Судебные решения, арбитраж
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2011 года
Постановление изготовлено в полном объеме 06 сентября 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Г.В.Борисовой
судей Е.А.Фокиной, Л.А.Шульга
при ведении протокола судебного заседания: Е.В.Михайлюк
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12120/2011) ООО "Жилкомсервис N 1 Невского района" на решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.05.2011 по делу N А56-6727/2011 (судья Анисимова О.В.), принятое
по заявлению ООО "Жилкомсервис N 1 Невского района"
к Государственной административно-технической инспекции Правительства г. Санкт-Петербурга
об оспаривании постановления
при участии:
- от заявителя: Дмитриева А.А. по доверенности от 26.08.2011, Никулина Д.Г. по доверенности от 26.08.2011;
- от ответчика: Горбовского Д.В. по доверенности от 11.01.2011 N 02-19/11;
- установил:
ООО "Жилкомсервис N 1 Невского района" (ОГРН 1089847179950, место нахождении: 193315, Санкт-Петербург, улица Народная, дом 47, корпус 4) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным постановления Государственной административно-технической инспекции Правительства Санкт-Петербурга (место нахождение: 195067 Санкт-Петербург, Пискаревский проспект, дом 35) от 02.02.2011 N 146/11 о привлечении общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения по ч. 1 ст. 21 Закона Санкт-Петербурга от 29.05.2003 N 239-29 "Об административных правонарушениях в сфере благоустройства в Санкт-Петербурге" (далее Закон N 239-29).
Решением суда первой инстанции ООО "Жилкомсервис N 1 Невского района" (далее - общество) в удовлетворении заявленных требований отказано в связи с обоснованным привлечением общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения.
Не согласившись с решением суда, общество направило апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить и прекратить производство по делу об административном правонарушении.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы по тем основаниям, что в настоящем деле имеются обстоятельства исключающие производство по делу, поскольку оспариваемым постановлением общество привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 21 Закона Санкт-Петербурга N 239-29, тогда как на дату принятия постановления указанный Закон был признан утратившим силу и действовал Закон Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в сфере благоустройства в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N 273-70).
Представитель административного органа с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, пояснив, что правонарушение обществом совершено в период действия Закона N 239-29, с принятием нового закона административная ответственность за аналогичное правонарушение не отменена, более того, штрафные санкции предусмотрены в большем размере, чем по ранее действовавшему закону.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266 - 271 АПК РФ.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела, 27.12.2010 Государственной административно-технической инспекцией Правительства Санкт-Петербурга выполнение работ по очистке дворовых территорий от снега, снежно-ледяных образований, кровель от сосулек, наледей, снега, крыш от снега в домов, находящихся в управлении ООО "Жилкомсервис N 1 Невского района", расположенных по адресам: Санкт-Петербург, дом 35 корпуса с 1 - 4 по проспекту Большевиков; дома 42, 44.46, 52 (корпус 2) по улице Тельмана; дома 41.43, 47, 49, 51, 57, 59, 61 по улице Народной.
По итогам проверки административным органом с применением фотосъемки составлен акт N 04/09 от 27.12.2010 в котором зафиксировано, что по вышеперечисленным адресам обществом не соблюдены сроки и порядок уборки дворовых территорий от снега, снежно-ледяных образований, кровель от сосулек, наледей, снега и крыш, что является нарушением пунктов 3.2.4, 5.2, 5.2.2., 5.4, 5.13 Правил уборки, обеспечения чистоты и порядка на территории Санкт-Петербурга от 16.10.2007 N 1334.
29.12.2010 административным органом с участием генерального директора общества составлен протокол об административном правонарушении N 04/959, на основании которого 02.02.2011 вынесено постановление N 146/11 о привлечении ООО "Жилкомсервис N 1 Невского района" к административной ответственности по ч. 1 ст. 21 Закона Санкт-Петербурга "Об административных правонарушениях в сфере благоустройства в Санкт-Петербурге" в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Общество с указанным постановлением не согласилось по тем основаниям, что в настоящем деле имеются обстоятельства исключающие производство по делу, поскольку оспариваемым постановлением общество привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 21 Закона N 239-29, утратившего силу на дату принятия оспариваемого постановления. Указанное обстоятельство явилось основанием для обращения в суд с заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая заявителю в удовлетворении заявленных требований, в полном объеме оценил обстоятельства дела, правильно применив нормы материального и процессуального права.
