Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 ноября 2011 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Кувшинова В.Е., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания Кольберг Н.В., с участием:
от ООО "Управляющая организация "Жилье-16-1" - представителя Ступак Е.Н. (доверенность от 21 января 2011 года),
от ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы - представителя Марушкина А.А. (доверенность от 01 сентября 2011 года N 04-04/009865),
от третьего лица: Управления Федеральной налоговой службы по Пензенской области - представителя Марушкина А.А. (доверенность от 14 ноября 2011 года),
рассмотрев в открытом судебном заседании 14 ноября 2011 года апелляционные жалобы ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы, Управления Федеральной налоговой службы по Пензенской области
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 12 сентября 2011 года по делу N А49-65/2011, судья Стрелкова Е.А., принятое по заявлению ООО "Управляющая организация "Жилье-16-1", ОГРН 1075836003430, г. Пенза, к ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы, г. Пенза, третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Пензенской области, г. Пенза, о признании недействительными решения от 30 сентября 2010 года N 1127 в части, решения от 30 сентября 2010 года N 1116 в части, решения от 01 октября 2010 года N 1161 в части, решения от 01 октября 2010 года N 1126,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Жилье-16-1" (далее - ООО "УО "Жилье-16-1", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением (с учетом определения суда от 22 февраля 2011 года о выделении требований в отдельное производство) о признании недействительными решения ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы (далее - налоговый орган) от 30 сентября 2010 года N 1127 в части предложения налогоплательщику зачесть переплату по НДС в счет доначисленных сумм в размере 220 788 руб. и в части уменьшения предъявленного к возмещению из бюджета в завышенных размерах НДС в сумме 104 620 руб. и решения от 30 сентября 2010 года N 1116 об отказе в возмещении суммы НДС, заявленной к возмещению, в части отказа в возмещении НДС в сумме 104 620 руб., а также о признании недействительными решения от 01 октября 2010 года N 1161 в части предложения налогоплательщику зачесть переплату по НДС в счет доначисленных сумм в размере 172 959 руб. и в части уменьшения предъявленного к возмещению из бюджета в завышенных размерах НДС в сумме 1 545 809 руб. и решения от 01 октября 2010 года N 1126 об отказе в возмещении суммы НДС, заявленной к возмещению, в части отказа в возмещении НДС в сумме в сумме 1 545 809 руб.
Определением суда от 03 марта 2011 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Пензенской области (далее - УФНС по Пензенской области).
Определением суда от 25 апреля 2011 года производство по делу было приостановлено. После устранения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления производства по делу, определением суда от 07 июля 2011 года производство по делу возобновлено.
Решением суда от 12 сентября 2011 года заявленные требования ООО "Управляющая организация "Жилье-16-1" удовлетворены, решения ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы от 30 сентября 2010 года N 1127 в части предложения налогоплательщику зачесть переплату по НДС в счет доначисленных сумм в размере 220 788 руб. и в части уменьшения предъявленного к возмещению из бюджета в завышенных размерах НДС в 3 квартале 2009 года в сумме 104 620 руб., от 30 сентября 2010 года N 1116 об отказе в возмещении суммы НДС, заявленной к возмещению, в части отказа в возмещении НДС в сумме 104620 руб., от 01 октября 2010 года N 1161 в части предложения налогоплательщику зачесть переплату по НДС в счет доначисленных сумм в размере 172959 руб. и в части уменьшения предъявленного к возмещению из бюджета в завышенных размерах НДС в 4 квартале 2009 года в сумме 1 545 809 руб.; от 01 октября 2010 года N 1126 об отказе в возмещении суммы НДС, заявленной к возмещению, в части отказа в возмещении НДС в сумме в сумме 1 545 809 руб. признаны недействительными, как не соответствующие Налоговому кодексу Российской Федерации.
В апелляционной жалобе ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, нарушение норм материального права.
В апелляционной жалобе УФНС по Пензенской области просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, в удовлетворении заявленных требований ООО "Управляющая организация "Жилье-16-1" отказать, ссылаясь на нарушение норм материального права.
В отзыве на апелляционные жалобы общество просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
В судебном заседании представитель налоговых органов поддержал доводы апелляционных жалоб, просил решение суда отменить, в удовлетворении заявления ООО "УО "Жилье-16-1" отказать.
