Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 7 июля 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 июля 2010 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тарасовой О.А., судей Виноградовой Т.В. и Пестеревой О.Ю. при ведении протокола секретарем судебного заседания Вальковой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Соломбальский округ-1" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 20 мая 2010 года по делу N А05-5264/2010 (судья Пигурнова Н.И.),
установил:
товарищество собственников жилья "Соломбальский округ-1" (далее - товарищество, ТСЖ "Соломбальский округ") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления государственной жилищной инспекции Архангельской области (далее - инспекция, административный орган) от 27.04.2010 N 172 о привлечении товарищества к административной ответственности по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым ТСЖ "Соломбальский округ" привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 40 000 руб. на основании статьи 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 20 мая 2010 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, товарищество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.
В отзыве инспекция отклонила доводы, приведенные в жалобе, считает решение суда законным и обоснованным.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено без их участия в порядке, предусмотренном статьями 123, 136, 210, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив доводы, приведенные в жалобе, и письменные доказательства, апелляционная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, на основании обращения прокуратуры Соломбальского района г. Архангельска по жалобе жильцов дома N 20, корпус 1 по ул. Кедрова в г. Архангельске, инспекцией 10.03.2010 в отношении ТСЖ "Соломбальский округ" проведена внеплановая выездная проверка соблюдения обязательных требований Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила от 27.09.2003 N 170), в ходе которой выявлены нарушения названных Правил, а именно: негерметичность вихревого счетчика пара в тепловом узле (п. 5.3.2); неисправность пола в тепловом узле (п. 4.4.1); отсутствие остекления заполнений оконных проемов в тепловом узле (зашито досками) (п. 4.7.1); отсутствие утепления ввода водопровода (п. 4.1.11); неисправность цоколя (местами отошел от дома и частично отсутствует) и сливной доски (п. 4.2.2.4); подтопление техподполья между 1 и 2 подъездами (п. 4.1.15); неисправность дверей входа в подъезд N 2 (разбита филенка) (п. 4.7.1); неисправность остекления слухового окна в чердачном помещении в районе подъезда N 2 (п. 4.7.1); частичное отслоение и разрушение штукатурного слоя стен в лестничных клетках в подъездах NN 1, 2 (п. 4.5.5); наличие сосулей и наледи по периметру дома (п. 4.6.1.23); неисправность фундамента (поражен гнилью, отклонение от вертикали, частичное разрушение балок цокольного перекрытия, полы в квартирах и местах общего пользования 1 этажа имеют уклоны, зыбкость, частично поражены гнилью) (п. 4.1.1, 4.3.1); нарушение нормативного уровня обеспечения жильцов коммунальной услугой по отоплению, а именно: температура воздуха в жилых помещениях квартиры N 6 (квартира 4-комнатная, угловая) составила от +17 °C до + 19 °C, при нормативе от +20 °C до +22 °C.
Результаты проверки отражены в акте обследования жилого дома от 10.03.2010 и в протоколе об административном правонарушении от 23.03.2010 N А-02/7-03/136.
По результатам рассмотрения материалов дела инспекцией вынесено постановление от 27.04.2010 N 172 о привлечении товарищества к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, ТСЖ "Соломбальский округ" оспорило его в судебном порядке.
Апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что факт совершения товариществом вмененного ему административного правонарушения является доказанным.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Дело рассмотрено жилищной инспекцией в пределах полномочий, предоставленных статьей 23.55 КоАП РФ.
Статьей 7.22 названного Кодекса установлена ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
Объектом правонарушения по статье 7.22 КоАП РФ является жилой фонд, его сохранность, а непосредственным предметом посягательства - установленные правила.
Объективная сторона данного правонарушения состоит в том, что виновный в рассматриваемом деле нарушает правила содержания жилого дома.
Правила технической эксплуатации, утвержденные приказом Минэнерго Российской Федерации от 19.06.2003 N 229, определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Из содержания статьи 7.22 КоАП РФ следует, что субъектами данного правонарушения являются лица, ответственные за содержание жилых домов, жилых помещений: их собственники; организация, принявшая на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда (управляющая организация), а также организации, которым указанные функции переданы управляющей организацией на основании гражданско-правового договора.
Как следует из статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, бремя содержания имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статьей 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что бремя содержания общего имущества в многоквартирном доме несет собственник жилого помещения и на нем лежит обязанность по соблюдению правил содержания общего имущества.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 39 ЖК РФ).
