Судебные решения, арбитраж
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 5 августа 2004 года Дело N А 49-50/04-109/27
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Жилищно-строительного кооператива "Чайка", г. Пенза,
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 29.04.2004 по делу N А 49-50/04-109/27
по иску Жилищно-строительного кооператива "Чайка", г. Пенза, к Финансовому управлению администрации города Пензы, 3-е лицо: Управление финансов Пензенской области, город Пенза, о взыскании 61944 руб. 82 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 29.04.2004 отказано в удовлетворении иска Жилищно-строительного кооператива "Чайка" о взыскании с казны г. Пензы в лице ее Финансового управления долга в размере 53742 руб. 03 коп.
В апелляционном порядке законность судебного акта не проверялась.
В кассационной жалобе ЖСК "Чайка" просит отменить принятый по делу судебный акт, дело - направить на новое рассмотрение, считая судебный акт незаконным.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, арбитражный суд кассационной инстанции считает, что решение суда первой инстанции от 29.04.2004 подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
Согласно материалам дела ЖСК "Чайка" обратился в арбитражный суд с иском к Финансовому управлению администрации города Пензы о взыскании убытков, а именно:
- - 49742 руб. - расходы, возникшие в связи с предоставлением с января по декабрь 2003 г. коммунальных услуг членам Кооператива, пользующимся льготами по их оплате согласно Федеральному закону "О ветеранах";
- - 3631 руб. - проценты за пользование чужими денежными средствами в силу ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации;
- - 1927 руб. - расходы, возникшие в связи с предоставлением с января по декабрь 2003 г. коммунальных услуг членам Кооператива, пользующимся льготами по их оплате согласно Федеральному закону "О реабилитации жертв политических репрессий";
- - 6644 руб. 82 коп. - расходы, возникшие в связи с предоставлением с января по декабрь 2003 г. коммунальных услуг членам Кооператива, пользующимся льготами по их оплате согласно Указу Президента Российской Федерации от 05.05.92 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей".
Согласно исковому заявлению указанные расходы возникли у истца в связи с предоставлением льгот за пользование горячей водой, газом; в результате техсодержания, капитального ремонта, очистки.
Исковые требования истцом были уточнены, и он просил взыскать с Финансового управления администрации города Пензы задолженность в размере:
- - 50043 руб. - расходы, возникшие в связи с предоставлением с января по декабрь 2003 г. коммунальных услуг членам Кооператива, пользующимся льготами по их оплате согласно Федеральному закону "О ветеранах";
- - 3699 руб. 03 коп. - расходы, возникшие в связи с предоставлением с января по декабрь 2003 г. коммунальных услуг членам Кооператива, пользующимся льготами по их оплате согласно Указу Президента Российской Федерации от 05.05.92 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей".
Таким образом, путем уточнения иска истец отказался от требования о взыскании убытков и просил взыскать задолженность в размере 53742 руб. 03 коп.
Такое истец объяснил тем, что 22.04.2002 между ним и Управлением социальной защиты населения Первомайского района г. Пензы на 2002 г. был заключен договор на оказание коммунальных услуг, по которому последнее обязалось перечислить истцу средства, поступившие из бюджета Пензенской области на возмещение расходов истца по Федеральному закону "О ветеранах".
Несмотря на то что на 2003 г. такой договор не был заключен, истец считает, что между ним и Управлением социальной защиты населения Первомайского района города Пензы в 2003 г. имелись договорные отношения, включающие элементы договора займа и поручения, предусмотренные ст. ст. 807 и 971 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Истец полагает, что Управлению социальной защиты населения Первомайского района г. Пензы им предоставлялся заем, составляющий разницу между размером полной оплаты коммунальных услуг и суммой льгот членов Кооператива по Федеральному закону "О ветеранах" и Указу Президента Российской Федерации от 05.05.92 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей".
В свою очередь, истец исполнял поручение Управления социальной защиты населения Первомайского района г. Пензы по перечислению денежных средств непосредственно поставщикам жилищно-коммунальных услуг.
Поскольку Управлением социальной защиты населения Первомайского района г. Пензы, являющимся уполномоченным органом Администрации г. Пензы, подписаны акты о размере дебиторской задолженности за 2003 г. перед ЖСК "Чайка", эти документы свидетельствуют о наличии между истцом и Управлением договорных отношений. Следовательно, признанная истцом дебиторская задолженность является задолженностью городского бюджета перед истцом, и она подлежит взысканию за счет казны города Пензы в лице ее финансового органа - Финансового управления администрации г. Пензы.
