Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2010 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 февраля 2010 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Радушевой О.Н.
судей Садило Г.М., Каплина С.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания Максаревой О.А., с участием:
от истца - не явились, извещены,
от ответчика - Горянкина А.А., доверенность от 11.01.2011 N 007,
от ОАО "Волжская ТГК"- не явились, извещены,
от ЗАО "ПТС" - Сметанко И.Д., доверенность от 11.01.2011 N 007.
Рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда, в зале N 7 дело N А55-5294/2010 по иску муниципального предприятие городского округа Самара "Инженерная служба", г. Самара, к закрытому акционерному обществу "ПТС-Сервис", г. Самара, третьи лица: ОАО "Волжская ТГК", ЗАО "ПТС" г. Самара, о взыскании 1 394 784 руб.
установил:
муниципальное предприятие городского округа Самара "Инженерная служба", г. Самара, обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением (с учетом уточнения от 12.08. 2010 г.) к закрытому акционерному обществу "ПТС-Сервис", г. Самара, о взыскании неосновательного обогащения за период с 01.01.2010 г. по 28.02.2010 г. в сумме 2 560 154 руб. 45 коп.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 27 сентября 2010 года отказано в удовлетворении заявленного требования.
Не согласившись с принятым судебным актом, МУП г.о. Самара "Инженерная служба" г. Самара обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции как незаконное и необоснованное, принятое с нарушением норм материального и процессуального права.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2010 г. суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения требований в суде первой инстанции и привлек к участию в деле в качестве третьего лица ЗАО "ПТС".
Материалами дела установлено, что через сети МУП г.о. "Инженерная служба" происходит поставка тепловой энергии от теплоснабжающей организации ЗАО "ПТС" абоненту ЗАО "ПТС-Сервис" по адресам: ул. Перекопская, 5, Перекопская, 5 "а", Аэродромная, 96, Аэродромная, 104, ул. Промышленности, 286, ул. Ерошевского, 55 Московское шоссе, 28. ЗАО "ПТС" является энергоснабжающей организацией по заключенным с ответчиком договорам на снабжение тепловой энергией.
В соответствии с требованием статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права и обязанности по отношению к одной из сторон, поскольку требования истца заявлены о взыскании неосновательного обогащения, вызванного поставкой тепловой энергии за январь, февраль 2010 г. по конкретным адресам, от двух теплоснабжающих организаций, а требования заявлены только к одной из них, объем оказанных услуг, возможность представления доказательств по оказанным услугам, может затронуть права и обязанности не привлеченного лица - ЗАО "ПТС".
С учетом вышеизложенных обстоятельств дела, в соответствии с требованиями п. п. 4. пункта 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснений пункта 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 36 от 28.05.2009 "О применении арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в Арбитражном суде апелляционной инстанции" решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи с принятием решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
В рамках дела произведена замена судьи Серебряковой Е.А. на судью Садило Г.М., в связи с отставкой судьи Серебряковой Е.А. и произведена замена судьи Пышкиной Н.Ю. на судью Каплина С.Ю., в связи с отпуском судьи Пышкиной Н.Ю.
При рассмотрении требований по существу представитель МУП г.о. "Инженерная служба" ОАО "Волжская ТГК" в судебное заседание не явились, имеются уведомления о надлежащем извещении, что позволяет суду апелляционной инстанции рассмотреть требование в отсутствие неявившихся лиц, в соответствии с требованиями статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель ЗАО "ПТС-Сервис" г. Самара, третьего лица - ЗАО "ПТС" требования не признают, просят отказать в удовлетворении иска.
