Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2010 года. Полный текст постановления изготовлен 24 мая 2010 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего: Балинской И.И.
Судей: Гричановской Е.В., Сапрыкиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ковальчук Т.Н.
при участии в судебном заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "Бруслит Сервис": представитель не явился;
- от Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края: Поляков Виталий Николаевич, представитель по доверенности от 30.12.2009 N 01-31/8370, удостоверение <...>
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края
на решение от 31.03.2010
по делу N А73-1771/2010
Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривал судья Шестак Ж.Г.
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Бруслит Сервис"
об оспаривании постановления Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края от 21.01.2010 N 01/10-Ю о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Бруслит Сервис" (далее - ООО "Бруслит Сервис", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края (далее - административный орган) от 21.01.2010 N 01/10-Ю, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и назначен штраф в размере 5000 рублей.
Решением суда от 31.03.2010 требования общества удовлетворены.
Не согласившись с судебным актом арбитражного суда первой инстанции, Государственная жилищная инспекция Правительства Хабаровского края обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просила решение от 31.03.2010 по делу N А73-1771/2010 отменить, в удовлетворении заявленных требований обществу отказать. По мнению административного органа, судом первой инстанции решение вынесено с нарушением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель административного органа доводы, изложенные в жалобе, поддержал в полном объеме.
Представители ООО "Бруслит Сервис", извещенные о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились.
Выслушав представителя административного органа, исследовав материалы дела, оценив установленные при рассмотрении апелляционной жалобы обстоятельства, проверив изложенные в ней доводы, апелляционная инстанция считает, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Как следует из материалов дела, инспектором Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края на основании приказов заместителя начальника Инспекции Иевлева М.Г. от 09.12.2009 NN 1945, 1946, 1947, по обращению жильца квартиры <...> Литовченко Н.В., проведена инспекционная проверка на предмет соблюдения ООО "Бруслит Сервис" правил содержания и ремонта вышеуказанного жилого дома.
В ходе проверки выявлены нарушения пункта 5.2.1. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя от 27.09.2003 N 170, а именно: при обследовании квартиры <...> обнаружено, что температура воздуха в жилых помещениях составила: в зале +17,4 C, в спальне +18,9 °C, в кухне +16,9 °C. В кухне стояк и радиатор отопления не прогревались. Не обеспечен равномерный обогрев всех отопительных приборов, не обеспечена наладка системы отопления в доме.
Результаты проверки зафиксированы в акте проведения плановых (внеплановых) мероприятий по государственному контролю от 21.12.2009 N 24/256.
Должностным лицом Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края Соколовым С.В. в отношении ООО "Бруслит Сервис" по вышеуказанному факту 28.12.2009 составлен протокол N 24/64 по признакам административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23. КоАП РФ.
21.01.2010 по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении руководителем Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края Ворыпаевым А.Ф. вынесено постановление N 01/10-Ю, которым ООО "Бруслит Сервис" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23. КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 5 000 рублей.
Не согласие общества с указанным постановлением явилось основанием для обжалования его в судебном порядке.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные обществом требования, пришел к выводу о нарушении административным органом процедуры привлечения общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.
Повторно рассмотрев дело по имеющимся доказательствам, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно статье 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствием с пунктом 9 статьи 161 Жилищного кодекса РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила предоставления коммунальных услуг гражданам), утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
В пункте 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам указано, что "исполнитель" - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Таким образом, ООО "Бруслит Сервис" является исполнителем как организация, предоставляющая коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 5 Правил предоставления коммунальных услуг, обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества возникает у исполнителя перед всеми потребителями.
Коммунальными услугами надлежащего качества, в силу пункта 3 Правил, являются коммунальные услуги, отвечающие требованиям настоящих Правил, санитарным и техническим требованиям к режиму, объему и качеству предоставления коммунальных услуг, иным требованиям законодательства Российской Федерации, а также договора, заключаемого исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и содержащего условия предоставления коммунальных услуг.
Согласно пункту 9 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам при предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены, в том числе, бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю; бесперебойное отопление жилого помещения в течение отопительного периода в зависимости от температуры наружного воздуха.
В силу пунктов 49 75, 76 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам исполнитель обязан предоставить потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах. Исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг. Исполнитель освобождается от ответственности за ухудшение качества коммунальных услуг, если докажет, что оно произошло вследствие непреодолимой силы. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязательств со стороны контрагентов исполнителя или действия (бездействия) исполнителя, включая отсутствие у исполнителя необходимых денежных средств.