На основе исследования и оценки материалов дела арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований ЖСК "Чайка" по мотиву отсутствия между истцом и ответчиком договорных отношений и того, что ЖСК "Чайка" является ненадлежащим истцом по делу.
В результате анализа материалов дела арбитражный суд кассационной инстанции приходит к выводу, что по делу имеет место одновременное изменение как предмета, так и основания иска.
Согласно исковому заявлению требование ЖСК "Чайка" заключалось во взыскании убытков в размере 58313 руб. 82 коп. и процентов за пользование чужими денежными средствами в силу ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации - 3631 руб., всего - 61944 руб. 82 коп.
В качестве основания такому требованию были указаны Федеральные законы: "О ветеранах", "О реабилитации жертв политических репрессий", Указ Президента Российской Федерации "О многодетных семьях", в соответствии с которыми истцом предоставлялись коммунальные услуги.
Далее, в соответствии со ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец уточняет предмет иска и просит о взыскании долга в размере 53742 руб. 03 коп. на основании договора на оказание жилищно-коммунальных услуг от 22.04.2002, заключенного между ЖСК "Чайка" и Администрацией Первомайского района г. Пензы и договора на оказание жилищно-коммунальных услуг от 01.07.2003, заключенного ЖСК "Чайка" с Управлением социальной защиты населения г. Пензы.
Несмотря на вышеуказанное обстоятельство, арбитражным судом, тем не менее, принимается и рассматривается уточненное требование ЖСК "Чайка".
При таких обстоятельствах дело подлежит направлению в первую инстанцию Арбитражного суда Пензенской области для рассмотрения первоначально заявленного ЖСК "Чайка" требования.
Арбитражный суд кассационной инстанции считает, что в ходе рассмотрения первоначального требования ЖСК "Чайка" следует установить, в результате предоставления каких коммунальных услуг истцу были причинены убытки.
Убытки подлежат возмещению лицу, предоставившему коммунальные услуги. ЖСК "Чайка" не является поставщиком газа, электричества. Судом это обстоятельство не исследовано и соответствующая оценка не дана.
Следовательно, следует установить, какие коммунальные услуги оказывались непосредственно истцом, так как часть коммунальных услуг ЖСК "Чайка" мог оказывать в силу договоров с поставщиками коммунальных услуг.
Исследование указанного обстоятельства имеет существенное значение для правильного разрешения спора по данному делу.
Определением кассационной инстанции Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 08.07.2004 ЖСК "Чайка" была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины при подаче кассационной жалобы.
В связи с направлением дела для рассмотрения первоначально заявленного ЖСК "Чайка" требования государственная пошлина по кассационной жалобе подлежит распределению по результатам такого рассмотрения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 102, 110, 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда пензенской области от 29.04.2004 по делу N А 49-50/04-109/27 отменить.
Дело N А 49-50/04-109/27 направить в первую инстанцию Арбитражного суда Пензенской области для рассмотрения по существу первоначально заявленного Жилищно-строительным кооперативом "Чайка" требования.
Арбитражному суду Пензенской области судебные расходы по кассационной жалобе распределить после рассмотрения первоначально заявленного ЖСК "Чайка" требования.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
от 5 августа 2004 года Дело N А 49-50/04-109/27
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Жилищно-строительного кооператива "Чайка", г. Пенза,
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 29.04.2004 по делу N А 49-50/04-109/27
по иску Жилищно-строительного кооператива "Чайка", г. Пенза, к Финансовому управлению администрации города Пензы, 3-е лицо: Управление финансов Пензенской области, город Пенза, о взыскании 61944 руб. 82 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 29.04.2004 отказано в удовлетворении иска Жилищно-строительного кооператива "Чайка" о взыскании с казны г. Пензы в лице ее Финансового управления долга в размере 53742 руб. 03 коп.
В апелляционном порядке законность судебного акта не проверялась.
