Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.02.2010 ПО ДЕЛУ N А33-1893/2009

Разделы:
Управление многоквартирным домом; Организация и проведение общих собраний собственников помещений

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 февраля 2010 г. по делу N А33-1893/2009


Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 февраля 2010 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Споткай Л.Е.,
судей: Магда О.В., Радзиховской В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шкреба К.В.,
при участии:
от истца ООО "Система водоснабжения региона" - представителя Васильева Я.Ю. по доверенности N 27 от 02.06.2008,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Система водоснабжения региона"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 27 октября 2009 года по делу N А33-1893/2009, принятое судьей Севрюковой Н.И.,
установил:

общество с ограниченной ответственностью "Система водоснабжения региона" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Жилищно-Ремонтный Эксплуатационный Участок-3-1" о взыскании 693 519 рублей 49 копеек задолженности по оплате потребленной холодной воды.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 27 октября 2009 года в удовлетворении иска отказано. С ООО "Система водоснабжения региона" в доход федерального бюджета взыскано 12 243 рубля 87 копеек государственной пошлины.
Не согласившись с данным судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 27 октября 2009 года отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям:
- - исходя из статей 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации ответчик выступает по отношению к истцу как абонент, вне зависимости как от волеизъявления его самого и жильцов, заключивших с ним договор, так и от факта заключения истцом договоров с жильцами, поскольку данные договоры противоречат закону. Настоящий иск предъявлен истцом как ресурсоснабжающей организацией к ответчику как к абоненту. Вода была передана истцом в дома, находящиеся в управлении ответчика, что предполагает наличие между указанными лицами сложившихся отношений по поставке коммунального ресурса;
- - учет энергии производится по показателям общедомового прибора учета энергии, устанавливаемого на границе сетей водоснабжения (многоквартирного дома и водоснабжающей организации), и фиксирующего общий расход ресурсов в целом на доме, состоящего как из квартир, так и иных вспомогательных помещений. Данное правило находится в непосредственной связи с наличием границы эксплуатационной ответственности, которая на территории Шарыповского района установлена по наружной стене дома. Поскольку дому не были оборудованы общедомовыми приборами, ввиду отказа ответчика от их установки, постольку объем поставленной воды был определен вторым способом, предусмотренным законом - по нормативам потребления (за вычетом денежных сумм, начисленных жильцам, чьи квартиры были оборудованы индивидуальными приборами учета);
- - органом государственной власти в период 2008 года был определен тариф на водоснабжение для ООО "СВР" в размере 14,72 рубля за куб.м. В приказе Департамента жилищно-коммунальной политики администрации Красноярского края "Об установлении тарифов на услуги водоснабжения для ООО "СВР" не имеется разграничений для различных групп потребителей, что предполагает применение единого тарифа в установленном размере для всех лиц. Решением органа местного самоуправления (Шарыповским городским советом депутатов) была установлена субсидия для ООО "СВР", в связи с чем, граждане оплачивали в пользу ООО "СВР" услуги по неполному тарифу, а местный бюджет компенсировал истцу недополученные денежные средства. Однако, данным решением изменился не тариф, а изменилась лишь финансовая нагрузка жильцов. Следовательно, в расчете истец правомерно применил утвержденный тариф в размере 14,72 рублей за куб.м.
Истец представил пояснения по апелляционной жалобе, в котором с учетом судебной практики Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа отказывается от довода относительно неправильного применения судом первой инстанции тарифа. Считает, что при разрешении настоящего дела должно быть применено Решение Шарыповского городского Совета депутатов N 26-272 от 18.12.2007, которым установлен тариф 8,15 рублей (включая НДС) для домов с полным благоустройством (норматив 5,47 куб.м.) и тариф 14 рублей (включая НДС) для домов, оборудованными душами (норматив 2,43 куб.м.). В связи с чем, просит решение от 27 октября 2009 года отменить и принять по делу новый судебный акт в части взыскания с ответчика суммы долга в размере 274 969 рублей 35 копеек.
