Судебные решения, арбитраж
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 02 октября 2001 года Дело N Ф03-А51/01-1/1927
Арбитражный суд рассмотрел кассационную жалобу Финансового управления Администрации г. Владивостока на решение и постановление от 25.04.2001, 03.07.2001 по делу N А51-2733/01-18-60 Арбитражного суда Приморского края по иску жилищно-строительного кооператива N 89 к Администрации г. Владивостока, Финансовому управлению Администрации г. Владивостока о взыскании 11395901 рубля.
Жилищно-строительный кооператив N 89 (ЖСК N 89) обратился в Арбитражный суд Приморского края с иском к Администрации г. Владивостока, Финансовому управлению Администрации г. Владивостока о взыскании убытков в сумме 11395901 рубль, составляющих задолженность по компенсации удорожания стоимости кооперативного жилищного строительства за 1999 - 2000 годы.
К участию в деле в качестве третьего лица на стороне истца привлечено Финансовое управление Администрации Приморского края (ныне - Департамент финансов Администрации Приморского края).
До принятия судом решения по делу истец в порядке ст. 37 АПК РФ изменил размер исковых требований до 9441297 рублей.
Решением от 25.04.2001 с Администрации г. Владивостока в лице Финансового управления Администрации г. Владивостока в пользу ЖСК N 89 взысканы убытки в сумме 9441297 рублей.
Постановлением апелляционной инстанции от 03.07.2001 решение оставлено без изменения. Принятые по делу судебные акты мотивированы тем, что право ЖСК N 89 на получение компенсации удорожания стоимости кооперативного жилищного строительства предусмотрено Постановлениями Правительства РФ N 140 от 06.03.1992, N 743 от 22.06.1994, а также Законами Приморского края о бюджете края на 1999, 2000 годы. Кроме того, средства на выплату компенсации планировались в бюджете г. Владивостока с регулированием доходов бюджета.
В кассационной жалобе Финансового управления г. Владивостока предлагается решение от 25.04.2001, постановление от 03.07.2001 отменить как принятые с нарушением норм материального и процессуального права.
В обоснование жалобы заявитель указал на то, что судом необоснованно отклонено ходатайство ответчика о прекращении производства по делу на основании п. 2 ст. 85 АПК РФ, поскольку имеется вступившее в законную силу решение суда от 28.03.2000 по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям. Полагает, что представленный истцом расчет компенсации без учета малоимущих лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий и являющихся членами ЖСК N 89, не соответствует действующему законодательству. Кроме того, судом не учтено то обстоятельство, что в предъявленных ЖСК N 89 к оплате актах выполненных работ (Ф2) имеет место завышение стоимости строительства, превышающее по сумме исковые требования истца. Финансовое управление Администрации г. Владивостока полагает, что отношения истца и ответчика являются бюджетно-правовыми, в связи с чем статьи 11, 12, 15 ГК РФ в данном случае неприменимы при рассмотрении данного спора.
В возражениях на кассационную жалобу Департамент финансов Администрации Приморского края считает судебные акты законными и обоснованными, а доводы кассационной жалобы несостоятельными. Полагает, что предмет и основания заявленного иска не тождественны рассмотренному ранее иску по делу N 18-298, в связи с чем у суда отсутствовали основания для прекращения производства по делу. Законами Приморского края "О краевом бюджете на 1999 год" и "О краевом бюджете на 2000 год" администрация края приняла Постановление Правительства от 22.06.1994 N 743 как обязательное для исполнения, запланировав местным бюджетам средства на выплату компенсации удорожания стоимости жилищного строительства с регулированием доходов бюджетов. Считает, неправомерными доводы кассационной жалобы в части расчета суммы иска, так как порядок расчета компенсации предусмотрен Письмом Министерства финансов РФ от 08.05.1992 N 27.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель Финансового управления Администрации г. Владивостока поддержал доводы, изложенные в жалобе, и пояснил, что Постановления Правительства РФ от 06.03.1992 N 140, от 22.06.1994 N 743 адресованы органам исполнительной власти субъектов РФ, а не органам местного самоуправления. Расходы на выплату компенсаций ЖСК не производились, так как не были обеспечены финансовыми источниками.
Представитель Департамента финансов Администрации Приморского края изложил доводы, соответствующие тексту возражений на кассационную жалобу.
Представители ЖСК N 89 в судебное заседание кассационной инстанции не явились.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что постановление от 03.07.2001 подлежит отмене по следующим основаниям.