Из материалов дела установлено, что приказами Департамента управления имуществом городского Самара от 16.06.09 г. N 1732, от 22.06.09 г. N 1767, от 22.09.09 г. N 2963, от 13.10.09 г. N 3264, от 27.10.09 г. N 3561, на баланс Департамента были переданы тепловые сети по адресам: улица Куйбышева 60, 61, 63, 65, 67; улица Фрунзе 56, 58, 63, 101, 103, 105, 107; улица Пролетарская, 167, 169, 169 А, 171; улица Красноармейская, 119, 121; улица Перекопская, 5, 5А; улица 22 Партсъезда, 1А; улица Степана Разина, 45, 47, 49, 49А, 51, 53, 80, 126, 128, 130, 132, 134А, 136; улица Степана Разина, 82/ улица Венцека, 33; улица Карбюраторная, 3, 5, 7; улица Ленинская, 20, 99, 101; улица Максима Горького, 25, 35, 62, 64; улица Венцека, 101; улица Ленинградская, 46; улица Чапаевская, 112; улица Авроры, 92, 94; улица Московское шоссе, 28; улица Советской Армии, 200А, 210, 211, 234А, 274; улица Карла Маркса, 165; улица Аэродромная, 104, 96; улица Первомайская, 27А; улица Больничная, 39; улица Клиническая, 14; улица Мичурина, 50; улица Тихвинская, 24, 24А, 28; улица Волжский проспект, 45, 46, 47; улица Циолковского, 5, 7; улица Промышленности, 286, 290; улица Алексея Толстого, 3; улица Некрасовская, 15; улица Ерошевского, 55, для дальнейшего их содержания и эксплуатации.
Приказом Управления по государственному регулирования и контролю в электроэнергетике Самарской области от 28.12.09 г. N 82/р, МП г.о. Самара "Инженерная служба" было включена в реестр организацией, осуществляющих деятельность электроэнергетике Самарской области под регистрационным номером 2.2.230 - услуги по передаче тепловой энергии (мощности),
Приказом Управления по государственному регулирования и контролю в электроэнергетике Самарской области от 28.12.09 г. N 79 установлены тарифы на тепловую энергию по сетям МП г.о. Самара "Инженерная служба" в размере 167 руб. /Гкал.
В период с 01.01.10 г. по 28.02.10 г. были оказаны услуги по передаче тепловой энергии в горячей воде, расчет производился по данным представленным третьим лицом - ОАО "Волжская ТГК", поскольку договор на оказание услуг по передаче тепловой энергии в горячей воде с ЗАО "ПТС-Сервис" не заключен.
В обоснование заявленных требований о взыскании неосновательного обогащения истец ссылается на требования статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку договор с ЗАО "ПТС-Сервис" на оказание услуг по передаче тепловой энергии в горячей воде, не заключен.
Согласно требованиям статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Экономические, организационные и правовые основы государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации определены Федеральным Законом "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации".
Договора на поставку тепловой энергии заключены между ответчиком и ОАО "Волжская ТГК". Приказом Управления по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области от 21.12.2009 г. N 76 для потребителей ОАО "Волжская ТГК" установлен тариф на тепловую энергию в размере 622 руб. /Гкал. Согласно данному приказу тариф на тепловую энергию определен по сумме двух слагаемых: стоимость единицы тепловой энергии и стоимости услуг по ее передаче.
Теплоснабжающая организация должна самостоятельно урегулировать договорные отношения с теплосетевыми организациями, через тепловые сети которых должна осуществляться поставка тепловой энергии для потребителей.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом (часть 2 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), исполнителем в сфере предоставления коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Согласно пункту 8 Правил N 307 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 15 Правил N 307 размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
При применении тарифов, включающих в себя две и более составляющие (в частности, расчет стоимости фактически потребленного объема коммунальных ресурсов и расчет стоимости их подачи), размер платы за коммунальные услуги рассчитывается в виде суммы платежей по каждой из этих составляющих (пункт 17 Правил N 307).
По смыслу статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо является неосновательно обогатившимся, если у него произошло прибавление (сбережение) в имущественной массе за счет уменьшения имущественной массы потерпевшего.