Представитель общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и просил оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "Управляющая организация "Жилье-16-1" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1075836003430 (т. 1, л.д. 62 - 69).
Заявителем 06 апреля 2010 года в адрес налогового органа была представлена уточненная налоговая декларация за 3 квартал 2009 года, в соответствии с которой общая сумма НДС, подлежащая вычету, заявлена в размере 486 118 руб., сумма НДС, исчисленная к возмещению - 104 620 руб.
Налоговым органом проведена камеральная проверка уточненной налоговой декларации, по результатам которой составлен акт N 3703 от 21 июля 2010 года (т. 1, л.д. 70 - 77). Проверкой установлены неуплата НДС в сумме 220 788 руб., завышение НДС, предъявленного к возмещению из бюджета, в 3 квартале 2009 года в сумме 104 620 руб.
По результатам рассмотрения акта камеральной проверки N 3703 налоговым органом приняты решение N 1127 от 30 сентября 2010 года, которым заявителю предложено зачесть переплату по НДС в счет доначисленных сумм в размере 220788 руб., уменьшить предъявленный к возмещению из бюджета в завышенных размерах НДС за 3 квартал 2009 года в сумме 104 620 руб. (т. 1, л.д. 78 - 84), и решение N 1116 об отказе в возмещении суммы НДС, заявленной к возмещению от 30 сентября 2010 года, которым заявителю отказано в возмещении НДС в сумме 104 620 руб. (т. 1, л.д. 85).
Обществом 07 апреля 2010 года в адрес налогового органа была представлена уточненная налоговая декларация за 4 квартал 2009 года, в соответствии с которой общая сумма НДС, подлежащая вычету, заявлена в размере 2557018 руб., сумма НДС, исчисленная к возмещению - 1593438 руб.
Налоговым органом проведена камеральная проверка данной уточненной налоговой декларации, по результатам которой составлен акт N 3745 от 21 июля 2010 года (т. 1, л.д. 99 - 107, т. 4, л.д. 109 - 118). Проверкой установлены следующие нарушения: неуплата НДС в сумме 172959 руб., завышение НДС, предъявленного к возмещению из бюджета в 4 квартале 2009 года в сумме 1593438 руб.
По результатам рассмотрения акта камеральной проверки N 3745 налоговым органом приняты решение N 1161 от 01 октября 2010 года, которым заявителю предложено зачесть переплату по НДС в счет доначисленных сумм в размере 172959 руб., уменьшить предъявленный к возмещению из бюджета в завышенных размерах НДС за 4 квартал 2009 года в сумме 1593438 руб. (т. 1, л.д. 108 - 113), и решение N 1126 об отказе в возмещении суммы НДС, заявленной к возмещению от 01 октября 2010 года, которым заявителю отказано в возмещении НДС в сумме 1593438 руб. (т. 1, л.д. 114).
Заявитель обжаловал указанные выше решения в апелляционном порядке в УФНС по Пензенской области, которое решениями N 11-47/197 от 19 ноября 2010 года и N 11-47/224 от 19 ноября 2010 года оспариваемые решения налогового органа утвердило, апелляционные жалобы заявителя оставило без удовлетворения (т. 1, л.д. 86 - 97, 116 - 127).
Как следует из оспариваемых решений, причиной отказа налогового органа в предоставлении налоговых вычетов по НДС послужило то, что налогоплательщик во исполнение Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О фонде содействия по реформированию жилищно-коммунального хозяйства" производил оплату в адрес подрядчиков за услуги по капитальному ремонту жилищного фонда за счет бюджетных средств. Полученные средства в налоговую базу не включались, в связи с чем принятие к вычету суммы НДС, по мнению налогового органа, является неправомерным. Заявитель является лишь посредником между подрядной организацией, осуществляющей ремонт, и собственниками имущества, денежные средства на оплату подрядных работ проход или через счета заявителя "транзитом", сам он не нес никаких затрат и не выполнял никаких работ. Принятие к вычету (возмещению) сумм НДС, оплаченных за счет бюджетных средств, приведет к повторному возмещению налога из бюджета.
Данный вывод налогового органа является ошибочным, основан на неверном толковании норм права и не подтвержден материалами дела.
