Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 03.07.2008 ПО ДЕЛУ N А41-9526/08

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 3 июля 2008 г. по делу N А41-9526/08


Резолютивная часть решения объявлена 30 июня 2008 года,
решение изготовлено в полном объеме 3 июля 2008 года.
Арбитражный суд Московской области в составе:
судьи С.
протокол судебного заседания вела судья С.
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Муниципального унитарного предприятия "Управление жилищного хозяйства" Одинцовского муниципального района Московской области (далее - МУП "Управление жилищного хозяйства" Одинцовского муниципального района Московской области, предприятие)
к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - Государственная жилищная инспекция Московской области)
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 1-26-0772-10-2008 от 14 апреля 2008 года
при участии в заседании:
- от заявителя - представитель Г. дов. от 10.10.2007 г.
- от заинтересованного лица - представители Л. доверенность от 22.10.2007 г.,
установил:

в Арбитражный суд Московской области обратилось МУП "Управление жилищного хозяйства" Одинцовского муниципального района Московской области" с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Московской области по делу об административном правонарушении N 1-26-0772-10-2008 от 14 апреля 2008 года по ст. 7.22 КоАП РФ.
Заявитель ссылается на следующее: МУП "УЖХ Одинцовского муниципального района Московской области" не виновно в нарушение правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (не выполнило необходимый ремонт кровли жилого дома), поскольку МУП УЖХ является муниципальным предприятием и финансируется из районного бюджета, а производство капитального ремонта финансируется из бюджета Московской области. Недостаточное финансирование муниципальных предприятий явилось причиной того, что в данном жилом фонде не был произведен необходимый ремонт кровли.
В судебном заседании представитель Госжилинспекции Московской области просил отказать в удовлетворении заявления и пояснил: МУП "УЖХ Одинцовского муниципального района Московской области" обоснованно привлечено к административной ответственности, установленной статьей 7.22 КоАП РФ, поскольку является ответственным лицом за содержание, ремонт и техническую эксплуатацию жилищного фонда по адресу Московская область, гор. Одинцово, ул. Садовая, д. 32.
Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в заявлении и дополнительном заявлении.
Из материалов дела следует:
На основании обращения жильца дома N 32 по ул. Садовая, г. Одинцово, Московской области, Распоряжением начальника Государственной жилищной инспекции Московской области N 1-26-0772-10-2008 от 11 марта 2008 года предписано провести мероприятия по государственному контролю в отношении МУП "Управление жилищного хозяйства Одинцовского муниципального района Московской области" в целях проверки жилищного фонда по адресу Московская область, гор. Одинцово, ул. Садовая, д. 32, кв. 91 (л.д. 58).
31 марта сотрудником Главного управления Московской области Государственной жилищной инспекции ТО N 10 были вынесены уведомления N 1-26-0772-10-2008 о проведении мероприятий по государственному контролю и составлении протокола об административном правонарушении 4 апреля 2008 г. в 10 часов 00 минут. Данное уведомление было отправлено в адрес МУП "Управление жилищного хозяйства" Одинцовского муниципального района Московской области" по почте и через приемную получено предприятием 01.04.2008 г. вх. N 310, о чем имеется соответствующая отметка. (л.д. 59 - 60).
4 февраля 2008 года Государственной жилищной инспекцией Московской области в отношении МУП "Управление жилищного хозяйства Одинцовского муниципального района Московской области" были проведены мероприятия по государственному контролю, о чем был составлен соответствующий Акт N 1-26-0772-10-2008 (л.д. 61).
В результате проведенных проверочных мероприятий Государственной жилищной инспекции Московской области были выявлены нарушения МУП "Управление жилищного хозяйства Одинцовского муниципального района Московской области" выразившееся в том, что продолжительное время, вплоть до 2008 года не применялись меры по содержанию и ремонту жилого дома, расположенного по адресу: Московская область, г. Одинцово, ул. Садовая, дом 32, а именно: в квартире 91 жилого дома имеются следы протечки кровли на потолке в коридоре и комнате (в углу на стене около 3 кв. м), на кухне около вентшахты. Также протечки имеются на лифтовой площадке подъезда. Было выявлено нарушение пунктов 4.6.1.1 и 4.6.1.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ N 170 от 27.09.2003 г.
4 апреля 2008 года сотрудниками административного органа был составлен протокол об административном правонарушении N 1-26-0772-10-2008 в отношении МУП "Управление жилищного хозяйства Одинцовского муниципального района Московской области" и предписание N 1-26-0772-10-2008 об устранении выявленных в ходе проведения контрольных мероприятий нарушений в срок до 1 июля 2008 года (л.д. 63 - 64, 61). Протокол вынесен в присутствии представителя МУП Ж. по доверенности, были сделаны фото.
