Судебные решения, арбитраж
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 августа 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щеклеиной Л.Ю.,
судей Риб Л.Х., Варакса Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Черепановой Ю.С.,
при участии:
от заявителя - Жилищно-строительный кооператив N 67 (ОГРН 1025901213733, ИНН 5905098104): Пухарев А.Ю., паспорт, доверенность от 21.09.2010,
от заинтересованного лица - Инспекция государственного строительного надзора Пермского края (ОГРН 1025900529940, ИНН 5902291332): Воробьева А.В., паспорт, доверенность от 19.10.2010,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица - Инспекции государственного строительного надзора Пермского края
на решение Арбитражного суда Пермского края от 20 мая 2011 года
по делу N А50-16957/2010,
принятое судьей Алексеевым А.Е.,
по заявлению Жилищно-строительного кооператива N 67
к Инспекции государственного строительного надзора Пермского края
о признании недействительным ненормативного правового акта,
установил:
Жилищно-строительный кооператив N 67 (далее - заявитель, ЖСК N 67) обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Инспекции государственного строительного надзора Пермского края (далее - заинтересованное лицо, Инспекция ГСН) о признании недействительным предписания об устранении нарушений N 5-50 от 09.07.2010 г.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 20.05.2011 г. (резолютивная часть от 16.05.2011 г.) требования ЖСК N 67 удовлетворены, оспариваемое предписание Инспекции ГСН Пермского края признано недействительным.
Не согласившись с решением суда, Инспекция государственного строительного надзора Пермского края обратилась с апелляционной жалобой, по указанным в ней основаниям просит отменить обжалуемый судебный акт, принять новый - об отказе ЖСК N 67 в удовлетворении заявленных требований.
Представитель Инспекции ГСН настаивала на требованиях и доводах апелляционной жалобы, указав, что обязанность по представлению отчетности по долевому участию в строительстве возложена на застройщика, каковым является ЖСК N 67, следовательно, в целях осуществления контроля в соответствии с Федеральным законом от N 214-ФЗ не может быть принята отчетность, подаваемая одним из членов простого товарищества, в состав которого входит застройщик. Представленная застройщиком отчетность не содержит сведений, предусмотренных нормами действующего законодательства.
Заявитель письменного отзыва на апелляционную жалобу не представил.
Представитель заявителя в суде апелляционной инстанции пояснил, что в Инспекцию ГСН были представлены отчетность ЖСК N 67 и ООО "Ресурсстрой", являющиеся достоверными, поскольку все данные по долевому строительству жилого дома отражены в отчетности общества в рамках простого товарищества с кооперативом.
В судебном заседании 20.07.2011 апелляционным судом объявлен перерыв до 25.07.2011 до 16 часов 00 минут.
После перерыва 25.07.2011 в 16 часов 00 минут судебное разбирательство продолжено в том же составе суда.
В судебное заседание явился представитель заявителя. Заинтересованное лицо представителя в судебное заседание не направило.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судом апелляционной инстанции в порядке, установленном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Заслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, проанализировав нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьями 198 и 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ при оспаривании заявителем ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, оспариваемый акт подлежит проверке на его соответствие закону или иному нормативному правовому акту, при этом устанавливается наличие полномочий у органа, принявшего оспариваемый акт, а также нарушаются ли оспариваемым актом права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предметом рассмотрения является законность и обоснованность предписания об устранении нарушений от 09.07.2010 г. N 5-50, вынесенного Инспекцией государственного строительного надзора Пермского края в рамках Федерального закона от 30.12.2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", которым регулируются отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и(или) иных объектов недвижимости (далее - участники долевого строительства) и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и(или) ином объекте недвижимости, а также установление гарантий защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства.
Контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и(или) иных объектов недвижимости в соответствии с частью 2 статьи 23 данного Федерального закона осуществляются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство (далее - контролирующий орган), каковым в силу Указа Губернатора Пермского края от 05.07.2006 N 129 (ред. от 01.10.2010) "Об Инспекции государственного строительного надзора Пермского края" на территории субъекта Пермский край является Инспекция государственного строительного надзора Пермского края.
Контролирующий орган вправе направлять лицам, осуществляющим привлечение денежных средств граждан для строительства, предписания об устранении нарушений настоящего Федерального закона, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов уполномоченного органа и устанавливать сроки устранения таких нарушений (пункт 6 части 5 статьи 23 Федерального закона N 214-ФЗ).
Таким образом, оспариваемое ЖСК N 67 предписание Инспекции ГСН Пермского края от 09.07.2010 г. N 5-50 об устранении нарушений, выявленных в результате осуществления надзора за долевым строительством многоквартирного дома 109 по ул. Карпинского г. Перми вынесено уполномоченным органом.
Проанализировав содержание предписания и требование контролирующего органа об устранении нарушений применительно к правовым нормам, регулирующим спорные правоотношения, суд апелляционной инстанции находит его законным и обоснованным исходя из следующего.