Постановлением Правительства РФ от 06.03.1992 N 140 "О государственной поддержке кооперативного жилищного строительства малоимущим и состоящим на учете по улучшению жилищных условий гражданам" предусмотрена компенсация удорожания стоимости строительства, начатого до 01.01.1992. Указанное Постановление утратило силу с 01.01.1999.
Постановлением Правительства РФ от 22.06.1994 N 743 "О государственной поддержке кооперативного жилищного строительства" рекомендовано органам исполнительной власти краев компенсировать малоимущим и состоящим на учете по улучшению жилищных условий гражданам не менее 70 процентов удорожания стоимости кооперативного жилищного строительства, начатого до 01.01.1994.
Невыплата указанной компенсации в 1999 - 2000 годах за счет средств местного бюджета послужила основанием обращения ЖСК N 89 с настоящим иском в суд.
Из постановления апелляционной инстанции следует, что ЖСК N 89 получал данную компенсацию ежегодно с 1992 по 1998 годы и является единственным кооперативом г. Владивостока, начавшим строительство дома до 1992 года.
Однако материалы дела не содержат документов, подтверждающих период создания ЖСК N 89 и начало строительства кооперативного дома.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что несмотря на рекомендательный характер Постановления Правительства РФ от 22.06.1994 N 743 расходы на компенсацию удорожания стоимости строительства ЖСК N 89 были учтены в бюджете г. Владивостока на 1998 год и последующие годы. Кроме того, Законами Приморского края "О краевом бюджете на 1999 год" и "О краевом бюджете на 2000 год" администрация края приняла Постановления Правительства РФ от 06.03.1992 N 140, от 22.06.1994 N 743 как обязательные для исполнения и планировала бюджету г. Владивостока выплату компенсации удорожания жилищного строительства с регулированием доходов местного бюджета.
Между тем, согласно ст. 87 Бюджетного кодекса РФ расходы на компенсацию удорожания стоимости кооперативного жилищного строительства не относятся к расходам, финансируемым исключительно из местных бюджетов.
В соответствии со ст. 60 Бюджетного кодекса РФ в случае принятия органами государственной власти решений, приводящих к увеличению бюджетных расходов, реализации органами местного самоуправления законов субъектов РФ, требующих дополнительного бюджетного финансирования, местные бюджеты должны быть обеспечены ассигнованиями на финансирование указанных мероприятий.
В связи с этим суду апелляционной инстанции необходимо было исследовать Законы Приморского края о бюджетах на 1999, 2000 годы и установить, предусмотрены ли данными законами расходы бюджета на выплату компенсации удорожания стоимости кооперативного жилищного строительства, а также определен ли порядок обеспечения бюджета г. Владивостока соответствующими ассигнованиями.
Необоснованны выводы суда апелляционной инстанции о том, что Департаментом финансов Администрации Приморского края компенсировались расходы бюджета г. Владивостока на выплату указанной компенсации путем передачи части доходов города от отчислений части регулирующих федеральных налогов, которая должна перечисляться в краевой бюджет.
В соответствии со статьями 48, 58, 61 Бюджетного кодекса РФ отчисления от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов, передаваемые местным бюджетам субъектом Российской Федерации, устанавливаются в процентной доле, утверждаемой законом о бюджете субъекта Российской Федерации.
В связи с этим судом не исследовался вопрос о том, установлены ли Законами о бюджете Приморского края нормативы отчислений регулирующих доходов, переданных бюджету г. Владивостока для покрытия расходов по компенсации удорожания стоимости кооперативного жилищного строительства.
Согласно Постановлениям Правительства РФ от 06.03.1992 N 140, от 22.06.1994 N 743, Письму Министерства финансов РФ от 08.05.1992 компенсация в размере 70 процентов удорожания стоимости кооперативного жилищного строительства предусмотрена для малоимущих и состоящих на учете по улучшению жилищных условий граждан.
Из материалов дела следует, что состав членов ЖСК N 89 в ходе строительства изменялся, и по состоянию на 2001 год в состав кооператива вошли новые члены, оплатившие строительство жилья в размере 100 процентов (л. д. 54, т. 1).