В силу положений ст. 143 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) организации, реализующие товары (работы, услуги) на территории Российской Федерации, являются плательщиками налога на добавленную стоимость.
Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон N 185-ФЗ) в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан и стимулирования реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий создана государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Реализация указанных целей достигается Фондом, в частности, путем предоставления финансовой поддержки за счет средств фонда на основании заявок (п. 2 ст. 4 Федерального закона N 185-ФЗ).
Статьей 18 Федерального закона N 185-ФЗ установлено, что обязательным условием предоставления финансовой поддержки за счет средств фонда является долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) бюджета муниципального образования, находящегося на территории указанного субъекта Российской Федерации и претендующего на предоставление финансовой поддержки за счет средств фонда. Объем долевого финансирования определяется соответственно субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием.
В силу п. 6 ст. 20 Федерального закона. N 185-ФЗ участие в финансировании капитального ремонта многоквартирного дома собственников жилых помещений определяется в размере не менее чем пять процентов общего объема средств, предоставляемых на проведение капитального ремонта многоквартирного дома.
Как следует из устава ООО "УО "Жилье-16-1", предметом деятельности общества являются управление многоквартирными жилыми домами, обеспечение содержание и ремонта многоквартирных жилых домов, заключение договоров на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома с организациями различных форм собственности, заключение договоров на оказание коммунальных услуг в жилищном и нежилом фонде, подготовка предложений и необходимой документации для капитального ремонта многоквартирных жилых домов и т.п. (т. 1, л.д. 41 - 52).
Протоколами собрания собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресу: г. Пенза, ул. Экспериментальная дома 1, 2, 3, 4, 8, 10, 11, 13,14, 15 и 16 выбран способ управления многоквартирными домами - управление управляющей организацией, управляющей организацией выбрана ООО "УО "Жилье-16-1".
На основании данных решений ООО "УО "Жилье-16-1" заключены договоры управления многоквартирными домами (между управляющей организацией и собственником помещения) от 12 декабря 2007 года и от 15 декабря 2007 года (т. 4, л.д. 30 - 57).
Общество является получателем бюджетных средств в соответствии с Федеральным законом N 185-ФЗ, постановлением главы администрации города Пензы от 22 августа 2008 года N 1420 "Об утверждении порядка выплаты товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом либо собственниками помещений в многоквартирном доме средств на долевое финансирование капитального ремонта жилого многоквартирного дома" и договором N 45 о предоставлении субсидий на целевые расходы по капитальному ремонту многоквартирных домов от 08 июня 2009 года (т. 5, л.д. 47 - 48).
Согласно справке о финансировании расходов по капитальному ремонту в г. Пензе 2009 году от 02 февраля 2011 года N 161/5, платежным поручениям, выпискам по лицевому счету заявителю в 2009 году из бюджетов различных уровней были выделены денежные средства на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, находящихся в управлении общества, в сумме 13400714 руб. (т. 4, л.д. 29; т. 5, л.д. 47 - 65).
Силами подрядных организаций на основании договоров подряда на выполнение работ по капитальному ремонту общество в 2009 году проводило капитальный ремонт многоквартирных домов, находящихся в его управлении.
Подрядчиками в адрес налогоплательщика за ремонт выставлялись счета-фактуры с выделением НДС. Оплата услуг по ремонту производилась за счет средств, предназначенных для финансирования проведения капитального ремонта многоквартирных домов. Оказанные подрядными организациями услуги по капитальному ремонту жилых домов отражены заявителем в бухгалтерском и налоговом учете, что подтверждается данными по счетам бухгалтерского учета 76.09., 91.02, 60.01, данными книг покупок и продаж (т. 1, л.д. 128 - 135, т. 2, л.д. 1 - 158, т. 3, л.д. 1 - 55).
Заявителем 06 апреля 2010 года в адрес налогового органа была представлена уточненная налоговая декларация за 3 квартал 2009 года, в соответствии с которой налоговая база по НДС за 3 квартал 2009 года составила 2491786 руб.; общая сумма НДС, исчисленная с учетом восстановленных сумм налога - 381498 руб.; общая сумма НДС, подлежащая вычету, заявлена в размере 486118 руб.; сумма НДС, исчисленная к возмещению - 104620 руб.