Пунктами 41, 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила от 13.08.2006 N 491), предусмотрено, что собственники помещений несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации, а управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Согласно подпункту "б" пункта 16 данных Правил надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается: а) собственниками помещений: путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 ЖК РФ; путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, - в соответствии со статьей 164 ЖК РФ; б) товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (при управлении многоквартирным домом): путем членства собственников помещений в указанных организациях - в соответствии с разделами V и VI ЖК РФ; путем заключения собственниками помещений, не являющимися членами указанных организаций, договоров о содержании и ремонте общего имущества с этими организациями - в соответствии с пунктом 2 статьи 138 ЖК РФ.
Товарищество собственников жилья (далее - ТСЖ) как один из способов управления многоквартирным жилым домом закреплен в статье 161 ЖК РФ.
Частью 3 статьи 161 ЖК РФ установлено, что способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме с принятием соответствующего решения, которое является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Статьей 136 названного Кодекса предусмотрено, что товарищество собственников жилья может быть создано при объединении нескольких многоквартирных домов, помещения в которых принадлежат различным (не менее чем двум) собственникам помещений в многоквартирном доме, с земельными участками, расположенными на общем земельном участке или нескольких соседних (граничащих) земельных участках, сетями инженерно-технического обеспечения и другими элементами инфраструктуры.
Как следует из материалов дела, в соответствии с протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах Соломбальского округа от 01.06.2008 на базе данных жилых домов создано ТСЖ "Соломбальский округ", утвержден устав товарищества, избрано правление и председатель правления товарищества.
Товариществом и муниципальным унитарным предприятием "Жилкомсервис" 01.06.2008 подписан акт технического состояния дома и приема-передачи технической документации, в соответствии с приложением N 1 к которому заявителю в числе иных передан также дом N 20 корпус 1 по ул. Кедрова в г. Архангельске (листы дела 41 - 43).
Из этого следует, что собственники помещений в данном доме и домах, перечисленных в названном приложении N 1, выбрали способ управления в форме ТСЖ.
Управление общим имуществом многоквартирного дома ТСЖ осуществляет через свои органы. При этом ТСЖ вправе самостоятельно, без привлечения третьих лиц, осуществлять ремонт и содержание общего имущества, или, как следует из положений части 2 статьи 162 ЖК РФ, заключить с управляющей организацией договор об управлении многоквартирным домом.
Таким образом, товарищество собственников жилья, управляющее по поручению членов товарищества многоквартирным домом, как эксплуатирующая организация обязано обеспечить содержание общего имущества в исправном состоянии и его безопасную эксплуатацию путем организации надлежащего обслуживания и ремонта.
При этом способ исполнения данных обязанностей либо самостоятельно, либо с привлечением управляющей организации путем заключения соответствующего договора избирается самим ТСЖ или общим собранием собственников жилых помещений.
Как следует из материалов дела, в рассматриваемом случае договор с управляющей организацией товариществом не заключался. Доказательств, подтверждающих то, что собственники жилых помещений уполномочили ТСЖ заключить договор с управляющей организацией, в материалах дела не имеется.
Имеющийся в деле договор подряда N Т-20 (листы дела 21 - 22), заключенный ТСЖ и обществом с ограниченной ответственностью "Связькабельстрой" 10.06.2008 (далее - подрядчик), свидетельствует о том, что товарищество привлекло для выполнения принятых на себя обязательств по обслуживанию жилых домов стороннюю организацию - подрядчика. Однако данное обстоятельство не освобождает заявителя от выполнения своих обязательств перед собственниками жилых помещений, поскольку по смыслу данного договора подрядчик не является управляющей организацией, привлечение которой согласовано с собственниками жилых помещений.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что товарищество на момент проведения проверки являлось лицом, ответственным за содержание жилого дома N 20 корпус 1 по ул. Кедрова в г. Архангельске.
Действительно, как ссылается податель жалобы, обязанность собственников помещений в многоквартирном доме утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования регламентирована Правилами от 13.08.2006 N 491 (пункт 17).
Таким образом, вопросы содержания общего имущества в многоквартирном доме, в том числе и связанные с затратами на ремонт общего имущества или обеспечение его надлежащей эксплуатации, вправе решать только собственники помещений в многоквартирном доме.
В то же время частью 1 статьи 135 ЖК РФ предусмотрено, что товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
Таким образом, товарищество собственников жилья, управляющее по поручению членов товарищества многоквартирным домом, как эксплуатирующая организация, обязано обеспечить содержание общего имущества в исправном состоянии и его безопасную эксплуатацию путем организации надлежащего обслуживания и ремонта.
