Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 09.03.2005 N Ф03-А51/05-1/210

Разделы:
ТСЖ (товарищество собственников жилья)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции


от 09 марта 2005 года Дело N Ф03-А51/05-1/210


Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 9 марта 2005 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю на решение от 22.10.2004, постановление 06.12.2004 по делу N А51-3383/04-7-97 Арбитражного суда Приморского края по иску ТСЖ "На Кирова" к Департаменту финансов Администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, третье лицо: Администрация муниципального образования г. Владивостока, Администрация Приморского края, о взыскании 43687 руб. 08 коп.
ТСЖ "На Кирова" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Департаменту финансов Администрации Приморского края, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю о взыскании 39187 руб. 08 коп., из которых 23966 руб. 58 коп. убытков, понесенных в связи с предоставлением в период март - декабрь 2001 года льгот по оплате жилья и коммунальных услуг гражданам, попадающим под действие Федерального закона "О статусе военнослужащих", 15220 руб. 50 коп. процентов по ст. 395 ГК РФ.
В качестве третьих лиц к участию в деле привлечены администрации муниципального образования г. Владивостока и Приморского края.
В порядке ст. 49 АПК РФ истец увеличил заявленные требования, предъявив ко взысканию дополнительно 4500 руб., составляющих стоимость юридических услуг. От исковых требований о взыскании 15220 руб. 50 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами истец отказался, в связи с чем производство по делу в этой части прекращено по п. 4 ч. 1 ст. 150 АПК РФ.
Решением суда от 22.10.2004, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 06.12.2004, исковые требования удовлетворены в сумме 15583 руб. 38 коп. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ. В остальной части иска о взыскании убытков отказано за пропуском срока исковой давности, о применении которого заявлено ответчиками. Во взыскании судебных издержек истцу отказано за необоснованностью.




Обжалуя указанные судебные акты в части удовлетворенных требований истца, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства Министерства финансов РФ по Приморскому краю в своей кассационной жалобе просит их отменить как необоснованные и незаконные, поскольку компенсация льгот, предоставляемых военнослужащим в соответствии с ФЗ "О статусе военнослужащих", осуществляется в соответствии с Положением о порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением соответствующих льгот, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 681 от 06.06.1997, предусматривающим возмещение указанных расходов за счет средств бюджетов субъектов РФ, что соответствует ст. 85 Бюджетного кодекса РФ.
Ввиду чего выводы суда о том, что расходы на предоставление льгот военнослужащим подлежат компенсации за счет средств федерального бюджета, не соответствуют названному законодательству.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, не находит оснований к отмене или изменению принятых по делу судебных решений, находя их законными и обоснованными.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ТСЖ "На Кирова" в целях расчета по заключенным договорам на предоставление жилищно-коммунальных услуг осуществляло сбор денежных средств с жильцов и в соответствии с ФЗ "О статусе военнослужащих" предоставляло льготу в виде 50-процентной скидки по оплате жилищно-коммунальных услуг военнослужащим (8 человек), проживающим в доме N 16-а по ул. Кирова в г. Владивостоке, за период с марта по декабрь 2001 года.
В результате предоставления указанных льгот ТСЖ "На Кирова" понесло расходы за счет собственных средств, которые не компенсированы ему из соответствующих бюджетов, что послужило основанием для обращения ТСЖ "На Кирова" с настоящим иском о взыскании убытков.
Разрешая настоящий спор, суд правильно установил все фактические обстоятельства, применив к ним действующее законодательство. В соответствии со ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие и совместно проживающие с ними члены их семей оплачивают коммунальные услуги в размере 50% независимо от жилищного фонда. Компенсации расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, производится по государственному жилищному фонду, находящемуся в федеральной собственности - за счет средств федерального бюджета, по иному жилому фонду - за счет средств субъектов РФ. Порядок компенсации указанных расходов субъекта РФ определяется Правительством РФ.
Между тем при возложении на субъект полномочий по возмещению расходов, связанных с предоставлением гарантированных законом РФ льгот, федеральными органами исполнительной власти не исполнена обязанность по определению механизма компенсации указанных расходов субъектам РФ.
Как правильно установлено судом, из федерального бюджета целевые средства в бюджеты нижестоящих уровней и главному распорядителю средств бюджета - Министерству обороны РФ в период 2001 года не поступали как не предусмотренные Законом о федеральном бюджете на 2001 год. Законом Приморского края о краевом бюджете на 2001 год расходы на указанные цели также не предусматривались.
В то же время, в соответствии со ст. 72, 76 Конституции РФ и ст. 6 ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ" от 24.06.1999 N 119-ФЗ, разделение полномочий РФ и субъектов РФ в области социальной защиты производится по уровню органа государственной власти, принявшего соответствующее законодательное решение.
Постановлениями Правительства РФ от 30.07.1998 N 862 "О Концепции реформирования межбюджетных отношений в РФ в 1999 - 2001 годах" и от 15.08.2001 N 584 "О Программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года" предусмотрено, что на нижестоящие бюджеты может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для этих бюджетов, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
Поскольку на уровне РФ механизм реализации ФЗ "О статусе военнослужащих" не определен, финансирование в бюджет Приморского края средств, предназначенных на компенсацию льгот, из федерального бюджета не произведено, ответственность по возмещению убытков, возникших у предприятий в связи с исполнением рассматриваемого Закона в спорный период, судом правомерно возложена на казну РФ в лице Министерства финансов РФ.
При таких обстоятельствах коллегия считает, что обжалуемые судебные акты приняты в соответствии с нормами материального и процессуального права, а доводы заявителя жалобы были предметом исследования и оценки судом.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:

решение от 22.10.2004, постановление от 06.12.2004 по делу N А51-3383/04-7-97 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу заявителя - без удовлетворения.







ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции

от 09 марта 2005 года Дело N Ф03-А51/05-1/210


Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 9 марта 2005 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю на решение от 22.10.2004, постановление 06.12.2004 по делу N А51-3383/04-7-97 Арбитражного суда Приморского края по иску ТСЖ "На Кирова" к Департаменту финансов Администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, третье лицо: Администрация муниципального образования г. Владивостока, Администрация Приморского края, о взыскании 43687 руб. 08 коп.
ТСЖ "На Кирова" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Департаменту финансов Администрации Приморского края, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю о взыскании 39187 руб. 08 коп., из которых 23966 руб. 58 коп. убытков, понесенных в связи с предоставлением в период март - декабрь 2001 года льгот по оплате жилья и коммунальных услуг гражданам, попадающим под действие Федерального закона "О статусе военнослужащих", 15220 руб. 50 коп. процентов по ст. 395 ГК РФ.
В качестве третьих лиц к участию в деле привлечены администрации муниципального образования г. Владивостока и Приморского края.
В порядке ст. 49 АПК РФ истец увеличил заявленные требования, предъявив ко взысканию дополнительно 4500 руб., составляющих стоимость юридических услуг. От исковых требований о взыскании 15220 руб. 50 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами истец отказался, в связи с чем производство по делу в этой части прекращено по п. 4 ч. 1 ст. 150 АПК РФ.
Решением суда от 22.10.2004, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 06.12.2004, исковые требования удовлетворены в сумме 15583 руб. 38 коп. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ. В остальной части иска о взыскании убытков отказано за пропуском срока исковой давности, о применении которого заявлено ответчиками. Во взыскании судебных издержек истцу отказано за необоснованностью.




Обжалуя указанные судебные акты в части удовлетворенных требований истца, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства Министерства финансов РФ по Приморскому краю в своей кассационной жалобе просит их отменить как необоснованные и незаконные, поскольку компенсация льгот, предоставляемых военнослужащим в соответствии с ФЗ "О статусе военнослужащих", осуществляется в соответствии с Положением о порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением соответствующих льгот, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 681 от 06.06.1997, предусматривающим возмещение указанных расходов за счет средств бюджетов субъектов РФ, что соответствует ст. 85 Бюджетного кодекса РФ.
Ввиду чего выводы суда о том, что расходы на предоставление льгот военнослужащим подлежат компенсации за счет средств федерального бюджета, не соответствуют названному законодательству.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, не находит оснований к отмене или изменению принятых по делу судебных решений, находя их законными и обоснованными.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ТСЖ "На Кирова" в целях расчета по заключенным договорам на предоставление жилищно-коммунальных услуг осуществляло сбор денежных средств с жильцов и в соответствии с ФЗ "О статусе военнослужащих" предоставляло льготу в виде 50-процентной скидки по оплате жилищно-коммунальных услуг военнослужащим (8 человек), проживающим в доме N 16-а по ул. Кирова в г. Владивостоке, за период с марта по декабрь 2001 года.
В результате предоставления указанных льгот ТСЖ "На Кирова" понесло расходы за счет собственных средств, которые не компенсированы ему из соответствующих бюджетов, что послужило основанием для обращения ТСЖ "На Кирова" с настоящим иском о взыскании убытков.
Разрешая настоящий спор, суд правильно установил все фактические обстоятельства, применив к ним действующее законодательство. В соответствии со ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие и совместно проживающие с ними члены их семей оплачивают коммунальные услуги в размере 50% независимо от жилищного фонда. Компенсации расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, производится по государственному жилищному фонду, находящемуся в федеральной собственности - за счет средств федерального бюджета, по иному жилому фонду - за счет средств субъектов РФ. Порядок компенсации указанных расходов субъекта РФ определяется Правительством РФ.
Между тем при возложении на субъект полномочий по возмещению расходов, связанных с предоставлением гарантированных законом РФ льгот, федеральными органами исполнительной власти не исполнена обязанность по определению механизма компенсации указанных расходов субъектам РФ.
Как правильно установлено судом, из федерального бюджета целевые средства в бюджеты нижестоящих уровней и главному распорядителю средств бюджета - Министерству обороны РФ в период 2001 года не поступали как не предусмотренные Законом о федеральном бюджете на 2001 год. Законом Приморского края о краевом бюджете на 2001 год расходы на указанные цели также не предусматривались.
В то же время, в соответствии со ст. 72, 76 Конституции РФ и ст. 6 ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ" от 24.06.1999 N 119-ФЗ, разделение полномочий РФ и субъектов РФ в области социальной защиты производится по уровню органа государственной власти, принявшего соответствующее законодательное решение.
Постановлениями Правительства РФ от 30.07.1998 N 862 "О Концепции реформирования межбюджетных отношений в РФ в 1999 - 2001 годах" и от 15.08.2001 N 584 "О Программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года" предусмотрено, что на нижестоящие бюджеты может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для этих бюджетов, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
Поскольку на уровне РФ механизм реализации ФЗ "О статусе военнослужащих" не определен, финансирование в бюджет Приморского края средств, предназначенных на компенсацию льгот, из федерального бюджета не произведено, ответственность по возмещению убытков, возникших у предприятий в связи с исполнением рассматриваемого Закона в спорный период, судом правомерно возложена на казну РФ в лице Министерства финансов РФ.
При таких обстоятельствах коллегия считает, что обжалуемые судебные акты приняты в соответствии с нормами материального и процессуального права, а доводы заявителя жалобы были предметом исследования и оценки судом.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:

решение от 22.10.2004, постановление от 06.12.2004 по делу N А51-3383/04-7-97 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу заявителя - без удовлетворения.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)