В кассационной жалобе ЖСК "Чайка" просит отменить принятый по делу судебный акт, дело - направить на новое рассмотрение, считая судебный акт незаконным.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, арбитражный суд кассационной инстанции считает, что решение суда первой инстанции от 29.04.2004 подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
Согласно материалам дела ЖСК "Чайка" обратился в арбитражный суд с иском к Финансовому управлению администрации города Пензы о взыскании убытков, а именно:
- - 49742 руб. - расходы, возникшие в связи с предоставлением с января по декабрь 2003 г. коммунальных услуг членам Кооператива, пользующимся льготами по их оплате согласно Федеральному закону "О ветеранах";
- - 3631 руб. - проценты за пользование чужими денежными средствами в силу ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации;
- - 1927 руб. - расходы, возникшие в связи с предоставлением с января по декабрь 2003 г. коммунальных услуг членам Кооператива, пользующимся льготами по их оплате согласно Федеральному закону "О реабилитации жертв политических репрессий";
- - 6644 руб. 82 коп. - расходы, возникшие в связи с предоставлением с января по декабрь 2003 г. коммунальных услуг членам Кооператива, пользующимся льготами по их оплате согласно Указу Президента Российской Федерации от 05.05.92 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей".
Согласно исковому заявлению указанные расходы возникли у истца в связи с предоставлением льгот за пользование горячей водой, газом; в результате техсодержания, капитального ремонта, очистки.
Исковые требования истцом были уточнены, и он просил взыскать с Финансового управления администрации города Пензы задолженность в размере:
- - 50043 руб. - расходы, возникшие в связи с предоставлением с января по декабрь 2003 г. коммунальных услуг членам Кооператива, пользующимся льготами по их оплате согласно Федеральному закону "О ветеранах";
- - 3699 руб. 03 коп. - расходы, возникшие в связи с предоставлением с января по декабрь 2003 г. коммунальных услуг членам Кооператива, пользующимся льготами по их оплате согласно Указу Президента Российской Федерации от 05.05.92 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей".
Таким образом, путем уточнения иска истец отказался от требования о взыскании убытков и просил взыскать задолженность в размере 53742 руб. 03 коп.
Такое истец объяснил тем, что 22.04.2002 между ним и Управлением социальной защиты населения Первомайского района г. Пензы на 2002 г. был заключен договор на оказание коммунальных услуг, по которому последнее обязалось перечислить истцу средства, поступившие из бюджета Пензенской области на возмещение расходов истца по Федеральному закону "О ветеранах".
Несмотря на то что на 2003 г. такой договор не был заключен, истец считает, что между ним и Управлением социальной защиты населения Первомайского района города Пензы в 2003 г. имелись договорные отношения, включающие элементы договора займа и поручения, предусмотренные ст. ст. 807 и 971 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Истец полагает, что Управлению социальной защиты населения Первомайского района г. Пензы им предоставлялся заем, составляющий разницу между размером полной оплаты коммунальных услуг и суммой льгот членов Кооператива по Федеральному закону "О ветеранах" и Указу Президента Российской Федерации от 05.05.92 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей".
В свою очередь, истец исполнял поручение Управления социальной защиты населения Первомайского района г. Пензы по перечислению денежных средств непосредственно поставщикам жилищно-коммунальных услуг.
Поскольку Управлением социальной защиты населения Первомайского района г. Пензы, являющимся уполномоченным органом Администрации г. Пензы, подписаны акты о размере дебиторской задолженности за 2003 г. перед ЖСК "Чайка", эти документы свидетельствуют о наличии между истцом и Управлением договорных отношений. Следовательно, признанная истцом дебиторская задолженность является задолженностью городского бюджета перед истцом, и она подлежит взысканию за счет казны города Пензы в лице ее финансового органа - Финансового управления администрации г. Пензы.
На основе исследования и оценки материалов дела арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований ЖСК "Чайка" по мотиву отсутствия между истцом и ответчиком договорных отношений и того, что ЖСК "Чайка" является ненадлежащим истцом по делу.
В результате анализа материалов дела арбитражный суд кассационной инстанции приходит к выводу, что по делу имеет место одновременное изменение как предмета, так и основания иска.
Согласно исковому заявлению требование ЖСК "Чайка" заключалось во взыскании убытков в размере 58313 руб. 82 коп. и процентов за пользование чужими денежными средствами в силу ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации - 3631 руб., всего - 61944 руб. 82 коп.
В качестве основания такому требованию были указаны Федеральные законы: "О ветеранах", "О реабилитации жертв политических репрессий", Указ Президента Российской Федерации "О многодетных семьях", в соответствии с которыми истцом предоставлялись коммунальные услуги.
