Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Ваганова К.Б.
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Няшина В.А., судей Ивановой Т.В. и Валуевой Л.Б. рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми дело по кассационной жалобе ООО <...> на решение Добрянского районного суда Пермского края от 22 ноября 2011 года, которым действия ООО <...> г. Добрянки в части определения размера корректировки противоречащими п.п. 2 п. 1 Приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам в отношении 3286,77 предъявленной к выплате Ч.
Заслушав доклад судьи Ивановой Т.В., исследовав материалы дела, судебная коллегия
установила:
Ч. обратился в суд с иском к ООО <...> о признании незаконными действий ответчика по доначислению платы за тепловую энергию (отопление) в размере 3 286,77 рублей за 2009 год, произведенному в апреле 2010 года.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого в части просит в кассационной жалобе ООО <...>, указывая на неправильное применение судом норм материального права, поскольку суд не учел, что фактически корректировка платы за отопление произведена в соответствии с требованиями п.п. "а" пункта 19 Правил, утвержденных Постановлением Правительства N 307. Условия о корректировке предусмотрены договором между ответчиком и ОАО <...>, что не противоречит ст. 421 и 544 ГК РФ, При корректировке платы в соответствии с требованиями Правил размер доначисления составил 3 286,77 рублей.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе (ст. 347 Гражданского процессуального кодекса РФ), оснований для его отмены не нашла.
Судом установлено, что ООО <...> является управляющей организацией дома <...> является управляющей организацией и в целях оказания населению коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, как исполнитель коммунальных услуг, приобретает у ресурсоснабжающей организации тепловую энергию. Общедомовые, общие (квартирные) и индивидуальные приборы учета тепловой энергии отсутствуют. В апреле 2010 года истцу доначислено за отопление 3 286,77 рублей, сумма предъявлена к оплате.
Основываясь на положениях ст. 157 Жилищного кодекса РФ, п. 14. 15, 49 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, суд пришел к выводу о необоснованности корректировки платы за отопление на основании Приложения к указанному Постановлению Правительства РФ.
Судебная коллегия нашла, что судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда основаны на фактических обстоятельствах дела, нормы материального права, проанализированные в решении, применены правильно, предусмотренных ст. 362 ГПК РФ оснований для отмены решения суда в кассационном порядке не имеется.
Жилищный кодекс РФ в части 1 статьи 157 устанавливает, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 13 данных Правил основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов.
Согласно п. 16 Правил срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами.
Пунктом 8 Правил предоставления коммунальных услуг N 307 утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 также предусмотрено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить указанным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Нормой, содержащейся в абзаце втором пункта 15 Правил предоставления коммунальных услуг N 307, предусмотрено, что приобретение исполнителем коммунальных услуг тепловой энергии осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Согласно пункту 19 Правил предоставления коммунальных услуг N 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Судом установлено, что корректировка произведена по формуле с определением расчетным путем размера оплаты за потребленную тепловую энергию.
Суд правильно посчитал, что согласованная сторонами в договоре возможность корректировки платы за потребленную тепловую энергию на основании динамики объема теплопотребления противоречит положениям ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и положениям Правил N 307, которыми установлено, что при отсутствии средств измерения в жилых домах объем отпущенной тепловой энергии должен определяться ресурсоснабжающей организацией на основании нормативов потребления коммунальных ресурсов, рассчитываемых в соответствии с Правилами N 306.
Доводы кассационной жалобы ответчика о соответствии произведенной корректировки положениям п. 19 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 года N 307 "О предоставлении коммунальных услуг населению" которые указывают на возможность производства корректировки размера платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома 1 раз в год, чем ООО <...> на законных основаниях воспользовалось, на незаконность решения не указывают, поскольку размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в порядке, установленном федеральным законом, а именно ч. 2 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу части 13 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации наймодатель, управляющая организация обязаны информировать в письменной форме соответственно нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственников жилых помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги не позднее, чем за тридцать дней до даты представления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за жилое помещение и коммунальные услуги в ином размере, если иной срок не установлен договором управления.
Поскольку тарифы являются составной частью платы за коммунальные услуги, устанавливаются на очередной финансовый год, плата за коммунальные услуги подлежит ежегодной корректировке или в сторону увеличения или в сторону уменьшения.
Вместе с тем, положения Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и Федерального закона от 14 апреля 1995 года N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", предусматривают, что размер платы за коммунальные услуги устанавливается с учетом надбавок к тарифам, срок действия которых не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральным законом.
В установленном законом порядке изменение тарифов и нормативов не производилось.
Порядок определения конкретного размера платы граждан за коммунальные услуги установлен статьей 6 Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации", согласно которой размер платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренные статьей 157 Жилищного кодекса РФ, должен соответствовать предельным минимальным и(или) максимальным индексам, устанавливаемым по муниципальным образованиям на очередной финансовый год.
Федеральным законом от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" также установлено, что срок действия установленных тарифов и(или) их предельных уровней не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральным законом, решением Правительства Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации (части 1, 4 статьи 2).
Кроме того, согласно Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306, срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных данными Правилами (пункт 16). Основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в отсутствие общедомовых приборов учета, ресурсоснабжающая организация не может руководствоваться какой-либо методикой расчета, а обязана выставлять управляющей организации счета исходя из нормативов потребления и тарифов, установленных органами исполнительной власти субъектов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке выводов суда первой инстанции, основаны на неверном толковании закона и не являются основаниями к отмене судебного решения.
Нарушения судом при рассмотрении настоящего дела норм гражданского процессуального законодательства, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Кассационную жалобу ООО <...> на решение Добрянского районного суда Пермского края от 22 ноября 2011 года оставить без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 26.12.2011 ПО ДЕЛУ N 33-13264
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 декабря 2011 г. по делу N 33-13264
Судья Ваганова К.Б.
