Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом; Договор управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2010 года
Постановление в полном объеме изготовлено 25 июня 2010 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе председательствующего И.Н. Мухиной
судей Л.Ф. Зубаревой, В.М. Сухотиной
при ведении протокола судебного заседания судьей Л.Ф. Зубаревой
При участии:
от истца: Тилининой Ю.В., Чухновой Л.В.
от ответчика: Русаковой С.В.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дирекция Объединенных строительных трестов - Новосибирск"
на решение Арбитражного суда Новосибирской области
от 25 марта 2010 года по делу N А45-27430/2009 (судья В.П. Мануйлов)
по иску открытого акционерного общества "СибирьЭнерго"
к Обществу с ограниченной ответственностью "Дирекция Объединенных строительных трестов - Новосибирск"
о взыскании 34 209 933 рублей 69 копеек
установил:
Открытое акционерное общество "СибирьЭнерго" (далее - ОАО "СибирьЭнерго") обратилось с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Дирекция Объединенных строительных трестов - Новосибирск" (далее - ООО "ДОСТ-Н") о взыскании задолженности за тепловую энергию за период 2007 - 2008 г.г. в размере 34 209 933 руб. 69 коп. на основании соглашения о расчетах за тепловую энергию в горячей воде N 33 от 27.09.2007 г.
В ходе судебного разбирательства истец согласно ст. 49 АПК РФ заявил об уменьшении размера исковых требований и просил взыскать с ООО "ДОСТ-Н" задолженность за тепловую энергию за период с января 2007 г. по декабрь 2008 г. в размере 25 520 386 руб. 92 коп.
ООО "ДОСТ-Н" с требованиями ОАО "СибирьЭнерго" не согласилось, предъявило встречное исковое заявление о признании недействительным пункта 4.1 соглашения N 33 о расчетах за тепловую энергию в горячей воде от 27 2007 г. (л.д. 28 - 31 том 8).
Решением арбитражного суда первоначальные исковые требования удовлетворены в полном объеме, в удовлетворении встречного иска отказано.
Не согласившись с решением, ООО "ДОСТ-Н" направило апелляционную жалобу.
В частности, ответчик считает пункт 4.1 соглашения о расчетах за тепловую энергию в горячей воде N 33, предусматривающий определение количества энергии расчетным путем по балансовому методу, ничтожным как противоречащий п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307). Кроме того, ООО "ДОСТ-Н" считает неправомерной ссылку суда на Приказ Госстроя РФ N 105 от 06.05.2000 г., так как данный нормативный акт не зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ.
ОАО "СибирьЭнерго" в отзыве на апелляционную жалобу с доводами последней не согласилось. По мнению истца, соглашение N 33 соответствует ст. 544 ГК РФ, п. 19, пп. 2 и 4 п. 1 Приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 307, а также ст. 157 ЖК РФ. В расчете размера оплаты, подлежащей взысканию с ответчика, истец использовал нормативы потребления коммунальных услуг. Определение количества потребленной тепловой энергии расчетным методом, согласованным сторонами, соответствует названным нормативным правовым актам. Проведение корректировки платы предусмотрено Приложением к Правилам N 307. Расчет суммы иска основан на материалах дела, в том числе данных ведомостей потребления тепловой энергии. Ответчик не опроверг цифры, приведенные в расчетах истца. Часть предъявленной задолженности принята ответчиком по договорам о переводе долга.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО "ДОСТ - Новосибирск" поддержала апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям, представила письменные возражения относительно отзыва истца на апелляционную жалобу.
Представители ОАО "СибирьЭнерго" в судебном заседании возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, приведенным в отзыве на жалобу. В обоснование доводов своего отзыва представили копии договоров перевода долга и постановления мэрии г. Новосибирска от 18 мая 2010 года N 140 об утверждении порядка предоставления из бюджета города субсидий для погашения кредиторской задолженности за тепловую энергию, потребленную в 2007 и 2008 годах населением города сверх установленных нормативов.
Изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, письменных возражений ответчика, исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, проверив в соответствии со ст. 268 АПК РФ законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции считает его подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, между ОАО "СибирьЭнерго" и ООО "ДОСТ-Н" 27.09.2007 г. заключено соглашение N 33 о расчетах за тепловую энергию в горячей воде для урегулирования отношений по снабжению тепловой энергией многоквартирных домов (далее - соглашение), находящихся в управлении ООО "ДОСТ-Н", указанных в приложениях к соглашению о расчетах.
В соответствии с п. 1 соглашения, энергоснабжающая организация (ОАО "СибирьЭнерго") продает через сети теплосетевой организации, управляющая организация (ООО "ДОСТ-Н") приобретает тепловую энергию для объектов, в т.ч. для жилых домов, находящихся в ее управлении, указанных в приложении N 1-1, в объемах, ориентировочно установленных настоящим соглашением.
Порядок расчетов за принятую тепловую энергию, определения количества потребленной тепловой энергии определены в разделах 4 и 6 Соглашения.
В соответствии с пунктом 4.1 количество подаваемой тепловой энергии управляющей организации определяется расчетным методом. При этом расчет производится:
- энергоснабжающей организацией - в соответствии с рекомендациями Приказа N 105 от 06.05.2000 г. Госстроя РФ - по отпуску тепловой энергии с коллекторов источников тепловой энергии;
- управляющей организацией - по формуле пункта 3.2 "Правил учета тепловой энергии и теплоносителя", зарегистрированных в Минюсте РФ 25.09.1995 г. N 954, по приборам учета на объектах (многоквартирных домах).
Пунктом 4.1 соглашения предусмотрено, что каждая из сторон до 6 числа месяца, следующего за расчетным, предоставляет другой стороне для согласования пообъектно, с разрешением по видам потребления, результаты своего расчета (определения расчетным методом) величины потребленной, на объектах ответчика, тепловой энергии. Если через три календарных дня какая-либо из сторон не представит другой стороне своего расчета, или согласования, или обоснованного отказа от согласования, то количество потребляемой тепловой энергии по соглашению безусловно принимается равной величине, рассчитанной другой стороной.
Согласно пункту 6.1 энергоснабжающая организация ежемесячно выставляет управляющей организации счет-фактуру за расчетный месяц на суммарный объем потребления тепловой энергии, определенный в соответствии с пунктом 4 настоящего соглашения. Пунктом 6.1 предусмотрена корректировка один раз в год размера платы потребителей за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению, исходя из стоимости тепловой энергии, предъявленной согласно пункту 6.1.
Требованиями ОАО "СибирьЭнерго" по настоящему делу является взыскание с ответчика денежной суммы в размере 25 520 386 руб. 92 коп., рассчитанной истцом путем корректировки размера платы и составляющей разницу между стоимостью тепловой энергии, определенной истцом расчетным методом со ссылкой на пункт 4 соглашения N 12, подпункты 2 и 4 пункта 1 приложения N 2 к Правилам N 307, и платой, исчисленной исходя из нормативов потребления коммунальных услуг населением, установленных органом местного самоуправления.
Удовлетворяя в полном объеме первоначальный иск и отказывая в удовлетворении встречного искового требования, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что условия пункта 4.1 соглашения не противоречит действующему законодательству, ОАО "СибирьЭнерго" правомерно использовало расчет подаваемой тепловой энергии, указанный в нем, доказало соблюдение предусмотренного соглашением порядка расчетов.
Вместе с тем, арбитражный суд при вынесении решения не учел следующее.
Из материалов дела следует, что спорная тепловая энергия (коммунальный ресурс) приобретался у ресурсоснабжающей организации Ответчиком как исполнителем не в целях перепродажи, а для предоставления гражданам - потребителям коммунальной услуги.