Ответчик представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение от 27 октября 2009 года оставить без удовлетворения в связи со следующим:
- - у ООО "ЖРЭУ-2" письменного договора с организацией, предоставляющей услуги холодного водоснабжения, не заключено. Подача воды осуществляется истцом напрямую гражданам, взыскание задолженности осуществляется также непосредственно истцом;
- - истец в спорный период, признавая прямые отношения с гражданами, воспользовался своим правом как ресурсоснабжающая организация на получение субсидий на компенсацию (возмещение расходов по компенсации) выпадающих доходов, связанных с установлением предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги. Данное обстоятельство подтверждается письмом МУ "СГХ";
- - органом местного самоуправления было принято решение о выплате субсидий в виде выпадающих доходов русурсоснабжающей организации - ООО "СВР", такое решение орган местного самоуправления может принять только в том случае, если с ресурсоснабжающей организацией заключены договоры о приобретении холодной воды собственниками помещений в многоквартирном доме, осуществляющими непосредственное управление таким домом. Этот факт подтверждает, что ООО "ЖРЭУ-2" не являлось управляющей организацией;
- - определение границ эксплуатационной ответственности не зависит от выбранного способа управления, в частности, при непосредственном способе управления собственники заключают договор холодного водоснабжения от своего имени с ресурсоснабжающими организациями (статья 164 ЖК РФ, пункт 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам), при этом речь не идет и перемещении границ эксплуатационной ответственности, так как на собственников возложена обязанности по содержанию внутридомовых инженерных сетей водоснабжения до границы дома (пункт 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме);
- - при расчетах с населением в 2008 году ООО "СВР" тариф с учетом применения предельных индексов роста платы за 1 муб.м. для населения, отличалась от тарифа, установленного для ООО "СВР". Для населения ООО "СВР" в 2008 году применяло 8,15 руб. (с учетом НДС) на 1 куб.м. Решением Шарыповского городского Совета депутатов N 26-272 от 18.12.2007 "О приведении размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствии с Приказом Департамента жилищно-коммунальной политики администрации Красноярского края от 31.10.2007 N 10-т на 2008 года установлен размер платы за холодное водоснабжение в домах с полным благоустройством в размере 8,15 рублей (с учетом НДС). При этом, расчет, составленный ООО "СВР" составлен исходя из 100% установленного тарифа - 14,72% (без учета НДС) на 1 куб.м., что противоречит пункту 15 Правил.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в дополнении к ней, просил решение от 27 октября 2009 года отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в части взыскания с ООО "ЖРЭУ-3-1" долга в размере 274 969 рублей 35 копеек.
Представитель ООО "Система водоснабжения региона" заявил ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств, а именно: расчета объемов потребления холодной воды жителями, имеющими индивидуальные приборы учета, на общедомовые нужды многоквартирных домов, управление которыми осуществляет ООО "Жилищно-Ремонтный Эксплуатационный Участок-3-1" за период с 01.1.2008 по 30.11.2008 и копии информации о степени благоустройства и нормативу потребления населением холодного водоснабжения.
Суд на основании части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определил удовлетворить ходатайство представителя ООО "Система водоснабжения региона" и приобщить к материалам дела расчет объемов потребления холодной воды жителями, имеющими индивидуальные приборы учета, на общедомовые нужды многоквартирных домов, управление которыми осуществляет ООО "Жилищно-Ремонтный Эксплуатационный Участок-3-1" за период с 01.1.2008 по 30.11.2008 и копию информации о степени благоустройства и нормативу потребления населением холодного водоснабжения.
Ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя. В соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Третий арбитражный апелляционный суд рассматривает дело в отсутствие ответчика.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, апелляционный суд установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела.
Обществу с ограниченной ответственностью "СВР" выдана лицензия на право пользования недрами серии КРР N 01715 с целевым назначением и видами работ - добыча питьевых подземных вод Южно-Шарыповского месторождения для хозяйственно-питьевого водоснабжения населения и технологического обеспечения водой промышленных объектов. Срок действия лицензии 28.12.2026 г.
Обществу с ограниченной ответственностью "СВР" выдана лицензия на право пользования недрами серии КРР N 01701 с целевым назначением и видами работ - добыча питьевых подземных вод Кадатского месторождения для хозяйственно-питьевого водоснабжения населения и технологического обеспечения водой промышленных объектов. Срок действия лицензии 28.12.2026 г.
