Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом; Выбор способа управления многоквартирным домом; Договор управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 4 августа 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 7 августа 2008 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дунаева Л.А.,
судей: Борисова Г.Н., Демидовой Н.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Скрипниковой И.П.
при участии:
от заявителя: Пориной И.В., представителя по доверенности от 01.02.2008,
от административного органа: Шаталовой Н.С., представителя по доверенности от 24.04.2008 N 9,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Красжилсервис" (г. Красноярск)
на решение Арбитражного суда Красноярского края от 11 июня 2008 года по делу N А33-4864/2008, принятое судьей Фроловым Н.Н.,
с участием прокурора Советского района г. Красноярска,
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Красжилсервис" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Службе строительного надзора и жилищного контроля администрации Красноярского края (далее - административный орган, ответчик) о признании незаконным и отмене постановления N 78-ж по делу об административном правонарушении от 25.03.2008.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 11.06.2008 в удовлетворении заявления отказано.
Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой с решением от 11.06.2008 не согласно по следующим основаниям:
- - в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения: факт нарушения требований по соблюдению Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя N 170 от 07.09.2003 и наличии обязанности общества по заключению договоров со специализированной организацией на обслуживание внутридомового газового оборудования материалами дела не подтверждается. Указание в оспариваемом постановлении на обязанность заключения указанного договора незаконно, поскольку по договору управления общество не оказывает услуги по содержанию ВДГО; Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда приняты до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации; внутридомовые инженерные системы газоснабжения включаются в состав общего имущества и обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома возложена на собственников помещений в данном доме; общество не является субъектом ответственности;
- - вина общества не установлена.
Административный орган считает решение суда законным и обоснованным.
Прокурор в судебное заседание не явился, заявил о рассмотрении дела без его участия. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие прокурора.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
С 1 июля 2005 ООО УК "Красжилсервис" на основании муниципального контракта предоставляет услуги по управлению жилищным фондом Советского района, направленные на обеспечение сохранности имущества и предоставление установленного уровня качества жилищно-коммунальных услуг в соответствии с действующим законодательством (п. 1.1 контракта). По акту приема-передачи в управлении обществу передан, в том числе, жилой фонд по адресам: г. Красноярск, ул. Терешковой, дома N 12 и 14.
На основании пункта 2.1.6 контракта ООО УК "Красжилсервис" обязано осуществлять планирование и организацию работ по техническому обслуживанию, санитарному содержанию, текущему ремонтам жилого фонда. ООО УК "Красжилсервис" обязано заключать и корректировать договоры на техническое обслуживание, санитарное содержание и текущий ремонт жилищного фонда, поставку коммунальных услуг и другие необходимые договоры, связанные с эксплуатацией и текущим ремонтом принятого в управление жилищного фонда, осуществлять контроль за их выполнением (пункт 2.1.9 контракта).
28.12.2006 между собственниками дома по ул. Терешковой, 12 и ООО УК "Красжил-сервис" заключен договор управления многоквартирным домом N 186-у.
01.10.2006 между собственниками дома по ул. Терешковой, 14 и ООО УК "Красжил-сервис" заключен договор управления многоквартирным домом N 406-у.
Предметом договоров N 186-у и 406-у является выполнение управляющей организацией за плату работ и услуг в целях управления многоквартирным домом, в целях обеспечения надлежащей эксплуатации данного дома, содержания и ремонта его инженерных сетей и оборудования, мест общего пользования и придомовой территории, а также в целях обеспечения предоставления коммунальных услуг (пункт 1.1 Договора).
15.02.2008 Службой совместно с прокуратурой Советского района г. Красноярска проведена проверка соблюдения требований Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя от 27.09.2003 N 170 и Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.2006 N 307 в жилых домах, расположенном по адресу: г. Красноярск, ул. Терешковой, 12 и 14.
В результате проверки установлены и отражены в актах от 15.02.2008 N 176-2 и 176-3 следующие нарушения. В квартирах N 20, 6, 7, 15 дома N 12 и в квартирах N 45, 48, 20, 55, 18 дома N 14 по ул. Терешковой в вентиляционных каналах отсутствует тяга. Договор со специализированной организацией на техническое обслуживание и ремонт (в том числе замену) внутренних устройств газоснабжения обществом не представлен.
