Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом; Договор управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Федина А.И.,
членов коллегии Пелевина Н.П.,
Манохиной Г.В.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Д. о признании незаконным пункта 3 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307, в части определения размера платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение в помещениях, оборудованных приборами учета, по формуле (9),
по кассационной жалобе Д. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 12 декабря 2006 года, которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Манохиной Г.В., объяснения Д., поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителей Правительства Российской Федерации Тычковой С.Г., Екимовой Н.А., возражавших против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей решение суда оставить без изменения, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила). В приложении N 2 к настоящим Правилам приведен расчет размера платы за коммунальные услуги.
Пунктом 3 Приложения N 2 к Правилам определено, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется в следующем порядке:
1) размер платы (руб.) за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение в помещениях, оборудованных приборами учета, определяется по формуле (9):
V
D
Р = ----------- x V x Т ,
ky3.i V + V i.p ky
n.p n.n
где:
V - объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды,
D
горячей воды, газа или электрической энергии), фактически
потребленный за расчетный период, определенный по показанию
коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме
- или в жилом доме (куб. м, кВт. час);
- V - суммарный объем (количество) коммунального ресурса
n.p
(холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии),
потребленный за расчетный период в помещениях, оборудованных
приборами учета (за исключением помещений общего пользования),
измеренный индивидуальными приборами учета, а в коммунальных
квартирах - общими (квартирными) приборами учета (куб. м,
- кВт. час);
- V - суммарный объем (количество) коммунального ресурса
n.n
(холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии),
потребленный за расчетный период в помещениях, не оборудованных
приборами учета, определенный исходя из нормативов потребления
- коммунальных услуг по формулам 1 и 3 (куб. м, кВт. час);
- V - объем (количество) коммунального ресурса (холодной
i.p
воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный
за расчетный период в i-м помещении, оборудованном прибором учета
(за исключением помещений общего пользования), измеренный
индивидуальными приборами учета, а в коммунальных квартирах
- - общими (квартирными) приборами учета (куб. м, кВт. час);
- Т - тариф на соответствующий коммунальный ресурс,
ky
установленный в соответствии с законодательством Российской
Федерации (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения,
газоснабжения и водоотведения - руб./куб. м; для электроснабжения
- руб./кВт. час).
Д. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании незаконным пункта 3 приложения N 2 к Правилам, в части определения размера платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение в помещениях, оборудованных приборами учета, по формуле (9).
В подтверждение требования указал, что установленный в пункте 3 порядок оплаты является незаконным и нарушает его права потребителя. Граждане, кроме фактического расхода, зафиксированного приборами учета, должны оплачивать и сверхнормативный расход воды потребителями, не имеющими приборов учета, а также и утечку воды в неисправной общей части системы водоснабжения дома, что ставит потребителей в заведомо неравные условия.
Верховным Судом Российской Федерации постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого просит в кассационной жалобе Д., считая его неправильным.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд пришел к правильному выводу о том, что пункт 3 Приложения N 2 к Правилам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307, в части определения размера платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение в помещениях, оборудованных приборами учета, по формуле (9), соответствует действующему законодательству и Правила изданы в пределах компетенции, предоставленной Правительству Российской Федерации.
В силу статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной правовой нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 были утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Норматив потребления коммунальных услуг - месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета (п. 2 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 306).
Согласно пункту 23 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 Приложения N 2 к Правилам.
Суд правильно указал в решении, что подпунктом 1 пункта 3 Приложения N 2 к Правилам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 установлена формула (9), которая учитывает объем (количество) коммунального ресурса (холодной, горячей воды, газа или электрической энергии), фактически потребленный за расчетный период в помещениях, оборудованных приборами учета (за исключением помещений общего пользования), измеренный индивидуальными приборами учета.
Технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома, в том числе и объемы холодной и горячей воды, необходимые для содержания общего имущества в многоквартирном доме, учитываются в виде коэффициента:
V
D
-----------.
V + V
n.p n.n
Согласно пункту 19 приведенных Правил при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги горячего и холодного водоснабжения определяется в соответствии с пунктом 1 Приложения N 2 к Правилам по формуле N 3:
Р = n x N x Т ,
ky.i i j ky
где:
n - количество граждан, проживающих (зарегистрированных) в
i
- i-м жилом помещении (квартире, жилом доме) (чел.);
- N - норматив потребления соответствующей коммунальной услуги
j
(для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения и
- водоотведения - куб. м в месяц на 1 чел.);
- Т - тариф на соответствующий коммунальный ресурс,
ky
установленный в соответствии с законодательством Российской
Федерации (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения и
водоотведения - руб./куб. м).