Между Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям Администрации города Шарыпово (Арендодатель) и ООО "СВР" (арендатор) заключен договор N 112 аренды муниципального имущества от 28.12.2007, в соответствии с пунктом 1.1 которого (в редакции Дополнительного соглашения от 11.06.2008) арендодатель сдает, а арендатор принимает согласно приложению (акт приема-передачи) во временное владение и пользование совокупность имущества, в состав которого входят здания, сооружения и иные объекты, в том числе движимое имущество, предназначенное для эксплуатации в целях оказания услуг водоснабжения населению, бюджетным учреждениям, организациям, предприятиям и иным потребителям.
Пунктом 2.1 договора N 112 срок аренды с 01.01.2008 до 30.12.2008.
В приложении к договору аренды от 28.12.2007 N 112 подписан Акт приема-передачи муниципального имущества, в котором указано имущество, передаваемое в аренду, в том числе имущество Южно-Шарыповского водозабора, Кадатского водозабора, насосные станции 3-гоподъема, водопроводные сети г. Шарыпово.
В материалы дела представлена копия договора управления общим имуществом многоквартирных домов от 01.01.2008 заключенный ООО "ЖРЭУ 3-1" (управляющая организация) и собственникам жилых помещений, согласно приложенных реестров собственников помещений в многоквартирных дома N 8, 10, 11, 12, 19, 20, 22, 13, 15, 17, 17а, 54, расположенных по адресу: г. Шарыпово Красноярского края, 6 макрорайон. (собственники).
Предметом договора от 01.01.2008 согласно пункту 2.1 является обеспечение выполнения Управляющей организацией за плату услуг и работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, в целях управления многоквартирным домом, осуществление иной направленной на достижение целей обеспечения надлежащей эксплуатации, содержания и ремонта инженерных систем и оборудования многоквартирного дома деятельности, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера плат за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", иных нормативно-правовых актов.
В приложении N 2 к договору от 01.01.2008 указан Перечень работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома осуществляемых в счет платы за содержание и ремонт жилого помещения
Согласно пункту 2.9 договора Управление многоквартирным домом осуществляется Управляющей организацией в интересах Собственников помещений, нанимателей, членов семей собственников и нанимателей, за счет средств собственников.
Пунктом 3.1 договора определены обязанности Управляющей организации, в которые включена обязанность оказывать услуги согласно приложению N 4 к договору, оказывать услуги по вывозу твердо-бытовых отходов
Договор управления имуществом многоквартирных домов от 01.01.2008 подписан, согласно реестрам, собственниками помещений в многоквартирных домах N 8, 10, 11, 12, 19, 20, 22, 13, 15, 17, 17А, 54, расположенных в 6-м микрорайоне.
Решением Шарыповского городского Совета N 7-60 от 21.02.2006 г. утверждены ставки платы за жилое помещение и коммунальные услуги по г. Шарыпово, п. Дубинино и п. Горячегорск на 2006 г., в том числе нормативы потребления коммунальных услуг, ставки платы за коммунальные услуги.
Приказом Департамента Жилищно-коммунальной политики администрации Красноярского края N 37-т от 30.11.2007 установлены тарифы на услуги водоснабжения для ОАО "Система водоснабжения региона" сроком действия с 01.01.2008 по 31.12.2008 в размере 14 рублей 72 копейки за 1 куб.м (без НДС).
Решением Шарыповского городского Совета депутатов N 26-290 от 18.12.2007 установлены размер платы за пользование жилым помещением, содержание и ремонт жилого помещения на территории муниципального образования "город Шарыпово Красноярского края" на 2008 год.
18.12.2007 Шарыповский городской Совет депутатов принял решение N 26-272 "О приведении размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствии с Приказом Департамента жилищно-коммунальной политики администрации Красноярского края от 31 октября 2007 г. N 10-т на 2008 год".