Заявителем 07 апреля 2010 года в адрес налогового органа была представлена уточненная налоговая декларация за 4 квартал 2009 года, в соответствии с которой налоговая база по НДС за 4 квартал 2009 года составила 6297363 руб.; общая сумма НДС, исчисленная с учетом восстановленных сумм налога - 963580 руб.; общая сумма НДС, подлежащая вычету, заявлена в размере 2557018 руб.; сумма НДС, исчисленная к возмещению - 1593438 руб.
Согласно данным декларациям налогоплательщиком в налоговую базу от реализации товаров (работ, услуг) не включены субсидии на покрытие 95% стоимости капитального ремонта многоквартирных домов, полученные из бюджетов различных уровней в соответствии с Федеральным законом N 185-ФЗ.
То, что перечисленные обществу денежные средства являются субсидиями и были израсходованы заявителем по целевому назначению, налоговый орган не оспаривает.
Исходя из положений пункта 2 статьи 154, пункта 1 статьи 162 НК РФ, пункта 2 статьи 162, пункта 1 статьи 153, пункта 2 статьи 154, пункта 1 статьи 156, пункта 2 статьи 158, пункта 1 статьи 159, подпункта 2 пункта 1 статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации, бюджетные средства, полученные заявителем от управления жилищно-коммунального хозяйства города Пензы на основании договора N 45 от 08 июня 2009 года о предоставлении субсидий на целевые расходы по капитальному ремонту многоквартирных домов подпадают под понятие субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с реализацией налогоплательщиком услуг по капитальному ремонту многоквартирных домов с учетом льгот, предоставляемых собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в региональную адресную программу по про ведению капитального ремонта многоквартирных домов.
При таких обстоятельствах налоговая база должна определяться в соответствии с пунктом 2 статьи 154 НК РФ как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации, то есть без учета денежных средств, поступивших из бюджета в качестве субсидий.
Согласно статьям 171, 172 НК РФ налогоплательщик НДС имеет право уменьшить общую сумму налога на суммы налога, предъявленные ему и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.
Пунктом 1 статьи 176 НК РФ предусмотрено, что в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 2 пункта 1 статьи 146 НК РФ, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату).
Как следует из материалов дела, фактическое выполнение работ (оказание услуг) и их оплата налоговым органом не оспариваются.
Довод представителей налогового органа о том, что рассматриваемые операции не являются объектом налогообложения НДС, в связи с чем общество не имеет право на налоговые вычеты, противоречат приведенным нормам законодательства, а также правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях Президиума от 01 апреля 2008 года N 12611/07 и N 13419/07, от 16 ноября 2010 года N 10841/10.
Первичные бухгалтерские документы оформлены налогоплательщиком в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", счета-фактуры соответствуют требованиям статьи 169 НК РФ.
Довод налогового органа о неправомерном применении вычетов в связи с бюджетным финансированием несостоятельны. Право налогоплательщика на налоговый вычет не ставится в зависимость от источника поступления этих денежных средств, при условии соблюдения налогоплательщиком законодательно установленных правил предъявления к налоговому вычету НДС.
Данная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04 сентября 2007 года N 3266/07.
На основании изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что у налогового органа отсутствовали основания для вывода о необоснованном применении заявителем налоговых вычетов по НДС за 3 и 4 кварталы 2009 года и для отказа в возмещении НДС.
При таких обстоятельствах решения налогового органа в оспариваемой части противоречат законодательству о налогах и сборах и нарушают права и законные интересы заявителя, в связи с чем обоснованно признаны судом первой инстанции недействительными.
