Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.09.2011 ПО ДЕЛУ N А57-2149/2011

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 сентября 2011 г. по делу N А57-2149/2011


Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 сентября 2011 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
судей Никитина А.Ю., Телегиной Т.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кудряшовой Е.А.,
рассмотрев апелляционную жалобу Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" на решение арбитражного суда Саратовской области от 07 июля 2011 года по делу N А57-2149/2011, судья Капкаев Д.В.
по исковому заявлению товарищества собственников жилья "Днепр-2004",
к Администрации муниципального образования "Город Саратов",
Комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", третье лицо - Комитет по управлению имуществом муниципального образования "Город Саратов",
о взыскании 4 280 734 руб. 49 коп.,
при участии в судебном заседании представителей:
от товарищества собственников жилья "Днепр-2004" - Соколовой Ю.Ю., по доверенности от 11 мая 2010,
от Администрации муниципального образования "Город Саратов" - не явился, извещен,
от Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" - не явился, извещен,
от Комитета по управлению имуществом муниципального образования "Город Саратов" - не явился, извещен,

установил:

товарищество собственников жилья "Днепр-2004" (далее - ТСЖ "Днепр-2004", истец) обратилось в арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - администрация), комитету по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - комитет по финансам) о взыскании задолженности по взносам на капитальный ремонт доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных жилых домов, входящих в состав ТСЖ за период с 01 июня 2010 года по 01 февраля 2011 года в размере 4 280 734 руб. 49 коп.
В суде первой инстанции истец в порядке статьи 49 АПК РФ уточнил исковые требования и просил взыскать с муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" взносы на капитальный ремонт доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных жилых домов, входящих в состав ТСЖ "Днепр 2004" за период с 01.06.2010. по 01.02.2011, в размере 3 947 437 руб. 25 коп. Судом первой инстанции уточнения приняты.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечен Комитет по управлению имуществом муниципального образования "Город Саратов" (далее - комитет по управлению имуществом).
Решением суда первой инстанции от 07 июля 2011 года требования ТСЖ "Днепр 2004" удовлетворены в полном объеме.
Комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов"не согласился с принятым решением и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда от 07.07.2011 отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель ТСЖ "Днепр 2004" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считает решение законным и обоснованным, просит решение оставить без изменения.
Представители администрации муниципального образования "Город Саратов" комитета по финансам, комитета по управлению имуществом в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ТСЖ "Днепр 2004" является объединением собственников помещений ряда многоквартирных жилых домов в Ленинском районе города Саратова.
На общем собрании членов ТСЖ "Днепр 2004" 10.01.2006 была утверждена смета расходов на капитальный ремонт многоквартирных домов, входящих в состав товарищества, определен перечень работ; их стоимость; очередность проведения работ; отобраны подрядчики и определены условия оплаты работ; утверждена новая редакция устава ТСЖ "Днепр 2004" (протокол заседания общего собрания членов ТСЖ "Днепр 2004" от 10.01.2006).
В соответствии с разделом 13 Устава товарищества, статьями 145, 146 ЖК РФ в период с 24 по 28 апреля 2006 проведено очередное общее собрание членов ТСЖ "Днепр 2004" в форме заочного голосования по вопросу установления для собственников жилых и нежилых помещений многоквартирных домов, входящих в состав Товарищества, ежемесячной платы (взносов) на капитальный ремонт общего имущества данных многоквартирных домов.
Решения общего собрания оформлены протоколом подведения итогов общего собрания членов товарищества, проведенного в форме письменного опроса (заочного голосования).
В голосовании также принял участие и голосовал за установление с 01.05.2006 для собственников жилых и нежилых помещений многоквартирных домов, входящих в состав товарищества, ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества данных многоквартирных домов представитель муниципального образования "город Саратов" по доверенности от 03.04.2006.
Общее собрание членов товарищества большинством голосов приняло решение установить с 01.05.2006 для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества данных домов в размере, равном размеру федерального стандарта стоимости капитального ремонта жилого помещения на 1 кв. м общей площади жилья в месяц, утверждаемому для Саратовской области соответствующим Постановлением Правительства Российской Федерации "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг".
Данное общее собрание членов товарищества проведено в соответствии с действующим жилищным законодательством. Указанное решение не оспорено в связи с тем, что администрация муниципального образования "Город Саратов", как собственник муниципальных квартир в многоквартирных жилых домах, входящих в ТСЖ "Днепр 2004", свои обязательства по внесению ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества данных жилых домов в размере и в порядке, установленными уставом и общим собранием членов товарищества от 28.04.2006, не исполняет, товарищество обратилось в арбитражный суд Саратовской области с требованием о взыскании задолженности по оплате указанных взносов с 01.06.2010 по 01.02.2011 в размере 3 947 437 руб. 25 коп.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы лица, участвующего в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что муниципальное образование "Город Саратов" обязано нести бремя содержания своего имущества наравне с другими собственниками помещений многоквартирных домов, входящих в состав товариществ собственников жилья, при этом сумма взносов на капитальный ремонт общего имущества определена исходя из общей площади муниципального жилого фонда.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 137 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) товарищество собственников жилья вправе: определять смету доходов и расходов, в том числе затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома и устанавливать размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Подпунктом 4 пункта 2 статьи 145 ЖК РФ к компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья отнесено установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества.
