Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.05.2010 N 17АП-3712/2010-АК ПО ДЕЛУ N А60-941/2010

Разделы:
ТСЖ (товарищество собственников жилья); Управление многоквартирным домом; Организация и проведение общих собраний собственников помещений

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 мая 2010 г. N 17АП-3712/2010-АК

Дело N А60-941/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 мая 2010 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ясиковой Е.Ю.,
судей Мещеряковой Т.И., Щеклеиной Л.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лебедевой Н.О.
при участии:
- от заявителя ООО "Управляющая компания Дзержинского района": не явились;
- от заинтересованного лица ТСЖ "Стрелец": не явились;
- от заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России N 16 по Свердловской области: не явились;
- лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в заседании суда апелляционную жалобу заявителя ООО "Управляющая компания Дзержинского района"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 05 марта 2010 года
по делу N А60-941/2010,
принятое судьей Колосовой Л.В.
по заявлению ООО "Управляющая компания Дзержинского района"
к ТСЖ "Стрелец", Межрайонной ИФНС России N 16 по Свердловской области
о признании недействительной государственной регистрации,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Дзержинского района" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительной регистрации в качестве юридического лица товарищества собственников жилья "Стрелец", об исключении товарищества из Единого государственного реестра, о признании итогов общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах по ул. Басова д. N 11, ул. Бобков д. N 2, 4, по ул. Юности д. N 18, 20, 22, 24, по ул. Валегинская д. N 5, по ул. Киевская д. N 195, по Ленинградскому проспекту д. N 6, по ул. Алтайская д. N 31 в городе Нижний Тагил, отраженных в протоколе общего собрания от 30.11.2009, недействительными.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 05.03.2010 (резолютивная часть решения объявлена 04.03.2010) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы заявитель указывает, что создание двух товариществ собственников жилья в одних и тех же многоквартирных домах противоречит требованиям п. 1 ст. 136 Жилищного кодекса РФ. Кроме того, нарушены порядок создания и регистрации ТСЖ. Считает, что создание и регистрация второго ТСЖ "Стрелец" нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заинтересованное лицо Межрайонная ИФНС России N 16 по Свердловской области письменный отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Товарищество собственников жилья "Стрелец" с доводами апелляционной жалобы не согласно по основаниям, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, решение суда считает законным и обоснованным, в удовлетворении жалобы ООО "Управляющая компания Дзержинского района" просит отказать.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили (от ТСЖ "Стрелец" поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя), что в силу ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения и соблюдения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, в соответствии с протоколом внеочередного общего собрания собственников помещений от 28.10.2009, общим собранием собственников жилых помещений, расположенных по адресам: ул. Алтайская д. N 25, 31, 37, 39, ул. Юности д. N 18, 20, 22, 24, ул. Басова д. N 1, 3, 11, г. Нижнего Тагила, было принято решение о создании товарищества собственников жилья "Алтайского МКР-1", утвержден Устав.
ТСЖ "Алтайского МКР-1" зарегистрировано в Межрайонной ИФНС России N 16 по Свердловской области 06.11.2009 (свидетельство о государственной регистрации юридического лица серия 66 N 006177942).
После решения о создании ТСЖ "Алтайского МКР-1" на общем собрании собственников многоквартирного дома был утвержден проект договора управления и порядок управления домом, впоследствии, после подписания договора управления, полномочия по управлению домом были переданы управляющей организации - ООО "Управляющая компания Дзержинского района".
В тех же домах по ул. Басова д. N 11, ул. Бобков д. N 2, 4, по ул. Юности д. N 18, 20, 22, 24, по ул. Валегинская д. N 5, по ул. Киевская д. N 195, по Ленинградскому проспекту д. N 6, по ул. Алтайская д. N 31 09.11.2009 зарегистрировано в качестве юридического лица товарищество собственников жилья "Стрелец" (свидетельство о государственной регистрации юридического лица серия 66 N 006177949).
Считая государственную регистрацию ТСЖ "Стрелец" незаконной, ООО "Управляющая компания Дзержинского района" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области.
Суд первой инстанции, принимая решение, посчитал, что требования удовлетворению не подлежат, поскольку документы, необходимые для государственной регистрации, ТСЖ "Стрелец" были представлены в надлежащий орган в полном объеме, основания для отказа в государственной регистрации данного юридического лица отсутствовали, кроме того прав и законных интересов заявителя проведение товариществом собственников жилья "Стрелец" общего собрания, а также создание и регистрация ТСЖ "Стрелец" не нарушают.
Суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ предусмотрено право граждан, организаций и иных лиц обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ст. 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
Товарищество считается организованным с момента его государственной регистрации как юридического лица.
Согласно п. 1 ст. 136 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в одном многоквартирном доме могут создать только одно Товарищество собственников жилья.
В соответствии с п. 3 ст. 136 Жилищного кодекса Российской Федерации государственная регистрация товарищества собственников жилья осуществляется в соответствии с законодательством о государственной регистрации юридических лиц.
Согласно ст. 10 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц.
