги;
- - осуществлять начисление платы и прием платы за жилое помещение и коммунальные услуги с учетом имеющихся у собственников льгот и предоставленных жилищных субсидий, открытие и ведение лицевых счетов, ведение домовой книги, выдачу выписок из лицевых счетов, домовых книг, необходимых справок о проживании, а также осуществление мероприятий по постановке и снятию граждан с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства;
- - осуществлять перерасчет платы за жилищно-коммунальные услуги в случае их отсутствия или снижения качества предоставляемых услуг, а также временного отсутствия собственников и совместно с ним проживающих граждан в соответствии с действующими нормативами;
- - осуществлять расчеты за предоставленные жилищно-коммунальные услуги, услуги по содержанию, текущему и капитальному ремонту многоквартирного дома из денежных средств, поступающих от собственников в качестве платы за жилые помещения и коммунальные платежи, оставшихся после удержания управленческого вознаграждения.
Пунктом 6.7 указанных договоров предусмотрено, что вознаграждение управляющей компании за услуги и работы по управлению многоквартирным домом составляет 10% от суммы начисленных платежей за содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, коммунальные услуги и арендной платы.
Таким образом, собственники помещений в многоквартирных домах несут бремя расходов на содержание общего имущества посредством внесения соответствующих платежей, а общество обязуется совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества.
Как усматривается из материалов дела, обществом были привлечены иные лица для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в указанных многоквартирных домах.
Так обществом для содержания и ремонта общего имущества многоквартирных домов были заключены:
- - договор на оказание услуг по текущему ремонту конструктивных элементов жилых домов N 13/08-05 от 01.08.2005 с ООО "ИНТ-Сервис";
- - договор на оказание возмездных услуг по техническому обслуживанию и текущему ремонту систем теплопотребления, водоснабжения и канализации жилых домов от 01.08.2005 N 1/05-УК с ООО "Мастер С";
- - договор на оказание возмездных услуг по техническому обслуживанию электроустановок от 29.12.2006 N 1/06-УК с предпринимателем Катунцовым В.И.;
- - договор на оказание услуг по электротехническому обслуживанию общего имущества многоквартирных домов от 01.11.2007 N 37/07 с предпринимателем Крамер А.А.;
- - договор на оказание услуг по обслуживанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирных домов от 01.01.2008 N 3/08-ук с предпринимателем Кузнецовой Н.С.;
- - договор на оказание услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирных домов от 01.11.2008 N 64/08-ук с ООО "СанТехСервис".
Поскольку ООО "Управляющая Компания "Жилищное Управление" добровольно приняло на себя обязательства по содержанию и текущему ремонту жилого фонда расположенного по адресу: г. Ангарск, 8 микрорайон, дома 18, 91; 10 микрорайон, дома 41, 45; 85 квартал, дом 21; 86 квартал, дома 7, 40, оно обязано соблюдать требования действующего законодательства, регулирующего отношения в сфере содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
При проверке установлен факт нарушения ООО "Управляющая Компания "Жилищное Управление" правил содержания и ремонта жилых домов и жилых помещений, выразившиеся в нарушении требований, установленных Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, что подтверждается материалами дела: актом проверки N 151/09-2 от 12.02.2009, протоколом об административном правонарушении N 151/09-2 от 18.02.2009. Нарушений законодательства при составлении акта проверки, протокола об административном правонарушении и отражения в них данных о результатах проверки и факте правонарушения суд не усматривает.
По мнению суда, несмотря на то, что у ООО "Управляющая Компания "Жилищное Управление" имелась возможность обеспечить соблюдение установленных норм и правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, общество не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательств обратного материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.22 КоАП РФ, в том числе, и вины общества в его совершении.
Поэтому суд считает, что у Службы государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области имелись правовые основания для вынесения оспариваемого постановления о привлечении общества к административной ответственности и заявитель обоснованно привлечен к административной ответственности по ст. 7.22 КоАП РФ.
Ссылка общества на то, что оно не является в данном случае субъектом административного правонарушения, несостоятельна и не может быть принята во внимание.