Как уже было отмечено, отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и(или) иных объектов недвижимости (далее - участники долевого строительства) и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и(или) ином объекте недвижимости, а также установление гарантий защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства, регулируются специальным Федеральным законом от 30.12.2004 г. N 214-ФЗ.
В соответствии с частью 2 статьи 1 данного Федерального закона привлечение денежных средств граждан, связанное с возникающим у граждан правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, которые на момент привлечения таких денежных средств граждан не введены в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности (далее - привлечение денежных средств граждан для строительства), допускается жилищно-строительными и жилищными накопительными кооперативами в соответствии с федеральными законами, регулирующими деятельность таких кооперативов (часть 2 статьи 1 ФЗ).
В силу определений понятий, данных в статье 2 Федерального закона N 214-ФЗ и пункте 16 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, во взаимосвязи с положениями статьи 110 Жилищного кодекса РФ применительно к рассматриваемой ситуации Жилищно-строительный кооператив N 67 является застройщиком, юридическим лицом, обеспечивающим на принадлежащем ему земельном участке строительство объекта капитального строительства - 16-этажного многоквартирного жилого дома со встроено-пристроенными помещениями.
В силу положений статьи 3 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ застройщик, отвечающий требованиям настоящего Федерального закона, вправе привлекать денежные средства участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и(или) иных объектов недвижимости при соблюдении требований, обусловленных данной правовой нормой, на основании договора участия в долевом строительстве.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что согласно разрешению на строительство от 04.06.2008 N RU 90303000-171/2008, проектной декларации, договору аренды земельного участка от 27.11.2006 N 041-06И, зарегистрированному в установленном порядке, именно ЖСК N 67 является застройщиком объекта строительства.
29.03.2009 между ЖСК N 67 и ООО "Ресурсстрой" заключен договор простого товарищества (совместной деятельности), в соответствии с условиями которого стороны обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для строительства дополнительной 5-1 жилой блок-секции 10-этажного жилого дома, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Карпинского, д. 109. В соответствии с п. 1.2, 1.3 указанного договора вкладом ЖСК N 67 является право аренды земельного участка по ул. Карпинского, д. 109 в г. Перми для строительства в рамках договора аренды земельного участка от 17.11.2006 N 041-06И, а вкладом общества являются денежные средства для непрерывного, полного и достаточного финансирования объекта строительства. Пунктом 1.6 названного договора установлено, что общество выполняет функции заказчика-застройщика, а функции застройщика в терминах Закона N 214-ФЗ, осуществляет ЖСК N 67.
До заключения договора простого товарищества с данным обществом от 29.03.2009 ЖСК N 67 был заключен договор простого товарищества (совместной деятельности) с иным обществом с ограниченной ответственностью, ООО "СТАМПА", от 10.01.2006, по условиям которого функции застройщика осуществлял ЖСК N 67, а функции заказчика-застройщика инвестора выполняло общество с ограниченной ответственностью "СТАМПА", которое вступало в правовые отношения с гражданами и несло перед ними обязанности по передаче жилья.
Дополнительным соглашением от 01.07.2009 договор между ЖСК N 67 и Обществом с ограниченной ответственностью "СТАМПА" расторгнут. В ноябре 2009 года в уполномоченный орган поступили изменения в проектную декларацию по объекту строительства, в соответствии с которыми заказчиком-инвестором вместо общества с ограниченной ответственностью "СТАМПА" выступает общество "Ресурсстрой".
Отношения простого товарищества не связаны с участием в долевом строительстве, не основаны на договоре участия в долевом строительстве и в соответствии с ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно статье 1041 Гражданского кодекса РФ по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели.
Таким образом, квалифицирующими признаками простого товарищества являются соединение вкладов и совместная деятельность для достижения общей цели.
В силу пункта 2 статьи 1043 Гражданского кодекса РФ ведение бухгалтерского учета общего имущества товарищей может быть поручено ими одному из участвующих в договоре простого товарищества юридических лиц.
Приказом Министерства финансов РФ от 24.11.2003 N 105н (ред. от 18.09.2006) утверждено Положение по бухгалтерскому учету "Информация об участии в совместной деятельности" ПБУ 20/03" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 января 2004 г. N 5457).
В соответствии с разделом 1У "Совместная деятельность" указанного Положения при отражении в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности операций, связанных с участием в совместной деятельности (договоре простого товарищества), организация-товарищ руководствуется пунктами 13-16 настоящего Положения, а товарищ, ведущий общие дела в соответствии с договором простого товарищества, руководствуется пунктами 17-21 настоящего Положения.
При организации бухгалтерского учета товарищ, ведущий общие дела в соответствии с договором о совместной деятельности, обеспечивает обособленный учет операций (на отдельном балансе) по совместно осуществляемой деятельности и операций, связанных с выполнением своей обычной деятельности. Показатели отдельного баланса в бухгалтерский баланс товарища, ведущего общие дела, не включаются. Отражение хозяйственных операций по договору о совместной деятельности, включая учет расходов и доходов, а также расчет и учет финансовых результатов по отдельному балансу, осуществляются в общеустановленном порядке (пункт 17 Положения).