В приложении N 1 к названному Решению установлен размер платы на коммунальные услуги по г. Шарыпово за холодное водоснабжение в домах с полным благоустройством - 8,15 руб. /куб.м, с сидячими ваннами, оборудованными душами - 9,51 руб. /куб.м, с душами - 14 руб. /куб.м, с общими душами - 10,25 руб./куб.м, в домах с водопроводом и канализацией без горячего водоснабжения - 14,11 руб./куб.м.
Представителями ООО "ЖРЭУ 3-1" составлены Акты обследования жилищного фонда от 26.05.2008, от 08.09.2008 г., 06.09.2007 жилых домов N 8, 10, 11, 12, 19, 20, 22, 13, 15, 17, 17А, 54 микрорайона 6 г. Шарыпово, которыми установлено, что произведена консервация поливочного крана в указанных жилых домах.
Представителями ООО "ЖРЭУ 1-1" составлены Акты обследования жилищного фонда от 29.04.2009 жилых домов N 8, 10, 11, 12, 19, 20, 22, 13, 15, 17, 17А, 54 микрорайона 6 г. Шарыпово, которыми установлено, что в подъездах указанных жилых домов на лестничных площадках этажей отсутствуют врезки и трубопроводы холодного водоснабжения. Каждый акт подписан одним из собственников квартир указанных жилых домов.
25.07.2008 ООО "СВР" направило в адрес ООО "ЖРЭУ 3-1" письмо N 971, в котором сообщило о необходимости установки приборов учета потребления холодной воды в многоквартирных жилых домах при проведении капитального ремонта.
ООО "ЖРЭУ 3-1" в ответ на письмо N 971 от 25.07.2008 г. письмом N 160 от 04.08.2008 сообщило, что вид работ по установке приборов учета потребления холодной воды отсутствует в данной программе на 2008 г. на многоквартирные дома г. Шарыпово, т.е. субсидии на установку приборов учета потребления холодной воды в 2008 г. не выделены бюджетами различных уровней.
ООО "СВР" 25.09.2008 с письмом N 1335 направило в адрес ООО "ЖРЭУ 3-1" проект договора N 217-08 от 01.08.2008 на отпуск (получение) питьевой воды. Письмом N 226 от 06.10.2008 ООО "ЖРЭУ 3-1" отказалось от заключения договора.
В материалы дела представлена копия договора N 217-08 на отпуск (получение) питьевой воды от 01.08.2008 между ООО "СВР" (Ресурсоснабжающая организация) и ООО "ЖРЭУ 3-1" (Абонент), не подписанный обществом с ограниченной ответственностью "ЖРЭУ 3-1".
Муниципальное учреждение "Служба городского хозяйства" письмом N 09/1387 от 23.10.2008 направило в адрес ООО "СВР" перечень многоквартирных домов по городу Шарыпово и поселку Дубинино с указанием управляющей организации. Согласно приложенному к названному письму Перечню ООО "ЖРЭУ 1-1" является управляющей организацией в отношении многоквартирных домов: N N 1, 2, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 25, 26, 27 первого микрорайона, N N 1, 2, 3, 21, 22, 23, 24, 25 третьего микрорайона, N N 1, 2 пятого микрорайона.
27.10.2008 ООО "СВР" направило в адрес ООО "ЖРЭУ 1-1" претензию N 1492 об оплате 930 261 руб. 06 коп - задолженности за потребленную в период с 01.01.2008 по 30.09.2008 жителями многоквартирных домов, управление которыми осуществляет ООО "ЖРЭУ 1-1", воду из расчета по нормативам потребления в отношении собственников жилых помещений, у который установлены индивидуальные приборы учета.
30.09.2008 ООО "СВР" выставило обществу с ограниченной ответственностью "ЖРЭУ 3-1" счет-фактуру N 3269 на 512 042 рубля 08 копеек за 29479, 210 куб. м питьевой воды по тарифу 14 рублей 72 копейки.
ООО "ЖРЭУ 3-1" представило в материалы дела отчеты по количеству зарегистрированных граждан, имеющих индивидуальные приборы учета, по жилым домам N 8, 10, 11, 12, 19, 20, 22, 13, 15, 17, 17А, 54 микрорайона 6 за январь - ноябрь 2008 года.