Субъектами правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.22 КоАП РФ, являются должностные или юридические лица, на которых лежит обязанность соблюдения порядка содержания, ремонта жилых домов и жилых помещений.
Поскольку указанные жилые дома, расположенные по адресам: г. Ангарск, 8 микрорайон, дома 18, 91; 10 микрорайон, дома 41, 45; 85 квартал, дом 21; 86 квартал, дома 7, 40 переданы в управление ООО "Управляющая Компания "Жилищное Управление", что подтверждается материалами дела, именно на нем лежит обязанность соблюдения порядка содержания, ремонта указанных жилых домов. Общество обязано соблюдать установленные требования, связанные с содержанием дома, и отвечать за свои действия (бездействие) в соответствии с действующим законодательством.
Довод заявителя о том, что Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 не подлежат применению в указанной ситуации, является необоснованным в силу следующего.
Порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда определен Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, а также Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170. Данные Правила разработаны в соответствии с жилищным законодательством, определяют порядок эксплуатации, обеспечения сохранности, содержания и ремонта жилищного фонда лицами, на которых возложены эти обязанности, поэтому административный орган правильно руководствовался ими при вынесении постановления.
Ссылка заявителя на письмо Министерства регионального развития Российской Федерации от 14.10.2008 N 26084-СК/14 согласно которому в случае заключения управляющей организацией договора с подрядной организацией к административной ответственности привлекается лицо, непосредственно виновное в совершении правонарушения в соответствии с обязательствами, определенными договором, а управляющая компания отвечает перед собственниками только в пределах, установленных договором управления, несостоятельна и не может служить основанием для признания оспариваемого постановления незаконным.
Согласно Разъяснениям о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденным Приказом Минюста России от 04.05.2007 N 88, нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. Под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение. Такие определения нормативного правового акта и правовой нормы, содержащиеся в Постановлении Государственной Думы от 11.11.1996 N 781-II ГД "Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации", Минюстом России рекомендовано использовать при подготовке нормативных правовых актов.
В силу п. 1 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 1009 от 13.08.1997 нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции.
Нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти, каковым является и Министерство регионального развития Российской Федерации, в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений.
В соответствии с п. 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.
Согласно п. 10 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.
Письмо Министерства регионального развития Российской Федерации от 14.10.2008 N 26084-СК/14 не является нормативным правовым актом, следовательно, не может иметь юридического значения и порождать правовые последствия для неопределенного круга лиц.
Действия административного органа при рассмотрении дела об административном правонарушении были направлены на соблюдение требований ст. 28.2 КоАП РФ, а также прав и законных интересов заявителя как лица, привлекаемого к административной ответственности.
Каких-либо нарушений процессуальных требований, не позволивших административному органу полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, судом не установлено. Размер штрафа, которому подвергнут заявитель, не превышает размера штрафа, предусмотренного санкцией данной статьи.
А поэтому, привлечение ООО "Управляющая Компания "Жилищное Управление" к административной ответственности по ст. 7.22 КоАП РФ, по мнению суда, законно и обоснованно.
Согласно ч. 3 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Другие доводы заявителя суд также находит несостоятельными и поэтому считает необходимым в удовлетворении заявленных требований отказать.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановления Службы государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области N 1-42/09 от 04.03.2009 о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания "Жилищное Управление" к административной ответственности по ст. 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня его принятия, в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в срок, не превышающий 2 месяцев с момента вступления решения в законную силу.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 10.06.2009 ПО ДЕЛУ N А19-8886/09-28
Разделы:Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 10 июня 2009 г. по делу N А19-8886/09-28
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 03.06.2009 года.
Решение в полном объеме изготовлено 10.06.2009 года.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Куклиной Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Куклиной Л.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания "Жилищное Управление"
к Службе государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области
о признании незаконным и отмене постановления N 1-42/09 от 04.03.2009
при участии в заседании:
от заявителя: Анисимова Е.В. - представитель по доверенности
от административного органа, принявшего оспариваемое решение: Старостина Е.И. - представитель по доверенности
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания "Жилищное Управление" (далее заявитель, общество) обратилось с требованием о признании незаконным и отмене постановления Службы государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области (далее ответчик, административный орган, Служба жилищного контроля) N 1-42/09 от 04.03.2009 о привлечении к административной ответственности по ст. 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).
