Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 апреля 2009 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лобановой Л.Н.,
судей Черных Л.И., Хоровой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Козловой Е.В.,
без участия сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ярославля
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 24.02.2009 по делу N А82-15634/2008, принятое судом в составе судьи Коробовой Н.Н.,
по заявлению открытого акционерного общества "Управляющая организация многоквартирными домами Ленинского района"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ярославля,
о признании недействительным решения налогового органа N 3901 от 08.12.2008,
установил:
Открытое акционерное общество "Управляющая организация многоквартирными домами Ленинского района" (далее - Общество, налогоплательщик, заявитель) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Ярославской области к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ярославля (далее - Инспекция, налоговый орган, ответчик) о признании недействительным решения налогового органа от 08.12.2008 N 3901 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 24.02.2009 заявленные требования ОАО "Управляющая организация многоквартирными домами Ленинского района" удовлетворены, оспариваемое налогоплательщиком решение ИФНС России по Ленинскому району г. Ярославля признано недействительным.
Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ярославля с принятым решением суда не согласилась, обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Общества. По мнению Инспекции, решение суда первой инстанции принято при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Заявитель жалобы, ссылаясь на пункт 13 статьи 40, пункт 1 статьи 146, пункт 1 статьи 154, пункт 1 статьи 167 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), указывает, что в ходе проверки в связи с выявленным занижением Обществом налоговой базы по НДС за 2 квартал 2008 года на суммы, составляющие часть стоимости жилищно-коммунальных услуг, реализованных налогоплательщиком отдельным категориям населения района по льготным ценам в размере 12 348 026 рублей 28 копеек, Обществу доначислен НДС в размере 1 883 597 рублей 22 копейки. По итогам камеральной налоговой проверки налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2008 года ОАО "Управдом Ленинского района" в соответствии со статьей 173 Налогового кодекса Российской Федерации, исчисленная сумма налога, подлежащая уплате в бюджет (15 680 794 рубля) и уменьшенная на сумму налоговых вычетов (15 199 778 рублей) за 2 квартал 2008 года составила 481 016 рублей. По-мнению налогового органа, Общество оказывало населению жилищно-коммунальные услуги по государственным регулируемым ценам (тарифам) и, следовательно, обязано включать в налоговую базу по НДС стоимость реализованных услуг в полном объеме, исходя из фактических цен реализации услуг, при этом налоговая база, указывает заявитель жалобы, должна определяться налогоплательщиком на день отгрузки (реализации) спорных услуг.
ОАО "Управляющая организация многоквартирными домами Ленинского района" в отзыве на апелляционную жалобу против доводов Инспекции возразила, считает, что спорные суммы не подлежат включению в налоговую базу по НДС на основании пункта 2 статьи 154 Кодекса, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, представило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Налоговый орган просит рассмотреть жалобу без представителей Инспекции.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Открытое акционерное общество "Управляющая организация многоквартирными домами Ленинского района" учреждено Муниципальным образованием г. Ярославля в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, которые регулируют, в том числе, отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг.
В соответствии с указанными Правилами ОАО "Управляющая организация многоквартирными домами Ленинского района" является "исполнителем" - юридическим лицом, предоставляющим коммунальные услуги, производящим или приобретающим коммунальные ресурсы и отвечающим за обслуживание внутридомовых систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Материалы дела показали, Общество представило в налоговый орган налоговую декларацию по НДС за 2 квартал 2008 года, в которой исчислило к возмещению из бюджета НДС в сумме 1 402 581 рубль, поскольку сумма налога, подлежащая вычету из бюджета 15 199 778 рублей, превысила НДС, исчисленный со стоимости реализованных налогоплательщиком товаров (работ, услуг) - 13 797 197 рублей.
Из представленных налогоплательщиком для камеральной проверки документов (книги продаж, бухгалтерских документов) Инспекция установила, что сумма 12 348 026 рублей 28 копеек, представляющая сумму льгот населению по оплате жилых помещений и коммунальным услугам, исключена Обществом из налоговой базы по НДС за проверяемый налоговый период. Претензии относительно обоснованности предъявления налогоплательщиком НДС к вычету налоговым органом не предъявлены.
По результатам проведения камеральной налоговой указанной налоговой декларации по НДС и документов, представленных налогоплательщиком Инспекцией был составлен акт от 31.10.2008 N 3901, в котором указано на занижение Обществом налоговой базы по НДС на стоимость жилищно-коммунальных услуг, реализованных отдельным категория населения по льготным ценам, которое составило 12 348 026 рублей 28 копеек.