Довод заявителя о том, что в помещениях, оборудованных приборами учета, граждане, кроме фактического расхода, зафиксированного приборами учета, должны оплачивать и сверхнормативный расход воды потребителями, не имеющими приборов учета, и утечку воды в неисправной общей части системы водоснабжения дома, что ставит потребителей в заведомо неравные условия, нельзя признать обоснованным, поскольку при установлении дифференцированных нормативов потребления коммунальных услуг в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 306, будут включаться для различных групп домов различные объемы расхода воды. Разница между платой за коммунальные услуги по нормативам потребления коммунальных услуг по формуле N 3 и платой по показаниям индивидуальных приборов учета по формуле N 9 будет незначительная.
В соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 306, при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются: конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома (п. 5); нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома) (п. 25); коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме (п. 26).
В силу пункта 27 приведенных Правил в норматив холодного и горячего водоснабжения включается расход воды исходя из расчета расхода холодной и горячей воды на 1 потребителя, необходимого для удовлетворения его физиологических, санитарно-гигиенических, хозяйственных потребностей и содержания общего имущества многоквартирного дома, с учетом требований к качеству соответствующих коммунальных услуг.
Таким образом, при отсутствии приборов учета при расчете размера платы за горячее и холодное водоснабжение учитываются из нормативов потребления не только объемы холодной и горячей воды, но и потери воды во внутридомовых инженерных коммуникациях, а также объемы холодной и горячей воды, необходимые для содержания общего имущества в многоквартирном доме.
С учетом изложенного суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах компетенции Правительства РФ и не нарушают прав граждан как потребителей.
Доводы кассационной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права, примененных судом при разрешении дела, и не могут служить поводом к отмене решения суда первой инстанции.
Руководствуясь ст. ст. 360, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
решение Верховного Суда Российской Федерации от 12 декабря 2006 года оставить без изменения, кассационную жалобу Д. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 26.04.2007 N КАС07-128
Разделы:Управление многоквартирным домом; Договор управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 апреля 2007 г. N КАС07-128
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Федина А.И.,
членов коллегии Пелевина Н.П.,
Манохиной Г.В.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Д. о признании незаконным пункта 3 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307, в части определения размера платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение в помещениях, оборудованных приборами учета, по формуле (9),
по кассационной жалобе Д. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 12 декабря 2006 года, которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Манохиной Г.В., объяснения Д., поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителей Правительства Российской Федерации Тычковой С.Г., Екимовой Н.А., возражавших против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей решение суда оставить без изменения, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила). В приложении N 2 к настоящим Правилам приведен расчет размера платы за коммунальные услуги.
Пунктом 3 Приложения N 2 к Правилам определено, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется в следующем порядке:
1) размер платы (руб.) за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение в помещениях, оборудованных приборами учета, определяется по формуле (9):
V
D
Р = ----------- x V x Т ,
ky3.i V + V i.p ky
n.p n.n
где:
V - объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды,
D
горячей воды, газа или электрической энергии), фактически
потребленный за расчетный период, определенный по показанию
коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме
- или в жилом доме (куб. м, кВт. час);
- V - суммарный объем (количество) коммунального ресурса
n.p
(холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии),
потребленный за расчетный период в помещениях, оборудованных
приборами учета (за исключением помещений общего пользования),
измеренный индивидуальными приборами учета, а в коммунальных
квартирах - общими (квартирными) приборами учета (куб. м,
- кВт. час);
- V - суммарный объем (количество) коммунального ресурса
n.n
(холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии),
потребленный за расчетный период в помещениях, не оборудованных
приборами учета, определенный исходя из нормативов потребления
- коммунальных услуг по формулам 1 и 3 (куб. м, кВт. час);
- V - объем (количество) коммунального ресурса (холодной
i.p
воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный
за расчетный период в i-м помещении, оборудованном прибором учета
(за исключением помещений общего пользования), измеренный
индивидуальными приборами учета, а в коммунальных квартирах
- - общими (квартирными) приборами учета (куб. м, кВт. час);
- Т - тариф на соответствующий коммунальный ресурс,
ky
установленный в соответствии с законодательством Российской
Федерации (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения,
газоснабжения и водоотведения - руб./куб. м; для электроснабжения
- руб./кВт. час).