Для подтверждения факта возникновения обязательства из неосновательного обогащения истец, в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать совокупность следующих обстоятельств: 1) возрастание или сбережение имущества (неосновательное обогащение) на стороне приобретателя, 2) убытки на стороне потерпевшего, 3) убытки потерпевшего являются источником обогащения приобретателя (обогащение за счет потерпевшего), 4) отсутствие надлежащего правового основания для наступления вышеуказанных имущественных последствий.
Предъявляя требования о неосновательном обогащении, истец должен доказать как факт, так и размер неосновательного обогащения.
В материалах дела отсутствуют акты выполненных работ за оспариваемый период.
Истцом в обоснование заявленных требований представлен расчет неосновательного обогащения, произведенный по данным, представленным ОАО "Волжская ТГК". Вместе с тем, количество поставляемой энергии между ответчиком и третьим лицом не согласовано. Имеет место наличие спора между сторонами по количеству и качеству переданной тепловой энергии.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что истцом, в нарушение требований статьи 65 АПК РФ не представлено надлежащих документальных доказательств количества фактически переданной тепловой энергии, а также размер, подлежащий взысканию.
С учетом вышеизложенных норм права, обстоятельств дела в исковых требованиях истца следует отказать.
Расходы по государственной пошлине в силу части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует отнести на истца.
С учетом характера спора, руководствуясь требованиями части 2 статьи 333.22 НК РФ судебная коллегия считает необходимым уменьшить размер государственной пошлины до 2000 руб. и выдать справку на возврат госпошлины в сумме 31 290 руб. 16 коп., оплаченной на основании платежных поручений N 91 от 22.03.2010 г. и N 286 от 10.08.2010 г.
На основании изложенного, руководствуясь требованиями статей 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 27.09.2010 года по делу N А55-5294/2010 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении исковых требований отказать.
Возвратить муниципальному предприятию городского округа Самара "Инженерная служба", г. Самара, государственную пошлину в размере 31 240 руб. 16 коп.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
О.Н.РАДУШЕВА
Судьи
Г.М.САДИЛО
С.Ю.КАПЛИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.02.2010 ПО ДЕЛУ N А55-5294/2010
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 февраля 2010 г. по делу N А55-5294/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2010 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 февраля 2010 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Радушевой О.Н.
судей Садило Г.М., Каплина С.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания Максаревой О.А., с участием:
от истца - не явились, извещены,
от ответчика - Горянкина А.А., доверенность от 11.01.2011 N 007,
от ОАО "Волжская ТГК"- не явились, извещены,
от ЗАО "ПТС" - Сметанко И.Д., доверенность от 11.01.2011 N 007.
Рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда, в зале N 7 дело N А55-5294/2010 по иску муниципального предприятие городского округа Самара "Инженерная служба", г. Самара, к закрытому акционерному обществу "ПТС-Сервис", г. Самара, третьи лица: ОАО "Волжская ТГК", ЗАО "ПТС" г. Самара, о взыскании 1 394 784 руб.
установил:
муниципальное предприятие городского округа Самара "Инженерная служба", г. Самара, обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением (с учетом уточнения от 12.08. 2010 г.) к закрытому акционерному обществу "ПТС-Сервис", г. Самара, о взыскании неосновательного обогащения за период с 01.01.2010 г. по 28.02.2010 г. в сумме 2 560 154 руб. 45 коп.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 27 сентября 2010 года отказано в удовлетворении заявленного требования.
Не согласившись с принятым судебным актом, МУП г.о. Самара "Инженерная служба" г. Самара обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции как незаконное и необоснованное, принятое с нарушением норм материального и процессуального права.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2010 г. суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения требований в суде первой инстанции и привлек к участию в деле в качестве третьего лица ЗАО "ПТС".
Материалами дела установлено, что через сети МУП г.о. "Инженерная служба" происходит поставка тепловой энергии от теплоснабжающей организации ЗАО "ПТС" абоненту ЗАО "ПТС-Сервис" по адресам: ул. Перекопская, 5, Перекопская, 5 "а", Аэродромная, 96, Аэродромная, 104, ул. Промышленности, 286, ул. Ерошевского, 55 Московское шоссе, 28. ЗАО "ПТС" является энергоснабжающей организацией по заключенным с ответчиком договорам на снабжение тепловой энергией.