Частью 1 статьи 21 Закона N 239-29 предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга сроков и порядка проведения работ по уборке территории Санкт-Петербурга, объектов благоустройства, в том числе работ по очистке от пыли, грязи, мусора, отходов производства и потребления, снега, наледи; очистке кровель; удалению грунтовых наносов, атмосферных осадков и их образований; подметанию, зачистке; мойке, поливке. Данное правонарушение влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц - десяти тысяч рублей; на юридических лиц - ста тысяч рублей.
Субъектом данного правонарушения является лицо, на которое возложены функции по уборке дворовых территорий от снега, снежно-ледяных образований, кровель от сосулек, наледей, снега и крыш жилых домов.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) одним из способов управления многоквартирным домом является управление управляющей организацией.
Частью 3 данной статьи предусмотрено, что способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Надлежащее содержание общего имущества может быть обеспечено собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 ЖК РФ (подпункт "а" пункта 16 "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме").
Судом первой инстанции установлено, что согласно представленным в материалы дела договорам управления многоквартирными домами, заключенным ООО "Жилкомсервис N 1 Невского района" с Санкт-Петербургским государственным учреждением "Жилищное агентство Невского района Санкт-Петербурга" общество является управляющей организацией в проверяемых домах. В соответствии с условиями указанных договоров общество приняло на себя обязательства по обеспечению надлежащего содержания указанных многоквартирных домов.
Объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 21 Закона N 239-29, образуют действия, направленные на нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов правил уборки, обеспечения чистоты и порядка на обслуживаемой ими территории.
Поскольку данная норма носит бланкетный характер, то привлечение к административной ответственности по указанной статье возможно лишь при установлении нарушений правовых норм, предусмотренных иными нормативными актами.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.10.2007 N 1334 утверждены Правила уборки, обеспечения чистоты и порядка на территории Санкт-Петербурга (далее - Правила N 1334).
В соответствии с пунктом 3.2.4 Правил дворовые, внутриквартальные территории должны содержаться в чистоте и порядке, обеспечивающем беспрепятственное движение пешеходов и подъезд транспорта. Дворовые, внутриквартальные территории, на которых расположены жилые и многоквартирные дома, должны содержаться в соответствии с утвержденными в установленном порядке правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда (в части, касающейся требований по содержанию придомовой территории).
С 16 октября по 15 апреля устанавливается период зимней уборки территории Санкт-Петербурга (далее - зимняя уборка). В зависимости от погодных условий указанный период может быть сокращен или продлен по решению Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству. Зимняя уборка автомобильных дорог, иных объектов улично-дорожной сети Санкт-Петербурга, дворовых, внутриквартальных территорий, пешеходных территорий и иных объектов благоустройства предусматривает работы, связанные с ликвидацией скользкости, удалением снега и снежно-ледяных образований. Зимняя уборка предусматривает дополнительные требования по уборке в установленный период времени и не снимает с хозяйствующих субъектов обязанности производить уборку территорий объектов от мусора, иных загрязнений (пункты 5.1 и 5.2 Правил уборки).
Правилами предусмотрены виды уборки гололеда и скользкости, а также уборки снега (пункты 5.2.1, 5.2.2, 5.3 - 5.6 Правил).
Согласно пунктам 5.2.1, 5.2.2 Правил удаление гололеда и скользкости производится путем обработки покрытий тротуаров и проезжей части автомобильных дорог, иных объектов улично-дорожной сети Санкт-Петербурга, дворовых, внутриквартальных территорий, пешеходных территорий противогололедными материалами. Удаление снега осуществляется путем его рыхления, подметания, сгребания, а также погрузки, вывоза и размещения в специально оборудованных местах.