По результатам проверки заместителем прокурора Советского района г. Красноярска 18.02.2008 за нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении в отношении ООО УК "Красжилсервис" по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Материалы для привлечения к административной ответственности направлены в Службу строительного надзора и жилищного контроля администрации Красноярского края.
20.03.2008 между Краевым газовым хозяйством "Красноярсккрайгаз" и ООО УК "Красжилсервис" заключен договор N 6 на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования.
Постановлением от 25.03.2008 N 78-ж по делу об административном правонарушении ООО УК "Красжилсервис" привлечено к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 40000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Судом первой инстанции установлено и в суде апелляционной инстанции заявителем не оспаривается, что процедура привлечения общества к административной ответственности соблюдена, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и оспариваемое постановление приняты в соответствии с компетенцией прокурора и административного органа соответственно.
Согласно статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений, влечет наложение административного штрафа.
Субъектами данного правонарушения признаются как должностные лица, так и юридические лица, непосредственно обслуживающие жилищный фонд.
В соответствии с пунктом 13 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 обязанность обеспечить готовность к предоставлению коммунальных услуг внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, находящихся в жилом помещении многоквартирного дома или в жилом доме (далее - внутриквартирное оборудование) и предназначенных для предоставления коммунальных услуг, возлагается на собственников помещений в многоквартирном доме, собственников жилых домов, а также на привлекаемых ими исполнителей и иных лиц в соответствии с договором.
Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом управляющая организация в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества, при этом в силу пункта 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Как следует из материалов дела, общество на основании муниципального контракта предоставляет услуги по управлению жилищным фондом Советского района, направленные на обеспечение сохранности имущества и предоставление установленного уровня качества жилищно-коммунальных услуг в соответствии с действующим законодательством (п. 1.1 контракта). На основании пункта 2.1.6 контракта общество обязано осуществлять планирование и организацию работ по техническому обслуживанию, санитарному содержанию, текущему ремонтам жилого фонда. Общество обязано заключать и корректировать договоры на техническое обслуживание, санитарное содержание и текущий ремонт жилищного фонда, поставку коммунальных услуг и другие необходимые договоры, связанные с эксплуатацией и текущим ремонтом принятого в управление жилищного фонда, осуществлять контроль за их выполнением (пункт 2.1.9 контракта).
Согласно пункту 1.1 договоров N 406-у от 01.10.2007 и N 186-у от 28.12.2006 управляющая организация (заявитель) за плату выполняет работы и услуги в целях управления многоквартирным домом, в целях обеспечения надлежащей эксплуатации данного дома, содержания и ремонта его инженерных сетей и оборудования, мест общего пользования и придомовой территории, а также в целях обеспечения предоставления коммунальных услуг, т.е. в том числе и внутренних устройств газоснабжения.
С учетом изложенных обстоятельств и норм права, заявитель является лицом, ответственным за содержание жилого фонд по адресам: г. Красноярск, ул. Терешковой, дома N 12 и 14, для которого выполнение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений является обязательным.
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда утверждены Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), в соответствии с которыми обязанностью организации, осуществляющей техническое обслуживание жилищного фонда, является проведение комплекса работ по поддержанию в исправном состоянии зданий и инженерных систем в течение установленного срока службы, а также организация и планирование текущего и капитального ремонта.
Согласно абзацу 9 пункта 5.5.6 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна своевременно заключать договоры со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт (в том числе замену) внутренних устройств газоснабжения.
Следовательно, вывод административного органа и суда первой инстанции о том, что заявитель обязан был заключить договор со специализированной организацией на техническое обслуживание и ремонт, в том числе замену внутренних устройств газоснабжения, является правильным. Указанный договор был заключен обществом только 20.03.2008 с Краевым газовым хозяйством "Красноярсккрайгаз".