Согласно пункту 1.2 Положения "Об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения" (далее - Положение), утвержденного Приказом Госкомархитектуры РФ при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312, настоящее Положение является обязательным для всех организаций, учреждений и предприятий, осуществляющих реконструкцию, капитальный и текущий ремонт, техническое обслуживание зданий.
Пунктом 2.1 Положения установлено, что системы технического обслуживания, ремонта и реконструкции зданий и объектов представляет собой комплекс взаимосвязанных организационных и технических мероприятий, направленных на обеспечение сохранности зданий и объектов. Эта система должна включать материальные, трудовые и финансовые ресурсы, а также необходимую нормативную и техническую документацию.
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 (далее - Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда), определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда, в том числе, с целью обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда (пункт 1.1).
В соответствии с пунктами 2.1.1, 2.1.5, 2.6.1, 2.6.2, 2.6.5, 2.6.13, 5.3.2, 5.8.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда организация по обслуживанию жилищного фонда при подготовке жилищного фонда в зимний период обязана устранить неисправности, в том числе системы тепло-, водоснабжения.
Пунктами 4.12, 4.12.2, 4.12.3 ГОСТа Р 51617-2000 установлено, что поставка потребителю электрической и тепловой энергии, воды и газа должна осуществляться в количестве, необходимом потребителю для бытового потребления, исходя из проектных возможностей инженерных систем.
Согласно пункту 4.16.2 ГОСТ Р 51617-2000 в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) - -31 °C и ниже температура воздуха в отапливаемых помещениях жилых зданий должна быть не менее +20 градусов Цельсия, а в угловых не менее +22 °C.
В соответствии со СНиП 23-01-99* "Строительная климатология", г. Хабаровск по климатическим параметрам холодного периода года следует отнести к населенному пункту с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) - -31 °C.
Нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами является составом административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 настоящей статьи).
Согласно части 1 статьи 26.8 КоАП РФ под специальными техническими средствами понимаются измерительные приборы, утвержденные в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую поверку. Показания специальных технических средств отражаются в протоколе об административном правонарушении или постановлении по делу об административном правонарушении (часть 2 настоящей статьи).
Из материалов дела следует, что факт нарушения обществом температурного режима воздуха в жилых помещениях квартиры <...> был установлен в ходе проверки и зафиксирован актом проверки от 21.12.2009 N 24/256, из содержания которого следует, что на момент проверки указанной квартиры температура воздуха в жилых помещениях составила: в зале +17,4 °C, в спальне +18,9 °C, в кухне +16,9 °C (батареи отопления не прогретые, холодные +16,5 °C). Температура в подъезде составила +15 °C. Данный акт проверки содержит информацию об использовании при измерении температуры в квартире и коридоре цифрового контактного термометра ТК-5,09 заводской номер 524045, поверка до 02.10.2010 г.
Из письменных пояснений, данных инспектором Соколовым С.В., следует, что замер температуры в помещении производился в центре комнаты на высоте 1 метра от пола с использованием поверенного прибора - цифрового контактного термометра ТК-5,09 заводской номер 524045.
Вместе с тем, сведения о методике измерения температуры в жилых помещениях в протоколе об административных правонарушениях не содержатся.
Акт проверки 21.12.2009 N 24/256, на который ссылается заявитель апелляционной жалобы, составлен административным органом не в рамках производства по делу об административном правонарушении, а в ходе проведения контрольных мероприятий в рамках Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В данном случае отсутствие в протоколе об административном правонарушении от 28.12.2009 N 24/64, постановлении по делу об административном правонарушении от 21.01.2010 N 01/10-Ю сведений о том, каким прибором и по какой методике производился замер температурного режима в помещении, учитывались ли технические характеристики используемого прибора, не содержится.
Следовательно, суд первой инстанции, установив указанные обстоятельства, правомерно пришел к выводу о существенных нарушениях, допущенных Государственной жилищной инспекцией Правительства Хабаровского края при привлечении ООО "Бруслит Сервис" к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 КоАП РФ.
Довод административного органа об отсутствии доказательств выполнения ООО "Бруслит Сервис" систематических контрольных мероприятий за работой системы отопления в течение отопительного периода подлежит отклонению, поскольку в соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. В данном случае обязанность доказывания факта невыполнения обществом систематических контрольных мероприятий за работой системы отопления в течение отопительного периода возлагается на Государственную жилищную инспекцию Правительства Хабаровского края.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 31 марта 2010 года по делу N А73-1771/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий
И.И.БАЛИНСКАЯ
Судьи
Е.В.ГРИЧАНОВСКАЯ
Е.И.САПРЫКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.05.2010 N 06АП-1812/2010 ПО ДЕЛУ N А73-1771/2010
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 мая 2010 г. N 06АП-1812/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2010 года. Полный текст постановления изготовлен 24 мая 2010 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего: Балинской И.И.