В соответствии с пунктами 5.3 и 5.4 Правил уборки сгребание и подметание снега с тротуаров и проезжей части улиц и автомобильных дорог начинается в зависимости от интенсивности снегопада, но не позднее чем при выпадении снега свыше 0,03 м. Проезжая часть автомобильных дорог с усовершенствованным покрытием должна очищаться до твердого покрытия. Сдвижка и подметание снега с тротуаров и пешеходных территорий производится сразу после начала снегопада в дневное время; на дворовых, внутриквартальных территориях - не позднее чем через час при условии выпадения снега свыше 0,03 м. После окончания снегопада указанные территории должны быть убраны не позднее чем через два часа и очищены до твердого покрытия. При ночном снегопаде уборка автомобильных дорог, тротуаров, пешеходных территорий, дворовых, внутриквартальных территорий производится до 8 часов утра.
Согласно пункту 5.7 Правил регулярно проводится очистка от снега проездов на дворовых, внутриквартальных территориях, обеспечивающая безопасное движение пешеходов и транспорта, и амбразур водоприемных патрубков ливневой канализации.
Снег, очищаемый с пешеходных территорий, а также с проездов, тротуаров на дворовых, внутриквартальных территориях, складируется на указанных территориях таким образом, чтобы были обеспечены проход пешеходов, проезд транспорта, доступ к инженерным коммуникациям и сооружениям на них и сохранность зеленых насаждений. Ширина сформированного снежного вала не должна превышать 1 м с учетом очищенной лотковой зоны. По мере накопления снега, но не позднее чем при достижении снежного вала высотой и шириной более 1 м, обеспечивается его вывоз.
В силу пункта 5.13 Правил для предотвращения падения сосулек и наледей с крыш и иных поверхностей объектов регулярно выполняется их очистка с обязательным применением мер предосторожности, обеспечивающих безопасность движения пешеходов и сохранность всех видов имущества, включая деревья, кустарники, плиточное покрытие тротуаров, вывески.
Сбрасывание снега и наледи с крыш и иных поверхностей объектов на тротуары, прилегающие к улично-дорожной сети, и проезжие части улично-дорожной сети, убираемые специализированными организациями, осуществляется владельцами зданий, сооружений, объектов благоустройства с обязательным согласованием с указанными организациями сроков начала и окончания работ.
Сброшенные с крыш и иных поверхностей объектов снег и наледь формируются владельцами объектов в снежные валы в прилотковой зоне в соответствии с требованиями пункта 5.6 Правил. Дальнейший вывоз снега и наледи осуществляется специализированными организациями, указанными в пункте 4.5 Правил.
Пунктом 5.15 Правил установлено, что при производстве зимней уборки запрещается:
- - складирование (сброс) снега после скалывания льда на тротуарах, контейнерных площадках, а также на газонах и в зоне зеленых насаждений (при отсутствии согласования с уполномоченным исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга), в канализационные колодцы, городские акватории, на трассах тепловых сетей;
- - сдвигание снега к стенам зданий и сооружений.
Материалами дела подтверждается, что общество как управляющая компания не соблюдало сроки и порядок уборки дворовых территорий от снега, снежно-ледяных образований, кровель от сосулек, наледей, снега и крыш в жилых зданиях, расположенных по адресам: Санкт-Петербург, дом 35 корпуса с 1 - 4 по проспекту Большевиков; дома 42, 44.46, 52 (корпус 2) по улице Тельмана; дома 41.43, 47, 49, 51, 57, 59, 61 по улице Народной. Данный факт подтверждается актом проверки от 27.12.2010, материалами фотофиксации, протоколом об административном правонарушении от 29.12.2010 и по существу обществом не отрицается.
Доказательств невиновного поведения общества, применительно к ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, свидетельствующих о принятии обществом необходимых и достаточных мер по исполнению публично-правовых обязательств в сфере благоустройства Санкт-Петербурга, по соблюдению правил уборки и обеспечения чистоты на соответствующей территории, по недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения, в материалах дела не имеется, не представлены они и в апелляционную инстанцию. Имеющееся в материалах дела объяснение представителя общества об уборке снега после вынесения соответствующего предписания было учтено административным органом при назначении наказания.
Оценив все обстоятельства дела, апелляционный суд считает, что административным органом доказан факт совершенного обществом административного правонарушения и его вина.
Таким образом, поскольку общество, как управляющая организация, не соблюдало порядок и сроки уборки дворовых территорий от снега, снежно-ледяных образований, кровель от сосулек, наледей, снега и крыш, то оно правомерно привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 21 N 239-29, штраф назначен в минимальном размере.