Согласно пункту 3 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК - РФ) к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними. При этом статьей 548 ГК РФ предусмотрено, что правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Закрепляя принцип свободы договора, пункт 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422). Отсюда следует, что если объектом теплоснабжения является многоквартирный дом, то количество энергии, отпущенной на тепло и горячее водоснабжение, должно определяться в соответствии с порядком, установленным соответствующим нормативным актом.
Ответчик действует в интересах граждан-потребителей, объектами теплоснабжения являются многоквартирные дома, вопрос теплоснабжения и водоснабжения граждан-потребителей, в том числе определения количества подлежащей оплате энергии при отсутствии приборов учета, должен рассматриваться с учетом требований жилищного законодательства.
Статья 157 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) предусматривает, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 ЖК РФ Правительство РФ 23 мая 2006 г. утвердило Правила предоставления коммунальных услуг гражданам N 307 и Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг N 306.
Пункт 8 Правил N 307 предусматривает, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить этим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 49 Правил N 307 исполнитель (управляющая организация) обязана заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям.
В целях оказания населению коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению Ответчик в силу пунктов 3 и 49 Правил N 307 как исполнитель коммунальных услуг, обязан приобретать у Истца (ресурсоснабжающей организации) тепловую энергию в горячей воде, о чем, и было заключено соглашение о расчетах за тепловую энергию в горячей воде N 33.
Согласно выработанной позиции Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 09 июня 2009 г. N 525/09, учитывая норму пункта 8 Правил N 307, вопрос о методе определения количества потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета должен решаться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг, которые, в свою очередь, учитываются согласно приложению N 2 к Правилам N 307 при расчете размера платы за коммунальные услуги.
Нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются органами местного самоуправления на основании "Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" N 306, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. В которых указано, что установление нормативов потребления производится по инициативе уполномоченных органов или ресурсоснабжающих организаций (п. 8). Также указаны основания изменения нормативов потребления коммунальных услуг, как например: изменение конструктивных параметров, степени благоустройства, климатических условий и т.п. (п. 13).
Условиями соглашения N 33 (п. 6.2.5) предусмотрено, что Ответчик производит корректировку размера платы граждан-потребителей за коммунальные услуги отопление и горячее водоснабжение, исходя из стоимости тепловой энергии, предъявленных энергоснабжающей организацией по пункту 6.1 настоящего соглашения (то есть на суммарный объем потребления тепловой энергии, определенный в соответствии с п. 4 соглашения).
Проведение корректировки размера платы предусмотрено Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам N 307.
Согласно п. 19 Правил N 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за отопление в жилых помещениях определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель (управляющая организация) производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 размер платы за отопление (руб.) в конкретном жилом помещении многоквартирного дома 1 раз в год корректируется исполнителем по изложенной в ней формуле, где используется показатель "P" - размер платы за потребленную в многоквартирном доме (жилом доме) тепловую энергию, определенный ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
ОАО "СибирьЭнерго" под установленным законодательством порядком понимает положения статьи 544 ГК РФ, допускающей определение количества принятой абонентом энергии соглашением сторон. Поскольку соглашением N 33 стороны договорились использовать Методику N 105, истец считает произведенную им корректировку исходя из объема потребленной тепловой энергии, рассчитанного по данной Методике, соответствующей действующему законодательству. Между тем, в результате такой корректировки происходит изменение (как правило, в сторону увеличения) размера платы граждан за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению относительно размера платы, определенного согласно действующему законодательству исходя из нормативов потребления. Следовательно, условия соглашения N 33 устанавливают обязанности для лиц, не являющихся стороной этого соглашения, что противоречит закону, в частности норме части 3 статьи 308 ГК РФ.
Таким образом, определение соглашением сторон способа (порядка) расчета объема, а, следовательно, и размера платы, потребленной тепловой энергии, в данном случае недопустимо. Условие пункта 4.1 соглашения N 33 следует признать недействительным, как противоречащее закону (статья 168 ГК РФ).