В этот же день сотрудниками административного органа было вынесено определение N 1-26-0772-10-2008 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении на 14.04.2008 г. в 14 часов ровно. Данное определение было направлено в адрес предприятия посредством факсимильной связи 7.04.2008 года и получено обществом 08.04.2008 года N 320 (л.д. 66).
14 апреля 2008 года заместителем начальника Главного управления Московской области Государственная жилищная инспекция Московской области в отношении МУП "Управление жилищного хозяйства Одинцовского муниципального района Московской области" вынесено Постановление N 1-26-0772-10-2008 по делу об административном правонарушении, которым МУП признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.22 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в минимальном размере 50 000 рублей (л.д. 67).
Не согласившись с вынесенным постановлением, МУП "Управление жилищного хозяйства Одинцовского муниципального района Московской области" обратилось в арбитражный суд.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела в полном объеме, суд находит, что заявление подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 7.22 КоАП РФ установлено, что нарушение лицами ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4 000 руб. до 5000 руб.; на юридических лиц - от 40 000 руб. до 50 000 руб.
В соответствии со ст. 23.55 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 7.21 - 7.23 КоАП РФ, рассматривают органы государственной жилищной инспекции, а согласно Положению о Государственной жилищной инспекции Московской области, утвержденному постановлением Правительства Московской области от 22.12.2003 г. N 729/47, Госжилинспекция Московской области является государственным органом Московской области, специально уполномоченным на осуществление государственного контроля за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его принадлежности и осуществляет указанные функции на территории соответствующего субъекта РФ.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ должностное лицо Госжилинспекции Московской области при проведении действий в рамках дела об административном правонарушении обязано выяснить наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие); виновность лица в совершении административного правонарушения; а также обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Суд находит, что событие административного правонарушения, а именно - невыполнение лицом, ответственным за содержание жилого дома по адресу: Московская область, г. Одинцово, ул. Садовая, д. 32, правил содержания и ремонта жилых домов, установлено собранными по делу доказательствами: актом проведения планового (внепланового) мероприятия по контролю и протоколом об административном правонарушении.
Как следует из объяснений представителя МУП "Управление жилищного хозяйства Одинцовского муниципального района Московской области" не отрицает, что кровля жилого дома находится в неудовлетворительном состоянии, но объясняет непроведение текущих и капитальных работ необходимостью финансирования собственником имущества Администрацией Одинцовского муниципального района согласно ст. 210 ГК РФ, указывает при этом, что в 2004 году ООО "Фасад-155" производила капитальный ремонт кровли во время глубокой осени, работы были произведены не качественно.
Как следует из материалов дела 22 ноября 2007 года между жильцами дома N 32 ул. Садовая гор. Одинцово Московской области и МУП "Управление жилищного хозяйства Одинцовского муниципального района Московской области" заключен договор управления многоквартирным домом. По настоящему договору предприятие по заданию собственника за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по управлению и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, представлять и отстаивать интересы собственника перед ресурсоснабжающими организациями в бесперебойном предоставлении ему коммунальных ресурсов, а также услуг по водоотведению, в случае привлечения третьих лиц для выполнения работ по содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме и оказания прочих услуг контролировать исполнение ими договорных обязательств.
Таким образом, суд считает, что МУП "Управление жилищного хозяйства Одинцовского муниципального района Московской области" является лицом, ответственным за содержание и ремонт жилого дома 32 по ул. Садовая гор. Одинцово Московской области.
Согласно п. 3.3.3 договора собственники дома обязуются за свой счет осуществлять содержание и ремонт принадлежавшего собственнику имущества, оборудования, находящегося внутри его помещения, не относящемуся к общему имуществу.
Согласно общим положениям раздела 2 Правил и норм технической эксплуатации, утвержденных Постановлением Госстроя РФ N 170 от 27 сентября 2003 года, техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств.
Техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д.
Таким образом, лицом, ответственным за содержание жилого дома 32, ул. Садовая, г. Одинцово не были осуществлены действия, обязанность выполнения которых предусмотрена п. п. 4.6.1.2 и 4.6.1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ N 170 от 27.09.2003 г., а именно: не принимались меры по ремонту кровли жилого дома до 2008 года.