Положения статьи 135 ЖК РФ отражены в уставе товарищества. Помимо этого в уставе заявителя также закреплены его обязанности по обеспечению выполнения требований главы 13 ЖК РФ, положений других законов, иных нормативных правовых актов; по обеспечению надлежащего санитарного и технического состояния общего имущества в многоквартирном доме; по обеспечению выполнения всеми собственниками помещений в многоквартирном доме обязанностей по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с их долями в праве общей собственности на данное имущество (раздел IV устава).
Кроме того, доказательством принятия заявителем обязанностей по содержанию и ремонту многоквартирного дома в полном объеме является и то обстоятельство, что ТСЖ "Соломбальский округ" выставляет счета, на основании которых собирается плата с собственников и пользователей жилых помещений за содержание и ремонт жилья (в том числе за техобслуживание общих коммуникаций и технических устройств, техпомещений и ремонт инженерных коммуникаций и техустройств), а также то, что при заключении договора подряда от 10.06.2008 N Т-20 поручил подрядчику выполнять весь комплекс необходимых работ по содержанию общего имущества, ремонту и аварийному обслуживанию многоквартирных жилых домов.
Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Обязанность доказывания вины возложена на административный орган.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет определено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 настоящего Кодекса).
Факт нарушения товариществом Правил от 27.09.2003 N 170 при обслуживании указанного жилого дома подтверждается материалами административного дела.
На какие-либо обстоятельства, которые могли бы свидетельствовать об отсутствии у заявителя возможности по соблюдению Правил от 27.09.2003 N 170, связанных с содержанием общего имущества жилого дома, товарищество не ссылалось, такие обстоятельства не были установлены ни в ходе производства по делу об административном правонарушении, ни в ходе судебного разбирательства.
Следовательно, судом первой инстанции правомерно установлено наличие в действиях ТСЖ "Соломбальский округ-1" состава правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, в отношении выявленных в ходе проверки нарушений, связанных с содержанием и ремонтом жилого дома.
В связи с этим апелляционная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии в действиях товарищества события вменяемого административного правонарушения.
Таким образом, выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела, спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства. Нарушения норм процессуального права отсутствуют. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 20 мая 2010 года по делу N А05-5264/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Соломбальский округ-1" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.07.2010 ПО ДЕЛУ N А05-5264/2010
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 июля 2010 г. по делу N А05-5264/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 7 июля 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 июля 2010 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тарасовой О.А., судей Виноградовой Т.В. и Пестеревой О.Ю. при ведении протокола секретарем судебного заседания Вальковой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Соломбальский округ-1" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 20 мая 2010 года по делу N А05-5264/2010 (судья Пигурнова Н.И.),
установил:
товарищество собственников жилья "Соломбальский округ-1" (далее - товарищество, ТСЖ "Соломбальский округ") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления государственной жилищной инспекции Архангельской области (далее - инспекция, административный орган) от 27.04.2010 N 172 о привлечении товарищества к административной ответственности по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым ТСЖ "Соломбальский округ" привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 40 000 руб. на основании статьи 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 20 мая 2010 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, товарищество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.
В отзыве инспекция отклонила доводы, приведенные в жалобе, считает решение суда законным и обоснованным.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено без их участия в порядке, предусмотренном статьями 123, 136, 210, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив доводы, приведенные в жалобе, и письменные доказательства, апелляционная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, на основании обращения прокуратуры Соломбальского района г. Архангельска по жалобе жильцов дома N 20, корпус 1 по ул. Кедрова в г. Архангельске, инспекцией 10.03.2010 в отношении ТСЖ "Соломбальский округ" проведена внеплановая выездная проверка соблюдения обязательных требований Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила от 27.09.2003 N 170), в ходе которой выявлены нарушения названных Правил, а именно: негерметичность вихревого счетчика пара в тепловом узле (п. 5.3.2); неисправность пола в тепловом узле (п. 4.4.1); отсутствие остекления заполнений оконных проемов в тепловом узле (зашито досками) (п. 4.7.1); отсутствие утепления ввода водопровода (п. 4.1.11); неисправность цоколя (местами отошел от дома и частично отсутствует) и сливной доски (п. 4.2.2.4); подтопление техподполья между 1 и 2 подъездами (п. 4.1.15); неисправность дверей входа в подъезд N 2 (разбита филенка) (п. 4.7.1); неисправность остекления слухового окна в чердачном помещении в районе подъезда N 2 (п. 4.7.1); частичное отслоение и разрушение штукатурного слоя стен в лестничных клетках в подъездах NN 1, 2 (п. 4.5.5); наличие сосулей и наледи по периметру дома (п. 4.6.1.23); неисправность фундамента (поражен гнилью, отклонение от вертикали, частичное разрушение балок цокольного перекрытия, полы в квартирах и местах общего пользования 1 этажа имеют уклоны, зыбкость, частично поражены гнилью) (п. 4.1.1, 4.3.1); нарушение нормативного уровня обеспечения жильцов коммунальной услугой по отоплению, а именно: температура воздуха в жилых помещениях квартиры N 6 (квартира 4-комнатная, угловая) составила от +17 °C до + 19 °C, при нормативе от +20 °C до +22 °C.