Далее, в соответствии со ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец уточняет предмет иска и просит о взыскании долга в размере 53742 руб. 03 коп. на основании договора на оказание жилищно-коммунальных услуг от 22.04.2002, заключенного между ЖСК "Чайка" и Администрацией Первомайского района г. Пензы и договора на оказание жилищно-коммунальных услуг от 01.07.2003, заключенного ЖСК "Чайка" с Управлением социальной защиты населения г. Пензы.
Несмотря на вышеуказанное обстоятельство, арбитражным судом, тем не менее, принимается и рассматривается уточненное требование ЖСК "Чайка".
При таких обстоятельствах дело подлежит направлению в первую инстанцию Арбитражного суда Пензенской области для рассмотрения первоначально заявленного ЖСК "Чайка" требования.
Арбитражный суд кассационной инстанции считает, что в ходе рассмотрения первоначального требования ЖСК "Чайка" следует установить, в результате предоставления каких коммунальных услуг истцу были причинены убытки.
Убытки подлежат возмещению лицу, предоставившему коммунальные услуги. ЖСК "Чайка" не является поставщиком газа, электричества. Судом это обстоятельство не исследовано и соответствующая оценка не дана.
Следовательно, следует установить, какие коммунальные услуги оказывались непосредственно истцом, так как часть коммунальных услуг ЖСК "Чайка" мог оказывать в силу договоров с поставщиками коммунальных услуг.
Исследование указанного обстоятельства имеет существенное значение для правильного разрешения спора по данному делу.
Определением кассационной инстанции Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 08.07.2004 ЖСК "Чайка" была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины при подаче кассационной жалобы.
В связи с направлением дела для рассмотрения первоначально заявленного ЖСК "Чайка" требования государственная пошлина по кассационной жалобе подлежит распределению по результатам такого рассмотрения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 102, 110, 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда пензенской области от 29.04.2004 по делу N А 49-50/04-109/27 отменить.
Дело N А 49-50/04-109/27 направить в первую инстанцию Арбитражного суда Пензенской области для рассмотрения по существу первоначально заявленного Жилищно-строительным кооперативом "Чайка" требования.
Арбитражному суду Пензенской области судебные расходы по кассационной жалобе распределить после рассмотрения первоначально заявленного ЖСК "Чайка" требования.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 05.08.2004 N А49-50/04-109/27
Разделы:ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 5 августа 2004 года Дело N А 49-50/04-109/27
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Жилищно-строительного кооператива "Чайка", г. Пенза,
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 29.04.2004 по делу N А 49-50/04-109/27
по иску Жилищно-строительного кооператива "Чайка", г. Пенза, к Финансовому управлению администрации города Пензы, 3-е лицо: Управление финансов Пензенской области, город Пенза, о взыскании 61944 руб. 82 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 29.04.2004 отказано в удовлетворении иска Жилищно-строительного кооператива "Чайка" о взыскании с казны г. Пензы в лице ее Финансового управления долга в размере 53742 руб. 03 коп.
В апелляционном порядке законность судебного акта не проверялась.
В кассационной жалобе ЖСК "Чайка" просит отменить принятый по делу судебный акт, дело - направить на новое рассмотрение, считая судебный акт незаконным.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, арбитражный суд кассационной инстанции считает, что решение суда первой инстанции от 29.04.2004 подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
Согласно материалам дела ЖСК "Чайка" обратился в арбитражный суд с иском к Финансовому управлению администрации города Пензы о взыскании убытков, а именно:
- - 49742 руб. - расходы, возникшие в связи с предоставлением с января по декабрь 2003 г. коммунальных услуг членам Кооператива, пользующимся льготами по их оплате согласно Федеральному закону "О ветеранах";
- - 3631 руб. - проценты за пользование чужими денежными средствами в силу ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации;
- - 1927 руб. - расходы, возникшие в связи с предоставлением с января по декабрь 2003 г. коммунальных услуг членам Кооператива, пользующимся льготами по их оплате согласно Федеральному закону "О реабилитации жертв политических репрессий";
- - 6644 руб. 82 коп. - расходы, возникшие в связи с предоставлением с января по декабрь 2003 г. коммунальных услуг членам Кооператива, пользующимся льготами по их оплате согласно Указу Президента Российской Федерации от 05.05.92 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей".
Согласно исковому заявлению указанные расходы возникли у истца в связи с предоставлением льгот за пользование горячей водой, газом; в результате техсодержания, капитального ремонта, очистки.
