Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Чипига К.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Зенкиной В.Л.,
и судей Павлова А.В., Овсянниковой М.В.,
при секретаре Ф.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу Зенкиной В.Л. дело по кассационной жалобе СПКУЖК "Объединение жильцов на Кастанаевской"
на решение Дорогомиловского районного суда города Москвы от 23 декабря 2011 г., которым постановлено:
Обязать Специализированный потребительский кооператив по управлению жилым комплексом "Объединение жильцов на Кастанаевской" заключить с П. договор на оказание коммунальных услуг, определив обязанности исполнителя по договору содержания, ремонта жилого помещения в соответствии с требованиями п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ N.
Обязать Специализированный потребительский кооператив по управлению жилым комплексом "Объединение жильцов на Кастанаевской" установить тарифы на содержание и ремонт жилого помещения за площадь, превышающую социальную норму, для квартиры по адресу: ***, в соответствии с Постановлением Правительства г. Москвы N 1038-ПП от 30.11.2010 года.
Дорогомиловский межрайонный прокурор г. Москвы в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах П. обратился в суд с иском к Специализированному потребительскому кооперативу по управлению жилым комплексом "Объединение жильцов на Кастанаевской" об обязании заключить договор. В обоснование заявленных требований истец указал, что П., являясь собственником квартиры, расположенной по адресу: *** и обслуживаемой кооперативом, имея звание "ветерана труда", оплачивает самовольно коммунальные платежи и услуги, как не предусмотренные в качестве обязательных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" и без учета его положения как льготника с установленной нормативными правовыми актами скидкой, ответчик в рамках преддоговорного спора вопреки правил, установленных данным Постановлением и Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года N 491 "Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" включил в протокол разногласий к договору на предоставление услуг и выполнение работ по содержанию и ремонту жилого помещения в многоквартирном доме предоставление коммунальных услуг обязанность по оплате услуг по охране общего имущества многоквартирного дома, в то время как истец членом кооператива не является, не принимал решение и не участвовал в общем собрании его членом, которым установлены размер платы и виды оказываемых кооперативом услуг, потому к правоотношениями между истцом и кооперативом с учетом нормы ч. 4 ст. 158 ЖК РФ должны применяться тарифы, установленные исполнительными органами власти субъекта РФ (г. Москвы), значительно отличающиеся в сторону уменьшения по сравнению с теми, которыми утверждены кооперативом. На основании изложенного истец просит суд обязать ответчика заключить с П. договор на оказание коммунальных услуг в части содержания и ремонта жилого помещения с определением круга обязанностей исполнителя, установленных Правилами N 491 по утвержденным исполнительным органом власти субъекта РФ тарифам.
П. в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал.
Ответчик в судебное заседание явился, против удовлетворения заявленных требования возражал.
Суд постановил указанное выше решение, об отмене которого просит СПКУЖК "Объединение жильцов на Кастанаевской" по доводам кассационной жалобы.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, заслушав представителя СПКУЖК "Объединение жильцов на Кастанаевской" - Т. и З., П., прокурора, обсудив доводы жалобы, нашла решение первой инстанции по настоящему делу подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, П., "Ветеран труда", является собственником квартиры, расположенной по адресу: ***.
*** года создано СПКУЖК "Объединение жильцов на Кастанаевской".
Решением общего собрания жильцов многоквартирного дома по указанному адресу N ** от **** года выбран способ управления домом - силами СПКУЖК "Объединение жильцов на Кастанаевской".
Также судом установлено, что П. в собрании жильцов по вопросу создания кооператива не участвовал и не голосовал за его создание, заявление о вступлении в кооператив не подавал, иным, предусмотренным законом способом волю на участие в нем и одобрение всех его последующих действий, в том числе и по вопросам привлечения организаций по оказанию услуг обслуживания общего имущества кооператива и его членов, их вида и объемов, не выражал, отдельные договоры с кооперативом по упорядочению вопросов управления домом, его содержания и ремонта, как равно и участия в оплате коммунальных платежей на предложенных ответчиком условиях не заключал.
Решением общего собрания членов кооператива *** года утвержден единый типовой договор на предоставление услуг по содержанию и эксплуатации жилого дома для всех собственников жилых помещений, предложение о заключении которого направлено в адрес истца ** года и получено последним ** года.
Письмом от *** года, полученным ответчиком *** года истец направил протокол разногласий к договору с указанием на неопределенность предмета договора, вида оказываемых услуг и размера платы по договору с приложением собственного проекта договора, от заключения которого истец уклоняется, неоднократно направляя в адрес истца ранее утвержденный председателем кооператива проект.
В соответствии с положением ст. 156 ч. 1, 7, 8 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива.
В соответствии со ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
(В ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 237-ФЗ).