ООО "СВР" в обоснование своих расчетов объемов потребления холодной воды жителями, имеющими индивидуальные приборы учета, на общедомовые нужды многоквартирных домов, управление которыми осуществляется ООО "ЖРЭУ 3-1", представило в материалы дела списки жильцов, имеющих индивидуальные приборы учета за январь - декабрь 2008 года, списки показаний счетчиков, извещения на оплату потребленной холодной воды с показаниями приборов учета, объемом расхода воды (в куб.м), суммы оплаты.
На основании изложенного, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском к ответчику о взыскании долга за потребленную холодную воду в сумме 574 387 рублей 83 копейки.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно статье 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 Кодекса).
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Согласно пункту 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Исходя из содержания данной нормы, на собственниках помещений в многоквартирном доме лежит обязанность выбора лишь одного способа управления многоквартирным домом.
В материалы дела представлена копия договора управления общим имуществом многоквартирных домов от 01.01.2008, заключенного ООО "ЖРЭУ-3-1" (Управляющая организация) с собственниками жилых помещений, согласно приложенных реестров собственников помещений в следующих многоквартирных домах N 8, 10, 11, 12, 19, 20, 22, 13, 15, 17, 17а, 54, расположенных по адресу: г. Шарыпово Красноярского края, 6 макрорайон. (собственники).
Согласно пункту 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Следовательно, собственники помещений в многоквартирных домах, выбрав способ управления домом, в силу закона обязаны передать весь комплекс полномочий по управлению домом, в том числе по предоставлению коммунальных услуг, управляющей организации. В рассматриваемом случае именно ответчик является исполнителем коммунальных услуг в спорный период январь - ноябрь 2008 года.
Отсутствие заключенного договора между ресурсоснабжающей организацией и управляющей организацией на снабжение холодной водой не освобождает потребителей и исполнителя коммунальных услуг от оплаты полученной холодной воды.
В пунктах 4 и 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что наниматели и собственники жилых помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят управляющей организации плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно пункту 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) плату за коммунальные услуги (плата за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление).
Исходя из пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 307 (далее Правила N 307) под коммунальными услугами понимается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
Обязанность управляющей компании, как исполнителя коммунальных услуг, заключить с ресурсоснабжающей организацией договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям предусмотрена подпунктом "в" пункта 49 Правил N 307.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что ответчик является исполнителем коммунальных услуг и лицом, обязанным производить оплату за холодное водоснабжение. Отсутствие договорных отношений между истцом и ответчиком по снабжению холодной водой не освобождает ответчика от обязанности производить оплату за фактически отпущенную в жилые дома и полученную холодную воду.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований и делая вывод о применимости к отношениям сторон пункта 16 Правил N 307, предусматривающего исчисление платы за коммунальные услуги при отсутствии общедомовых приборов учета воды исходя из показания индивидуальный приборов учета, не учел следующее.
Холодное водоснабжение относится к коммунальным ресурсам (пункт 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 3 Правил N 307).
Оплата производится за фактически принятое абонентом количество воды в соответствии с данными учета воды, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Исходя из пунктов 33, 34 Правил N 167 количество полученной питьевой воды и сброшенных сточных вод определяется на основании данных учета фактического потребления и сброса по показаниям средств измерения, для которых оборудуется узел учета, который должен размещаться на сетях абонента, как правило, на границе эксплуатационной ответственности между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентом.
В силу пункта 8 Правил N 307 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить этим Правилам, при определении условий договора энергоснабжения, заключаемого между ресурсоснабжающей и управляющей организациями, Правилами N 167 следует руководствоваться с учетом пункта 15 Правил N 307.
Следовательно, при отсутствии средств измерения, предусмотренных пунктом 34 Правил N 167, объем отпущенной воды должен определяться ресурсоснабжающей организацией на основании нормативов потребления коммунальных ресурсов, которые устанавливаются для домов определенной группы независимо от наличия у их жителей индивидуальных приборов учета воды (подпункт "а" пункта 5, пункт 10, подпункт "в" пункта 39 Правил N 306). При установлении указанных нормативов показания индивидуальных приборов учета воды не принимаются во внимание.