Результаты проверки отражены в акте обследования жилого дома от 10.03.2010 и в протоколе об административном правонарушении от 23.03.2010 N А-02/7-03/136.
По результатам рассмотрения материалов дела инспекцией вынесено постановление от 27.04.2010 N 172 о привлечении товарищества к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, ТСЖ "Соломбальский округ" оспорило его в судебном порядке.
Апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что факт совершения товариществом вмененного ему административного правонарушения является доказанным.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Дело рассмотрено жилищной инспекцией в пределах полномочий, предоставленных статьей 23.55 КоАП РФ.
Статьей 7.22 названного Кодекса установлена ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
Объектом правонарушения по статье 7.22 КоАП РФ является жилой фонд, его сохранность, а непосредственным предметом посягательства - установленные правила.
Объективная сторона данного правонарушения состоит в том, что виновный в рассматриваемом деле нарушает правила содержания жилого дома.
Правила технической эксплуатации, утвержденные приказом Минэнерго Российской Федерации от 19.06.2003 N 229, определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Из содержания статьи 7.22 КоАП РФ следует, что субъектами данного правонарушения являются лица, ответственные за содержание жилых домов, жилых помещений: их собственники; организация, принявшая на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда (управляющая организация), а также организации, которым указанные функции переданы управляющей организацией на основании гражданско-правового договора.
Как следует из статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, бремя содержания имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статьей 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что бремя содержания общего имущества в многоквартирном доме несет собственник жилого помещения и на нем лежит обязанность по соблюдению правил содержания общего имущества.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 39 ЖК РФ).
Пунктами 41, 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила от 13.08.2006 N 491), предусмотрено, что собственники помещений несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации, а управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Согласно подпункту "б" пункта 16 данных Правил надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается: а) собственниками помещений: путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 ЖК РФ; путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, - в соответствии со статьей 164 ЖК РФ; б) товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (при управлении многоквартирным домом): путем членства собственников помещений в указанных организациях - в соответствии с разделами V и VI ЖК РФ; путем заключения собственниками помещений, не являющимися членами указанных организаций, договоров о содержании и ремонте общего имущества с этими организациями - в соответствии с пунктом 2 статьи 138 ЖК РФ.
Товарищество собственников жилья (далее - ТСЖ) как один из способов управления многоквартирным жилым домом закреплен в статье 161 ЖК РФ.
Частью 3 статьи 161 ЖК РФ установлено, что способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме с принятием соответствующего решения, которое является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Статьей 136 названного Кодекса предусмотрено, что товарищество собственников жилья может быть создано при объединении нескольких многоквартирных домов, помещения в которых принадлежат различным (не менее чем двум) собственникам помещений в многоквартирном доме, с земельными участками, расположенными на общем земельном участке или нескольких соседних (граничащих) земельных участках, сетями инженерно-технического обеспечения и другими элементами инфраструктуры.
Как следует из материалов дела, в соответствии с протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах Соломбальского округа от 01.06.2008 на базе данных жилых домов создано ТСЖ "Соломбальский округ", утвержден устав товарищества, избрано правление и председатель правления товарищества.
Товариществом и муниципальным унитарным предприятием "Жилкомсервис" 01.06.2008 подписан акт технического состояния дома и приема-передачи технической документации, в соответствии с приложением N 1 к которому заявителю в числе иных передан также дом N 20 корпус 1 по ул. Кедрова в г. Архангельске (листы дела 41 - 43).
Из этого следует, что собственники помещений в данном доме и домах, перечисленных в названном приложении N 1, выбрали способ управления в форме ТСЖ.
Управление общим имуществом многоквартирного дома ТСЖ осуществляет через свои органы. При этом ТСЖ вправе самостоятельно, без привлечения третьих лиц, осуществлять ремонт и содержание общего имущества, или, как следует из положений части 2 статьи 162 ЖК РФ, заключить с управляющей организацией договор об управлении многоквартирным домом.
Таким образом, товарищество собственников жилья, управляющее по поручению членов товарищества многоквартирным домом, как эксплуатирующая организация обязано обеспечить содержание общего имущества в исправном состоянии и его безопасную эксплуатацию путем организации надлежащего обслуживания и ремонта.