Кроме того, поскольку на объектах (многоквартирных домах), управляемых ООО "ДОСТ-Н", приборов учета нет, ответчик не может определить количество тепловой энергии по п. 3.2 "Правил учета тепловой энергии и теплоносителя", так как согласно пп. 3.2.1 данных Правил количество тепловой энергии определяется по приведенной формуле на основании показаний теплосчетчиков. Таким образом, порядок расчета количества подаваемой тепловой энергии, предусмотренный пунктом 4 соглашения N 33, не может быть соблюден.
Министерство регионального развития Российской Федерации (уполномоченный орган давать разъяснения по применению "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам" N 307) в связи с поступающими запросами от субъектов Российской Федерации по вопросу целесообразности и правомерности осуществления корректировки платы за коммунальные ресурсы в письме от 28.05.2007 N 10087-ЮТ/07 указало на недопустимость единоличного определения (расчета) ресурсоснабжающей организацией количества (объема) коммунального ресурса.
Помимо этого, использование ресурсоснабжающей организацией для цели расчета количества принятой абонентом тепловой энергии Методики, утвержденной Приказом N 105 от 06.05.2000 г. Госстроя РФ, противоречит пунктам 8 - 10 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти", пунктам 10, 11 "Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года N 1009, согласно которым нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, подлежат государственной регистрации. Не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке нормативные акты не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и применению не подлежат. Приказ Госстроя РФ N 105 в Министерстве юстиции РФ не зарегистрирован.
Ответчик, исполняя требования законодательства, в целях определения общего количества тепловой энергии учитывает установленные нормативы потребления. И соответственно, начисление населению (гражданам-потребителям) платы за услуги отопления и горячего водоснабжения в спорный период осуществлял согласно постановлению мэра от 21.12.2006 N 1307, постановлению мэра от 07.02.2007 N 56.
Ссылки истца в отзыве на апелляционную жалобу на то, что ответчиком не учитываются суммы долга, принятого им на себя по договорам перевода долга, не могут быть приняты во внимание, поскольку из содержания договоров следует, что данные суммы представляют собой так называемую отсроченную задолженность, рассчитанную также в результате корректировки, что не соответствует ранее приведенным правовым нормам.
Доводы истца о предоставлении из бюджета города на основании решений органов местного самоуправления г. Новосибирска субсидий для погашения кредиторской задолженности за тепловую энергию, потребленную населением города сверх установленных нормативов, не могут быть приняты во внимание, поскольку правоотношения, связанные с предоставлением названных субсидий, выходят за пределы предмета и основания исковых требований по настоящему делу.
Таким образом, поскольку размер задолженности, предъявленной ОАО "СибирьЭнерго" по настоящему делу, рассчитан с нарушением требований действующего законодательства, первоначальный иск удовлетворению не подлежит.
Встречное исковое требование ООО "ДОСТ-Н" о признании недействительным пункта 4.1 соглашения N 33 от 27 сентября 2007 г. о расчетах за тепловую энергию в горячей воде следует признать обоснованным и подлежащим удовлетворению.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции усматривает основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Расходы по государственной пошлине по делу, в том числе по апелляционной жалобе относятся на истца по первоначальному иску.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 2 статьи 269, пунктами 3, 4 части 1, пунктом 3 части 2 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Седьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 25 марта 2010 года по делу А45-27430/2009 отменить.
В удовлетворении первоначального иска отказать.
Признать недействительным пункт 4.1 соглашения N 33 о расчетах за тепловую энергию в горячей воде от 27 сентября 2007 года, заключенного между открытым акционерным обществом "СибирьЭнерго" и обществом с ограниченной ответственностью "Дирекция Объединенных Строительных Трестов - Новосибирск".