Нарушение заявителем абзаца 9 пункта 5.5.6 Правил N 170 образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 КоАП.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое постановление от 25.03.2008 N 78-ж в части неисполнения обществом обязанности заключения договора со специализированной организацией на техническое обслуживание и ремонт, в том числе замену внутренних устройств газоснабжения является законным и обоснованным, так как вынесено в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Суд апелляционной инстанции считает правомерным привлечение общества за установленное административным органом нарушение: в квартирах N 20, 6, 7, 15 дома N 12 и в квартирах N 45, 48, 20, 55, 18 дома N 14 по ул. Терешковой в вентиляционных каналах отсутствует тяга, по следующим основаниям.
Согласно абзацу первому пункта 5.5.6 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна содержать в технически исправном состоянии вентиляционные каналы и дымоходы.
В силу пункта 5.5.8 Правил N 170 эксплуатация технических подполий и подвалов в домах должна осуществляться организацией по обслуживанию жилищного фонда, на которую возлагаются контроль за работой систем вентиляции и освещения.
Пунктом 5.5.12 Правил N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда, ответственные за технически исправное состояние вентиляционных каналов и дымоходов, по договорам со специализированными организациями должны обеспечивать периодические проверки:
а) дымоходов:
- сезонно работающего газоиспользующего оборудования - перед отопительным сезоном;
- кирпичных - один раз в три месяца;
- асбоцементных, гончарных и из жаростойкого бетона - один раз в год;
- отопительно-варочных печей - три раза в год (перед началом и среди отопительного сезона, а также в весеннее время);
б) вентиляционных каналов помещений, в которых установлены газовые приборы, - не реже двух раз в год (зимой и летом).
Ремонт дымоходов и вентиляционных каналов допускается производить лицам, имеющим соответствующую подготовку, под наблюдением инженерно-технического работника организации по обслуживанию жилищного фонда.
Проверка и прочистка дымоходов и вентиляционных каналов должна оформляться актами.
Самовольные ремонты, переделки и наращивание дымоходов и вентиляционных каналов не допускаются.
После каждого ремонта дымоходы и вентиляционные каналы подлежат проверке и прочистке независимо от предыдущей проверки и прочистки в сроки, установленные в актах.
Как следует из содержания указанных Правил N 170, обязанность следить за техническим состоянием вентиляционных каналов в жилых помещениях возложена на организацию по обслуживанию жилищного фонда, которая должна организовывать соответствующие проверки и прочистки вентиляционных каналов.
Вывод суда первой инстанции о том, что заявитель не является субъектом ответственности по указанному нарушению, поскольку обществом 01.02.2008 заключен договор N 12-То с ООО "Жилсервис", в соответствии с пунктом 2.2.8 которого подрядчик ООО "Жилсервис" обязан, в том числе, обеспечить сохранность и надежную эксплуатацию жилищного фонда, его инженерных сетей, суд апелляционной инстанции считает неправильным, исходя из следующего.
ООО "Жилсервис" осуществляет непосредственное обслуживание инженерных сетей, а заявитель, как управляющая организация, ответственная за обслуживание жилищного фонда, в соответствии с пунктом 5.5.12 Правил N 170 путем организации соответствующих проверок должен обеспечивать надлежащее техническое состояние вентиляционных каналов.
Поскольку административным органом установлено и материалами дела подтверждается, что в квартирах N 20, 6, 7, 15 дома N 12 и в квартирах N 45, 48, 20, 55, 18 дома N 14 по ул. Терешковой в вентиляционных каналах отсутствует тяга, то привлечение общества к административной ответственности за совершение указанного нарушения является правомерным.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд апелляционной инстанции считает, что административным органом вина общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП, установлена, поскольку доказательства отсутствия у общества возможности для соблюдения Правил N 170 и принятия заявителем всех зависящих от него мер по их соблюдению в материалы дела не представлены.
С учетом изложенного, доводы заявителя об отсутствии в его действиях вины и объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 КоАП, о том, что заявитель не является субъектом указанного правонарушения, подлежат отклонению судом апелляционной инстанции как необоснованные.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Красноярского края от 11 июня 2008 года по делу N А33-4864/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение в первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.08.2008 N А33-4864/2008-03АП-1980/2008 ПО ДЕЛУ N А33-4864/2008
Разделы:Управление многоквартирным домом; Выбор способа управления многоквартирным домом; Договор управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 августа 2008 г. N А33-4864/2008-03АП-1980/2008
Резолютивная часть постановления объявлена 4 августа 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 7 августа 2008 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дунаева Л.А.,
судей: Борисова Г.Н., Демидовой Н.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Скрипниковой И.П.