Процессуальных нарушений судом не установлено. Общество надлежащим образом извещалось как о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, так и о рассмотрении административного дела.
Доводы общества о наличии оснований для прекращения производства по настоящему административному делу обоснованно не приняты судом первой инстанции.
В силу части 1 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
На момент совершения обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 21 Закона N 239-29 (29.12.2010) в качестве административного наказания предусматривалось вынесение предупреждения либо наложение административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Как видно из оспариваемого постановления 02.02.2011 общество было привлечено к административной ответственности предусмотренной частью 1 статьи 21 Закона N 239-29 в виде 100 000 рублей штрафа.
Между тем, с 01.01.2011 утратил силу Закон N 239-29 и вступил в силу Закон N 273-70.
В соответствии с частью 2 статьи 1.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Статьей 23 Закон N 273-70 установлена административная ответственность за нарушение установленных исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга сроков и порядка проведения работ по уборке территории Санкт-Петербурга, объектов благоустройства, в том числе работ по очистке от пыли, грязи, мусора, отходов производства и потребления, снега, наледи; очистке кровель; удалению грунтовых наносов, атмосферных осадков и их образований; подметанию, зачистке; мойке, поливке, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
Суд первой инстанции правильно указал, что поскольку Закон N 273-70 не отменяет административную ответственность за нарушение сроков и порядка проведения работ по уборке территории Санкт-Петербурга, объектов благоустройства, а также не улучшает положение лица, привлекаемого к административной ответственности, то общество в соответствии со статьей 1.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях обоснованно привлечено к административной ответственности по статье 21 Закона N 239-29.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции дал правильную оценку обстоятельствам, установленным по делу, и принял законное решение, оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05 мая 2011 по делу А56-6727/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Жилкомсервис N 1 Невского района" без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в порядке, предусмотренном частью 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.09.2011 ПО ДЕЛУ N А56-6727/2011
Разделы:Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 сентября 2011 г. по делу N А56-6727/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2011 года
Постановление изготовлено в полном объеме 06 сентября 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Г.В.Борисовой
судей Е.А.Фокиной, Л.А.Шульга
при ведении протокола судебного заседания: Е.В.Михайлюк
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12120/2011) ООО "Жилкомсервис N 1 Невского района" на решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.05.2011 по делу N А56-6727/2011 (судья Анисимова О.В.), принятое
по заявлению ООО "Жилкомсервис N 1 Невского района"
к Государственной административно-технической инспекции Правительства г. Санкт-Петербурга
об оспаривании постановления
при участии:
- от заявителя: Дмитриева А.А. по доверенности от 26.08.2011, Никулина Д.Г. по доверенности от 26.08.2011;
- от ответчика: Горбовского Д.В. по доверенности от 11.01.2011 N 02-19/11;
- установил:
ООО "Жилкомсервис N 1 Невского района" (ОГРН 1089847179950, место нахождении: 193315, Санкт-Петербург, улица Народная, дом 47, корпус 4) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным постановления Государственной административно-технической инспекции Правительства Санкт-Петербурга (место нахождение: 195067 Санкт-Петербург, Пискаревский проспект, дом 35) от 02.02.2011 N 146/11 о привлечении общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения по ч. 1 ст. 21 Закона Санкт-Петербурга от 29.05.2003 N 239-29 "Об административных правонарушениях в сфере благоустройства в Санкт-Петербурге" (далее Закон N 239-29).
Решением суда первой инстанции ООО "Жилкомсервис N 1 Невского района" (далее - общество) в удовлетворении заявленных требований отказано в связи с обоснованным привлечением общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения.
Не согласившись с решением суда, общество направило апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить и прекратить производство по делу об административном правонарушении.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы по тем основаниям, что в настоящем деле имеются обстоятельства исключающие производство по делу, поскольку оспариваемым постановлением общество привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 21 Закона Санкт-Петербурга N 239-29, тогда как на дату принятия постановления указанный Закон был признан утратившим силу и действовал Закон Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в сфере благоустройства в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N 273-70).