Как следует из материалов дела, МУП "Управление жилищного хозяйства Одинцовского муниципального района Московской области" располагает титульным списком на 2008 г. по ремонтным работам, ведет переписку с Д. в которой сообщает о том, что принято решение о выполнении необходимых работ силами ЖЭУ-10, ведет переписку с Главным управлением Московской областной "Государственной жилищной инспекции" о финансировании работ по ремонту кровли (л.д. 17). Доводы заявителя относительно того, что в октябре - ноябре 2004 года ООО "Фосад-155" был проведен некачественный капитальный ремонт кровли жилого дома N 32. 29.10.2007 года МУП "ЖКХ" обратилось с письмом к заместителю руководителя Администрации, как к представителю одного из собственников жилого дома N 32, с просьбой дать указание для проверки сметной документации по ремонту кровли (л.д. 12), а 16.04.2008 года повторно обратилось с просьбой произвести проверку сметной документации на ремонт кровли (л.д. 13), отсутствие финансирования собственника не может дать возможности провести текущий ремонт кровли жилого дома, что, в свою очередь, свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения и вины предприятия, не принимаются судом, поскольку в силу норм Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда при обнаружении неудовлетворительного технического состояния здания, приводящих в негодность жилой фонд, должны быть приняты срочные меры по обеспечению устранений и предупреждению дальнейшего развития приведения в негодное состояние вверенного жилого фонда.
Согласно положениям устава МУП "Управление жилищного хозяйства Одинцовского муниципального района Московской области" предприятие было создано в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли, для достижения указанных целей МУП "Управление жилищного хозяйства" наделено возможностью осуществлять в числе прочих следующие виды деятельности:
- - содержание и эксплуатация жилого фонда и объектов коммунального назначения, своевременный ремонт элементов зданий, гарантирующий беспрерывную работу инженерно-технического оборудования, домов и сооружений;
- - проведение текущего и капитального ремонта жилого фонда;
- - осуществление мероприятий по подготовке жилого фонда к сезонной эксплуатации
- - выполнение функций единого заказчика по реконструкции, текущему и капитальному ремонту объектов жилья;
- - организация и обеспечение текущего содержания, санитарной очистки и ремонта строений, их инженерного оборудования, объектов внешнего благоустройства и озеленения, уборки и ремонта закрепленной территории и вывоза мусора;
- - заключение договоров на оказание жилищно-коммунальных услуг с домовладельцами любых организационно-правовых форм и форм собственности;
- В соответствии с распоряжением Главы Одинцовского района Московской области "О создании муниципального унитарного предприятия "Управление жилищного хозяйства Одинцовского муниципального района Московской области" от 30.12.1995 г. предметом деятельности заявителя является выполнение функций по управлению муниципальным жилищным фондом и жилищным фондом других форм собственности на договорных основах, а также обеспечение населения Одинцовского района и организаций жилищно-коммунальными услугами.
Тот факт, что заявитель является лицом ответственным за содержание жилого дома 32 по ул. Садовая, в г. Одинцово помимо положений устава МУП Управление жилищного хозяйства Одинцовского муниципального района Московской области" подтверждается условиями договора от 21.11.2007 г., заключенного между предприятием и собственниками жилого дома, которым на МУП Управление жилищного хозяйства" возложены функции по организации и осуществлению содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, общего имущества многоквартирного дома и объектов инженерной инфраструктуры, за подготовкой к сезонной эксплуатации в соответствии с действующими нормами и правилами, а также за обеспечением бесперебойного и качественного предоставления потребителям г. Одинцово, ул. Содовая, дом 32 коммунальных услуг (п. 2.1., 2.1.1 - 2.1.9 договора). Кроме того, пунктами 2.1.2. указанного договора предусмотрены обязанность заявителя выполнять функции по организации работ по текущему и капитальному ремонту многоквартирного дома путем привлечения на равноправной основе третьих лиц, а также выполнять иные необходимые действия (функции, обязанности) в отношении муниципального объекта жилищно-коммунального назначения, в пределах полномочий, установленных данным договором.
Суд считает, что ответственность за содержание жилого дома N 32, ул. Садовая г. Одинцово, равно как и обязанность соблюдения правил содержания и ремонта данного жилого дома возникли у МУП со дня начала срока действия договора от 22.11.2007 г.
Судом установлено также, что заявитель в силу условий договора от 23.11.2007 г. (п. 2.1.4.), определял порядок движения денежных средств, поступающих от населения в качестве оплаты за выполненные работы по ремонту (текущему и капитальному) общего имущества многоквартирного жилого дома; информировал организацию, осуществляющую начисление и сбор платежей, о необходимости произвести пользователям жилищно-коммунальных услуг перерасчет в случае отсутствия либо недопоставки указанных услуг. Уставом же МУП предусмотрено осуществление деятельности по аккумулированию на своих счетах денежных средств, поступающих из бюджета и внебюджетных источников на содержание и ремонт объектов жилищно-коммунального хозяйства. Таким образом, заявитель имел возможность за счет средств, полученных от населения, выполнить либо организовать выполнение (путем заключения соответствующего договора подряда с третьим лицом) первоочередных и срочных работ, направленных на обеспечение безопасности людей и предупреждение дальнейшего развития ухудшения состояния жилого фонда (дома).