Некоммерческая организация подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом установленного Федеральным законом "О некоммерческих организациях" порядка государственной регистрации некоммерческих организаций.
Решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) некоммерческой организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций, или его территориальным органом (ст. 13.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях").
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для государственной регистрации юридического лица при создании в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации; учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); документ об уплате государственной пошлины.
В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и(или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица.
Решение о государственной регистрации принимается регистрирующим органом на основании представленных документов и является основанием внесения соответствующей записи в государственный реестр.
Отказ в государственной регистрации допускается в случаях, предусмотренных ст. 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в том числе, в случае непредставления определенных указанным Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов и подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц. Перечень правовых оснований для отказа в государственной регистрации перечисленный в названной статье является исчерпывающим.
По смыслу Закона о регистрации достоверность представляемых для государственной регистрации документов, их соответствие законодательству обеспечивается самим заявителем, который, подписывая заявление о государственной регистрации, подтверждает указанные обстоятельства.
Предоставление для государственной регистрации недостоверных сведений влечет последствия, указанные в ст. 25 Закона упомянутого Закона.
Поскольку достоверность предоставляемых для государственной регистрации документов и их соответствие законодательству обеспечивается самим заявителем, налоговый орган не уполномочен проверять подлинность представленных документов.
Как следует из материалов регистрационного дела, 02.11.2009 Журавлевой О.Л. в Инспекцию представлены документы на регистрацию товарищества собственников жилья "Стрелец": заявление о государственной регистрации юридического лица при создании (форма N Р 11001), заверенное нотариально; протокол общего собрания собственников от 28.10.2009 (согласно которому Журавлева О.Л. избрана председателем правления ТСЖ); устав товарищества, утвержденный решением общего собрания собственников от 28.10.2009; квитанция об оплате государственной пошлины от 30.10.2009 N 0167.
Представленная на государственную регистрацию совокупность документов формально соответствовала требованиям ст. 12 Федерального закона N 129-ФЗ.
Согласно п. 4.1 ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ проверять соблюдение установленного Жилищным кодексом Российской Федерации порядка создания товарищества собственников жилья регистрирующий орган не уполномочен.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что законных оснований для отказа в государственной регистрации юридического лица у Межрайонной ИФНС России N 16 по Свердловской области не имелось и требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Основанием же для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа недействительным, как разъяснено в пункте 6 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, в предмет доказывания по делу о признании незаконным решения о государственной регистрации юридического лица входит нарушение регистрирующим органом требований закона при осуществлении государственной регистрации, а также нарушение прав и законных интересов заявителя либо нарушение публичных интересов (п.п. 2, 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Обстоятельства, связанные с принятием решения о создании ТСЖ "Стрелец", с проведением общего собрания собственников помещений от 28.10.2009, не входят в круг обстоятельств, подлежащих оценке в рамках данного дела, поскольку прав и законных интересов заявителя проведение товариществом собственников жилья "Стрелец" общего собрания, а также создание и регистрация ТСЖ "Стрелец" не нарушают; заявитель осуществляет свою деятельность на основании договора с ТСЖ "Алтайского МКР-1"; само по себе наличие второго ТСЖ права заявителя не затрагивает.
Заявитель апелляционной жалобы не представил каких-либо доказательств нарушения его прав и законных интересов, или нарушения прав и интересов неопределенного круга лиц.
Кроме того, доказательств того, что оспариваемым решением о регистрации нарушены права и законные интересы иных лиц, а также публичные интересы материалы дела не содержат. Представленные на регистрацию документы недействительными в установленном порядке не признаны, никем не оспорены.
Исходя из вышеизложенного, заявителем не соблюдено ни одно из указанных требований ст. 198 АПК РФ.
Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела, доказательства получили надлежащую правовую оценку, с которой суд апелляционной инстанции согласен.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Согласно статье 110 АПК РФ государственная пошлина, уплаченная при подаче апелляционной жалобы, относится на заявителя. Поскольку заявителем уплачена государственная пошлина в большем размере предусмотренного законодательством, излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату (статья 104 АПК РФ, статья 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 104, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 05 марта февраля 2010 года по делу N А60-941/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО "Управляющая компания Дзержинского района" - без удовлетворения.
Возвратить ООО "Управляющая компания Дзержинского района" из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1 000 (Одной тысячи) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению N 159 от 25.03.2010.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий
Е.Ю.ЯСИКОВА
Судьи
Т.И.МЕЩЕРЯКОВА
Л.Ю.ЩЕКЛЕИНА
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)