По результатам рассмотрения акта проверки, возражений налогоплательщика и иных материалов проверки заместителем начальника Инспекции вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату налога на добавленную стоимость в виде штрафа в размере 96 203 рублей 20 копеек.
Указанным решением установлено, что Общество занизило налоговую базу по НДС на сумму 12 348 026 рублей 28 копеек, а также сумму НДС, подлежащего уплате в бюджет, на 1 883 597 рубля 22 копейки. В связи с этим Инспекцией, с учетом суммы налогового вычета по НДС, право на применение которого возникло у Общества, определена сумма указанного налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиком, в размере 481 016 рублей. Решением N 3901 от 08.12.2008 налогоплательщику предложено уплатить доначисленные суммы: НДС за 2 квартал 2008 года в размере 481 016 рублей, 25 253 рубля 34 копейки пени и 96 203 рубля 20 копеек штрафа за неполную уплату НДС.
ОАО "Управляющая организация многоквартирными домами Ленинского района" не согласившись с решением Инспекции N 3901 от 08.12.2008 в части налогообложения НДС спорной суммы - 12 348 026 рублей 28 копеек, приходящейся на льготу по оплате коммунальных услуг гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки в виде предоставления льготы, обратилась в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании указанного решения недействительным.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями пункта 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктами 37, 38, 43 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 сделал вывод о том, что предприятием правомерно исключены из налоговой базы по налогу на добавленную стоимость денежные средства, полученные из бюджета для возмещения убытков, связанных с оказанием услуг по государственным регулируемым ценам и предоставлением льгот отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством. Суд счел, что указанные денежные средства не являются выручкой от реализации товаров (работ, услуг), получены предприятием не для увеличения доходов, а поэтому при определении налоговой базы учитываться не должны.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей Инспекции, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом обложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результата выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
Согласно пункту 13 статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).
Порядок определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость установлен в статьях 153 - 162 Кодекса.
В абзаце 2 пункта 2 статьи 154 Кодекса, в редакции, действующей в спорный период, установлено, что при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Суммы субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.
Таким образом, в данном случае налоговая база по НДС будет определяться с учетом цен, установленных для населения и для его отдельных групп, имеющих льготы.
Как правомерно указал суд первой инстанции, в соответствии с пунктами 37, 38, 43 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, предоставляемых исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производилась оплата. В платежном документе указываются, в том числе, наименование коммунальных услуг, значения тарифов (цен) на коммунальные услуги, социальной нормы потребления, если такая норма установлена, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов или отведенных сточных вод. В случае если в жилом помещении проживают потребители, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации за счет средств соответствующих бюджетов предоставляются при оплате коммунальных услуг льготы в виде скидки, размер платы за коммунальные услуги уменьшается на величину скидки.
С учетом установленного порядка оплаты коммунальных услуг вышеуказанным категориям граждан, следует признать, что при реализации коммунальных услуг с учетом льгот, налоговая база определяется как стоимость реализованных (потребленных) услуг, являющаяся для целей налогообложения фактической ценой реализации, включающей НДС.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что ОАО "Управляющая организация многоквартирными домами Ленинского района" во 2 квартале 2008 года реализовывало жилищно-коммунальные услуги населению по государственным тарифам с учетом льгот, предоставляемых на основании федерального и регионального законодательства.
Возмещение расходов, возникающих в связи с предоставлением мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг отдельным категориям граждан, осуществлено Департаментом городского хозяйства мэрии г. Ярославля на основании заключенного с Обществом договора N 23-Э-08 от 13.02.2008, предметом которого является возмещение расходов, связанных с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилых помещений и коммунальных услуг.
Распорядитель перечисляет на расчетный счет Получателя бюджетные средства на возмещение расходов, связанных с реализацией социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилых помещений и коммунальных услуг. Возмещение расходов от предоставления мер социальной поддержки производится без учета НДС (п. 2.2.3 договора).
Департамент покупателем (потребителем) услуг, в частности пользователем оказанных коммунальных услуг, в неоплаченной гражданами части не является, счета-фактуры выставляются Обществом для возмещения расходов, финансируемых из бюджета на предоставление льгот. На основании вышеназванного договора от 13.02.2008. N 23-Э-08 производится исполнение бюджетных обязательств, что непосредственно указано в разделе договора об обязательствах департамента.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно отклонил, как противоречащие пункту 2 статьи 154 Кодекса, доводы налогового органа о занижении налогоплательщиком налоговой базы при исчислении НДС за 2 квартал 2008 года.
Денежные средства, получаемые Обществом из бюджета, предоставлялись на возмещение расходов (покрытие убытков), возникших в результате оказания коммунальных услуг отдельным категориям населения по льготным ценам, следовательно, налогоплательщик обоснованно не включал указанные дотации в налоговую базу по НДС и правомерно исчислял сумму налога исходя из фактических цен реализации.
