Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Пущиной Л.Ю.,
судей: Смоляк Л.И., Шелеминой М.М.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Производственное управление водоснабжения и водоотведения города Читы" на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 8 апреля 2009 года по делу N А78-6845/08 (суд первой инстанции: Сидоренко В.А., суд апелляционной инстанции: Доржиев Э.П., Никифорюк Е.О., Лешукова Т.О.),
открытое акционерное общество "Производственное управление водоснабжения и водоотведения города Читы" (далее - ОАО "Водоканал-Чита", общество) обратилось в Арбитражный суд Читинской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Забайкальского края (далее - жилищная инспекция) N 208 от 13.11.2008 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Читинской области от 2 февраля 2009 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 8 апреля 2009 года решение суда от 2 февраля 2009 года отменено. Принято новое решение. В удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с постановлением апелляционной инстанции, общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе.
По мнению заявителя кассационной жалобы, предоставление коммунальных услуг возложено на управляющую организацию - общество с ограниченной ответственностью "Районная Управляющая Эксплуатационная компания" (далее - ООО "РУЭК"), в связи с этим ООО "РУЭК" является исполнителем коммунальных услуг и субъектом административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 КоАП Российской Федерации.
Заявитель жалобы считает, что ОАО "Водоканал-Чита" является ресурсоснабжающей организацией, то есть лицом, осуществляющим продажу коммунальных ресурсов (холодной воды используемой для предоставления коммунальных услуг), и не отвечает за обслуживание внутридомовых инженерных систем.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "РУЭК" отклоняет изложенные в ней доводы, считает постановление апелляционной инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений N 64091, N 64092, N 64093), однако своих представителей в судебное заседание не направили.
Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв 7 июля 2009 года до 10 часов 00 минут 10 июля 2009 года, о чем сделано публичное извещение.
Лица, являющиеся участниками по делу, после перерыва в судебное заседание не явились.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Четвертым арбитражным апелляционным судом норм материального права и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 31.10.2008 должностным лицом жилищной инспекции на основании распоряжения от 17.10.2008 N 985 была проведена внеплановая проверка ОАО "Водоканал-Чита" по вопросу нарушения нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
В ходе проверки жилого дома N 7а, находящегося по адресу: г. Чита, ул. Звездная, выявлено нарушение нормативного уровня обеспечения населения коммунальными услугами - отключено холодное водоснабжение.
По результатам проверки составлены акт от 31.10.2008 N 1182 и протокол об административном правонарушении от 01.11.2008 N 261.
Постановлением от 13.11.2008 N 208 общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 КоАП Российской Федерации, в виде штрафа в размере 5 000 рублей.
Данное обстоятельство явилось основанием для обращения общества в арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд исходил из того, что административным органом не доказана вина общества в совершении вменяемого административного правонарушения.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда и отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из наличия в действиях общества объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП Российской Федерации.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает судебный акт не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Субъектами данного правонарушения признаются должностные лица и юридические лица, обязанные обеспечивать нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила N 307).
Пунктом 3 Правил N 307 установлено, что потребителем коммунальных услуг является гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; а исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Согласно пункту 4 Правил N 307 коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 5 Правил N 307 обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества возникают у исполнителя перед всеми потребителями.
Как установлено материалами дела, согласно Уставу общество создано для обеспечения физических и юридических лиц городского округа "Город Чита" в воде, водоотведении и очистке сточной жидкости, бесперебойного снабжения водой физических и юридических лиц.
В соответствии с пунктом 1 приложения N 1 к Правилам N 307 требованием нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами в части холодного водоснабжения является бесперебойное круглосуточное водоснабжение в течение года. Указанным пунктом установлена допустимая продолжительность перерыва подачи холодной воды: 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца; 4 часа единовременно, а при аварии на тупиковой магистрали - 24 часа.
Из материалов дела следует, что холодная вода в доме по ул. Звездной, 7а была отключена с 16.10.2008, то есть на момент проведения проверки (31.10.2008) холодная вода не поступала более 10 дней. Причиной отключения холодной воды явилась замена обществом старого трубопровода холодной воды на новый, при этом информирование жителей указанного дома не производилось, подвоз воды не осуществлялся.
Доказательств, подтверждающих принятие всех возможных мер по соблюдению установленных правил режима обеспечения населения коммунальными услугами, обществом не представлено.
Согласно условиям договора от 01.05.2008 N 3745, заключенного с ООО "РУЭК", общество обеспечивает подачу питьевой воды по установленному лимиту с давлением 2.5 атм. до границы эксплуатационной ответственности ОАО "Водоканал-Чита" по сетям водоснабжения.