при участии:
от заявителя: Пориной И.В., представителя по доверенности от 01.02.2008,
от административного органа: Шаталовой Н.С., представителя по доверенности от 24.04.2008 N 9,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Красжилсервис" (г. Красноярск)
на решение Арбитражного суда Красноярского края от 11 июня 2008 года по делу N А33-4864/2008, принятое судьей Фроловым Н.Н.,
с участием прокурора Советского района г. Красноярска,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Красжилсервис" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Службе строительного надзора и жилищного контроля администрации Красноярского края (далее - административный орган, ответчик) о признании незаконным и отмене постановления N 78-ж по делу об административном правонарушении от 25.03.2008.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 11.06.2008 в удовлетворении заявления отказано.
Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой с решением от 11.06.2008 не согласно по следующим основаниям:
- - в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения: факт нарушения требований по соблюдению Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя N 170 от 07.09.2003 и наличии обязанности общества по заключению договоров со специализированной организацией на обслуживание внутридомового газового оборудования материалами дела не подтверждается. Указание в оспариваемом постановлении на обязанность заключения указанного договора незаконно, поскольку по договору управления общество не оказывает услуги по содержанию ВДГО; Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда приняты до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации; внутридомовые инженерные системы газоснабжения включаются в состав общего имущества и обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома возложена на собственников помещений в данном доме; общество не является субъектом ответственности;
- - вина общества не установлена.
Административный орган считает решение суда законным и обоснованным.
Прокурор в судебное заседание не явился, заявил о рассмотрении дела без его участия. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие прокурора.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
С 1 июля 2005 ООО УК "Красжилсервис" на основании муниципального контракта предоставляет услуги по управлению жилищным фондом Советского района, направленные на обеспечение сохранности имущества и предоставление установленного уровня качества жилищно-коммунальных услуг в соответствии с действующим законодательством (п. 1.1 контракта). По акту приема-передачи в управлении обществу передан, в том числе, жилой фонд по адресам: г. Красноярск, ул. Терешковой, дома N 12 и 14.
На основании пункта 2.1.6 контракта ООО УК "Красжилсервис" обязано осуществлять планирование и организацию работ по техническому обслуживанию, санитарному содержанию, текущему ремонтам жилого фонда. ООО УК "Красжилсервис" обязано заключать и корректировать договоры на техническое обслуживание, санитарное содержание и текущий ремонт жилищного фонда, поставку коммунальных услуг и другие необходимые договоры, связанные с эксплуатацией и текущим ремонтом принятого в управление жилищного фонда, осуществлять контроль за их выполнением (пункт 2.1.9 контракта).
28.12.2006 между собственниками дома по ул. Терешковой, 12 и ООО УК "Красжил-сервис" заключен договор управления многоквартирным домом N 186-у.
01.10.2006 между собственниками дома по ул. Терешковой, 14 и ООО УК "Красжил-сервис" заключен договор управления многоквартирным домом N 406-у.
Предметом договоров N 186-у и 406-у является выполнение управляющей организацией за плату работ и услуг в целях управления многоквартирным домом, в целях обеспечения надлежащей эксплуатации данного дома, содержания и ремонта его инженерных сетей и оборудования, мест общего пользования и придомовой территории, а также в целях обеспечения предоставления коммунальных услуг (пункт 1.1 Договора).
15.02.2008 Службой совместно с прокуратурой Советского района г. Красноярска проведена проверка соблюдения требований Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя от 27.09.2003 N 170 и Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.2006 N 307 в жилых домах, расположенном по адресу: г. Красноярск, ул. Терешковой, 12 и 14.
В результате проверки установлены и отражены в актах от 15.02.2008 N 176-2 и 176-3 следующие нарушения. В квартирах N 20, 6, 7, 15 дома N 12 и в квартирах N 45, 48, 20, 55, 18 дома N 14 по ул. Терешковой в вентиляционных каналах отсутствует тяга. Договор со специализированной организацией на техническое обслуживание и ремонт (в том числе замену) внутренних устройств газоснабжения обществом не представлен.