Заявитель в судебном заседании требования поддержал, повторив доводы, изложенные в заявлении. В обоснование доводов указал, что общество не является субъектом вменяемого ему административного правонарушения.
Ответчик в судебном заседании требование не признал, считает привлечение заявителя к административной ответственности законным.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, суд установил следующее.
В период с 06.02.2009 по 12.02.2009 Службой государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области, на основании приказа N 151спр-п от 30.01.2009 в отношении ООО "Управляющая Компания "Жилищное Управление" проведено плановое мероприятие по контролю за соблюдением правил содержания и ремонта жилых домов. В ходе проверки был обследован жилой фонд, расположенный по адресу: Иркутская область, г. Ангарск, 8 микрорайон - дома 18, 91; 10 микрорайон - дома 41, 45; 85 квартал - дом 21; 86 квартал - дома 7, 40.
В результате проверки были выявлены нарушения правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений, выразившиеся в нарушении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, а именно:
- - в нарушение п. п. 4.1.1, 4.1.3, 4.10.2.1 Правил установлено замачивание грунта основания и фундамента и конструкций подвала (слив теплоносителя из системы отопления на грунт в подвальном помещении - г. Ангарск, 8 микрорайон, д. 18; подвальное помещение затоплено хоз. фекальными стоками - г. Ангарск, 10 микрорайон, д. 41);
- - в нарушение п. 5.2.22 отсутствие теплоизоляции на трубах отопления в тамбурах - 8 микрорайон, д. 91, подъезд N 3, N 4; 10 микрорайон, д. 41, подъезд N 5; 86 квартал, д. 40, подъезды N 3, N 4;
- - в нарушение п. п. 5.2.18, 5.2.19 частично не отревизирована запорная арматура системы отопления в подвальном помещении (на стояках) - 10 микрорайон, д. 45; 86 квартал, д. 7;
- - в нарушение п. п. 4.8.1, 3.2.2, 4.8.4 неисправное состояние лестниц (выбоины в полу на лестничной площадке) - 85 квартал, д. 21, подъезды N 1, N 2.
Факт правонарушения зафиксирован в акте проверки N 151/09-2 от 12.02.2009.
По факту правонарушения 18.02.2009 составлен протокол об административном правонарушении N 151/09-2, на основании которого и других материалов, постановлением N 1-42/09 от 04.03.2009 ООО "Управляющая Компания "Жилищное Управление" привлечено к административной ответственности по ст. 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Заявитель, полагая, что указанным постановлением нарушены его права и законные интересы, обратился в Арбитражный суд Иркутской области с требованием о признании его незаконным и отмене.
Исследовав материалы дела, суд пришел к выводу, что оспариваемое постановление законно и оснований для его отмены не имеется, исходя из следующего.
В соответствии с частями 6, 7 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
Объективную сторону указанного правонарушения составляет нарушение правил и норм содержания и ремонта жилых домов (помещений). Субъектом данного правонарушения является лицо, ответственное за содержание жилых домов и (или) жилых помещений.
В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания и ремонта данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором. Помимо текущего содержания и ремонта жилого помещения (жилого дома) его собственник несет обязанности по капитальному ремонту жилого помещения (жилого дома), не допуская ускоренного износа конструкций дома и его домового оборудования, преждевременного обветшания дома, бесхозяйственного отношения к нему, соблюдая нормы и правила технической эксплуатации дома, принимая меры защиты от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491 (далее Правила) общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:
а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;
б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;
в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом;
г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;
д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам;
е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
Пунктом 11 Правил предусмотрено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя:
а) осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан;
б) освещение помещений общего пользования;
в) обеспечение установленных законодательством Российской Федерации температуры и влажности в помещениях общего пользования;
г) уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества;
д) сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме;
е) меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности;
ж) содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества;
з) текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
На основании пункта 16 Правил надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается:
а) собственниками помещений: путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации; путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом), - в соответствии со статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации;
б) товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (при управлении многоквартирным домом): путем членства собственников помещений в указанных организациях - в соответствии с разделами V и VI Жилищного кодекса Российской Федерации; путем заключения собственниками помещений, не являющимися членами указанных организаций, договоров о содержании и ремонте общего имущества с этими организациями - в соответствии с пунктом 2 статьи 138 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Таким образом, обязанностью управляющей организации по договору управления многоквартирным домом является оказание услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
Согласно статье 2.2 Устава ООО "Управляющая компания "Жилищное управление" к основным видам деятельности общества относится управление, эксплуатация, обслуживание и контроль за состоянием жилищного фонда, выполнение работ по содержанию в надлежащем санитарно-техническом состоянии общего имущества многоквартирных домов, капитальный ремонт жилищного фонда всех форм собственности.