Приведенные в апелляционных жалобах доводы не опровергают выводов суда первой инстанции и не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда по основаниям, предусмотренным статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного решение суда от 12 сентября 2011 года следует оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы и Управление Федеральной налоговой службы по Пензенской области, однако взысканию не подлежат на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 12 сентября 2011 года по делу N А49-65/2011 оставить без изменения, апелляционные жалобы ИФНС России по Ленинскому району г.Пензы, Управления Федеральной налоговой службы по Пензенской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.Г.ФИЛИППОВА
Судьи
В.Е.КУВШИНОВ
Е.Г.ПОПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.11.2011 ПО ДЕЛУ N А49-65/2011
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 ноября 2011 г. по делу N А49-65/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 ноября 2011 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Кувшинова В.Е., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания Кольберг Н.В., с участием:
от ООО "Управляющая организация "Жилье-16-1" - представителя Ступак Е.Н. (доверенность от 21 января 2011 года),
от ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы - представителя Марушкина А.А. (доверенность от 01 сентября 2011 года N 04-04/009865),
от третьего лица: Управления Федеральной налоговой службы по Пензенской области - представителя Марушкина А.А. (доверенность от 14 ноября 2011 года),
рассмотрев в открытом судебном заседании 14 ноября 2011 года апелляционные жалобы ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы, Управления Федеральной налоговой службы по Пензенской области
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 12 сентября 2011 года по делу N А49-65/2011, судья Стрелкова Е.А., принятое по заявлению ООО "Управляющая организация "Жилье-16-1", ОГРН 1075836003430, г. Пенза, к ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы, г. Пенза, третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Пензенской области, г. Пенза, о признании недействительными решения от 30 сентября 2010 года N 1127 в части, решения от 30 сентября 2010 года N 1116 в части, решения от 01 октября 2010 года N 1161 в части, решения от 01 октября 2010 года N 1126,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Жилье-16-1" (далее - ООО "УО "Жилье-16-1", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением (с учетом определения суда от 22 февраля 2011 года о выделении требований в отдельное производство) о признании недействительными решения ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы (далее - налоговый орган) от 30 сентября 2010 года N 1127 в части предложения налогоплательщику зачесть переплату по НДС в счет доначисленных сумм в размере 220 788 руб. и в части уменьшения предъявленного к возмещению из бюджета в завышенных размерах НДС в сумме 104 620 руб. и решения от 30 сентября 2010 года N 1116 об отказе в возмещении суммы НДС, заявленной к возмещению, в части отказа в возмещении НДС в сумме 104 620 руб., а также о признании недействительными решения от 01 октября 2010 года N 1161 в части предложения налогоплательщику зачесть переплату по НДС в счет доначисленных сумм в размере 172 959 руб. и в части уменьшения предъявленного к возмещению из бюджета в завышенных размерах НДС в сумме 1 545 809 руб. и решения от 01 октября 2010 года N 1126 об отказе в возмещении суммы НДС, заявленной к возмещению, в части отказа в возмещении НДС в сумме в сумме 1 545 809 руб.
Определением суда от 03 марта 2011 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Пензенской области (далее - УФНС по Пензенской области).
Определением суда от 25 апреля 2011 года производство по делу было приостановлено. После устранения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления производства по делу, определением суда от 07 июля 2011 года производство по делу возобновлено.
Решением суда от 12 сентября 2011 года заявленные требования ООО "Управляющая организация "Жилье-16-1" удовлетворены, решения ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы от 30 сентября 2010 года N 1127 в части предложения налогоплательщику зачесть переплату по НДС в счет доначисленных сумм в размере 220 788 руб. и в части уменьшения предъявленного к возмещению из бюджета в завышенных размерах НДС в 3 квартале 2009 года в сумме 104 620 руб., от 30 сентября 2010 года N 1116 об отказе в возмещении суммы НДС, заявленной к возмещению, в части отказа в возмещении НДС в сумме 104620 руб., от 01 октября 2010 года N 1161 в части предложения налогоплательщику зачесть переплату по НДС в счет доначисленных сумм в размере 172959 руб. и в части уменьшения предъявленного к возмещению из бюджета в завышенных размерах НДС в 4 квартале 2009 года в сумме 1 545 809 руб.; от 01 октября 2010 года N 1126 об отказе в возмещении суммы НДС, заявленной к возмещению, в части отказа в возмещении НДС в сумме в сумме 1 545 809 руб. признаны недействительными, как не соответствующие Налоговому кодексу Российской Федерации.
В апелляционной жалобе ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, нарушение норм материального права.
В апелляционной жалобе УФНС по Пензенской области просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, в удовлетворении заявленных требований ООО "Управляющая организация "Жилье-16-1" отказать, ссылаясь на нарушение норм материального права.
