Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 23.09.2011 N Ф09-5692/11 ПО ДЕЛУ N А60-10225/2011

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 сентября 2011 г. N Ф09-5692/11


Дело N А60-10225/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 сентября 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лукьянова В.А.,
судей Сухановой Н.Н., Черкезова Е.О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Регионгаз-инвест" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 30.06.2011 по делу N А60-10225/2011.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
- общества - Звонарев А.С. (доверенность от 11.01.2011 N 2);
- Региональной энергетической комиссии Свердловской области (далее - РЭК Свердловской области) - Патт Е.П. (доверенность от 20.04.2011 N 02-18/1832).

Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействующим решения Думы Малышевского городского округа от 10.12.2009 N 208 "Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях при отсутствии приборов учета в Малышевском городском округе на 2010 год" в части п. 1.1 (п. 4.1, 4.2, 4.3.1 приложения N 1 к решению).
Заявитель полагает, что указанный нормативный акт в оспариваемой части не соответствует положениям ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 5, 10, 11, 14, 19, 20 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила), и нарушает его права на полное возмещение поставленной тепловой энергии на отопление, поскольку оспариваемым решением Думы Малышевского городского округа установлены заниженные, экономически необоснованные нормативы.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Администрация Малышевского городского округа (далее - администрация); РЭК Свердловской области.
Решением суда от 30.06.2011 (судьи: Гнездилова Н.В., Окулова В.В., Колосова Л.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на незаконность выводов суда первой инстанции. Заявитель кассационной жалобы считает, что суд не дал надлежащей правовой оценки его доводам о неподтвержденности достоверности сведений по часовой тепловой нагрузке многоквартирных домов, примененных администрацией при расчете нормативов отопления для жилых домов, не оборудованных приборами учета.
Администрацией и РЭК Свердловской области представлены отзывы на кассационную жалобу, в которых они просят оставить решение суда первой инстанции без изменения.

Проверив законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
На основании ч. 1 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 13.08.2010) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
В редакции Федерального закона от 27.07.2010 г. N 237 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации", вступившего в силу 13.08.2010, ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Нормативы потребления коммунальных услуг, установленные органами местного самоуправления до 13.08.2010 (то есть до начала действия Федерального закона от 27.07.2010 N 237-ФЗ), подлежат применению до внесения в нормативно-правовые акты, которыми утверждены нормативы, соответствующих изменений или признания их утратившими силу.
Постановлением Правительства Свердловской области от 27.09.2010 N 1407-ПП РЭК Свердловской области наделена функциями по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг на территории Свердловской области.
Согласно п. 4 Правил нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами, то есть органами местного самоуправления, в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, в отношении услуг по электроснабжению и газоснабжению - органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Уставом Малышевского городского округа утверждение нормативов потребления коммунальных услуг для населения отнесено к компетенции Думы Малышевского городского округа (п. 22 ч. 3 Устава).
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что Дума Малышевского городского округа при принятии оспариваемого нормативного правового акта действовала в пределах предоставленных ей полномочий.
В силу подп. "д" п. 5 Правил при определении нормативов потребления коммунальных услуг в отношении отопления учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома: материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования.
Исходя из п. 10 Правил нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. При различиях в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются.
В соответствии с п. 14 Правил для установления нормативов потребления коммунальных услуг необходимо их определить либо рассчитать по формулам согласно приложению.
При установлении нормативов потребления коммунальных услуг применяются следующие методы: 1) метод аналогов; 2) экспертный метод; 3) расчетный метод (п. 20 Правил).
Согласно п. 23 Правил расчетный метод применяется, если результаты измерений коллективными (общедомовыми) приборами учета в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями отсутствуют или их недостаточно для применения метода аналогов, а также если отсутствуют данные измерений для применения экспертного метода.
Нормативы потребления коммунальных услуг с применением расчетного метода определяются по формулам, предусмотренным разделом II приложения к Правилам.
Арбитражным судом установлено, что при определении нормативов потребления коммунальных услуг администрация руководствовалась расчетным методом с использованием формул, предусмотренных разделом II приложения к Правилам.
Нормативы отопления, утвержденные на территории Малышевского городского округа, дифференцированы в зависимости от этажности жилищного фонда и количества квартир, населенных пунктов.
В силу п. 16 Правил срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных Правилами.
В соответствии с п. 13 Правил основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов.
Общество в администрацию, а также в РЭК Свердловской области с заявлениями об изменении нормативов потребления коммунальных услуг не обращалось.
Кроме того, заявитель не обращался с требованием о возмещении ему убытков (выпадающих доходов), связанных с применением установленных нормативов потребления коммунальных услуг.
С учетом изложенного, отказывая в удовлетворении требований общества, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что решение Думы Малышевского городского округа от 10.12.2009 N 208 "Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях при отсутствии приборов учета в Малышевском городском округе на 2010 год" в оспариваемой части (п. 1.1 решения) принято органом местного самоуправления в пределах его полномочий и соответствует положениям ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 5, 10, 11, 14, 19, 20 Правил.
При этом суд обоснованно отклонил довод заявителя об установлении нормативов в заниженном размере как неподтвержденный материалами дела.
Обстоятельства дела исследованы судом полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, выводов суда первой инстанции не опровергают и по сути направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 30.06.2011 по делу N А60-10225/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Регионгаз-инвест" - без удовлетворения.
Председательствующий
ЛУКЬЯНОВ В.А.

Судьи
СУХАНОВА Н.Н.
ЧЕРКЕЗОВ Е.О.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)