Как следует из материалов дела, собственниками помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресам: г. Ангарск, 8 микрорайон, дома 18, 91; 10 микрорайон, дома 41, 45; 85 квартал, дом 21; 86 квартал, дома 7, 40 с ООО "ГОРОД" и ООО "Управляющая Компания "Жилищное Управление" были заключены договоры управления указанными многоквартирными домами N 47 от 26.08.2005, N 63 от 31.08.2008, N 28 от 16.08.2005, N 54 от 28.08.2005, N 90 от 31.07.2005, N 2 от 30.07.2005, N 68 от 28.07.2005, согласно которым ООО "ГОРОД" и ООО "Управляющая Компания "Жилищное Управление" обязались организовать работы по управлению, содержанию и ремонту общего имущества данных домов.
На основании решения совместного общего собрания участников ООО "Управляющая Компания "Жилищное Управление" и учредителя ООО "ГОРОД" (протокол N 3/04 от 26.09.2007) 01.10.2007 произошла реорганизация ООО "ГОРОД" в форме присоединения к ООО "Управляющая Компания "Жилищное Управление" (свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц от 31.10.2007 серии 38 N 002794305) (ГРН 2073801077117).
Согласно статье 58 ГК РФ, ООО "Управляющая Компания "Жилищное Управление" является правопреемником ООО "ГОРОД" по всем правам и обязанностям. Таким образом, с 01.11.2007 ООО "Управляющая Компания "Жилищное Управление" приступило к обслуживанию и тех многоквартирных домов, с собственниками помещений которых ООО "ГОРОД" заключало договоры управления.
В соответствии с п. 3.1.1 вышеуказанных договоров управляющая организация обязуется от имени и за счет собственников заключать соответствующие договоры о поставке жилищно-коммунальных услуг, необходимых для жизнеобеспечения собственников (и членов их семей), а также для поддержания многоквартирного дома в надлежащем техническом и санитарном состоянии:
- - договоры по бесперебойному предоставлению собственникам жилищно-коммунальных и иных услуг (эксплуатация и техническое обслуживание антенн коллективного пользования; предоставление услуг по дератизации и дезинсекции; электроснабжение мест общего пользования);
- - договоры об обеспечении функционирования всех инженерных систем и оборудования дома (лифтов, вентиляционных каналов, систем отопления, водоснабжения, систем дымоудаления, мусоропровода, внутридомовых электрических сетей, в том числе сетей, питающих электроприемники квартир до входных зажимов квартирных электросчетчиков) в пределах установленных норм;
- - договоры о техническом обслуживании нежилого помещения (помещений) собственников;
- - договоры о техническом обслуживании дома, которое включает в себя: наладку инженерного оборудования, работы по устранению аварийного состояния строительных конструкций и инженерного оборудования, технические осмотры отдельных элементов и помещений дома, планово-предупредительные ремонты внутридомовых сетей, подготовку дома и его инженерных сетей к сезонной эксплуатации, санитарное содержание лестничных клеток, мусоропроводов и придомовых территорий;
- - договоры аренды на общее имущество в многоквартирном доме (подвалы, проходные подъезды).