В отзыве на апелляционные жалобы общество просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
В судебном заседании представитель налоговых органов поддержал доводы апелляционных жалоб, просил решение суда отменить, в удовлетворении заявления ООО "УО "Жилье-16-1" отказать.
Представитель общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и просил оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "Управляющая организация "Жилье-16-1" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1075836003430 (т. 1, л.д. 62 - 69).
Заявителем 06 апреля 2010 года в адрес налогового органа была представлена уточненная налоговая декларация за 3 квартал 2009 года, в соответствии с которой общая сумма НДС, подлежащая вычету, заявлена в размере 486 118 руб., сумма НДС, исчисленная к возмещению - 104 620 руб.
Налоговым органом проведена камеральная проверка уточненной налоговой декларации, по результатам которой составлен акт N 3703 от 21 июля 2010 года (т. 1, л.д. 70 - 77). Проверкой установлены неуплата НДС в сумме 220 788 руб., завышение НДС, предъявленного к возмещению из бюджета, в 3 квартале 2009 года в сумме 104 620 руб.
По результатам рассмотрения акта камеральной проверки N 3703 налоговым органом приняты решение N 1127 от 30 сентября 2010 года, которым заявителю предложено зачесть переплату по НДС в счет доначисленных сумм в размере 220788 руб., уменьшить предъявленный к возмещению из бюджета в завышенных размерах НДС за 3 квартал 2009 года в сумме 104 620 руб. (т. 1, л.д. 78 - 84), и решение N 1116 об отказе в возмещении суммы НДС, заявленной к возмещению от 30 сентября 2010 года, которым заявителю отказано в возмещении НДС в сумме 104 620 руб. (т. 1, л.д. 85).
Обществом 07 апреля 2010 года в адрес налогового органа была представлена уточненная налоговая декларация за 4 квартал 2009 года, в соответствии с которой общая сумма НДС, подлежащая вычету, заявлена в размере 2557018 руб., сумма НДС, исчисленная к возмещению - 1593438 руб.
Налоговым органом проведена камеральная проверка данной уточненной налоговой декларации, по результатам которой составлен акт N 3745 от 21 июля 2010 года (т. 1, л.д. 99 - 107, т. 4, л.д. 109 - 118). Проверкой установлены следующие нарушения: неуплата НДС в сумме 172959 руб., завышение НДС, предъявленного к возмещению из бюджета в 4 квартале 2009 года в сумме 1593438 руб.
По результатам рассмотрения акта камеральной проверки N 3745 налоговым органом приняты решение N 1161 от 01 октября 2010 года, которым заявителю предложено зачесть переплату по НДС в счет доначисленных сумм в размере 172959 руб., уменьшить предъявленный к возмещению из бюджета в завышенных размерах НДС за 4 квартал 2009 года в сумме 1593438 руб. (т. 1, л.д. 108 - 113), и решение N 1126 об отказе в возмещении суммы НДС, заявленной к возмещению от 01 октября 2010 года, которым заявителю отказано в возмещении НДС в сумме 1593438 руб. (т. 1, л.д. 114).
Заявитель обжаловал указанные выше решения в апелляционном порядке в УФНС по Пензенской области, которое решениями N 11-47/197 от 19 ноября 2010 года и N 11-47/224 от 19 ноября 2010 года оспариваемые решения налогового органа утвердило, апелляционные жалобы заявителя оставило без удовлетворения (т. 1, л.д. 86 - 97, 116 - 127).
Как следует из оспариваемых решений, причиной отказа налогового органа в предоставлении налоговых вычетов по НДС послужило то, что налогоплательщик во исполнение Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О фонде содействия по реформированию жилищно-коммунального хозяйства" производил оплату в адрес подрядчиков за услуги по капитальному ремонту жилищного фонда за счет бюджетных средств. Полученные средства в налоговую базу не включались, в связи с чем принятие к вычету суммы НДС, по мнению налогового органа, является неправомерным. Заявитель является лишь посредником между подрядной организацией, осуществляющей ремонт, и собственниками имущества, денежные средства на оплату подрядных работ проход или через счета заявителя "транзитом", сам он не нес никаких затрат и не выполнял никаких работ. Принятие к вычету (возмещению) сумм НДС, оплаченных за счет бюджетных средств, приведет к повторному возмещению налога из бюджета.
Данный вывод налогового органа является ошибочным, основан на неверном толковании норм права и не подтвержден материалами дела.