Представитель административного органа с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, пояснив, что правонарушение обществом совершено в период действия Закона N 239-29, с принятием нового закона административная ответственность за аналогичное правонарушение не отменена, более того, штрафные санкции предусмотрены в большем размере, чем по ранее действовавшему закону.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266 - 271 АПК РФ.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела, 27.12.2010 Государственной административно-технической инспекцией Правительства Санкт-Петербурга выполнение работ по очистке дворовых территорий от снега, снежно-ледяных образований, кровель от сосулек, наледей, снега, крыш от снега в домов, находящихся в управлении ООО "Жилкомсервис N 1 Невского района", расположенных по адресам: Санкт-Петербург, дом 35 корпуса с 1 - 4 по проспекту Большевиков; дома 42, 44.46, 52 (корпус 2) по улице Тельмана; дома 41.43, 47, 49, 51, 57, 59, 61 по улице Народной.
По итогам проверки административным органом с применением фотосъемки составлен акт N 04/09 от 27.12.2010 в котором зафиксировано, что по вышеперечисленным адресам обществом не соблюдены сроки и порядок уборки дворовых территорий от снега, снежно-ледяных образований, кровель от сосулек, наледей, снега и крыш, что является нарушением пунктов 3.2.4, 5.2, 5.2.2., 5.4, 5.13 Правил уборки, обеспечения чистоты и порядка на территории Санкт-Петербурга от 16.10.2007 N 1334.
29.12.2010 административным органом с участием генерального директора общества составлен протокол об административном правонарушении N 04/959, на основании которого 02.02.2011 вынесено постановление N 146/11 о привлечении ООО "Жилкомсервис N 1 Невского района" к административной ответственности по ч. 1 ст. 21 Закона Санкт-Петербурга "Об административных правонарушениях в сфере благоустройства в Санкт-Петербурге" в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Общество с указанным постановлением не согласилось по тем основаниям, что в настоящем деле имеются обстоятельства исключающие производство по делу, поскольку оспариваемым постановлением общество привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 21 Закона N 239-29, утратившего силу на дату принятия оспариваемого постановления. Указанное обстоятельство явилось основанием для обращения в суд с заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая заявителю в удовлетворении заявленных требований, в полном объеме оценил обстоятельства дела, правильно применив нормы материального и процессуального права.
Частью 1 статьи 21 Закона N 239-29 предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга сроков и порядка проведения работ по уборке территории Санкт-Петербурга, объектов благоустройства, в том числе работ по очистке от пыли, грязи, мусора, отходов производства и потребления, снега, наледи; очистке кровель; удалению грунтовых наносов, атмосферных осадков и их образований; подметанию, зачистке; мойке, поливке. Данное правонарушение влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц - десяти тысяч рублей; на юридических лиц - ста тысяч рублей.
Субъектом данного правонарушения является лицо, на которое возложены функции по уборке дворовых территорий от снега, снежно-ледяных образований, кровель от сосулек, наледей, снега и крыш жилых домов.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) одним из способов управления многоквартирным домом является управление управляющей организацией.
Частью 3 данной статьи предусмотрено, что способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Надлежащее содержание общего имущества может быть обеспечено собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 ЖК РФ (подпункт "а" пункта 16 "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме").
Судом первой инстанции установлено, что согласно представленным в материалы дела договорам управления многоквартирными домами, заключенным ООО "Жилкомсервис N 1 Невского района" с Санкт-Петербургским государственным учреждением "Жилищное агентство Невского района Санкт-Петербурга" общество является управляющей организацией в проверяемых домах. В соответствии с условиями указанных договоров общество приняло на себя обязательства по обеспечению надлежащего содержания указанных многоквартирных домов.
Объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 21 Закона N 239-29, образуют действия, направленные на нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов правил уборки, обеспечения чистоты и порядка на обслуживаемой ими территории.
Поскольку данная норма носит бланкетный характер, то привлечение к административной ответственности по указанной статье возможно лишь при установлении нарушений правовых норм, предусмотренных иными нормативными актами.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.10.2007 N 1334 утверждены Правила уборки, обеспечения чистоты и порядка на территории Санкт-Петербурга (далее - Правила N 1334).