В соответствии с требованием статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права и обязанности по отношению к одной из сторон, поскольку требования истца заявлены о взыскании неосновательного обогащения, вызванного поставкой тепловой энергии за январь, февраль 2010 г. по конкретным адресам, от двух теплоснабжающих организаций, а требования заявлены только к одной из них, объем оказанных услуг, возможность представления доказательств по оказанным услугам, может затронуть права и обязанности не привлеченного лица - ЗАО "ПТС".
С учетом вышеизложенных обстоятельств дела, в соответствии с требованиями п. п. 4. пункта 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснений пункта 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 36 от 28.05.2009 "О применении арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в Арбитражном суде апелляционной инстанции" решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи с принятием решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
В рамках дела произведена замена судьи Серебряковой Е.А. на судью Садило Г.М., в связи с отставкой судьи Серебряковой Е.А. и произведена замена судьи Пышкиной Н.Ю. на судью Каплина С.Ю., в связи с отпуском судьи Пышкиной Н.Ю.
При рассмотрении требований по существу представитель МУП г.о. "Инженерная служба" ОАО "Волжская ТГК" в судебное заседание не явились, имеются уведомления о надлежащем извещении, что позволяет суду апелляционной инстанции рассмотреть требование в отсутствие неявившихся лиц, в соответствии с требованиями статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель ЗАО "ПТС-Сервис" г. Самара, третьего лица - ЗАО "ПТС" требования не признают, просят отказать в удовлетворении иска.
Из материалов дела установлено, что приказами Департамента управления имуществом городского Самара от 16.06.09 г. N 1732, от 22.06.09 г. N 1767, от 22.09.09 г. N 2963, от 13.10.09 г. N 3264, от 27.10.09 г. N 3561, на баланс Департамента были переданы тепловые сети по адресам: улица Куйбышева 60, 61, 63, 65, 67; улица Фрунзе 56, 58, 63, 101, 103, 105, 107; улица Пролетарская, 167, 169, 169 А, 171; улица Красноармейская, 119, 121; улица Перекопская, 5, 5А; улица 22 Партсъезда, 1А; улица Степана Разина, 45, 47, 49, 49А, 51, 53, 80, 126, 128, 130, 132, 134А, 136; улица Степана Разина, 82/ улица Венцека, 33; улица Карбюраторная, 3, 5, 7; улица Ленинская, 20, 99, 101; улица Максима Горького, 25, 35, 62, 64; улица Венцека, 101; улица Ленинградская, 46; улица Чапаевская, 112; улица Авроры, 92, 94; улица Московское шоссе, 28; улица Советской Армии, 200А, 210, 211, 234А, 274; улица Карла Маркса, 165; улица Аэродромная, 104, 96; улица Первомайская, 27А; улица Больничная, 39; улица Клиническая, 14; улица Мичурина, 50; улица Тихвинская, 24, 24А, 28; улица Волжский проспект, 45, 46, 47; улица Циолковского, 5, 7; улица Промышленности, 286, 290; улица Алексея Толстого, 3; улица Некрасовская, 15; улица Ерошевского, 55, для дальнейшего их содержания и эксплуатации.
Приказом Управления по государственному регулирования и контролю в электроэнергетике Самарской области от 28.12.09 г. N 82/р, МП г.о. Самара "Инженерная служба" было включена в реестр организацией, осуществляющих деятельность электроэнергетике Самарской области под регистрационным номером 2.2.230 - услуги по передаче тепловой энергии (мощности),
Приказом Управления по государственному регулирования и контролю в электроэнергетике Самарской области от 28.12.09 г. N 79 установлены тарифы на тепловую энергию по сетям МП г.о. Самара "Инженерная служба" в размере 167 руб. /Гкал.