По результатам проверки заместителем прокурора Советского района г. Красноярска 18.02.2008 за нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении в отношении ООО УК "Красжилсервис" по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Материалы для привлечения к административной ответственности направлены в Службу строительного надзора и жилищного контроля администрации Красноярского края.
20.03.2008 между Краевым газовым хозяйством "Красноярсккрайгаз" и ООО УК "Красжилсервис" заключен договор N 6 на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования.
Постановлением от 25.03.2008 N 78-ж по делу об административном правонарушении ООО УК "Красжилсервис" привлечено к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 40000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Судом первой инстанции установлено и в суде апелляционной инстанции заявителем не оспаривается, что процедура привлечения общества к административной ответственности соблюдена, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и оспариваемое постановление приняты в соответствии с компетенцией прокурора и административного органа соответственно.
Согласно статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений, влечет наложение административного штрафа.
Субъектами данного правонарушения признаются как должностные лица, так и юридические лица, непосредственно обслуживающие жилищный фонд.
В соответствии с пунктом 13 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 обязанность обеспечить готовность к предоставлению коммунальных услуг внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, находящихся в жилом помещении многоквартирного дома или в жилом доме (далее - внутриквартирное оборудование) и предназначенных для предоставления коммунальных услуг, возлагается на собственников помещений в многоквартирном доме, собственников жилых домов, а также на привлекаемых ими исполнителей и иных лиц в соответствии с договором.
Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом управляющая организация в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества, при этом в силу пункта 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Как следует из материалов дела, общество на основании муниципального контракта предоставляет услуги по управлению жилищным фондом Советского района, направленные на обеспечение сохранности имущества и предоставление установленного уровня качества жилищно-коммунальных услуг в соответствии с действующим законодательством (п. 1.1 контракта). На основании пункта 2.1.6 контракта общество обязано осуществлять планирование и организацию работ по техническому обслуживанию, санитарному содержанию, текущему ремонтам жилого фонда. Общество обязано заключать и корректировать договоры на техническое обслуживание, санитарное содержание и текущий ремонт жилищного фонда, поставку коммунальных услуг и другие необходимые договоры, связанные с эксплуатацией и текущим ремонтом принятого в управление жилищного фонда, осуществлять контроль за их выполнением (пункт 2.1.9 контракта).
Согласно пункту 1.1 договоров N 406-у от 01.10.2007 и N 186-у от 28.12.2006 управляющая организация (заявитель) за плату выполняет работы и услуги в целях управления многоквартирным домом, в целях обеспечения надлежащей эксплуатации данного дома, содержания и ремонта его инженерных сетей и оборудования, мест общего пользования и придомовой территории, а также в целях обеспечения предоставления коммунальных услуг, т.е. в том числе и внутренних устройств газоснабжения.
С учетом изложенных обстоятельств и норм права, заявитель является лицом, ответственным за содержание жилого фонд по адресам: г. Красноярск, ул. Терешковой, дома N 12 и 14, для которого выполнение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений является обязательным.
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда утверждены Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), в соответствии с которыми обязанностью организации, осуществляющей техническое обслуживание жилищного фонда, является проведение комплекса работ по поддержанию в исправном состоянии зданий и инженерных систем в течение установленного срока службы, а также организация и планирование текущего и капитального ремонта.
Согласно абзацу 9 пункта 5.5.6 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна своевременно заключать договоры со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт (в том числе замену) внутренних устройств газоснабжения.
Следовательно, вывод административного органа и суда первой инстанции о том, что заявитель обязан был заключить договор со специализированной организацией на техническое обслуживание и ремонт, в том числе замену внутренних устройств газоснабжения, является правильным. Указанный договор был заключен обществом только 20.03.2008 с Краевым газовым хозяйством "Красноярсккрайгаз".