Кроме того, из смысла подпункта 2 пункта 1 статьи 162 Кодекса обязанность налогоплательщика включать средства, полученные из средств бюджета, в налогооблагаемую базу по данному виду налога не следует, так как такие средства нельзя расценивать как полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Доводы Инспекции о том, что полученные средства из бюджета являются доходом Предприятия, отклоняются апелляционным судом, поскольку налоговый орган, вопреки статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил суду соответствующих доказательств возникновения у Общества в рассматриваемой ситуации объекта налогообложения по НДС и получения им дохода, подлежащего налогообложению.
Довод налогового органа о том, что при рассмотрении данного спора необходимо руководствоваться пунктом 1 статьи 167 Кодекса, в соответствии с которым при совершении операций реализации товаров (работ, услуг) для всех налогоплательщиков устанавливается единый порядок определения налоговой базы по НДС, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку факт несвоевременного определения налоговой базы сам по себе при отсутствии доказательств наличия реального ущерба бюджету на дату вынесения решения не является основанием для доначисления налога, кроме того, в рассматриваемом случае следует руководствоваться специальной нормой, установленной в пункте 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что у Инспекции отсутствовали основания включения в налоговую базу по НДС за 2 квартал 2008 года суммы льгот, предоставленных населению по оплате жилых помещений и коммунальных услуг в сумме 12 348 026 рублей 28 копеек и для начисления НДС за 2 квартал 2008 года в размере 481 016 рублей, 25 253 рубля 34 копейки пени и для привлечения Общества к ответственности за неполную уплату НДС в виде штрафа в сумме 96 203 рубля 20 копеек, в связи с чем правомерно признал недействительным решение налогового органа N 3901 от 08.12.2008.
Основания для изменения или отмены решения суда первой инстанции отсутствуют, нарушения или неправильного применения судом норм материального права не допущено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба налогового органа удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы. В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговые органы освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 24.02.2009 по делу N А82-15634/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ярославля - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий
Л.Н.ЛОБАНОВА
Судьи
Л.И.ЧЕРНЫХ
Т.В.ХОРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.04.2009 ПО ДЕЛУ N А82-15634/2008
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 апреля 2009 г. по делу N А82-15634/2008
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 апреля 2009 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лобановой Л.Н.,
судей Черных Л.И., Хоровой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Козловой Е.В.,
без участия сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ярославля
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 24.02.2009 по делу N А82-15634/2008, принятое судом в составе судьи Коробовой Н.Н.,
по заявлению открытого акционерного общества "Управляющая организация многоквартирными домами Ленинского района"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ярославля,
о признании недействительным решения налогового органа N 3901 от 08.12.2008,
установил:
Открытое акционерное общество "Управляющая организация многоквартирными домами Ленинского района" (далее - Общество, налогоплательщик, заявитель) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Ярославской области к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ярославля (далее - Инспекция, налоговый орган, ответчик) о признании недействительным решения налогового органа от 08.12.2008 N 3901 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 24.02.2009 заявленные требования ОАО "Управляющая организация многоквартирными домами Ленинского района" удовлетворены, оспариваемое налогоплательщиком решение ИФНС России по Ленинскому району г. Ярославля признано недействительным.
Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ярославля с принятым решением суда не согласилась, обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Общества. По мнению Инспекции, решение суда первой инстанции принято при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Заявитель жалобы, ссылаясь на пункт 13 статьи 40, пункт 1 статьи 146, пункт 1 статьи 154, пункт 1 статьи 167 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), указывает, что в ходе проверки в связи с выявленным занижением Обществом налоговой базы по НДС за 2 квартал 2008 года на суммы, составляющие часть стоимости жилищно-коммунальных услуг, реализованных налогоплательщиком отдельным категориям населения района по льготным ценам в размере 12 348 026 рублей 28 копеек, Обществу доначислен НДС в размере 1 883 597 рублей 22 копейки. По итогам камеральной налоговой проверки налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2008 года ОАО "Управдом Ленинского района" в соответствии со статьей 173 Налогового кодекса Российской Федерации, исчисленная сумма налога, подлежащая уплате в бюджет (15 680 794 рубля) и уменьшенная на сумму налоговых вычетов (15 199 778 рублей) за 2 квартал 2008 года составила 481 016 рублей. По-мнению налогового органа, Общество оказывало населению жилищно-коммунальные услуги по государственным регулируемым ценам (тарифам) и, следовательно, обязано включать в налоговую базу по НДС стоимость реализованных услуг в полном объеме, исходя из фактических цен реализации услуг, при этом налоговая база, указывает заявитель жалобы, должна определяться налогоплательщиком на день отгрузки (реализации) спорных услуг.