В соответствии с пунктом 3.2.4 Правил дворовые, внутриквартальные территории должны содержаться в чистоте и порядке, обеспечивающем беспрепятственное движение пешеходов и подъезд транспорта. Дворовые, внутриквартальные территории, на которых расположены жилые и многоквартирные дома, должны содержаться в соответствии с утвержденными в установленном порядке правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда (в части, касающейся требований по содержанию придомовой территории).
С 16 октября по 15 апреля устанавливается период зимней уборки территории Санкт-Петербурга (далее - зимняя уборка). В зависимости от погодных условий указанный период может быть сокращен или продлен по решению Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству. Зимняя уборка автомобильных дорог, иных объектов улично-дорожной сети Санкт-Петербурга, дворовых, внутриквартальных территорий, пешеходных территорий и иных объектов благоустройства предусматривает работы, связанные с ликвидацией скользкости, удалением снега и снежно-ледяных образований. Зимняя уборка предусматривает дополнительные требования по уборке в установленный период времени и не снимает с хозяйствующих субъектов обязанности производить уборку территорий объектов от мусора, иных загрязнений (пункты 5.1 и 5.2 Правил уборки).
Правилами предусмотрены виды уборки гололеда и скользкости, а также уборки снега (пункты 5.2.1, 5.2.2, 5.3 - 5.6 Правил).
Согласно пунктам 5.2.1, 5.2.2 Правил удаление гололеда и скользкости производится путем обработки покрытий тротуаров и проезжей части автомобильных дорог, иных объектов улично-дорожной сети Санкт-Петербурга, дворовых, внутриквартальных территорий, пешеходных территорий противогололедными материалами. Удаление снега осуществляется путем его рыхления, подметания, сгребания, а также погрузки, вывоза и размещения в специально оборудованных местах.
В соответствии с пунктами 5.3 и 5.4 Правил уборки сгребание и подметание снега с тротуаров и проезжей части улиц и автомобильных дорог начинается в зависимости от интенсивности снегопада, но не позднее чем при выпадении снега свыше 0,03 м. Проезжая часть автомобильных дорог с усовершенствованным покрытием должна очищаться до твердого покрытия. Сдвижка и подметание снега с тротуаров и пешеходных территорий производится сразу после начала снегопада в дневное время; на дворовых, внутриквартальных территориях - не позднее чем через час при условии выпадения снега свыше 0,03 м. После окончания снегопада указанные территории должны быть убраны не позднее чем через два часа и очищены до твердого покрытия. При ночном снегопаде уборка автомобильных дорог, тротуаров, пешеходных территорий, дворовых, внутриквартальных территорий производится до 8 часов утра.
Согласно пункту 5.7 Правил регулярно проводится очистка от снега проездов на дворовых, внутриквартальных территориях, обеспечивающая безопасное движение пешеходов и транспорта, и амбразур водоприемных патрубков ливневой канализации.
Снег, очищаемый с пешеходных территорий, а также с проездов, тротуаров на дворовых, внутриквартальных территориях, складируется на указанных территориях таким образом, чтобы были обеспечены проход пешеходов, проезд транспорта, доступ к инженерным коммуникациям и сооружениям на них и сохранность зеленых насаждений. Ширина сформированного снежного вала не должна превышать 1 м с учетом очищенной лотковой зоны. По мере накопления снега, но не позднее чем при достижении снежного вала высотой и шириной более 1 м, обеспечивается его вывоз.
В силу пункта 5.13 Правил для предотвращения падения сосулек и наледей с крыш и иных поверхностей объектов регулярно выполняется их очистка с обязательным применением мер предосторожности, обеспечивающих безопасность движения пешеходов и сохранность всех видов имущества, включая деревья, кустарники, плиточное покрытие тротуаров, вывески.
Сбрасывание снега и наледи с крыш и иных поверхностей объектов на тротуары, прилегающие к улично-дорожной сети, и проезжие части улично-дорожной сети, убираемые специализированными организациями, осуществляется владельцами зданий, сооружений, объектов благоустройства с обязательным согласованием с указанными организациями сроков начала и окончания работ.
Сброшенные с крыш и иных поверхностей объектов снег и наледь формируются владельцами объектов в снежные валы в прилотковой зоне в соответствии с требованиями пункта 5.6 Правил. Дальнейший вывоз снега и наледи осуществляется специализированными организациями, указанными в пункте 4.5 Правил.
