Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.07.2009 N 17АП-5762/2009-АК ПО ДЕЛУ N А60-1314/2009

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 июля 2009 г. N 17АП-5762/2009-АК

Дело N А60-1314/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 июля 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Риб Л.Х.,
судей Нилоговой Т.С., Щеклеиной Л.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кузьминой П.С.,
при участии:
- от заявителя (ТСЖ "Патриотов 6/1") - представитель не явился;
- от ответчика (Администрация города Екатеринбурга) - представитель не явился;
- от третьего лица (ЗАО "Управляющая компания "Новый Град") - представитель не явился;
- лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда;
- рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя -
Товарищества собственников жилья "Патриотов 6/1"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 12 мая 2009 года
по делу N А60-1314/2009,
принятое судьей М.Ф.Сабировой
по заявлению Товарищества собственников жилья "Патриотов 6/1"
к Администрации города Екатеринбурга
третье лицо: ЗАО "Управляющая компания "Новый Град"
о признании бездействия незаконным,

установил:

В Арбитражный суд Свердловской области обратилось Товарищество собственников жилья "Патриотов 6/1" с заявлением (с учетом уточнения в порядке ст. 49 АПК РФ) о признании незаконным бездействия Администрации города Екатеринбурга, выразившегося в неоформлении правоустанавливающих документов на передачу в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка под многоквартирным домом, расположенном по адресу: г. Екатеринбург, ул. Патриотов, дом 6/1 и применении последствий признания бездействия незаконным в виде обязания Администрации г. Екатеринбурга передать Товариществу собственников жилья "Патриотов 6/1" для предоставления в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме правоустанавливающие документы на земельный участок под многоквартирным домом, расположенном по адресу: г. Екатеринбург, ул. Патриотов, дом 6/1.
Решением арбитражного суда от 12.05.2009 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит принятый судебный акт отменить. В обоснование жалобы Товарищество приводит следующие доводы. Поскольку жилой дом был принят государственной комиссией после введения в действия Жилищного кодекса РФ, заявитель не должен был обращаться в Администрацию с заявлением об утверждении проекта границ земельного участка, этот проект уже должен был быть утвержден Администрацией к моменту сдачи жилого дома в эксплуатацию и его заселению. Арендатор земельного участка (ЗАО "Управляющая компания "Новый Град") не должен был обращаться с заявлением о разделе земельного участка в Администрацию, так как земельный участок, расположенный под жилым домом уже является общей долевой собственностью собственников жилых помещений дома с момента сдачи его в эксплуатацию. Вывод суда первой инстанции о том, что предварительное согласие всех собственников помещений жилого дома на приобретение общей долевой собственности на земельный участок отсутствовало является ошибочным, решение общего собрания собственников жилых помещений дома, оформленное протоколом от 15.01.2007 г. правомочно, так как на собрании присутствовало более 50% голосов собственников помещений дома.
Ответчиком и третьим лицом отзывы на апелляционную жалобу не представлены.
Лицами, участвующими в деле, надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного разбирательства, явка представителей в судебное заседание не обеспечена.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда не установил.
Как следует из материалов дела, Постановлением Главы города Екатеринбурга от 04.09.2003 N 988-г ЗАО "Управляющая компания "Новый Град" предоставлен в аренду на 3 года земельный участок площадью 28 484 кв. м в границах улиц Рощинская - Якутская - Патриотов для строительства II, III, IV и V очередей жилых домов со встроенными нежилыми помещениями и подземными парковками (л.д. 39).
На основании указанного Постановления от 04.09.2003 N 988-г между Администрацией города Екатеринбурга (Арендодатель) и ЗАО "Управляющая компания "Новый Град" (Арендатор) заключен договор аренды N 5-1021 от 06.04.2005 г. земельного участка площадью 28 484 кв. м с кадастровым номером 66: 41: 05 02 046: 0019 (л.д. 40).
03.10.2005 г. ЗАО "Управляющая компания "Новый Град" выдано разрешение N 189/05 на ввод в эксплуатацию 5-этажного жилого дома с мансардой, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, Чкаловский район, ул. Патриотов, д. 6 корп. 1 (л.д. 13).
15.01.2007 г. на общем собрании членов ТСЖ "Патриотов 6/1" (собственников помещений указанного жилого дома), результаты которого оформлены протоколом N 3, принято решение об оформлении правлением ТСЖ земельного участка, на котором находится многоквартирный жилой дом N 6/1, по ул. Патриотов, в общую долевую собственность (л.д. 11).
Товариществом 05.04.2007 г. в отдел по разграничению земель и оформлению правоустанавливающих документов МУ "Центр подготовки разрешительной документации для строительства" подана заявка на оформление в общую долевую собственность земельного участка, на котором расположен построенный жилой дом. К заявке. Подписанной председателем ТСЖ, приложен пакет документов (л.д. 18).
Заявка Товарищества оставлена Учреждением без какого-либо рассмотрения, что послужило основанием для обращения Товарищества в Администрацию города Екатеринбурга с письмом от 27.04.2007 г. N 13, в котором содержалась просьба о разъяснении порядка подачи документов с целью исполнения заявки (л.д. 20).
Администрация в письме от 19.06.2007 г. N 32/01-29/1402, адресованном Товариществу, разъяснила, что проект границ земельного участка под многоквартирным жилым домом по адресу: г. Екатеринбург, ул. Патриотов, 6/1, будет утвержден в установленном порядке после утверждения проекта межевания территорий квартала, ограниченного улицами Шатровая - пер. Патриотов, в соответствии с нормами статей 43, 45, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст. 6 Федерального закона от 29.12.2005 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (л.д. 21).
