Судебные решения, арбитраж
ЖСК (жилищно-строительный кооператив); Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Коняевой Е.В., судей Рудницкого Г.М. и Сергеевой И.В., при участии от администрации городского округа "Город Калининград" Руденко Е.В. (доверенность от 29.01.08), от ЖСК "Ветеран" Мургиной Н.И. (доверенность от 29.01.08), рассмотрев 30.01.08 в открытом судебном заседании кассационную жалобу мэрии города Калининграда на решение Арбитражного суда Калининградской области от 11.07.07 (судья Залужная Ю.Д.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.07 (судьи Старовойтова О.Р., Аносова Н.В., Полубехина Н.С.) по делу N А21-2132/2007,
установил:
жилищно-строительный кооператив "Ветеран" (далее - ЖСК "Ветеран") обратился в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением об отмене решения председателя Комитета архитектуры и градостроительства Мэрии города Калининграда (далее - Мэрия, в настоящее время переименована в администрацию городского округа "Город Калининград") от 22.01.07 N 421 и об обязании Мэрии согласовать с ЖСК "Ветеран" место размещения жилого многоквартирного дома на сверхнормативной территории, выявленной проектом межевания в границах красных линий улиц Толбухина - Кутаисская - Баженова - Холмогорская в Ленинградском районе согласно представленному акту 07539-05 выбора земельного участка и оформить соответствующее постановление главы города Калининграда.
До принятия судом решения ЖСК "Ветеран" уточнил требования и просил признать отказ Мэрии о выделении участка земли для строительства жилого многоквартирного дома, в отношении которого было осуществлено совместное согласование места размещения жилого многоквартирного дома на территории, установленной проектом межевания в границах красных линий улиц Толбухина - Кутаисская - Баженова - Холмогорская в Ленинградском районе согласно представленному акту 07539-05 выбора земельного участка, а также признать состоявшимся факт выделения участка земли под строительство многоквартирного жилого дома и обязать Мэрию рассмотреть документы по оформлению данного земельного участка.
Решением от 11.07.07 заявление удовлетворено. Арбитражный суд признал незаконным отказ Мэрии в предварительном согласовании места размещения жилого дома по ул. Холмогорской - ул. Читинской в Ленинградском районе и обязал Мэрию устранить допущенные нарушения путем принятия решения о предварительном согласовании ЖСК "Ветеран" места размещения объекта.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.07 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Мэрия просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции и принять новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
В обоснование жалобы ее податель сослался на то, что заявитель имел возможность согласовать акт выбора земельного участка и предоставить его в Мэрию с соответствующими заключениями надзорных органов.
Мэрия также утверждает, что в связи с изменением порядка предоставления земельных участков под жилищное строительство спорный земельный участок может быть предоставлен для жилищного строительства в аренду или собственность только с аукциона; обжалуемые судебные акты не приводят к восстановлению каких-либо прав заявителя на земельный участок.
По мнению Мэрии, законодательством не предусмотрена возможность понудить в порядке гражданского судопроизводства орган государственной власти или местного самоуправления согласовать размещение объекта и утвердить акт выбора земельного участка.
В отзыве на кассационную жалобу ЖСК "Ветеран" просит оставить в силе обжалуемые судебные акты и отказать в удовлетворении жалобы.
В судебном заседании представитель администрации городского округа "Город Калининград" поддержал доводы жалобы, а представитель ЖСК "Ветеран" против ее удовлетворения возражал.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ЖСК "Ветеран" в 2004 - 2006 гг. обращался с просьбой к Мэрии о выделении земельного участка под строительство многоквартирного жилого дома с целью решения жилищного вопроса для семей воинов-интернационалистов, ветеранов боевых действий.
Заявителю 12.08.05 выдан акт выбора земельного участка N 07539-05 для предварительного согласования места размещения жилого многоквартирного дома по ул. Холмогорской - ул. Читинской в Ленинградском районе, после чего 20.12.06 ЖСК "Ветеран" обратился в Мэрию с заявлением, в котором содержалась просьба "выдать постановление о выделении данного земельного участка ЖСК "Ветеран" под строительство многоквартирного жилого дома".