Пунктом 5.15 Правил установлено, что при производстве зимней уборки запрещается:
- - складирование (сброс) снега после скалывания льда на тротуарах, контейнерных площадках, а также на газонах и в зоне зеленых насаждений (при отсутствии согласования с уполномоченным исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга), в канализационные колодцы, городские акватории, на трассах тепловых сетей;
- - сдвигание снега к стенам зданий и сооружений.
Материалами дела подтверждается, что общество как управляющая компания не соблюдало сроки и порядок уборки дворовых территорий от снега, снежно-ледяных образований, кровель от сосулек, наледей, снега и крыш в жилых зданиях, расположенных по адресам: Санкт-Петербург, дом 35 корпуса с 1 - 4 по проспекту Большевиков; дома 42, 44.46, 52 (корпус 2) по улице Тельмана; дома 41.43, 47, 49, 51, 57, 59, 61 по улице Народной. Данный факт подтверждается актом проверки от 27.12.2010, материалами фотофиксации, протоколом об административном правонарушении от 29.12.2010 и по существу обществом не отрицается.
Доказательств невиновного поведения общества, применительно к ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, свидетельствующих о принятии обществом необходимых и достаточных мер по исполнению публично-правовых обязательств в сфере благоустройства Санкт-Петербурга, по соблюдению правил уборки и обеспечения чистоты на соответствующей территории, по недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения, в материалах дела не имеется, не представлены они и в апелляционную инстанцию. Имеющееся в материалах дела объяснение представителя общества об уборке снега после вынесения соответствующего предписания было учтено административным органом при назначении наказания.
Оценив все обстоятельства дела, апелляционный суд считает, что административным органом доказан факт совершенного обществом административного правонарушения и его вина.
Таким образом, поскольку общество, как управляющая организация, не соблюдало порядок и сроки уборки дворовых территорий от снега, снежно-ледяных образований, кровель от сосулек, наледей, снега и крыш, то оно правомерно привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 21 N 239-29, штраф назначен в минимальном размере.
Процессуальных нарушений судом не установлено. Общество надлежащим образом извещалось как о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, так и о рассмотрении административного дела.
Доводы общества о наличии оснований для прекращения производства по настоящему административному делу обоснованно не приняты судом первой инстанции.
В силу части 1 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
На момент совершения обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 21 Закона N 239-29 (29.12.2010) в качестве административного наказания предусматривалось вынесение предупреждения либо наложение административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Как видно из оспариваемого постановления 02.02.2011 общество было привлечено к административной ответственности предусмотренной частью 1 статьи 21 Закона N 239-29 в виде 100 000 рублей штрафа.
Между тем, с 01.01.2011 утратил силу Закон N 239-29 и вступил в силу Закон N 273-70.
В соответствии с частью 2 статьи 1.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Статьей 23 Закон N 273-70 установлена административная ответственность за нарушение установленных исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга сроков и порядка проведения работ по уборке территории Санкт-Петербурга, объектов благоустройства, в том числе работ по очистке от пыли, грязи, мусора, отходов производства и потребления, снега, наледи; очистке кровель; удалению грунтовых наносов, атмосферных осадков и их образований; подметанию, зачистке; мойке, поливке, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
Суд первой инстанции правильно указал, что поскольку Закон N 273-70 не отменяет административную ответственность за нарушение сроков и порядка проведения работ по уборке территории Санкт-Петербурга, объектов благоустройства, а также не улучшает положение лица, привлекаемого к административной ответственности, то общество в соответствии со статьей 1.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях обоснованно привлечено к административной ответственности по статье 21 Закона N 239-29.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции дал правильную оценку обстоятельствам, установленным по делу, и принял законное решение, оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05 мая 2011 по делу А56-6727/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Жилкомсервис N 1 Невского района" без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в порядке, предусмотренном частью 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Г.В.БОРИСОВА
Г.В.БОРИСОВА
Судьи
Е.А.ФОКИНА
Л.А.ШУЛЬГА
Е.А.ФОКИНА
Л.А.ШУЛЬГА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)