Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ МОСГОРСУДА ОТ 20.03.2001 N 3-17/2001 О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ ОТ 24.03.1998 N 227.

Разделы:
ЖСК (жилищно-строительный кооператив); Членство в жилищном и жилищно-строительном кооперативе

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 20 марта 2001 года

Дело N 3-17/2001



Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 3-17/2001 (3-503/2000) по заявлению П. и Т. о признании недействительным п. 3.2 постановления Правительства Москвы от 24.03.1998 N 227 "О строительстве жилого дома для жилищно-строительного кооператива "Комета" в Жулебино, мкр. 5, корп. 7 (Юго-Восточный административный округ)",
установила:

Заявители П. и Т. являются членами ЖСК "Комета", собственниками жилых помещений, в которых они проживают в доме 11, корп. 1 по ул. Авиаконструктора Миля.
Заявители обратились в суд с жалобой о признании недействительным пункта 3.2 постановления Правительства Москвы от 24.03.1998 N 227 "О строительстве жилого дома для жилищно-строительного кооператива "Комета" в Жулебино, мкр. 5, корп. 7 (Юго-Восточный административный округ)" в части передачи 40% нежилой площади в собственность Москомимущества на общегородские нужды, указывая на то, что данное положение указанного постановления Правительства Москвы противоречит действующему законодательству, нарушает их законные права и свободы. Дом построен исключительно на средства пайщиков, является их собственностью и относится к частному жилищному фонду. Какого-либо другого финансирования из средств федерального либо из средств городского бюджета кооператив не получал. Передача 40% нежилых помещением в собственность города является незаконным принудительным изъятием собственности ЖСК "Комета". Кроме того, заявители утверждают, что передача нежилых помещений в собственность Москомимущества увеличивает для членов ЖСК расходы на содержание дома.
Представитель Правительства Москвы и Департамента муниципального жилья в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил в суд заявление, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие, жалобу заявителей считает необоснованной.
Представитель Департамента государственного и муниципального имущества г. Москвы с жалобой не согласен, просил в ее удовлетворении отказать.
Представитель Московского земельного комитета также просил в удовлетворении жалобы отказать.
Представитель Министерства обороны РФ жалобу поддержал, считает ее обоснованной, изложенные заявителями обстоятельства подтвердил.
Председатель ЖСК "Комета" также поддержала жалобу заявителей.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего жалобу подлежащей удовлетворению, судебная коллегия приходит к выводу о том, что жалоба П. и Т. является обоснованной и подлежит удовлетворению.
Материалами дела бесспорно установлено, что дом по адресу: Москва, ул. Авиаконструктора Миля, дом 11, корп. 1, со всеми жилыми и нежилыми помещениями, входящими в него, построен на средства членов - пайщиков ЖСК "Комета". Данные обстоятельства не оспаривались представителями Правительства Москвы, Департамента государственного и муниципального имущества г. Москвы, Департамента муниципального жилья г. Москвы, Министерства обороны России, а также подтверждается материалами дела, и прежде всего, п. 2.1 оспариваемого постановления, а также:
- - решением о проектировании и строительстве кооперативного жилого дома жилищно-строительным кооперативом "Комета" в 5 микрорайоне "Жулебино" г. Москвы от 06.01.1995 (л.д. 45-46);
- - договором о совместном строительстве жилого дома в микрорайоне Жулебино-5 на 1995 от 29.06.1995 (л.д. 51-52);
- - письмом врио начальника строительства, инженерного обеспечения и расквартирования ВВС от 05.09.1996 N 135/752-2 (л.д. 64);
- - техническим паспортом на домовладение N 11 к. 1 по ул. Авиаконструктора Миля от 07.07.1997 (л.д. 74-79);
- - справками КЭУ г. Москвы и ЖСК "Комета" (л.д. 80-81).

В соответствии со ст. 6 Закона РФ от 24 декабря 1992 года N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" недвижимость в жилищной сфере, включая жилищный фонд, либо ее часть может находиться в частной (граждан, юридических лиц), государственной, муниципальной собственности, в собственности общественных объединений, а также в коллективной собственности и переходить из одной формы собственности в другую в порядке, установленном законодательством.
Собственник недвижимости в жилищной сфере либо ее части имеет право в порядке, установленном законодательством, владеть, пользоваться и распоряжаться ею, в том числе сдавать в наем, аренду, отдавать в залог, в целом и по частям, продавать, видоизменять, перестраивать или сносить, совершать иные действия, если при этом не нарушаются действующие нормы, жилищные, иные права и свободы других граждан, а также общественные интересы.
Частная собственность на недвижимость или ее часть в жилищной сфере не ограничивается по количеству, размерам и стоимости, обеспечивается правом неприкосновенности и подлежит регистрации в местной администрации.
Согласно ст. 10 данного Закона принудительное изъятие недвижимости в жилищной сфере без согласия собственника не допускается, если иное не предусматривается законом или иным соглашением сторон.
В соответствии с п. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственник, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Согласно п. 2 ст. 235 принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, и по основаниям, перечень которых установлен законом. Обращение в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц (национализация), производится на основании закона с возмещением стоимости этого имущества и других убытков в установленном законом порядке.
Государство, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования в силу ст. 2, 124 ГК РФ выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
Каких-либо оснований, предусмотренных законом, для передачи части собственности ЖСК "Комета", а именно 40% нежилой площади в собственность Москомимущества на общегородские нужды, не установлено. Не смогли пояснить данные обстоятельства и представители заинтересованных лиц, привлеченных к участию в деле. Каких-либо договоров об отчуждении собственности между ЖСК "Комета" и Правительством Москвы в лице Москомимущества, как с субъектом гражданско-правовых отношений, не заключалось.
Таким образом, Правительство Москвы в административном порядке изъяло без законных оснований часть собственности ЖСК "Комета".
Оспариваемое заявителями положение пункта 3.2 постановления Правительства Москвы N 227 от 24.03.1998 нарушает права заявителей, так как эксплуатация и ремонт кооперативных жилых домов осуществляется за счет средств ЖСК, получаемых от членов-пайщиков.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Поскольку пункт 3.2 постановления Правительства Москвы от 24.03.1998 N 227 "О строительстве жилого дома для жилищно-строительного кооператива "Комета" в Жулебино, мкр. 5, корп. 7 (Юго-Восточный административный округ)" в части передачи 40% нежилой площади в собственность Москомимущества на общегородские нужды противоречит федеральному закону и нарушает права заявителей, он должен быть признан недействительным.
Согласно п. 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 мая 2000 г. N 19 "О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления пленума Верховного Суда Российской Федерации" в случае удовлетворения заявления о признании противоречащим закону иного правового акта (не являющегося законом субъекта Российской Федерации) суд признает этот акт недействительным и не порождающим правовых последствий со дня его издания, а если закон, которому противоречит правовой акт, вступил в силу (введен в действие) после издания правового акта - со дня вступления в силу (введения в действие) закона.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 191-197 ГПК РСФСР, судебная коллегия
решила:

Признать п. 3.2 постановления Правительства Москвы от 24.03.1998 N 227 "О строительстве жилого дома для жилищно-строительного кооператива "Комета" в Жулебино, мкр. 5, корп. 7 (Юго-Восточный административный округ)" в части передачи 40% нежилой площади в собственность Москомимущества на общегородские нужды недействительным и не порождающим правовых последствий со дня его издания.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)