Товарищ, ведущий общие дела, составляет и представляет участникам договора о совместной деятельности в порядке и сроки, установленные договором, информацию, необходимую им для формирования отчетной, налоговой и иной документации. При этом представление товарищем, ведущим общие дела, информации, включаемой в бухгалтерскую отчетность товарищей, осуществляется в сроки, определенные договором, но не позднее сроков, установленных Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (пункт 20 Положения).
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 21.11.1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и пунктом 5 "Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008)", утвержденного Приказом Минфина РФ от 06.10.2008 N 106н (ред. от 08.11.2010) "Об утверждении положений по бухгалтерскому учету" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.10.2008 N 12522) при формировании учетной политики предполагается, что активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций (допущение имущественной обособленности).
Применительно к положениям пункта 7 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008)" Жилищно-строительный кооператив вправе самостоятельно определить учетную политику своих активов и обязательств, способ ведения бухгалтерского учета.
Правила бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для застройщиков (п. 1 ч. 3 ст. 23 ФЗ от 30.12.2004 г. N 214-ФЗ) отсутствуют.
Из анализа вышеуказанных норм права следует, что товарищ, ведущий общие дела простого товарищества, осуществляет обособленный от своей деятельности учет, самостоятельный обособленный учет по своей деятельности ведут и иные товарищи простого товарища. В отчет, который осуществляет товарищ, ведущий общие дела простого товарищества, не включаются показатели отдельного баланса сотоварищей.
При организации бухгалтерского учета простого товарища обеспечивается обособленный учет операций (на отдельном балансе) по совместно осуществляемой деятельности, направленной на достижение единого результата. При этом отражаются хозяйственные операции по договору о совместной деятельности, ведется учет расходов и доходов, расчет и учет финансовых результатов.
При имущественной обособленности бухгалтерской отчетности ЖСК и простого товарищества, применительно к рассматриваемой ситуации, у кооператива как застройщика имеется обязанность по представлению контролирующему органу ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и(или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении своих обязательств по договорам, по формам и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 3 части 5 статьи 23 Федерального закона от 30.12.2004 г. N 214-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 27.10.2005 N 645 утверждены Правила представления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства; формы отчетности.
Настоящие Правила устанавливают состав, формы и порядок представления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и(или) иных объектов недвижимости (пункт 1 Правил).
В состав отчетности включаются отчеты по формам согласно приложениям N 1-4, справки, представляемые в случаях, установленных настоящими Правилами, а также ежеквартальная (по итогам IV квартала - годовая) бухгалтерская отчетность застройщика, составленная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (абзац 2 пункта 2 Правил).
Застройщики несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за недостоверность сведений, представляемых в отчетности, и нарушение сроков ее представления (пункт 7 Правил).
Кроме того, застройщик несет ответственность, предусмотренную Федеральным законом "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" за несоблюдение установленных нормативов оценки финансовой устойчивости его деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2006 N 233 (ред. от 16.01.2007) в соответствии со статьей 23 Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" утверждено Положение о нормативах оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика (далее - Положение).
В соответствии с данным Положением расчет нормативов оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика производится застройщиком в соответствии с инструкцией, утверждаемой Федеральной службой по финансовым рынкам по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации (пункт 4 Положения).
Оценка финансовой устойчивости деятельности застройщика по нормативам обеспеченности обязательств и целевого использования средств также осуществляется ежеквартально (пункт 5 Положения).
Оценка финансовой устойчивости деятельности застройщика производится по нормативам обеспеченности обязательств, целевого использования средств, безубыточности.
В соответствии с Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 30 ноября 2006 г. N 06-137/пз-н "Об утверждении Инструкции о порядке расчета нормативов оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 17 января 2007 г. N 8760) информация, необходимая для расчета нормативов оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика, формируется на основании данных его бухгалтерского учета и раскрывается в бухгалтерской отчетности. Аналитический учет активов и обязательств должен обеспечить получение необходимой информации у застройщика по каждому участнику долевого строительства и договорам долевого строительства, связанным с привлечением денежных средств (включая жилищные сертификаты) участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и(или) иных объектов недвижимости, по активам застройщика, считающимся находящимися в залоге, по обязательствам застройщика перед участниками долевого строительства и обязательствам участников долевого строительства перед застройщиком по внесению платежей в предусмотренный договором период, об оплате жилых помещений после завершения и признании выручки от продажи.
В соответствии с Методическими указаниями по заполнению форм ежеквартальной отчетности застройщиков об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, утвержденными Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 12 января 2006 г. N 06-2/пз-н (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15 марта 2006 г. N 7585) отчетность застройщиков составляется на основе индивидуальных данных застройщика, данных о создаваемых объектах недвижимости, а также данных бухгалтерского учета и отчетных документов застройщика.
Отчетность должна в полном объеме отражать сведения, предусмотренные в формах отчетности застройщика. При заполнении форм отчетности не допускается изменять смысловое содержание показателей, указанных в формах отчетности, исключать или изменять установленную последовательность форм отчетности, отражать несколько показателей в одной графе отчетности, тем самым нарушая логическую структуру формы отчетности, вносить исправления в формы отчетности.
