Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.11.2008 N 05АП-2013/2008 ПО ДЕЛУ N А51-6271/2008-4-173

Разделы:
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 ноября 2008 г. N 05АП-2013/2008


Дело N А51-6271/2008-4-173


Резолютивная часть постановления оглашена в судебном заседании "06" ноября 2008 г., мотивированное постановление изготовлено "18" ноября 2008 г.
Пятый арбитражный апелляционный суд
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Жилищно-строительного кооператива N 121 на решение Арбитражного суда Приморского края от 03.09.2008 по делу N А51-6271/2008-4-173, принятого судьей Н.
по заявлению Жилищно-строительного кооператива N 121
к Администрации г. Владивостока
третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора Общество с ограниченной ответственностью "Тимару Эссетс"
об оспаривании бездействия
установил:

Жилищно-строительный кооператив N 121 обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации г. Владивостока в виде неосуществления действий по принятию решения о продлении срока действия постановления Администрации г. Владивостока от 15.06.2005 N 712 "О предварительном согласовании ЖСК N 121 места размещения административно-жилого комплекса на земельном участке в районе ул. Черемуховая, 40", и об обязании ответчика принять решение о продлении срока действия данного постановления.
Решением суда от 03.09.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Обжалуя решение суда, ЖСК N 121 просит его отменить, как незаконное и необоснованное.
В жалобе заявитель указывает, что суд первой инстанции сделав вывод о том, что Администрация г. Владивостока не имела права уклониться от рассмотрения заявления ЖСК N 121 и передачи его уполномоченному органу, пришел к незаконному выводу о том, что заявитель не оспаривает данное бездействие. ЖСК N 121 заявлено требование о признании незаконным бездействия Администрации г. Владивостока в виде неосуществления действий по принятию решения о продлении срока действия постановления главы Администрации г. Владивостока от 15.06.2005 N 712 "О предварительном согласовании ЖСК N 121 места размещения административно-жилого комплекса на земельном участке в районе ул. Черемуховая, 40". Таким образом, по мнению заявителя суд первой инстанции не дал по существу правовой оценки всем доводам заявителя по предмету спора. Положение о Департаменте земельных ресурсов и землеустройства Приморского края, утв. Постановлением Администрации Приморского края от 06.06.2007 N 134-па, не предоставляет указанному органу полномочий по внесению каких-либо изменений (в том числе по продлению срока действия постановления главы Администрации г. Владивостока о предварительном согласовании) в ранее принятые органом местного самоуправления ненормативные акты. Следовательно, Администрация г. Владивостока обязана была рассмотреть заявление ЖСК N 121 о продлении срока действия постановления главы Администрации г. Владивостока от 15.06.2005 N 712 (исх. N 308 от 30.04.2008) по существу и принять соответствующее решение.
Общество с ограниченной ответственностью "Тимару Эссетс", надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства в заседание суда не явилось, в порядке ст. 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя третьего лица.
Изучив материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований к отмене судебного акта в силу следующего.
Из материалов дела установлено, что постановлением главы Администрации г. Владивостока от 15.06.2005 N 712 кооперативу было предварительно согласовано место размещения административно-жилого комплекса на земельном участке площадью 8607 кв. м, расположенном в г. Владивостоке в районе ул. Черемуховая, 40, из состава земель поселений. Срок действия постановления определен 3 года.
10.09.2007 заявитель обратился в Департамент земельных ресурсов с заявлением о предоставлении перечня документов, необходимых для принятия решения о предоставлении земельного участка в аренду для строительства, на что Департамент сообщил о необходимости установления границ земельного участка и проведении его государственного кадастрового учета (ответ от 02.10.207 N 29/8-20-3880).
Распоряжением Управления муниципального имущества, градостроительства и архитектуры г. Владивостока от 28.11.2007 N 632 утвержден проект границ земельного участка, согласованного ЖСК N 121.
22.02.2008 кооператив обратился в территориальный отдел N 11 по г. Владивостоку Управления Федерального агентства объектов недвижимости по Приморскому краю заявлением о постановке земельного участка на государственный кадастровый учет.
В ответ Территориальный отдел возвратил землеустроительное дело без утверждения, сославшись на то, что рассматриваемый участок налагается на учтенный земельный участок, предоставленный ООО "Тимару Эссетс", и сообщил о необходимости подачи заявки о постановке земельного участка на государственный кадастровый учет лично с приложением правоустанавливающих документов и документов о межевании земельного участка, утвержденных в установленном порядке (письмо от 26.02.2008 N 304).
Отказ Управления Роснедвижимости по Приморскому краю в лице Территориального отдела N 11 по г. Владивостоку в проведении государственного кадастрового учета земельного участка был оспорен ЖСК N 121 в Арбитражном суде Приморского края.
Полагая, что ввиду судебного разбирательства и наличия прав ООО "Тимару Эссетс" на часть спорного земельного участка Кооператив не успеет оформить кадастровый паспорт земельного участка и предоставить его в Департамент земельных ресурсов до истечения срока действия постановления Администрации г. Владивостока от 15.06.2005 N 712, Кооператив обратился к ответчику с заявлением о продлении срока действия данного постановления.
Не получив от администрации ответа, обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением, о признании незаконным бездействия Администрации г. Владивостока и обязании ответчика устранить нарушение прав и законных интересов путем принятия соответствующего постановления.
Пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с требованием части 4 статьи 200 АПК РФ для удовлетворения требований о признании незаконными действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности регламентируются Земельным кодексом Российской Федерации.
Согласно статье 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию либо с предварительным согласованием места размещения объекта, либо без предварительного согласования места размещения объекта.
Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта определен пунктом 5 статьи 30 ЗК РФ и должен проводиться в следующей последовательности: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) проведение работ по формированию земельного участка; 3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 настоящего Кодекса; 4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 ст. 31 ЗК РФ выбор земельного участка и предварительное согласование места размещения объекта производится по заявлению граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка, которые обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка или об отказе в размещении объекта.
Согласно абзацам 2, 3 пункта 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Как следует из установленных арбитражным судом обстоятельств дела, 15.06.2005 Администрация г. Владивостока на основании заявления Жилищно-строительного кооператива N 121 постановлением N 712 предварительно согласовала место размещения административно-жилого комплекса на земельном участке площадью 8607 кв. м, расположенном в г. Владивостоке районе ул. Черемуховая, 40, из состава земель поселений.
Таким образом, постановление Администрации г. Владивостока от 15.05.2006 N 712 было принято ответчиком в пределах его компетенции.
В силу пункта 8 статьи 31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет. На основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенной к нему кадастровой карты (плана) земельного участка, орган местного самоуправления в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства (п. 2 ст. 32 ЗК РФ).
Абзац 3 пункта 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до принятия Федерального закона от 10.05.2007 N 69-ФЗ) предусматривает, что в случае, если по истечении срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта решение о предоставлении земельного участка не было принято, лица, права которых были ограничены, вправе требовать возмещения от исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса и принявших такое решение, понесенных убытков независимо от продления срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, не исключает возможности продления срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Таким образом, возможность продления срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта законом не исключена.
Судом первой инстанции установлено, что на момент принятия решения по настоящему делу спорный участок был свободен от прав третьих лиц, в связи с чем, пришел к обоснованному выводу о наличии права ЖСК N 121 продления срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, оформленном постановлением Администрации г. Владивостока N 712 от 15.06.2005.
Как следует из материалов дела, с заявлением о продлении срока действия постановления Администрации г. Владивостока N 712 от 15.06.2005 заявитель обратился в Администрацию г. Владивостока 30.04.2008.
Вместе с тем, в силу абзаца 3 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент вынесения оспариваемого постановления) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Законом Приморского края от 18.12.2006 N 21-КЗ "О внесении изменений в Закон Приморского края "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" в статью 7 Закона Приморского края от 29.12.2003 N 90 "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" внесены изменения и полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края с 01.02.2007 возложены на органы исполнительной власти Приморского края, в области регулирования земельных отношений, которым согласно постановлению Администрации Приморского края от 08.02.2007 N 23-па является Департамент имущественных отношений Приморского края.
В соответствии с постановлением Администрации Приморского края от 18.05.2007 г. N 116-па в результате реорганизации Департамента имущественных отношений Приморского края создан Департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края.
Следовательно, в силу вышеназванных правовых норм, Департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского, как орган, уполномоченный в области регулирования земельных отношений, является органом, в компетенцию которого входит, в том числе рассмотрение спорного заявления.
Вместе с тем, как усматривается из материалов дела, с заявлением N 308 от 30.04.2008 о продлении срока действия постановления от 15.06.2005 N 712 заявитель обратился в Администрацию г. Владивостока, которая с 01.02.2007 утратила полномочия по распоряжению спорным земельным участком.
Доказательств обращения с соответствующим заявлением в компетентный орган государственной власти Приморского края о продлении срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта не представлено.
Поскольку у администрации отсутствовали полномочия на принятие решения о продлении срока действия постановления N 712 от 15.06.2005, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований установленных ч. 2 ст. 201 АПК РФ для признания незаконным оспариваемого бездействия ответчика.
Действительно, ответчиком нарушены правил ст. 9 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской федерации", а именно не исполнена обязанность по направлению заявления ЖСК N 121 "по подведомственности".
Однако данное обстоятельство не может явиться основаниям для удовлетворения заявленных требований, так как в рамках настоящего дела заявитель оспаривает бездействие ответчика, выразившееся в непринятии решения о продлении срока действия постановления о предварительном согласовании места размещения объекта, а не бездействие Администрации г. Владивостока по не направлению заявления в установленный законом срок в компетентный орган.
Довод заявителя жалобы о том, что Положение о Департаменте земельных ресурсов и землеустройства Приморского края, утв. Постановлением Администрации Приморского края от 06.06.2007 N 134-па не предоставляет указанному органу полномочий по внесению каких-либо изменений в ранее принятые органом местного самоуправления ненормативные акты, основан на неверном толковании заявителем нормативных положений, поскольку решение вопроса о продлении срока действия постановления о предварительном согласовании места размещения объекта входит в полномочия компетентного органа по распоряжению земельными участками.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт принят в соответствии с нормами материального и процессуального права, а доводы заявителя апелляционной жалобы не нашли своего объективного подтверждения.
Исходя из вышеизложенного, суд апелляционной инстанции в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 АПК РФ, Пятый арбитражный суд
постановил:

решение от 03.09.2008 по делу N А51-6271/2008-4-173 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)