Согласно пункту 3.1.2 управляющая организация обязуется осуществлять следующие виды услуг по управлению:
- - принимать от собственников заявки, включая заявки аварийного характера, и направлять их в соответствующие организации для принятия мер, в том числе незамедлительных (в случае аварии), осуществлять контроль за их исполнением;
- - представлять интересы собственников перед исполнителями; осуществлять контроль, оценку качества, объемов и сроков предоставления услуг (работ), с правом подписания актов выполненных работ; уведомлять исполнителей о нарушениях их обязательств перед собственниками по качеству, объемам и срокам оказания услуг (работ); фиксировать выявленные нарушения в установленном порядке;
- - требовать от исполнителей устранения за их счет выявленных нарушений, возмещения в полном объеме убытков и вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу собственников вследствие допущенного нарушения;
- - своевременно ставить в известность собственников об изменении ставок оплаты за жилое помещение, а также об изменении тарифов на коммунальные услуги;
- - осуществлять начисление платы и прием платы за жилое помещение и коммунальные услуги с учетом имеющихся у собственников льгот и предоставленных жилищных субсидий, открытие и ведение лицевых счетов, ведение домовой книги, выдачу выписок из лицевых счетов, домовых книг, необходимых справок о проживании, а также осуществление мероприятий по постановке и снятию граждан с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства;
- - осуществлять перерасчет платы за жилищно-коммунальные услуги в случае их отсутствия или снижения качества предоставляемых услуг, а также временного отсутствия собственников и совместно с ним проживающих граждан в соответствии с действующими нормативами;
- - осуществлять расчеты за предоставленные жилищно-коммунальные услуги, услуги по содержанию, текущему и капитальному ремонту многоквартирного дома из денежных средств, поступающих от собственников в качестве платы за жилые помещения и коммунальные платежи, оставшихся после удержания управленческого вознаграждения.
Пунктом 6.7 указанных договоров предусмотрено, что вознаграждение управляющей компании за услуги и работы по управлению многоквартирным домом составляет 10% от суммы начисленных платежей за содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, коммунальные услуги и арендной платы.
Таким образом, собственники помещений в многоквартирных домах несут бремя расходов на содержание общего имущества посредством внесения соответствующих платежей, а общество обязуется совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества.
Как усматривается из материалов дела, обществом были привлечены иные лица для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в указанных многоквартирных домах.
Так обществом для содержания и ремонта общего имущества многоквартирных домов были заключены:
- - договор на оказание услуг по текущему ремонту конструктивных элементов жилых домов N 13/08-05 от 01.08.2005 с ООО "ИНТ-Сервис";
- - договор на оказание возмездных услуг по техническому обслуживанию и текущему ремонту систем теплопотребления, водоснабжения и канализации жилых домов от 01.08.2005 N 1/05-УК с ООО "Мастер С";
- - договор на оказание возмездных услуг по техническому обслуживанию электроустановок от 29.12.2006 N 1/06-УК с предпринимателем Катунцовым В.И.;
- - договор на оказание услуг по электротехническому обслуживанию общего имущества многоквартирных домов от 01.11.2007 N 37/07 с предпринимателем Крамер А.А.;
- - договор на оказание услуг по обслуживанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирных домов от 01.01.2008 N 3/08-ук с предпринимателем Кузнецовой Н.С.;
- - договор на оказание услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирных домов от 01.11.2008 N 64/08-ук с ООО "СанТехСервис".
Поскольку ООО "Управляющая Компания "Жилищное Управление" добровольно приняло на себя обязательства по содержанию и текущему ремонту жилого фонда расположенного по адресу: г. Ангарск, 8 микрорайон, дома 18, 91; 10 микрорайон, дома 41, 45; 85 квартал, дом 21; 86 квартал, дома 7, 40, оно обязано соблюдать требования действующего законодательства, регулирующего отношения в сфере содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
При проверке установлен факт нарушения ООО "Управляющая Компания "Жилищное Управление" правил содержания и ремонта жилых домов и жилых помещений, выразившиеся в нарушении требований, установленных Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, что подтверждается материалами дела: актом проверки N 151/09-2 от 12.02.2009, протоколом об административном правонарушении N 151/09-2 от 18.02.2009. Нарушений законодательства при составлении акта проверки, протокола об административном правонарушении и отражения в них данных о результатах проверки и факте правонарушения суд не усматривает.