Исковые требования истцом были уточнены, и он просил взыскать с Финансового управления администрации города Пензы задолженность в размере:
- - 50043 руб. - расходы, возникшие в связи с предоставлением с января по декабрь 2003 г. коммунальных услуг членам Кооператива, пользующимся льготами по их оплате согласно Федеральному закону "О ветеранах";
- - 3699 руб. 03 коп. - расходы, возникшие в связи с предоставлением с января по декабрь 2003 г. коммунальных услуг членам Кооператива, пользующимся льготами по их оплате согласно Указу Президента Российской Федерации от 05.05.92 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей".
Таким образом, путем уточнения иска истец отказался от требования о взыскании убытков и просил взыскать задолженность в размере 53742 руб. 03 коп.
Такое истец объяснил тем, что 22.04.2002 между ним и Управлением социальной защиты населения Первомайского района г. Пензы на 2002 г. был заключен договор на оказание коммунальных услуг, по которому последнее обязалось перечислить истцу средства, поступившие из бюджета Пензенской области на возмещение расходов истца по Федеральному закону "О ветеранах".
Несмотря на то что на 2003 г. такой договор не был заключен, истец считает, что между ним и Управлением социальной защиты населения Первомайского района города Пензы в 2003 г. имелись договорные отношения, включающие элементы договора займа и поручения, предусмотренные ст. ст. 807 и 971 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Истец полагает, что Управлению социальной защиты населения Первомайского района г. Пензы им предоставлялся заем, составляющий разницу между размером полной оплаты коммунальных услуг и суммой льгот членов Кооператива по Федеральному закону "О ветеранах" и Указу Президента Российской Федерации от 05.05.92 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей".
В свою очередь, истец исполнял поручение Управления социальной защиты населения Первомайского района г. Пензы по перечислению денежных средств непосредственно поставщикам жилищно-коммунальных услуг.
Поскольку Управлением социальной защиты населения Первомайского района г. Пензы, являющимся уполномоченным органом Администрации г. Пензы, подписаны акты о размере дебиторской задолженности за 2003 г. перед ЖСК "Чайка", эти документы свидетельствуют о наличии между истцом и Управлением договорных отношений. Следовательно, признанная истцом дебиторская задолженность является задолженностью городского бюджета перед истцом, и она подлежит взысканию за счет казны города Пензы в лице ее финансового органа - Финансового управления администрации г. Пензы.
На основе исследования и оценки материалов дела арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований ЖСК "Чайка" по мотиву отсутствия между истцом и ответчиком договорных отношений и того, что ЖСК "Чайка" является ненадлежащим истцом по делу.
В результате анализа материалов дела арбитражный суд кассационной инстанции приходит к выводу, что по делу имеет место одновременное изменение как предмета, так и основания иска.
Согласно исковому заявлению требование ЖСК "Чайка" заключалось во взыскании убытков в размере 58313 руб. 82 коп. и процентов за пользование чужими денежными средствами в силу ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации - 3631 руб., всего - 61944 руб. 82 коп.
В качестве основания такому требованию были указаны Федеральные законы: "О ветеранах", "О реабилитации жертв политических репрессий", Указ Президента Российской Федерации "О многодетных семьях", в соответствии с которыми истцом предоставлялись коммунальные услуги.
Далее, в соответствии со ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец уточняет предмет иска и просит о взыскании долга в размере 53742 руб. 03 коп. на основании договора на оказание жилищно-коммунальных услуг от 22.04.2002, заключенного между ЖСК "Чайка" и Администрацией Первомайского района г. Пензы и договора на оказание жилищно-коммунальных услуг от 01.07.2003, заключенного ЖСК "Чайка" с Управлением социальной защиты населения г. Пензы.
Несмотря на вышеуказанное обстоятельство, арбитражным судом, тем не менее, принимается и рассматривается уточненное требование ЖСК "Чайка".
При таких обстоятельствах дело подлежит направлению в первую инстанцию Арбитражного суда Пензенской области для рассмотрения первоначально заявленного ЖСК "Чайка" требования.
Арбитражный суд кассационной инстанции считает, что в ходе рассмотрения первоначального требования ЖСК "Чайка" следует установить, в результате предоставления каких коммунальных услуг истцу были причинены убытки.
Убытки подлежат возмещению лицу, предоставившему коммунальные услуги. ЖСК "Чайка" не является поставщиком газа, электричества. Судом это обстоятельство не исследовано и соответствующая оценка не дана.