Изменение формы собственности на жилое помещение, оснований пользования жилым помещением, образования или ликвидации товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива не является основанием изменения размера платы за коммунальные услуги.
При предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, изменение размера платы за коммунальные услуги определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Проверяя доводы ответчика о возложении на собственника жилого помещения обязанности по оплате расходов на обслуживание дома в установленных кооперативом тарифах со ссылкой на п. 33 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме N ***, возлагающих обязанности по оплате расходов на содержание общего имущества на лиц - собственников помещений, не являющихся членами товарищества собственников жилья в размере, порядке и процедуре, установленной общим собранием его членов и исполнительным органом, суд правомерно указал на их несостоятельность, поскольку право на заключение такого договора предусмотрено Правилами N **, в соответствии с условиями которого предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются в договоре о предоставлении коммунальных услуг, заключаемом с товариществом или кооперативом с собственниками жилых помещений в многоквартирном доме, в котором создано товарищество или кооператив, в связи с чем положения п. 33 Правил N 491 не может применяться к возникшим правоотношениям сторон.
На основании вышеизложенного, оценив представленные в совокупности доказательства, правильно применив положения вышеуказанных правовых норм, исковые требования подлежат удовлетворению.
Довод жалобы о том, что при вынесении решения судом не было учтено положение п. 5 ст. 46 ЖК РФ, в соответствии с которым решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании, неправомерен, поскольку из положения этой же статьи следует, что речь идет о вопросах, отнесенных к компетенции такого собрания, которая отражена в ст. 44 ЖК РФ.
Довод жалобы о том, что к правоотношениям сторон, в рамках настоящего дела не применено подлежащее применению Постановление Правительства РФ N 491 от 13.08.2006 года, которым утверждены "Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме" несостоятелен, поскольку основан не неправильном толковании норм материального права. Правила предоставления коммунальных услуг утверждены Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307. С 2012 года действует новая редакция Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 6.05.2011 г. N 354. В п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме установлен исчерпывающий перечень услуг и работ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, который является обязательным, как для собственников помещений в многоквартирном доме, так и для управляющей компании, независимо от ее организационной формы.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы кассационной жалобы не содержат оснований для отмены решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия,
Решение Дорогомиловского районного суда Москвы от 23 декабря 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу СПКУЖК "Объединение жильцов на Кастанаевской" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 02.05.2012 ПО ДЕЛУ N 33-10705/12
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 мая 2012 г. по делу N 33-10705/12
Судья Чипига К.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Зенкиной В.Л.,
и судей Павлова А.В., Овсянниковой М.В.,
при секретаре Ф.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу Зенкиной В.Л. дело по кассационной жалобе СПКУЖК "Объединение жильцов на Кастанаевской"
на решение Дорогомиловского районного суда города Москвы от 23 декабря 2011 г., которым постановлено:
Обязать Специализированный потребительский кооператив по управлению жилым комплексом "Объединение жильцов на Кастанаевской" заключить с П. договор на оказание коммунальных услуг, определив обязанности исполнителя по договору содержания, ремонта жилого помещения в соответствии с требованиями п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ N.
Обязать Специализированный потребительский кооператив по управлению жилым комплексом "Объединение жильцов на Кастанаевской" установить тарифы на содержание и ремонт жилого помещения за площадь, превышающую социальную норму, для квартиры по адресу: ***, в соответствии с Постановлением Правительства г. Москвы N 1038-ПП от 30.11.2010 года.
установила:
Дорогомиловский межрайонный прокурор г. Москвы в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах П. обратился в суд с иском к Специализированному потребительскому кооперативу по управлению жилым комплексом "Объединение жильцов на Кастанаевской" об обязании заключить договор. В обоснование заявленных требований истец указал, что П., являясь собственником квартиры, расположенной по адресу: *** и обслуживаемой кооперативом, имея звание "ветерана труда", оплачивает самовольно коммунальные платежи и услуги, как не предусмотренные в качестве обязательных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" и без учета его положения как льготника с установленной нормативными правовыми актами скидкой, ответчик в рамках преддоговорного спора вопреки правил, установленных данным Постановлением и Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года N 491 "Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" включил в протокол разногласий к договору на предоставление услуг и выполнение работ по содержанию и ремонту жилого помещения в многоквартирном доме предоставление коммунальных услуг обязанность по оплате услуг по охране общего имущества многоквартирного дома, в то время как истец членом кооператива не является, не принимал решение и не участвовал в общем собрании его членом, которым установлены размер платы и виды оказываемых кооперативом услуг, потому к правоотношениями между истцом и кооперативом с учетом нормы ч. 4 ст. 158 ЖК РФ должны применяться тарифы, установленные исполнительными органами власти субъекта РФ (г. Москвы), значительно отличающиеся в сторону уменьшения по сравнению с теми, которыми утверждены кооперативом. На основании изложенного истец просит суд обязать ответчика заключить с П. договор на оказание коммунальных услуг в части содержания и ремонта жилого помещения с определением круга обязанностей исполнителя, установленных Правилами N 491 по утвержденным исполнительным органом власти субъекта РФ тарифам.