Отчетность застройщика об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, представленная контролирующему органу, по своему содержанию не соответствует требованиям действующего законодательства, выдвигаемым к содержанию и показателям отчетности.
Контролирующим органом установлены следующие нарушения:
1) объект бухгалтерского учета - договор участия в долевом строительстве не отражен в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности кооператива-застройщика; при готовности дома около 95% не наблюдается показатель строки 130 "Незавершенное строительство" (нарушение пункта 2 Правил предоставления застройщиками ежеквартальной отчетности застройщиков об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства);
2) приложение 4 отчетности составлено не на основании индивидуальных данных застройщика, данных бухгалтерского учета и отчетных документов застройщика (нарушение пункта 1.2. раздела 1 Методических указаний по заполнению форм ежеквартальной отчетности застройщиков об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства);
3) в ежеквартальной отчетности за 1 квартал 2010 г. не раскрыта (отсутствует) информация, необходимая для расчета нормативов оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика (нарушение пункта 1.2. раздела 1 Инструкции о порядке расчета нормативов оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика).
Выявленные Инспекцией ГСН нарушения подтверждаются материалами дела и ЖСК N 67 не оспариваются.
Доводы кооператива о соответствии представленной отчетности (л.д. 56-65) требованиям действующего законодательства по тому основанию, что необходимые сведения, отсутствие которых выявлены инспекцией, содержатся в представленном ООО "Ресурсстрой" бухгалтерском балансе общества в рамках простого товарищества с ЖСК N 67, подлежат отклонению.
В соответствии с вышеприведенными требованиями действующего законодательства отчетность должна представляться застройщиком, к отчетности выдвинуты конкретные требования по форме и содержанию, которые отличаются от сведений, содержащихся в бухгалтерском балансе формы N 1 по ОКУД, представленном товарищем, ведущим отчетность простого товарища, в состав которого входит застройщик. Бухгалтерский баланс ООО "Ресурсстрой" в рамках простого товарищества с ЖСК N 67 (л.д. 66-67) содержит общие показатели актива и пассива самого простого товарищества и не содержит обязательные сведения, которые должны быть отражены в отчетности застройщика об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства.
Требования к отчетности застройщика выражены в представлении конкретных сведений относительно количества заключенных и расторгнутых договоров, сумме обязательств по договорам, исполнении застройщиком договоров участия в долевом строительстве (количестве исполненных и неисполненных договоров, сумме неисполненных обязательств), остатке привлеченных денежных средств участников долевого строительства на начало и конец отчетного периода, количестве привлеченных денежных средств, количестве использованных средств на приобретение строительных материалов и на осуществление строительных работ (по отдельности), количестве возвращенных денежных средств в связи с расторжением договоров, прочие расходы.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что при существующей отчетности, которая ведется застройщиком - юридическим лицом в соответствии с Законом "О бухгалтерской отчетности", застройщик обязан представлять контролирующему органу отчетность в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.12.2004 г. N 214-ФЗ.
Доводы кооператива о достоверности сведений, представленных товарищем, ведущим общие дела простого товариществ, не имеет правового значения для разрешения настоящего спора.
Данные доводы были рассмотрены и оценены при рассмотрении дела N А50-16911/2010, которым установлена недоказанность административным органом в действиях ЖСК N 67 события административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.28 КоАП РФ, недостоверность представленного отчета.
Недоказанность события административного правонарушения еще не является безусловным основанием для утверждения о соответствии требованиям действующего законодательства представленной застройщиком отчетности.
Преюдициальное значение решение арбитражного суда по делу N А50-16911/2010 при разрешении настоящего дела имеет лишь в отношении обстоятельств составления и представления отчетности.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что в силу издания специального Федерального закона от 30.12.2004 г. N 214-ФЗ, регулирующего правоотношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и(или) иных объектов недвижимости, направленного на защиту прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства, подлежат применению императивные требования данного Федерального закона. Несоответствие данным требованиям представленной застройщиком отчетности послужило основанием для вынесения контролирующим органом предписания.
Поскольку оспариваемое предписание является законным и обоснованным, нельзя признать, что его вынесение контролирующим органом в адрес заявителя нарушаются права и законные интересы последнего.
Следовательно, заявленные ЖСК N 67 требования о признании недействительным предписания Инспекции государственного строительного надзора Пермского края удовлетворению не подлежат.
Соответственно апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а решение арбитражного суда - отмене.
Руководствуясь ст. 176, 258, 266, 268, 269, ч.ч. 1-2 ст. 270 ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 20 мая 2011 года по делу N А50-16957/2010 отменить.
