Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.10.2012 ПО ДЕЛУ N А12-8297/2012

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 октября 2012 г. по делу N А12-8297/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 октября 2012 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тимаева Ф.И.,
судей Никитина А.Ю., Телегиной Т.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Зинченко И.А.,
при участии в судебном заседании:
от ООО "ЖКХ" - генеральный директор Ситников Илья Николаевич, паспорт, Крютченко Д.В. по доверенности от 06.02.2012, выданной на срок до 31.12.2012,
от Администрации Волгограда - Мололкина Ю.Д. по доверенности N 05-ИД/103 от 17.05.2012, выданной на срок 3 года,
от Администрации Красноармейского района Волгограда - Очаковский И.М. по доверенности от 13.10.2011,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Администрации Волгограда, Администрации Красноармейского района Волгограда на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 01 августа 2012 года по делу N А12-8297/2012, судья А.В. Сурков,
по иску Администрации Красноармейского района Волгограда (400112, г. Волгоград, ул. Остравская, 4-а (Красноармейский р-н), ИНН 3448905960, ОГРН 1033401197290)
к обществу с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное хозяйство" (400055, г. Волгоград, пр-кт Канатчиков, 22, ИНН 3448052984, ОГРН 1113461005151)
третьи лица: Администрация Волгограда (400131, г. Волгоград, ул. Володарского, 5 ИНН 3444059139, ОГРН 1023403433822), Государственная жилищная инспекция Волгоградской области (400087, г. Волгоград, ул. Новороссийская, 15, ИНН 3445079787, ОГРН 1063460031580)
о понуждении к проведению обследования строительных конструкций многоквартирного дома

установил:

Администрация Красноармейского района Волгограда обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное хозяйство" (далее - ООО "ЖКХ") об обязании заказать и получить в специализированной организации заключение о техническом состоянии строительных конструкций многоквартирного жилого дома N 60 по ул. Панферова, Красноармейского района г. Волгограда.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 01.08.2012 в иске отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация Волгограда обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Волгоградской области от 01.08.2012 отменить, принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить.
Администрация Красноармейского района Волгограда также не согласилась с принятым судебным актом и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Волгоградской области от 01 августа 2012 года по делу N А12-8297/2012 отменить и принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить.
Заявители апелляционных жалоб считают обжалуемое решение незаконным и необоснованным, и несоответствующим фактическим обстоятельствам дела по основаниям, изложенным в апелляционных жалобах.
Исследовав материалы дела, изучив и обсудив доводы апелляционных жалоб, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
ООО "ЖКХ" является управляющей организацией многоквартирного дома N 60 по ул. Панферова г. Волгограда.
10.02.2012 в Администрацию Красноармейского района Волгограда обратилась Государственная жилищная инспекция администрации Волгоградской области с заключением от 02.02.2012 о рассмотрении вопроса о признании жилого дома N 60 по ул. Панферова г. Волгограда пригодным (непригодным) для постоянного проживания на межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов при администрации Красноармейского района.
Межведомственная комиссия по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных жилых домов при Администрации Красноармейского района г. Волгограда 29.02.2012 приняла решение о представлении заключения по обследованию строительных конструкций многоквартирного жилого дома N 60 по ул. Панферова для дальнейшего рассмотрения вопроса о признании данного дома непригодным (пригодным) для проживания.
Письмом от 13.03.2012 истцом было предложено ООО "ЖКХ" в срок до 16.04.2012 представить на рассмотрение межведомственной комиссии заключение специализированной организации о техническом состоянии строительных конструкций многоквартирного жилого дома N 60 по ул. Панферова Красноармейского района г. Волгограда.
Непредставление ООО "ЖКХ" на межведомственную комиссию заключения о техническом состоянии строительных конструкций многоквартирного жилого дома N 60 по ул. Панферова Красноармейского района г. Волгограда явилось причиной для обращения истца в суд с настоящим иском.
Отказывая в иске, суд первой инстанции указал, что для возникновения на стороне управляющей компании соответствующих обязательств перед собственниками помещений в многоквартирном доме необходимо наличие заключенного договора управления домом.
Судебная коллегия считает выводы суда первой инстанции ошибочными в силу следующего.
Собственник может передавать свое имущество в доверительное управление другому лицу. Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности к доверительному управляющему, который обязан осуществлять управление имуществом в интересах собственника или указанного им третьего лица (пункт 4 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По смыслу норм статьи 1012 Гражданского кодекса Российской Федерации при управлении имуществом собственника совершаются не только юридические, но и любые фактические действия в интересах собственника.
Исходя из пункта 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В силу пункта 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
В соответствии с пунктом 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации в договоре управления многоквартирными жилыми домами в числе прочих условий должны быть предусмотрены состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядок изменения такого перечня.
В силу статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, предусмотрено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Пунктами 16 и 17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме определено, что при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования.
Как следует из статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 28 и 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией бремя расходов на содержание общего имущества обязаны нести собственники помещений в этом многоквартирном доме, причем размер причитающейся с них платы определяется решением общего собрания собственников с учетом предложений управляющей организации.
В свою очередь, требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года N 170, которые зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации от 15 октября 2003 года N 5176, опубликованы в "Российской газете" от 23 октября 2003 года N 214 и являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
В названном документе перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.
Статьей 36 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусмотрено, что безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
На основании статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации полномочия и функции в сфере государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности осуществляют уполномоченные федеральные органы исполнительной власти.
Таким образом, государство, исходя из баланса частных и публичных интересов, в нормативном порядке определило уровень состояния жилых домов, который необходимо поддерживать за счет средств собственников силами управляющих компаний.
Следовательно, системное толкование совокупности приведенных положений свидетельствует о том, что в статье 162 Жилищного кодекса Российской Федерации имеются в виду лишь работы и услуги, оказываемые управляющей компанией сверх тех, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома.
Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском. Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.
Кроме того, разделом II Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств.
Система технического обслуживания (содержания и текущего ремонта) жилищного фонда обеспечивает нормальное функционирование зданий и инженерных систем в течение установленного срока службы здания с использованием в необходимых объемах материальных и финансовых ресурсов.
Техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем т.д. Контроль за техническим состоянием следует осуществлять путем проведения плановых и внеплановых осмотров.
Согласно постановления Администрации Волгограда от 06.05.2006 N 1043 "О делегировании полномочий по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов администрациям районов Волгограда" администрациям районов Волгограда делегированы полномочия по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов.
Таким образом, истец обладает правом на предъявление иска об обязании получения заключения о техническом состоянии здания.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу об отсутствии у ООО "ЖКХ" обязанности по заказу и получению в специализированной организации заключение о техническом состоянии строительных конструкций многоквартирного жилого дома N 60 по ул. Панферова, Красноармейского района г. Волгограда.
Указанная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2010 года N 6464/10.
Также судебная коллегия отмечает, что в материалах дела имеются жалобы жильцов спорного дома по поводу состояния многоквартирного жилого дома N 60 по ул. Панферова Красноармейского района г. Волгограда.
При указанных обстоятельствах требования администрации об обязании ответчика заказать и получить в специализированной организации заключение о техническом состоянии строительных конструкций многоквартирного жилого дома N 60 по ул. Панферова, Красноармейского района г. Волгограда являются законными и обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Следовательно, решение суда первой инстанции следует отменить, иск и апелляционные жалобы - удовлетворить.
Согласно ч. 3 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.
Таким образом, государственную пошлину по иску и по апелляционным жалобам следует взыскать с ответчика в доход федерального бюджета Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 01 августа 2012 года по делу N А12-8297/2012 отменить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное хозяйство" заказать и получить в специализированной организации заключение о техническом состоянии строительных конструкций многоквартирного жилого дома N 60 по ул. Панферова г. Волгограда.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное хозяйство" в доход федерального бюджета Российской Федерации 4 000 руб. государственной пошлины по иску и 4 000 руб. государственной пошлины по апелляционным жалобам.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий
Ф.И.ТИМАЕВ

Судьи
А.Ю.НИКИТИН
Т.Н.ТЕЛЕГИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)