По мнению суда, несмотря на то, что у ООО "Управляющая Компания "Жилищное Управление" имелась возможность обеспечить соблюдение установленных норм и правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, общество не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательств обратного материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.22 КоАП РФ, в том числе, и вины общества в его совершении.
Поэтому суд считает, что у Службы государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области имелись правовые основания для вынесения оспариваемого постановления о привлечении общества к административной ответственности и заявитель обоснованно привлечен к административной ответственности по ст. 7.22 КоАП РФ.
Ссылка общества на то, что оно не является в данном случае субъектом административного правонарушения, несостоятельна и не может быть принята во внимание.
Субъектами правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.22 КоАП РФ, являются должностные или юридические лица, на которых лежит обязанность соблюдения порядка содержания, ремонта жилых домов и жилых помещений.
Поскольку указанные жилые дома, расположенные по адресам: г. Ангарск, 8 микрорайон, дома 18, 91; 10 микрорайон, дома 41, 45; 85 квартал, дом 21; 86 квартал, дома 7, 40 переданы в управление ООО "Управляющая Компания "Жилищное Управление", что подтверждается материалами дела, именно на нем лежит обязанность соблюдения порядка содержания, ремонта указанных жилых домов. Общество обязано соблюдать установленные требования, связанные с содержанием дома, и отвечать за свои действия (бездействие) в соответствии с действующим законодательством.
Довод заявителя о том, что Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 не подлежат применению в указанной ситуации, является необоснованным в силу следующего.
Порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда определен Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, а также Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170. Данные Правила разработаны в соответствии с жилищным законодательством, определяют порядок эксплуатации, обеспечения сохранности, содержания и ремонта жилищного фонда лицами, на которых возложены эти обязанности, поэтому административный орган правильно руководствовался ими при вынесении постановления.
Ссылка заявителя на письмо Министерства регионального развития Российской Федерации от 14.10.2008 N 26084-СК/14 согласно которому в случае заключения управляющей организацией договора с подрядной организацией к административной ответственности привлекается лицо, непосредственно виновное в совершении правонарушения в соответствии с обязательствами, определенными договором, а управляющая компания отвечает перед собственниками только в пределах, установленных договором управления, несостоятельна и не может служить основанием для признания оспариваемого постановления незаконным.
Согласно Разъяснениям о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденным Приказом Минюста России от 04.05.2007 N 88, нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. Под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение. Такие определения нормативного правового акта и правовой нормы, содержащиеся в Постановлении Государственной Думы от 11.11.1996 N 781-II ГД "Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации", Минюстом России рекомендовано использовать при подготовке нормативных правовых актов.
В силу п. 1 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 1009 от 13.08.1997 нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции.
Нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти, каковым является и Министерство регионального развития Российской Федерации, в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений.
В соответствии с п. 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.
Согласно п. 10 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.
Письмо Министерства регионального развития Российской Федерации от 14.10.2008 N 26084-СК/14 не является нормативным правовым актом, следовательно, не может иметь юридического значения и порождать правовые последствия для неопределенного круга лиц.
Действия административного органа при рассмотрении дела об административном правонарушении были направлены на соблюдение требований ст. 28.2 КоАП РФ, а также прав и законных интересов заявителя как лица, привлекаемого к административной ответственности.
Каких-либо нарушений процессуальных требований, не позволивших административному органу полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, судом не установлено. Размер штрафа, которому подвергнут заявитель, не превышает размера штрафа, предусмотренного санкцией данной статьи.
А поэтому, привлечение ООО "Управляющая Компания "Жилищное Управление" к административной ответственности по ст. 7.22 КоАП РФ, по мнению суда, законно и обоснованно.
Согласно ч. 3 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Другие доводы заявителя суд также находит несостоятельными и поэтому считает необходимым в удовлетворении заявленных требований отказать.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановления Службы государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области N 1-42/09 от 04.03.2009 о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания "Жилищное Управление" к административной ответственности по ст. 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня его принятия, в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в срок, не превышающий 2 месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Судья
Л.А.КУКЛИНА
Л.А.КУКЛИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)