Комитет архитектуры и градостроительства Мэрии 22.01.07 направил ЖСК "Ветеран" письмо N 421, в котором содержался отказ в удовлетворении данного заявления со ссылкой на изменения в действующем законодательстве и указанием на возможность предоставления земельного участка в аренду или собственность только путем проведения аукциона.
ЖСК "Ветеран", полагая, что отказ в предоставлении земельного участка под строительство является незаконным, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражные суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об обоснованности заявленных требований, исходя из того, что процедура согласования земельного участка для строительства жилого дома была начата до введения в действие статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и пункта 15 статьи 3 Федерального закона от 25.10.01 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 18.12.06 N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", далее - Федеральный закон N 232-ФЗ), поэтому данные правовые нормы не имеют обратной силы и применяться не могут.
Суд кассационной инстанции находит, что арбитражные суды неправильно применили нормы материального права, в связи с чем обжалуемые судебные акты подлежат отмене.
В соответствии со статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными является наличие двух условий одновременно: несоответствие таких актов, решений (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд кассационной инстанции считает, что выводы арбитражных судов о несоответствии оспариваемого решения Мэрии закону ошибочны.
Согласно пункту 2 статьи 16 и статье 18 Федерального закона от 29.12.04 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" ЗК РФ дополнен статьей 30.1 "Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности", вступившей в законную силу с 01.10.05.
Пунктами 1 и 2 статьи 30.1 ЗК РФ установлено, что земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду без предварительного согласования места размещения объекта; продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случая, установленного пунктом 27 статьи 38.1 названного Кодекса.
В абзаце 5 пункта 15 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в редакции Федерального закона N 232-ФЗ предусмотрено, что в случае если в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации частично или полностью выполнены процедуры по выбору земельного участка для строительства, но до 1 октября 2005 года не принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, такой земельный участок не может быть предоставлен для жилищного строительства в аренду или собственность без проведения аукциона.
Согласно пункту 4 статьи 38 Федерального закона N 232-ФЗ данная норма распространяется на правоотношения, возникшие с 01.10.05.
Таким образом, отказ Мэрии в предоставлении ЖСК "Ветеран" земельного участка, выраженный в письме от 22.01.07, нельзя признать противоречащим статье 30.1 ЗК РФ.
Приведенные в судебных актах выводы о том, что правоотношения между ЖСК "Ветеран" и Мэрией по предоставлению земельного участка в соответствии с процедурой предварительного согласования места размещения объекта возникли задолго до 01.10.05, поэтому действие абзаца 5 пункта 15 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" на данные правоотношения не распространяются, основаны на неправильном толковании норм земельного законодательства.
В Федеральном законе N 232-ФЗ, принятом 18.12.06, содержатся положения, придающие названному закону обратную силу, поскольку в нем указано на дату (01.10.05), после которой земельный участок при отсутствии предварительного согласования места размещения объекта не может быть предоставлен без проведения аукциона.
Арбитражными судами также не учтено, что по состоянию на 01.10.05 испрашиваемый земельный участок не был сформирован, решение о предварительном согласовании места размещения жилого дома отсутствовало.
Абзацем 1 пункта 15 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в редакции Федерального закона N 232-ФЗ предусмотрено, что до 30.12.07 земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду для жилищного строительства, комплексного освоения в целях жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено соглашением, заключенным таким лицом с исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления при одновременном соблюдении следующих условий: соглашение заключено с таким лицом до 30.12.04; соглашением предусмотрены осуществление таким лицом передачи жилых помещений, снос объектов капитального строительства либо строительство объектов коммунальной или социальной инфраструктуры и на момент заключения договора аренды земельного участка в соответствии с настоящим пунктом указанные обязательства выполнены полностью.
Доказательств наличия такого соглашения в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что решение и постановление следует отменить, в удовлетворении заявления ЖСК "Ветеран" - отказать.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 11.07.07 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.07 по делу N А21-2132/2007 отменить.
В удовлетворении заявления жилищно-строительного кооператива "Ветеран" отказать.
Взыскать с жилищно-строительного кооператива "Ветеран" в пользу администрации городского округа "Город Калининград" 2 000 руб. судебных расходов по апелляционной и кассационной жалобам.