При этом способ исполнения данных обязанностей либо самостоятельно, либо с привлечением управляющей организации путем заключения соответствующего договора избирается самим ТСЖ или общим собранием собственников жилых помещений.
Как следует из материалов дела, в рассматриваемом случае договор с управляющей организацией товариществом не заключался. Доказательств, подтверждающих то, что собственники жилых помещений уполномочили ТСЖ заключить договор с управляющей организацией, в материалах дела не имеется.
Имеющийся в деле договор подряда N Т-20 (листы дела 21 - 22), заключенный ТСЖ и обществом с ограниченной ответственностью "Связькабельстрой" 10.06.2008 (далее - подрядчик), свидетельствует о том, что товарищество привлекло для выполнения принятых на себя обязательств по обслуживанию жилых домов стороннюю организацию - подрядчика. Однако данное обстоятельство не освобождает заявителя от выполнения своих обязательств перед собственниками жилых помещений, поскольку по смыслу данного договора подрядчик не является управляющей организацией, привлечение которой согласовано с собственниками жилых помещений.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что товарищество на момент проведения проверки являлось лицом, ответственным за содержание жилого дома N 20 корпус 1 по ул. Кедрова в г. Архангельске.
Действительно, как ссылается податель жалобы, обязанность собственников помещений в многоквартирном доме утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования регламентирована Правилами от 13.08.2006 N 491 (пункт 17).
Таким образом, вопросы содержания общего имущества в многоквартирном доме, в том числе и связанные с затратами на ремонт общего имущества или обеспечение его надлежащей эксплуатации, вправе решать только собственники помещений в многоквартирном доме.
В то же время частью 1 статьи 135 ЖК РФ предусмотрено, что товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
Таким образом, товарищество собственников жилья, управляющее по поручению членов товарищества многоквартирным домом, как эксплуатирующая организация, обязано обеспечить содержание общего имущества в исправном состоянии и его безопасную эксплуатацию путем организации надлежащего обслуживания и ремонта.
Положения статьи 135 ЖК РФ отражены в уставе товарищества. Помимо этого в уставе заявителя также закреплены его обязанности по обеспечению выполнения требований главы 13 ЖК РФ, положений других законов, иных нормативных правовых актов; по обеспечению надлежащего санитарного и технического состояния общего имущества в многоквартирном доме; по обеспечению выполнения всеми собственниками помещений в многоквартирном доме обязанностей по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с их долями в праве общей собственности на данное имущество (раздел IV устава).
Кроме того, доказательством принятия заявителем обязанностей по содержанию и ремонту многоквартирного дома в полном объеме является и то обстоятельство, что ТСЖ "Соломбальский округ" выставляет счета, на основании которых собирается плата с собственников и пользователей жилых помещений за содержание и ремонт жилья (в том числе за техобслуживание общих коммуникаций и технических устройств, техпомещений и ремонт инженерных коммуникаций и техустройств), а также то, что при заключении договора подряда от 10.06.2008 N Т-20 поручил подрядчику выполнять весь комплекс необходимых работ по содержанию общего имущества, ремонту и аварийному обслуживанию многоквартирных жилых домов.
Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Обязанность доказывания вины возложена на административный орган.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет определено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 настоящего Кодекса).
Факт нарушения товариществом Правил от 27.09.2003 N 170 при обслуживании указанного жилого дома подтверждается материалами административного дела.
На какие-либо обстоятельства, которые могли бы свидетельствовать об отсутствии у заявителя возможности по соблюдению Правил от 27.09.2003 N 170, связанных с содержанием общего имущества жилого дома, товарищество не ссылалось, такие обстоятельства не были установлены ни в ходе производства по делу об административном правонарушении, ни в ходе судебного разбирательства.
Следовательно, судом первой инстанции правомерно установлено наличие в действиях ТСЖ "Соломбальский округ-1" состава правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, в отношении выявленных в ходе проверки нарушений, связанных с содержанием и ремонтом жилого дома.
В связи с этим апелляционная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии в действиях товарищества события вменяемого административного правонарушения.
Таким образом, выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела, спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства. Нарушения норм процессуального права отсутствуют. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 20 мая 2010 года по делу N А05-5264/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Соломбальский округ-1" - без удовлетворения.
Председательствующий
О.А.ТАРАСОВА
О.А.ТАРАСОВА
Судьи
Т.В.ВИНОГРАДОВА
О.Ю.ПЕСТЕРЕВА
Т.В.ВИНОГРАДОВА
О.Ю.ПЕСТЕРЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)