В удовлетворении требований о признании недействительным предписания Инспекции государственного строительного надзора Пермского края об устранении нарушений N 5-50 от 09.07.2010 Жилищно-строительному кооперативу N 67 отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.08.2011 N 17АП-5879/2011-АК ПО ДЕЛУ N А50-16957/2010
Разделы:ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 августа 2011 г. N 17АП-5879/2011-АК
Дело N А50-16957/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 августа 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щеклеиной Л.Ю.,
судей Риб Л.Х., Варакса Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Черепановой Ю.С.,
при участии:
от заявителя - Жилищно-строительный кооператив N 67 (ОГРН 1025901213733, ИНН 5905098104): Пухарев А.Ю., паспорт, доверенность от 21.09.2010,
от заинтересованного лица - Инспекция государственного строительного надзора Пермского края (ОГРН 1025900529940, ИНН 5902291332): Воробьева А.В., паспорт, доверенность от 19.10.2010,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица - Инспекции государственного строительного надзора Пермского края
на решение Арбитражного суда Пермского края от 20 мая 2011 года
по делу N А50-16957/2010,
принятое судьей Алексеевым А.Е.,
по заявлению Жилищно-строительного кооператива N 67
к Инспекции государственного строительного надзора Пермского края
о признании недействительным ненормативного правового акта,
установил:
Жилищно-строительный кооператив N 67 (далее - заявитель, ЖСК N 67) обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Инспекции государственного строительного надзора Пермского края (далее - заинтересованное лицо, Инспекция ГСН) о признании недействительным предписания об устранении нарушений N 5-50 от 09.07.2010 г.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 20.05.2011 г. (резолютивная часть от 16.05.2011 г.) требования ЖСК N 67 удовлетворены, оспариваемое предписание Инспекции ГСН Пермского края признано недействительным.
Не согласившись с решением суда, Инспекция государственного строительного надзора Пермского края обратилась с апелляционной жалобой, по указанным в ней основаниям просит отменить обжалуемый судебный акт, принять новый - об отказе ЖСК N 67 в удовлетворении заявленных требований.
Представитель Инспекции ГСН настаивала на требованиях и доводах апелляционной жалобы, указав, что обязанность по представлению отчетности по долевому участию в строительстве возложена на застройщика, каковым является ЖСК N 67, следовательно, в целях осуществления контроля в соответствии с Федеральным законом от N 214-ФЗ не может быть принята отчетность, подаваемая одним из членов простого товарищества, в состав которого входит застройщик. Представленная застройщиком отчетность не содержит сведений, предусмотренных нормами действующего законодательства.
Заявитель письменного отзыва на апелляционную жалобу не представил.
Представитель заявителя в суде апелляционной инстанции пояснил, что в Инспекцию ГСН были представлены отчетность ЖСК N 67 и ООО "Ресурсстрой", являющиеся достоверными, поскольку все данные по долевому строительству жилого дома отражены в отчетности общества в рамках простого товарищества с кооперативом.
В судебном заседании 20.07.2011 апелляционным судом объявлен перерыв до 25.07.2011 до 16 часов 00 минут.
После перерыва 25.07.2011 в 16 часов 00 минут судебное разбирательство продолжено в том же составе суда.
В судебное заседание явился представитель заявителя. Заинтересованное лицо представителя в судебное заседание не направило.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судом апелляционной инстанции в порядке, установленном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Заслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, проанализировав нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьями 198 и 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ при оспаривании заявителем ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, оспариваемый акт подлежит проверке на его соответствие закону или иному нормативному правовому акту, при этом устанавливается наличие полномочий у органа, принявшего оспариваемый акт, а также нарушаются ли оспариваемым актом права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предметом рассмотрения является законность и обоснованность предписания об устранении нарушений от 09.07.2010 г. N 5-50, вынесенного Инспекцией государственного строительного надзора Пермского края в рамках Федерального закона от 30.12.2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", которым регулируются отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и(или) иных объектов недвижимости (далее - участники долевого строительства) и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и(или) ином объекте недвижимости, а также установление гарантий защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства.
Контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и(или) иных объектов недвижимости в соответствии с частью 2 статьи 23 данного Федерального закона осуществляются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство (далее - контролирующий орган), каковым в силу Указа Губернатора Пермского края от 05.07.2006 N 129 (ред. от 01.10.2010) "Об Инспекции государственного строительного надзора Пермского края" на территории субъекта Пермский край является Инспекция государственного строительного надзора Пермского края.
Контролирующий орган вправе направлять лицам, осуществляющим привлечение денежных средств граждан для строительства, предписания об устранении нарушений настоящего Федерального закона, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов уполномоченного органа и устанавливать сроки устранения таких нарушений (пункт 6 части 5 статьи 23 Федерального закона N 214-ФЗ).
Таким образом, оспариваемое ЖСК N 67 предписание Инспекции ГСН Пермского края от 09.07.2010 г. N 5-50 об устранении нарушений, выявленных в результате осуществления надзора за долевым строительством многоквартирного дома 109 по ул. Карпинского г. Перми вынесено уполномоченным органом.
Проанализировав содержание предписания и требование контролирующего органа об устранении нарушений применительно к правовым нормам, регулирующим спорные правоотношения, суд апелляционной инстанции находит его законным и обоснованным исходя из следующего.
Как уже было отмечено, отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и(или) иных объектов недвижимости (далее - участники долевого строительства) и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и(или) ином объекте недвижимости, а также установление гарантий защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства, регулируются специальным Федеральным законом от 30.12.2004 г. N 214-ФЗ.