Взыскать с открытого акционерного общества "СибирьЭнерго" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Дирекция Объединенных Строительных Трестов - Новосибирск" 4000 руб. расходов по государственной пошлине, в том числе по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
И.Н.МУХИНА
Судьи
Л.Ф.ЗУБАРЕВА
В.М.СУХОТИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.06.2010 N 07АП-4308/10 ПО ДЕЛУ N А45-27430/2009
Разделы:Управление многоквартирным домом; Договор управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 июня 2010 г. N 07АП-4308/10
Дело N А45-27430/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2010 года
Постановление в полном объеме изготовлено 25 июня 2010 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе председательствующего И.Н. Мухиной
судей Л.Ф. Зубаревой, В.М. Сухотиной
при ведении протокола судебного заседания судьей Л.Ф. Зубаревой
При участии:
от истца: Тилининой Ю.В., Чухновой Л.В.
от ответчика: Русаковой С.В.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дирекция Объединенных строительных трестов - Новосибирск"
на решение Арбитражного суда Новосибирской области
от 25 марта 2010 года по делу N А45-27430/2009 (судья В.П. Мануйлов)
по иску открытого акционерного общества "СибирьЭнерго"
к Обществу с ограниченной ответственностью "Дирекция Объединенных строительных трестов - Новосибирск"
о взыскании 34 209 933 рублей 69 копеек
установил:
Открытое акционерное общество "СибирьЭнерго" (далее - ОАО "СибирьЭнерго") обратилось с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Дирекция Объединенных строительных трестов - Новосибирск" (далее - ООО "ДОСТ-Н") о взыскании задолженности за тепловую энергию за период 2007 - 2008 г.г. в размере 34 209 933 руб. 69 коп. на основании соглашения о расчетах за тепловую энергию в горячей воде N 33 от 27.09.2007 г.
В ходе судебного разбирательства истец согласно ст. 49 АПК РФ заявил об уменьшении размера исковых требований и просил взыскать с ООО "ДОСТ-Н" задолженность за тепловую энергию за период с января 2007 г. по декабрь 2008 г. в размере 25 520 386 руб. 92 коп.
ООО "ДОСТ-Н" с требованиями ОАО "СибирьЭнерго" не согласилось, предъявило встречное исковое заявление о признании недействительным пункта 4.1 соглашения N 33 о расчетах за тепловую энергию в горячей воде от 27 2007 г. (л.д. 28 - 31 том 8).
Решением арбитражного суда первоначальные исковые требования удовлетворены в полном объеме, в удовлетворении встречного иска отказано.
Не согласившись с решением, ООО "ДОСТ-Н" направило апелляционную жалобу.
В частности, ответчик считает пункт 4.1 соглашения о расчетах за тепловую энергию в горячей воде N 33, предусматривающий определение количества энергии расчетным путем по балансовому методу, ничтожным как противоречащий п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307). Кроме того, ООО "ДОСТ-Н" считает неправомерной ссылку суда на Приказ Госстроя РФ N 105 от 06.05.2000 г., так как данный нормативный акт не зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ.
ОАО "СибирьЭнерго" в отзыве на апелляционную жалобу с доводами последней не согласилось. По мнению истца, соглашение N 33 соответствует ст. 544 ГК РФ, п. 19, пп. 2 и 4 п. 1 Приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 307, а также ст. 157 ЖК РФ. В расчете размера оплаты, подлежащей взысканию с ответчика, истец использовал нормативы потребления коммунальных услуг. Определение количества потребленной тепловой энергии расчетным методом, согласованным сторонами, соответствует названным нормативным правовым актам. Проведение корректировки платы предусмотрено Приложением к Правилам N 307. Расчет суммы иска основан на материалах дела, в том числе данных ведомостей потребления тепловой энергии. Ответчик не опроверг цифры, приведенные в расчетах истца. Часть предъявленной задолженности принята ответчиком по договорам о переводе долга.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО "ДОСТ - Новосибирск" поддержала апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям, представила письменные возражения относительно отзыва истца на апелляционную жалобу.
Представители ОАО "СибирьЭнерго" в судебном заседании возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, приведенным в отзыве на жалобу. В обоснование доводов своего отзыва представили копии договоров перевода долга и постановления мэрии г. Новосибирска от 18 мая 2010 года N 140 об утверждении порядка предоставления из бюджета города субсидий для погашения кредиторской задолженности за тепловую энергию, потребленную в 2007 и 2008 годах населением города сверх установленных нормативов.
Изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, письменных возражений ответчика, исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, проверив в соответствии со ст. 268 АПК РФ законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции считает его подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, между ОАО "СибирьЭнерго" и ООО "ДОСТ-Н" 27.09.2007 г. заключено соглашение N 33 о расчетах за тепловую энергию в горячей воде для урегулирования отношений по снабжению тепловой энергией многоквартирных домов (далее - соглашение), находящихся в управлении ООО "ДОСТ-Н", указанных в приложениях к соглашению о расчетах.
В соответствии с п. 1 соглашения, энергоснабжающая организация (ОАО "СибирьЭнерго") продает через сети теплосетевой организации, управляющая организация (ООО "ДОСТ-Н") приобретает тепловую энергию для объектов, в т.ч. для жилых домов, находящихся в ее управлении, указанных в приложении N 1-1, в объемах, ориентировочно установленных настоящим соглашением.
Порядок расчетов за принятую тепловую энергию, определения количества потребленной тепловой энергии определены в разделах 4 и 6 Соглашения.
В соответствии с пунктом 4.1 количество подаваемой тепловой энергии управляющей организации определяется расчетным методом. При этом расчет производится:
- энергоснабжающей организацией - в соответствии с рекомендациями Приказа N 105 от 06.05.2000 г. Госстроя РФ - по отпуску тепловой энергии с коллекторов источников тепловой энергии;
- управляющей организацией - по формуле пункта 3.2 "Правил учета тепловой энергии и теплоносителя", зарегистрированных в Минюсте РФ 25.09.1995 г. N 954, по приборам учета на объектах (многоквартирных домах).
Пунктом 4.1 соглашения предусмотрено, что каждая из сторон до 6 числа месяца, следующего за расчетным, предоставляет другой стороне для согласования пообъектно, с разрешением по видам потребления, результаты своего расчета (определения расчетным методом) величины потребленной, на объектах ответчика, тепловой энергии. Если через три календарных дня какая-либо из сторон не представит другой стороне своего расчета, или согласования, или обоснованного отказа от согласования, то количество потребляемой тепловой энергии по соглашению безусловно принимается равной величине, рассчитанной другой стороной.
Согласно пункту 6.1 энергоснабжающая организация ежемесячно выставляет управляющей организации счет-фактуру за расчетный месяц на суммарный объем потребления тепловой энергии, определенный в соответствии с пунктом 4 настоящего соглашения. Пунктом 6.1 предусмотрена корректировка один раз в год размера платы потребителей за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению, исходя из стоимости тепловой энергии, предъявленной согласно пункту 6.1.
Требованиями ОАО "СибирьЭнерго" по настоящему делу является взыскание с ответчика денежной суммы в размере 25 520 386 руб. 92 коп., рассчитанной истцом путем корректировки размера платы и составляющей разницу между стоимостью тепловой энергии, определенной истцом расчетным методом со ссылкой на пункт 4 соглашения N 12, подпункты 2 и 4 пункта 1 приложения N 2 к Правилам N 307, и платой, исчисленной исходя из нормативов потребления коммунальных услуг населением, установленных органом местного самоуправления.
Удовлетворяя в полном объеме первоначальный иск и отказывая в удовлетворении встречного искового требования, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что условия пункта 4.1 соглашения не противоречит действующему законодательству, ОАО "СибирьЭнерго" правомерно использовало расчет подаваемой тепловой энергии, указанный в нем, доказало соблюдение предусмотренного соглашением порядка расчетов.
Вместе с тем, арбитражный суд при вынесении решения не учел следующее.
Из материалов дела следует, что спорная тепловая энергия (коммунальный ресурс) приобретался у ресурсоснабжающей организации Ответчиком как исполнителем не в целях перепродажи, а для предоставления гражданам - потребителям коммунальной услуги.