Из имеющегося в материалах дела письма Финансового управления Администрации края от 29.10.1997 N 45106-04 видно, что в жилищно-строительном кооперативе должен быть список малоимущих членов кооператива, к категории которых до утверждения Государственной Думой прожиточного минимума относятся: пенсионеры, студенты дневных отделений высших и средних учебных учреждений, работники бюджетной сферы, многодетные семьи и семьи, имеющие доходы на одного члена семьи менее 502000 рублей в месяц. Кроме того, механизм определения статуса малоимущих граждан был определен ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" от 24.10.1997.
В связи с этим судом апелляционной инстанции сделан неверный вывод о том, что поскольку на момент издания Постановлений Правительства РФ от 06.03.1992 N 140, от 22.06.1994 N 743 не был установлен механизм определения статуса граждан как малоимущих, определение размера компенсации производится исходя из признаков принадлежности членов кооператива по месту их работы в бюджетных организациях, их нуждаемости в улучшении жилищных условий и объема фактически выполненных работ, а доводы заявителя жалобы о необходимости расчета компенсации от количества малоимущих лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, являются правомерными.
Кроме того, порядок расчета компенсации удорожания стоимости кооперативного жилищного строительства, определенный Письмом Министерства финансов РФ от 08.05.1992 N 27, не содержит указаний о том, что компенсация определяется исходя из общего объема выполненных работ, так как является компенсацией суммы удорожания, приходящейся на малоимущих и состоящих на учете по улучшению жилищных условий граждан.
Судом апелляционной инстанции не дана оценка доводам Финансового управления Администрации г. Владивостока о завышении стоимости строительства жилого дома в актах формы - 2, предъявленных истцом в качестве основания расчета компенсации удорожания строительства за 1999 - 2000 годы, а также ходатайству о прекращении производства по делу в части взыскания убытков за 1999 год.
Кроме того, суду апелляционной инстанции необходимо устранить противоречия, имеющиеся в судебных актах, принятых по делу, в части суммы предъявленных ко взысканию убытков и периода их начисления.
При таких обстоятельствах постановление апелляционной инстанции является недостаточно обоснованным и подлежит отмене на основании п. 3 ст. 175 АПК РФ.
При новом рассмотрении дела суду следует устранить указанные нарушения.
Руководствуясь статьями 174 - 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
постановление от 03.07.2001 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-2733/01-18-60 отменить. Дело передать на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию того же суда.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 02.10.2001 N Ф03-А51/01-1/1927
Разделы:ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
решений (постановлений) арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 02 октября 2001 года Дело N Ф03-А51/01-1/1927
Арбитражный суд рассмотрел кассационную жалобу Финансового управления Администрации г. Владивостока на решение и постановление от 25.04.2001, 03.07.2001 по делу N А51-2733/01-18-60 Арбитражного суда Приморского края по иску жилищно-строительного кооператива N 89 к Администрации г. Владивостока, Финансовому управлению Администрации г. Владивостока о взыскании 11395901 рубля.
Жилищно-строительный кооператив N 89 (ЖСК N 89) обратился в Арбитражный суд Приморского края с иском к Администрации г. Владивостока, Финансовому управлению Администрации г. Владивостока о взыскании убытков в сумме 11395901 рубль, составляющих задолженность по компенсации удорожания стоимости кооперативного жилищного строительства за 1999 - 2000 годы.
К участию в деле в качестве третьего лица на стороне истца привлечено Финансовое управление Администрации Приморского края (ныне - Департамент финансов Администрации Приморского края).
До принятия судом решения по делу истец в порядке ст. 37 АПК РФ изменил размер исковых требований до 9441297 рублей.
Решением от 25.04.2001 с Администрации г. Владивостока в лице Финансового управления Администрации г. Владивостока в пользу ЖСК N 89 взысканы убытки в сумме 9441297 рублей.
Постановлением апелляционной инстанции от 03.07.2001 решение оставлено без изменения. Принятые по делу судебные акты мотивированы тем, что право ЖСК N 89 на получение компенсации удорожания стоимости кооперативного жилищного строительства предусмотрено Постановлениями Правительства РФ N 140 от 06.03.1992, N 743 от 22.06.1994, а также Законами Приморского края о бюджете края на 1999, 2000 годы. Кроме того, средства на выплату компенсации планировались в бюджете г. Владивостока с регулированием доходов бюджета.
В кассационной жалобе Финансового управления г. Владивостока предлагается решение от 25.04.2001, постановление от 03.07.2001 отменить как принятые с нарушением норм материального и процессуального права.