Д. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании незаконным пункта 3 приложения N 2 к Правилам, в части определения размера платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение в помещениях, оборудованных приборами учета, по формуле (9).
В подтверждение требования указал, что установленный в пункте 3 порядок оплаты является незаконным и нарушает его права потребителя. Граждане, кроме фактического расхода, зафиксированного приборами учета, должны оплачивать и сверхнормативный расход воды потребителями, не имеющими приборов учета, а также и утечку воды в неисправной общей части системы водоснабжения дома, что ставит потребителей в заведомо неравные условия.
Верховным Судом Российской Федерации постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого просит в кассационной жалобе Д., считая его неправильным.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд пришел к правильному выводу о том, что пункт 3 Приложения N 2 к Правилам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307, в части определения размера платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение в помещениях, оборудованных приборами учета, по формуле (9), соответствует действующему законодательству и Правила изданы в пределах компетенции, предоставленной Правительству Российской Федерации.
В силу статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной правовой нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 были утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Норматив потребления коммунальных услуг - месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета (п. 2 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 306).
Согласно пункту 23 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 Приложения N 2 к Правилам.
Суд правильно указал в решении, что подпунктом 1 пункта 3 Приложения N 2 к Правилам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 установлена формула (9), которая учитывает объем (количество) коммунального ресурса (холодной, горячей воды, газа или электрической энергии), фактически потребленный за расчетный период в помещениях, оборудованных приборами учета (за исключением помещений общего пользования), измеренный индивидуальными приборами учета.
Технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома, в том числе и объемы холодной и горячей воды, необходимые для содержания общего имущества в многоквартирном доме, учитываются в виде коэффициента:
V
D
-----------.
V + V
n.p n.n
Согласно пункту 19 приведенных Правил при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги горячего и холодного водоснабжения определяется в соответствии с пунктом 1 Приложения N 2 к Правилам по формуле N 3:
Р = n x N x Т ,
ky.i i j ky
где:
n - количество граждан, проживающих (зарегистрированных) в
i
- i-м жилом помещении (квартире, жилом доме) (чел.);
- N - норматив потребления соответствующей коммунальной услуги
j
(для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения и
- водоотведения - куб. м в месяц на 1 чел.);
- Т - тариф на соответствующий коммунальный ресурс,
ky
установленный в соответствии с законодательством Российской
Федерации (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения и
водоотведения - руб./куб. м).
Довод заявителя о том, что в помещениях, оборудованных приборами учета, граждане, кроме фактического расхода, зафиксированного приборами учета, должны оплачивать и сверхнормативный расход воды потребителями, не имеющими приборов учета, и утечку воды в неисправной общей части системы водоснабжения дома, что ставит потребителей в заведомо неравные условия, нельзя признать обоснованным, поскольку при установлении дифференцированных нормативов потребления коммунальных услуг в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 306, будут включаться для различных групп домов различные объемы расхода воды. Разница между платой за коммунальные услуги по нормативам потребления коммунальных услуг по формуле N 3 и платой по показаниям индивидуальных приборов учета по формуле N 9 будет незначительная.
В соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 306, при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются: конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома (п. 5); нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома) (п. 25); коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме (п. 26).
В силу пункта 27 приведенных Правил в норматив холодного и горячего водоснабжения включается расход воды исходя из расчета расхода холодной и горячей воды на 1 потребителя, необходимого для удовлетворения его физиологических, санитарно-гигиенических, хозяйственных потребностей и содержания общего имущества многоквартирного дома, с учетом требований к качеству соответствующих коммунальных услуг.
Таким образом, при отсутствии приборов учета при расчете размера платы за горячее и холодное водоснабжение учитываются из нормативов потребления не только объемы холодной и горячей воды, но и потери воды во внутридомовых инженерных коммуникациях, а также объемы холодной и горячей воды, необходимые для содержания общего имущества в многоквартирном доме.
С учетом изложенного суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах компетенции Правительства РФ и не нарушают прав граждан как потребителей.
Доводы кассационной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права, примененных судом при разрешении дела, и не могут служить поводом к отмене решения суда первой инстанции.
Руководствуясь ст. ст. 360, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 12 декабря 2006 года оставить без изменения, кассационную жалобу Д. - без удовлетворения.
Председательствующий
А.И.ФЕДИН
Члены коллегии
Г.В.МАНОХИНА
Н.П.ПЕЛЕВИН
А.И.ФЕДИН
Члены коллегии
Г.В.МАНОХИНА
Н.П.ПЕЛЕВИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)