В письме от 01.12.2008 года N 390-10029/1-2455 Администрация сообщила, что формирование земельного участка с кадастровым номером 66: 41: 05 02 046: 0019 возможно при условии обращения арендатора земельного участка (ЗАО "Управляющая компания "Новый Град") в Администрацию с заявлением о разделе этого участка, границы вновь образованных земельных участков будут определены посредством подготовки проекта межевания территории в границах улиц Рощинская - Якутская - Патриотов. Правоустанавливающие документы на земельный участок под домом по ул. Патриотов, 6/1 могут быть подготовлены в установленном порядке после утверждения указанного проекта межевания территории в установленном порядке (л.д. 22).
Не согласившись с действиями Администрации, Товарищество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия, выразившегося в неоформлении Администрацией правоустанавливающих документов на передачу в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка, находящегося под этим жилым домом.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у Администрации не было оснований для выполнения указанных действий, Товариществом не были представлены в установленном порядке необходимые заявления и документы.
Выводы суда являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
На основании ст. 1 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" Жилищный кодекс Российской Федерации введен в действие с 1 марта 2005 года.
Согласно п.п. 1-5 ст. 16 указанного Федерального закона в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, а также земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (общее имущество в многоквартирном доме). Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии с п.п. 1, 2, 5, 7, 8 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации" граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
В существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, согласно приложению утвержден Приказом Минэкономразвития России от 30 октября 2007 г. N 370.
Согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, земельный участок под многоквартирным жилым по адресу: г. Екатеринбург, ул. Патриотов, дом 6/1, не был сформирован до введения в действие Жилищного кодекса РФ.
В Администрацию города Екатеринбурга - орган местного самоуправления, на который в силу закона возложена обязанность по формированию земельного участка, занятого многоквартирным домом, - Товарищество в установленном порядке с заявлением о формировании земельного участка не обращалось.
Как указано выше, письмо Товарищества от 27.04.2007 г. содержало просьбу о необходимости разъяснить установленный порядок направления заявки, каких-либо документов к письму Товариществом не прилагалось. Разъяснение на поставленный Товариществом вопрос Администрацией было дано в письме от 19.06.2007 г. N 13.
Исследовав представленные доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что заявитель по делу в установленном порядке не обращался в компетентный орган с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Не подтвержден материалами дела и факт обращения заявителя в Администрацию с заявлениями: о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта, о выдаче ему схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка.
При сложившихся обстоятельствах у Администрации не было оснований для совершения действий, направленных на формирование земельного участка. Земельные же участки предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев только после их формирования в установленном порядке.
В силу п. 3 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" решение о формировании земельного участка принимается общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в таком же порядке утверждается конкретное лицо, уполномоченное обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Из протокола общего собрания членов ТСЖ "Патриотов 6/1" от 15.01.2007 г. N 3 видно, что Правлению ТСЖ поручено произвести оформление земельного участка, на котором находится многоквартирный жилой дом N 6/1, по ул. Патриотов, в общую долевую собственность, при этом конкретное физическое или юридическое лицо, уполномоченное на подачу заявления о формировании земельного участка общим собранием не назначено. Правление ТСЖ лицом не является, это исполнительный орган организации. Даже если признать, что письмо от 05.04.2007 г. N 03, представленное Товариществом в МУ "Центр подготовки разрешительной документации для строительства", является заявкой Общества на формирование земельного участка, доказательств того, что заявка подписана лицом, уполномоченным общим собранием собственников на совершение такого действия, материалы дела не содержат.
При изложенных обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что незаконного бездействия, на которое указывает заявитель, Администрацией не допущено, поскольку в установленном порядке необходимые заявления и документы Товариществом представлены не были, апелляционная инстанция считает правильным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что поскольку жилой дом был принят государственной комиссией после введения в действия Жилищного кодекса РФ, проект границ земельного участка уже должен был быть утвержден Администрацией к моменту сдачи жилого дома в эксплуатацию и его заселению, судом апелляционной инстанции отклоняются, так как правомерность действий приемочной комиссии не является предметом рассмотрения в рамках настоящего дела. В свою очередь доказательства, подтверждающие формирование земельного участка, занятого жилым домом, в материалах дела отсутствуют.
Выводы суда об отсутствии кворума на собрании от 15.01.2007 г., поскольку в нем участвовали члены ТСЖ, обладающие 87% голосов, а не 100%, как это предусмотрено ст. 36 Земельного кодекса РФ апелляционной инстанцией признан необоснованным.
В данном случае решение о формировании земельного участка принимается общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме в порядке, установленном ст. 45 Жилищного кодекса РФ, согласно которому общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов. Вместе с тем при установленных судом обстоятельствах данный вывод суда не имеет правового значения для рассматриваемого спора.
Таким образом, решение суда первой инстанции не подлежит отмене, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 12 мая 2009 года по делу N А60-1314/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ТСЖ "Патриотов 6/1" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий
Л.Х.РИБ
Судьи
Т.С.НИЛОГОВА
Л.Ю.ЩЕКЛЕИНА














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)