В обоснование жалобы заявитель указал на то, что судом необоснованно отклонено ходатайство ответчика о прекращении производства по делу на основании п. 2 ст. 85 АПК РФ, поскольку имеется вступившее в законную силу решение суда от 28.03.2000 по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям. Полагает, что представленный истцом расчет компенсации без учета малоимущих лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий и являющихся членами ЖСК N 89, не соответствует действующему законодательству. Кроме того, судом не учтено то обстоятельство, что в предъявленных ЖСК N 89 к оплате актах выполненных работ (Ф2) имеет место завышение стоимости строительства, превышающее по сумме исковые требования истца. Финансовое управление Администрации г. Владивостока полагает, что отношения истца и ответчика являются бюджетно-правовыми, в связи с чем статьи 11, 12, 15 ГК РФ в данном случае неприменимы при рассмотрении данного спора.
В возражениях на кассационную жалобу Департамент финансов Администрации Приморского края считает судебные акты законными и обоснованными, а доводы кассационной жалобы несостоятельными. Полагает, что предмет и основания заявленного иска не тождественны рассмотренному ранее иску по делу N 18-298, в связи с чем у суда отсутствовали основания для прекращения производства по делу. Законами Приморского края "О краевом бюджете на 1999 год" и "О краевом бюджете на 2000 год" администрация края приняла Постановление Правительства от 22.06.1994 N 743 как обязательное для исполнения, запланировав местным бюджетам средства на выплату компенсации удорожания стоимости жилищного строительства с регулированием доходов бюджетов. Считает, неправомерными доводы кассационной жалобы в части расчета суммы иска, так как порядок расчета компенсации предусмотрен Письмом Министерства финансов РФ от 08.05.1992 N 27.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель Финансового управления Администрации г. Владивостока поддержал доводы, изложенные в жалобе, и пояснил, что Постановления Правительства РФ от 06.03.1992 N 140, от 22.06.1994 N 743 адресованы органам исполнительной власти субъектов РФ, а не органам местного самоуправления. Расходы на выплату компенсаций ЖСК не производились, так как не были обеспечены финансовыми источниками.
Представитель Департамента финансов Администрации Приморского края изложил доводы, соответствующие тексту возражений на кассационную жалобу.
Представители ЖСК N 89 в судебное заседание кассационной инстанции не явились.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что постановление от 03.07.2001 подлежит отмене по следующим основаниям.
Постановлением Правительства РФ от 06.03.1992 N 140 "О государственной поддержке кооперативного жилищного строительства малоимущим и состоящим на учете по улучшению жилищных условий гражданам" предусмотрена компенсация удорожания стоимости строительства, начатого до 01.01.1992. Указанное Постановление утратило силу с 01.01.1999.
Постановлением Правительства РФ от 22.06.1994 N 743 "О государственной поддержке кооперативного жилищного строительства" рекомендовано органам исполнительной власти краев компенсировать малоимущим и состоящим на учете по улучшению жилищных условий гражданам не менее 70 процентов удорожания стоимости кооперативного жилищного строительства, начатого до 01.01.1994.
Невыплата указанной компенсации в 1999 - 2000 годах за счет средств местного бюджета послужила основанием обращения ЖСК N 89 с настоящим иском в суд.
Из постановления апелляционной инстанции следует, что ЖСК N 89 получал данную компенсацию ежегодно с 1992 по 1998 годы и является единственным кооперативом г. Владивостока, начавшим строительство дома до 1992 года.
Однако материалы дела не содержат документов, подтверждающих период создания ЖСК N 89 и начало строительства кооперативного дома.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что несмотря на рекомендательный характер Постановления Правительства РФ от 22.06.1994 N 743 расходы на компенсацию удорожания стоимости строительства ЖСК N 89 были учтены в бюджете г. Владивостока на 1998 год и последующие годы. Кроме того, Законами Приморского края "О краевом бюджете на 1999 год" и "О краевом бюджете на 2000 год" администрация края приняла Постановления Правительства РФ от 06.03.1992 N 140, от 22.06.1994 N 743 как обязательные для исполнения и планировала бюджету г. Владивостока выплату компенсации удорожания жилищного строительства с регулированием доходов местного бюджета.
Между тем, согласно ст. 87 Бюджетного кодекса РФ расходы на компенсацию удорожания стоимости кооперативного жилищного строительства не относятся к расходам, финансируемым исключительно из местных бюджетов.