В силу положений ст. 143 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) организации, реализующие товары (работы, услуги) на территории Российской Федерации, являются плательщиками налога на добавленную стоимость.
Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон N 185-ФЗ) в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан и стимулирования реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий создана государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Реализация указанных целей достигается Фондом, в частности, путем предоставления финансовой поддержки за счет средств фонда на основании заявок (п. 2 ст. 4 Федерального закона N 185-ФЗ).
Статьей 18 Федерального закона N 185-ФЗ установлено, что обязательным условием предоставления финансовой поддержки за счет средств фонда является долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) бюджета муниципального образования, находящегося на территории указанного субъекта Российской Федерации и претендующего на предоставление финансовой поддержки за счет средств фонда. Объем долевого финансирования определяется соответственно субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием.
В силу п. 6 ст. 20 Федерального закона. N 185-ФЗ участие в финансировании капитального ремонта многоквартирного дома собственников жилых помещений определяется в размере не менее чем пять процентов общего объема средств, предоставляемых на проведение капитального ремонта многоквартирного дома.
Как следует из устава ООО "УО "Жилье-16-1", предметом деятельности общества являются управление многоквартирными жилыми домами, обеспечение содержание и ремонта многоквартирных жилых домов, заключение договоров на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома с организациями различных форм собственности, заключение договоров на оказание коммунальных услуг в жилищном и нежилом фонде, подготовка предложений и необходимой документации для капитального ремонта многоквартирных жилых домов и т.п. (т. 1, л.д. 41 - 52).
Протоколами собрания собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресу: г. Пенза, ул. Экспериментальная дома 1, 2, 3, 4, 8, 10, 11, 13,14, 15 и 16 выбран способ управления многоквартирными домами - управление управляющей организацией, управляющей организацией выбрана ООО "УО "Жилье-16-1".
На основании данных решений ООО "УО "Жилье-16-1" заключены договоры управления многоквартирными домами (между управляющей организацией и собственником помещения) от 12 декабря 2007 года и от 15 декабря 2007 года (т. 4, л.д. 30 - 57).
Общество является получателем бюджетных средств в соответствии с Федеральным законом N 185-ФЗ, постановлением главы администрации города Пензы от 22 августа 2008 года N 1420 "Об утверждении порядка выплаты товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом либо собственниками помещений в многоквартирном доме средств на долевое финансирование капитального ремонта жилого многоквартирного дома" и договором N 45 о предоставлении субсидий на целевые расходы по капитальному ремонту многоквартирных домов от 08 июня 2009 года (т. 5, л.д. 47 - 48).
Согласно справке о финансировании расходов по капитальному ремонту в г. Пензе 2009 году от 02 февраля 2011 года N 161/5, платежным поручениям, выпискам по лицевому счету заявителю в 2009 году из бюджетов различных уровней были выделены денежные средства на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, находящихся в управлении общества, в сумме 13400714 руб. (т. 4, л.д. 29; т. 5, л.д. 47 - 65).
Силами подрядных организаций на основании договоров подряда на выполнение работ по капитальному ремонту общество в 2009 году проводило капитальный ремонт многоквартирных домов, находящихся в его управлении.
Подрядчиками в адрес налогоплательщика за ремонт выставлялись счета-фактуры с выделением НДС. Оплата услуг по ремонту производилась за счет средств, предназначенных для финансирования проведения капитального ремонта многоквартирных домов. Оказанные подрядными организациями услуги по капитальному ремонту жилых домов отражены заявителем в бухгалтерском и налоговом учете, что подтверждается данными по счетам бухгалтерского учета 76.09., 91.02, 60.01, данными книг покупок и продаж (т. 1, л.д. 128 - 135, т. 2, л.д. 1 - 158, т. 3, л.д. 1 - 55).
Заявителем 06 апреля 2010 года в адрес налогового органа была представлена уточненная налоговая декларация за 3 квартал 2009 года, в соответствии с которой налоговая база по НДС за 3 квартал 2009 года составила 2491786 руб.; общая сумма НДС, исчисленная с учетом восстановленных сумм налога - 381498 руб.; общая сумма НДС, подлежащая вычету, заявлена в размере 486118 руб.; сумма НДС, исчисленная к возмещению - 104620 руб.