Согласно пункту 3 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК - РФ) к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними. При этом статьей 548 ГК РФ предусмотрено, что правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Закрепляя принцип свободы договора, пункт 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422). Отсюда следует, что если объектом теплоснабжения является многоквартирный дом, то количество энергии, отпущенной на тепло и горячее водоснабжение, должно определяться в соответствии с порядком, установленным соответствующим нормативным актом.
Ответчик действует в интересах граждан-потребителей, объектами теплоснабжения являются многоквартирные дома, вопрос теплоснабжения и водоснабжения граждан-потребителей, в том числе определения количества подлежащей оплате энергии при отсутствии приборов учета, должен рассматриваться с учетом требований жилищного законодательства.
Статья 157 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) предусматривает, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 ЖК РФ Правительство РФ 23 мая 2006 г. утвердило Правила предоставления коммунальных услуг гражданам N 307 и Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг N 306.
Пункт 8 Правил N 307 предусматривает, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить этим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 49 Правил N 307 исполнитель (управляющая организация) обязана заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям.
В целях оказания населению коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению Ответчик в силу пунктов 3 и 49 Правил N 307 как исполнитель коммунальных услуг, обязан приобретать у Истца (ресурсоснабжающей организации) тепловую энергию в горячей воде, о чем, и было заключено соглашение о расчетах за тепловую энергию в горячей воде N 33.
Согласно выработанной позиции Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 09 июня 2009 г. N 525/09, учитывая норму пункта 8 Правил N 307, вопрос о методе определения количества потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета должен решаться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг, которые, в свою очередь, учитываются согласно приложению N 2 к Правилам N 307 при расчете размера платы за коммунальные услуги.
Нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются органами местного самоуправления на основании "Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" N 306, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. В которых указано, что установление нормативов потребления производится по инициативе уполномоченных органов или ресурсоснабжающих организаций (п. 8). Также указаны основания изменения нормативов потребления коммунальных услуг, как например: изменение конструктивных параметров, степени благоустройства, климатических условий и т.п. (п. 13).
Условиями соглашения N 33 (п. 6.2.5) предусмотрено, что Ответчик производит корректировку размера платы граждан-потребителей за коммунальные услуги отопление и горячее водоснабжение, исходя из стоимости тепловой энергии, предъявленных энергоснабжающей организацией по пункту 6.1 настоящего соглашения (то есть на суммарный объем потребления тепловой энергии, определенный в соответствии с п. 4 соглашения).
Проведение корректировки размера платы предусмотрено Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам N 307.
Согласно п. 19 Правил N 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за отопление в жилых помещениях определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель (управляющая организация) производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 размер платы за отопление (руб.) в конкретном жилом помещении многоквартирного дома 1 раз в год корректируется исполнителем по изложенной в ней формуле, где используется показатель "P" - размер платы за потребленную в многоквартирном доме (жилом доме) тепловую энергию, определенный ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
ОАО "СибирьЭнерго" под установленным законодательством порядком понимает положения статьи 544 ГК РФ, допускающей определение количества принятой абонентом энергии соглашением сторон. Поскольку соглашением N 33 стороны договорились использовать Методику N 105, истец считает произведенную им корректировку исходя из объема потребленной тепловой энергии, рассчитанного по данной Методике, соответствующей действующему законодательству. Между тем, в результате такой корректировки происходит изменение (как правило, в сторону увеличения) размера платы граждан за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению относительно размера платы, определенного согласно действующему законодательству исходя из нормативов потребления. Следовательно, условия соглашения N 33 устанавливают обязанности для лиц, не являющихся стороной этого соглашения, что противоречит закону, в частности норме части 3 статьи 308 ГК РФ.
Таким образом, определение соглашением сторон способа (порядка) расчета объема, а, следовательно, и размера платы, потребленной тепловой энергии, в данном случае недопустимо. Условие пункта 4.1 соглашения N 33 следует признать недействительным, как противоречащее закону (статья 168 ГК РФ).