Судей: Гричановской Е.В., Сапрыкиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ковальчук Т.Н.
при участии в судебном заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "Бруслит Сервис": представитель не явился;
- от Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края: Поляков Виталий Николаевич, представитель по доверенности от 30.12.2009 N 01-31/8370, удостоверение <...>
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края
на решение от 31.03.2010
по делу N А73-1771/2010
Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривал судья Шестак Ж.Г.
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Бруслит Сервис"
об оспаривании постановления Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края от 21.01.2010 N 01/10-Ю о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Бруслит Сервис" (далее - ООО "Бруслит Сервис", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края (далее - административный орган) от 21.01.2010 N 01/10-Ю, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и назначен штраф в размере 5000 рублей.
Решением суда от 31.03.2010 требования общества удовлетворены.
Не согласившись с судебным актом арбитражного суда первой инстанции, Государственная жилищная инспекция Правительства Хабаровского края обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просила решение от 31.03.2010 по делу N А73-1771/2010 отменить, в удовлетворении заявленных требований обществу отказать. По мнению административного органа, судом первой инстанции решение вынесено с нарушением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель административного органа доводы, изложенные в жалобе, поддержал в полном объеме.
Представители ООО "Бруслит Сервис", извещенные о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились.
Выслушав представителя административного органа, исследовав материалы дела, оценив установленные при рассмотрении апелляционной жалобы обстоятельства, проверив изложенные в ней доводы, апелляционная инстанция считает, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Как следует из материалов дела, инспектором Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края на основании приказов заместителя начальника Инспекции Иевлева М.Г. от 09.12.2009 NN 1945, 1946, 1947, по обращению жильца квартиры <...> Литовченко Н.В., проведена инспекционная проверка на предмет соблюдения ООО "Бруслит Сервис" правил содержания и ремонта вышеуказанного жилого дома.
В ходе проверки выявлены нарушения пункта 5.2.1. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя от 27.09.2003 N 170, а именно: при обследовании квартиры <...> обнаружено, что температура воздуха в жилых помещениях составила: в зале +17,4 C, в спальне +18,9 °C, в кухне +16,9 °C. В кухне стояк и радиатор отопления не прогревались. Не обеспечен равномерный обогрев всех отопительных приборов, не обеспечена наладка системы отопления в доме.
Результаты проверки зафиксированы в акте проведения плановых (внеплановых) мероприятий по государственному контролю от 21.12.2009 N 24/256.
Должностным лицом Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края Соколовым С.В. в отношении ООО "Бруслит Сервис" по вышеуказанному факту 28.12.2009 составлен протокол N 24/64 по признакам административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23. КоАП РФ.
21.01.2010 по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении руководителем Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края Ворыпаевым А.Ф. вынесено постановление N 01/10-Ю, которым ООО "Бруслит Сервис" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23. КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 5 000 рублей.
Не согласие общества с указанным постановлением явилось основанием для обжалования его в судебном порядке.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные обществом требования, пришел к выводу о нарушении административным органом процедуры привлечения общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.
Повторно рассмотрев дело по имеющимся доказательствам, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно статье 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствием с пунктом 9 статьи 161 Жилищного кодекса РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила предоставления коммунальных услуг гражданам), утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
В пункте 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам указано, что "исполнитель" - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Таким образом, ООО "Бруслит Сервис" является исполнителем как организация, предоставляющая коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 5 Правил предоставления коммунальных услуг, обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества возникает у исполнителя перед всеми потребителями.
Коммунальными услугами надлежащего качества, в силу пункта 3 Правил, являются коммунальные услуги, отвечающие требованиям настоящих Правил, санитарным и техническим требованиям к режиму, объему и качеству предоставления коммунальных услуг, иным требованиям законодательства Российской Федерации, а также договора, заключаемого исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и содержащего условия предоставления коммунальных услуг.
Согласно пункту 9 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам при предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены, в том числе, бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю; бесперебойное отопление жилого помещения в течение отопительного периода в зависимости от температуры наружного воздуха.
В силу пунктов 49 75, 76 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам исполнитель обязан предоставить потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах. Исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг. Исполнитель освобождается от ответственности за ухудшение качества коммунальных услуг, если докажет, что оно произошло вследствие непреодолимой силы. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязательств со стороны контрагентов исполнителя или действия (бездействия) исполнителя, включая отсутствие у исполнителя необходимых денежных средств.
