Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.08.2009 ПО ДЕЛУ N А78-2629/2009

Разделы:
Органы управления товарищества собственников жилья; ТСЖ (товарищество собственников жилья)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 августа 2009 г. по делу N А78-2629/2009


Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 августа 2009 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
судей: Ткаченко Э.В., Клочковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Григорьевым Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица по делу Управления Федеральной регистрационной службы по Забайкальскому краю на решение Арбитражного суда Читинской области от 03 июня 2009 г., принятое по делу N А78-2629/2009 по заявлению конкурсного управляющего сельскохозяйственного кооператива "Имени Калинина" к Управлению Федеральной регистрационной службы по Забайкальскому краю о признании незаконными действий в отказе в предоставлении информации и обязании представления запрошенных сведений (суд первой инстанции Анисимов М.И.),
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: Ярыгин Ю.Н. - конкурсный управляющий (паспорт серия <...>,);
- от заинтересованного лица: Неделькина Л.А.(доверенность от 02.03.2009 г. N 31);

- установил:

Конкурсный управляющий сельскохозяйственного кооператива "Имени Калинина" Ярыгин Юрий Николаевич (далее - конкурсный управляющий) обратился в Арбитражный суд Читинской области с требованиями, уточненными в порядке ст. 49 АПК РФ (л.д. 20), к Управлению Федеральной регистрационной службы по Забайкальскому краю (далее - регистрирующий орган) о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в предоставлении запрашиваемой информации о зарегистрированных правах СХК "Имени Калинина" и обязании УФРС по Забайкальскому краю представить запрошенные конкурсным управляющим сведения о наличии зарегистрированных прав на недвижимое имущество, а также регистрации сделок с недвижимостью за период с 01.01.2007 г. по настоящее время, зарегистрированных за СХК "Имени Калинина".
Решением от 03 июня 2009 г. Арбитражный суд Читинской области заявленные требования удовлетворил. В обоснование суд указал, что действия УФРС по Забайкальскому краю препятствуют заявителя в осуществлении его прав как конкурсного управляющего и интересов СХК "Имени Калинина" в сфере экономической деятельности.
Не согласившись с указанным решением, регистрирующий орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда полностью и принять новое решение по данному делу. Считает, что перечень лиц, которые имеют право получать информацию, является исчерпывающим (ограниченным) и арбитражные управляющие в него не входят. В том случае если арбитражный управляющий является законным представителем СКХ "Имения Калинина", то получать необходимую информацию он должен в общем порядке, установленном ФЗ N 122 в соответствии с п. 1 ст. 8, п. 2 ст. 11, согласно которым за предоставление информации о зарегистрированных правах взимается плата.
На апелляционную жалобу представлен отзыв конкурсного управляющего, в котором он просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения. Считает, что конкурсный управляющий имеет право запрашивать необходимые сведения о должнике, и данная информация должна предоставляться ему бесплатно в силу ст. 20.3 Закона о банкротстве.
Представитель заинтересованного лица по делу в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы. Просит решение суда первой инстанции отменить Апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель заявителя в судебном заседании не согласился с доводами апелляционной жалобы. Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Читинской области по делу N А78-7092/2008 от 02 марта 2009 года (л.д. 9) Сельскохозяйственный кооператив "Имени Калинина" признан несостоятельным (банкротом). Конкурсным управляющим утвержден Ярыгин Юрий Николаевич.
19.03.2009 г. регистрирующим органом был получен запрос конкурсного управляющего направлен запрос от 16 марта 2009 года N 9 (л.д. 8). Как следует из данного запроса, конкурсный управляющий просил регистрирующий орган предоставить сведения о регистрации прав собственности на недвижимое имущество, а также регистрацию сделок с недвижимостью за период с 01.01.2007 г. по настоящее время по Приаргунскому району в отношении Сельскохозяйственного кооператива "Имени Калинина".
Государственный регистратор УФРС по Забайкальскому краю направила данный запрос в Приаргунский отдел УФРС по Забайкальскому краю, о чем конкурсному управляющему сообщено письмом от 23.03.2009 г. N 04-10/2102 (л.д. 6).
Сообщением от 14 апреля 2009 г. N 20/005/2009-099 конкурсным управляющим было получено сообщение об отказе в предоставлении запрашиваемой информации (л.д. 7), из которого следует, что конкурсному управляющему может быть предоставлена информация на основании письменного заявления, но за плату.
Конкурсный управляющий, посчитав отказ в предоставлении информации незаконным, обратился в Арбитражный суд Читинской области.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, регистрирующий орган обратился с апелляционной жалобой.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, заслушав пояснения сторон, пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
В соответствии с п. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отказ регистрирующего органа в предоставлении информации мотивирован п. 1 ст. 7 и п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации).
В соответствии с п. 1 ст. 7 Закона о государственной регистрации государственная регистрация прав носит открытый характер. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан предоставлять сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав, о любом объекте недвижимости любому лицу, предъявившему удостоверение личности и заявление в письменной форме (юридическому лицу - документы, подтверждающие регистрацию данного юридического лица и полномочия его представителя).
Согласно п. 3 ст. 7 Закона о государственной регистрации сведения о содержании правоустанавливающих документов, за исключением сведений об ограничениях (обременениях), обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости, выписки, содержащие сведения о переходе прав на объекты недвижимости, а также сведения о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным предоставляются в установленном Законом порядке только, в частности, самим правообладателям или их законным представителям.
В силу п. 1 ст. 129 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ (далее - Закон о банкротстве) с даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника - унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 2 Закона о банкротстве конкурсный управляющий - арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения конкурсного производства и осуществления иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий.
Из приведенных положений следует, что конкурсный управляющий осуществляет полномочия руководителя должника, то есть является законным представителем Сельскохозяйственного кооператива "Имени Калинина", а, следовательно, ему может предоставляться вся информация, содержащаяся в Едином государственном реестре прав, относительно недвижимого имущества, принадлежащего указанному кооперативу, и сделок с ним.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Закона о государственной регистрации информация о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества и указанная в пункте 6 статьи 7 настоящего Федерального закона статистическая информация предоставляются за плату, если иное не установлено Законом.
Такое иное правило установлено п. 1 ст. 20.3 Закона о банкротстве.
Как следует из п. 1 ст. 20.3 Закона о банкротстве, арбитражный управляющий в деле о банкротстве имеет право запрашивать необходимые сведения о должнике, принадлежащем ему имуществе, в том числе об имущественных правах, и об обязательствах должника у физических лиц, юридических лиц, государственных органов и органов местного самоуправления, при этом физические лица, юридические лица, государственные органы и органы местного самоуправления представляют запрошенные арбитражным управляющим сведения в течение семи дней со дня получения запроса без взимания платы.
Таким образом, отказ регистрирующего органа в предоставлении информации по мотиву отсутствия оплаты за ее предоставление, не соответствует вышеуказанным нормам права.
На основании изложенного доводы апелляционной жалобы отклоняются. Конкурсный управляющий в силу закона о банкротстве является законным представителем, поэтому входит в круг лиц, определенных п. 3 ст. 7 Закона о государственной регистрации, а, кроме того, в силу специальной нормы Закона о банкротстве, государственные органы, к которым относится и регистрирующий орган, предоставляют запрошенные арбитражным управляющим сведения без взимания платы.
Суд апелляционной инстанции считает, что оснований для отмены или изменения обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

Решение Арбитражного суда Читинской области 03 июня 2009 г. по делу N А78-2629/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Забайкальскому краю без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.

Председательствующий
Е.О.НИКИФОРЮК

Судьи
Э.В.ТКАЧЕНКО
Н.В.КЛОЧКОВА
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)