Кроме того, на основании договора N 952 от 01.05.2008, заключенного между ООО "РУЭК" и ОАО "Водоканал-Чита", общество приняло на себя обязанность по обслуживанию внутридомовых сетей общего пользования, холодного водоснабжения и водоотведения жилых домов, в том числе дома по ул. Звездная, 7а.
Также судом установлено, что ОАО "Водоканал-Чита" заключило договоры с жильцами дома N 7а на поставку холодной воды и взимает с жильцов плату за услуги, что подтверждается расчетными книжками жильцов указанного дома, что обществом не опровергнуто.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что именно общество свою обязанность по договору от 01.05.2008 N 3745 не исполнило, так как подачу питьевой воды до границы эксплуатационной ответственности не обеспечило, то есть не выполнило свои обязанности по бесперебойному снабжению холодной водой физических и юридических лиц города Читы, в связи с чем жилищная инспекция, установив наличие в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 КоАП Российской Федерации, правомерно и обоснованно привлекла общество к административной ответственности.
При этом судом апелляционной инстанции правильно не принят во внимание довод общества о том, что оно не может быть субъектом вмененного административного правонарушения, поскольку предприятие является специализированной организацией по текущему обслуживанию внутридомовых сетей холодного водоснабжения и водоотведения домов, в том числе и жилого дома по ул. Звездная, 7а.
В соответствии с разделом 2 Устава основными видами деятельности предприятия являются: управление эксплуатацией жилого фонда; производство отделочных, штукатурных, столярных, плотничных, малярных, стекольных, санитарно-технических, отделочных, электромонтажных, изоляционных, каменных, общестроительных работ, тогда как общество создано в целях удовлетворения потребностей физических и юридических лиц городского округа "Город Чита" в воде, водоотведении и очистке сточной жидкости.
Выводы суда апелляционной инстанции основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя кассационной жалобы по существу направлены на переоценку доказательств, такими полномочиями суд кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не наделен.
Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, по данному делу не установлено.
При таких условиях Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебного акта, в связи с чем постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 8 апреля 2009 года по делу N А78-6845/08 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 10.07.2009 ПО ДЕЛУ N А78-6845/08
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 июля 2009 г. N А78-6845/08
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Пущиной Л.Ю.,
судей: Смоляк Л.И., Шелеминой М.М.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Производственное управление водоснабжения и водоотведения города Читы" на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 8 апреля 2009 года по делу N А78-6845/08 (суд первой инстанции: Сидоренко В.А., суд апелляционной инстанции: Доржиев Э.П., Никифорюк Е.О., Лешукова Т.О.),
установил:
открытое акционерное общество "Производственное управление водоснабжения и водоотведения города Читы" (далее - ОАО "Водоканал-Чита", общество) обратилось в Арбитражный суд Читинской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Забайкальского края (далее - жилищная инспекция) N 208 от 13.11.2008 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Читинской области от 2 февраля 2009 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 8 апреля 2009 года решение суда от 2 февраля 2009 года отменено. Принято новое решение. В удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с постановлением апелляционной инстанции, общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе.
По мнению заявителя кассационной жалобы, предоставление коммунальных услуг возложено на управляющую организацию - общество с ограниченной ответственностью "Районная Управляющая Эксплуатационная компания" (далее - ООО "РУЭК"), в связи с этим ООО "РУЭК" является исполнителем коммунальных услуг и субъектом административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 КоАП Российской Федерации.
Заявитель жалобы считает, что ОАО "Водоканал-Чита" является ресурсоснабжающей организацией, то есть лицом, осуществляющим продажу коммунальных ресурсов (холодной воды используемой для предоставления коммунальных услуг), и не отвечает за обслуживание внутридомовых инженерных систем.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "РУЭК" отклоняет изложенные в ней доводы, считает постановление апелляционной инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений N 64091, N 64092, N 64093), однако своих представителей в судебное заседание не направили.
Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв 7 июля 2009 года до 10 часов 00 минут 10 июля 2009 года, о чем сделано публичное извещение.
Лица, являющиеся участниками по делу, после перерыва в судебное заседание не явились.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Четвертым арбитражным апелляционным судом норм материального права и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 31.10.2008 должностным лицом жилищной инспекции на основании распоряжения от 17.10.2008 N 985 была проведена внеплановая проверка ОАО "Водоканал-Чита" по вопросу нарушения нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
В ходе проверки жилого дома N 7а, находящегося по адресу: г. Чита, ул. Звездная, выявлено нарушение нормативного уровня обеспечения населения коммунальными услугами - отключено холодное водоснабжение.