В соответствии с частью 2 статьи 1 данного Федерального закона привлечение денежных средств граждан, связанное с возникающим у граждан правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, которые на момент привлечения таких денежных средств граждан не введены в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности (далее - привлечение денежных средств граждан для строительства), допускается жилищно-строительными и жилищными накопительными кооперативами в соответствии с федеральными законами, регулирующими деятельность таких кооперативов (часть 2 статьи 1 ФЗ).
В силу определений понятий, данных в статье 2 Федерального закона N 214-ФЗ и пункте 16 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, во взаимосвязи с положениями статьи 110 Жилищного кодекса РФ применительно к рассматриваемой ситуации Жилищно-строительный кооператив N 67 является застройщиком, юридическим лицом, обеспечивающим на принадлежащем ему земельном участке строительство объекта капитального строительства - 16-этажного многоквартирного жилого дома со встроено-пристроенными помещениями.
В силу положений статьи 3 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ застройщик, отвечающий требованиям настоящего Федерального закона, вправе привлекать денежные средства участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и(или) иных объектов недвижимости при соблюдении требований, обусловленных данной правовой нормой, на основании договора участия в долевом строительстве.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что согласно разрешению на строительство от 04.06.2008 N RU 90303000-171/2008, проектной декларации, договору аренды земельного участка от 27.11.2006 N 041-06И, зарегистрированному в установленном порядке, именно ЖСК N 67 является застройщиком объекта строительства.
29.03.2009 между ЖСК N 67 и ООО "Ресурсстрой" заключен договор простого товарищества (совместной деятельности), в соответствии с условиями которого стороны обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для строительства дополнительной 5-1 жилой блок-секции 10-этажного жилого дома, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Карпинского, д. 109. В соответствии с п. 1.2, 1.3 указанного договора вкладом ЖСК N 67 является право аренды земельного участка по ул. Карпинского, д. 109 в г. Перми для строительства в рамках договора аренды земельного участка от 17.11.2006 N 041-06И, а вкладом общества являются денежные средства для непрерывного, полного и достаточного финансирования объекта строительства. Пунктом 1.6 названного договора установлено, что общество выполняет функции заказчика-застройщика, а функции застройщика в терминах Закона N 214-ФЗ, осуществляет ЖСК N 67.
До заключения договора простого товарищества с данным обществом от 29.03.2009 ЖСК N 67 был заключен договор простого товарищества (совместной деятельности) с иным обществом с ограниченной ответственностью, ООО "СТАМПА", от 10.01.2006, по условиям которого функции застройщика осуществлял ЖСК N 67, а функции заказчика-застройщика инвестора выполняло общество с ограниченной ответственностью "СТАМПА", которое вступало в правовые отношения с гражданами и несло перед ними обязанности по передаче жилья.
Дополнительным соглашением от 01.07.2009 договор между ЖСК N 67 и Обществом с ограниченной ответственностью "СТАМПА" расторгнут. В ноябре 2009 года в уполномоченный орган поступили изменения в проектную декларацию по объекту строительства, в соответствии с которыми заказчиком-инвестором вместо общества с ограниченной ответственностью "СТАМПА" выступает общество "Ресурсстрой".
Отношения простого товарищества не связаны с участием в долевом строительстве, не основаны на договоре участия в долевом строительстве и в соответствии с ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно статье 1041 Гражданского кодекса РФ по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели.
Таким образом, квалифицирующими признаками простого товарищества являются соединение вкладов и совместная деятельность для достижения общей цели.
В силу пункта 2 статьи 1043 Гражданского кодекса РФ ведение бухгалтерского учета общего имущества товарищей может быть поручено ими одному из участвующих в договоре простого товарищества юридических лиц.
Приказом Министерства финансов РФ от 24.11.2003 N 105н (ред. от 18.09.2006) утверждено Положение по бухгалтерскому учету "Информация об участии в совместной деятельности" ПБУ 20/03" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 января 2004 г. N 5457).
В соответствии с разделом 1У "Совместная деятельность" указанного Положения при отражении в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности операций, связанных с участием в совместной деятельности (договоре простого товарищества), организация-товарищ руководствуется пунктами 13-16 настоящего Положения, а товарищ, ведущий общие дела в соответствии с договором простого товарищества, руководствуется пунктами 17-21 настоящего Положения.
При организации бухгалтерского учета товарищ, ведущий общие дела в соответствии с договором о совместной деятельности, обеспечивает обособленный учет операций (на отдельном балансе) по совместно осуществляемой деятельности и операций, связанных с выполнением своей обычной деятельности. Показатели отдельного баланса в бухгалтерский баланс товарища, ведущего общие дела, не включаются. Отражение хозяйственных операций по договору о совместной деятельности, включая учет расходов и доходов, а также расчет и учет финансовых результатов по отдельному балансу, осуществляются в общеустановленном порядке (пункт 17 Положения).