Кроме того, поскольку на объектах (многоквартирных домах), управляемых ООО "ДОСТ-Н", приборов учета нет, ответчик не может определить количество тепловой энергии по п. 3.2 "Правил учета тепловой энергии и теплоносителя", так как согласно пп. 3.2.1 данных Правил количество тепловой энергии определяется по приведенной формуле на основании показаний теплосчетчиков. Таким образом, порядок расчета количества подаваемой тепловой энергии, предусмотренный пунктом 4 соглашения N 33, не может быть соблюден.
Министерство регионального развития Российской Федерации (уполномоченный орган давать разъяснения по применению "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам" N 307) в связи с поступающими запросами от субъектов Российской Федерации по вопросу целесообразности и правомерности осуществления корректировки платы за коммунальные ресурсы в письме от 28.05.2007 N 10087-ЮТ/07 указало на недопустимость единоличного определения (расчета) ресурсоснабжающей организацией количества (объема) коммунального ресурса.
Помимо этого, использование ресурсоснабжающей организацией для цели расчета количества принятой абонентом тепловой энергии Методики, утвержденной Приказом N 105 от 06.05.2000 г. Госстроя РФ, противоречит пунктам 8 - 10 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти", пунктам 10, 11 "Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года N 1009, согласно которым нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, подлежат государственной регистрации. Не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке нормативные акты не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и применению не подлежат. Приказ Госстроя РФ N 105 в Министерстве юстиции РФ не зарегистрирован.
Ответчик, исполняя требования законодательства, в целях определения общего количества тепловой энергии учитывает установленные нормативы потребления. И соответственно, начисление населению (гражданам-потребителям) платы за услуги отопления и горячего водоснабжения в спорный период осуществлял согласно постановлению мэра от 21.12.2006 N 1307, постановлению мэра от 07.02.2007 N 56.
Ссылки истца в отзыве на апелляционную жалобу на то, что ответчиком не учитываются суммы долга, принятого им на себя по договорам перевода долга, не могут быть приняты во внимание, поскольку из содержания договоров следует, что данные суммы представляют собой так называемую отсроченную задолженность, рассчитанную также в результате корректировки, что не соответствует ранее приведенным правовым нормам.
Доводы истца о предоставлении из бюджета города на основании решений органов местного самоуправления г. Новосибирска субсидий для погашения кредиторской задолженности за тепловую энергию, потребленную населением города сверх установленных нормативов, не могут быть приняты во внимание, поскольку правоотношения, связанные с предоставлением названных субсидий, выходят за пределы предмета и основания исковых требований по настоящему делу.
Таким образом, поскольку размер задолженности, предъявленной ОАО "СибирьЭнерго" по настоящему делу, рассчитан с нарушением требований действующего законодательства, первоначальный иск удовлетворению не подлежит.
Встречное исковое требование ООО "ДОСТ-Н" о признании недействительным пункта 4.1 соглашения N 33 от 27 сентября 2007 г. о расчетах за тепловую энергию в горячей воде следует признать обоснованным и подлежащим удовлетворению.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции усматривает основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Расходы по государственной пошлине по делу, в том числе по апелляционной жалобе относятся на истца по первоначальному иску.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 2 статьи 269, пунктами 3, 4 части 1, пунктом 3 части 2 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Седьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 25 марта 2010 года по делу А45-27430/2009 отменить.
В удовлетворении первоначального иска отказать.
Признать недействительным пункт 4.1 соглашения N 33 о расчетах за тепловую энергию в горячей воде от 27 сентября 2007 года, заключенного между открытым акционерным обществом "СибирьЭнерго" и обществом с ограниченной ответственностью "Дирекция Объединенных Строительных Трестов - Новосибирск".
Взыскать с открытого акционерного общества "СибирьЭнерго" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Дирекция Объединенных Строительных Трестов - Новосибирск" 4000 руб. расходов по государственной пошлине, в том числе по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
И.Н.МУХИНА
Судьи
Л.Ф.ЗУБАРЕВА
В.М.СУХОТИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)