По результатам проверки составлены акт от 31.10.2008 N 1182 и протокол об административном правонарушении от 01.11.2008 N 261.
Постановлением от 13.11.2008 N 208 общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 КоАП Российской Федерации, в виде штрафа в размере 5 000 рублей.
Данное обстоятельство явилось основанием для обращения общества в арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд исходил из того, что административным органом не доказана вина общества в совершении вменяемого административного правонарушения.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда и отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из наличия в действиях общества объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП Российской Федерации.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает судебный акт не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Субъектами данного правонарушения признаются должностные лица и юридические лица, обязанные обеспечивать нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила N 307).
Пунктом 3 Правил N 307 установлено, что потребителем коммунальных услуг является гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; а исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Согласно пункту 4 Правил N 307 коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 5 Правил N 307 обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества возникают у исполнителя перед всеми потребителями.
Как установлено материалами дела, согласно Уставу общество создано для обеспечения физических и юридических лиц городского округа "Город Чита" в воде, водоотведении и очистке сточной жидкости, бесперебойного снабжения водой физических и юридических лиц.
В соответствии с пунктом 1 приложения N 1 к Правилам N 307 требованием нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами в части холодного водоснабжения является бесперебойное круглосуточное водоснабжение в течение года. Указанным пунктом установлена допустимая продолжительность перерыва подачи холодной воды: 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца; 4 часа единовременно, а при аварии на тупиковой магистрали - 24 часа.
Из материалов дела следует, что холодная вода в доме по ул. Звездной, 7а была отключена с 16.10.2008, то есть на момент проведения проверки (31.10.2008) холодная вода не поступала более 10 дней. Причиной отключения холодной воды явилась замена обществом старого трубопровода холодной воды на новый, при этом информирование жителей указанного дома не производилось, подвоз воды не осуществлялся.
Доказательств, подтверждающих принятие всех возможных мер по соблюдению установленных правил режима обеспечения населения коммунальными услугами, обществом не представлено.
Согласно условиям договора от 01.05.2008 N 3745, заключенного с ООО "РУЭК", общество обеспечивает подачу питьевой воды по установленному лимиту с давлением 2.5 атм. до границы эксплуатационной ответственности ОАО "Водоканал-Чита" по сетям водоснабжения.
Кроме того, на основании договора N 952 от 01.05.2008, заключенного между ООО "РУЭК" и ОАО "Водоканал-Чита", общество приняло на себя обязанность по обслуживанию внутридомовых сетей общего пользования, холодного водоснабжения и водоотведения жилых домов, в том числе дома по ул. Звездная, 7а.
Также судом установлено, что ОАО "Водоканал-Чита" заключило договоры с жильцами дома N 7а на поставку холодной воды и взимает с жильцов плату за услуги, что подтверждается расчетными книжками жильцов указанного дома, что обществом не опровергнуто.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что именно общество свою обязанность по договору от 01.05.2008 N 3745 не исполнило, так как подачу питьевой воды до границы эксплуатационной ответственности не обеспечило, то есть не выполнило свои обязанности по бесперебойному снабжению холодной водой физических и юридических лиц города Читы, в связи с чем жилищная инспекция, установив наличие в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 КоАП Российской Федерации, правомерно и обоснованно привлекла общество к административной ответственности.
При этом судом апелляционной инстанции правильно не принят во внимание довод общества о том, что оно не может быть субъектом вмененного административного правонарушения, поскольку предприятие является специализированной организацией по текущему обслуживанию внутридомовых сетей холодного водоснабжения и водоотведения домов, в том числе и жилого дома по ул. Звездная, 7а.
В соответствии с разделом 2 Устава основными видами деятельности предприятия являются: управление эксплуатацией жилого фонда; производство отделочных, штукатурных, столярных, плотничных, малярных, стекольных, санитарно-технических, отделочных, электромонтажных, изоляционных, каменных, общестроительных работ, тогда как общество создано в целях удовлетворения потребностей физических и юридических лиц городского округа "Город Чита" в воде, водоотведении и очистке сточной жидкости.
Выводы суда апелляционной инстанции основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя кассационной жалобы по существу направлены на переоценку доказательств, такими полномочиями суд кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не наделен.
Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, по данному делу не установлено.
При таких условиях Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебного акта, в связи с чем постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 8 апреля 2009 года по делу N А78-6845/08 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Л.Ю.ПУЩИНА
Л.Ю.ПУЩИНА
Судьи:
Л.И.СМОЛЯК
М.М.ШЕЛЕМИНА
Л.И.СМОЛЯК
М.М.ШЕЛЕМИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)