Товарищ, ведущий общие дела, составляет и представляет участникам договора о совместной деятельности в порядке и сроки, установленные договором, информацию, необходимую им для формирования отчетной, налоговой и иной документации. При этом представление товарищем, ведущим общие дела, информации, включаемой в бухгалтерскую отчетность товарищей, осуществляется в сроки, определенные договором, но не позднее сроков, установленных Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (пункт 20 Положения).
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 21.11.1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и пунктом 5 "Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008)", утвержденного Приказом Минфина РФ от 06.10.2008 N 106н (ред. от 08.11.2010) "Об утверждении положений по бухгалтерскому учету" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.10.2008 N 12522) при формировании учетной политики предполагается, что активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций (допущение имущественной обособленности).
Применительно к положениям пункта 7 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008)" Жилищно-строительный кооператив вправе самостоятельно определить учетную политику своих активов и обязательств, способ ведения бухгалтерского учета.
Правила бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для застройщиков (п. 1 ч. 3 ст. 23 ФЗ от 30.12.2004 г. N 214-ФЗ) отсутствуют.
Из анализа вышеуказанных норм права следует, что товарищ, ведущий общие дела простого товарищества, осуществляет обособленный от своей деятельности учет, самостоятельный обособленный учет по своей деятельности ведут и иные товарищи простого товарища. В отчет, который осуществляет товарищ, ведущий общие дела простого товарищества, не включаются показатели отдельного баланса сотоварищей.
При организации бухгалтерского учета простого товарища обеспечивается обособленный учет операций (на отдельном балансе) по совместно осуществляемой деятельности, направленной на достижение единого результата. При этом отражаются хозяйственные операции по договору о совместной деятельности, ведется учет расходов и доходов, расчет и учет финансовых результатов.
При имущественной обособленности бухгалтерской отчетности ЖСК и простого товарищества, применительно к рассматриваемой ситуации, у кооператива как застройщика имеется обязанность по представлению контролирующему органу ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и(или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении своих обязательств по договорам, по формам и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 3 части 5 статьи 23 Федерального закона от 30.12.2004 г. N 214-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 27.10.2005 N 645 утверждены Правила представления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства; формы отчетности.
Настоящие Правила устанавливают состав, формы и порядок представления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и(или) иных объектов недвижимости (пункт 1 Правил).
В состав отчетности включаются отчеты по формам согласно приложениям N 1-4, справки, представляемые в случаях, установленных настоящими Правилами, а также ежеквартальная (по итогам IV квартала - годовая) бухгалтерская отчетность застройщика, составленная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (абзац 2 пункта 2 Правил).
Застройщики несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за недостоверность сведений, представляемых в отчетности, и нарушение сроков ее представления (пункт 7 Правил).
Кроме того, застройщик несет ответственность, предусмотренную Федеральным законом "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" за несоблюдение установленных нормативов оценки финансовой устойчивости его деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2006 N 233 (ред. от 16.01.2007) в соответствии со статьей 23 Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" утверждено Положение о нормативах оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика (далее - Положение).
В соответствии с данным Положением расчет нормативов оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика производится застройщиком в соответствии с инструкцией, утверждаемой Федеральной службой по финансовым рынкам по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации (пункт 4 Положения).
Оценка финансовой устойчивости деятельности застройщика по нормативам обеспеченности обязательств и целевого использования средств также осуществляется ежеквартально (пункт 5 Положения).
Оценка финансовой устойчивости деятельности застройщика производится по нормативам обеспеченности обязательств, целевого использования средств, безубыточности.
В соответствии с Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 30 ноября 2006 г. N 06-137/пз-н "Об утверждении Инструкции о порядке расчета нормативов оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 17 января 2007 г. N 8760) информация, необходимая для расчета нормативов оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика, формируется на основании данных его бухгалтерского учета и раскрывается в бухгалтерской отчетности. Аналитический учет активов и обязательств должен обеспечить получение необходимой информации у застройщика по каждому участнику долевого строительства и договорам долевого строительства, связанным с привлечением денежных средств (включая жилищные сертификаты) участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и(или) иных объектов недвижимости, по активам застройщика, считающимся находящимися в залоге, по обязательствам застройщика перед участниками долевого строительства и обязательствам участников долевого строительства перед застройщиком по внесению платежей в предусмотренный договором период, об оплате жилых помещений после завершения и признании выручки от продажи.
В соответствии с Методическими указаниями по заполнению форм ежеквартальной отчетности застройщиков об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, утвержденными Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 12 января 2006 г. N 06-2/пз-н (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15 марта 2006 г. N 7585) отчетность застройщиков составляется на основе индивидуальных данных застройщика, данных о создаваемых объектах недвижимости, а также данных бухгалтерского учета и отчетных документов застройщика.
Отчетность должна в полном объеме отражать сведения, предусмотренные в формах отчетности застройщика. При заполнении форм отчетности не допускается изменять смысловое содержание показателей, указанных в формах отчетности, исключать или изменять установленную последовательность форм отчетности, отражать несколько показателей в одной графе отчетности, тем самым нарушая логическую структуру формы отчетности, вносить исправления в формы отчетности.
