Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 30.06.2004 N КА-А40/4871-04 ПО ДЕЛУ N А40-40207/03-96-420

Разделы:
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу


от 30 июня 2004 г. Дело N КА-А40/4871-04

Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе: председательствующего-судьи Агапова М.Р., судей Туболец И.В. и Летягиной В.А., при участии в заседании от ответчика: Правительство Москвы (П. по доверенности от 09.10.03, Г. по доверенности от 28.05.04); от третьих лиц: Москомархитектура (К. по доверенности от 15.11.02), Москомзем (Г. по доверенности от 29.12.03), Префектура ЮЗАО г. Москвы (М. по доверенности от 01.03.04), Прокуратура г. Москвы (В. - прокурор отдела), рассмотрев в судебном заседании 21.06.04 кассационную жалобу ответчика - Правительства Москвы - на решение от 16 декабря 2003 г., постановление от 20 апреля 2004 г. по делу N А40-40207/03-96-420 Арбитражного суда г. Москвы, принятые Букиной И.А., Перцевым П.В., Захаровой Г.И., Петелиной О.Я., по заявлению ЖСК "Альфа" о признании незаконными постановлений к Правительству Москвы, ГУП НИИПИ Генплана, третьи лица: Москомархитектура, Москомзем, Префектура ЮЗАО г. Москвы, ГКП "Московский метрополитен",
УСТАНОВИЛ:

ЖСК "Альфа" обратилось с заявлением о признании недействительным корректировки схемы функционального зонирования третьей очереди застройки района Южное Бутово (включая коттеджный поселок Потапово) с учетом размещения жилья на территории больничного комплекса с его переводом в район комплекса "Альфа" полностью; Постановления Правительства Москвы от 20.05.03 N 380-ПП "О внесении изменений в Постановление Правительства Москвы от 17.07.01 N 666-ПП" полностью; п. 2.1, п. 3 распоряжения первого заместителя мэра Москвы в Правительстве Москвы от 07.04.03 N 180-РЗМ в части п. 3, касающегося прохождения линии метро через территорию ЖСК "Альфа" и строительства станции "Потапово"; Постановления Правительства Москвы от 25.02.03 в части: "Улица Старопотаповская" - следующая за станцией "Бунинская аллея", расположена на пересечении трассы метро с проектируемым проездом 651 вблизи Старопотаповской улицы".
Решением суда от 16.12.03, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 20.04.04, требования удовлетворены в части признания недействительными Постановления Правительства Москвы от 20.05.03 N 380-ПП "О внесении изменений в Постановление Правительства Москвы от 17.07.01 N 666-ПП" в части утверждения откорректированных схем градостроительного зонирования территории Юго-Западного административного округа (приложения 1, 2, 3, 4 п. 1) и в части признания утратившими силу приложений 1, 2, 3, 4 (схем градостроительного зонирования) к Постановлению Правительства Москвы от 17.07.01 N 666-ПП" (п. 2), касающиеся территории, занимаемой ЖСК "Альфа" по договору аренды земель в г. Москве от 20.01.94 N М-06-000378 и распоряжения первого заместителя мэра Москвы в Правительстве Москвы от 07.04.03 N 180-РЗМ "Об утверждении технико-экономического обоснования (проекта) строительства Бутовской линии метрополитена" в части утверждения представленного ГУП "Московский метрополитен" технико-экономического обоснования (проекта) строительства Бутовской линии метрополитена и заказа им корректировки (проекта) строительства Бутовской линии метрополитена (п. 2.1, п. 3), касающихся прохождения линии метро через территорию, занимаемую ЖСК "Альфа" по договору аренды земель в г. Москве от 20.01.94 N М-06-000378.
Удовлетворяя требования, изложенные в заявлении ЖСК "Альфа", арбитражный суд пришел к выводу о том, что оспариваемые в части Постановление Правительства г. Москвы от 20.05.03 N 380-ПП и распоряжение первого заместителя мэра Москвы в Правительстве от 07.04.03 N 180-РЗМ не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы ЖСК "Альфа". При этом суд исходил из того, что договор аренды земли между Москомземом и ЖСК "Альфа" не расторгнут и акты Правительства Москвы об изъятии земельного участка у ЖСК "Альфа" признаны судом недействительными.
В удовлетворении остальной части требований, изложенных в заявлении ЖСК "Альфа", судом отказано, так как не нарушают права и законные интересы ЖСК "Альфа".
На данное решение Правительством Москвы подана кассационная жалоба, в которой ответчик просит решение суд отменить, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, требованиям закона. Ответчик указывает, что оспариваемые акты приняты в рамках исполнения им административных полномочий, в связи с чем требования гражданского законодательства применены к ним необоснованно. По мнению Правительства Москвы, Постановление от 20.05.03 N 380-ПП не является распорядительным документом, устанавливающим изъятие земельного участка у ЖСК "Альфа", и касается вопроса необходимости повышения эффективности использования неосвоенной территории города. Ответчик считает, что при принятии судебных актов суды необоснованно руководствовались только нормами земельного и гражданского законодательства и полностью игнорировали требования градостроительного законодательства. В то же время в силу ст. 9 Закона г. Москвы "О градостроительном зонировании территории города Москвы" изменение ранее установленного типа функционального, строительного, ландшафтного назначения района, квартала, участка территории на иной тип должно обосновываться наличием городских государственных или муниципальных нужд.
В судебном заседании представители Правительства г. Москвы, Москомзема, Мосрегистрации, Префектуры ЮЗАО г. Москвы представитель Прокуратуры г. Москвы просили решение и постановление в части удовлетворения требований, изложенных в заявлении о признании частично недействительным Постановления Правительства г. Москвы от 20.05.03 N 380-ПП и распоряжения первого заместителя мэра Москвы в Правительстве от 07.04.03 N 180-РЗМ отменить, в удовлетворении требований, изложенных в заявлении, отказать в полном объеме.
Представители ГУП НИИПИ Генплана, ГКП "Московский метрополитен" и ЖСК "Альфа", извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, арбитражный суд кассационной инстанции считает, что принятые по делу судебные акты подлежат отмене в части удовлетворения требований ЖСК "Альфа".
Как установил суд, 20.05.03 Правительством г. Москвы принято Постановление N 380-ПП о внесении изменений в Постановление Правительства Москвы от 17.07.01 N 666-ПП, которым утверждены откорректированные схемы градостроительного зонирования территории ЮЗАО (приложение N 1, 2, 3, 4) признаны утратившими силу приложения 1, 2, 3, 4 к Постановлению Правительства Москвы от 17.07.01 N 666-ПП "О градостроительном плане развития территорий ЮЗАО г. Москвы до 2020 г.", Москомархитектуре поручено в двухмесячный срок откорректировать схемы градостроительного зонирования Префектуры ЮЗАО.
07.04.03 первым заместителем мэра Москвы в Правительстве Москвы издано распоряжение N 180-РЗМ "Об утверждении технико-экономического обоснования (проекта) строительства Бутовской линии метрополитена", п. 2.1 которого предусматривает выделение первой очереди строительства от станции "Бульвар Дмитрия Донского" до станции "Потапово" протяженностью 7,1 км, п. 3 ГУП "Московский метрополитен" предписано заказать в месячный срок корректировку (проекта) строительства Бутовской линии метрополитена от станции "Бульвар Дмитрия Донского" до станции "Новокурьяново" с учетом решения Общественного совета при мэре Москвы по проблемам формирования градостроительного и архитектурно-художественного облика города (протокол от 18.04.02 N 4) по корректировки трассы в район Южное Бутово с заходом в район Потапово двухпутной линии и в соответствии с решением выездного совещания мэра Москвы от 20.07.2002 (протокол N 94) до микрорайона Чечеры (станция "Чечерский проезд").
Признавая недействительными в части оспариваемые Постановление и распоряжение, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что они направлены на изменение разрешенного использования земельного участка, предоставленного ЖСК "Альфа" по договору аренды земли с Москомземом N М-06-000378 от 20.01.94, с малоэтажной застройки на дома повышенной этажности (до 20 этажей), с постройкой на этом участке линии метрополитена с отдельной станцией метро и других построек. Поскольку этот долгосрочный договор аренды, предусматривающий в качестве окончательного разрешенного использования строительство ЖСК "Альфа" коттеджных домов, объектов культурно-бытового назначения, мест приложения интеллектуального труда, внутриплощадочной инженерной инфраструктуры и последующей их эксплуатации, расторгнут не был, а также не прекратил свое действие по основаниям, указанным в ст. 46 ЗК РФ, суд пришел к выводу, что изменение целевого назначения земли и принадлежности к той или иной категории земли нарушает права заявителя как арендатора.
Вместе с тем, определяя имеющие значение для обстоятельства и делая вывод о нарушении интересов ЖСК "Альфа", суд не учел следующее.
В силу ст. 9 Закона г. Москвы "О градостроительном зонировании территории города Москвы" изменение ранее установленного типа функционального, строительного, ландшафтного назначения района, квартала, участка территории на иной тип допускается при наличии городских государственных или муниципальных нужд и должно обосновываться наличием городских государственных или муниципальных нужд.
Статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации определены критерии наличия государственных нужд и изъятия земли для этих целей. Согласно этой статье изъятие производится только для размещения на земельном участке объектов государственного и муниципального значения при отсутствии возможности других вариантов возможного размещения этих объектов.
В связи с этим для правильного рассмотрения дела выяснению подлежал вопрос о том, возможно ли размещение объектов городского и муниципального значения на другом земельном участке.
В обоснование своих возражений по заявлению Кооператива Правительство Москвы ссылалось также на то, что изменение градостроительного зонирования необходимо для размещения на земельном участке муниципального жилья и больницы.
Поэтому арбитражному суду надлежало проверить, какие объекты предполагается разместить на спорных земельных участках, кем, за счет каких средств и для каких целей предполагается осуществлять жилищное строительство, чем подтверждается исключительно муниципальное назначение данных объектов.
Кроме того, постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 26.05.04 по делу N КА-А40/3912-04 отменены судебные акты Арбитражного суда г. Москвы о признании недействительными Постановлений Правительства Москвы от 27.05.03 N 401-ПП и от 15.07.03 N 556-ПП, касающихся изъятия земельных участков, находящихся у ЖСК "Альфа".
Учитывая изложенное, принятые по делу судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение. При новом рассмотрении суду необходимо проверить соблюдение Правительством Москвы при принятии оспариваемых актов требований ст. 9 Закона г. Москвы "О градостроительном зонировании территории города Москвы".
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. ст. 284 - 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:

решение от 16 декабря 2003 года и постановление от 20 апреля 2004 года Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-40207/03-96-420 в части признания недействительным Постановления Правительства Москвы от 20.05.03 N 380-ПП "О внесении изменений в Постановление Правительства Москвы от 17.07.01 N 666-ПП" в части утверждения откорректированных схем градостроительного развития территории Юго-Западного административного округа (приложения 1, 2, 3, 4 п. 1), и в части признания утратившим силу приложений 1, 2, 3, 4 (схема градостроительного зонирования) к Постановлению Правительства Москвы от 17.07.01 N 666-ПП" (п. 2), касающиеся территории, занимаемой ЖСК "Альфа" по договору аренды земель в г. Москве от 20.01.94 N М-06-000378, и распоряжение первого заместителя мэра Москвы в Правительстве Москвы от 07.04.03 N 180-РЗМ "Об утверждении технико-экономического обоснования (проекта) строительства Бутовской линии метрополитена" в части утверждения представленного ГУП "Московский метрополитен" технико-экономического обоснования (проекта) строительства Бутовской линии метрополитена и заказа им корректировки (проекта) строительства Бутовской линии метрополитена (п. 2.1, п. 3), касающихся прохождения линии метро через территорию, занимаемой ЖСК "Альфа" по договору аренды земель в г. Москве от 20.01.94 N М-06-000378, возврату ЖСК "Альфа" из доходов федерального бюджета государственной пошлины - 1500 руб. отменить. Дело в этой части направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
В остальной части решение от 16 декабря 2003 года и постановление от 20 апреля 2004 года Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-40207/03-96-420 оставить без изменения.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)