Председательствующий
Е.В.КОНЯЕВА
Судьи
Г.М.РУДНИЦКИЙ
И.В.СЕРГЕЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 31.01.2008 ПО ДЕЛУ N А21-2132/2007
Разделы:ЖСК (жилищно-строительный кооператив); Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 января 2008 г. по делу N А21-2132/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Коняевой Е.В., судей Рудницкого Г.М. и Сергеевой И.В., при участии от администрации городского округа "Город Калининград" Руденко Е.В. (доверенность от 29.01.08), от ЖСК "Ветеран" Мургиной Н.И. (доверенность от 29.01.08), рассмотрев 30.01.08 в открытом судебном заседании кассационную жалобу мэрии города Калининграда на решение Арбитражного суда Калининградской области от 11.07.07 (судья Залужная Ю.Д.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.07 (судьи Старовойтова О.Р., Аносова Н.В., Полубехина Н.С.) по делу N А21-2132/2007,
установил:
жилищно-строительный кооператив "Ветеран" (далее - ЖСК "Ветеран") обратился в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением об отмене решения председателя Комитета архитектуры и градостроительства Мэрии города Калининграда (далее - Мэрия, в настоящее время переименована в администрацию городского округа "Город Калининград") от 22.01.07 N 421 и об обязании Мэрии согласовать с ЖСК "Ветеран" место размещения жилого многоквартирного дома на сверхнормативной территории, выявленной проектом межевания в границах красных линий улиц Толбухина - Кутаисская - Баженова - Холмогорская в Ленинградском районе согласно представленному акту 07539-05 выбора земельного участка и оформить соответствующее постановление главы города Калининграда.
До принятия судом решения ЖСК "Ветеран" уточнил требования и просил признать отказ Мэрии о выделении участка земли для строительства жилого многоквартирного дома, в отношении которого было осуществлено совместное согласование места размещения жилого многоквартирного дома на территории, установленной проектом межевания в границах красных линий улиц Толбухина - Кутаисская - Баженова - Холмогорская в Ленинградском районе согласно представленному акту 07539-05 выбора земельного участка, а также признать состоявшимся факт выделения участка земли под строительство многоквартирного жилого дома и обязать Мэрию рассмотреть документы по оформлению данного земельного участка.
Решением от 11.07.07 заявление удовлетворено. Арбитражный суд признал незаконным отказ Мэрии в предварительном согласовании места размещения жилого дома по ул. Холмогорской - ул. Читинской в Ленинградском районе и обязал Мэрию устранить допущенные нарушения путем принятия решения о предварительном согласовании ЖСК "Ветеран" места размещения объекта.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.07 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Мэрия просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции и принять новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
В обоснование жалобы ее податель сослался на то, что заявитель имел возможность согласовать акт выбора земельного участка и предоставить его в Мэрию с соответствующими заключениями надзорных органов.
Мэрия также утверждает, что в связи с изменением порядка предоставления земельных участков под жилищное строительство спорный земельный участок может быть предоставлен для жилищного строительства в аренду или собственность только с аукциона; обжалуемые судебные акты не приводят к восстановлению каких-либо прав заявителя на земельный участок.
По мнению Мэрии, законодательством не предусмотрена возможность понудить в порядке гражданского судопроизводства орган государственной власти или местного самоуправления согласовать размещение объекта и утвердить акт выбора земельного участка.
В отзыве на кассационную жалобу ЖСК "Ветеран" просит оставить в силе обжалуемые судебные акты и отказать в удовлетворении жалобы.
В судебном заседании представитель администрации городского округа "Город Калининград" поддержал доводы жалобы, а представитель ЖСК "Ветеран" против ее удовлетворения возражал.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ЖСК "Ветеран" в 2004 - 2006 гг. обращался с просьбой к Мэрии о выделении земельного участка под строительство многоквартирного жилого дома с целью решения жилищного вопроса для семей воинов-интернационалистов, ветеранов боевых действий.
Заявителю 12.08.05 выдан акт выбора земельного участка N 07539-05 для предварительного согласования места размещения жилого многоквартирного дома по ул. Холмогорской - ул. Читинской в Ленинградском районе, после чего 20.12.06 ЖСК "Ветеран" обратился в Мэрию с заявлением, в котором содержалась просьба "выдать постановление о выделении данного земельного участка ЖСК "Ветеран" под строительство многоквартирного жилого дома".