Следовательно, следует установить, какие коммунальные услуги оказывались непосредственно истцом, так как часть коммунальных услуг ЖСК "Чайка" мог оказывать в силу договоров с поставщиками коммунальных услуг.
Исследование указанного обстоятельства имеет существенное значение для правильного разрешения спора по данному делу.
Определением кассационной инстанции Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 08.07.2004 ЖСК "Чайка" была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины при подаче кассационной жалобы.
В связи с направлением дела для рассмотрения первоначально заявленного ЖСК "Чайка" требования государственная пошлина по кассационной жалобе подлежит распределению по результатам такого рассмотрения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 102, 110, 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда пензенской области от 29.04.2004 по делу N А 49-50/04-109/27 отменить.
Дело N А 49-50/04-109/27 направить в первую инстанцию Арбитражного суда Пензенской области для рассмотрения по существу первоначально заявленного Жилищно-строительным кооперативом "Чайка" требования.
Арбитражному суду Пензенской области судебные расходы по кассационной жалобе распределить после рассмотрения первоначально заявленного ЖСК "Чайка" требования.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 5 августа 2004 года Дело N А 49-50/04-109/27
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Жилищно-строительного кооператива "Чайка", г. Пенза,
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 29.04.2004 по делу N А 49-50/04-109/27
по иску Жилищно-строительного кооператива "Чайка", г. Пенза, к Финансовому управлению администрации города Пензы, 3-е лицо: Управление финансов Пензенской области, город Пенза, о взыскании 61944 руб. 82 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 29.04.2004 отказано в удовлетворении иска Жилищно-строительного кооператива "Чайка" о взыскании с казны г. Пензы в лице ее Финансового управления долга в размере 53742 руб. 03 коп.
В апелляционном порядке законность судебного акта не проверялась.
В кассационной жалобе ЖСК "Чайка" просит отменить принятый по делу судебный акт, дело - направить на новое рассмотрение, считая судебный акт незаконным.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, арбитражный суд кассационной инстанции считает, что решение суда первой инстанции от 29.04.2004 подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
Согласно материалам дела ЖСК "Чайка" обратился в арбитражный суд с иском к Финансовому управлению администрации города Пензы о взыскании убытков, а именно:
- - 49742 руб. - расходы, возникшие в связи с предоставлением с января по декабрь 2003 г. коммунальных услуг членам Кооператива, пользующимся льготами по их оплате согласно Федеральному закону "О ветеранах";
- - 3631 руб. - проценты за пользование чужими денежными средствами в силу ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации;
- - 1927 руб. - расходы, возникшие в связи с предоставлением с января по декабрь 2003 г. коммунальных услуг членам Кооператива, пользующимся льготами по их оплате согласно Федеральному закону "О реабилитации жертв политических репрессий";
- - 6644 руб. 82 коп. - расходы, возникшие в связи с предоставлением с января по декабрь 2003 г. коммунальных услуг членам Кооператива, пользующимся льготами по их оплате согласно Указу Президента Российской Федерации от 05.05.92 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей".
Согласно исковому заявлению указанные расходы возникли у истца в связи с предоставлением льгот за пользование горячей водой, газом; в результате техсодержания, капитального ремонта, очистки.
Исковые требования истцом были уточнены, и он просил взыскать с Финансового управления администрации города Пензы задолженность в размере:
- - 50043 руб. - расходы, возникшие в связи с предоставлением с января по декабрь 2003 г. коммунальных услуг членам Кооператива, пользующимся льготами по их оплате согласно Федеральному закону "О ветеранах";
- - 3699 руб. 03 коп. - расходы, возникшие в связи с предоставлением с января по декабрь 2003 г. коммунальных услуг членам Кооператива, пользующимся льготами по их оплате согласно Указу Президента Российской Федерации от 05.05.92 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей".
Таким образом, путем уточнения иска истец отказался от требования о взыскании убытков и просил взыскать задолженность в размере 53742 руб. 03 коп.
Такое истец объяснил тем, что 22.04.2002 между ним и Управлением социальной защиты населения Первомайского района г. Пензы на 2002 г. был заключен договор на оказание коммунальных услуг, по которому последнее обязалось перечислить истцу средства, поступившие из бюджета Пензенской области на возмещение расходов истца по Федеральному закону "О ветеранах".