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Няшина В.А., судей Ивановой Т.В. и Валуевой Л.Б. рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми дело по кассационной жалобе ООО <...> на решение Добрянского районного суда Пермского края от 22 ноября 2011 года, которым действия ООО <...> г. Добрянки в части определения размера корректировки противоречащими п.п. 2 п. 1 Приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам в отношении 3286,77 предъявленной к выплате Ч.
Заслушав доклад судьи Ивановой Т.В., исследовав материалы дела, судебная коллегия
установила:
Ч. обратился в суд с иском к ООО <...> о признании незаконными действий ответчика по доначислению платы за тепловую энергию (отопление) в размере 3 286,77 рублей за 2009 год, произведенному в апреле 2010 года.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого в части просит в кассационной жалобе ООО <...>, указывая на неправильное применение судом норм материального права, поскольку суд не учел, что фактически корректировка платы за отопление произведена в соответствии с требованиями п.п. "а" пункта 19 Правил, утвержденных Постановлением Правительства N 307. Условия о корректировке предусмотрены договором между ответчиком и ОАО <...>, что не противоречит ст. 421 и 544 ГК РФ, При корректировке платы в соответствии с требованиями Правил размер доначисления составил 3 286,77 рублей.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе (ст. 347 Гражданского процессуального кодекса РФ), оснований для его отмены не нашла.
Судом установлено, что ООО <...> является управляющей организацией дома <...> является управляющей организацией и в целях оказания населению коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, как исполнитель коммунальных услуг, приобретает у ресурсоснабжающей организации тепловую энергию. Общедомовые, общие (квартирные) и индивидуальные приборы учета тепловой энергии отсутствуют. В апреле 2010 года истцу доначислено за отопление 3 286,77 рублей, сумма предъявлена к оплате.
Основываясь на положениях ст. 157 Жилищного кодекса РФ, п. 14. 15, 49 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, суд пришел к выводу о необоснованности корректировки платы за отопление на основании Приложения к указанному Постановлению Правительства РФ.
Судебная коллегия нашла, что судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда основаны на фактических обстоятельствах дела, нормы материального права, проанализированные в решении, применены правильно, предусмотренных ст. 362 ГПК РФ оснований для отмены решения суда в кассационном порядке не имеется.
Жилищный кодекс РФ в части 1 статьи 157 устанавливает, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 13 данных Правил основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов.
Согласно п. 16 Правил срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами.
Пунктом 8 Правил предоставления коммунальных услуг N 307 утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 также предусмотрено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить указанным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Нормой, содержащейся в абзаце втором пункта 15 Правил предоставления коммунальных услуг N 307, предусмотрено, что приобретение исполнителем коммунальных услуг тепловой энергии осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Согласно пункту 19 Правил предоставления коммунальных услуг N 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Судом установлено, что корректировка произведена по формуле с определением расчетным путем размера оплаты за потребленную тепловую энергию.
Суд правильно посчитал, что согласованная сторонами в договоре возможность корректировки платы за потребленную тепловую энергию на основании динамики объема теплопотребления противоречит положениям ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и положениям Правил N 307, которыми установлено, что при отсутствии средств измерения в жилых домах объем отпущенной тепловой энергии должен определяться ресурсоснабжающей организацией на основании нормативов потребления коммунальных ресурсов, рассчитываемых в соответствии с Правилами N 306.
Доводы кассационной жалобы ответчика о соответствии произведенной корректировки положениям п. 19 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 года N 307 "О предоставлении коммунальных услуг населению" которые указывают на возможность производства корректировки размера платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома 1 раз в год, чем ООО <...> на законных основаниях воспользовалось, на незаконность решения не указывают, поскольку размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в порядке, установленном федеральным законом, а именно ч. 2 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу части 13 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации наймодатель, управляющая организация обязаны информировать в письменной форме соответственно нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственников жилых помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги не позднее, чем за тридцать дней до даты представления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за жилое помещение и коммунальные услуги в ином размере, если иной срок не установлен договором управления.
Поскольку тарифы являются составной частью платы за коммунальные услуги, устанавливаются на очередной финансовый год, плата за коммунальные услуги подлежит ежегодной корректировке или в сторону увеличения или в сторону уменьшения.
Вместе с тем, положения Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и Федерального закона от 14 апреля 1995 года N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", предусматривают, что размер платы за коммунальные услуги устанавливается с учетом надбавок к тарифам, срок действия которых не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральным законом.
В установленном законом порядке изменение тарифов и нормативов не производилось.
Порядок определения конкретного размера платы граждан за коммунальные услуги установлен статьей 6 Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации", согласно которой размер платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренные статьей 157 Жилищного кодекса РФ, должен соответствовать предельным минимальным и(или) максимальным индексам, устанавливаемым по муниципальным образованиям на очередной финансовый год.
Федеральным законом от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" также установлено, что срок действия установленных тарифов и(или) их предельных уровней не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральным законом, решением Правительства Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации (части 1, 4 статьи 2).
Кроме того, согласно Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306, срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных данными Правилами (пункт 16). Основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в отсутствие общедомовых приборов учета, ресурсоснабжающая организация не может руководствоваться какой-либо методикой расчета, а обязана выставлять управляющей организации счета исходя из нормативов потребления и тарифов, установленных органами исполнительной власти субъектов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке выводов суда первой инстанции, основаны на неверном толковании закона и не являются основаниями к отмене судебного решения.
Нарушения судом при рассмотрении настоящего дела норм гражданского процессуального законодательства, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Кассационную жалобу ООО <...> на решение Добрянского районного суда Пермского края от 22 ноября 2011 года оставить без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)