Факт нахождения жилого дома N 32 по ул. Садовая гор. Одинцово Московской области на балансе МУП "Управление жилищного хозяйства Одинцовского муниципального района Московской области" заявителем не оспаривается, и подтверждается, в свою очередь, договором на управление многоквартирным домом от 22 ноября 2007 года.
Согласно разделу 4 Договора N 1 Размер платы за услуги управления, содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме, а также перечня таких работ и услуг определяется решением общего собрания собственников помещения с учетом мнений Управляющей организации. Размер указанной платы рассчитывается по тарифам установленным (рекомендованным) Органами местного самоуправления.
Заявителя считает, что отсутствует его вина в нарушении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстрой РФ N 170 от 27 сентября 2003 года, в отношении дома N 32 по ул. Садовая гор. Одинцово Московской области в связи с тем, что собственники дома N 32 по ул. Садовая г. Одинцово Московской области не передавали ему возложенную на них ответственность за надлежащее техническое состояние общего имущества многоквартирного дома.




В силу п. 2 ст. 18 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" от 24 декабря 2004 года, ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного жилого дома, сохраняются до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями раздела 8 Жилищного кодекса РФ.
В качестве одного из доказательств того, что МУП "Управление жилищного хозяйства Одинцовского муниципального района Московской области" является лицом, ответственным за содержание и текущий ремонт названного выше жилого дома, заинтересованное лицо указывает на получение им платежей от населения за оплату жилищно-коммунальных услуг, в том числе содержание и текущий ремонт.
На основании изложенного Государственная жилищная инспекция Московской области пришла к выводу, что МУП "Управление жилищного хозяйства Одинцовского муниципального района Московской области" является лицом, виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.22 КоАП РФ.
Суд не принимает довод заявителя о том, что у предприятия не было возможности обеспечить проведение работ по ремонту до дня выявления административного правонарушения, т.к. работы по текущему ремонту оплачиваются из средств бюджета муниципального образования и ремонт должен проводить МУП "УЖХ", а не заявитель. МУП "УЖХ" является собственником и несет ответственность за ненадлежащее состояние дома. МУП Управление жилищного хозяйства Одинцовского муниципального района Московской области" при отсутствии финансирования собственником не может бесплатно выполнять работы, поскольку заявителем не были представлены доказательства обращения к органам местного самоуправления для финансирования капитального и текущего ремонта дома N 32.
Согласно п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ N 10 от 02.06.2004 г. "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Исследовав имеющиеся в материалах дела документы, суд приходит к выводу, что выявленные административным органом в ходе внеплановой проверки нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года N 170, МУП "Управление жилищного хозяйства Одинцовского муниципального района Московской области" правильно квалифицировало административное правонарушение по ст. 7.22 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 7.22 КоАП РФ, нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Таким образом, суд находит, что заявитель привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ обоснованно; подлежащие в соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ выяснению обстоятельства были всесторонне, полно и объективно выяснены Госжилинспекцией Московской области.
Постановление о привлечении МУП Управление жилищного хозяйства Одинцовского муниципального района Московской области" к административной ответственности вынесено в срок, установленный ст. 4.5 КоАП РФ.
Судом не принимаются обстоятельства отягчающие вину, довод ГЖИ Московской области, что в 2004 году был произведен капитальный ремонт крыши жилого дома ООО "Фосад-155", но МУП "Управление жилищного строительства" не обратилось в суд с претензией к ООО "Фосад-155" об устранении недоделок. Поскольку в диспозиции ст. 7.22 КоАП РФ входит ненадлежащее исполнение своих обязанностей по претензионной работе.
Исходя из вышеизложенного, арбитражный суд частично удовлетворяет требования заявителя о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 1-26-0772-10-2008 от 14.04.2008 г. в части снижения размера административного штрафа с 50.000 рублей до минимального размера штрафа 40.000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 170 и 211 АПК РФ, п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ арбитражный суд
решил:

заявление МУП Управление жилищного хозяйства Одинцовского муниципального района Московской области" о признании незаконным и отмены постановления Главного управления Московской области "Государственной жилищной инспекции Московской области" N 1-26-0772-10-2008 от 14 апреля 2008 года - изменить.
Снизить размер административного штрафа с 50.000 рублей до 40.000 рублей.
В остальной части постановление Главного управления Московской области "Государственной жилищной инспекции Московской области" N 1-26-0772-10-2008 от 14 апреля 2008 года оставить без изменения.
Настоящее решение вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке и сроки, установленные ч. 5 ст. 211, ст. 259, 260, 275 - 277 АПК РФ.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)