Несмотря на то что на 2003 г. такой договор не был заключен, истец считает, что между ним и Управлением социальной защиты населения Первомайского района города Пензы в 2003 г. имелись договорные отношения, включающие элементы договора займа и поручения, предусмотренные ст. ст. 807 и 971 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Истец полагает, что Управлению социальной защиты населения Первомайского района г. Пензы им предоставлялся заем, составляющий разницу между размером полной оплаты коммунальных услуг и суммой льгот членов Кооператива по Федеральному закону "О ветеранах" и Указу Президента Российской Федерации от 05.05.92 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей".
В свою очередь, истец исполнял поручение Управления социальной защиты населения Первомайского района г. Пензы по перечислению денежных средств непосредственно поставщикам жилищно-коммунальных услуг.
Поскольку Управлением социальной защиты населения Первомайского района г. Пензы, являющимся уполномоченным органом Администрации г. Пензы, подписаны акты о размере дебиторской задолженности за 2003 г. перед ЖСК "Чайка", эти документы свидетельствуют о наличии между истцом и Управлением договорных отношений. Следовательно, признанная истцом дебиторская задолженность является задолженностью городского бюджета перед истцом, и она подлежит взысканию за счет казны города Пензы в лице ее финансового органа - Финансового управления администрации г. Пензы.
На основе исследования и оценки материалов дела арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований ЖСК "Чайка" по мотиву отсутствия между истцом и ответчиком договорных отношений и того, что ЖСК "Чайка" является ненадлежащим истцом по делу.
В результате анализа материалов дела арбитражный суд кассационной инстанции приходит к выводу, что по делу имеет место одновременное изменение как предмета, так и основания иска.
Согласно исковому заявлению требование ЖСК "Чайка" заключалось во взыскании убытков в размере 58313 руб. 82 коп. и процентов за пользование чужими денежными средствами в силу ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации - 3631 руб., всего - 61944 руб. 82 коп.
В качестве основания такому требованию были указаны Федеральные законы: "О ветеранах", "О реабилитации жертв политических репрессий", Указ Президента Российской Федерации "О многодетных семьях", в соответствии с которыми истцом предоставлялись коммунальные услуги.
Далее, в соответствии со ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец уточняет предмет иска и просит о взыскании долга в размере 53742 руб. 03 коп. на основании договора на оказание жилищно-коммунальных услуг от 22.04.2002, заключенного между ЖСК "Чайка" и Администрацией Первомайского района г. Пензы и договора на оказание жилищно-коммунальных услуг от 01.07.2003, заключенного ЖСК "Чайка" с Управлением социальной защиты населения г. Пензы.
Несмотря на вышеуказанное обстоятельство, арбитражным судом, тем не менее, принимается и рассматривается уточненное требование ЖСК "Чайка".
При таких обстоятельствах дело подлежит направлению в первую инстанцию Арбитражного суда Пензенской области для рассмотрения первоначально заявленного ЖСК "Чайка" требования.
Арбитражный суд кассационной инстанции считает, что в ходе рассмотрения первоначального требования ЖСК "Чайка" следует установить, в результате предоставления каких коммунальных услуг истцу были причинены убытки.
Убытки подлежат возмещению лицу, предоставившему коммунальные услуги. ЖСК "Чайка" не является поставщиком газа, электричества. Судом это обстоятельство не исследовано и соответствующая оценка не дана.
Следовательно, следует установить, какие коммунальные услуги оказывались непосредственно истцом, так как часть коммунальных услуг ЖСК "Чайка" мог оказывать в силу договоров с поставщиками коммунальных услуг.
Исследование указанного обстоятельства имеет существенное значение для правильного разрешения спора по данному делу.
Определением кассационной инстанции Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 08.07.2004 ЖСК "Чайка" была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины при подаче кассационной жалобы.
В связи с направлением дела для рассмотрения первоначально заявленного ЖСК "Чайка" требования государственная пошлина по кассационной жалобе подлежит распределению по результатам такого рассмотрения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 102, 110, 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда пензенской области от 29.04.2004 по делу N А 49-50/04-109/27 отменить.
Дело N А 49-50/04-109/27 направить в первую инстанцию Арбитражного суда Пензенской области для рассмотрения по существу первоначально заявленного Жилищно-строительным кооперативом "Чайка" требования.
Арбитражному суду Пензенской области судебные расходы по кассационной жалобе распределить после рассмотрения первоначально заявленного ЖСК "Чайка" требования.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)