Нарушение заявителем абзаца 9 пункта 5.5.6 Правил N 170 образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 КоАП.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое постановление от 25.03.2008 N 78-ж в части неисполнения обществом обязанности заключения договора со специализированной организацией на техническое обслуживание и ремонт, в том числе замену внутренних устройств газоснабжения является законным и обоснованным, так как вынесено в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Суд апелляционной инстанции считает правомерным привлечение общества за установленное административным органом нарушение: в квартирах N 20, 6, 7, 15 дома N 12 и в квартирах N 45, 48, 20, 55, 18 дома N 14 по ул. Терешковой в вентиляционных каналах отсутствует тяга, по следующим основаниям.
Согласно абзацу первому пункта 5.5.6 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна содержать в технически исправном состоянии вентиляционные каналы и дымоходы.
В силу пункта 5.5.8 Правил N 170 эксплуатация технических подполий и подвалов в домах должна осуществляться организацией по обслуживанию жилищного фонда, на которую возлагаются контроль за работой систем вентиляции и освещения.
Пунктом 5.5.12 Правил N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда, ответственные за технически исправное состояние вентиляционных каналов и дымоходов, по договорам со специализированными организациями должны обеспечивать периодические проверки:
а) дымоходов:
- сезонно работающего газоиспользующего оборудования - перед отопительным сезоном;
- кирпичных - один раз в три месяца;
- асбоцементных, гончарных и из жаростойкого бетона - один раз в год;
- отопительно-варочных печей - три раза в год (перед началом и среди отопительного сезона, а также в весеннее время);
б) вентиляционных каналов помещений, в которых установлены газовые приборы, - не реже двух раз в год (зимой и летом).
Ремонт дымоходов и вентиляционных каналов допускается производить лицам, имеющим соответствующую подготовку, под наблюдением инженерно-технического работника организации по обслуживанию жилищного фонда.
Проверка и прочистка дымоходов и вентиляционных каналов должна оформляться актами.
Самовольные ремонты, переделки и наращивание дымоходов и вентиляционных каналов не допускаются.
После каждого ремонта дымоходы и вентиляционные каналы подлежат проверке и прочистке независимо от предыдущей проверки и прочистки в сроки, установленные в актах.
Как следует из содержания указанных Правил N 170, обязанность следить за техническим состоянием вентиляционных каналов в жилых помещениях возложена на организацию по обслуживанию жилищного фонда, которая должна организовывать соответствующие проверки и прочистки вентиляционных каналов.
Вывод суда первой инстанции о том, что заявитель не является субъектом ответственности по указанному нарушению, поскольку обществом 01.02.2008 заключен договор N 12-То с ООО "Жилсервис", в соответствии с пунктом 2.2.8 которого подрядчик ООО "Жилсервис" обязан, в том числе, обеспечить сохранность и надежную эксплуатацию жилищного фонда, его инженерных сетей, суд апелляционной инстанции считает неправильным, исходя из следующего.
ООО "Жилсервис" осуществляет непосредственное обслуживание инженерных сетей, а заявитель, как управляющая организация, ответственная за обслуживание жилищного фонда, в соответствии с пунктом 5.5.12 Правил N 170 путем организации соответствующих проверок должен обеспечивать надлежащее техническое состояние вентиляционных каналов.
Поскольку административным органом установлено и материалами дела подтверждается, что в квартирах N 20, 6, 7, 15 дома N 12 и в квартирах N 45, 48, 20, 55, 18 дома N 14 по ул. Терешковой в вентиляционных каналах отсутствует тяга, то привлечение общества к административной ответственности за совершение указанного нарушения является правомерным.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд апелляционной инстанции считает, что административным органом вина общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП, установлена, поскольку доказательства отсутствия у общества возможности для соблюдения Правил N 170 и принятия заявителем всех зависящих от него мер по их соблюдению в материалы дела не представлены.
С учетом изложенного, доводы заявителя об отсутствии в его действиях вины и объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 КоАП, о том, что заявитель не является субъектом указанного правонарушения, подлежат отклонению судом апелляционной инстанции как необоснованные.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 11 июня 2008 года по делу N А33-4864/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение в первой инстанции.
Председательствующий
Л.А.ДУНАЕВА
Судьи
Г.Н.БОРИСОВ
Н.М.ДЕМИДОВА
Л.А.ДУНАЕВА
Судьи
Г.Н.БОРИСОВ
Н.М.ДЕМИДОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)