Заявителем 07 апреля 2010 года в адрес налогового органа была представлена уточненная налоговая декларация за 4 квартал 2009 года, в соответствии с которой налоговая база по НДС за 4 квартал 2009 года составила 6297363 руб.; общая сумма НДС, исчисленная с учетом восстановленных сумм налога - 963580 руб.; общая сумма НДС, подлежащая вычету, заявлена в размере 2557018 руб.; сумма НДС, исчисленная к возмещению - 1593438 руб.
Согласно данным декларациям налогоплательщиком в налоговую базу от реализации товаров (работ, услуг) не включены субсидии на покрытие 95% стоимости капитального ремонта многоквартирных домов, полученные из бюджетов различных уровней в соответствии с Федеральным законом N 185-ФЗ.
То, что перечисленные обществу денежные средства являются субсидиями и были израсходованы заявителем по целевому назначению, налоговый орган не оспаривает.
Исходя из положений пункта 2 статьи 154, пункта 1 статьи 162 НК РФ, пункта 2 статьи 162, пункта 1 статьи 153, пункта 2 статьи 154, пункта 1 статьи 156, пункта 2 статьи 158, пункта 1 статьи 159, подпункта 2 пункта 1 статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации, бюджетные средства, полученные заявителем от управления жилищно-коммунального хозяйства города Пензы на основании договора N 45 от 08 июня 2009 года о предоставлении субсидий на целевые расходы по капитальному ремонту многоквартирных домов подпадают под понятие субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с реализацией налогоплательщиком услуг по капитальному ремонту многоквартирных домов с учетом льгот, предоставляемых собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в региональную адресную программу по про ведению капитального ремонта многоквартирных домов.
При таких обстоятельствах налоговая база должна определяться в соответствии с пунктом 2 статьи 154 НК РФ как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации, то есть без учета денежных средств, поступивших из бюджета в качестве субсидий.
Согласно статьям 171, 172 НК РФ налогоплательщик НДС имеет право уменьшить общую сумму налога на суммы налога, предъявленные ему и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.
Пунктом 1 статьи 176 НК РФ предусмотрено, что в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 2 пункта 1 статьи 146 НК РФ, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату).
Как следует из материалов дела, фактическое выполнение работ (оказание услуг) и их оплата налоговым органом не оспариваются.
Довод представителей налогового органа о том, что рассматриваемые операции не являются объектом налогообложения НДС, в связи с чем общество не имеет право на налоговые вычеты, противоречат приведенным нормам законодательства, а также правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях Президиума от 01 апреля 2008 года N 12611/07 и N 13419/07, от 16 ноября 2010 года N 10841/10.
Первичные бухгалтерские документы оформлены налогоплательщиком в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", счета-фактуры соответствуют требованиям статьи 169 НК РФ.
Довод налогового органа о неправомерном применении вычетов в связи с бюджетным финансированием несостоятельны. Право налогоплательщика на налоговый вычет не ставится в зависимость от источника поступления этих денежных средств, при условии соблюдения налогоплательщиком законодательно установленных правил предъявления к налоговому вычету НДС.
Данная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04 сентября 2007 года N 3266/07.
На основании изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что у налогового органа отсутствовали основания для вывода о необоснованном применении заявителем налоговых вычетов по НДС за 3 и 4 кварталы 2009 года и для отказа в возмещении НДС.
При таких обстоятельствах решения налогового органа в оспариваемой части противоречат законодательству о налогах и сборах и нарушают права и законные интересы заявителя, в связи с чем обоснованно признаны судом первой инстанции недействительными.
Приведенные в апелляционных жалобах доводы не опровергают выводов суда первой инстанции и не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда по основаниям, предусмотренным статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного решение суда от 12 сентября 2011 года следует оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы и Управление Федеральной налоговой службы по Пензенской области, однако взысканию не подлежат на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 12 сентября 2011 года по делу N А49-65/2011 оставить без изменения, апелляционные жалобы ИФНС России по Ленинскому району г.Пензы, Управления Федеральной налоговой службы по Пензенской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.Г.ФИЛИППОВА
Судьи
В.Е.КУВШИНОВ
Е.Г.ПОПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)