Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 09.11.2010 ПО ДЕЛУ N 33-19172

Разделы:
ТСЖ (товарищество собственников жилья)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 ноября 2010 г. по делу N 33-19172


Судья: Кучинский Е.Н.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Рыковой Г.М.,
судей Ризиной А.Н., Хугаева А.Г.,
при секретаре С.,
рассмотрев в судебном заседании от 09 ноября 2010 года кассационную жалобу ООО "Удачное" на решение Химкинского городского суда Московской области от 05 августа 2010 года по делу по иску А., Х. к Администрации г. о. Химки Московской области, третьим лицам - Территориальному управлению Сходня-Фирсановка, ООО "Удачное", ТСЖ "Квартал Удачное", У., З., Ц. о предоставлении земельного участка в собственность,
заслушав доклад судьи Рыковой Г.М.,
объяснения представителя Х.- Ц.Ю.
установила:

А., Х. обратились в суд с иском к Администрации г. о. Химки Московской области о предоставлении в собственность земельных участков, площадь которых равна 669 кв. м и 487 кв. м, расположенных по адресам: <...> соответственно, путем выкупа за цену, равную 10-кратной ставке земельного налога за единицу площади, ссылаясь на то, что они являются собственниками части жилого дома N 13, расположенного по вышеуказанному адресу.
Ответчик иск не признал, сославшись на то, что спорный земельный участок находится в аренде у ООО "Удачное".
Третьи лица - У., З. пояснили, что являются собственниками квартир N 3 и N 2 квартала Удачное соответственно и споров по границам с истицами у них нет.
Третье лицо - ТСЖ "Квартал Удачное" просил удовлетворить исковые требования.
Представитель третьего лица - ООО "Удачное" возражал об удовлетворении исковых требований.
Суд постановил решение, которым исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Администрации г. о. Химки Московской области просит об отмене указанного решения, ссылаясь на его незаконность.
Выслушав объяснения явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда.
Так, в соответствии со ст. 36 ЗК РФ, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Религиозным организациям, имеющим в собственности здания, строения, сооружения религиозного и благотворительного назначения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, эти земельные участки предоставляются в собственность бесплатно.
Религиозным организациям, имеющим в соответствии с федеральными законами на праве безвозмездного пользования здания, строения, сооружения религиозного и благотворительного назначения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, эти земельные участки предоставляются на праве безвозмездного срочного пользования на срок безвозмездного пользования этими зданиями, строениями, сооружениями.
1.1. Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении:
1) земельных участков, находящихся в федеральной собственности, - уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
2) земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
3) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, - органами местного самоуправления.
1.2. Цена земельных участков, указанных в пункте 1.1 настоящей статьи, не может превышать их кадастровую стоимость. До установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления порядка определения цены земельного участка эта цена устанавливается в размере его кадастровой стоимости.
2. В существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
3. В случае если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами, с учетом долей в праве собственности на здание.
В случае если в здании, находящемся на неделимом земельном участке, помещения принадлежат одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления или всем лицам на праве хозяйственного ведения, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами. При этом договор аренды земельного участка заключается с условием согласия сторон на вступление в этот договор иных правообладателей помещений в этом здании.
Казенные предприятия и государственные или муниципальные учреждения - правообладатели помещений в этом здании обладают правом ограниченного пользования земельным участком для осуществления своих прав на принадлежащие им помещения.
4. В случае, если помещения в здании, расположенном на неделимом земельном участке, закреплены за несколькими казенными предприятиями и государственными или муниципальными учреждениями, данный земельный участок предоставляется лицу, во владении которого находится большая площадь помещений в здании, в постоянное (бессрочное) пользование, а другие из этих лиц обладают правом ограниченного пользования земельным участком для осуществления своих прав на закрепленные за ними помещения.
5. Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
6. В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
7. В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
8. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
В соответствии со ст. 11.2 ЗК РФ, 1. Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. 4. Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, а также в случаях, указанных в пункте 6 настоящей статьи.
Согласно п. 3 ч. 3. ст. 12 Закона Московской области "О регулировании земельных отношений в Московской области" от 07.06.1996 г. N 23\\96-03, продажа земельного участка осуществляется по цене равной десятикратному размеру ставки земельного налога на единицу площади земельного участка.
Как усматривается из материалов дела, постановлением Администрации г. Сходня Химкинского района Московской обл. N 62 от 20.03.2000 г. ООО "Удачное" в аренду на 49 лет был выделен земельный участок для целей отдыха со строительством коттеджного поселка.
29.06.2000 г. между Администрацией г. Сходня Химкинского района Московской обл. и ООО "Удачное" был заключен договор аренды земельного участка N 68, согласно которому ООО "Удачное" был передан земельный участок площадью 4,37 га для целей отдыха со строительством коттеджного поселка сроком на 49 лет.
30.06.2008 г. Администрация г. о. Химки и ООО "Удачное" расторгли данный договор аренды и в этот же день земельный участок площадью 4,37 га был передан Администрации г. о. Химки, о чем составлен акт приема-передачи земельного участка.
Судом верно установлено, что расчеты по арендной плате за землю к договору аренды N 68 от 29.06.200 г. прекращены ООО "Удачное" после расторжения данного договора, что подтверждается ответом Администрации г. о. Химки на судебный запрос.
Из свидетельства о государственной регистрации права усматривается, что А. является собственником квартиры, расположенной по адресу: <...>.
Х. является собственником квартиры, расположенной по адресу: <...>.
Согласно приказу Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 N 370 "Об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения", к заявлению о приобретении прав на земельный участок должен быть приложен кадастровый паспорт земельного участка, а до вступления в силу ФЗ N 221-Фз от 24.07.2007 план земельного участка (п. 6), копия документа, подтверждающего право на приобретение земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством (п. 7).
Из ответов Администрации г. о. Химки, выданных собственникам дома 8 квартала Удачное, а именно собственнику кв. 3 - П. и кв. 1 д. 13 - А. на заявление о предоставлении в собственность земельных участков, усматривается, что в связи с отсутствием проекта планировки территории, ранее предоставленной в аренду ООО "Удачное" для целей отдыха и строительства коттеджного поселка в кв. Удачное, предоставление земельных участков в собственность не представляется возможным, т.к. только на основании градостроительной документации определяется площадь и границы земельных участков под существующими объектами недвижимости.
В соответствии с вышеприведенной нормой, данный ответ Администрации является незаконным. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения является закрытым и проект планировки территории, согласно приказу Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 N 370 не требуется.
Из кадастровых планов земельных участков усматривается, что земельный участок, на котором располагается дом 13, является делимым.
Суд обоснованно пришел к выводу о возможности передачи в собственность истцов - А. земельного участка площадью 618 кв. м, Х. земельного участка площадью 453 кв. м т.к. данные земельные участки необходимы для обслуживания помещений.
Суд пришел к правильному выводу о невозможности передачи А. земельного участка площадью 51 кв. м, Х. земельный участок площадью 35 кв. м, расположенных через автомобильную дорогу от дома 13, поскольку указанные земельные участки придомовой территорией не являются.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об удовлетворении иска.
Суд, правильно определив обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, и дав им надлежащую правовую оценку, постановил законное и обоснованное решение, не допустив при этом нарушений норм материального и процессуального права.
Доводы кассационной жалобы не опровергают правильность постановленного по делу решения.
Руководствуясь ст. 193, 199, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:

Решение Химкинского городского суда Московской области от 05 августа 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Удачное" - без удовлетворения.














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)