Отчетность застройщика об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, представленная контролирующему органу, по своему содержанию не соответствует требованиям действующего законодательства, выдвигаемым к содержанию и показателям отчетности.
Контролирующим органом установлены следующие нарушения:
1) объект бухгалтерского учета - договор участия в долевом строительстве не отражен в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности кооператива-застройщика; при готовности дома около 95% не наблюдается показатель строки 130 "Незавершенное строительство" (нарушение пункта 2 Правил предоставления застройщиками ежеквартальной отчетности застройщиков об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства);
2) приложение 4 отчетности составлено не на основании индивидуальных данных застройщика, данных бухгалтерского учета и отчетных документов застройщика (нарушение пункта 1.2. раздела 1 Методических указаний по заполнению форм ежеквартальной отчетности застройщиков об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства);
3) в ежеквартальной отчетности за 1 квартал 2010 г. не раскрыта (отсутствует) информация, необходимая для расчета нормативов оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика (нарушение пункта 1.2. раздела 1 Инструкции о порядке расчета нормативов оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика).
Выявленные Инспекцией ГСН нарушения подтверждаются материалами дела и ЖСК N 67 не оспариваются.
Доводы кооператива о соответствии представленной отчетности (л.д. 56-65) требованиям действующего законодательства по тому основанию, что необходимые сведения, отсутствие которых выявлены инспекцией, содержатся в представленном ООО "Ресурсстрой" бухгалтерском балансе общества в рамках простого товарищества с ЖСК N 67, подлежат отклонению.
В соответствии с вышеприведенными требованиями действующего законодательства отчетность должна представляться застройщиком, к отчетности выдвинуты конкретные требования по форме и содержанию, которые отличаются от сведений, содержащихся в бухгалтерском балансе формы N 1 по ОКУД, представленном товарищем, ведущим отчетность простого товарища, в состав которого входит застройщик. Бухгалтерский баланс ООО "Ресурсстрой" в рамках простого товарищества с ЖСК N 67 (л.д. 66-67) содержит общие показатели актива и пассива самого простого товарищества и не содержит обязательные сведения, которые должны быть отражены в отчетности застройщика об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства.
Требования к отчетности застройщика выражены в представлении конкретных сведений относительно количества заключенных и расторгнутых договоров, сумме обязательств по договорам, исполнении застройщиком договоров участия в долевом строительстве (количестве исполненных и неисполненных договоров, сумме неисполненных обязательств), остатке привлеченных денежных средств участников долевого строительства на начало и конец отчетного периода, количестве привлеченных денежных средств, количестве использованных средств на приобретение строительных материалов и на осуществление строительных работ (по отдельности), количестве возвращенных денежных средств в связи с расторжением договоров, прочие расходы.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что при существующей отчетности, которая ведется застройщиком - юридическим лицом в соответствии с Законом "О бухгалтерской отчетности", застройщик обязан представлять контролирующему органу отчетность в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.12.2004 г. N 214-ФЗ.
Доводы кооператива о достоверности сведений, представленных товарищем, ведущим общие дела простого товариществ, не имеет правового значения для разрешения настоящего спора.
Данные доводы были рассмотрены и оценены при рассмотрении дела N А50-16911/2010, которым установлена недоказанность административным органом в действиях ЖСК N 67 события административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.28 КоАП РФ, недостоверность представленного отчета.
Недоказанность события административного правонарушения еще не является безусловным основанием для утверждения о соответствии требованиям действующего законодательства представленной застройщиком отчетности.
Преюдициальное значение решение арбитражного суда по делу N А50-16911/2010 при разрешении настоящего дела имеет лишь в отношении обстоятельств составления и представления отчетности.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что в силу издания специального Федерального закона от 30.12.2004 г. N 214-ФЗ, регулирующего правоотношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и(или) иных объектов недвижимости, направленного на защиту прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства, подлежат применению императивные требования данного Федерального закона. Несоответствие данным требованиям представленной застройщиком отчетности послужило основанием для вынесения контролирующим органом предписания.
Поскольку оспариваемое предписание является законным и обоснованным, нельзя признать, что его вынесение контролирующим органом в адрес заявителя нарушаются права и законные интересы последнего.
Следовательно, заявленные ЖСК N 67 требования о признании недействительным предписания Инспекции государственного строительного надзора Пермского края удовлетворению не подлежат.
Соответственно апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а решение арбитражного суда - отмене.
Руководствуясь ст. 176, 258, 266, 268, 269, ч.ч. 1-2 ст. 270 ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 20 мая 2011 года по делу N А50-16957/2010 отменить.
В удовлетворении требований о признании недействительным предписания Инспекции государственного строительного надзора Пермского края об устранении нарушений N 5-50 от 09.07.2010 Жилищно-строительному кооперативу N 67 отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Л.Ю.ЩЕКЛЕИНА
Л.Ю.ЩЕКЛЕИНА
Судьи
Л.Х.РИБ
Н.В.ВАРАКСА
Л.Х.РИБ
Н.В.ВАРАКСА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)