Комитет архитектуры и градостроительства Мэрии 22.01.07 направил ЖСК "Ветеран" письмо N 421, в котором содержался отказ в удовлетворении данного заявления со ссылкой на изменения в действующем законодательстве и указанием на возможность предоставления земельного участка в аренду или собственность только путем проведения аукциона.
ЖСК "Ветеран", полагая, что отказ в предоставлении земельного участка под строительство является незаконным, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражные суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об обоснованности заявленных требований, исходя из того, что процедура согласования земельного участка для строительства жилого дома была начата до введения в действие статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и пункта 15 статьи 3 Федерального закона от 25.10.01 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 18.12.06 N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", далее - Федеральный закон N 232-ФЗ), поэтому данные правовые нормы не имеют обратной силы и применяться не могут.
Суд кассационной инстанции находит, что арбитражные суды неправильно применили нормы материального права, в связи с чем обжалуемые судебные акты подлежат отмене.
В соответствии со статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными является наличие двух условий одновременно: несоответствие таких актов, решений (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд кассационной инстанции считает, что выводы арбитражных судов о несоответствии оспариваемого решения Мэрии закону ошибочны.
Согласно пункту 2 статьи 16 и статье 18 Федерального закона от 29.12.04 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" ЗК РФ дополнен статьей 30.1 "Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности", вступившей в законную силу с 01.10.05.
Пунктами 1 и 2 статьи 30.1 ЗК РФ установлено, что земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду без предварительного согласования места размещения объекта; продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случая, установленного пунктом 27 статьи 38.1 названного Кодекса.
В абзаце 5 пункта 15 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в редакции Федерального закона N 232-ФЗ предусмотрено, что в случае если в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации частично или полностью выполнены процедуры по выбору земельного участка для строительства, но до 1 октября 2005 года не принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, такой земельный участок не может быть предоставлен для жилищного строительства в аренду или собственность без проведения аукциона.
Согласно пункту 4 статьи 38 Федерального закона N 232-ФЗ данная норма распространяется на правоотношения, возникшие с 01.10.05.
Таким образом, отказ Мэрии в предоставлении ЖСК "Ветеран" земельного участка, выраженный в письме от 22.01.07, нельзя признать противоречащим статье 30.1 ЗК РФ.
Приведенные в судебных актах выводы о том, что правоотношения между ЖСК "Ветеран" и Мэрией по предоставлению земельного участка в соответствии с процедурой предварительного согласования места размещения объекта возникли задолго до 01.10.05, поэтому действие абзаца 5 пункта 15 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" на данные правоотношения не распространяются, основаны на неправильном толковании норм земельного законодательства.
В Федеральном законе N 232-ФЗ, принятом 18.12.06, содержатся положения, придающие названному закону обратную силу, поскольку в нем указано на дату (01.10.05), после которой земельный участок при отсутствии предварительного согласования места размещения объекта не может быть предоставлен без проведения аукциона.
Арбитражными судами также не учтено, что по состоянию на 01.10.05 испрашиваемый земельный участок не был сформирован, решение о предварительном согласовании места размещения жилого дома отсутствовало.
Абзацем 1 пункта 15 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в редакции Федерального закона N 232-ФЗ предусмотрено, что до 30.12.07 земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду для жилищного строительства, комплексного освоения в целях жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено соглашением, заключенным таким лицом с исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления при одновременном соблюдении следующих условий: соглашение заключено с таким лицом до 30.12.04; соглашением предусмотрены осуществление таким лицом передачи жилых помещений, снос объектов капитального строительства либо строительство объектов коммунальной или социальной инфраструктуры и на момент заключения договора аренды земельного участка в соответствии с настоящим пунктом указанные обязательства выполнены полностью.
Доказательств наличия такого соглашения в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что решение и постановление следует отменить, в удовлетворении заявления ЖСК "Ветеран" - отказать.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 11.07.07 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.07 по делу N А21-2132/2007 отменить.
В удовлетворении заявления жилищно-строительного кооператива "Ветеран" отказать.
Взыскать с жилищно-строительного кооператива "Ветеран" в пользу администрации городского округа "Город Калининград" 2 000 руб. судебных расходов по апелляционной и кассационной жалобам.
Председательствующий
Е.В.КОНЯЕВА
Судьи
Г.М.РУДНИЦКИЙ
И.В.СЕРГЕЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)