П. в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал.
Ответчик в судебное заседание явился, против удовлетворения заявленных требования возражал.
Суд постановил указанное выше решение, об отмене которого просит СПКУЖК "Объединение жильцов на Кастанаевской" по доводам кассационной жалобы.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, заслушав представителя СПКУЖК "Объединение жильцов на Кастанаевской" - Т. и З., П., прокурора, обсудив доводы жалобы, нашла решение первой инстанции по настоящему делу подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, П., "Ветеран труда", является собственником квартиры, расположенной по адресу: ***.
*** года создано СПКУЖК "Объединение жильцов на Кастанаевской".
Решением общего собрания жильцов многоквартирного дома по указанному адресу N ** от **** года выбран способ управления домом - силами СПКУЖК "Объединение жильцов на Кастанаевской".
Также судом установлено, что П. в собрании жильцов по вопросу создания кооператива не участвовал и не голосовал за его создание, заявление о вступлении в кооператив не подавал, иным, предусмотренным законом способом волю на участие в нем и одобрение всех его последующих действий, в том числе и по вопросам привлечения организаций по оказанию услуг обслуживания общего имущества кооператива и его членов, их вида и объемов, не выражал, отдельные договоры с кооперативом по упорядочению вопросов управления домом, его содержания и ремонта, как равно и участия в оплате коммунальных платежей на предложенных ответчиком условиях не заключал.
Решением общего собрания членов кооператива *** года утвержден единый типовой договор на предоставление услуг по содержанию и эксплуатации жилого дома для всех собственников жилых помещений, предложение о заключении которого направлено в адрес истца ** года и получено последним ** года.
Письмом от *** года, полученным ответчиком *** года истец направил протокол разногласий к договору с указанием на неопределенность предмета договора, вида оказываемых услуг и размера платы по договору с приложением собственного проекта договора, от заключения которого истец уклоняется, неоднократно направляя в адрес истца ранее утвержденный председателем кооператива проект.
В соответствии с положением ст. 156 ч. 1, 7, 8 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива.
В соответствии со ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
(В ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 237-ФЗ).
Изменение формы собственности на жилое помещение, оснований пользования жилым помещением, образования или ликвидации товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива не является основанием изменения размера платы за коммунальные услуги.
При предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, изменение размера платы за коммунальные услуги определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Проверяя доводы ответчика о возложении на собственника жилого помещения обязанности по оплате расходов на обслуживание дома в установленных кооперативом тарифах со ссылкой на п. 33 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме N ***, возлагающих обязанности по оплате расходов на содержание общего имущества на лиц - собственников помещений, не являющихся членами товарищества собственников жилья в размере, порядке и процедуре, установленной общим собранием его членов и исполнительным органом, суд правомерно указал на их несостоятельность, поскольку право на заключение такого договора предусмотрено Правилами N **, в соответствии с условиями которого предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются в договоре о предоставлении коммунальных услуг, заключаемом с товариществом или кооперативом с собственниками жилых помещений в многоквартирном доме, в котором создано товарищество или кооператив, в связи с чем положения п. 33 Правил N 491 не может применяться к возникшим правоотношениям сторон.
На основании вышеизложенного, оценив представленные в совокупности доказательства, правильно применив положения вышеуказанных правовых норм, исковые требования подлежат удовлетворению.
Довод жалобы о том, что при вынесении решения судом не было учтено положение п. 5 ст. 46 ЖК РФ, в соответствии с которым решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании, неправомерен, поскольку из положения этой же статьи следует, что речь идет о вопросах, отнесенных к компетенции такого собрания, которая отражена в ст. 44 ЖК РФ.
Довод жалобы о том, что к правоотношениям сторон, в рамках настоящего дела не применено подлежащее применению Постановление Правительства РФ N 491 от 13.08.2006 года, которым утверждены "Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме" несостоятелен, поскольку основан не неправильном толковании норм материального права. Правила предоставления коммунальных услуг утверждены Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307. С 2012 года действует новая редакция Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 6.05.2011 г. N 354. В п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме установлен исчерпывающий перечень услуг и работ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, который является обязательным, как для собственников помещений в многоквартирном доме, так и для управляющей компании, независимо от ее организационной формы.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы кассационной жалобы не содержат оснований для отмены решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Дорогомиловского районного суда Москвы от 23 декабря 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу СПКУЖК "Объединение жильцов на Кастанаевской" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)