Согласно пункту 1.2 Положения "Об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения" (далее - Положение), утвержденного Приказом Госкомархитектуры РФ при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312, настоящее Положение является обязательным для всех организаций, учреждений и предприятий, осуществляющих реконструкцию, капитальный и текущий ремонт, техническое обслуживание зданий.
Пунктом 2.1 Положения установлено, что системы технического обслуживания, ремонта и реконструкции зданий и объектов представляет собой комплекс взаимосвязанных организационных и технических мероприятий, направленных на обеспечение сохранности зданий и объектов. Эта система должна включать материальные, трудовые и финансовые ресурсы, а также необходимую нормативную и техническую документацию.
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 (далее - Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда), определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда, в том числе, с целью обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда (пункт 1.1).
В соответствии с пунктами 2.1.1, 2.1.5, 2.6.1, 2.6.2, 2.6.5, 2.6.13, 5.3.2, 5.8.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда организация по обслуживанию жилищного фонда при подготовке жилищного фонда в зимний период обязана устранить неисправности, в том числе системы тепло-, водоснабжения.
Пунктами 4.12, 4.12.2, 4.12.3 ГОСТа Р 51617-2000 установлено, что поставка потребителю электрической и тепловой энергии, воды и газа должна осуществляться в количестве, необходимом потребителю для бытового потребления, исходя из проектных возможностей инженерных систем.
Согласно пункту 4.16.2 ГОСТ Р 51617-2000 в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) - -31 °C и ниже температура воздуха в отапливаемых помещениях жилых зданий должна быть не менее +20 градусов Цельсия, а в угловых не менее +22 °C.
В соответствии со СНиП 23-01-99* "Строительная климатология", г. Хабаровск по климатическим параметрам холодного периода года следует отнести к населенному пункту с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) - -31 °C.
Нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами является составом административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 настоящей статьи).
Согласно части 1 статьи 26.8 КоАП РФ под специальными техническими средствами понимаются измерительные приборы, утвержденные в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую поверку. Показания специальных технических средств отражаются в протоколе об административном правонарушении или постановлении по делу об административном правонарушении (часть 2 настоящей статьи).
Из материалов дела следует, что факт нарушения обществом температурного режима воздуха в жилых помещениях квартиры <...> был установлен в ходе проверки и зафиксирован актом проверки от 21.12.2009 N 24/256, из содержания которого следует, что на момент проверки указанной квартиры температура воздуха в жилых помещениях составила: в зале +17,4 °C, в спальне +18,9 °C, в кухне +16,9 °C (батареи отопления не прогретые, холодные +16,5 °C). Температура в подъезде составила +15 °C. Данный акт проверки содержит информацию об использовании при измерении температуры в квартире и коридоре цифрового контактного термометра ТК-5,09 заводской номер 524045, поверка до 02.10.2010 г.
Из письменных пояснений, данных инспектором Соколовым С.В., следует, что замер температуры в помещении производился в центре комнаты на высоте 1 метра от пола с использованием поверенного прибора - цифрового контактного термометра ТК-5,09 заводской номер 524045.
Вместе с тем, сведения о методике измерения температуры в жилых помещениях в протоколе об административных правонарушениях не содержатся.
Акт проверки 21.12.2009 N 24/256, на который ссылается заявитель апелляционной жалобы, составлен административным органом не в рамках производства по делу об административном правонарушении, а в ходе проведения контрольных мероприятий в рамках Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В данном случае отсутствие в протоколе об административном правонарушении от 28.12.2009 N 24/64, постановлении по делу об административном правонарушении от 21.01.2010 N 01/10-Ю сведений о том, каким прибором и по какой методике производился замер температурного режима в помещении, учитывались ли технические характеристики используемого прибора, не содержится.
Следовательно, суд первой инстанции, установив указанные обстоятельства, правомерно пришел к выводу о существенных нарушениях, допущенных Государственной жилищной инспекцией Правительства Хабаровского края при привлечении ООО "Бруслит Сервис" к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 КоАП РФ.
Довод административного органа об отсутствии доказательств выполнения ООО "Бруслит Сервис" систематических контрольных мероприятий за работой системы отопления в течение отопительного периода подлежит отклонению, поскольку в соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. В данном случае обязанность доказывания факта невыполнения обществом систематических контрольных мероприятий за работой системы отопления в течение отопительного периода возлагается на Государственную жилищную инспекцию Правительства Хабаровского края.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 31 марта 2010 года по делу N А73-1771/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий
И.И.БАЛИНСКАЯ
Судьи
Е.В.ГРИЧАНОВСКАЯ
Е.И.САПРЫКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)