Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 28.01.2010 ПО ДЕЛУ N А55-6778/2009

Разделы:
ТСЖ (товарищество собственников жилья)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 января 2010 г. по делу N А55-6778/2009


Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 января 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Солнечный N 4", г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 17.07.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2009
по делу N А55-6778/2009
по исковому заявлению товарищества собственников жилья "Солнечный N 4", г. Самара, к Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству администрации Промышленного района г. Самары, г. Самара, при участии третьих лиц: Департамента финансов городского округа Самара, г. Самара, администрации Промышленного района городского округа Самары, г. Самара, Департамента городского хозяйства и экологии администрации городского округа Самара, г. Самара, о взыскании 381 036 руб. 80 коп.,
установил:

товарищество собственников жилья "Солнечный N 4" (далее - ТСЖ "Солнечный N 4", товарищество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству администрации Промышленного района г. Самары (далее - Комитет по ЖКХ администрации Промышленного района г. Самары, комитет) о взыскании 381 036 руб. 80 коп. задолженности за коммунальные услуги и содержание жилых помещений муниципального жилого фонда.
Исковые требования основаны на положениях статей 153, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также обязанности собственника жилых помещений оплачивать коммунальные и иные услуги, вносить плату за содержание жилых помещений, однако с мая 2003 года ТСЖ "Солнечный N 4" в результате представления Прокуратуры Промышленного района г. Самары перестало осуществлять сбор средств за коммунальные услуги с нанимателей 48 муниципальных квартир.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Департамент финансов городского округа Самара, администрация Промышленного района городского округа Самары, Департамент городского хозяйства и экологии администрации городского округа Самара.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 17.07.2009 в иске отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2009 решение суда оставлено без изменения.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, судебные инстанции исходили из того, что в силу статьи 67 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматели жилых помещений по договору социального найма обязаны вносить плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги, следовательно, требования управляющей компании к наймодателю жилых помещений удовлетворению не подлежат, кроме этого судебными инстанциями установлено, что в спорный период часть платежей аккумулировалась другим органом публично-правового образования - Департаментом городского хозяйства и экологии администрации городского округа Самара.
В кассационной жалобе ТСЖ "Солнечный N 4", поданной в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, судебные акты предлагается отменить как принятые с нарушением норм материального и процессуального права. В частности не была учтена уже имеющееся судебно-арбитражная практика во взаимоотношениях сторон, кроме этого не учтено, что представлением Прокуратуры Промышленного района г. Самары запрещено товариществу осуществлять сбор средств на оплату коммунальных услуг с нанимателем жилых помещений.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа считает, что оспариваемые судебные акты подлежат оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями между ТСЖ "Солнечный N 4" и Комитетом по ЖКХ администрации Промышленного района г. Самары заключен договор от 01.06.2001 на техническое обслуживание, санитарное содержание, текущий ремонт и финансирование муниципального жилья в ТСЖ "Солнечный N 4" в количестве 3020 кв. м (48 квартир), расположенных по адресу: г. Самара, ул. Демократическая, 4, секции А, Б, В, Г, в соответствии с приложением N 1.
Пунктом 4.2 договора предусмотрено обязанности товарищества осуществлять сбор с членов ТСЖ "Солнечный N 4" платежа за содержание и ремонт жилого дома.
Договор в соответствии с пунктом 7.2 заключен на один год, если за один месяц до истечения срока действия договора ни одна из сторон не заявит о желании его расторгнуть, договор продленным на срок один год.
На основании представления Прокуратуры Промышленного района г. Самара от 29.04.2003 N 159 об устранении нарушений законодательства при организации сборов платежей за коммунальные услуги ТСЖ "Солнечный N 4" прекратило осуществлять сбор средств за коммунальные услуги с нанимателей квартир, находящихся в муниципальной собственности.
Содержащиеся в судебных актах выводы относительно того, что обязанность по внесению платы за содержание и ремонт жилого помещения, а также платы за коммунальные услуги возложена на нанимателей жилых помещений, основаны на материалах дела и действующем законодательстве.
В соответствии с пунктом 2 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма.
Пунктом 3 статьи 67 названного Кодекса предусмотрена обязанность нанимателя своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения соответствующего договора.
Согласно пункту 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения включает в себя: плату за наем; плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту; плату за коммунальные услуги.
Наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется юридическим лицом независимо от организационно-правовой формы или индивидуальным предпринимателем (далее - управляющая организация), вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации. Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке (пункт 4 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, выводы судов двух инстанций о том, что коммунальные платежи и плата за содержание жилья, предъявленные по данному иску, должны вноситься непосредственно нанимателями 48 муниципальных квартир, основаны на нормах жилищного законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Обязанность нанимателя по выплате платежей, указанных в пункте 4 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации может иметь место в случае установления в договоре управления платежей не установленных в договоре социального найма, такого случая суды не установили.
Следовательно, поскольку в данном конкретном случае наймодатель не обязан оплачивать за нанимателей коммунальные платежи и плату на содержание жилого помещения, в иске отказано правомерно.
Не учтены заявителем жалобы и следующие обстоятельства.
Федеральным законом от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (статья 5) предусмотрено, что к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (01.03.2005), Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
С учетом того, что требования ТСЖ "Солнечный N 4" заявлены за период с 01.11.2007 по 01.01.2009 к спорным правоотношениям применимы нормы действующего Жилищного кодекса Российской Федерации, а также положения Постановления Правительства от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность".
Ссылки заявителя на представление Прокуратуры Промышленного района г. Самары от 29.04.2003, которым установлены незаконные действия товарищества по сбору средств с нанимателей жилого фонда ошибочны, поскольку названный документ был принят в период действия Жилищного кодекса РСФСР от 24.06.1983 и Закона Российской Федерации от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики", Федерального закона от 15.06.1996 N 72 "О товариществах собственников жилья", которые уже признаны утратившими силу с 01.03.2005.
Следовательно, нарушения выявленные органами прокуратуры до введения Жилищного кодекса Российской Федерации (01.03.2005) не могут определять правовые отношения сторон на последующий период.
Вступившие в законную силу судебные акты по делу N А55-8476/03 и N А55-16555/2004, на основании которых в пользу ТСЖ "Солнечный N 4" взыскана задолженность за техническое обслуживание, также основаны на нормах жилищного законодательства, которое действовало до 01.03.2005, поэтому доводы товарищества относительно нарушения судами по данному делу сложившейся между сторонами судебно-арбитражной практики, следует признать ошибочными.
ТСЖ "Солнечный N 4" не лишено права при наличии соответствующих доказательств обратиться с самостоятельным иском о взыскании неосновательного обогащения, в случае получения от нанимателей денежных средств за коммунальные услуги другими лицами.
По существу доводы заявителя направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств спора, что в силу положений главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 17.07.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2009 по делу N А55-6778/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)