В период с 01.01.10 г. по 28.02.10 г. были оказаны услуги по передаче тепловой энергии в горячей воде, расчет производился по данным представленным третьим лицом - ОАО "Волжская ТГК", поскольку договор на оказание услуг по передаче тепловой энергии в горячей воде с ЗАО "ПТС-Сервис" не заключен.
В обоснование заявленных требований о взыскании неосновательного обогащения истец ссылается на требования статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку договор с ЗАО "ПТС-Сервис" на оказание услуг по передаче тепловой энергии в горячей воде, не заключен.
Согласно требованиям статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Экономические, организационные и правовые основы государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации определены Федеральным Законом "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации".
Договора на поставку тепловой энергии заключены между ответчиком и ОАО "Волжская ТГК". Приказом Управления по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области от 21.12.2009 г. N 76 для потребителей ОАО "Волжская ТГК" установлен тариф на тепловую энергию в размере 622 руб. /Гкал. Согласно данному приказу тариф на тепловую энергию определен по сумме двух слагаемых: стоимость единицы тепловой энергии и стоимости услуг по ее передаче.
Теплоснабжающая организация должна самостоятельно урегулировать договорные отношения с теплосетевыми организациями, через тепловые сети которых должна осуществляться поставка тепловой энергии для потребителей.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом (часть 2 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), исполнителем в сфере предоставления коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Согласно пункту 8 Правил N 307 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 15 Правил N 307 размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
При применении тарифов, включающих в себя две и более составляющие (в частности, расчет стоимости фактически потребленного объема коммунальных ресурсов и расчет стоимости их подачи), размер платы за коммунальные услуги рассчитывается в виде суммы платежей по каждой из этих составляющих (пункт 17 Правил N 307).
По смыслу статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо является неосновательно обогатившимся, если у него произошло прибавление (сбережение) в имущественной массе за счет уменьшения имущественной массы потерпевшего.
Для подтверждения факта возникновения обязательства из неосновательного обогащения истец, в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать совокупность следующих обстоятельств: 1) возрастание или сбережение имущества (неосновательное обогащение) на стороне приобретателя, 2) убытки на стороне потерпевшего, 3) убытки потерпевшего являются источником обогащения приобретателя (обогащение за счет потерпевшего), 4) отсутствие надлежащего правового основания для наступления вышеуказанных имущественных последствий.
Предъявляя требования о неосновательном обогащении, истец должен доказать как факт, так и размер неосновательного обогащения.
В материалах дела отсутствуют акты выполненных работ за оспариваемый период.
Истцом в обоснование заявленных требований представлен расчет неосновательного обогащения, произведенный по данным, представленным ОАО "Волжская ТГК". Вместе с тем, количество поставляемой энергии между ответчиком и третьим лицом не согласовано. Имеет место наличие спора между сторонами по количеству и качеству переданной тепловой энергии.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что истцом, в нарушение требований статьи 65 АПК РФ не представлено надлежащих документальных доказательств количества фактически переданной тепловой энергии, а также размер, подлежащий взысканию.
С учетом вышеизложенных норм права, обстоятельств дела в исковых требованиях истца следует отказать.
Расходы по государственной пошлине в силу части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует отнести на истца.
С учетом характера спора, руководствуясь требованиями части 2 статьи 333.22 НК РФ судебная коллегия считает необходимым уменьшить размер государственной пошлины до 2000 руб. и выдать справку на возврат госпошлины в сумме 31 290 руб. 16 коп., оплаченной на основании платежных поручений N 91 от 22.03.2010 г. и N 286 от 10.08.2010 г.
На основании изложенного, руководствуясь требованиями статей 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 27.09.2010 года по делу N А55-5294/2010 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении исковых требований отказать.
Возвратить муниципальному предприятию городского округа Самара "Инженерная служба", г. Самара, государственную пошлину в размере 31 240 руб. 16 коп.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
О.Н.РАДУШЕВА
Судьи
Г.М.САДИЛО
С.Ю.КАПЛИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)