ОАО "Управляющая организация многоквартирными домами Ленинского района" в отзыве на апелляционную жалобу против доводов Инспекции возразила, считает, что спорные суммы не подлежат включению в налоговую базу по НДС на основании пункта 2 статьи 154 Кодекса, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, представило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Налоговый орган просит рассмотреть жалобу без представителей Инспекции.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Открытое акционерное общество "Управляющая организация многоквартирными домами Ленинского района" учреждено Муниципальным образованием г. Ярославля в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, которые регулируют, в том числе, отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг.
В соответствии с указанными Правилами ОАО "Управляющая организация многоквартирными домами Ленинского района" является "исполнителем" - юридическим лицом, предоставляющим коммунальные услуги, производящим или приобретающим коммунальные ресурсы и отвечающим за обслуживание внутридомовых систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Материалы дела показали, Общество представило в налоговый орган налоговую декларацию по НДС за 2 квартал 2008 года, в которой исчислило к возмещению из бюджета НДС в сумме 1 402 581 рубль, поскольку сумма налога, подлежащая вычету из бюджета 15 199 778 рублей, превысила НДС, исчисленный со стоимости реализованных налогоплательщиком товаров (работ, услуг) - 13 797 197 рублей.
Из представленных налогоплательщиком для камеральной проверки документов (книги продаж, бухгалтерских документов) Инспекция установила, что сумма 12 348 026 рублей 28 копеек, представляющая сумму льгот населению по оплате жилых помещений и коммунальным услугам, исключена Обществом из налоговой базы по НДС за проверяемый налоговый период. Претензии относительно обоснованности предъявления налогоплательщиком НДС к вычету налоговым органом не предъявлены.
По результатам проведения камеральной налоговой указанной налоговой декларации по НДС и документов, представленных налогоплательщиком Инспекцией был составлен акт от 31.10.2008 N 3901, в котором указано на занижение Обществом налоговой базы по НДС на стоимость жилищно-коммунальных услуг, реализованных отдельным категория населения по льготным ценам, которое составило 12 348 026 рублей 28 копеек.
По результатам рассмотрения акта проверки, возражений налогоплательщика и иных материалов проверки заместителем начальника Инспекции вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату налога на добавленную стоимость в виде штрафа в размере 96 203 рублей 20 копеек.
Указанным решением установлено, что Общество занизило налоговую базу по НДС на сумму 12 348 026 рублей 28 копеек, а также сумму НДС, подлежащего уплате в бюджет, на 1 883 597 рубля 22 копейки. В связи с этим Инспекцией, с учетом суммы налогового вычета по НДС, право на применение которого возникло у Общества, определена сумма указанного налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиком, в размере 481 016 рублей. Решением N 3901 от 08.12.2008 налогоплательщику предложено уплатить доначисленные суммы: НДС за 2 квартал 2008 года в размере 481 016 рублей, 25 253 рубля 34 копейки пени и 96 203 рубля 20 копеек штрафа за неполную уплату НДС.
ОАО "Управляющая организация многоквартирными домами Ленинского района" не согласившись с решением Инспекции N 3901 от 08.12.2008 в части налогообложения НДС спорной суммы - 12 348 026 рублей 28 копеек, приходящейся на льготу по оплате коммунальных услуг гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки в виде предоставления льготы, обратилась в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании указанного решения недействительным.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями пункта 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктами 37, 38, 43 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 сделал вывод о том, что предприятием правомерно исключены из налоговой базы по налогу на добавленную стоимость денежные средства, полученные из бюджета для возмещения убытков, связанных с оказанием услуг по государственным регулируемым ценам и предоставлением льгот отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством. Суд счел, что указанные денежные средства не являются выручкой от реализации товаров (работ, услуг), получены предприятием не для увеличения доходов, а поэтому при определении налоговой базы учитываться не должны.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей Инспекции, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом обложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результата выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
Согласно пункту 13 статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).
Порядок определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость установлен в статьях 153 - 162 Кодекса.
В абзаце 2 пункта 2 статьи 154 Кодекса, в редакции, действующей в спорный период, установлено, что при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Суммы субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.
Таким образом, в данном случае налоговая база по НДС будет определяться с учетом цен, установленных для населения и для его отдельных групп, имеющих льготы.