В соответствии со ст. 60 Бюджетного кодекса РФ в случае принятия органами государственной власти решений, приводящих к увеличению бюджетных расходов, реализации органами местного самоуправления законов субъектов РФ, требующих дополнительного бюджетного финансирования, местные бюджеты должны быть обеспечены ассигнованиями на финансирование указанных мероприятий.
В связи с этим суду апелляционной инстанции необходимо было исследовать Законы Приморского края о бюджетах на 1999, 2000 годы и установить, предусмотрены ли данными законами расходы бюджета на выплату компенсации удорожания стоимости кооперативного жилищного строительства, а также определен ли порядок обеспечения бюджета г. Владивостока соответствующими ассигнованиями.
Необоснованны выводы суда апелляционной инстанции о том, что Департаментом финансов Администрации Приморского края компенсировались расходы бюджета г. Владивостока на выплату указанной компенсации путем передачи части доходов города от отчислений части регулирующих федеральных налогов, которая должна перечисляться в краевой бюджет.
В соответствии со статьями 48, 58, 61 Бюджетного кодекса РФ отчисления от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов, передаваемые местным бюджетам субъектом Российской Федерации, устанавливаются в процентной доле, утверждаемой законом о бюджете субъекта Российской Федерации.
В связи с этим судом не исследовался вопрос о том, установлены ли Законами о бюджете Приморского края нормативы отчислений регулирующих доходов, переданных бюджету г. Владивостока для покрытия расходов по компенсации удорожания стоимости кооперативного жилищного строительства.
Согласно Постановлениям Правительства РФ от 06.03.1992 N 140, от 22.06.1994 N 743, Письму Министерства финансов РФ от 08.05.1992 компенсация в размере 70 процентов удорожания стоимости кооперативного жилищного строительства предусмотрена для малоимущих и состоящих на учете по улучшению жилищных условий граждан.
Из материалов дела следует, что состав членов ЖСК N 89 в ходе строительства изменялся, и по состоянию на 2001 год в состав кооператива вошли новые члены, оплатившие строительство жилья в размере 100 процентов (л. д. 54, т. 1).
Из имеющегося в материалах дела письма Финансового управления Администрации края от 29.10.1997 N 45106-04 видно, что в жилищно-строительном кооперативе должен быть список малоимущих членов кооператива, к категории которых до утверждения Государственной Думой прожиточного минимума относятся: пенсионеры, студенты дневных отделений высших и средних учебных учреждений, работники бюджетной сферы, многодетные семьи и семьи, имеющие доходы на одного члена семьи менее 502000 рублей в месяц. Кроме того, механизм определения статуса малоимущих граждан был определен ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" от 24.10.1997.
В связи с этим судом апелляционной инстанции сделан неверный вывод о том, что поскольку на момент издания Постановлений Правительства РФ от 06.03.1992 N 140, от 22.06.1994 N 743 не был установлен механизм определения статуса граждан как малоимущих, определение размера компенсации производится исходя из признаков принадлежности членов кооператива по месту их работы в бюджетных организациях, их нуждаемости в улучшении жилищных условий и объема фактически выполненных работ, а доводы заявителя жалобы о необходимости расчета компенсации от количества малоимущих лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, являются правомерными.
Кроме того, порядок расчета компенсации удорожания стоимости кооперативного жилищного строительства, определенный Письмом Министерства финансов РФ от 08.05.1992 N 27, не содержит указаний о том, что компенсация определяется исходя из общего объема выполненных работ, так как является компенсацией суммы удорожания, приходящейся на малоимущих и состоящих на учете по улучшению жилищных условий граждан.
Судом апелляционной инстанции не дана оценка доводам Финансового управления Администрации г. Владивостока о завышении стоимости строительства жилого дома в актах формы - 2, предъявленных истцом в качестве основания расчета компенсации удорожания строительства за 1999 - 2000 годы, а также ходатайству о прекращении производства по делу в части взыскания убытков за 1999 год.
Кроме того, суду апелляционной инстанции необходимо устранить противоречия, имеющиеся в судебных актах, принятых по делу, в части суммы предъявленных ко взысканию убытков и периода их начисления.
При таких обстоятельствах постановление апелляционной инстанции является недостаточно обоснованным и подлежит отмене на основании п. 3 ст. 175 АПК РФ.
При новом рассмотрении дела суду следует устранить указанные нарушения.
Руководствуясь статьями 174 - 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление от 03.07.2001 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-2733/01-18-60 отменить. Дело передать на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию того же суда.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)