Судами обеих инстанций установлено, что общее собрание членов ТСЖ "Днепр 2004" по вопросу установления платы за жилое помещение в части капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, входящих в состав товарищества, проведено в соответствии с нормами жилищного законодательства, и принятое по его итогам решение не оспорено и не признано недействительным.
Товарищество обязано обеспечивать выполнение всеми собственниками помещений в многоквартирном доме обязанностей по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с их долями в праве общей собственности на данное имущество (пункт 5 статьи 138 ЖК РФ).
Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, путем внесения платы за жилое помещение, которая включает в себя плату на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (статья 154 ЖК РФ).
В соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные не имущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Расходы по содержанию муниципального имущества обязано нести муниципальное образование - "Город Саратов" в лице администрации г. Саратова как исполнительно-распорядительный орган.
Пунктами 5 и 6 статьи 155 ЖК РФ установлено, что члены товарищества собственников жилья, которым является и муниципальное образование - "Город Саратов", вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья. Не являющиеся членами товарищества собственников жилья, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья.
Размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья, которым является и муниципальное образование - "Город Саратов", определяется органами управления товарищества собственников жилья в соответствии с уставом товарищества собственников жилья (пункт 8 статьи 156 ЖК РФ).
В соответствии со статьями 210, 249 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, а каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в издержках по его содержанию и сохранению.
Судом апелляционной инстанции отклоняется довод подателя жалобы о необходимости применения к данным правоотношения положений ст. 78, 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации и постановления главы администрации г. Саратова от 24.07.2007 N 599 "Об утверждении положения о порядке предоставления субсидий на капитальный ремонт доли муниципального образования город Саратов"
Принятое в развитие положений статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации постановление главы администрации г. Саратова от 24.07.2007 N 599 "Об утверждении положения о порядке предоставления субсидий на капитальный ремонт доли муниципального образования город Саратов", которое в свою очередь предусматривает предоставление субсидий на проведение капитального ремонта за счет средств муниципального бюджета города, не исключает обязательств публичного собственника нести бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, которое включают в себя и плату за капитальный ремонт.
Подпунктами 2, 3 пункта 1 статьи 137 ЖК РФ и подпункта 4 пункта 2 статьи 145 ЖК РФ установлено право товарищества собственников жилья определять затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома и право устанавливать размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме и действующее жилищное законодательство не разделяет права и обязанности собственника жилого помещения в зависимости от того, является ли он органом местного самоуправления.
Как следует из пункта 7 статьи 5 и статьи 14 ЖК РФ, во взаимосвязи с пунктом 16 статьи 12 ЖК РФ, органы местного самоуправления не наделены полномочиями, а потому не могут принимать нормативные (не нормативные) правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения по определению порядка организации и деятельности товариществ собственников жилья, определению правового положения членов товариществ собственников жилья; установлению структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы. В соответствии со статьей 12 ЖК РФ данные полномочия находятся в компетенции органов власти Российской Федерации и установлены пунктом 5 статьи 155 и пункта 8 статьи 156 ЖК РФ. Кроме того, Положение от 24.07.2007 N 599 носит рекомендательный характер, в связи с чем, руководствоваться им является правом, а не обязанностью ТСЖ "Днепр 2004".
В силу пункта 2 статьи 18 Федерального закона от 06.10.2003 N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления" (далее - Закон N 131-ФЗ) финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местного (городского) бюджета.
Статьей 14 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения отнесено: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения (подпункт 3 пункта 1) и содержания муниципального жилищного фонда (подпункт 6 пункта 1).
Исходя из изложенного, действие статей 78, 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации не распространяется на спорные правоотношения, поскольку она не регулирует порядок исполнения финансовых обязательств муниципального образования, являющегося членом товарищества в соответствии с его уставом.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что муниципальное образование, являясь собственником жилых помещений, а также членом товарищества, обязано вносить плату за капитальный ремонт общего имущества в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации и соответственно данные затраты должны составлять расходную часть соответствующего бюджета.
Довод подателя жалобы о том, что истцом не были представлены доказательства, обосновывающие размер обязательных платежей отклоняется судом апелляционной инстанции.
Истцом при расчете размера взносов за капитальный ремонт доли муниципального образования "город Саратов" правомерно применен федеральный стандарт стоимости капитального ремонта жилого помещения на 1 кв. м общей площади жилья в месяц, установленный постановлениями Правительства РФ от 18.12.2008 N 960 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2009 - 2011 годы" и от 28 сентября 2010 года N 768 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2011 - 2013 годы".
Таким образом, суд первой инстанции правомерно взыскал задолженность с муниципального образования "город Саратов" в лице Комитета по финансам администрации муниципального образования "город Саратов" за счет средств казны муниципального образования "город Саратов".
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные ТСЖ "Днепр 2004"требования.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения спора обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями к отмене принятого решения.
Судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется. Апелляционную жалобу комитета по финансам следует оставить без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение арбитражного суда Саратовской области от 07 июля 2011 года по делу N А57-2149/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 273 - 277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
О.В.ЛЫТКИНА

Судьи
А.Ю.НИКИТИН
Т.Н.ТЕЛЕГИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)