Таким образом, действующее нормативное регулирование отношений по водоснабжению допускает учет фактического потребления питьевой воды и сброса сточных вод одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета воды, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентом, либо расчетным путем исходя из количества жителей и утвержденных нормативов водопотребления.
Изложенный порядок соответствует пункту 8 Правил N 307, предписывающему, что условия договора, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить не только Правилам N 307, но и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, к которым относятся и Правила N 167, предусматривающие размещение узла учета на сетях абонента, как правило, на границе эксплуатационной ответственности между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентом (пункт 34).
Аналогичный метод определения количества и стоимости ресурса, приобретенного исполнителем коммунальных услуг и потребленного гражданами при отсутствии приборов учета, соответствует правовой позиции, изложенной в постановлениях Президиума ВАС РФ от 09.06.2009 N 525/09 и 22.09.2009 N 5290/2009.
В соответствии с абзацем вторым пункта 15 Правил N 307 в случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной и горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Решением Шарыповского городского Совета депутатов "О приведении размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствии с Приказом Департамента жилищно-коммунальной политики администрации Красноярского края от 31.10.2007 N 10-т на 2008 год" (приложение N 1) от 18.12.2007 N 26-272 установлены тарифы на холодное водоснабжение в домах с полным благоустройством в размере 8,15 руб./ м. (в т.ч. НДС), в домах с душами - 14 руб./м. (в т.ч. НДС).
В суд апелляционной инстанции истцом представлен расчет задолженности по тарифу, установленному Решением Шарыповского городского Совета депутатов "О приведении размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствии с Приказом Департамента жилищно-коммунальной политики администрации Красноярского края от 31.10.2007 N 10-т на 2008 год".
Согласно расчету истца, стоимость потребленной холодной воды исходя из тарифа на холодное водоснабжение в размере 8,15 руб./куб.м. (в домах с полным благоустройством), а также в домах с душами - 14 руб./м. составляет 274 969 рублей 35 копеек за период с 01.01.2008 по 30.11.2008.
Расчет проверен судом апелляционной инстанции, является верным.
Количество жителей определен истцом на основании данных ответчика и последним не оспорено. Степень благоустройства документально подтверждена службой городского хозяйства.
Степень благоустройства, количество жильцов, имеющих индивидуальные приборы учета, сведения показаний индивидуальных приборов учета ответчиком не оспаривается.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца 274 969 рублей 35 копеек задолженности по оплате потребленной холодной воды за период с 01.01.2008 по 30.11.2008.
На основании изложенного, решение Арбитражного суда Красноярского края от 27 октября 2009 года подлежит отмене в связи с нарушением норм материального права (пункт 4, часть 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение иска и апелляционной жалобы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных требований.
Поскольку истцу при подаче иска судом первой инстанции была предоставлено отсрочка уплаты государственной пошлины, следовательно, с учетом частичного удовлетворения исковых требований, с истца в доход федерального бюджета подлежит взысканию 6 382 рубля 52 копейки государственной пошлины, с ответчика подлежит взысканию в доход федерального бюджета 5 861 рубль 35 копеек государственной пошлины. С ответчика в пользу истца подлежит взысканию 478 рублей 70 копеек расходов по уплате государственной пошлине по апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Красноярского края от 27 октября 2009 года по делу N А33-1893/2009 отменить. Иск удовлетворить частично.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-ремонтный Эксплуатационный участок-3-1" (г. Шарыпово) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Система водоснабжения региона" (г. Шарыпово) 274 969 рублей 35 копеек задолженности.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-ремонтный Эксплуатационный участок-3-1" (г. Шарыпово) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Система водоснабжения региона" (г. Шарыпово) 478 рублей 70 копеек расходов по уплате государственной пошлине по апелляционной жалобе.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Система водоснабжения региона" (г. Шарыпово) в доход федерального бюджета 6 382 рубля 52 копейки государственной пошлины.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-ремонтный Эксплуатационный участок-3-1" (г. Шарыпово) в доход федерального бюджета 5 861 рубль 35 копеек государственной пошлины.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий судья
Л.Е.СПОТКАЙ

Судьи:
О.В.МАГДА
В.В.РАДЗИХОВСКАЯ
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)