Как правомерно указал суд первой инстанции, в соответствии с пунктами 37, 38, 43 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, предоставляемых исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производилась оплата. В платежном документе указываются, в том числе, наименование коммунальных услуг, значения тарифов (цен) на коммунальные услуги, социальной нормы потребления, если такая норма установлена, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов или отведенных сточных вод. В случае если в жилом помещении проживают потребители, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации за счет средств соответствующих бюджетов предоставляются при оплате коммунальных услуг льготы в виде скидки, размер платы за коммунальные услуги уменьшается на величину скидки.
С учетом установленного порядка оплаты коммунальных услуг вышеуказанным категориям граждан, следует признать, что при реализации коммунальных услуг с учетом льгот, налоговая база определяется как стоимость реализованных (потребленных) услуг, являющаяся для целей налогообложения фактической ценой реализации, включающей НДС.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что ОАО "Управляющая организация многоквартирными домами Ленинского района" во 2 квартале 2008 года реализовывало жилищно-коммунальные услуги населению по государственным тарифам с учетом льгот, предоставляемых на основании федерального и регионального законодательства.
Возмещение расходов, возникающих в связи с предоставлением мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг отдельным категориям граждан, осуществлено Департаментом городского хозяйства мэрии г. Ярославля на основании заключенного с Обществом договора N 23-Э-08 от 13.02.2008, предметом которого является возмещение расходов, связанных с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилых помещений и коммунальных услуг.
Распорядитель перечисляет на расчетный счет Получателя бюджетные средства на возмещение расходов, связанных с реализацией социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилых помещений и коммунальных услуг. Возмещение расходов от предоставления мер социальной поддержки производится без учета НДС (п. 2.2.3 договора).
Департамент покупателем (потребителем) услуг, в частности пользователем оказанных коммунальных услуг, в неоплаченной гражданами части не является, счета-фактуры выставляются Обществом для возмещения расходов, финансируемых из бюджета на предоставление льгот. На основании вышеназванного договора от 13.02.2008. N 23-Э-08 производится исполнение бюджетных обязательств, что непосредственно указано в разделе договора об обязательствах департамента.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно отклонил, как противоречащие пункту 2 статьи 154 Кодекса, доводы налогового органа о занижении налогоплательщиком налоговой базы при исчислении НДС за 2 квартал 2008 года.
Денежные средства, получаемые Обществом из бюджета, предоставлялись на возмещение расходов (покрытие убытков), возникших в результате оказания коммунальных услуг отдельным категориям населения по льготным ценам, следовательно, налогоплательщик обоснованно не включал указанные дотации в налоговую базу по НДС и правомерно исчислял сумму налога исходя из фактических цен реализации.
Кроме того, из смысла подпункта 2 пункта 1 статьи 162 Кодекса обязанность налогоплательщика включать средства, полученные из средств бюджета, в налогооблагаемую базу по данному виду налога не следует, так как такие средства нельзя расценивать как полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Доводы Инспекции о том, что полученные средства из бюджета являются доходом Предприятия, отклоняются апелляционным судом, поскольку налоговый орган, вопреки статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил суду соответствующих доказательств возникновения у Общества в рассматриваемой ситуации объекта налогообложения по НДС и получения им дохода, подлежащего налогообложению.
Довод налогового органа о том, что при рассмотрении данного спора необходимо руководствоваться пунктом 1 статьи 167 Кодекса, в соответствии с которым при совершении операций реализации товаров (работ, услуг) для всех налогоплательщиков устанавливается единый порядок определения налоговой базы по НДС, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку факт несвоевременного определения налоговой базы сам по себе при отсутствии доказательств наличия реального ущерба бюджету на дату вынесения решения не является основанием для доначисления налога, кроме того, в рассматриваемом случае следует руководствоваться специальной нормой, установленной в пункте 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что у Инспекции отсутствовали основания включения в налоговую базу по НДС за 2 квартал 2008 года суммы льгот, предоставленных населению по оплате жилых помещений и коммунальных услуг в сумме 12 348 026 рублей 28 копеек и для начисления НДС за 2 квартал 2008 года в размере 481 016 рублей, 25 253 рубля 34 копейки пени и для привлечения Общества к ответственности за неполную уплату НДС в виде штрафа в сумме 96 203 рубля 20 копеек, в связи с чем правомерно признал недействительным решение налогового органа N 3901 от 08.12.2008.
Основания для изменения или отмены решения суда первой инстанции отсутствуют, нарушения или неправильного применения судом норм материального права не допущено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба налогового органа удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы. В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговые органы освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 24.02.2009 по делу N А82-15634/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ярославля - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий
Л.Н.ЛОБАНОВА
Судьи
Л.И.ЧЕРНЫХ
Т.В.ХОРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)